Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев: развитие умений и навыков

Должный уход за ребёнком в 6 месяцев

Доброе утро малыша начинается с маминой улыбки, гигиенических процедур (умывание, подмывание) и грудного молочка или смеси. Воздушные ванны на 10–15 минут желательно устраивать после каждого подмывания. Когда есть потребность, кожу и складочки обрабатывают кремом от опрелостей.

Иногда мама замечает повышенное слюнотечение у ребёнка. Это может быть вызвано появлением зубов или индивидуальной особенностью малыша. Чтобы избежать раздражений на коже, необходимо промокать слюнки. Платочек должен быть чистым, мягким и, желательно, одноразовым. Покрасневшую от постоянного раздражения кожу рекомендуется смазывать противовоспалительным детским кремом.

Если зубки уже прорезались, раз в один-два дня их рекомендуется чистить. Для этого мама должна обмотать свой указательный палец чистой марлевой салфеткой (или бинтом), смочить её в кипячёной воде и протереть зубки со всех сторон. Движения должны быть аккуратными, чтобы не повредить десну. Можно приобрести специальный силиконовый напальчник для чистки зубов до года. Никаких зубных паст использовать не нужно.

Грудным детям чистят зубы и дёсны с помощью силиконового напальчника

В каждой семье существует свой режим дня. Прогулки зависят от настроения родителей, ребёнка и погоды. Хорошо, если они совпадают с дневным сном малыша. Гулять с грудничком на свежем воздухе рекомендуется более 3 часов в день. Дома в период бодрствования можно заняться гимнастикой и массажем. Обычно день заканчивается купанием. При потнице в ванночку добавляют отвары трав календулы, череды или ромашки. После купания малыш ест и засыпает.

Питание: что можно и нужно давать на шестом месяце жизни

Основной едой для малыша в 6 месяцев остаётся грудное молоко или смесь. Если ребёнок находится на грудном вскармливании, то до этого возраста прикорм обычно не вводят. В полгода грудничку предлагается новое блюдо, часто это овощной отвар (например, из капусты цветной или брокколи). Начинают давать отвар с чайной ложки, каждый день увеличивая объём и через 3 дня заменяя на пюре из этого же продукта. Объём овощного пюре доводят до 150 г. Такая норма полностью заменяет собой грудное молоко в один из приёмов пищи. Докармливать в процессе введения прикорма необходимо грудью. Примерно через 14 дней предлагается новый продукт. Это может быть каша, приготовленная на воде (гречневая, рисовая, кукурузная). Начинают с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объём до 150 г и заменяя тем самым одно кормление. В 6 месяцев малыши-искусственники едят 5 раз в сутки. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, прикорм иногда начинают давать на 1–1,5 месяца раньше. Но многие педиатры считают, что ранний прикорм необязателен. Так как современные смеси практически полностью соответствуют потребностям малыша, вводить первый новый продукт можно также в полгода.

С новыми блюдами кроху знакомят постепенно, начиная с чайной ложки продукта

В рацион полугодовалого ребёнка могут входить: овощное пюре — 150 г, каша — 150 г, фруктовое пюре (или сок) — 60 г, творог — 40 г, мясное пюре — 30 г. Сроки и очерёдность введения нового продукта не являются строгим ориентиром и зависят от конкретного ребёнка и рекомендаций врача.

Если организм ребёнка не принимает новый продукт, мама может обнаружить аллергическую реакцию на коже или проблемы со стулом у малыша. При появлении нежелательных последствий, прикорм прекращается. И когда исчезнут все симптомы, пробуют ввести другой вариант.

Правила введения нового продукта во всех случаях одни и те же: начинаем с малого, следим за реакцией, увеличиваем объём, новый продукт предлагаем через 10–14 дней.

Социальное и эмоциональное развитие

В 7 месяцев развивается визуальное восприятие ребенка: он начинает замечать элементы обстановки, его интересует отражение в зеркале, он начинает понимать, что между отражением и его телом есть связь.

В 6 – 8 месяцев дети начинают выражать страх. Эта эмоция развивается позже остальных базовых, так как для того, чтобы ее испытывать, нужно научиться сопоставлять событие, которое вызывает страх в данный момент, с похожим событием из прошлого. Именно поэтому сейчас ребенок умеет сравнивать лица близких и незнакомых людей и выражать боязнь последних.

Между 8 и 12 месяцами малыш знает, какие игрушки и люди ему больше нравятся, он хочет находиться с ними как можно чаще и дольше, видя в них источник эмоциональной поддержки. Также он протестует, если забрать его любимую игрушку или если мама его покидает, пусть даже на одну минуту. Только к 18 месяцам он может менее болезненно переживать расставание с ней.

В этом же возрасте ребенок более активно, чем раньше, копирует мимику, поведение и жесты людей, учится понимать их смысл. Ориентируясь на вашу реакцию, он принимает решение о том, как действовать: например, если он видит одобрение, то подходит и берет заинтересовавшую его вещь.

Малыш проверяет реакцию взрослых на свое поведение, кидая объекты или совершая другие поступки, — таким образом он узнает о причине и следствии и учится взаимодействовать с объектами и людьми.

Особенности питание в 6 месяцев и начало прикорма

В полгода ребенок становится очень активным и ежедневно тратит огромное количество энергии на изучении окружающего мира. Кроме того, развитию детского организма требуется всё больше и больше различных витаминов и микроэлементов для эффективного развития. Грудного молока и молочных смесях более не хватает для восполнения всех потребностей ребенка, а значит необходимо вводить прикорм.

Полгода является идеальным сроком для введения прикорма, так как организм ребенка начинает испытывать потребность в дополнительных источниках энергии и необходимость в минералах и витаминах, а его пищеварительная система становится способная справиться с новым видом пищи.

Стоит помнить, что более позднее введение прикорма чревато рядом негативных последствий, среди которых невозможность быстро усваивать пищу совершенно новой консистенции, недостаточное развитие жевательных способностей, а также развитие гипотрофии, рахита, анемии и даже аллергии на ряд отдельных продуктов.

Однако нельзя вводить прикорм насильно. Если ребенок наотрез отказывается есть с ложечки, выплёвывает еду или не хочет её прожевывать, то возможно стоит не спешить с первым прикормом

Также большое внимание стоит уделить симптомам аллергий и нарушениям в стуле ребенка. При их проявлении сразу же обратитесь к педиатру и исключите данный продукт из рациона питания

Начало прикорма, его состав и форма в 6 месяцев

Первые прикорм следует проводить в начале дня. Обычно, это период перед первым завтраком ребенка. Состав прикорма нужно подстраивать в зависимости от предрасположенности организма к излишней полноте или худобе. В первом случае подойдут пюре из цветной капусты, кабачка или брокколи, а во втором каши, содержащие не более одного злака или овоща, например, греча или рис на воде без приправ.

Хорошо начинать прикорм с пюре из свежих и качественных овощей. Их необходимо термически обработать (лучше всего подойдет обработка паром, так как она сохраняет почти все витамины и микроэлементы продукта), а после при помощи блендера превратить овощи в однородную массу. Температуры готового продукта должна быть приближена к температуре тела ребенка, то есть в районе 37 градусов.

Начинайте кормить ребенка сразу с ложечки – так будет проще и быстрее его научить есть самостоятельно в будущем. В первое время давайте не более половину или целой чайной ложечки прикорма во время кормления, восполняя недостаток питания смесью или грудным молоком. Далее доводите массу прикорма до 170 грамм и постепенно превращайте прикорм в один полноценный прием пищи.

Не вводите одновременно более одного продукта сразу. В шесть месяцев пищеварительная система организма развита недостаточно, чтобы успевать адаптироваться к различным типам пищи за короткий промежуток пищи. Также в этом возрасте не стоит использовать в качестве прикорма каши из нескольких компонентов.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

К 6 месяцам становится заметна разница в характере и темпах развития ребенка, спокойные дети в этом возрасте больше заняты освоением своих рук, маленькие «энерджайзеры» предпочитаются двигательную активность и могут распевать целыми днями. Начиная с 6 месяцев, оценивать развитие ребенка становится сложнее, так как навыки приобретаются им постепенно и зависят только от темпов индивидуального развития. Например, ползать дети начинают с 6-7 месяцев и до года, а кто-то вообще не ползает, а сразу ходит и все это – вариант нормы. Поэтому родителям не стоит огорчаться, если их малыш не делает того, что уже умеют его ровесники, главное, чтобы его развитие соответствовало стандартным нормам. Так в 6 месяцев ребенок должен уметь:

  • переворачиваться со спины на живот;
  • брать игрушки одной и двумя руками;
  • садиться, если его тянут за ручки;
  • узнавать близких родственников;
  • интересоваться новыми игрушками, незнакомыми звуками и предметами;
  • тянуться к маме, радоваться и оживляться при виде родителей;
  • гулить, произносить слоги и гласные;
  • брать еду с ложки и пить из бутылочки;
  • слушать обращенную к нему речь, пытаться имитировать мимику и движения взрослых;
  • тянуть к себе игрушки, бросать их, манипулировать разными предметами.

В 6 месяцев родителям стоит забеспокоиться, если их малыш слишком пассивен – не пытается переворачиваться, привставать, ползать; если ребенок не проявляет интереса к игрушкам и окружающим предметам, а также если он не узнает и не отличает «своих» от «чужих».

Дата: 05.03.2015.

Обновлено: 18.02.2016

Как помочь ребенку освоить основные навыки?

Развитие малыша напрямую зависит от того, как занимаются с ним родители

Поэтому маме с папой важно помогать грудничку осваивать необходимые навыки. Обучающие занятия должны проходить в игровой форме

Родителям надо акцентировать внимание на совершенствовании мелкой моторики, речи, способности передвигаться ползком, вставать на ноги. Для правильного всестороннего развития малыша, необходимо создать оптимальные условия

Специалисты рекомендуют:

  • организовать место для игры;
  • больше уделять внимания малышу;
  • поощрять ребенка, если он проявляет инициативу;
  • активные игры проводить в первой половине дня;
  • оказывать помощь малышу при необходимости.

Следует показывать младенцу, как произносить звуки, слоги. В шесть месяцев можно научить его выговаривать «мама», «папа», «баба». Для этого нужно чаще употреблять эти слова при общении. Но надо помнить, что «мама» или «папа» грудничок будет произносить пока неосознанно.

Шестимесячный возраст – идеальный период для формирования пассивной речи. Чтобы малыш запоминал новые слова, нужно больше с ним общаться. Полезны карточки Домана различной тематики. Их следует поочередно показывать ребенку, называя изображенный предмет.

Немаловажное значение имеют игрушки. Для развития слуха и мелкой моторики полезно купить для ребенка простой музыкальный инструмент (маракас, ксилофон, бубен, барабан)

Тактильные ощущения следует улучшать при помощи игрушек из материалов разных фактур. Для шестимесячного малыша уже можно приобрести первую книгу.

Лучше покупать красочные издания из ткани либо плотного картона. Также рекомендуется совершенствовать зрительное и цветовое восприятие малыша. Для этого стоит показывать ему предметы разных оттенков, рассматривать с ним яркие картинки в книгах.

Название игрыНавыки и умения, которые формируютсяСуть игры
Найти игрушкупамять, подвижность, наблюдательностьРядом с грудничком положить несколько игрушек. Накрыть каждую из них тканью. Попросить малыша найти спрятанные вещи. Убрать одну из игрушек так, чтобы грудничок этого не заметил. Снова попросить найти пропавший предмет
Ладушки память, чувство ритма, координация движенийХлопать в ладоши в такт детской песне либо стишку
Музыкальные бутылкимузыкальный слухВзять семь пластиковых бутылок и налить в них разное количество воды. Стучать по емкостям ложкой и слушать, какие звуки они издают
Звучащие чашкиречь, слухПоставить в ряд несколько чашек разного объема. Поочередно брать их, подносить ко рту и говорить какой-нибудь слог. Потом предложить повторить ребенку
Телефонречь, слух, моторикаВзять детский телефон, приложить к уху и начать выговаривать по слогам «ма-ма-ма-мамочка», «ба-ба-ба-бабушка». Передать трубку малышу и предложить ему повторить то же самое

Чтобы ускорить наступление момента, когда ребенок сможет самостоятельно вставать на ноги и ходить, нужно заняться укреплением его мышц спины и ног. Для этого полезны физические упражнения (особенно гимнастика на фитболе), грудничковое плавание, массаж.

Водные процедуры

Ежедневное купание является не только гигиенической процедурой, но способствует также развитию, укреплению и закаливанию детского организма. Несмотря на то, что современные дети не слишком пачкаются, купать их необходимо каждый день, так как они потеют, кожные покровы вырабатывают секрет, а отмершие клеточки отшелушиваются и их нужно смывать.

Шестимесячному карапузу достаточно одного купания в сутки вечером, перед сном. Но если стоит сильная жара и кроха потеет, то можно искупать его дважды в день.

Существует множество приспособлений для купания детей: шапочки с поплавками, надувные круги на шею, специальные игрушки, горки и сидения для ванночки, противоскользящие коврики.

Температура воды при купании должна быть приблизительно +37° С, переохлаждение недопустимо, так как оно чревато простудными заболеваниями. В ванной комнате обязательно должно быть тепло (примерно +22° С).

Моторные функции

Если в первом полугодии жизни малыш учился воспринимать мир (у ребенка активно развивались сенсорные функции), то во втором полугодии акцент развития перемещается на моторные навыки.

Активно происходит освоение новых поз и способов перемещения, развиваются мануальные движения (действия с предметами).

Позы и перемещения

Новые навыки ребёнка в возрасте 6 месяцев:

Переворачивание

В возрасте 6-ти месяцев у малыша должен начать получаться поворот с живота на спину.

Сидение

Сидеть самостоятельно большинство деток должны уметь в возрасте 6 месяцев, временными границами нормы является диапазон 5-8 месяцев.

Начало ползания

Некоторые детки могут пытаться ползать в 5 месяцев, в среднем этот навык развивается в 7 месяцев.

Вставание

Некоторые детки могут делать попытки с 6 месяцев, но в среднем этот навык развивается только к 9 месяцам жизни ребёнка.

Действия с предметами

Раньше ребёнок мог осуществлять  только простые действия с вложенными в руку предметами. При этом не было контроля действия взглядом, то есть пока не сформировано единство “глаз-рука”.

В возрасте 5-7 месяцев ребёнок начинает контролировать зрением свои действия с игрушками. Основные из них следующие:

  • постукивание,
  • размахивание,
  • притягивание предмета с последующим рассматриванием,
  • выбрасывание,
  • похлопывание.

Психоэмоциональное развитие

В возрасте 6 месяцев дети уже живут по установленному режиму: спят, бодрствуют в положенное время. Малыши очень нуждаются во внимании родителей, капризничают и плачут, если им скучно.
Шестимесячные груднички отличаются любознательностью и стремлением познавать окружающий мир. Они умеют осознанно демонстрировать свои чувства: ласку, боязнь, нежность.

Например, находясь на руках у мамы, ребенок может обнимать ее и прижиматься к груди. Малыши реагируют на похвалу, гнев, крик. Педиатры советуют общаться с маленькими детьми спокойно, будучи в хорошем настроении. В полугодовалом возрасте закладываются основы характера, проявляются первые личностные особенности ребенка.

Грудничок становится более целеустремленным, настойчивым. К игрушкам и невоодушевленным предметам он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем к людям. У шестимесячного ребенка хорошо развито мышление: он может строить причинно-следственные связи.

Младенец понимает, как привлечь внимание матери, на какую кнопку надо нажать, чтобы игрушка издала звук. В полугодовалом возрасте дети начинают манипулировать родителями

Они уже понимают, что могут криком попроситься на руки. Малыши отличают речь родных людей от посторонних.

В 6 месяцев груднички пытаются делать свой первый осознанный выбор: к кому пойти на руки, какую взять игрушку. Малыш может играть самостоятельно около 10-15 минут. У него уже есть любимые вещи.

Он помногу раз повторяет то, что у него хорошо получается (открывает и закрывает коробку, бросает и поднимает игрушку). Но нервная система еще полностью не сформирована.

Важно не допускать переутомления. В день грудничку следует отдыхать около 2-3 раз.

Развивающие занятия и игры для полугодовалого малыша

Многие будущие успехи связаны с тем, как развивался ребенок в шесть месяцев двигательно

Важно, чтобы сохранялась последовательность в развитии двигательных умений ребенка в 6 месяцев. Если малыш еще не ползает и не делает попыток присесть, можно его простимулировать. Для тренировки ползания необходимо положить младенца на живот

Спереди поставить привлекательный предмет. Малыш потянет ручку вперед, стараясь схватить его. Если он при этом не пытается ползти, следует немного помочь – подставить свою руку к ножкам для опоры. Скорее всего, он воспользуется поддержкой и попробует продвинуться вперед

Для тренировки ползания необходимо положить младенца на живот. Спереди поставить привлекательный предмет. Малыш потянет ручку вперед, стараясь схватить его. Если он при этом не пытается ползти, следует немного помочь – подставить свою руку к ножкам для опоры. Скорее всего, он воспользуется поддержкой и попробует продвинуться вперед.

Для тренировки у ребенка 6 месяцев способности сидеть необходимо взять палочку диаметром 3-4 см. Малыша нужно уложить на спину. Держа палочку за края, протянуть ее младенцу, чтобы он взялся за середину. Теперь нужно начинать подтягивать палочку вверх, малыш постепенно оторвет спинку от поверхности и присядет. Затем следует плавно опускать, контролируя, чтобы младенец не ударился головой.

Игры и игрушки

Увеличение объема питания дает энергию для активных игр, например, ползания по детским трубам и тоннелям, что хорошо развивает моторику и координацию движений у 6-месячного ребенка.

Если малыш уже уверенно сидит, в ежедневные занятия вводится игра с мячом. Усадив младенца, следует катнуть к нему мяч и побудить его толкнуть предмет обратно.

Катание ребенка на больших гимнастических фитболах способствует формированию правильной осанки и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Катать малыша можно на спине и на животе.

Самые подходящие для младенца погремушки – гантелеобразной формы. Такая погремушка не выскальзывает из руки, балансирует, ее легко удержать за узкую часть.

Как играть с полугодовалым малышом

Игры в 6 месяцев направлены на тренировку и освоение необходимых навыков:

Тренируем мышцы ног. Все дети дрыгают ручками и ножками. Но если ласково прикасаться к малышу и легонько тормошить, его движения станут более интенсивными и продолжительными

Так тренируются мышцы ног, что важно для будущего навыка ходьбы, и рук – для будущих ручных навыков. “Самолетик”

Взять малыша правой рукой под грудь, левой за ноги и покружиться вместе с ним, поднимая чуть вверх и опуская вниз

Это поможет ребенку преодолеть страх необычного положения и высоты. “Эй, малыш!”. Позвать ребенка по имени с другого конца комнаты и дождаться, пока он посмотрит в сторону зовущего. Сказать еще что-нибудь из этого же места, после чего сменить положение и позвать снова.

То, чему учить ребенка в этом возрасте уже можно:

  • определять источник звука;
  • различать фактуры поверхностей (гладкая, мягкая, шершавая и т.д.), дотрагиваясь его ручкой до разных предметов;
  • манипулировать различными предметами: катать машинку, надевать кольцо на стержень, ставить кубики друг на друга.

Что должен уметь ребенок

Развитие ребенка в возрасте 6 месяцев движется гигантскими темпами. Для шестимесячного периода характерна высокая физическая и эмоциональная активность, быстрота обучения. Можно назвать несколько навыков, которые должны освоить шестимесячные мальчики и девочки. Перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, включает следующие пункты:

  • поднимать тело на вытянутых руках;
  • пытаться ползать;
  • лепетать;
  • самостоятельно переворачиваться на живот, набок;
  • пытаться принять вертикальное положение;
  • самостоятельно садиться;
  • умеет держать игрушки, перекладывать предметы из руки в руку;
  • хорошо держать голову и контролировать ее положение.

Двигательная активность

Когда карапуз рождается, детская нервная система, которая регулирует работу мышечного аппарата, является незрелой. Полугодовалый малыш уже обладает способностью делать осознанные и упорядоченные движения. Нормальное развитие ребенка в полгода проявляется навыками крупной и мелкой моторики. Малыш к 6 месяцам должен научиться переворачиваться, уверенно держать голову, некоторые из детей уже умеют ползать. Удерживание игрушек, ощупывание предметов ладошкой – важные достижения.

Зрительное восприятие

Зрение малышей продолжает развиваться. Мальчики и девочки, достигнув возраста полугода, уже могут фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии около 8 см от маленького носа. Карапузы различают больше цветов, предметы на дальнем расстоянии приобретают более четкие очертания. Разглядывая игрушки, кроха может щуриться, а от яркого света – жмуриться. Это естественные рефлексы, которые не должны вызывать беспокойства.

Слуховое восприятие

У новорожденного к 6 месяцам активно развиваются слуховые возможности. Карапуз отчетливо слышит негромкие звуки, крутит головой в поисках источника шума. Резкий и громкий звук может испугать ребенка. Даже ночью, когда кроха спит, внезапный шум вызывает беспокойство. Младенцы прислушиваются, когда люди разговаривают, улавливают интонации общения взрослых.Им становятся интересны музыкальные игрушки, погремушки.

Речевые навыки

Помимо двигательных навыков, важнейшим этапом развития является речевая активность. В шестимесячном возрасте кроха уже не только плачет и гулит, но и издает активный лепет. Малыши пробуют произносить слоги, иногда повторяя сочетания букв десятки раз. Если взрослые с радостью реагируют на детское «ма-ма-ма», то карапуз лепечет еще старательнее, будет дальше повторять звуки.

Речевые навыки ребенка в 6 месяцев позволяют карапузу имитировать интонации взрослых, говорить тише или громче, покашливать. В этот этап речевого развития малыш начинает вступать в «диалог». Когда взрослые произносят реплику, кроха молчит, а потом продолжает разговор. Вставляйте фразы, когда карапуз замолчал, и увидите, что ребенок будет на реплики отвечать на своем детском языке.

Психоэмоциональное развитие

Для проявления эмоций кроха уже использует не только плач, но и мимику, звуки, жесты

Малыши показывают настороженность при виде незнакомого человека, проявляют осторожность при попадании в новую обстановку

Ребенок нуждается в эмоциональном общении, старается удерживать внимание близких, особенно мамы. Некоторые мальчики и девочки способны проявлять нежность и ласку, прижимаясь к маме, когда сидят у нее на коленях

Тест на развитие малыша в полгода

Проводить тестирование нужно в привычных условиях, в момент, когда кроха себя хорошо чувствует, активен и весел. В тест можно включить следующие занятия:

  1. Положите любимую игрушку на расстоянии 20-30 см от карапуза. Малыш должен перевести на игрушку взгляд, выделить среди окружающей обстановки.
  2. Общайтесь с карапузом, меняя мимику. В ответ малыш должен делать попытки повторить выражение лица: улыбаться, хмуриться, морщить лоб.
  3. Дайте крохе игрушку, а затем попробуйте ее забрать. Малыш недоволен? Крепко держит предмет? Значит, все в порядке!

Режим дня и сон

В течение дня у малыша по-прежнему остаётся 2 — 3 дневных сна и один ночной. Продолжительность дневных индивидуальна. От получаса да нескольких часов.

Активная фаза сосания у них смещается на последние несколько часов сна.

Чтобы крохи крепче и дольше спали, в их жизнь можно ввести небольшие ритуалы. Ритуал – это определённая последовательность действий, совершаемых перед отхождением ко сну.

Например, гимнастика, или занятия на фитболе, — купание – массаж – бутылочка или грудь перед сном – колыбельная. Так, привыкнув к заданной последовательности, ребёнок уже будет знать, что после всех этих действий надо засыпать.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Как правило, к этому моменту большинство малышей уже умеют ползать и вставать на ножки, используя опору. А некоторые даже делают свои первые самостоятельные шаги. Считается абсолютно нормальным, если ребенок осваивает этот навык в любой момент до полутора лет. Родителям остается набраться терпения и помогать малышу в меру своих и его сил.

В 11 месяцев дети начинают понимать простые фразы, которые часто используют родители; откликаются на свое имя; осознают, когда их хвалят или ругают. По вашей просьбе они могут указать на свои уши, глазки или рот.

Кроме того, малыши начинают подражать взрослым в процессе говорения, их монологи все больше напоминают привычную нам речь. Узнайте больше о развитии речи малыша. Некоторые дети произносят свои первые слова.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий