5 способов от детского психолога приучить ребёнка помогать по дому и 5 ошибок родителей

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Дисциплина и порядок

Понятие дисциплины

Что такое дисциплина и как к ней приучить?

Дисциплина – это способность человека придерживаться определенного распорядка, контролировать свои желания, и делать то, что нужно, в конкретный момент.

Фактически дисциплина – это приучение деток приспосабливать свои желания к требованиям общества. Научить этому ребенка ой как непросто. И даже личного примера часто недостаточно. Методы будут зависеть от возраста детей.

Дисциплина и возраст

Малыши до трех лет – сложные клиенты, в этом плане. Задача родителей – дать им возможность расходовать полностью свою энергию, шалить в меру. И главное – усвоить факторы опасности. Проще говоря, дисциплина для малышей это «нельзя трогать печку и утюг», «нельзя залезать на подоконник» и прочее, в этом же духе.

Если переиначить слова одного известного детского психолога, про родителей, как «тайную опору», то можно сказать вот что. Родители должны набраться терпения, мягко увещевать, твердо запрещать.  контейнировать эмоции (правильно относиться к сильным проявлениям эмоций ребенка), поддерживать и хвалить. Но не кричать и не шлепать.

Детки от 3 до 5 лет – с ними чуть проще. Они уже усвоили главные «нельзя». Более того, они слышат похвалу и воспринимают ее. И направлять их энергию на полезные дела не так уж сложно. Например, с пятилеткой можно составить простое расписание дня. И придумать ему несколько ежедневных домашних обязанностей. Также можно сделать «доску заслуг», и клеить туда звездочки, за каждое хорошее дело. Конечно, не забывайте поощрять и хвалить от души своего ребенка.

Главное здесь – не перестараться с обязанностями и дисциплиной, давать чаду резвиться вволю и активно хвалить.

Школьники от 6 до 12 лет должны уже четко знать, что такое дисциплина, порядок, отдых и труд. Можно вместе создать таблицу поощрений, где будут начисляться баллы за каждое полезное дело. И за определенное количество баллов будет полагаться конкретная приятность.

Я надеюсь, теперь вы точно знаете – как приучать ребенка к порядку.

Главное – искать подход к каждому ребенку в его воспитании.  И прививать эти качества с любовью, но не насильно!

Типичные ошибки родителей

Не кричите на ребёнка, если у него что-то не получается. Так можно совсем отбить у малыша желание выполнять какую-либо работу

Приучая ребёнка к порядку, избегайте следующих ошибок:

Не критикуйте. У карапуза вряд ли всё получится с первого раза, не стоит акцентировать внимание на неудачах или сравнивать с другими детьми

В противном случае вы воспитаете в ребёнке закомплексованность и неуверенность в своих силах.

Не нарушайте
В отношениях с малышом важно следовать выбранной стратегии поведения. Поэтому если вы выделили час времени каждый вечер для уборки в детской, то это правило не стоит нарушать

Иначе нерегулярное выполнение обязанностей сделает из ребёнка необязательного человека.

Не обещайте. Принцип «Помой посуду, я тебе шоколадку куплю» недопустим — не пытайтесь строить товарные отношения с детьми. Так сын или дочь привыкнет к манипуляциям. Более того, малыши, приученные получать награду за те или иные действия, не умеют проявлять инициативу: их нужно постоянно стимулировать и подталкивать к любым поступкам.

Не перегружайте. Не стоит в один день планировать и уборку, и тренировку, и помощь в огороде на даче — физически ребёнок не готов к таким нагрузкам. Очень часто переутомление негативно сказывается на настроении: большим объёмом поручений вы можете спровоцировать депрессивное состояние малыша.

Не послабляйте. Довольно часто бабушки и мамы, видя, что ребёнок устал, бросаются убирать вещи или игрушки вместо него. Это нельзя делать ни в коем случае: вы добьётесь того, что каждый раз перед уборкой ваш карапуз будет «смертельно уставать».

Не кричите. Крик — это свидетельство бессилия. Дети не знакомы с психологическими особенностями проявлений личности, но чувствуют, что повышение тона голоса — это «белый флаг». Услышав крик, ребёнок точно уже ничего делать не будет.

Воспитание дисциплинированности у ребёнка — нелёгкая работа для взрослых, требующая терпения. Однако умение следить за своими вещами и выполнять другую работу по дому — это не только дань уважения к окружающим и их труду, но и проявление себя взрослым и ответственным человеком, то есть гармоничной личностью. А именно таким хочет видеть своего малыша каждый родитель.

Помощь ребенка по дому: зачем?

Прежде чем начать приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко представлять себе, какую при этом преследуем цель. Хотим ли мы, чтобы ребенок мог обслужить себя в наше отсутствие; получил бы навыки, необходимые для будущей жизни; а может, мы просто хотим сделать его жизнь менее вольготной?

Приучение ради приучения или ради каких-то отдаленных перспектив бессмысленно. Ребенок всегда почувствует, делает ли он что-то нужное, или же он — Золушка, которую заставили отбирать «белое от коричневого», лишь бы чем-нибудь занять.

Другое дело, когда мама говорит: мы — семья и всю работу делим на всех. Когда вам действительно нужна помощь по дому, когда ребенок понимает, что это — реальное дело, он легко и естественно приучается трудиться. Именно поэтому, к примеру, дети охотнее участвуют в домашних делах, если мама заболела.

А вот если ребенка заставляют убирать в своей комнате, когда во всех других порядок наводит помощница по хозяйству, это будет лишь имитацией работы, а дети это отлично чувствуют. Но если попросить ребенка собрать и рассортировать в доме книжки или диски перед приходом помощницы — это уже реальная помощь.

Родители, прежде чем давать ребенку задание, должны продумать, какое ему можно поручить дело, чтобы это не стало просто игрой. Конечно, игра сама по себе — это очень хорошо, но не стоит смешивать ее с реальной помощью. Например, качественно помыть посуду маленький ребенок не в состоянии, для него это игра, зато расставить чистые тарелки в шкафу, разложить по ячейкам вилки и ложки — реальная помощь

Важное отличие игры от настоящей помощи: за помощь благодарят, за игру — нет

— Дети, а что это у вас в комнате делается? — спрашивает Лена.
— О чем ты? — удивляется Сережа.
— Все нормально, — пожимает плечами Вова.
— Давайте-ка приберем, а то завтра бабушка придет, а у нас грязно.
— Ну-у… — морщится Сережа.
— По-моему, у нас чисто, — дипломатично заявляет Вова.
— Вот это чисто? — Лена поднимает с пола грязный носок и достает из-под кровати тарелку с засохшей едой.
— А бабушка не будет заглядывать под кровать, — замечает Сережа.
— Пусть она вообще в комнату не заходит, — поддерживает Вова.
— Дети, ну что вам — трудно убрать? — удивляется Лена.
— Мамочка! Ты даже не представляешь себе, как трудно, — проникновенно говорит Сережа не поднимаясь со стула.
— Кто вообще придумал эту уборку? — вздыхает Вова и ложится на кровать.

Как родители «мешают» детям помогать им?

Нередко взрослые сами не замечают, как препятствуют инициативе своих детей..

  • «Я всё сделаю сама» — маме легче и быстрее решить все вопросы самой, чем объяснять тактику действий, исправлять его ошибки, а потом ещё и переделывать сделанное.
  • «Ты всё делаешь не так!» — ещё одна грубая ошибка взрослых – ругать за «неудачные» попытки помочь. Причём, здесь речь идёт не только конкретно о наказании. Если вы всем видом показывайте, как ребёнок плохо сделал, что разлил молоко, стараясь убрать со стола, он очень расстроиться. И в следующий раз дети не захотят помогать вообще, чтобы не огорчать маму.

Помните, без проб и ошибок ребенок ничему не научится! От вас зависит то, какое отношение к уборке формируется у детей. Лучше с самых ранних лет демонстрировать малышу, что домашняя работа — это увлекательное и легкое занятие.

С чего начать

Уже в двухлетнем возрасте карапуз может в чем-то помогать маме – например, исполнять маленькие задания. Как раз в это время он начинает проявлять свою самостоятельность. Итак, что ему уже можно доверить? Когда малышу 2-4 года, ему можно давать самые легкие задания: принести маме какую-либо легкую вещь. В такое время он должен учиться самостоятельно одеваться и знать, где лежат его вещ с тем, чтобы потом всегда самостоятельно их складывать. Если карапуз видит, родители занимаются домашним хозяйством, то он будет стараться подражать им.
В 4 года мировосприятие маленького человека усложняется. Он уже в состоянии выполнять задания посложнее: навести порядок в уголке с игрушками, сложить свои вещи. Теперь можно привлекать его к уборке и – например, вытереть пыль или расставить тарелки перед обедом

Важно продемонстрировать ему: для вас ценна его помощь, вы благодарны ему за нее.
В пять лет надо приучать малыша к порядку систематически. Теперь он может самостоятельно:

  1. ежедневно застилать свою кровать,
  2. складывать игрушки,
  3. развешивать в шкафу одежду,
  4. ухаживать за домашними растениями,
  5. собирать вещи перед походом в детсад.

Не бойтесь начинать поздно. Даже если ребенку уже 9 лет, а он пока никогда не помогал вам.

Советы родителям

Будьте терпеливы, не ждите мгновенного идеального результата, ведь ребенок не в силах выполнять домашние обязанности наравне с взрослым человеком. Отвечайте ребенку за помощь благодарностью, а не упреком, иначе в следующий раз он просто откажется от выполнения домашних дел.

Превращайте уборку в веселое развлечение – с малышами очень легко найти общий язык, приложив к уборке игрушек немного смекалки, фантазии и терпения. С таким подходом любая уборка будет нипочем!

Учитывайте пожелания ребенка – дайте ему такое задание, которое придется по душе.

Не платите ребенку за помощь по дому – выбрав такой вид поощрения за проделанную работу, родители сами себе делают проблему, за которую приходится тяжело расплачиваться в дальнейшем. Ведь ребенок начнет воспринимать свои обязанности в качестве предмета торга, плата за который будет каждый раз расти.

Домашняя работа не должна выступать в качестве наказания, иначе малыш, убирая в своей комнате игрушки или застилая кровать, будет думать, что он сделал что-то не так.

Старайтесь делать домашние дела вместе и дружно, показывая малышу положительный пример.

Будьте терпеливы – “не требуйте” исполнения заданной задачи, а “попросите” ребенка о помощи или предложите ее выполнить вместе.

Для того, что бы ребенок вырос трудолюбивым и аккуратным, родителям нужно показывать это на своем личном примере. Запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой наравне – тогда ваши усилия в дальнейшем будут обязательно оценены по заслугам и в вашу же пользу.

От 6 лет и старше

В данном возрасте ребенок является полноправным и самостоятельным членом семьи, который может с успехом участвовать в домашних заботах и делах. Поддержание ежедневного порядка в собственной комнате, самостоятельные сборы на улицу, уход за домашними растениями и животными – все эти обязанности можно с легкостью доверить помощнику.

Ребенок, который с самого раннего детства помогает родителям по дому и имеет свои определенные обязанности, которые в свою очередь выполняет, обязательно вырастет самостоятельным, трудоспособным, независимым и уверенным в своих силах человеком.

Чего нельзя делать?

При воспитании бытовых навыков избегать следует:

  1. Принуждения, грубости и злости на детей – говорите о своих чувствах, о том, что вам важна помощь. Но не кричите!
  2. Ограничения самостоятельности ребенка;
  3. Не одобряющей реакции в ответ на выполненную работу;
  4. Плохого собственного примера;
  5. Поручения детям самой неприятной и скучной работы;
  6. Упреков и обвинений;
  7. Повышения голоса;
  8. Игнорирования желаний и потребностей ребенка;
  9. Невыполнения данных ребенку обещаний и нарушения договоренностей;
  10. Чрезмерного подчеркивания своей родительской власти.

Крайне не рекомендуется строить воспитание на финансовой почве. Оплачивая работу по хозяйству, родители стремятся вырастить человека-вымогателя. Также, хозяйственные дела не должны быть и наказанием за проступки.

Поросенок без цели

Разновидность поросенка в недоумении – поросенок, который не понимает рутину как таковую. Он с удовольствием поможет вам убраться перед приходом гостей, перед праздником, приездом бабушки, но если ничего подобного не намечается, то он впадает в недоумение. Раз нет события, к которому надо поторопиться, то зачем спешить? Почему бы не отложить неприятное занятие на потом и еще раз на потом?

Что делать?

Никаких обманов «Ой, приедет тетя Люба (которая, разумеется, и не собиралась к вам), давай уберемся!». Придется воспитывать внутреннюю потребность в чистоте. Постоянно подчеркивайте, как вам приятно находится в убранной комнате, и старайтесь поддерживать в малыше любые положительные эмоции, которые, возможно, зародятся случайно.

Как приучать детей разного возраста к порядку и чистоте

Формировать привычку быть опрятным и аккуратным нужно начинать с раннего детства. Помогут следующие советы:

Дети 2-4 лет

Малыши в 2-3 года начинает активно «копировать» действия взрослых. Именно в этот период родителям следует всерьез задуматься над тем, как приучить ребенка к аккуратности и как сформировать у него привычки личной гигиены. Можно начать с уборки игрушек за собой и письменных принадлежностей после развивающих занятий, научить аккуратно складывать свои вещи. Задача родителей — объяснять и показывать правильный порядок действий. Особенно сложные для ребенка задачи можно превращать в интересную игру.

Дети 5-8 лет

В идеале ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен уже сам убирать за собой вещи и заботиться о личной гигиене

Важно объяснить ребенку, что порядок в комнате поможет сосредоточиться на домашних заданиях, что в убранной комнате приятнее находиться, можно приглашать гостей

Как приучить ребенка к чистоте?  Уже сейчас можно привлекать малыша к посильной помощи в быту

Важно, чтобы ему было комфортно выполнять поставленные задачи. Собственное рабочее место, шкафы и коробки для детских игрушек, одежды и школьных принадлежностей — ребенку должно быть удобно следить за порядком. Дети 9-14 лет

Дети 9-14 лет

Ранний подростковый период характеризуется становлением собственного «Я» ребенка. Часто дети воспринимают стремление родителей к их совершенствованию как попытку подавления индивидуальности. Возможно, с помощью «рабочего» беспорядка в комнате ребенок пытается донести до родителей, что «это МОЙ стол, не трогайте!».

Что делать если уже в сознательном возрасте ребенок растет грязнулей? Важно без скандалов и затяжных конфликтов оговорить границы дозволенного. Что приемлемо в доме, а что — нет. Личная гигиена, застеленная кровать, опрятный внешний вид, отсутствие завалов на столе — обязательные пункты для выполнения

Все остальное можно оставить на усмотрение ребенка

Личная гигиена, застеленная кровать, опрятный внешний вид, отсутствие завалов на столе — обязательные пункты для выполнения. Все остальное можно оставить на усмотрение ребенка.

Виды

Существует большое количество классификаций детских страхов.

Природные и социальные

Природные (основанные на инстинкте самосохранения):

  • смерти — собственной, родителей;
  • замкнутого пространства;
  • темноты, глубины, высоты;
  • животных, чудовищ, насекомых;
  • стихий: воды, огня;
  • крови, врачей, уколов;
  • громких звуков.

Социальные:

  • одиночества;
  • наказания;
  • осуждения;
  • быть не собой;
  • опоздания;
  • насмешек.

Сверхценные, навязчивые, бредовые

Сверхценные / воображаемые

Самые распространённые. Основная причина — безудержная фантазия, способная разрастаться до неимоверных размеров. Это боязнь темноты, смерти родителей, когда ребёнок сам себя убеждает, что во мраке водятся чудовища. Или боится, что мама опаздывает с работы, потому что умерла.

Навязчивые / реальные

Порождаются конкретными жизненными ситуациями, которые могут стать психотравмирующими. Если ребёнок на несколько часов застрял в лифте, у него надолго сохранятся пережитые в тот момент эмоции. Если не помочь ему избавиться от них, может развиться клаустрофобия.

Бредовые

Наименее изученные детские страхи, причины которых не ясны. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок боится собственного дедушку, или воробья, или других элементарных вещей и явлений. Чтобы разобраться в механизме их появления, психотерапевт может посоветовать гипноз.

Ситуативные и личностные

Ситуативные:

  • обусловлены конкретной опасной ситуацией — аварией, падением с высоты, смертью родителей;
  • становятся психотравмирующей ситуацией, которая сказывается на всей дальнейшей жизни;
  • легко перерастают в фобии.

Личностные:

  • обусловлены индивидуальными особенностями детской психики, характера;
  • причины — стеснительность, неуверенность, замкнутость;
  • проявляются чаще всего в новом коллективе, непривычной обстановке;
  • со временем могут развиться в аутизм и социальную дезадаптацию;
  • взращивают внутренние комплексы и низкую самооценку.

Острые и хронические

Острые:

  • возникают в определённой ситуации;
  • часто имеют кратковременный характер;
  • при поддержке родителей или работе с психологом быстро уходят без последствий.

Хронические:

  • развиваются из острых при отсутствии необходимой поддержки со стороны взрослых;
  • могут быть обусловлены предрасположенностью к тревожности;
  • требуют психотерапевтического вмешательства;
  • являются фобиями.

Фобии

Чаще всего у детей диагностируются страхи:

  • аблютофобия — умывания и купания;
  • агорафобия — открытого пространства;
  • акрофобия — высоты;
  • акустикофобия — громких звуков;
  • алгофобия — боли;
  • арахнофобия — пауков;
  • ахлуофобия — темноты;
  • бронтофобия — грома;
  • гемофобия — крови;
  • гипнофобия — сна;
  • кераунофобия — молний;
  • кинофобия — собак;
  • клаустрофобия — замкнутого пространства;
  • пирофобия — огня;
  • рабдофобия — наказания;
  • ятрофобия — врачей и многие другие.

Ночные страхи

Выделяются в отдельную группу как наиболее частые и опасные. Представляют собой парасомнии — поведенческие нарушения в различных фазах сна. Обусловлены незрелостью ЦНС, что объясняет частоту диагностируемых случаев у детей по сравнению со взрослыми. Проявляются в виде:

  • ночных кошмаров;
  • снохождений;
  • сноговорения;
  • сонного паралича;
  • бруксизма.

Самый рискованный возраст — от 3 до 12 лет. Причём мальчики страдают чаще. Какие проявления характерны:

  • пробуждение от собственных движений и криков во сне;
  • учащённое сердцебиение;
  • сбитое дыхание;
  • гиперемия, гипергидроз;
  • расширение зрачков;
  • крик, плач;
  • отсутствие реакции на окружающих.

Такое состояние может длиться от нескольких секунд до часа. Возможные причины:

  • наследственность;
  • отсутствие режима сна;
  • новая обстановка (в гостях, при переезде);
  • приём психотропных препаратов и даже мультивитаминных комплексов;
  • черепно-мозговая травма;
  • лихорадка;
  • перевозбуждение перед сном;
  • стрессовая ситуация днём;
  • полный мочевой пузырь;
  • психическое и/или физическое переутомление.

Чтобы ночные детские страхи не переросли в патологию, важно вовремя обратиться за помощью к психотерапевту

Когда и с чего начать?

Стоит отметить, что заставить убирать подростка невозможно, поэтому делать шаги в этом направлении нужно с самого рождения. Многие мамочки считают, что малыши до 2-х лет не поддаются воспитанию, но как только ребенок встает на ноги, его необходимо приучать к порядку. Главное, ставить перед ним разрешимые цели. В этом возрасте дети познают мир через игры, и процесс уборки необходимо сделать веселым.

Последовательность:

  1. Дети после 1 года, как правило, ходят неустойчиво, поэтому убирать полезно не только для дисциплины, но также для координации. Самый легкий прием – собирание игрушек.
  2. Малыша от 2-х лет необходимо задействовать на кухне. Можно доверить ему сервировку стола (пластиковую посуду, ложки, салфетки) и привлечь убирать после завтрака. Процесс приготовления еды тоже может стать интересным.
  3. В 3 года дети вполне способны помыть свою тарелку и чашку, протереть пыль на подоконнике, полить цветы, расставить книги, помочь маме вытащить носочки из стиральной машины. К этому времени систематические уборки должны выработать принцип «поиграл-убери».
  4. Ребенок в 4 года не ждет указаний, чтобы собрать постель после сна, сполоснуть кружку от остатков молока (см. также: что делать, если ребенок 4-х лет не слушается?). В этом возрасте он должен сам понимать, что в комнате беспорядок, и его можно и нужно устранить без родителей. Необходимо позволять ему самостоятельно выбирать схему уборки. Если малыш желает расставить игрушки по цветам, пусть занимается. Это прививает желание убирать ради красоты, а не только ради порядка. Четырехлетнему малышу можно позволить стереть пыль, постирать свои носочки.
  5. В 7 лет ребенок должен перенять на себя часть домашних обязанностей. Его личная ответственность – цветы, состояние одежды и обуви. Убирать он должен без присмотра родителей. Ответственно мыть обувь после прогулки, прибирать в своей комнате, поливать мамины растения. В 7 лет человек знает зачем нужно умываться, купаться, причесываться и стирать одежду. Верное прохождений всех предыдущих стадий может привить желание ухаживать за собой.

Популярное за 7 дней

Можно ли христианам есть свинину?
11.01.23 17:43

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
13.01.24 22:43

Можно ли выслушивать молитвенное правило?
13.01.23 18:21

Почему православные так ценят свои тела, или Что плохого в кремации?
09.01.23 09:48

Правда ли, что шахматы – бесовская игра?
13.01.23 19:28

Что за праздник – Обрезание Господне?
13.01.23 10:09

Почему Бог позволил ангелу стать диаволом?
09.01.23 20:44

В УПЦ считают необходимым пересмотреть состав комиссии по экспертизе Устава Украинской Православной Церкви
10.01.23 15:05

15 января – день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца
15.01.23 07:56

Киево-Печерская Лавра после закрытия. Фотолетопись
10.01.23 17:00

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Советы психологов

Малышам свойственно искать рамки родительского терпения посредством баловства и непослушания

Только стойкость, внимание и спокойствие помогут приучить ребенка к дисциплине. Показывать слабость, раздражаться и кричать ни в коем случае не разрешается (подробнее в статье: как не раздражаться и не кричать на ребенка?)

В этом вопросе дети воспринимают лишь авторитет родителей, и смогут научиться только у достойного человека.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как научить маленького ребенка самостоятельно вытирать попу, если он не умеет?

ИНТЕРЕСНО: как приучить ребенка к самостоятельности: какие методы применять?

Общие советы психологов:

Бороться с детским непослушанием можно одни простым способом – не заменять те вещи, которые ребенок портит, а давать возможность компенсировать поломку. Нельзя поддаваться на капризы, истерики и прочее. Достаточно объяснить малышу чем плох его поступок и как его исправить. В контексте прививания порядка, это может быть помощь по дому.
Пожалеть ребенка, когда конфликт будет разрешен. Непреклонность родителей может показаться малышу жестокостью, создать ощущение, что его не любят. Проявляя нежные чувства, мама показывает, что даже плохие поступки не влияют на ее отношение

На самом деле это сложная задача: втолковать малышу, что его поступок неправильный, но не переусердствовать с поддержкой.
Очень важно не наказывать малыша за то, что ему неподвластно. Школьника не стоит с порога отчитывать за плохие оценки

Всегда выясняйте причину, возможно какие-то обстоятельства повлияли на ребенка.
В спокойной атмосфере воспитывать детей гораздо легче. Когда ребенок чувствует любовь и комфорт, с ним проще общаться.
Схема «крик-наказание-действие» вырабатывает лишь условный рефлекс. Любовь к чистоте укореняется настолько глубоко, что даже выйдя из-под влияния родителей, подросток будет наводить порядок по своему желанию.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно отучить ребенка воровать?

Многие родители очень часто допускают главную ошибку воспитания – они криками пытаются заставить убираться. На деле же ни один маленький человек не воспринимает громкий голос и раздражение. Это вызывает страх, но никак не искреннее желание вести себя хорошо. Боязнь наказания не станет основой привычки, только интерес, желание и уважение.

Как научить ребёнка помогать по дому?

Осознание того, что нежелание ребёнка помогать – это результат воспитания, уже полдела. Осталось понять, как действовать, чтобы ситуацию исправить или не допустить в будущем.

1. Привлекайте ребёнка к бытовым делам через игру

Например, можно устроить импровизированное кулинарное шоу, и научить ребёнка готовить какое-нибудь блюдо, или замешивать тесто и т. д.

Нужно с терпением, без криков и критики показывать малышу все детали. Это для вас рутина, которая выполняется на автомате, а ребенок обучается новому. От того, как этот процесс будет происходить, будет зависеть, захочет ли он и дальше участвовать в хозяйственных делах или поймет, что ничего позитивного в этом нет и откажется помогать.

2. Поддерживайте инициативу ребёнка

Любое желание ребёнка что-то сделать самостоятельно по дому нужно поддерживать. При этом не нужно критиковать его за ошибки, а наоборот – подбадривать и мягко направлять.

3. Предоставьте ребёнку больше самостоятельности

Вы даже не догадываетесь, сколько всего под силу детям. Да, не все будет получаться с первого раза, но все мы когда-то чему-то учились и это нужно понимать.

Пересмотрев свой подход в воспитании, можно с легкостью приучить детей к бытовой рутине, более того они сами будут с удовольствием помогать родителям.

Ребенок не помогает, а делает нужное для себя!

Конечно, есть причины, почему дети должны помогать родителям, и их стоит озвучивать и малышам, и подросткам:

  • Мама и папа делают многое для сына или дочери, помогая во многих детских делах.
  • У взрослых членов семьи, вероятно, больше обязанностей по дому, они берут на себя более сложные задачи.
  • Людям вообще приятно, когда им помогают, действенная помощь – это лучшее проявление заботы и любви.

Если он пока что в силу возраста он делает меньше, чем старшие домочадцы, то не он помогает им, а, напротив, они помогают малышу. До 18 лет человек должен суметь делать абсолютно все нужное для себя, и тогда уже помогать тем, кому труднее – младшим, занятым работой, имеющим проблемы со здоровьем пожилым родичам, и т.д.

Помощь по хозяйству начинается под чутким руководством мамы

Психология утверждает, что даже упрямым и ленивым детям легче воспринимать необходимость выполнения рутинных задач, если эти задачи нужны не для чьего-то блага, а для собственного.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

5 способов привлечь ребёнка к уборке квартиры

Недавно нас спросили, что делать, если ребёнок-подросток отказывается помогать по дому. Наш эксперт, конечно, подробно ответил, а сегодня наш блогер Светлана Сергеева предлагает своё решение — с детства приучать детей к помощи в домашних делах. Это совсем не сложно, если всё превратить в игру!

Не каждый взрослый любит выполнять работу по дому, а ребёнок тем более находит это занятие скучным. Вот пять советов, как превратить рутинную уборку в увлекательное и приятное занятие для всех членов семьи.

1. Работа в команде

Простой и эффективный способ сделать уборку увлекательной — сделать это вместе. Это поднимет моральный дух ребёнка. Включите его любимые песни, а затем превратите субботнюю уборку в большую танцевальную вечеринку.

2. Сделайте свой собственный рекламный ролик

Дети постарше, которые знают, как выглядит рекламный ролик, получат удовольствие от его создания. Например, реклама моющего средства. Братья и сёстры могут по очереди играть в видеооператора, или вы можете им стать с помощью камеры на своём телефоне. Можете снять боевик, демонстрирующий моющую способность средства, — «Лучший в мире очиститель стекла».

3. Как повезёт

Для детей, которым нравится элемент неожиданности, напишите домашние обязанности на палочках для мороженого и попросите каждого ребёнка выбрать одну.

Братья и сёстры могут поменяться местами, но только если оба согласны.

Если хотите, можете покрасить палочки разными цветами в зависимости от комнаты или типа задачи (зелёный — кухня, розовый — что-то с распылителем), чтобы дети чувствовали, что они сами делают выбор.

4. Playtime

Превратите уборку кухни в танцевальную вечеринку. Назначьте одного ребёнка шеф-поваром, а другого — диджеем. Шеф-повар выбирает, что он хотел бы сделать на ужин, например простой салат или картофельное пюре.

Диджей выбирает подходящие танцевальные мелодии, которые он хотел бы включить в плейлист. Затем каждый может танцевать на кухне, готовя обед или протирая стол.

Другие варианты игры: стирайте, притворяясь роботами или персонажами из любимого фильма, или проводите конкурс пения из комнаты в комнату, где каждый ребёнок по очереди поёт одну песню (громко!) из комнаты, которую он убирает.

5. Дать свободу действий

Вместо того чтобы диктовать детям, что им следует делать, используйте простые предложения, такие как: «Было бы полезно, если бы ты…» или «Эй, смотри, сейчас 08:00. Время кормить Снежка». Придайте уверенности детям, сказав: «В нашей семье дети заправляют свои кровати, потому что так выглядят хозяйственными».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shutterstock (Africa Studio)

Краткие выводы

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником. Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий