Что нельзя делать родителям, когда ребенок ведет себя невыносимо?

Почему у родителей появляется агрессия?

Проблема взаимоотношений родителей и детей одинаково актуальна во все времена. Пока ребёнок маленький, родителям удаётся с ним справляться.  У него нет другого выхода, кроме как слушаться взрослых. Хотя встречаются индивиды, способные довести до нервного срыва даже родителей с ангельским терпением.

Как правило, проблемы возникают, когда ребёнок идет в школу.  Вырываясь из-под постоянного контроля родителей и попадая в новую среду, он часто становится неуправляем. Если раньше приходилось нервничать из-за того, что малыш требует много сладостей, то теперь уже капризы серьёзные – он отказывается учиться, обманывает, прогуливает занятия, целыми днями играет в компьютерные игры и тому подобное.

Типичная реакция родителей на подобное поведение – крик.  В порыве эмоций мама или папа могут ударить или оскорбить ребёнка. Однако этим они только ухудшат ситуацию.

Родителям нужно понять, что непослушание – далеко не всегда следствие плохого характера сына или дочери

Чаще всего дети таким способом пытаются подсознательно обратить на себя внимание

Насколько бы сильно ребёнок ни вывел вас из себя, помните о том, кто в доме взрослый – вы! А значит, вы несете ответственность за атмосферу в семье, именно вам нужно не обострять проблему, а искать пути её решения. 

Но этого точно не удастся достичь, если вы будете находиться в разъярённом состоянии. Если вас бесит собственный ребёнок, прежде всего, успокойтесь!

Основные проявления вредности у ребенка

Игнорирование любой просьбы взрослых. При этом выражаться оно может как в виде демонстративного молчания, так и посредством закатывания истерики. Даже при невинной просьбе родителей подойти к ним упрямец начинает убегать в противоположную сторону, после чего его приходится ловить.

Умышленное вредительство. Делая взрослым назло, маленький бунтарь может намеренно ломать свои игрушки и портить вещи в доме

Иногда это просто способ достучаться до своих родителей и обратить на себя внимание.

Регулярное повторение слов «не хочу» и «не буду». Используются они как к месту, так и по совершенно непонятной для взрослых причине

Упрямец может даже отказаться от любимого лакомства, потому что принял для себя решение повредничать.

Симптомы и причины появления

Основные симптомы кризиса 5-ти лет у ребенка — проявление повышенной самостоятельности, интерес ко всему, фантазии. Малыш может придумать сам игры, друзей, события. Порой рассказы ребенка в таком возрасте настолько реалистичны, что ему верят взрослые, а когда выявляется обман — наказывают его.

Не нужно этого делать, просто помогите своему ребенку преодолеть этот кризисный возраст. Если заметили буйство фантазии, предложите малышу вместе сочинять сказки и рассказы — это интересно и увлекательно, а после, возможно, станет настоящим хобби.

Резкая смена поведения, агрессия на слова и действия взрослых — это также симптомы кризиса. Если малыш раньше был послушным и спокойным, то к пяти годам его поведение может кардинально поменяться, будьте к этому готовы. Скованность, закрытость, нежелание разговаривать — это тоже симптомы возрастного кризиса.

Малыш пробует что-то новое, хочет быстрее повзрослеть, но это не получается. Вследствие этого он закрывается в себе, становиться замкнутым, на все вопросы родителей отвечает агрессией. Взрослые должны спокойно реагировать, стараться разобраться в ситуации и помочь. Слишком агрессивное поведение родителей в сторону малыша может спровоцировать возникновение дополнительных проблем с психикой.

Можно выделить несколько основных симптомов, показывающих, что у вашего ребенка начался кризис пяти лет:

  • несвойственное ему поведение, например, повышенная агрессивность, нежелание подчиняться взрослым, непослушание;
  • демонстративное поведение — ребенок может манерничать, подражать взрослым, вызывать тем самым раздражение у родителей;
  • замкнутость, скованность — малыш может стать неуверенным в себе, бояться совсем простых и очевидных вещей;
  • повышенная активность и, как следствие, быстрая утомляемость.

Что нельзя делать родителям, когда ребенок ведет себя невыносимо?

Все детки разные, и порой их поведение не просто выводит из себя, а даже повергает в ступор. Родители просто не представляют, как вести себя в провокационных ситуациях, когда детка специально падает в лужу в знак протеста, или закатывает истерику в магазине, и допускают ряд ошибок в своем поведении по отношении к ребенку. Сегодня мы озвучим часть основных ошибок, чтобы вы понимали, как нужно действовать в разного рода неприятных ситуациях.

Война до победного конца

Именно такая реакция зачастую следует на невыносимое поведение любимого чада. Отстаивать свою точку зрения нужно, но не становитесь при этом диктатором. Постоянные упреки и навязывание собственного мнения неизбежно вызовут протест и желание сделать наоборот. Такое противостояние только разрушает авторитет родителя. Постарайтесь найти компромисс и перестаньте относиться к детям как к правонарушителям.

Часто встречающаяся ошибка родителей – подавление воли ребенка. Взрослые с высоты своего возраста и опыта считают, что ребенок должен подчиняться беспрекословно, не показывать недовольства и выполнять все их указания неукоснительно. Такими действиями вы убиваете в ребенке его собственное «Я» и воспитываете безвольную личность.

Направьте свой опыт и знания в более мирное русло, позвольте малышу хотя бы иногда принимать решения. Наделав ошибок, он быстрее поймет вашу правоту и будет слушать ваши советы не потому, что «так надо», а потому, что поверит в ваши знания.

Убираем ремень в сторону

И делаем это не для того, чтобы избаловать ребенка. Физическое наказание вызывает еще больший протест, чем любое другое. Запретите малышу смотреть его любимые мультики. Поверьте, что эта мера подействует на него гораздо эффективнее, чем ремень. К тому же бывали случаи, что в состоянии гнева родители причиняли ребенку физический ущерб и потом сами же мучились, обивая пороги врачей. Помимо этого, частые физические наказания могут травмировать еще неокрепшую психику ребенка. Читаем подробно: Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей

Занимаемся самообучением

Любой нормальный родитель должен знать, как развивается ребенок, как происходит его интеллектуальное и психическое становление. В наше время можно найти кучу литературы по данным тематикам. А для большего эффекта можно обратиться и к специалистам, которые помогут вам понять основные принципы развития ребенка и подскажут, как вы должны себя вести в конкретных ситуациях. Помните, что неправильное воспитание может сломать волю ребенка и негативно повлиять на всю его дальнейшую жизнь.

Поощряем самовыражение

Позвольте ребенку самовыражаться, в разумных пределах, конечно же. Пресекая все попытки проявить самостоятельность, вы мешаете формированию характера малыша. В зависимости от особенностей ребенка, такое поведение родителей может спровоцировать бесхарактерность, негативно повлиять на его чувствительность, интеллект и творческие способности. Позвольте ребенку сломать десятую по счету машинку или притащить домой очередного бездомного щенка. Только не забывайте объяснить малышу, что в связи с его действиями у него возникли и новые обязанности. Пусть он учится принимать обдуманные решения.

Учитывайте мнение ребенка

Кажется, это правило должен знать каждый родитель. Ребенок должен расти полноценной личностью и иметь те же права, что и взрослые. Привлекайте его к обсуждению общих семейных проблем и слушайте его мнение, даже если оно кажется вам абсурдным

В противном случае он может просто перестать обращать на вас внимание, а все его поступки будут протестом вашему воспитанию. К тому же детки, выросшие безвольными, часто попадают под негативное влияние других людей

Уважаемые родители, считайте своего ребенка полноправным членом семьи! Забудьте о диктате и навязывании своих интересов и мнений. Позвольте малышу гармонично развиваться и вырасти полноценной личностью.

Важно по теме (рекомендуем к обязательному прочтению):

Видео: Что делать, если ребенок плохо себя ведет

Как улучшить отношения с подростком

Подростки склонны закрываться от родителей: они могут раздражительно фыркать и говорить, что у них все в порядке. Здесь родитель имеет дело с личными границами подростка: не стоит их продавливать и заставлять подростка все рассказывать

Возможно, сейчас ребенок не готов говорить, и взрослому важно это понимать. Но стоит всегда напоминать ребенку, что, когда он будет готов, вы всегда будете рядом, чтобы его поддержать. И тогда подросток с большей вероятностью попросит у вас совета или помощи

И тогда подросток с большей вероятностью попросит у вас совета или помощи.

Когда подросток начинает говорить о чем-то важном или тревожном для себя, важно слушать его без морализаторства, чтения нотаций. Здесь можно подвести итоги того, что вы услышали, своими словами. Это позволит подростку понять, что вы с ним на одной волне, слышите и хорошо понимаете его

А для взрослого это способ сверить, действительно ли вы понимаете, о чем говорит ваш ребенок

Это позволит подростку понять, что вы с ним на одной волне, слышите и хорошо понимаете его. А для взрослого это способ сверить, действительно ли вы понимаете, о чем говорит ваш ребенок.

Стоит избегать непрошеных советов – они не позволяют ребенку взвешенно принять решение и нести за него ответственность

А в подростковом возрасте очень важно научиться принимать самостоятельные решения

Если подросток обращается за помощью в какой-то ситуации, не лишним будет рассказать о своем похожем опыте: как это было в вашем подростковом возрасте, как вы поступили и насколько это было эффективно.

Важно понимать, что за всей злостью и агрессией подростка стоит боль и обида. И надо дать ему эту поддержку, позволить перенести эти тяжелые эмоции. Но не давать прямых указаний: «Не плачь!», «Не думай об этом», которые невыполнимы, а выразить заботу ребенку – и уже потом обсудить ситуацию

Так вы даете понять, что видите эмоции ребенка и понимаете их, позволяете ему почувствовать себя понятым и принятым

Но не давать прямых указаний: «Не плачь!», «Не думай об этом», которые невыполнимы, а выразить заботу ребенку – и уже потом обсудить ситуацию. Так вы даете понять, что видите эмоции ребенка и понимаете их, позволяете ему почувствовать себя понятым и принятым.

Часто подросткам сложно выполнять неприятную деятельность – например, учиться. Но запугивания из серии «не будешь хорошо учиться – станешь бездомным» вряд ли способствуют более ответственному отношению к учебе. Скорее, нужно мотивировать ребенка посылом: «Если ты будешь хорошо учиться, то поступишь в классный университет, будешь заниматься чем-то любимым».

Важно помнить про личные границы подростка. Часто это не только необходимость стучаться, перед тем как заходите в комнату, но и уважительное отношение к эмоциональному состоянию подростка, его желаниям. Не будет лишним спросить подростка, хочет ли он поговорить или может ему хочется побыть наедине

Не будет лишним спросить подростка, хочет ли он поговорить или может ему хочется побыть наедине.

Часто причиной конфликта бывает бардак в комнате или беспорядок на рабочем месте. Как правило, взрослых это очень раздражает и злит, однако такая обстановка соответствует эмоциональному состоянию подростка: внутри у него похожая ситуация, постоянные перепады настроения, колебания самооценки. Причем это колебания между противоположными полюсами: восхищение своей уникальностью и восприятие себя как ничтожного человека – такие колебания могут происходить за один день.

Подростку необходимо 15–20 минут в день, которые родитель уделит непосредственно ему: не разговаривать спиной, занимаясь своими делами, а побыть с ним рядом, выслушать.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: unsplash.com.

Осложнения и последствия девиантного поведения

Подростковый период очень важен для формирования личности. От того, как подросток проживет эти годы, во многом зависит его будущее. Например, будет ли он страдать от алкогольной или табачной зависимости, вспышек гнева, проблем с законом, сложностей с самостоятельной жизнью.

Как мы заботимся о телесном здоровье наших детей — водим к врачам, лечим зубы, покупаем лекарства — точно также стоит позаботиться и об их психологическом здоровье. Своевременная коррекция девиантного поведения у подростка поможет избежать возможных проблем в будущем.

Конечно, проявления даже большинства из перечисленных девиаций не означает, что подросток обязательно вырастет в пропащего взрослого, но ему будет гораздо проще и приятнее жить, если вы поможете максимально мягко пройти через этот сложный период.

Контроль собственности и подарков

Вам когда-нибудь доводилось слышать от своих родителей, как вам нужно поступать со своими вещами, как их носить, куда складывать? Я не поверю если вы скажете, что такого не было. Допустим, у вас день рождения, а вы уже взрослый мальчик или взрослая девочка и у вас свои дети, но ваша мама подарила вам чайник. И вот спустя полгода она заглянула к вам в гости и с удивлением обнаружила, что чайника у вас нет или вы им не пользуетесь. Чувствуете надвигающийся масштаб трагедии?

А вы его просто увезли на дачу, так как дома у вас более современный, а тот даже по стилю не подходил. И вот мама обиделась на вас, так как вы не цените совсем ее подарки. Какое будет у вас настроение? 

Этот шаблон поведения зашит у большинства людей и передается из поколения в поколение. Мы привыкли контролировать вещи, которые принадлежат нам. Но то, что вы подарили, то, что отдали или купили другому человеку, больше вам не принадлежит. Эта вещь больше не ваша – запомните это. Вещь, которую вы подарили, принадлежит теперь другому человеку. Теперь он ее хозяин, а хозяин сам вправе распоряжаться своими вещами, не так ли?

Это касается и детей. Все, что вы покупаете, дарите своим детям, принадлежит теперь им и только им. С этого момента ребенок сам распоряжается своей вещью и на свое усмотрение.

Какие подводные камни скрываются под вашим необъятным желанием контролировать все, что принадлежит ребенку. Ответ кроется в вопросе! Если вы контролируете его вещи, то есть распоряжаетесь ими, указываете ему, как их носить, куда класть, что с ними делать, вы забираете у ребенка свободу и способность принимать решения и обладать вещами.

И пока ребенок с этим не согласен, он продолжает бороться за свою свободу, за право принимать решения. Он сделает все равно по своему, только уже назло, чтобы доказать вам, что он сам вправе принимать решения. А так как вещи, которые вы ему передаете, являются ниточками вашего контроля, то он начинает бороться и с ними. Разрушая, ломая, круша, выбрасывая, разбрасывая, но теперь это все умышленно. При этом он одновременно борется и с контролерами, то есть с вами, действуя вам на нервы и всячески досаждая вам.

Причины трудного поведения подростков

Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.

Семья

Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).

При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011)

Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили

Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте (Lopez-Romero, Maneiro, Cutrín, Gómez-Fraguela, Villar, Luengo & Romero, 2019).

Школа

Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость (Buhs, 2005), а также могут привести к клинической депрессии (Ford et al., 2017) и суицидальным мыслям (Lardier et al., 2016).

Влияние сверстников и подходящие ситуации

Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими. Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком (Laursen, 2013).

‍‍ Особенности социализации

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.

За девочками намного сильнее присматривают, чем за мальчиками; девочек учат избегать опасности, а мальчиков поощряют к рискованным действиям, которые могут привести к правонарушениям (Messerschmidt J., 1993). В мальчиках также чаще воспитывают агрессивность. Агрессивные и контактные виды спорта часто считаются более престижными среди мальчиков. В детстве насилие и агрессия становятся способами выражения эмоций у мальчиков (Н. К. Радина, А. А. Никитина, 2011). Затем насилие используется как инструмент укрепления власти, особенно если что-то угрожает восприятию собственной маскулинности.

Черты личности, неврологическое развитие

Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость (Farrington, 2002). Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным (Walklate, 2003).

Возрастные особенности непослушания ребенка

Чтобы разобраться в том, почему дети не слушаются, важно обратить внимание на возрастные особенности их развития

Возраст

Описание

Советы психолога 

2-4 года

Способности ребенка к саморегуляции неразвиты, поведение зависит от ситуации и самочувствия. Требования взрослых имеют меньше значения, чем желания.

Дети активно познают мир и проявляют интерес к общению, тем самым собирая «материал» для развития. Постепенно формируется тяга к самостоятельности.

Не стоит запрещать ребенку делать то, что для него естественно и необходимо. Здоровый двухлетний малыш должен бегать, кричать и хватать руками все подряд! В этой ситуации родителю необходимо создать для малыша безопасную обстановку, быть внимательным, последовательным и терпеливым, постепенно рассказывая об устройстве мира и нормах поведения.

5-7 лет

Способность контролировать свое поведение возрастает, но еще несовершенна

Для дошкольников характерен эгоцентризм, им трудно учитывать потребности других людей. 

Ребенку по-прежнему нужны запреты, но важно, чтобы они были разумными и обоснованными. Родителям необходимо объяснять свои требования понятными словами, с примерами, проявляя последовательность и согласованность

Большую роль играет поддержание постоянного режима дня.

8-12 лет

Ребенок может управлять своим поведением, сдерживать желания, преодолевать затруднения. Требования авторитетных взрослых не вызывают сопротивления. Но детям трудно заставлять себя делать что-то неинтересное или неважное для них. Например, убирать комнату или мыть посуду. Такие требования часто забываются. 

Важно помнить, что требования к ребенку должны соответствовать его возможностям. Конфликты могут возникать из-за чрезмерной нагрузки. 

Взрослым необходимо терпеливо напоминать детям о важных делах и спокойно аргументировать свои требования. Ответственность за некоторые бытовые и школьные обязанности стоит передать самому ребенку.

13-16 лет

Появляется потребность в независимости и желание хранить в тайне от взрослых, некоторые стороны своей жизни. Это нормально и даже желательно. Растут требования со стороны школы, увеличивается нагрузка. Непослушание возникает по принципу защитной реакции против требований, воспринимаемых подростком как ограничение свободы.

Самое главное – сохранить доверительные отношения и авторитет взрослого. Важно обеспечить подростку адекватную самостоятельность и ослабить контроль в тех областях, где ответственность может лежать на самом ребенке.

Как мотивировать детей хорошо себя вести?

Полезная
информация:

С точки зрения возрастной психологии, в поведении ребенка отражаются его индивидуальные особенности и то, в какой обстановке он растет. Постоянное или нарастающее нежелательное поведение – признак неблагополучия и сигнал, что ребенку нужна помощь.

Оценивая поведение детей, мы иногда произносим фразу «ты себя плохо/хорошо ведешь». Однако таким способом невозможно решить проблему.

Лучшая стратегия, если сын или дочка систематически не слушаются, – разобраться в причинах отклонений в поведении. Сделать это можно только в том случае, если родители не предъявляют завышенных требований, а в семье существуют доверительные отношения

Помогут внимание со стороны взрослых, совместные занятия, небольшие поощрения, теплые слова… Проводите как можно больше времени вместе! Заботу о здоровом питании ребенка оставьте детскому питанию «ФрутоНяня».

Как сделать чтобы ребенок слушался (как себя вести если ребенок не слушается): 6 простых правил

  1. Выдохнуть и трезво оценить ситуацию, перед тем как накричать и наказать за непослушание. Что именно вам не нравится в поведении ребенка? Он действительно делает что-то опасного для него? Или мешает вам в вашем комфорте и вам не удобно перед окружающими? Если ребенок заслуживает вашего порицания, заранее продумайте что вы ему скажете, как понятным ребенку языком объясните его ошибку.

Поэтому важно успокоиться, взвесить всю тяжесть проступка. Тем самым, возможно, вы не совершите ошибки, не переборщите в наказании

  1. Разговор «глаза в глаза». Присядьте на уровне глаз ребенка. Он не должен чувствовать ваше явное доминирование.
  1. Альтернатива. На каждое «нельзя» должно быть «можно». А еще лучше, если вообще не употреблять запрещающие слова, а сразу предлагать альтернативу. Ну например, вместо фразы «Нельзя бежать через дорогу самому» скажите «Дорогу переходить можно только за руку со взрослыми».
  2. Инструкция, а не приказ. Каждый приказ и требовательный тон нарушает личные границы ребенка. И не удивительно, если реакция ребенка будет воспротивиться и восстать против этого нарушения его границ.

А вот подробно объяснив, что и как можно сделать вместо не желаемого вами, ребенок усвоит и уловит намного больше, чем вы думаете.

  1. Ругайте без имени. Что это значит: ребенок должен любить себя и свое имя. Старайтесь называть по имени ребенка при похвале, а во время порицания можно употребить «солнышко», «зайчик», «сынок».
  2. Никакого шантажа. Ну признайтесь, наверняка говорили: «Будешь себя так вести, я расстроюсь (обижусь)». Это же чистый шантаж. А теперь представим через 10 лет на вашем личном примере ребенок вам заявляет: «Не купишь новый планшет – уйду из дома». Ну как вам?

Что такое девиантное поведение​

Девиантное поведение — это поведение, отличающееся от норм и стандартов, принятых в обществе: правовых, моральных, возрастных. Так как нормы могут варьироваться в зависимости от возраста, региона проживания, социального положения, то и понятие девиантного, отклоняющегося поведения будет иметь разное значение.

И в первую очередь стоит объективно оценить поступки подростка. В чём заключается проблема? Подросток ворует? Или просто красит волосы не в тот цвет, который считается нормальным среди взрослых и серьёзных людей?

Выделим основные формы девиантного поведения в подростковом возрасте, которые требуют повышенного внимания со стороны взрослых.

Научим договариваться и достигать компромисса

Записаться на консультацию

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий