Массаж при мышечной дистонии у младенцев: 3 методики проведения

Общие правила

Для достижения желаемого результата важно сделать занятия систематическими. Соблюдение простых правил поможет привести в порядок мышечный тонус и сделать это с удовольствием для всех:

  • Поддерживайте в помещении, где проходят занятия, оптимальную температуру и влажность воздуха (температура не выше 21 градуса, влажность – 50-70%). Обязательно проветривайте комнату перед массажем. Летом, если есть возможность, проводите занятие на улице.
  • Используйте пеленальный столик для массажа, но если его нет, можно провести занятие на обычном столе или даже на крышке комода. Требование одно – поверхность не должна быть мягкой и неровной.
  • Используйте только гипоаллергенные масла или детский крем для массажа.
  • ​​​Любое занятие проводите в игровой форме – это касается и массажа, и гимнастики. Если ребенку будет неинтересно, невесело, то он очень быстро даст понять, что ему все происходящее изрядно надоело, начнет капризничать и придется прервать занятие. Помните, что массаж и гимнастика – повод для общения, которое должно развивать не только тело, но и психику карапуза, а также его эмоциональную сферу.
  • Помните о безопасности. Всегда ставьте все необходимое рядом, чтобы не оставлять малыша одного на столе, падение с которого может привести к травме.
  • Проводите занятия через час после еды, чтобы избежать срыгиваний, и не позднее, чем за час до отхода ко сну. Массаж тонизирующий не делают на ночь.

О том, как делать детский массаж при мышечной дистонии, смотрите в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Комплекс развивающих гимнастических упражнений для детей до года

Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни способствует развитию и укреплению суставного, мышечного и связочного аппарата грудничка. Гимнастика для новорожденных доставит больше положительных эмоций, если будет осуществляться под музыку. Интенсивность и длительность зарядки зависит от возраста. Малышам в 1-3 месяца специалисты рекомендуют проводить следующий комплекс упражнений:

  • исходное положение — ребенок лежит на спине;
  • выполняются поглаживания верхних и нижних конечностей;
  • ребенок укладывается на живот, осуществляются поглаживающие движения спины;
  • малыш возвращается в исходное положение, проводится массаж живота;
  • массируются стопы;
  • новорожденного укладывают на бок;
  • выполняется рефлекторное выгибание спины (если провести пальцем вдоль подошвы малыша, он выгнет спину и запрокинет голову);
  • упражнение «рефлекторное ползание» (делая упор ногами на ладони матери, малыш пытается ползти).

Для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев рекомендуется следующий комплекс упражнений:

  • исходное положение, скрещивая ручки на груди, а затем разводя их в стороны, осуществляются движения, похожие на обнимания;
  • проводится массаж ручек и ножек;
  • осуществляя поочередный захват предплечий и стоп, следует помочь малышу повернуться на бок, а затем — на живот;
  • массаж спины;
  • зафиксировав голеностопные суставы в руке, ребенка приподнимают, в это время он запрокидывает головку назад (выполнять 2-3 раза);
  • массаж живота;
  • массирование стоп;
  • сгибание ручек в локтевом суставе.

Для детей на 4-6 месяце жизни подойдут следующие упражнения:

  • исходное положение, «обнимающие» движения руками;
  • массирование ног;
  • стопы располагаются с упором на поверхность стола, ноги медленно поочередно сгибаются в коленном суставе, не отрываясь от опоры;
  • перекаты на правый и левый бок с переходом на живот;
  • зафиксировав голеностопные суставы в руке, ребенка удерживают на весу, он запрокидывает головку назад (выполнить 3 раза);
  • массаж спины;
  • массирование живота по часовой стрелке;
  • малыша приподнимают за предплечья, помогая принять сидячее положение;
  • массаж стоп;
  • сгибание рук и ног в локтевом и коленном суставах (6-8 раз);
  • массирование грудной клетки;
  • поворот на живот при помощи левой, а затем правой руки.

Комплекс физических упражнений для младенцев от 6 до 12 месяцев:

  • исходное положение, обнимающие движения руками;
  • стопы с упором о поверхность стола, ноги медленно поочередно сгибаются в коленном суставе, не отрываясь от опоры;
  • поворот на живот с помощью левой, а затем правой руки;
  • массаж спины;
  • делая упор ногами на ладони матери, малыш пытается ползти за любимой игрушкой;
  • массаж живота;
  • из лежачего положения ребенок принимает положение сидя, пытаясь удержать в руках игрушку, которую тянет на себя мать;
  • круговые движения руками;
  • подъем прямых ног;
  • ребенок, лежит на животе, когда его сзади потянуть за руки, он выгнет спину;
  • поворот на живот при помощи левой, а затем правой руки.

Общие правила

Для достижения желаемого результата важно сделать занятия систематическими. Соблюдение простых правил поможет привести в порядок мышечный тонус и сделать это с удовольствием для всех:

  • Поддерживайте в помещении, где проходят занятия, оптимальную температуру и влажность воздуха (температура не выше 21 градуса, влажность – 50-70%). Обязательно проветривайте комнату перед массажем. Летом, если есть возможность, проводите занятие на улице.
  • Используйте пеленальный столик для массажа, но если его нет, можно провести занятие на обычном столе или даже на крышке комода. Требование одно – поверхность не должна быть мягкой и неровной.
  • Используйте только гипоаллергенные масла или детский крем для массажа.
  • ​​​Любое занятие проводите в игровой форме – это касается и массажа, и гимнастики. Если ребенку будет неинтересно, невесело, то он очень быстро даст понять, что ему все происходящее изрядно надоело, начнет капризничать и придется прервать занятие. Помните, что массаж и гимнастика – повод для общения, которое должно развивать не только тело, но и психику карапуза, а также его эмоциональную сферу.
  • Помните о безопасности. Всегда ставьте все необходимое рядом, чтобы не оставлять малыша одного на столе, падение с которого может привести к травме.
  • Проводите занятия через час после еды, чтобы избежать срыгиваний, и не позднее, чем за час до отхода ко сну. Массаж тонизирующий не делают на ночь.

О том, как делать детский массаж при мышечной дистонии, смотрите в следующем видео.

ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС, ребенок не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит

ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС, ТЛР. Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть. У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины на бок, а затем на живот. Если Вы заметили указанные симптомы, обязательно приходите на консультацию к специалисту (запись по телефону +78452407040). В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только “блоком”, то есть отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса. При выраженности тонического лабиринтного рефлекса в положении на животе в результате повышения флексорного тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят. В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и опереться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота на спину для присаживания. Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возможность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций. Влияние тонического лабиринтного рефлекса в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину. 

Как лечить мышечную дистонию?

Своевременная диагностика – это первый шаг к излечению от мышечной дистонии. Этим занимаются неврологи, неонатологи в роддоме, педиатры в детской поликлинике.

Главную роль все же играет детский врач-невролог. На основании осмотра, инструментальных методов исследования он назначает комплексное лечение. Это может быть прием различных лекарственных средств, физиотерапевтические процедуры. К слову, не существует одного определенного препарата от этой болезни.

При мышечной дистонии основными и самыми эффективными методами терапии являются детский массаж и гимнастика.

При мышечной дистонии у грудного ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать заболевание и заниматься самолечением!

Массаж обладает сильным активизирующим действием на незрелую нервную систему младенца. Уже с 1,5 месяцев ребенку можно начинать проводить массаж и гимнастику.

Во время проведения массажа и гимнастики в коже возникают импульсы, которые по нервным волокнам достигают головного мозга. В ответ мозг вырабатывает специальные вещества, благотворно воздействующие на нервно-психическое и физическое развитие ребенка.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБЩЕМУ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ ТЕЛА РЕБЁНКА

Ранее уже отмечалось, что массаж детей первых месяцев жизни носит, в основном, расслабляющий характер, прекрасным расслабляющим эффектом обладает приём поглаживания, его широко используют в детском массаже, скольжение руки взрослого должно быть очень мягким и медленным. Приёмы растирания и разминания также могут способствовать расслаблению, если выполнять их нежно и мягко, в более медленном, чем обычно, темпе. Из специальных приёмов особенно эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей при выполнении пассивных движений, при этом ваша рука плотно захватывает ручку или ножку ребёнка, как бы сливаясь с ней, и мелко дрожит, направление колебательных движений зависит от направления движения, которому вы помогаете, ритм и скорость колебаний волнообразно меняется. Сначала это движение может показаться слишком сложным, с целью тренировки попробуйте следующее упражнение: в руку, обращённую ладонью вниз, вставьте между двумя пальцами карандаш, во время выполнения приёма карандаш рисует на листе бумаги вибрационную кривую, она должна быть довольно равномерной, без резких перепадов. Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж (точечную вибрацию), он заключается в следующем: подушечкой одного пальца (большого, указательного или среднего) надавливают на определённую зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от неё в течение пяти-пятнадцати секунд, колебательные движения должны быть очень мелкие (почти незаметное дрожание), быстрые, причём лучше, если скорость их будет меняться волнообразно (вначале помедленнее, в середине быстро, в конце снова помедленнее), давление на точку также меняется от поверхностного к глубокому и к концу снова ослабевает. Точечный массаж делается руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 секунд, во время которых на массируемом участке проводится поглаживание. Весьма эффективны для расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики: поза эмбриона- ребёнок лежит на спине, руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, пригибают голову вперёд, позу фиксируют руками взрослого, в этой позе можно покачивать ребёнка к себе-от себя и с одного бока на другой 5-10 раз, движения делать плавно, ритмично. покачивание на мяче- с помощью укладывания ребёнка на мяч и покачивания его в этом положении, также можно устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса, упражнения проводят следующим образом: ребёнка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая его, медленно покачивают вперёд-назад, вправо-влево и по кругу, медленное размеренное покачивание ребёнка на мяче (лёжа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперёд. покачивание на весу- держа ребёнка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону, это упражнение хорошо делать в воде, покачивая ребёнка в вертикальном или горизонтальном положении. Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие, ежедневное купание в тёплой (но не горячей) воде, плавательные движения в большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для малышей.

Последствия нелеченого гипотонуса мышц

  1. Отставание в физическом развитии. Малыш поздно начнет держать голову, садиться, ползать, вставать и ходить.
  2. Слабые мышцы спины не могут поддерживать должным образом позвоночник, что в конечном итоге приводит к сколиозу, нарушению осанки и походки.
  3. При слабости мышц рук ребенку тяжело будет учиться писать. Как следствие, в дальнейшем возникнут проблемы с учебой в школе.
  4. При запущенном случае гипотонуса есть большая опасность развития мышечной дистрофии (ребенку тяжело будет передвигаться) или атрофии (ребенок вообще не сможет двигаться самостоятельно).

Для выполнения массажа можно обратиться к специалисту. Однако многие упражнения родители с легкостью смогут делать самостоятельно.

Польза массажа для детей

Трудно переоценить замечательные качества даже обычного оздоровительного массажа для детей. А лечебный массаж для грудных детей вообще творит чудеса. Он может устранить такие проблемы, как дисплазия тазобедренных суставов, врожденный вывих бедра, косолапость и плоскостопие, паховая и пупочная грыжа, рахит, сколиоз, дефекты осанки, гипертонус и гипотонус, спастическая и мышечная кривошея. Конечно, такой массаж выполняется только по показаниям и обязательно сертифицированным специалистом.

В чем секрет массажа? Дело в том, что импульсы, идущие от кожи по нервным путям, достигают коры головного мозга и оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему. Это улучшает ее контроль над работой всех органов и систем:

  • Улучшает работу сердечно-сосудистой системы, усиливает циркуляцию крови и лимфы;
  • Укрепляет пищеварительную систему, нормализует работу желудочно-кишечного тракта, что способствует набору веса;
  • Тренирует дыхательную систему;
  • Усиливает выделительную функцию желез;
  • Укрепляет опорно-двигательный аппарат — повышает эластичность мышечных волокон и общую работоспособность мышц; укрепляет связочный аппарат суставов, увеличивает амплитуду их движений;
  • Улучшает качество сна;
  • Помогает осознанию тела;
  • Улучшает состояние кожи, повышает ее сопротивляемость внешним воздействиям;
  • Оказывает влияние на периферическую и центральную нервную систему, обладает успокаивающим эффектом.

Но главный плюс массажа для младенцев в том, что он положительным образом сказывается на отношениях мамы и ребенка: между ними усиливается привязанность, нежность, взаимное понимание и принятие.

Здоровье ребенка

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Основные рекомендации

Несмотря на широкие возможности массажа, перед курсом следует ознакомиться с основными правилами проведения:

  • Выполнять через полчаса после еды или за 40 минут до кормления.
  • Кожа малыша должна быть сухая и чистая.
  • Не желательно проводить процедуру прямо перед сном.
  • Ребенок должен быть спокоен, не плакать и не кричать.

Простые движения можно выполнять дома самостоятельно. Главное следить за комфортом младенца, не допуская напряжения или беспокойства. Поглаживания выполняются сверху вниз, по направлению тока крови. Правильным действиям может обучить ваш участковый педиатр. Лечебный и общеукрепляющий массаж лучше доверить профессионалам.

Важно: до 3 месячного возраста массажу не подвергаются области подмышек, родничка и внутренняя поверхность бедра. Массаж для малышей не обязательно назначается врачом

Можно записаться на оздоровительный курс без специальных показаний, особенно важна процедура для недоношенных младенцев и детей, рожденных путем кесарева сечения

Массаж для малышей не обязательно назначается врачом. Можно записаться на оздоровительный курс без специальных показаний, особенно важна процедура для недоношенных младенцев и детей, рожденных путем кесарева сечения.

Как проявляется заболевание

Точно диагностировать синдром мышечной дистонии и назначить соответствующее лечение может только специалист. Педиатр, а лучше невропатолог. Зачастую синдром обнаруживается случайно при очередном обследовании у врача или во время обращения с другим недугом грудничка.

Хотя встречаются случаи, когда синдром проявляется очень резко и родителям в таком случае нужно сразу же обращаться в поликлинику, а не искать советов у других, заходя на форум и описывая симптом. Мамы и папы обязательно заметят, если мышцы грудничка подвержены гипертонусу.

Обычно в таком случае у деток наблюдается неестественное расположение конечностей – это главный симптом. Также при мышечной дистонии может проявляться патологическое расположение стоп или кистей рук. Синдром может проявляться в разной степени тяжести.

Существует ряд методов для определения мышечной дистонии у новорожденных детей

Визуальный осмотр ребенка

Для визуальной оценки нужно внимательно осматривать малыша, оценивать его позу во время сна и активности. Обычно для деток напряженная поза характерна и с возрастом мышечная гипертония постепенно снижается.

Симметричность мышц

Важно понаблюдать за симметричными мышцами – в нормальном состоянии их тонус идентичен. Для этого ребенка необходимо раздеть и положить вниз животик на твердую поверхность. Обычно деткам четырех месяцев нравится так лежать, они уверенно держат головку и рассматривают все вокруг

Тело должно быть прямым. Для проверки необходимо представить мысленно линию от затылка малыша до складки между ягодиц. Если линия смещается, то это симптом того, что имеет место патология

Обычно деткам четырех месяцев нравится так лежать, они уверенно держат головку и рассматривают все вокруг. Тело должно быть прямым. Для проверки необходимо представить мысленно линию от затылка малыша до складки между ягодиц. Если линия смещается, то это симптом того, что имеет место патология.

Проба на тракцию

Грудничка кладут на спинку, затем берут за запястья и аккуратно поднимают на себя. Ручки должны разогнуться в локтевых суставах, а затем грудничок должен всем телом подтянуться к ручкам. Если одна из двух фаз отсутствует, то, скорее всего, присутствует гипертонус или гипотонус мышц.

Симптом возврата

Новорожденного ребенка кладут на спинку, ножки должны быть согнуты в коленных суставах. Затем ножки выпрямляют, держат вытянутыми в течение нескольких минут и отпускают. Если проблем с мышцами нет, то ножки возвращаются в исходное согнутое положение. Если это не происходит, то, скорее всего, у грудничка гипотонус мышц.

Симптом свободного подвешивания

Новорожденного ребенка нужно положить животиком на ладонь. Малыш должен удерживать головку на одной линии с туловищем, а ручки и ножки должны быть согнуты. Если грудничок не держит голову, у него свисают вниз руки или ноги, то скорее всего имеет место синдром гипотомии мышц.

Тонус конечностей

Чтобы определить тонус мышц, ручки малыша тянут вверх. При этом нужно проконтролировать насколько он сопротивляется. А ножки нужно разводить в стороны.

https://youtube.com/watch?v=F4hILfQ4718

Что делать в домашних условиях

Чтобы лечение было непрерывным, специалисты рекомендуют проводить массаж органов речи и лица в домашних условиях. Дома заниматься можно в любое удобное время, да и детям проще довериться близким людям.

Самостоятельно можно использовать такие приемы массажа:

  1. Пальцевый массаж. Проводится при помощи носового платка или тканевой салфетки. Можно также использовать напальчники, продающиеся в обычных аптеках.
  2. Массаж чайными ложками. Их можно использовать для лица и разминания языка. В данном случае ложка будет выполнять функцию логопедического зонда. Перед массажем ее нужно хорошо вымыть и обдать кипятком.
  3. Использование зубной щетки. Ворсинки помогут хорошо размять язык. Щеткой можно делать круговые движения по всей площади языка, имитировать чистку, обрабатывать нижнюю часть, я также подъязычную ямку. Следует помнить, что для массажа нужно использовать новую щетку, специально купленную для занятий.

Дома массаж можно выполнять один или два раза в день по 15 минут. В зависимости от формы дизартрии, курс массажа может длиться две или три недели.

Освоить приемы массажа достаточно легко. Поможет в этом вам логопед. Он подберет комплекс упражнений в зависимости от диагноза, возраста и  выраженности нарушений.

Комплекс 4. От 6 до 9 месяцев. Улучшаем координацию движений

В возрасте 6 – 9 месяцев малыша необходимо научить правильно ползать, координируя для этого движения рук и ног. В занятиях гимнастикой и массажем фокус внимания с рук и ног переходит на грудь, спину и живот, и массирование этих областей становится более энергичным.

  • Скрещивание рук (6 – 8 раз);
  • Упражнения для ног: одновременное разгибание и сгибание ног (4 – 6 раз); попеременное разгибание и сгибание ног (по 4 – 6 раз каждой ногой);
  • Повороты на живот;
  • Массаж ягодиц и спины;
  • Ползание на четвереньках;
  • Массаж живота;
  • Приседания с прогибанием позвоночника (1 – 2 раза);
  • Круговые движения руками (4 – 6 раз);
  • Массаж стоп;
  • Подъем прямых ног (6 – 8 раз);
  • Подъем из положения лежа на животе (1 – 2 раза);
  • Массаж груди;
  • Приседание с поддержкой за согнутые руки (1 – 2 раза);
  • Упражнение «бокс» (по 5 – 6 раз каждой рукой);
  • Упражнение «тачка».

Причины возникновения дистонии

Проблемы с мышечным тонусом у малышей до 1 года, как правило, обусловлены врожденными аномалиями развития головного мозга либо родовой травмой. Патология центральной нервной системы связана с нарушением внутриутробного развития плода в результате следующих причин:

  • гипоксия плода (внутриутробное кислородное голодание);
  • инфекционные заболевания, которые перенесла мать во время беременности;
  • применение беременной лекарственных средств с тератогенным действием;
  • курение матери, злоупотребление наркотиками или спиртными напитками;
  • наследственные генетические мутации, которые виляют на мозговое вещество.

Приобретенная мышечная дистония своим происхождением обязана таким состояниям:

  • травмы головного мозга с повреждением подкорковых структур, которые приводят к экстрапирамидным расстройствам;
  • опухоли головного мозга с прорастанием в его вещество. В результате сдавливания новообразованиями нейронов происходит разрушение клеток, которые регулируют тонус мышц;
  • энцефалиты, сопровождающиеся воспалением экстрапирамидальной системы.

Техника выполнения упражнений

Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек. По мере того, как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно. На спине совершаются те же движения, что и на животе, начинать их стоит не раньше 3 месяцев: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону.

Малыш на животике. Кладем руки малышу на спину и слегка прижимаем его к мячу. Можно правой рукой придерживать кроху за спинку, а левой — фиксировать левую ножку в области коленного сустава. Начинаем потихоньку покачивать малыша вперед, назад, по кругу, чтобы при этом была небольшая вибрация;
В том же положении покачивайте малыша к себе и от себя, с небольшой вибрацией, если малыш уже держит головку;

Малыш на спинке. Придерживаем его руками за живот и в области голени, или можно правой рукой фиксировать животик, а левой — левую ножку. Медленно при покачивании мяча к себе сгибаем ножки малыша в коленных суставах, а при движении мяча от себя — выпрямляем

Осторожно качаем ребенка в положении лежа на спине в позиции головой вниз. Хорошо, если малыш будет при этом распрямлять руки, это снижает тонус мышц-сгибателей

Теперь пробуем выполнить это же движение сначала только правой, затем только левой ногой;

Малыш снова на животике. Держим его за руки и покачиваем вперед-назад. Постепенно приподнимаем вытянутые вперед ручки, чтобы малыш оторвал грудную клетку от мяча;
В том же положении правой рукой придерживаем малыша в области поясницы, а левой пробуем уложить в «позу лягушки», широко разведя коленки. В такой позе покачиваем вперед, назад, создавая вибрацию. Это не только расслабляет, но и очень полезно для развития тазобедренных суставов.

Что такое гипертонус и как его диагностировать

Гипертонус — чрезмерное напряжение мышц . Новорожденный появляется на свет в позе эмбриона — голова немного запрокинута назад, ножки слегка подогнуты, руки согнуты, кулачки сжаты и располагаются на уровне грудной клетки. Постепенно малыш начинает активно двигаться. Движение приводит к расслаблению мышц. Но у некоторых детей мышцы по прежнему остаются в тонусе. Это нельзя назвать болезнь, скорее всего это является признаком того, что с нервной системой ребенка не все в порядке.

Основной причиной гипертонуса является регулярная нехватка кислорода во время внутриутрубного развития . К данному отклонению может привести анемия в период беременности, тонус матки, чрезмерный токсикоз. Особенно опасны данные признаки во время первого триместра, когда начинают формироваться и развиваться вся система органов. Также стоит отметить, что причиной появления гипертонуса у младенца могут стать постоянные болезни (простуда, грипп и т.д.).

При выявлении данного отклонения врач подробно распишет регулярный план занятий терапевтического лечения. Чем раньше будет выявлено и вылечено данное отклонение, тем меньше шансов, что ребенок будет страдать от задержки в моторном развитии. В терапевтический план лечения будут входить: массаж, гимнастика, плавание, расслабляющие ванночки и, конечно же, родительская нежность.

Не только напряжение мышц является симптомом гипертонуса. Рассмотрим другие характерные признаки:

  1. при плаче у ребенка синеют губы, дрожит подбородок;
  2. ребенок вздрагивает при малейшем звуке;
  3. у ребенка наблюдается такое состояние, когда ладошки постоянно собраны в кулачки.

Расслабляющие ванночки при гипертонусе

Зачем нужна ЛФК новорожденным

Лечебная физкультура для детей раннего возраста направлена на развитие и совершенствование двигательных функций конечностей. Применяют процедуру в оздоровительных целях, как урок физического воспитания: таким образом, младенец привыкает к новым условиям вне материнского организма. Также ЛФК используется для детей, родившихся с патологиями ножек или ручек.

Большинство современных родителей знает, что такое массаж ЛФК для новорожденных. Маленький ребенок с каждым месяцем растет: прибавляется вес, удлиняется тело, появляются новые навыки. В период приспособления к окружающей среде главное – соблюдать следующие правила по уходу за крохой:

  • правильно давать грудное молоко;
  • качать на ручках;
  • соблюдать режим сна;
  • проводить водные процедуры строго в пеленальной простыне.

Лечебная физкультура полезна детям, которые полностью здоровы, во избежание позднего развития патологии. С момента рождения малыша новоиспеченные родители занимаются с ним процедурами ЛФК. Физиотерапия оказывает существенное влияние на развитие маленького ребенка:

  1. При регулярных занятиях у малыша активизируется кровообращение, что помогает избавиться от кровяных застоев в некоторых тканях и мышцах.
  2. Кроха спокойно спит ночью и хорошо кушает.
  3. Происходит формирование опорно-двигательной системы без дефектных расстройств;
  4. Нормализуется работа желудка, кишечника и печени.
  5. Ребенок развивает физические навыки.
  6. Повышается защитная функция иммунитета.
  7. Прочно сцепляются мышцы и кости.
  8. Происходит развитие в умственном плане, так как стимулируются оба полушария головного мозга.
  9. Приходит в норму процесс обмена веществ.

При массаже маленькие детки редко плачут и капризничают, так как наедине с собой они часто играют с ножками и ручками. Если родители применяют процедуру, это ускоряет развитие двигательных функций: ребенок быстрее учится сидеть и ползать, и до года может научиться ходить.

Часто врачи рекомендуют новорожденным процедуры ЛФК при дисплазии тазобедренных суставов. Данным термином обозначается дефектное развитие одного из органов родившегося человечка. Состояние поправимо, если делать малышу массаж 2 раза в сутки.

Зачем ребенку массаж? Какую пользу он приносит?

В первую очередь нужно понимать, что детский массаж бывает разным, и назначают его с разными целями. Условно его можно поделить на две разновидности: профилактический помогает укрепить здоровье и способствует нормальному развитию ребенка, лечебный направлен на борьбу с конкретными проблемами со здоровьем.

Профилактический массаж можно смело рекомендовать детям всех возрастов и взрослым. Он оказывает многие положительные эффекты:

  • укрепляет опорно-двигательную систему и способствует развитию двигательных навыков;
  • нормализует мышечный тонус;
  • улучшает функцию и развитие нервной системы;
  • активизирует защитные силы организма;
  • некоторые исследования показывают, что регулярный массаж способствует нормальному росту ребенка и набору веса;
  • улучшает работу сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной системы;
  • вечерний расслабляющий массаж способствует засыпанию, полноценному здоровому сну;
  • помогает справиться с газами, коликами, запорами;
  • если мама делает массаж малышу самостоятельно, между ними укрепляется эмоциональная связь, ребенок становится более спокойным, чувствует материнскую заботу и защиту.

Лечебный массаж применяют при многих проблемах со здоровьем. Чаще всего его назначают неврологи и ортопеды. Тут есть два важных момента. Во-первых, проводить процедуры должен только специалист. Во-вторых, чаще всего лечебный массаж является частью комплексного лечения. Параллельно врач может назначить медикаментозные препараты, физиотерапию

Важно соблюдать все рекомендации.

Заключение

По мнению врачей, спина служит зеркалом здоровья человеческого организма в целом. По этой причине забота о правильной осанке должна начинаться с самого раннего возраста.

Занятий лечебной физкультурой принесут пользу любому ребенку, помогая укрепить его костно-мышечный корсет, позволяющий сохранять позвоночник в естественном физиологическом положении, предупреждая его искривления в период школьного возраста, травмирование и иные неблагоприятные изменения.

Определить необходимость начала регулярных занятий лечебной физкультурой можно по ряду показателей, к которым относится быстрая утомляемость ребенка, жалобы на боли в области шеи, головы, появление признаков неправильной осанки, частые простудные заболевания.

Важно, чтобы комплекс лечебных упражнений был прописан врачом на основании диагностики и по индивидуальным показателям. При выполнении упражнений следует придерживаться правил и техники, рекомендованных врачом

При выполнении упражнений следует придерживаться правил и техники, рекомендованных врачом.

Тренировки всегда следует начинать с разогрева, а заканчивать замедлением темпа.

Занятия лечебной физкультурой запрещены при любых заболеваниях детского организма, в особенности при плохом самочувствии, нарушениях сердечного ритма, недостаточности дыхания.

Даже если занятия лечебной физкультурой проводятся дома, необходимо время от времени показываться врачу и прислушиваться к его рекомендациям.

Автор статьи: Богач Людмила Михайловна

Врач ЛФК
Проводит комплексную терапию и профилактику заболевания позвоночника, проводит расшифровку рентгенографии и МРТ снимков. Также проводит реабилитацию и восстановления физического состояния после травм.

Комментарии для сайта Cackle

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий