Эдипов комплекс у мальчиков

Как проявляется эдипов комплекс?

Как распознать эдипов комплекс у взрослых мужчин признаки которого не всегда явно бросаются в глаза?

Если вы подозреваете, что у вас или кого-либо из знакомых есть этот комплекс, присмотритесь к поведению человека. Для определения есть несколько признаков.

8 основных признаков

1. Желание самоутвердиться за счёт жены, использование наказаний в супружеской жизни.

2. Проявления ревности к сыновьям, к отцу, к другим родственникам мужского пола.

3. Потребность в гиперопеке со стороны матери.

4. Ревность к собственным детям.

5. Нежелание заводить свою семью.

6. Выбор партнёрш намного старше себя.

7. Частое сравнение партнёрши с матерью.

8. Инфантильное «детское» поведение.

Таковы основные проявления эдипова комплекса, которые могут быть явными или завуалированными. В конце концов, не все мужчины, страдающие им, имеют жестокий и агрессивный характер. Подобное поведение встречается и у мягких натур, но они страдают сильнее от того, что не могут реализовать свои потребности. Глубоко внутри у добрых мужчин кипит ревность к отцу или сыну, которая не находит выхода, разрушая психику изнутри.

Эдипов комплекс развивается на стадии роста от трёх до семи лет. В это время ребёнок начинает проявлять интерес к своим половым органам и идентифицирует свою принадлежность к тому или ному полу. Мальчики начинают понимать, что они мальчики, девочки – что девочки, и в чём различие. Именно в этом возрасте проявляется потребность показывать свою любовь к матери или женщине, играющей её роль (мачеха, бабушка, тетя, приёмная мать).

Поскольку дети всему учатся у взрослых, то и знаки внимания они оказывают такие же, что их родители – поцелуи, объятья, поглаживания, ласки.

Имея возможность привлечь внимание матери, мальчик стремится всеми силами завладеть им в большей степени, чем отец. Даже малыш понимает, кто сильнее и поэтому стремится составить конкуренцию всеми возможными способами, в том числе, строя планы

Сын хочет стать таким же большим и сильным, как папа и вытеснить его из семьи. Если в семье здоровый психологический климат, она полная и ребёнку уделяется достаточно внимания, эти проявления трансформируются в правильное подражание отцу – малыш вырастает мужчиной в хорошем смысле этого слова, а желание конкурировать сменяется желанием подражать, брать пример. Вместо агрессии появляется уважение и любовь. Комплекс не получает шансов на развитие.

Негативный эдипов комплекс развивается в неблагополучной среде. Это происходит не только в семьях алкоголиков и наркоманов. Неполные семьи могут стать источником этого психического отклонения. Если сын с раннего возраста ощущает ответственность за мать, воспринимает её как слабую женщину, которая нуждается в поддержке и зависит от него, он автоматически занимает место мужа. Хотя отношения не переходят «в горизонтальную плоскость» половое влечение к матери неизбежно возникает.

Супер-Эго

По мнению Фрейда, именно благодаря страху кастрации к пяти годам происходит Эдипова комплекса, в результате чего формируется совершенно новая инстанция психики ‒ Супер-Эго:

«…Эдипов комплекс у мальчика не просто , он буквально разрушается под влиянием шока, связанного с угрозой кастрации. Мальчик отказывается от своих либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Объекты этих привязанностей включаются в состав Эго, где они образуют ядро Супер-Эго и придают этому новообразованию характерные особенности. В нормальном, лучше говоря в идеальном, случае Эдипов комплекс не существует уже больше и в бессознательном, Супер-Эго стало его наследником.»
(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)

Выражаясь проще, мальчик перестает сексуально претендовать на мать (отказ от либидинозных привязанностей), заменяет сексуальное влечение к матери на нежность (десексуализация), осваивает творческую деятельность, что характерно для детей от пяти лет (сублимация).

Выражаясь еще проще, мальчик смещает вектор борьбы за внимание матери с откровенных требований в адрес матери и агрессии в адрес отца на деятельность, могущую заслужить восхищение матери и признание отца ‒ творчество во всех видах, доступных в этом возрасте, и обучение (сублимация). Можно сказать, что эдипальное поражение толкает ребенка к развитию (), а эдипальная победа, напротив, лишает стимулов к развитию.. можно рассматривать как осадок запретов, норм и предписаний обоих родителей

Если учитывать , то становится понятным, что на формирование Супер-Эго у мальчика оказывает влияние как отец, так и мать

можно рассматривать как осадок запретов, норм и предписаний обоих родителей. Если учитывать , то становится понятным, что на формирование Супер-Эго у мальчика оказывает влияние как отец, так и мать.

«Супер-Эго ‒ репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
(“Я и Оно”. Фрейд)

При этом Супер-Эго остается бессознательным и только частично осознается в виде чувства морали, когда взрослый человек интуитивно понимает что такое хорошо и что такое плохо, но сам не в состоянии вразумительно объяснить, почему . Это чувство, сопровождает взрослого человека на протяжении всей его жизни, и мы называем это чувство совестью.

«Но если мы себя спросим, чего же Эго опасается со стороны Супер-Эго, то приходится остановиться на мысли, что наказание со стороны Супер-Эго представляет собой продолжение наказания кастрацией. Подобно тому, как Супер-Эго воплощает ставшего безличным отца, так и тревога перед, исходящей от последнего, угрозой кастрации превратилась в неопределенную социальную тревогу или тревогу перед своей совестью
(“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)

Таким образом, по мнению Фрейда, получается, то, что мы называем совестью ‒ есть результат страха кастрации.

Религиозное чувство или то, что признается божественным источником всех человеческих добродетелей, Фрейд также считает результатом формирования Супер-Эго:

«…Мы можем давать следующий ответ всем тем, кто был поколеблен в своем этическом сознании и жаловался, что ведь должно же быть в человеке высшее существо ‒ мы отвечаем: конечно, и вот это и есть высшее существо ‒ это Супер-Эго…»
(“Я и Оно”)

Религия и мораль филогенетически в поколениях приобретаются в результате преодоления позитивного Эдипова комплекса. Как Фрейд описывает в “Тотем и табу”, заповедь “не убей” уходит своими истоками к заповеди “не убей своего отца“. Также как заповедь “не пожелай жены ближнего своего” можно свести к запрету желать мать. А заповедь почитать отца и мать прямо нас отсылает к преодолению Эдипова комплекса.

В результате преодоления и распада Эдипова комплекса мальчик начинает становиться взрослее, потому что теперь в его психике неизменно присутствуют родители. Их образы включаются не только в Супер-Эго, но и в само Эго (Я) ребенка, что продолжает формирование идентичности.

Описание Эдипова комплекса

  • Оральная стадия. Наблюдается в возрасте до полутора лет. Все переживания и познание внешнего мира осуществляются через рот. В этом периоде, согласно Фрейду, ребенок склонен направлять сексуальную энергию на себя. Материнскую грудь как единственный источник удовольствия для себя малыш воспринимает своей и не отделяет. На этой стадии развития психики человека формируются задатки самооценки. Если в этом периоде малыш будет недополучать материнской любви, ласки и внимания, скорее всего он вырастет замкнутым в себе.
  • Анальная стадия. Заменяет оральную до 3 лет жизни малыша. Фрейд считал, что на этом этапе развития ребенка формируется важная привычка — контроль своих физиологических потребностей. Естественно, малыш не стесняется своих действий и, получив от родителей одобрение похода на горшок, старается выполнять свои обязанности. В зависимости от реакции и позиции матери и отца касательно приучивания к горшку можно предположить варианты психического развития. Если ребенка постоянно ругали, наказывали за то, что он не дотерпел до горшка, соответственно, будет более сдержанным в будущем. Если же поощряли правильное поведение, будет более открытым.
  • Фаллическая стадия. Наблюдается в возрасте от 3 до 5 лет. Другими словами, это стадия Эдипова комплекса. В этом периоде дети активно интересуются гендерными различиями, ставят массу вопросов касательно своего появления на свет. Интерес проявляется также к собственному телу, ребенок может начать бессознательно периодически касаться половых органов, что отнюдь не является признаком того, что он извращенец. Это абсолютно нормальная реакция, что позволяет узнавать этот мир и, прежде всего, себя самого. Также наблюдаются первые привязанности. Первая женщина для мальчиков, которая представляет собой цель направления своей сексуальности, является их матерью. Малыш подрастает, осознает свою половую принадлежность и тянется к тому, к кому привязан больше всего. Кроме этого, может испытывать ревность к отцу, который выступает «соперником» в каком-то смысле. Малыш боится лишиться любви к себе, воспринимая её как что-нибудь уникальное, что можно подарить лишь одному человеку.
  • Латентная стадия. Наблюдается от 6 до 12 лет. Если быть точнее, то до начала полового созревания. В этом периоде сексуальность ребенка дремлет и не проявляется. Тогда происходит развитие понимания своего «Я», формируются понятия, каких нужно придерживаться, и рамки, за которые не следует заходить. Так развивается «Сверх-Я» — набор правил и норм поведения, продиктованных окружающими, которые ограничивают возможности проявления своего «Я». То есть, сравнительно с предыдущими стадиями, на которых основными понятиями являлись собственные интересы и удовлетворение примитивных физиологических потребностей, здесь маленький человек начинает развиваться, учитывая специфику социализации в этом мире.
  • Генитальная стадия. Начинается от периода полового созревания и до конца жизни. Проявляется пониманием своих сексуальных потребностей в общении с противоположным полом, а также их реализации. Естественно, это не значит, что с началом полового созревания наступает период, когда человеку необходим секс. Чаще всего нужно просто направить свою симпатию в необходимое русло, оно может проявиться даже в простом общении. Желание проводить время вместе или же осознание первых привязанностей являются теми шагами сексуальности, которая реализовывается.

Почему эдипов комплекс различается у женщин и мужчин?

Как мы уже говорили, «эффект» от эдипова комплекса у женщины и у мужчины совершенно различный. Проявляется это в первую очередь в силу того, что отцовская любовь и материнская – это две разные вещи. Любовь отца требовательна, она исходит больше от рассудка. Отец любит своих детей за конкретные заслуги – не больше и не меньше. А любовь матери исходит из чувств, она весьма невзыскательна: мать любит своего ребёнка только за то, что он у неё есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

Привязываясь к отцу, ребёнок (любого пола) стремится больше работать над собой, а привязываясь к матери, он это стремление утрачивает, становясь более податливым и пассивным. Это различие отражают даже мифы. Электра, лишившись любимого отца, собирает волю в кулак и расправляется с ненавистной матерью, показывая пример сильного характера. А Эдип, узнав о своём «прегрешении» (отца он убил, не зная об этом), теряет рассудок, ослепляет себя и обрекает себя на вечные страдания – это характер слабой, деградирующей личности. От него ждали типично царского поведения (ведь он – правитель Фив), а в результате похоронили с позором.

А может, всё дело не в сексуальности?

Английский учёный польского происхождения Бронислав Малиновский, работавший в первой половине ХХ века, предпринял попытку опровергнуть теорию своего учителя – Зигмунда Фрейда, которой до того ревностно придерживался. Он изучал жизнь аборигенных племён Новой Гвинеи, у некоторых из которых интимная жизнь родителей не укрывалась от глаз детей. В теории Фрейда есть понятие «первичной сцены»: ребёнок в очень раннем возрасте становится свидетелем интимных отношений родителей в той или иной форме, даже в виде невинного поцелуя, и это приводит к серьёзному психологическому потрясению, одно из следствий которого – эдипов комплекс (переживание ненависти к отцу как к сексуальному сопернику).

У аборигенов Новой Гвинеи «первичная сцена» была обыденностью, поэтому не приводила к подобным душевным потрясениям у детей, а гармоничные отношения матери и отца исключали возможность соперничества между отцом и сыном. Больше того, воспитанием детей занимался не отец – его роль традиционно сводилась лишь к зачатию, а родной брат матери, который по определению не может быть сексуальным партнёром матери, а значит – и соперником для сына.

Однако эдипов комплекс проявлялся и в этом обществе, только объектом ненависти сына становился дядя. Из этого Малиновский заключил, что эдипов комплекс имеет не сексуальную природу, а скорее социальную: неприязнь ребёнка осуществлялась по отношению к тому, кто имеет социальное превосходство – наделён правом приказывать, запрещать, наказывать, выносить строгую оценку; привязанность же сына к матери была не меньшей, чем в обществе европейском.

Независимо от того, чья теория верна – Фрейда или Малиновского, ясно, что эдипов комплекс – явление весьма сложное, которое совсем не исчерпывается проблемой подавленной детской сексуальности. Поэтому и преодоление комплекса не должно сводиться только к одной его стороне.

Как стать папой

Большинство мужчин, представляя себе свое будущее родительство, мечтают о том, как вместе с ребенком они будут ходить в походы и на рыбалку, ремонтировать машину и делать пиццу воскресным утром. Воображение рисует яркие картины того, как ребенок смог поехать на двухколесном велосипеде или выиграл соревнования, и будущий отец заранее ликует вместе со своим маленьким триумфатором, покорившим очередную вершину, ведь без его активного участия в этом деле не обошлось. Но картин смены подгузников и бессонных ночей с орущим младенцем в воображении будущих пап обычно нет.

Реальность может сильно разойтись с фантазиями, и это не пойдет на пользу никому. Поэтому мужчине необходимо быть готовым к жизни, где нет места мечтам и планированию отложенного во времени будущего: жизнь с младенцем — это здесь и сейчас, когда в ответ на потребности малыша от взрослых ожидаются конкретные действия.

Что может сделать женщина для того, чтобы помочь своему мужчине вжиться в новую для него роль?

Создайте атмосферу доверия и спокойствия в доме: для первых контактов папы и его малыша это очень важно.
Папа впервые берет новорожденного на руки — поддержите его морально, не осыпайте его замечаниями вроде «не так взял», «не то говоришь», дайте своему супругу возможность насладиться первой встречей с малышом.
Предоставьте мужчине полную свободу действий, чтобы он мог спокойно узнать своего малыша, доверьтесь ему и позвольте общаться с ребенком так, как он хочет.
Контакт «кожа к коже» может помочь пробудить в мужчине отцовские чувства — пусть новорожденный полежит у папы на животе.
Если мужчина чувствует неуверенность в своих действиях и паникует из-за того, что малыш плачет у него на руках (а малыш плачет, потому что чувствует, что папа паникует), — не торопитесь принять младенца обратно в свои руки, вселите в мужчину уверенность в том, что он справится; как только к папе вернется сила духа, ребенок это прочувствует и перестанет беспокоиться.
Познакомьте папу со всеми правилами ухода за младенцем или просто делайте всё вместе в первое время; скоро вы сможете ему доверить уход за малышом без вашего неусыпного контроля.
Давайте папе конкретные и четкие поручения: покормить из бутылочки, искупать, подержать на руках, убаюкать, выйти на прогулку.
Чаще привлекайте отца к уходу за ребенком и чаще хвалите его за это.
Помните, что чем папа отец будет брать на себя обязанностей по уходу и воспитанию ребенка, тем сильнее он будет к нему привязываться.
Цените то, что глава семьи делает для вас с ребенком; чтобы и ваш муж, и малыш искренне верили, что «папка — самый лучший», в этом не должны сомневаться и вы сами.

Эдипов комплекс у мальчиков

Развитие Эдипова комплекса у мальчиков начинается со всепоглощающего желания единолично обладать матерью как главным источником удовлетворения всех потребностей на фоне развивающейся эротической природы привязанности, при этом ребенок:

  • враждебно относится к отцу и его нежным проявлениям в сторону матери;
  • радуется и ведет себя хорошо, когда отец уезжает или просто отсутствует;
  • проявляет много нежности и обещает матери жениться на ней когда вырастет;
  • может иметь амбивалентные установки и одновременно проявлять большую нежность и к отцу;
  • отличается более капризным поведением и лабильностью психики;
  • игры и сновидения с эротическим подтекстом;
  • ребенок просится в туалет и спать с родителем, проявляет неприкрытое сексуальное любопытство и первые попытки соблазнения;
  • в более взрослом возрасте возможны навязчивые мастурбации и развитие кастрационной тревоги.

Проявление у мальчиков Эдипова комплекса связано с развитием завистливой привязанности к родителю может происходить двумя путями:

  • в связи с желанием поставить себя на место отца – ребенок начинается относится к матери как муж и тогда папа становится лишним — стоящим на их пути счастья препятствием;
  • когда у чада возникает стремление заменить мать и воссоединиться с любимым отцом — становится лишней мать, но сложности в «обыгрывании взрослых ролей» связаны с отсутствием знаний и четких представлений об удовлетворяющих любовных отношениях.

Эдипов конфликт с точки зрения психоаналитической теории

В чём современное понимание Эдипова конфликта? Бессознательное влечение к матери и желание устранить отца — чересчур примитивное, упрощенное толкование, за которым кроется тайное желание разделаться, высмеять ту теорию, которая так неудобоварима для наших желудков.

Рожденный ребёнок состоит в плотном симбиотическом контакте с матерью. Родившись, он окончательно «не вылупился» из неё. Человеческий детёныш очень долго сохраняет зависимость от матери. Физически и психически он представляет единое целое с ней. Примерно год спустя он начинает отбегать от матери на небольшое расстояние, но всё ещё не может самостоятельно добывать пищу.

Всё это время мать — центр его мироздания. Вернее, он сам в слитом состоянии с матерью и есть центр своего мироздания. Постепенно ребёнок осознает свою отдельность от матери, он понимает разницу себя и её. Наконец, в поле зрения ребёнка появляется фигура отца, третьего, и возникают отношения триангуляции — мучительного треугольника, в котором заперт ребёнок. Отец становится фигурой, благодаря которой ребёнок начинает отделяться от матери и исследовать окружающее пространство. Во-первых, мать иногда принадлежит отцу, а не ребёнку — это начинает осознавать ребенок. Во-вторых, отец расширяет диадное пространство «мать-дитя», образуя ещё один узел. У ребёнка есть связь с матерью, связь с отцом, и у родителей есть связь друг с другом.

Осознав, что у него есть пол, ребёнок идентифицирует себя либо матерью, либо с отцом: «Я — либо мальчик, либо девочка». И примерно в этот момент у него начинается дикая ревность к родителю своего пола и борьба с ним за любовь родителя противоположного пола. Это и есть арена будущего Эдипова комплекса. В процессе длительного взросления ребёнок должен преодолеть желание жениться на маме или выйти замуж за папу и сформировать стойкое намерение «быть как мама или как папа», чтобы впоследствии завести себе свою пару. Говорят о положительном разрешении Эдипова конфликта, когда ребёнок окончательно разрешает себе любить человека противоположного пола, и о негативном разрешении, когда уже выросший ребенок не разрешает себе любить или осуществляет выбор в пользу партнёра своего пола. Это означает, что на арене Эдипова конфликта когда-то что-то пошло не так. Возненавидев родителя своего пола, ребёнок может возненавидеть своё собственное тело со всеми его проявлениями или просто себя. Это дорога в патологию или психосоматику. Ненависть к родителю своего пола, несомненно, должна рано или поздно стать метафорой, символом и пролиться на свет в виде творчества, поступков, в которых отдаленно есть конкуренция с родительской фигурой. Если метафора не образуется, то ненависть (а в вывернутом наизнанку виде ненависть может стать зависимостью) остается буквальной, а не символической, — это повод обратиться к личному анализу, к развитию у себя способности символизировать свои аффекты.

Биологи говорят, что окончательное взросление человеческого детёныша завершается к 4 годам — когда он уже действительно самостоятелен, может передвигаться и доставать себе еду, а исследователи нашего мозга утверждают, что окончательное созревание головной коры человеческого мозга завершается к 23 и даже к 26 годам, то есть всё это время человеческая особь развивается. Физическое отделение происходит к 4 годам, а психические процессы формирования и развития длятся почти 30 лет.

Эдипов конфликт имеет тысячи нюансов и оттенков в сценариях каждой жизни отдельного человека, и в одном случае может проявиться как патологическая ревность, в другом как желание конкурировать с людьми своего пола, в третьем как избегание любых парных отношений, в четвёртом как желание властвовать над партнёрами противоположного пола. Случаи самого крайнего разрешения конфликта, или, как говорят, перверсии, имеют также сотни вариантов.

Разрешением же конфликта является зрелая способность любить другого человека противоположного пола, уметь строить длительные отношения, рожать и воспитывать детей, проживать свою жизнь и стареть в удовлетворении своей жизнью и собой. Недаром Эдипов комплекс называют главным комплексом или этапом развития взрослого человека.

Совестью называют ту надстройку, которая образуется в психическом мире ребёнка в результате его прохождения через Эдипов Конфликт. Отец, принесший в мир ребёнка нормы, правила и законы, должен стать внутренней категорией. Это тот алтарь, на который ежедневно будут приноситься жертвы психических конфликтов человека.

Чем опасен комплекс?

К чему может привести эдипов комплекс? Прежде всего – к несамостоятельности подростка, которая может сохраняться и во взрослом состоянии. Вспомните «маменькиных сынков». Мать, ко всему прочему, сама может способствовать поддержанию эдипова комплекса в психике сына, излишне опекая его и лишая возможности проявлять собственную инициативу. Но этого мало. Привязываясь к «своей единственной женщине», матери, сын приобретает типично женские черты характера (точно так же, как дочь с комплексом Электры, привязанная к отцу, становится «мужественной», точнее – мужеподобной).

Далее – парень с эдиповым комплексом может испытывать трудности в общении с девушками. Здесь есть две стороны проблемы. Первая состоит в том, что робкие, «женоподобные» молодые люди, излишне привязанные к матери, у большинства девушек вызывают отторжение. Ведь мужчина должен быть сильным и смелым, это устоявшийся стереотип. Кстати, комплекс Электры у девушек аналогичного эффекта не даёт: многих мужчин притягивают жёсткие, храбрые, решительные дамы с «мужским» характером, хотя и не всегда они готовы вступить с ними в любовные отношения и создать семью. Парень-Эдип во многих случаях обречён на полное одиночество и непонимание. Вторая сторона – неспособность молодого человека адекватно оценить девушек, с которыми он сталкивается. Сознательно или подсознательно он сравнивает их с матерью и приходит к выводу, что встреченная девушка не идеальна, так как не похожа на неё. В конечном итоге он может полностью разочароваться в женщинах.

Трудности раннего отцовства: ревность и послеродовая депрессия

Бывает, что новоиспеченные отцы начинают ревновать маму к ребенку. До появления в семье третьего человека центром вселенной женщины был ее мужчина

Теперь все ее внимание поглощено существом, интимность и глубина взаимоотношений с которым могут сильно задевать самолюбие того, кого «потеснили в рейтинге». Если не осознать вовремя это чувство покинутости и не поработать с ним, глава семьи может впасть в настоящую послеродовую депрессию

В основном к этому склонны молодые мужчины, не успевшие подготовиться к новой роли.

В зависимости от психологической зрелости самого мужчины, проявления депрессии могут быть различными: одни представители сильного пола начинают критиковать женщину за ее чрезмерную привязанность к ребенку, могут проявлять недовольство и гнев, требовать к себе повышенного внимания; другие, наоборот, отстраняются, начинают больше времени проводить на работе, общаться с друзьями и коллегами, находить много важных и неотложных дел вне дома.
Мужчине бывает сложно разобраться в своих чувствах, поскольку этой стороне жизни он по природе своей уделяет недостаточное внимание. Еще чаще ему трудно говорить вслух о своих чувствах, особенно если это чувство обиды, которая всегда возникает от незнания, непонимания и замалчивания.
Если молодому папе сложно признаться супруге в своих смешанных чувствах, попробуйте включиться в процесс ухода за малышом

Мама не просто почувствует вашу поддержку. Благодаря вашему участию в семейных заботах она сможет выкроить немного времени для себя, отдохнуть, восстановить силы и — о чудо! — вернуть их вам своим вниманием, прежней лаской и любовью.

Участие папы в воспитании малыша в разные периоды детства

С первого дня папа может наравне с мамой заботиться о малыше, общаться и играть с ним. Довольно часто, однако, отец не принимает участия в заботах и — особенно — в играх с младенцем, находя их для себя неинтересными

Но дело в том, что общение с самым маленьким ребенком важно для более легкого и естественного установления контакта между крохой и папой. И самоисключение поледнего из мира ребенка в ожидании его взросления может привести к тому, что малыш не будет воспринимать его как близкого и понятного ему человека

Налаживать отношения, завоевывать доверие ребенка в более позднем возрасте будет уже сложнее.

Если отец общается и играет с сыном или дочерью с раннего младенчества, малыш привыкает к тембру папиного голоса, к его манере говорить и вести себя, отец становится более предсказуемым для ребенка, а весь его образ — более дружелюбным.

В свою очередь, через общение и игру папа учится понимать своего малыша, его лепет, мимику, настроение, читать сигналы и потребности. Так строятся основы будущего взаимопонимания между отцом и ребенком.

Какой отец нужен ребенку в разные периоды жизни?

  • 0 – 6 месяцев: поменять подгузник, искупать, покормить из бутылочки, пройтись по парку с коляской, потрясти погремушкой, сделать массаж.
  • 6 – 12 месяцев: играть в простые игры, читать книги, помогать малышу осваивать все расширяющееся пространство, учиться преодолевать неуверенность и не сдаваться, пока на физическом уровне.
  • 12 – 24 месяца: продолжать помогать в развитии координации движений; обеспечивать надежную защиту, моральную и физическую поддержку, давать малышу пробовать свои силы; обогащать опыт социального взаимодействия ребенка с ближайшей для него средой — это пригодится ему в дальнейшем для выстраивания его взаимоотношений с друзьями, воспитателями, учителями.
  • 24+ месяца: сейчас, когда доступна практически любая физическая активность без специфических навыков, можно оттачивать движения и развивать ловкость, а также вводить ребенка в социум в парках, развлекательных центрах, на игровых площадках.
  • Это также и возраст партнерства, теперь становится возможной передача навыков, обучение, взаимодействие через любую активность: футбол, велосипед, плавание, готовка блинчиков на завтрак, починка покосившейся табуретки. Отец сейчас связь с внешним миром, мост из мира ребенка в мир взрослых — рассказы о работе, о том, что есть за пределами маленькой и уютной реальности мамы и малыша, дают подрастающему человеку представление о богатстве и разнообразии мира и о том, что у каждого члена семьи есть в нем свое место.
  • 36+ месяцев. У мальчиков и девочек наступает непростой период — «Эдипова стадия» развития личности, когда ребенок переживает влюбленность в родителя противоположного пола. Мальчики и девочки влюбляются в маму и папу как в лучших представителей всех мужчин и всех женщин, могут проявлять ревность к другому родителю.

Задача папы сейчас — отстоять и утвердить социальные роли всех задействованных лиц: сын никогда не женится на своей маме, девочка не выйдет замуж за отца, их роли незыблемы — они дети, а у мамы и папы свои роли и отношения — они муж и жена, родители. Папа обозначает границы и помогает детям справиться с ревностью, а также с тем фактом, что они исключены из партнерских взаимоотношений родителей.

Это — важный социальный урок, который может преподать детям только отец, причем он сделает это с любовью и демонстрируя свою полную поддержку ребенку. Когда дети смогут перерасти эту фазу своего психического развития, они почувствуют уверенность в том, что могут получать обратную эмоциональную связь от своих партнеров.

И двигатель успеха, и причина неудач

Противостояние сыновей и отцов – довольно распространенное явление, достаточно вспомнить криминальную статистику: большинство убийств происходит «после совместного распития спиртных напитков кухонным ножом». И довольно часто преступники и жертвы – близкие родственники.

И в психотерапевтической практике специалисты часто сталкиваются с этим комплексом. 70% клиентов-мужчин, которые обращаются за психотерапевтической помощью, имеют определенные его проявления, ведь роль родительских фигур на начальных этапах нашей жизни чрезвычайно велика. А все психологические проблемы взрослого человека родом из его детства.

Итак, комплекс возникает в процессе воспитания, когда происходит вытеснение враждебных импульсов по отношению к отцу и влечения к матери в сферу бессознательного. Он может проявляться у большинства мужчин в той или иной форме, даже если человек не обращается за помощью к специалисту. У одного этот комплекс может вызывать желание во всем всегда быть первым, и в результате он достигает своих целей. У другого же формирует такой комплекс неполноценности, что требуются годы работы для его преодоления.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий