Полезные рекомендации
Мы рассмотрели, что нужно делать, если ребёнок не слушается в типичных ситуациях. Однако имеются общие рекомендации, которые будут полезны всем родителям
И неважно, сколько исполнилось чаду – 3, 5, 8 или 9 лет
Сократите число запретов, оставив их для действительно серьёзных ситуаций
В этом случае незамедлительно снизится количество наказаний.
Если ребёнок в 8 лет не слушается, а вы привыкли решать проблему криком, попробуйте успокоиться и делать замечания спокойным тоном.
Если ваше чадо не слушает по причине увлечённости, попробуйте привлечь его внимание не криками, а, напротив, шёпотом, мимикой или жестикуляцией. Собеседнику волей-неволей придётся прислушаться.
Не озвучивайте по много раз свои требования
Сначала просто предупредите, чтобы ребёнок прекратил баловаться, затем следует дисциплинарная мера. А уже после наказания объясняется причина столь строгих мер.
Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, ещё раз подтвердите своё требование, не повышая голос. Это больше проходит в 8, 9 лет, а с детьми раннего возраста сработает отвлекающий манёвр.
Будьте последовательны в поступках, требованиях и обещаниях. Также заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Согласованность не позволит дезориентировать ребёнка, у которого не будет причины вести себя вызывающе.
Старайтесь уделять общению с детьми больше времени
Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
Морально подготовьтесь к неизбежному взрослению. Ребёнок растёт, ему требуется больше самостоятельности для реализации своих желаний и планов
По мере возможности обеспечьте эту независимость.
Проявляйте искренний интерес. Узнайте, чем живёт ваш подросший ребёнок. Возможно, его любимые фильмы не так поверхностны, а музыка достаточно мелодична.
Как вести себя родителям, если ребенок начинает делать все наперекор
Психологически дети очень ранимы и не каждый способен без последствий выдержать всплески родительских эмоций. Чувствуя давление, ребёнок начинает выстраивать защитный барьер и ищет ту форму поведения, которая в определенной ситуации оказывается более действенной. Одной из таких реакций на запреты и приказы становятся действия «назло», которые выражаются в непослушании, игнорировании просьб и истеричном поведении. Пока отношения не изменятся, он будет вести себя так, как не нравится родителям. Чтобы восстановить нормальное общение, взрослым придётся очень постараться.
Решайте проблемы мирным путем
Когда ребёнок протестует и делает все назло, не пытайтесь угомонить его силой. Это проигрышная стратегия. Не демонстрируйте своё превосходство и всегда договаривайтесь заранее. Не надо выключать телевизор и заставлять его незамедлительно отправляться в кроватку. Даже взрослым неприятно, когда что-то увлекательное прерывается в самый интересный момент. Ребёнок отреагирует протестом и недовольством. Попробуйте заранее и спокойно сообщить, что как только мультик закончится, мы выключим телевизор и будем спать.
Не уступайте, пытаясь прекратить истерики
Если Дети кричат, топают ногами и устраивают истерики, соблюдайте терпение. Они прекрасно пользуются своим обаянием, чтобы добиться желаемого. Многие хитрецы могут сделать вид, что слушают и соглашаются, но они уже заранее решили, что сделают все по-своему. Если постоянно уступать, непослушание станет привычкой.
На агрессию и капризность отвечайте любовью
Сдерживайте раздражение в ситуациях, когда ребёнок вредничает и плохо себя ведёт
Продолжайте заниматься своими делами, не разговаривайте и не обращайте внимание на разбушевавшегося малыша. После того как он устанет проявлять характер, обнимите, поцелуйте и расскажите, как вы его любите
Со временем он поймет, что криками и, делая все назло, он ничего не добьётся.
Предлагайте альтернативу
У деток должен быть выбор. Если родители его предлагают, конфликты исключены. Это может касаться еды, одежды, развлечений и т. д. Когда дети не чувствуют давления, у них просто нет повода действовать наперекор.
Учитывайте возраст
С поведением «назло родителям» чаще всего сталкиваются в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте малыши ещё не способны оценить безопасность и разумность своих желаний, поэтому на родительское «нет» или «нельзя» реагируют истерикой или непослушанием. Если желание исполнимо, осуществите его. Если оно небезопасно, попробует отвлечь игрой или прогулкой. Когда эти способы не работают, просто оставьте запрет и примите любые эмоциональные реакции спокойно и с любовью. В таких ситуациях бессмысленно ждать послушания, злиться, кричать и пытаться вразумить.
В 4 года дети уже воспринимают и слушают объяснения, но до 7–8 лет ко всем запретам относятся несерьёзно
Они не понимают их важности, например, зачем от них требуют мыть руки и чистить зубы. Им сложно уяснить причину, но, когда мама доходчиво, в понятной и правильной форме всё объясняет, ребёнок начинает воспринимать эти действия как что-то важное, обязательное и полезное
Малыш не слушается только маму
Бывает так, что ребенок слушается всех: папу, бабушку, воспитателя, учителей, но только не маму.
В этом случае матери впадают в две крайности: винят всех вокруг (тех, кого слушаются) или только себя («,я плохая мать!»,).
Обе позиции неверны. На самом деле не виноват никто.
Причин капризов именно в обществе мамы несколько:
- Ребенок расслабляется и чувствует себя в безопасности. Целый день он примерно себя вел в детском саду или школе, это утомляет. А мама , самый родной человек, с ней можно стать, наконец, самим собой. Это не проблема и делать с таким поведением ничего не надо, если оно не выходит за разумные рамки.
- Дома нет установленного порядка, такого как в детском саду или в гостях у бабушки. Тогда стоит пересмотреть распорядок дня семьи в пользу более привычного для сына или дочери.
- Между родственниками нет единства. Например, папа говорит прекращать игру и ложиться спать, а мама разрешает продлить удовольствие.
Всем родственникам надо договориться об одной манере воспитания, чтобы у маленького человека не возникало сомнений, кого слушать.
- Ребенок подражает маме. Если мать сама эмоциональна и не слишком выдержана, то мальчик или девочка копируют ее поведение. Здесь можно придумать, как направить общую энергию в правильное русло: поиграть вместе в подвижные игры, отправиться на прогулку.
Причины непослушания
Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.
Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:
Кризисный период. Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.
Чрезмерное количество запретов. Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
Непоследовательность родителей. По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
Вседозволенность. В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность;
Разногласия в вопросах воспитания. Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребёнка.
Неуважение детской личности. Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
Конфликты в семье. Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке
А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры:
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.
Источники
- Morris E., Glogowska M., Ismail FA., Edwards G., Fleming S., Wang K., Verbakel JY., Van den Bruel A., Hayward G. Parents’ concerns and beliefs about temperature measurement in children: a qualitative study. // BMC Fam Pract – 2021 – Vol22 – N1 – p.9; PMID:33413158
- Biese KM., Stamm JM., Wichman DM., Hetzel SJ., Post EG., Bell DR. Association of lower extremity injuries and injury mechanism with previous concussion history in adolescent athletes. // Phys Ther Sport – 2021 – Vol48 – NNULL – p.76-82; PMID:33387901
- Wittström F., Långström N., Landgren V., Rahm C. Risk Factors for Sexual Offending in Self-Referred Men With Pedophilic Disorder: A Swedish Case-Control Study. // Front Psychol – 2020 – Vol11 – NNULL – p.571775; PMID:33324285
- Van den Bruel A., Verbakel J., Wang K., Fleming S., Holtman G., Glogowska M., Morris E., Edwards G., Abakar Ismail F., Curtis K., Goetz J., Barnes G., Slivkova R., Nesbitt C., Aslam S., Swift E., Williams H., Hayward G. Non-contact infrared thermometers compared with current approaches in primary care for children aged 5 years and under: a method comparison study. // Health Technol Assess – 2020 – Vol24 – N53 – p.1-28; PMID:33111663
- Akbarali S., Rahi JS., Dick AD., Parkash K., Etherton K., Edelsten C., Liu X., Solebo AL. Imaging-Based Uveitis Surveillance in Juvenile Idiopathic Arthritis: Feasibility, Acceptability, and Diagnostic Performance. // Arthritis Rheumatol – 2021 – Vol73 – N2 – p.330-335; PMID:32976696
- Balsak S. Effects of pupillary dilation on ocular optical biometry outcomes in pediatric patients. // Arq Bras Oftalmol – 2020 – Vol83 – N4 – p.289-293; PMID:32756786
- Sokka T., Hilska M., Vasankari T., Leppänen M., Kannus P., Parkkari J., Haapasalo H., Forsman H., Raitanen J., Pasanen K. Females Sustain more Ankle Injuries than Males in Youth Football. // Int J Sports Med – 2020 – Vol41 – N14 – p.1017-1023; PMID:32688416
- Hutchinson G., Du L., Ahmad K. Incubator-based Sound Attenuation: Active Noise Control In A Simulated Clinical Environment. // PLoS One – 2020 – Vol15 – N7 – p.e0235287; PMID:32667931
- Rotimi O., Jung GP., Ong J., Jeelani NUO., Dunaway DJ., James G. Sporting activity after craniosynostosis surgery in children: a source of parental anxiety. // Childs Nerv Syst – 2021 – Vol37 – N1 – p.287-290; PMID:32529547
- Hall ECR., Larruskain J., Gil SM., Lekue JA., Baumert P., Rienzi E., Moreno S., Tannure M., Murtagh CF., Ade JD., Squires P., Orme P., Anderson L., Whitworth-Turner CM., Morton JP., Drust B., Williams AG., Erskine RM. An injury audit in high-level male youth soccer players from English, Spanish, Uruguayan and Brazilian academies. // Phys Ther Sport – 2020 – Vol44 – NNULL – p.53-60; PMID:32416582
Мнение Комаровского
Евгений Олегович Комаровский вывел три правила для воспитания в ребенке послушания:
- Не прогибаться ни при каких обстоятельствах, если желания чада неразумны. По этой же причине минимизировать влияние бабушек , они склонны идти на поводу у капризных внуков.
- Использовать запреты редко, но всегда их исполнять. Сын или дочь должны знать, что слово «,нельзя», обсуждению не подлежит.
- Если отец или мать не могут удержаться от криков и рукоприкладства, то воспитывать им нужно себя. Когда справиться самостоятельно не выходит, на пользу пойдет поход к семейному психологу.
О том, как правильно говорить с ребенком, чтобы он слышал взрослых, хорошо написали американские психологи Адель Фабер и Элейн Мазлиш.
Их главный совет: проявлять сочувствие и вставать на место сына или дочери.
Разговор в духе: «,Я понимаю, что ты устал и тебе тяжело сразу взяться за уроки», принесет больше пользы, чем приказное «,Садись за учебники немедленно!»,.
Тон беседы с маленьким человеком должен быть дружеским, а не с позиции «,сверху»,. Кроме того, стоит воздержаться от указания на очевидные вещи («,Если не уберешь мороженое в холодильник, оно растает»,).
Ребенку может показаться, что мама считает его глупым. Даже если он и совершит промах, то в следующий раз скорее прислушается к родителям.
И напоследок: из детей, которые беспрекословно слушаются любого старшего вырастают безынициативные взрослые.
Психологи говорят, что дети с высоким уровнем интеллекта склонны не всегда слушать родителей. Поэтому непослушание , нормальный этап в развитии ребенка.
Почему ребенок не слушается? Советы психолога родителям:
Поведение как помеха для окружающих
Ребенок еще не усвоил или игнорирует правила поведения в общественных местах. Он бегает, врезается в других людей, громко разговаривает, в транспорте пинает спинки кресел людей, сидящих впереди, и многое другое. Чаще всего такое случается, если родители не до конца предусмотрели, что может произойти, и подготовка ребенка к тому, что вне дома действуют другие правила и рамки, была не очень успешной.
Что делать
- Все лекции и разборки – потом, дома, неприемлемое поведение нужно пресечь. Сохраняйте спокойствие, несколько раз попросите ребенка прекратить, кратко и логично объясните ему причины, почему так делать не стоит, например, «Не размазывай мороженое по ковру, он будет грязный и липкий, а человеку, который его станет мыть, будет неприятно и трудно».
- Проговаривайте с ребенком перед тем, как ехать куда-то или идти, что там можно и нельзя делать. Внушите ему, что быть взрослым – это в том числе и соответственно обстановке себя вести, не причиняя окружающим неудобств.
- Если ребенок чересчур расшалился, иногда стоит увести его. Лучше пусть фильм останется недосмотренным, или поездка на автобусе затянется из-за пересадки, детям будет даже полезно понять, к чему приводит мешающее окружающим поведение.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом
Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Вид расстройства
характеристики
ЗПР
УО
Характер
Обратимый
Необратимый
Вид нарушения
Замедление темпа психического развития
Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций
Масштабность
Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже
Тотальность – страдают практически все функции
Первичный дефект
Частичное повреждение базальных структур
Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности
Как развивается
Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.
Сверху – вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции
Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.
Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.
Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.
Если все вышеозначенные способы не подействовали
Что ещё можно попробовать:
попросить поплакать попозже, чтобы успеть погулять, зайти в магазин за новой книжкой, съездить в гости к бабушке с её вкусными пирожками и так далее;
пропустить незначительный каприз (протест против одевания или манной каши), оставив его попросту без внимания;
предложить избавиться от обиды, побив подушку;
если видно, что малыш лишь изображает обиду, то можно осторожно подыграть капризуле: начать причитать вместе с ним, какой он бедный и несчастный; главное, самой в это не поверить и не разреветься слаженным дуэтом.
Дети плачут и капризничают — это нормально. Это один из способов общения с миром. Задача любящих родителей — научить малыша не только выплёскивать свои эмоции, но и понимать и конструктивно переживать их. Тем более что плакать полезно для нервной системы, но только если плачешь по делу.
Взрослые выступают в качестве эмоционального ориентира, через который малыш учится понимать себя. Задача родителя стать для ребёнка переводчиком, который разберётся в его эмоциях и вернёт их в уже понятной малышу форме. Этот навык помогает принимать во взрослой жизни верные решения.
Автор статьи
Кравцова
Елена
Михайловна
Психолог, детский и подростковый
Все статьи эксперта
Опасное поведение
Наверное, почти каждый родитель однажды сталкивается с тем, что ребенок совершает опасные действия, которые могут привести к неприятным, и даже трагическим последствиям. Дети хватают острые предметы, внезапно останавливаются посреди проезжей части, лезут на верхнюю полку шкафа и так далее. Это происходит потому, что маленький ребенок еще не может полностью осознать, что такое опасность и боль, выстроить логические связи. Ругаться бессмысленно – с точки зрения ребенка, он не делает ничего дурного. Поведение, связанное с угрозой жизни и здоровью ребенка – та сфера, в которой необходимы жесткие рамки и безусловное послушание.
Что делать?
- Выберите слово-сигнал, которое будет обозначать категорический запрет и немедленное прекращение всех действий. Это, например, может быть слово «опасно» или «стоп». Лучше не использовать «нельзя» – этот запрет ребенок и так слышит достаточно часто, для экстренных ситуаций нужен особый знак. Сигнальное слово должно вызывать рефлекторную реакцию, не оставляя время на раздумья.
- Покажите, как связаны между собой нарушение запрета и негативные последствия этого нарушения. Подробные, соответствующие возрасту объяснения и возможность в легкой степени ощутить на себе, к чему ведет непослушание. Не нужно позволять детям играть с ножами и спичками, один раз легонько уколовшись об иглу, они прекрасно поймут, что происходит, если проигнорировать сигнал об опасности.
- Будьте спокойны, даже хладнокровны. Подвергает себя ребенок опасности бессознательно или пытается вызвать испуг и сочувствие взрослых, не давайте воли эмоциям и страху. Показав, насколько вы боитесь за ребенка, вы можете невольно напугать и дезориентировать его или поощрить его продолжать рискованное поведение. И напротив, ваше спокойствие убережет и ваши, и детские нервы и здоровье.
Что делать?
Иногда простые психологические рекомендации не дают выраженного эффекта, поэтому родители находятся в смятении: ребёнок 2 года не слушается, что делать – совершенно не понятно. Мамочки буквально впадают в оторопь, представляя, как они будут справляться в будущем с этим непослушным чадом.
-угроза и переход к наказанию;
– абсолютное игнорирование ребёнка;
– переключение детского внимания на более интересный объект.
В силу возрастных особенностей применять по отношению к малышам-двухлеткам можно лишь третий вариант. Причину наказания они пока не понимают, а игнорировать ребёнка в таком возрасте просто опасно. Достаточно трёх минут, а он уже найдёт опасное приключение.
Если же вы считаете, что если ребёнок 2 года не слушается, закатывает истерики, то его наказывать всё-таки необходимо, запомните правила адекватных дисциплинарных воздействий в раннем возрасте:
– малышу необходимо объяснять причину наказания;
– будьте последовательны;
– согласуйте свои поступки с супругом;
– не наказывайте кроху, будучи разгневанным;
– не унижайте его;
– извиняйтесь, если наказали неправомерно;
– не припоминайте его проступок после наказания;
-не наказывайте при чужих людях;
– нельзя наказывать больного малыша, во время приёма пищи, перед или после сна, во время увлечённого занятия.
Ребёнку жизненно необходима родительская любовь и понимание. Поэтому всё же не прибегайте к суровым дисциплинарным мерам по отношению к двухлетке.
Недостаток внимания
Дети часто плачут, капризничают и плохо себя ведут, когда хотят привлечь внимание родителей
Для каждого малыша в любом возрасте важно внимание мамы и папы. Старайтесь больше проводить времени с детьми
Ведь многие дела можно делать вместе. Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом
Старайтесь больше проводить времени с детьми. Ведь многие дела можно делать вместе. Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом.
Дети нуждаются во внимании и общении. Общение с родителями — основа эмоционального и психологического развития детей
Важно понимать и то, что упустив воспитание малыша в 2-3 года, наладить связь между родителями и детьми в последующем будет тяжело
Родители требуют то, что не делают сами
Большая ошибка родителей в том, что часто они сами не выполняют то, что требуют от детей. Малыши в 2-3 года повторяют за родителями, берут пример с мамы и папы. Причем в этом возрасте они делают это безосновательно. Почему они должны выполнять то, что не выполняете вы?
Проанализируйте “больные места” в поведении ребенка с собственным поведением. Если вы редко убираетесь в квартире, не следует требовать порядка в своей комнате и от малыша. Если вы не делаете зарядку по утрам, то и дети не станут.
Помните, что личный пример — мощный мотиватор и инструмент воспитания! Когда вы что-то требуете от малыша, используйте и этот аргумент в качестве объяснения. Говорите ребенку, если он хочет быть как мама или папа, он должен сделать так же.
Почему ребенок меня не слышит
Если родители постоянно что-то требуют, держат ребенка в жестких рамках, выставляют завышенные требования, — то ребенок не будет слушаться и ответной реакцией будет бунт и агрессия. Все это может проявляться тихо или бурно. Если тихо, то ребенок просто будет выстраивать психологический барьер на подсознательном уровне так, что не будет слышать на самом деле. Он пойдет заниматься своими делами, игнорируя просьбы родителей. Бурная реакция будет проявляться в противлении и поведении назло.
Некоторые дети имеют привычку впадать в ступор. Это своего рода «заторможенное» состояние.
Он бы и рад исполнить то, о чем его просят, но не может, его психика отказывается воспринимать окружающие обстоятельства. Ранее ребенок уже был сильно травмирован, а у родителей не нашлось слов, чтобы попросить прощения за свое амбициозное поведение. Они не смогли сгладить ситуацию. Теперь она зашла в тупик. Свою боль в слезах и обиде он уже излил раньше, теперь он просто молчит, ожидая окончания разговора. Порог чувствительности настолько повысился, что ребенок не выдерживает даже требований в тихом тоне.
Говорят, что дети хорошие актеры и манипуляторы.
Они умеют прекрасно использовать свое детское обаяние, истерики, хитрость, чтобы добиться желаемого. Они делают вид, что слушают своих родителей, соглашаются, но заранее уже для себя решили, что поступать так не будут. Но когда обнаруживается их непослушание, всегда находится альтернатива – другой родитель либо дедушка с бабушкой.
Дети просто ищут поддержки и понимания: «Я не сделал так, как хотела мама, потому что мама была неправа. Правда, бабушка? Ведь она неправа…». Большой ошибкой взрослых является занижать авторитет одного из родителей, даже если он действительно был не прав. Любые спорные вопросы в воспитании детей лучше всего решать в их отсутствие. Если ребенка будут поддерживать другие члены семьи в его непослушании, добиться от него чего-либо будет очень сложно.
Многие родители жалуются, что дети плохо учатся, им трудно дается новая информация.
Или, ребенок гиперактивен, загруженность учебой в школе и дома не дает ему возможность высвобождать свою энергию. Сидя за уроками у него нет к ним интереса, ведь все мысли там, во дворе с детьми в активных играх. Да, есть дети, которые готовы старательно приобретать знания.
А есть те, с кем родители занимаются каждый вечер, тратя на это уйму свободного времени. Но и во время совместных занятий, ребенок, будто не слышит, что ему говорят. Крик, нетерпение, эмоции, битье, суета только усугубят ситуацию
Любовь, проявленное терпение, внимание помогут ребенку слушать и слышать
Родители часто не замечают, как ребенок из пеленок оказался выпускником школы.
Они привыкли видеть его маленьким. Соответственно и отношение такое: контроль, недоверие, постоянные советы и запреты. Но детям нравится, когда родители замечают их «взрослость», доверяют. Если подростка опекать и учить, как маленького, он не будет воспринимать слова родителей. Это только станет поводом для него делать все назло и наоборот.
Кризис 3 лет у ребенка: что делать?
Задача родителей – помочь детям построить в уме мост между знаниями и действиями, ведь мало знать правила, важно уметь их применять. ШАГ 1
Чутко помогите ребенку осмыслить ошибки и исправить их
ШАГ 1. Чутко помогите ребенку осмыслить ошибки и исправить их.
Истерики и непослушание 3-летних детей – это нормальная стадия развития, но одни это перерастают, а у других такое поведение закрепляется и переходит в протестное. Чтобы этого избежать, нужно помочь малышу обрести основы самоконтроля и осознанности.
Например, карапуз хватает без спроса чужой беговел на площадке.
Если трехлетнего ребенка за это наказать, то это даст ему понять, что он плохой, он не контролирует себя, он – разочарование для мамы. Но никак не поможет в развитии навыков самоконтроля.
Вместо этого поспособствуйте тому, чтобы ребенок задумался и осознал ошибку. Сделайте это в теплой, ободряющей и чуткой форме. Недостаточно просто повторить правило: «Я же тебе говорила, что нельзя брать ничего без спроса». Скажите: «Ты помнишь, что надо попросить? Давай попробуем вместе еще раз». Подходим и просим. Если ребенок может, то говорит сам, если нет, то вы просите разрешения взять беговел вместо него.
В ситуации с булкой для ребенка родители – это гарант безопасности. Маме нужно транслировать ребенку безопасный порядок вещей. Если булка горячая, и это опасно – значит, он должен подождать, вне зависимости от того, готов он принять эту идею или нет.
ШАГ 2. Помогите ребенку задуматься о том, что он чувствует.
Мы всегда обращаем внимание ребенка на действия: не трогай, отойди, не прыгай, замолчи, отдай, возьми… Как часто вы обращаете внимание ребенка на то, что он чувствует?
Когда ребенок делает что-то хорошее, например, проявляет сочувствие или спрашивает «можно взять твою игрушку?», помогите ему осмыслить чувства.
Например, скажите: «Ух ты, ты не забыл вежливо попросить игрушку. Каково это?» или «Ого, ты сказал своему другу что-то доброе, когда он разбил коленку. Как ты думаешь, от этого ему стало легче? Как ты себя при этом чувствовал?”
Ваш малыш будет гордиться собой, испытывать чувство выполненного долга и ощущать то теплое чувство, которое приходит с умением справляться с трудной (для него) ситуацией.
Это поможет вашему карапузу:
понять, что делать добро приятно,
укрепить внутреннюю мотивацию ладить и сотрудничать, что в долгосрочной перспективе приведет улучшению социальных навыков.
Еще один способ помочь ребенку – использовать книжки с картинками и игрушки, как инструмент для размышлений о поведении и чувствах. Читайте и проигрывайте истории, а потом обсуждайте: кто и как поступил? как бы поступил на месте героя ваш ребенок? что он при этом чувствовал?
ШАГ 3. Формула успеха – закрепление и повторение.
Фраза «все в порядке, давайте попробуем еще раз» – отличный инструмент для воспитания. Вместо наказания или нотаций попробуйте дать сыну или дочке еще один шанс.
Помогите ребенку задуматься о том, что он сделал неправильно. Расскажите, как он может сделать это лучше, и дайте понять, что вы верите в него.
Снова и снова напоминайте малышу, как просить игрушку на площадке и делайте это вместе с ним.
Это даст карапузу установку на рост и веру в то, что он может изменить свое поведение.
Если ребенок будет стоять в углу и думать о том, что он сделал не так, ничего в его поведении не изменится. Практика и повторные попытки с родителями, которые в них верят, творят чудеса.
Книга «Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка» (30 страниц конкретных действий и рекомендаций)
Всю 4-х шаговую систему приучения ребёнка к дисциплине и послушанию без слёз автор уместила для Вас в короткую 30-страничную книгу под названием Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка».
Дополнительно к книге Вы получите от автора два ценных подарка:
1. Запись семинара «3 шага к самостоятельности Вашего ребенка».
2. Буклет в формате PDF «Фразы, вдохновляющие и поддерживающие Вашего ребенка».
Только представьте себе:
- Вам больше не нужно по 10 раз повторять одно и то же.
- Ребёнок с лёгкость перестаёт делать то, что Вы ему запрещаете и переключается на другое действие.
- Ребёнок быстро обучается правильному поведению.
- Даже если Вас рядом нет, ребёнок знает, что можно и что нельзя.
- Ребёнок серьёзно относится и прислушивается к Вашим словам.
- Вместо того, чтобы ругать, Вы обучаете вашего ребёнка на будущее.
- Если Вам нужно что-то запретить, Вы точно знаете, как правильно это сделать.
Дополнительные причины капризов детей
Если дитя в два года активно не слушается своих родителей, то необходимо тщательно проанализировать всю ситуацию. В основном дополнительными причинами плохого поведения являются:
- Слишком сильная требовательность к малышу. Многие мамы и папы хотят, чтоб их дитя в 2 года умело делать то, что не под силу первоклассникам. Часто можно встретить ситуацию, когда маленького мальчика заставляют в детстве учить английские слова. Знание иностранных языков – это хорошо, но постоянный прессинг плохо сказывается на психике малыша.
- Избалованность. Такое встречается, когда делать своему чаду постоянные уступки. Другим вариантом может быть строгость правил поведения от родителей и вседозволенность от бабушки с дедушкой. Дитя понимает, что достаточно обратится в другую инстанцию, которая не сможет устоять пред его прихотью, и он получит все что угодно.
- Если малыш заболел, нужно более тщательно ухаживать за ним и не заставлять делать те или иные вещи.
- Примерно год времени маленький член общества будет очень активно испытывать своих родителей на твердость и справедливость. Конечно, процесс воспитания ребенка длится много лет, но то, что будет заложено в раннем возрасте от 1,5 до 6 годов, станет основой формирования новой личности.
Злиться — это нормально
Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.
Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.
Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта
Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично
Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.
Советы психологов
У детских психологов есть несколько общих рекомендаций на тему, как приучить ребенка слушаться родителей.
Основное , начать зарабатывать родительский авторитет как можно раньше, непосредственно с рождения малыша.
Шаги, которые помогут вырастить ребенка, прислушивающегося к родителям:
- Пристройка подходит для малыша до 3-х лет. Он делает то, что ему нравится, а родные его подбадривают: «,Как ты здорово прыгаешь, давай еще!»,.
- Похвала за каждый эпизод, когда ребенок сделал то, о чем его попросили.
Учить ребенка управлять телом: подойдут подвижные игры, спортивные секции. У человека координация тела и последовательность поведения тесно взаимосвязаны.
Договариваться на равных, объяснять последствия каждого поступка.
Не давать реакции на чрезмерные капризы, делая то, что необходимо.
Не только не завышать требования (изучать 5 иностранных языков двухлетнему малышу, например), но и не занижать (7-летний школьник в состоянии самостоятельно одеться и обуться).
Делегировать часть обязанностей по дому и учить нести за них ответственность. «,Забыл помыть посуду? Тогда сейчас откладываешь игру и идешь на кухню», (начиная с младшего школьного возраста).
Эти шаги постепенно научат ребенка делать то, о чем просят родители, без лишних споров.