Гиперопека родителей или как навредить своему ребенку

Ферменты поджелудочной железы – виды и функции

Пора узнать, что представляют собой ферменты, и как они влияют на пищеварение. Ферменты поджелудочной железы – это белковые комплексы или катализаторы, основной задачей которых является расщепление питательных веществ на простые, легкоусвояемые соединения. Таким образом, организм легко усваивает все необходимые элементы и витамины.

При недостатке ферментов поджелудочной железы пища усваивается неполноценно, не все полезные вещества всасываются, что сказывается на состоянии всего организма1.

Какие ферменты вырабатывает поджелудочная железа и какие у них функции?

Поджелудочной железой вырабатывается несколько видов ферментов, каждый из которых занимается своим делом1,2.

  • Протеазы – расщепляют белки до аминокислот;
  • Липазы – разлагают жиры до жирных кислот;
  • Амилазы – расщепляют сахар (углеводы) и крахмал.

Количество выделяемых ферментов измеряется единицами. В сутки поджелудочная железа может вырабатывать до 2-х миллионов единиц ферментов. При этом за единицу измерения принято брать единицы липазы, поскольку жиры – самые сложные для переваривания компоненты пищи8.

Теперь разберем принцип работы ферментов, а для этого придется вспомнить про процесс пищеварения в целом. Главной задачей пищеварения является всасывание всех питательных веществ, поступающих вместе с пищей. Для этого пищу необходимо разобрать по «кирпичикам». Процесс начинается буквально во рту, уже во время пережевывания, под воздействием слюны. Далее пища попадает в желудок – царство желудочного сока и фермента пепсин, где она приобретает кашицеобразную форму и после, уже подготовленные питательные вещества, небольшими порциями попадают в кишечник.

После попадания пищи в двенадцатиперстную кишку (первый отдел кишечника после желудка) на нее начинает воздействовать секрет (сок) поджелудочной железы, который содержит пищеварительные ферменты. В покое поджелудочная железа не вырабатывает ферменты, а находится в «режиме ожидания». Но достаточно уловить манящий запах еды или увидеть вкусное блюдо, как мозг моментально дает команду на начало работы, и поджелудочная железа начинает активно вырабатывать ферменты. Это продолжается и во время приёма пищи и некоторое время после, ведь пища доходит до кишечника не моментально8.

Особо интересно то, что организм может регулировать выработку тех или иных ферментов в зависимости от характера потребляемой пищи. То есть, если вы потребляете много хлебобулочных изделий, то упор в выработке будет сделан на амилазе, если потребляется жирная пища, то поджелудочная железа отправит в кишечник больше липазы.

Кажется, что работа полностью налажена, и сбоев быть не может. Но сбои случаются и достаточно часто: слишком тонкий механизм работы, который легко нарушить. Даже большой приём пищи с преобладанием жиров может сломать систему, и поджелудочная железа не сможет обеспечить нужное количество ферментов.

Формирование фобий

Даже если не происходит прямого запугивания, мать сама всего боится: гуляя по двору с малышом, если мимо проходит крупная собака или проезжает автомобиль, она прячет за собой ребенка, показывая ему этим, как опасен этот мир. Это усиливает базальную тревогу ребенка, и он уже сам формирует все новые и новые страхи перед реальными или даже фантазийными объектами. Такой процесс бессознательного преобразования диффузной тревоги в конкретные страхи (фобии) имеет определенный смысл – от конкретных боязней можно попытаться защититься избеганием объектов, вызывающих страх, стараться быть бдительным и предосторожным, а от внутренней тревоги защититься нельзя. Тревога страшнее страха, потому что за ней стоит страшная неизвестность. Формирование фобий таким образом дает первичную выгоду от невроза – избавление от изматывающей тревоги, когда можно перевести дух в обстановке, которая кажется безопасной – таким убежищем обычно бывает .

Жить такому ребенку становится все страшнее и страшнее. Малыш продолжает интровертироваться, превращаясь в пугливую улитку. Запуганный ребенок становится все более послушным – то есть более апатичным и депрессивным.

Как опекать нормально: учимся различать на примерах

  • Подросток просит отпустить его в кафе с друзьями.

    Нормальная реакция: точно узнать с кем будет ребенок, убедиться, что путь в кафе и обратно безопасен. Также можно договориться созвониться.

    Реакция гиперопекающего родителя: запретить (ведь это очень опасно, да и непонятно, что они там будут есть!). Некоторые приводят ребенка самостоятельно, садятся за соседний столик и делают отдых максимально неловким.

  • Школьника приглашают поучаствовать в олимпиаде по английскому.

    Нормальная реакция: поздравить ребенка, нанять репетитора (только если вы с ребенком решили, что ему не помешает помощь).

    Реакция гиперопекающего родителя: организовать уроки (ведь взрослые лучше знают, что делать), дотошно контролировать каждое выполненное упражнение, запрещать развлечения до «дня икс», ругать за нежелание готовиться к олимпиаде, отменять все планы.

Итак, положительные стороны у гиперопеки есть, но их немного. Лучше поработать над собой и воспитывать детей с уважением.

Причины возникновения гиперопеки

Практически в каждой семье взрослые испытывают беспокойство за детей: их безопасность, способности ориентироваться в современном мире, счастье. В этом и кроются причины гиперопеки: каждое решение, касаемое жизни ребенка, обдумывается и мысленно взвешивается десятки раз.

Все страхи, которые испытывают родители, это проекции их собственных, направленные на подрастающее поколение. В попытках оградить чадо от любых сложностей и проблем, отец и мать начинают все сильнее проявлять бдительность, фантазируя возможные последствия для ребенка.

Все эти факторы сильно мешают не только воспитательному процессу, но и развитию личности малыша. К чему приводит гиперопека? К заниженной самооценке, склонности к перфекционизму, страхам и постоянной тревожности, к проблемам в реализации себя, частым неудачам.

Как проявляется гиперопека?

Гиперопека матери или отца имеет множество проявлений, среди которых выделяют два доминантных направления: доминирование и потакание.

  1. Гиперопека-потакание. Ребенок становится центром внимания всей семьи, каждый взрослый стремится удовлетворить его малейшие желания. Родители спасают малыша от всех реальных и возможных опасностей, решают малейшие трудности сами, не давай ему сделать выбор. К чему приводит гиперопека – потакание: самооценка подрастающего поколения сильно завышена, развито самолюбие, присутствует привычка привлечения внимания любой ценой (вплоть до суицидальных проявлений).
  2. Доминирующая гиперопека. Взрослые устанавливают множественные правила поведения и ограничения, строго наказывают за их нарушение. Слова родителей – последняя инстанция, обсуждению и пересмотру не подлежат. Личность детей при этом подавляется: отсутствует похвала, не рассматриваются его успехи, не признаются таланты и способности. Главный критерий — безопасность.

Независимо от стиля воспитания, гиперопека родителей имеет характерные симптомы:

  • отсутствие доверия к детям, непризнание их способностей и талантов;
  • бесконечные запреты. любая деятельность воспринимается как фактор опасности, угроза жизни и здоровью, комфорту семьи;
  • строгий контроль любых проявлений заинтересованности в друзьях или увлечениях;
  • игнорирование мнения самого ребенка;
  • нетерпимость к действиям малыша (родители делают все сами).

Как родителям определить гиперопеку в воспитании?

Любая гиперопека родителей последствия для ребенка имеет весьма неприятные: страдает их самооценка, уровень доверия родителям, свобода физическая и эмоциональная. Часто взрослые не замечают, что перегибают палку, заботясь о благополучии своего чада, их это не беспокоит.

Также это не беспокоит и малыша до подросткового возраста, поскольку он воспринимает это как данность и не может объективно рассуждать и понимать действия своих родителей. В определенный момент происходит осознание чрезмерности проявлений воспитания, и назревает вопрос – как бороться с материнской или родительской гиперопекой?

Диагностировать гиперопеку могут квалифицированные психологи. Типовыми способами определения проблем в семье являются следующие:

  1. Устная беседа, в ходе которой специалист узнает о жалобах взрослых и детей, уточняет их болезни, особенности развития малыша, основные беспокойства семьи. По совокупности ответов психолог выносит диагноз.
  2. Наблюдение со стороны. Специалист отмечает в ребенке особенности, которые указывают на гиперопеку. Как она влияет на характер ребенка? Он сильно встревожен без видимых причин, скованный, все движения навязчивые, не смотрит взрослым в глаза, очень мало говорит, по возможности, односложно.
  3. Рисование семьи. Когда малыш рисует, психолог смотрит, кого он рисует первым, где находится эта фигура. При гиперопекающих родителях один из них нарисован крупнее и находится в центре. Себя ребенок рисует где-то сбоку, очень маленьким, почти незаметным.
  4. Интерпретации. Подростку предлагается набор картинок, которые нужно расшифровать применительно к его семье. Психолог отмечает по ответам, есть ли над ребенком тотальный контроль мамы, кто доминирует или потворствует.
  5. Опросные листы для взрослых. Тестирование проходят родители, указывая в перечне ответа симптомы выбранного стиля поведения, а также типовое поведение семьи в различных ситуациях.

Последствия гиперопеки

Последствия гиперопеки в дальнейшем не устраивают и самих родителей. Жизнь идет, малыш становится взрослым, мама и папа стареют. Они ждут, что по отношению к ним будет проявляться такая же забота, какую в свое время проявляли они. Зачастую их ждет разочарование. Благодаря их чрезмерной заботе в детстве, чадо выросло несамостоятельным.

Так как все делали родители, ребенок отстранился от дел. Он не привык что-то делать сам, в том числе не научился даже принимать решения. Когда родители устают, становятся плохими помощниками своему великовозрастному малышу, его судьба катится под откос. Нередкими являются случаи увлечения алкоголем, так как человек не научился справляться с трудностями. Мужчины часто женятся на женщинах старше себя или тех, кого выбрала мать. Взрослые дочери остаются старыми девами, потому что все их кавалеры не устраивают родителей. В этих примерах отчетливо виден вред гиперопеки.

Гиперопека взрослого ребенка

Спасают таких детей от родительской «любви» тренеры, руководители кружков и другие педагоги. Если подросток увидит в ком-то авторитет, то постепенно имеет шанс выбраться из-под опеки и стать самостоятельным человеком.

И, конечно, находятся дети, протестующие против такого воспитания. Они сбегают из дома, примыкают к неформальным группировкам, чтобы продемонстрировать свою свободу и индивидуальность.

Вопрос, как выросшие в условиях гиперопеки будут воспитывать своих детей, не имеет однозначного ответа. Если человек не доволен своей судьбой, то, скорее всего, пойдет от противного. Многое здесь зависит также от их спутников жизни.

Статистика подтверждает, что в семьях, где родители живут жизнью детей, те не всегда вырастают благополучными. У всех членов семьи должна быть своя личная жизнь, личное пространство – и у детей, и у взрослых. Сверхопека родителей не приводит ни к чему хорошему. Когда они это понимают, пытаются что-то делать, то зачастую ситуацию исправить уже невозможно.

Дополнительную информацию о том, как вредна излишняя опека детей, вы узнаете, посмотрев видео от психолога:

Осложнения, которые может вызвать гиперопека

Чрезмерная гиперопека закладывает фундамент для серьезных проблем. У детей затормаживается, искажается развитие. От родителей передается беспокойство, недоверие к миру, людям. 

Нередко на фоне гиперопеки возникают неврозы — фобический, навязчивых состояний. Чрезмерная протекция провоцирует мутизм, при котором человек не разговаривает, хотя речевой навык у него сформирована. 

Адаптация к социуму происходит крайне тяжело. Причиной этого становятся последствия гиперопеки

  • неуверенность в собственных силах;
  • желание избежать трудностей;
  • инфантилизм;
  • несамостоятельность.

Дети с трудом заводят друзей, справляются со школьными заданиями, определяются с будущей профессией. В подростковом возрасте выросшие в гиперопеке часто бунтуют против влияния родителей, учителей. Это проявляется скандалами, уходами из дома.

Потворствующая гиперопека

Потворство (вседозволенность) развивается в семьях, в которых ребенок является центром вселенной. Обычно это единственное чадо, окруженное обожающими родственниками. Его редко отдают в детский сад, выполняют все  желания и убеждают в непревзойденности и незаурядном таланте. Такое отношение формирует завышенное самомнение. Сталкиваясь со «злыми» людьми в школе, университете, на работе, он считает себя непризнанным гением, которому все завидуют и желают обидеть.

Причины, по которым мы чрезмерно опекаем детей

  • повышенная тревожность – родители перестраховщики, которые постоянно опасаются, что « вдруг что-то может случиться»;
  • традиционный уклад – родителей так воспитывали, и они воплощают заложенную родительскую программу;
  • собственная нереализованность – родители пытаются дать ребенку то, чего не смогли добиться сами.

В заботливости и внимании к своему ребенку нет ничего плохого. Когда кроха только учится познавать окружающий мир, повышенную заботу о нем не следует считать гиперопекой. Но постепенно ребенку надо давать возможность быть сильным, смелым, уметь принимать собственные решения. Очень тонкая грань отделяет заботу и гиперопеку.

Запомните — самый главный жизненный навык, который должны родители помочь выработать ребенку – это способность жить без них.

Гиперопека родителей: основные виды и мотивы

Гиперопека родителей – очень распространенная проблема сегодняшнего дня. Многие молодые мамы пытаются оградить своего ребенка от всех забот и тревог внешнего мира, превращая самого ребенка в тревожного и зависимого от мамы

Важно также то, что далеко не все родители понимают и признают, что окружают своего ребенка избыточным вниманием и заботой. Точнее будет сказать, что родители боятся себе в этом признаться. Ведь тогда придется ответить себе на очень неудобный вопрос: почему они это делают? И признать ужасающую истину: рано или поздно ребенок научится жить без вас

Ведь тогда придется ответить себе на очень неудобный вопрос: почему они это делают? И признать ужасающую истину: рано или поздно ребенок научится жить без вас

Ведь тогда придется ответить себе на очень неудобный вопрос: почему они это делают? И признать ужасающую истину: рано или поздно ребенок научится жить без вас.

Гиперпротекция проявляет себя в чрезмерной заботе родителями о своих детях

В случае избыточной заботы родитель стремится окружить вниманием своего ребенка, привязать свое настроение к его чувствам, заступаться и давать защиту даже в тех случаях, когда причин для беспокойства нет. Ребенок лишается возможности выбирать определенный способ действия, так как родитель уже знает, как ребенку надо поступить. Ребенка не утруждают решением каких-либо задач, даже в случаях, когда они целесообразны возрасту, так как результат решения преподносится ему уже в готовом варианте, либо решается без его участия

Это демотивирует ребенка к развитию навыков самостоятельности. Хуже всего, что такая родительская стратегия поведения потворствует развитию выученной беспомощности, где ребенок будет воспринимать любую жизненную трудность как настоящую преграду, которую ему не преодолеть самому

Ребенка не утруждают решением каких-либо задач, даже в случаях, когда они целесообразны возрасту, так как результат решения преподносится ему уже в готовом варианте, либо решается без его участия. Это демотивирует ребенка к развитию навыков самостоятельности. Хуже всего, что такая родительская стратегия поведения потворствует развитию выученной беспомощности, где ребенок будет воспринимать любую жизненную трудность как настоящую преграду, которую ему не преодолеть самому.

В основном, гиперпротекция родителей свойственна лишь на первых порах жизни ребенка, в связи с его определенными физическими или психологическими нарушениями. Далее гиперопека спадает. Тем не менее, за исключением этих факторов, гиперопека проявляет себя чаще всего в диаде мать – ребенок. Интровертированные матери наиболее склонны проявлять гиперпротекцию, так как с помощью ребенка замещают себе недостающий круг общения. Такие матери чаще всего имеют флегматичный или меланхоличный тип темперамента.

Проявлять чрезмерную заботу склонны матери со стремлением к доминирующей роли в семье, тем самым создавая условия зависимости у ребенка. С такой поведенческой стратегией матери создают предпосылки для формирования определенных паттернов реагирования у детей, другими словами, они обязывают детей к выполнению деятельности определенным способом и никак иначе. В семьях с доминирующей матерью нередки случаи, когда мать стремится создать в семье отдельный союз со своим ребенком, чаще всего дочерью. Матери не жалеют своей опеки, не допуская  к процессу воспитания отца или других лиц

Такое неравномерное внимание и забота в семье в дальнейшем могут негативно сказаться в выстраивании партнерских и семейных отношений у ребенка

Практика содержит много примеров ярких, амбициозных матерей с наличием истерических черт характера
. Такие матери стремятся достичь признательности, тем самым отстоять свою значимость в глазах общественности, посредством ребенка. Любые его достижения оцениваются высоко, с примесью исключительности. Ребенок становится кумиром, мать его всячески оберегает и нередко потакает ему во всех его желаниях, ведь для матери ее ребенок везде и всегда занимает первые места, лучший из лучших, он везде первый без препятствий и каких-либо дисциплинирующих конкурентных факторов. В итоге вырастает индивид с высокой самооценкой, высоким уровнем притязаний, а к конкурентной жизни совершенно не приспособленный. Он не самостоятелен и безынициативен, так как эти качества не развивали. Он является совершенно неприспособленным к жестким условиям внешнего мира, как комнатное растение. Взрослый ребенок вначале будет недоумевать, а после негодовать, что мир не соответствует его ожиданиям, что за место под солнцем необходимо бороться и его на блюдечке не преподнесут.

Как понять родителю, что он гиперопекун

Вот несколько утверждений, с которыми можно согласиться, и тогда это «тревожный звоночек», или опровергнуть:‍

  • Если ваш ребёнок, не имеющий отклонений, не обслуживает себя сам на свой возраст.‍
  • Если у чада нет домашних обязанностей и вы делаете всё за него.‍
  • Если вы часто свои действия и решения подкрепляете словами: «Тебе рано, ты ещё маленький!», не пытаясь объяснить причины.‍
  • Если малыш перекутан на улице и ему объективно некомфортно: потеет, неудобно двигаться.‍
  • Если вы кормите его больше, чем он того хочет.‍
  • Если вы проецируете свои страхи на текущие ситуации в жизни вашего малыша.‍
  • Если общаетесь с ребёнком не по возрасту, а так, будто он младше.‍

История Алёны

Как и многие пострадавшие от гиперопеки дети, Алёна родилась в очень благополучной семье. Она единственный ребёнок материально и социально успешных родителей. Однако мама её вышла замуж в возрасте, когда у неё уже появились серьёзные опасения, что она может остаться одна на всю жизнь. Муж гораздо старше неё (на 12 лет), это его второй брак. Первый, очень неудачный, давно распался, жена с сыном уехали в другую страну, что отец Алёны очень тяжело переживал. Он интеллигентный, чувствительный, тонкий человек.

Мама Алёны, хотя и тоже с высшим образованием, – человек более простой. Она очень добрая и заботливая. Истосковавшись по семье и ребёнку, она всю данную ей от природы силу материнской любви и заботы обрушила надочь.

Чтобы понять, каким было детство Алёны достаточно привести некоторые детали. Мама и папа – обеспеченные люди – постоянно покупали дочери чёрную и красную икру, которую ела только она одна из всей семьи. У девочки была своя огромная комната: там можно было играть в гандбол. Когда Алена училась в школе, у неё в комнате постоянно проводились вечера её класса, собиравшегося там в полном составе (более 30 человек). Алёна никогда ничего не делала по дому и не умела даже собирать собственное раскладное кресло, в котором почему-то любила спать, хотя в её комнате стояла огромная кровать. Это ежедневно делал за неё сверхзанятой папа.

Наша героиня привыкла получать не просто много, а очень много, причем – без малейших усилий. Еще будучи ребенком, она искренне обижалась, когда ровесники отказывались играть в то, что она предлагала, потому что она не умела считаться с мнениями других. Когда кто-то пытался отстоять свою точку зрения и сказать, что нужно хотя бы по очереди выбирать роль, Алена реагировала недоумением, обидой, а иногда и агрессией. Лишь пара одноклассников даже не дружила с девочкой (ведь дружба предполагает равные отношения), а скорее были ее королевской свитой. Остальные – с удовольствием приходили к ней в гости, но теплых чувств к Алене не испытывали, по ее мнению – исключительно из зависти.

К сожалению, даже став взрослой, наша героиня так и не научилась ценить не только свои желания, потребности и мнения, но и мнения других людей. Малейшее несогласие (с которым ей никогда не приходилось сталкиваться в родительской семье) воспринималось Аленой как прямое нападение. Даже если она пыталась работать, очень быстро она убеждалась, что все вокруг только и ждут, как бы ее обидеть и унизить. Надо ли говорить, что это ощущение было только ее собственное, субъективное?

В отношениях с противоположным полом Алена тоже не проявляла ни уважения, ни терпимости, ни стремления понять того, кого, как ей казалось, она любит.

К тому же наблюдался сильный конфликт между уровнем притязаний, сильно завышенной самооценкой героини и теми реальными навыками, знаниями и умениями, которые у нее были. Что, конечно, тоже не лучшим образом сказывалось на ее возможности найти себя в какой-либо профессиональной сфере.

В результате Алена не смогла найти себя. Она получила ту же специальность, что и мама (инженер-строитель), но работу свою не любила и вскоре после окончания института потеряла работу. После чего не работала многие годы, прекрасно себя при этом чувствуя.

Она не вышла замуж, у неё нет детей. Ей дважды делали предложение – она оба раза отказывала под надуманными предлогами (первый жених хотел уехать с невестой в США: Алена сказала, что не хочет жить там; второй был моложе Алёны– она отказала на этом основании).

В итоге Алена обратилась к психологу только в 37 лет

И то лишь потому, что её отец неожиданно умер, а мама после этого тяжело заболела, и она вынуждена была организовывать уход за мамой, то есть что-то решать, что-то делать, важное и ответственное, в первый раз в жизни

Это было ей настолько тяжело, что начался невроз: постоянные бессонницы, головная боль, депрессия.

Если бы не скоропостижная кончина отца и не болезнь мамы, Алена, несомненно, не обратилась бы за помощью, так как считала свою жизнь очень хорошей и была довольна ею.

Гиперопека – что это?

Под термином гиперопеки или же гиперпротекции понимают повышенную, чрезмерную заботу о детях. В переводе с лат. hyper protecto – покровительствовать сверх меры. Если рассматривать поведение родителей, характеризуемое как гиперопека, то они посредством повышенного внимания к своему ребенку не дают ему возможности принимать самостоятельные решения и даже думать о том, что они имеют на это право. Причем, такое поведение родителей и детей начинает проявляться с детства.

Пример родительской гиперопеки

В детский сад привели мальчика по имени Славик. Его родители строго приказали воспитателям следить за тем, чтобы тот съедал все, так как якобы ребенок не доедает. Причина проста – маме казалось, что ее ребенок слишком худой и помимо этого он не в состоянии кушать самостоятельно (его нужно было кормить из ложки). У Славика явно было нарушено пищевое поведение и к тому же – на нем отпечатался синдром родительской гиперопеки. Этот ребенок не мог в 3 года держать ложку самостоятельно, ходить на горшок и вообще – проявлять какое бы то ни было детское «хочу». Причем, если у Славика спросить: «Тебе нравится каша, суп, которые ты съедаешь полностью?», он ответит: «Нет!». И ребенок не знал того, что если что-то не нравится, это можно не делать, то есть, к примеру, не есть невкусную кашу. В результате такой ребенок превращается во взрослого человека, которым очень легко управлять: диктовать ему свои желания и он будет воспринимать их как свои. А еще такие дети никогда не смогут понять себя и принять свои желания и потребности, больше того – они не знают того, что они могут чего-то желать. Ведь зачем желать, если за тебя решат все родители?

Гиперопека

Мамы принимаются сверх меры опекать ребенка из-за чрезмерного беспокойства за его безопасность. Чаще всего такое бывает с женщинами, которые долго не могли зачать или выносить малыша. Появление долгожданного отпрыска становится настолько значимым, что страх его потерять зашкаливает. Еще одна распространенная причина гиперопеки — проблема профессиональной самореализации. Если мама занимается исключительно ребенком, не уделяя внимания собственному развитию, это приводит к размытию личностных границ в определении своей жизни и жизни ребенка.

«Гиперопека проявляется не столько в излишней заботе, сколько в повышенном контроле, — говорит Александрина Григорьева, клинический психолог, к.пс.н, директор Нейроцентра медико-психологической коррекции и реабилитации. — По сути, мама старается прожить вместо ребенка его жизнь, включая регулирование абсолютно всех сфер его жизнедеятельности. Гиперопека проявляется в ограничении свободы ребенка, когда формирующаяся личность не имеет возможности свободно передвигаться, выразить себя, приобрести свой опыт, занять свою позицию, сделать собственный выбор и взять на себя ответственность». Мама лишает собственное чадо права голоса. Например, в гостях, при ребенке начинает критиковать его, на вопросы, заданные сыну или дочери, отвечает сама. Взрослые принимают авторитарное решение, в какие секции, кружки ходить младшему члену семьи, что носить, с кем дружить.

«Когда ребенок живет в условиях такого тотального контроля, он не учится критически мыслить и теряет шанс творчески развиваться, — говорит Юлия Кац, психолог. — В результате, ребенок вырастают либо безвольным и слабохарактерным, либо копит внутреннюю агрессию и обиду. Он хочет и не может вырваться из-под жесткого материнского контроля. Свобода является необходимым условием развития здоровой, социально активной и творческой личности».

Как и в чем проявляется гиперопека?

Матери над сыном

Ненормальные матери, гиперопека которых распространяется на сыновей, склонны ограничивать здоровую активность ребенка, запрещая выполнять домашние дела из женской категории.

Они считают что готовить, убирать и стирать это не мужское занятие.

Поэтому сын полностью освобожден от домашнего труда.

В результате у ребенка не формируется навыков ухода за собой и элементарного обеспечения приличных бытовых условий.

Мать также слишком активно вмешивается в личную жизнь сына, критикует или одобряет его девушек (а иногда даже сама пытается найти достойную спутницу для ребенка), пытается повлиять на его выбор.

Мамы над дочерью

Гиперпротекция над дочерью проявляется в желании продлить период невинности ребенка во всех смыслах этого понятия.

Девочку ограничивают, не позволяя ей совершать нормальные для ее возраста вещи (ходить на свидания, детские дискотеки, дни рождения, длительные прогулки, вечерние спортивные и творческие секции и т.д.).

При этом мать может потакать женским капризам дочери, покупая ей кукол, одежду, косметику и прочие вещи по первому требованию.

Бабушки

Бабушки, которые проявляют чрезмерную заботу, склонны критиковать поведение своих взрослых детей.

Они ругают их за проявленную самостоятельность, выявляют ошибки поведения и пытаются все исправить.

Особенно это заметно во время контакта между бабушкой и внуками. Бабушка начинает переодевать ребенка, ругая сына или дочь которые слишком легко одели малыша, готовит ему нормальную еду, правильно стирает носовые платочки и т.д.

Родителей над взрослыми детьми

Родители, вырастившие ребенка, иногда не могут смириться с мыслью о том, что чадо действительно готово к самостоятельной жизни. Поэтому мама/папа начинают вмешиваться во все сферы жизни ребенка.

А так как контроль над взрослым ребенком частично потерян даже в случае гиперпротекции (особенно если сын/дочь живут отдельно), желание родителей участвовать в выборе судьбоносных решений для ребенка обостряется.

Советы по поводу работы, обучения в институте, друзей и вторых половинок либо должны неукоснительно исполняться, либо в ход пойдут манипуляции.

Свекрови

Гиперпротекция со стороны свекрови осложняется тем, что права на заботу о выросшем ребенке приходится делить с его женой.

Отсюда появляется чувство ревности, попытки устранить конкуренцию, обида, манипуляции и прочие атрибуты противостояния.

Сын при этом получает огромную дозу заботы, так как мать хочет доказать что лишь она может обеспечить своему чаду достойное существование.

Очень наглядно показана гиперопека в произведении Недоросль, где можно отследить не только признаки, но и последствия этого явления.

Тревожная любовь

Поначалу материнская забота для малыша — гарантия безопасности. Мама рядом — значит, все в порядке, взяла на руки и прижала к груди — ощущение счастья и покоя. Однако новорожденным ребенок остается не на всю жизнь — он растет, развивается, интересуется миром, хочет исследовать его с минимумом контроля. И тут некоторые родители начинают впадать в крайность, продолжая чрезмерно заботиться о ребенке, не давая ему сделать ни одного безнадзорного шага. Такой тотальный контроль называют гиперопекой ребенка: когда самостоятельность малыша ограничена до минимума, а родительская забота превращается в тиранию.

Почему это происходит? Стрессовое состояние, спровоцированное гормональным всплеском после родов, наводят на молодую маму тревожное состояние и страхи, которые, кстати, регулярно подогреваются в СМИ. Женщине начинает казаться, что ребенку постоянно угрожает опасность, даже если с ним все в порядке.

Примерно через два месяца такое навязчивое состояние сходит на нет и мама начинает чувствовать себя более уверенно. Если же страхи не уходят, а продолжают терзать материнское сердце в удвоенном режиме, значит, женщине необходима помощь: ведь чем больше родители опекают ребенка — тем больше опасений это порождает. К тому же связь матери с малышом очень сильна, и он ощущает практически те же эмоции — страх, беспокойство, тревогу.

В воспитании детей гиперопека начинается с «не ходи на горку — упадешь, сломаешь руку и попадешь в больницу», «в бассейн тебе нельзя — утонешь». Но подобное состояние может длиться годами, ведь гиперопекающие родители не обращают внимания на возраст, продолжая «нависать» над школьником и подростком: «Не ходи здесь — скользко, ты упадешь», «Я сама нарежу хлеб, ты порежешься», «Не трогай спички, ты неуклюжий, всю квартиру сожжешь». Как правило, все эти характеристики к ребенку не имеют не малейшего отношения, являясь в полной мере психологическими проблемами родителей. Именно так — с лучшими побуждениями и исключительно из любви мамы и папы делают своих детей неуверенными, слабыми, закомплексованными.

На самом деле, родительская гиперопека не имеет отношения к любви, а всего лишь под нее маскируется. В чем же тогда разница? Ее определить просто: в любви всегда есть доверие и уважение, в гиперопеке — контроль, недоверие, требование подчиниться родительской воле, попытка переделать ребенка «под себя». Правда, есть и другая крайность — полная вседозволенность. И хотя она выглядит мягче («Не надо тебе трогать нож, дорогой, я сама, не мужское это дело — салат резать»), но в результате приводит к тем же плачевным последствиям.

Как правило, от гиперопеки взрослых страдают дети одиноких и неудовлетворенных жизнью родителей: таким мамам и папам не хватает любви и уверенности, которые они мечтают получить от ребенка, «вложив» в него максимум «заботы».

Какие еще бывают неврозы

Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия. 

Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия. 

Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:

  • невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
  • истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
  • ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
  • невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
  • депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
  • логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
  • энурез – непроизвольное мочеиспускание;
  • сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
  • анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения. 

Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.

Причины и психология

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий