Учим ребенка узнавать время по стрелочным часам

Подготовительный этап

Понятие сутки

В первую очередь следует объяснить дошкольнику, что такое сутки. Пояснив, что это период времени, который длится 24 часа

Уделить внимание нужно, что идет деление на день и ночь. Для этого можно использовать различный графический материал

Объяснять следует максимально простым языком. Объясните, что ночь — это время, когда темно и что все люди, зверята в это время любят отдыхать. А день — это светлый период времени, когда все играют, веселятся, учатся и работают.

После объяснения, что такое сутки, не следует спешить переходить к следующему этапу. Нужно закрепить материал, отведя на него несколько дней, периодически задавая малышу наводящие вопросы, по которым можно оценить, на сколько он усвоен.

Понимание частей суток

Следующий этап — изучение частей суток. Пояснить нужно, что день можно разделить на утро, день, вечер. А ночь, в свою очередь, на вечер, ночь и утро. Ребенок нуждается в тщательном разъяснении того, что каждый промежуток суток имеет свои особенности и характеристики.

Преподносить такой материал следует не только наглядно, но и в процессе простого общения, которое совсем может быть не похоже на обучение в глазах ребенка.

Например, можно просматривать книги, где наглядно изображены части суток, или играть в специально разработанные игры. А можно путем простого общения с примерами объяснять, когда наступила одна из частей суток.

Для упрощения своей задачи родители могут помочь чаду ориентироваться во временном промежутке, создавая ежедневный распорядок дня, традиции и устанавливая время для выполнения определенных задач. Это поможет дошколенку понимать, что время — это нечто реальное и ценное в его жизни. Примеры могут быть следующие:

Утро. Это первая часть суток, начинающаяся после полуночи и длящаяся до полудня

Можно провести с сыном или дочкой утреннюю зарядку, позавтракать вместе, обсуждать планы о том, что важно сделать в этот день.
День. Это вторая часть, начинающаяся в полдень и длящаяся до вечера

Нужно объяснить, что в течение этого промежутка все работают, учатся в школе, посещают детский сад. Можно провести с ним экскурсию на работу, показывая различные самые распространенные способы проведения времени. Также на примерах можно показать, люди каких профессий, чем занимаются в рабочее время.
Вечер. Это третья часть, начинающаяся после заката и длящаяся до полуночи. Это время отдыха с семьей, друзьями, подготовке ко сну. Можно ввести в традицию вечерние прогулки, совместные игры, просмотры кино/мультфильмов.
Ночь. Это четвертая часть, начинающаяся после полуночи и длящаяся до рассвета. Для того чтобы ребенок лучше понимал, что такое ночь, можно провести с ним ночную прогулку, посмотреть на звезды, рассказать интересные истории перед сном.

Понимание времени

Здесь дошколенку важно понимать значения времени года, месяца, недели. И просто объяснить, что это такое, недостаточно

Необходимо приводить множество примеров. Объясните, что зимой на улице холодно и снежно, весной появляются первые цветочки, летом тепло и солнечно, а осенью листья деревьев меняют окрас и падают на землю. Показывайте наглядные картинки и просите назвать пору году.

Далее следует приступать к изучению месяцев. Здесь календарь сыграет большую роль. Лучше всего выбирать календарь с яркими картинками, где каждое изображение зрительно ассоциируется с определенным месяцем

Уделить внимание следует тому, что каждый месяц имеет свое название и определенное количество дней в году

С изучением понятия недели дела обстоят обычно сложнее. Подручный календарь здесь сыграет прекрасную роль при разъяснении. Его стоит показать и объяснить, что неделя состоит из 7 дней.

Для легкого запоминания, можно выучить стишок или сыграть в игру. Например, попросить ребенка назвать дни недели в разном порядке или назвать день недели, который был два дня назад.

Игры и задания с часами

Изготовив и изучив часы, поиграйте с ними. Поставьте стрелки в определённое положении и попросите назвать время. Укладывая малыша спать, попросите точно указать количество часов и минут. Разрешив посидеть в компьютере, предупредите, что у него на это всего 30 минут. Тут же уточните, сколько будут показывать часы, когда отпущенный лимит времени выйдет.

Для закрепления полученных навыков при обучении ребенка обращению с часами используйте 5 специальных упражнений:

Который сейчас час

В данной игре можно двигать стрелки на циферблате и просить малыша указывать время. Чтобы усложнить задачу, стоит поменять положение стрелок не только по прямому их ходу, но и в обратную сторону. Можно предложить малышу прожить весь свой день за несколько минут, рассказав о произошедшем с ним и не забыв отметить, в какой час это случилось.

Рисуем пиццу

Справиться с усвоением понятия «5-минутный интервал» поможет следующее задание. На циферблате, приготовленном своими руками, соедините цифры и центр отрезками. Заштрихуйте каждый получившийся сектор разным цветом. В результате перед вами будут не просто часы, а яркая пицца. Теперь рядом с первой цифрой можно указать её соседку, обозначающую ночное время. Весело и познавательно.

Режим дня

Замечательное упражнение, которое не только будет приучать ребёнка к ответственности и пунктуальности, но одновременно поможет ориентироваться во времени. Возьмите бумагу или ватман, нанесите на него распорядок дня ребёнка и напротив каждого действия нарисуйте часы с изображением времени. Так малыш будет привыкать соотносить цифры и показания часов. Плакат разместите на видном месте в детской комнате, чтобы отпрыск глазами всё время натыкался на распорядок и не забывал о нём.

Два варианта назвать время

Когда ребёнок хорошо справляется с первыми 3 заданиями, расскажите, что одно и то же время можно называть по-разному. Например, когда стрелки показывают 5:45, можно сказать, что сейчас 5 часов 45 минут или без пятнадцати шесть. Первое время пользуйтесь подсказками, написанными на листочке.

4 кубика

Очень нравится детям игра с кубиками. Возьмите часы и приготовьте 4 кубика. Бросать их нужно парами. Первых два укажут, сколько часов показать на циферблате, а вторая пара отмерит количество минут.

Три способа подготовки к обучению детей разных типов

  1. Для детей-практиков. У 3-5-летних преобладает предметно-действенное мышление. Они понимают, учатся, когда сталкиваются с предметом, рассматривают его, трогают, производят действия. Такому ребёнку придётся пожертвовать часики, самые обычные, без стекла. Чем меньше ребёнок, тем больше нужны стрелки (будильник не подойдёт). Существуют специальные игрушечные часы-конструкторы. Игрушку-часы нужно сначала собрать из сегментов, потом прикрутить к ней стрелки, закрепить по местам цифры.
  2. Для детей-художников. Нарисуйте циферблат. Удобно рисовать на картонной тарелке, если её слегка расплющить. Можно просто на картоне. Взрослый делит круг на 12 сегментов, как пирог. Ребёнок – подпишет цифры, если он уже умеет писать. Малыш с удовольствием разукрасит каждый час-сегмент в любимые цвета. Ребёнку с преобладающим образным мышлением легко будет «увидеть» каждый час: один – зелёный, как трава; два – малиновый, как малинка, три – серый, как слон…
  3. Для детей-логиков. Наглядность им тоже нужна, особенно дошкольникам. Но только этот тип детей способен воспринимать рассуждения родителей. Только им хорошо бы ответить на вопрос «Долго ждать?» так: «Осталось ждать 20 минут. Я дам тебе игрушку, когда маленькая стрелочка будет стоять на цифре 5, а большая пройдёт 4 деления».

Основные принципы обучению времени

Первое правило в том, как научить детей определять время по часам — объяснить, что такое вчера, сегодня и завтра

Понимание года, месяцев, дней — это тоже важно. Но по этому можно пройтись быстро, так как большие временные промежутки малышу трудно понять. Сутки для него проще

Сутки для него проще.

Однако если у сына или дочери нет примера, что это такое один час, они не поймут. Поэтому, начиная какое-то дело, стоит сказать «сейчас мы будем делать то-то. Это займёт 1 час». Так у малыша сформируется внутреннее чувство, сколько это длится по ощущениям. А когда родители покажут часы, ему будет легче привыкнуть к ним.

С минутами так же: предложить сыну или дочери убрать игрушки и пообещать пообещать, что это займёт 5 минуток. Только не стоит хитрить, иначе это плохо скажется на его восприятии времени. Активность следует прекратить, когда 5 минуток выйдут.

С одной минутой совсем просто. Можно включить секундомер и подождать, пока пройдет 1 минутка. Малыш поймет, что это немного. Но стоит объяснить ему, что из секунд складываются минутки, а из минут в часы. И даже секунды ценные, потому что много секунд — это это много минуток и часов. Еще совет, как научить ребенка часам со стрелками: разучивать стишки и песенки про стрелки наизусть.

Минутная стрелка

Дети редко путают секундную стрелку с какой-то ещё, потому что она быстрее всех. Но перепутать часовую и минутную легко. Малышу объясняют, что минутная длиннее и тоньше. Движется быстрее, чем часовая, но медленнее, чем секундная.

Также малышу объясняют, что минутная стрелка передвигается, когда секунда прошла полный круг. Он может сам заметить это небольшое движение, если будет тщательно смотреть.

Читайте еще: Как научить ребенка одеваться самостоятельно

Как научить ребенка понимать время по часам в минутках. Понимать минутную стрелку труднее, чем часовую, потому что для неё нет специальных цифр на циферблате. Цифры словно приходится дорисовывать в уме. Чтобы это было проще делать, ребёнку стоит предложить нарисовать часики с цифрами для минутной стрелки. И превратить это в игру: нарисовать 10 разных часиков всех цветов, и для каждых проставить цифры. Малыш с удовольствием вовлечется в игру.

Даже взрослым трудно считать деления на механических часах. Тем более это сложно ребёнку, и не нужно поначалу требовать от него, чтобы он точно говорил время по механическим приборам. Вместо этого стоит просить сказать его примерное. Тем более что ход механического аппарата иногда нарушается, и показание становится неточным. Об этом тоже стоит предупредить.

Количество делений от 1 цифры до другой составляет 10. После 5 делений идёт большая черта, которая помогает увидеть 10 и 5 минут. Малыша требуется научить называть:

5 минут, 10, 15 минут (обратите внимание, что это четверть часа), 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55,

Требуется пояснить ему, что 0 и 60 минуток это одно и тоже, потому что, когда минутная стрелка доходит до до конца, всё начинается сначала.

Секундная стрелка

С секундной стрелкой проблем почти не возникает, так как она движется быстрее остальных и привлекает к себе наибольшее внимание. Труднее понять, зачем секунды вообще нужны. Ответ на этот вопрос связан с понимаем ценности времени

Если малыш не видит, что его родители ценят время, то ему будет трудно научиться ценить его самому

Ответ на этот вопрос связан с понимаем ценности времени. Если малыш не видит, что его родители ценят время, то ему будет трудно научиться ценить его самому.

А объяснения для секундной стрелки почти те же самые, что и для минутной. Когда она проходить полный круг, секунда обнуляется. И цифры для секунды тоже, как и для минуток, приходится считать в уме. Там, где минутная стрелка покажет 10 минуток, секундная указывает на 10 секунд.

Мастерим самодельные часы

Самодельные часы помогут сделать время более осязаемым. При наличии нужных материалов, на их создание уйдет не более 15 минут.

Как смастерить циферблат самостоятельно

Основой для циферблата может стать одноразовая тарелка или круг из картона. Расчерчиваем круг пополам, потом еще раз пополам и наносим первые цифры. Далее каждую четвертинку аккуратно делим на три части и дописываем оставшиеся цифры. Циферблат готов, а значит, пора прикрепить стрелки. Вырезаем их из картона разных цветов и крепим на круг с помощью кнопки. Получившийся макет часов ставим рядом с настоящими часами.

Создавая свои часы, будет полезно пробежаться по уже изученным понятиям. Расчертили круг на четыре части — вспомнили про «четверть часа», прикрепили часовую стрелку — вспомнили её функцию и т.д.

Самодельные часы могут выглядеть необычно. К примеру, вот так:

Стихи о времени для детей

Очень хорошо в процессе обучения использовать короткие стишки для запоминания основ времени. Так ребенку будет веселее и проще погрузиться в процесс познания этого понятия.

Вот самые веселые и интересные стихотворения.

Пробегут часы, минутки Соберутся вместе в сутки. В них двадцать четыре часа, И стрелки творят чудеса.

Стрелка первый круг проходит, — Полдень в гости к нам приходит, А она спешит опять Час за часом отмечать.

Стрелка круг второй прошла, — В гости полночь к нам пришла, День прошел, прошла и ночь, — Убежали сутки прочь.

***

На секунды счет идет, Гномик вырвался вперед, Но не знает он пока, Как секунда коротка.

Посмотри — ка на часы — Стрелки здесь не для красы: Они указали для нас Секунду, минуту и час.

Секунду — тоненькая, Минуту — длинненькая, А коротенькая — час: Так бывает всякий раз.

Шестьдесят секунд прошли — Мы к минуте подошли. Ну, а шестьдесят минут Вместе целый час дадут.

***

Ходики внезапно стали. Что случилось, что стряслось? Стрелки сразу перестали День наматывать на ось. Оглядел их мрачновато Сероглазый циферблат: «Если вы не виноваты, Кто-то всё же виноват?» «Может быть, — подумал Рома – Сил у маятника нет, — Головою вниз попробуй Покачайся столько лет!»

***

На стенке в комнате  часы, Висят они не для красы. И в ритм  стуча: тик – так, тик — так. Всем  подают условный знак. День —  ночь  меняют за окном. Рассвет чудесный. А  потом У человека  круглый год Пришла пора  дневных  забот.

Посмотрите еще одно интересное видео про обучению времени детей.

Ценить время, использовать его с толком ребенка нужно учить с детства. Спрашивайте его, что хорошего, полезного или приятного можно сделать за час, минуту, полчаса. Не ждите быстрых результатов, не торопите в процессе обучения: ориентация во времени – навык сложный.

Чем меньше ребенок, тем короче должен быть урок. Чтобы он быстрее научился разбираться в сложных понятиях, научился понимать ход механизма, узнавать, сколько времени, купите ему яркие наручные часы. Так малыш быстрее станет пользоваться полученными знаниями на практике.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Как научить малыша определять время?

Обучая ребенка определять время, следует соблюдать некую последовательность, а именно – двигаться от простого к более сложному.

Условно весь процесс можно разделить на три этапа.

  1. Обучения понятию «времена года».
  2. Обучение понятию «время суток».
  3. Обучение понятию «часы и минуты».

Знакомим малыша с календарем

Это первый шаг в знакомстве ребенка с понятием времени. Для начала расскажите ребенку про 4 сезона: зима, весна, лето, осень. Для наглядности покажите красивые фото каждого времени года. Также в продаже есть специальные материалы, помогающие ребенку быстрее усвоить информацию: книжки, диски, мультфильмы.

Нелишним будет познакомить малыша с советским мультиком «Двенадцать месяцев».

Очень хорошо помогают ассоциации. Опишите каждый сезон и свяжите это описание с тактильными и эмоциональными ощущениями крохи.

  • Зима – снег, холод, Новый год, Дед Мороз, снеговик, теплая одежда.
  • Весна – таяние снега, ручьи, кораблики, первая листва.
  • Лето – жара, солнце, речка, море, мороженное, ягоды и фрукты, дача, деревня.
  • Осень – холод, ветер, дождь, серое небо, грибы, лужи, яркие листья.

По мере наступления того или иного сезона показывайте малышу его отличительные особенности: первая трава, липкий снег, желуди и сухие листья.

Следующий шаг – покупка календаря. Он наглядно научит ребенка ориентироваться в годовом цикле. Лучше выбирайте простой календарь с крупными цифрами и буквами. На одном листе дожжен быть представлен весь год.

А вот какие календари покупать не стоит:

  • с иностранными надписями;
  • отрывные;
  • с сокращениями (дни недели, месяцы);
  • с передвижным флажком.

Повесьте календарь на видном месте и каждый день рассказывайте малышу, какой наступил месяц, день недели, число. Прошедшую дату можно зачеркивать или закрашивать фломастером.

Игра «Времена года»

Сделайте своими руками игровой набор.

  1. Распечатайте или вырежете из журнала четыре яркие иллюстрации, обозначающие времена года.
  2. Возьмите 4 конверта и наклейте на них иллюстрации. Сделайте подписи – «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).
  3. Найдите 12 ярких картинок на каждый из 12 месяцев. Сделайте карточки с подписями (январь, февраль и т. д.)

Как вы уже догадались, игра эта простая, но очень полезная. Предложите малышу сложить в каждый конверт те месяцы, которые относятся к сезону, обозначенному на конверте. За правильно выполненное задание похвалите кроху.

Утро, день, вечер, ночь

Теперь познакомьте ребенка с временем суток. Сделать это несложно, так как малыши сами чувствуют и видят перемену дня на ночь, ночи на утро и т. д.

Можно предложить малышу полезные игры.

  • Нарисуйте или вырежьте из журналов разные предметы: расческа, подушка, зубная щетка, лампа и т. д. Спрашивайте у ребенка, в какое время суток он использует тот или иной предмет. Хвалите кроху за каждый правильный ответ, а за 10-20 «попаданий» присудите небольшой приз.
  • Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает утром/днем/вечером. Можете сами задать вопросы: когда ты чистишь зубы? Когда мы идем гулять? Когда папа приходит домой?

Эти игры подготовят малыша к обучению ориентированию по часам, ведь время суток напрямую связано с циферблатом часов и стрелками.

Учим ребенка определять время по часам

Теперь, когда малыш знает понятия «год», «месяц», «неделя», «день», можно познакомить его с понятиями «час», «минута», «секунда».

  1. Прежде всего, купите часы с крупным циферблатом, 12 цифрами и толстыми большими стрелками. Все должно быть наглядно и ярко. В книжном магазине можно выбрать специальный набор для обучения ребенка определению времени по часам. В таких наборах имеются картонные часы.
  2. Познакомьте ребенка со стрелками. Секундную стрелку для простоты обучения и восприятия пока можно не учитывать.
  3. Расскажите, в какую сторону ходят стрелки на часах.
  4. Объясните ребенку, что 1 сутки = 24 часа. То есть маленькая часовая стрелка должна дважды обойти весь циферблат.
  5. Расскажите, что час – это когда минутная стрелка стоит на 12, а часовая на любой другой цифре. Цифра, на которую указывает часовая стрелка, и есть «точное время».

Теперь  можно объяснить, зачем нужна минутная стрелка.

Конечно, обучение будет легче, если ребенок умеет считать до 60 и знает умножение на 5. В таком случае, сначала можно рассказать малышу, что 1 час равен 60 минутам.

  • Сдвиньте минутную стрелку с 12 на 1. Скажите, что прошло 5 минут.
  • Сдвиньте стрелку дальше на 2. Прошло 10 минут. (2 умножаем на 5, получится 10)

Когда ребенок поймет, о чем идет речь, предложите ему потренироваться. Сдвиньте стрелку, например, на 8. Спросите у чада: «Который час?»

Если ребенок знает таблицу умножения на 5, он умножит 8 на 5 и получит ответ. Если же с таблицей умножения он пока не знаком, предложите ему посчитать: 5, 10, 15, 20 и т. д.

Изучаем с ребенком электронные, песочные и солнечные часы

После того как дети освоят стрелочные модели, обязательно расскажите про другие разновидности: солнечные, песочные, электронные. Изучите каждую разновидность с ними практически. Начните с солнечных, потому что они больше всего походят на варианты со стрелками. Малыш сможет быстрее разобраться, как определять по ним время.

Самая большая проблема — дождаться дня, когда ярко будет светить солнце. Затем вместе с ребёнком обведите круг на песке, в центре поставьте палку. Дорисуйте не хватающие детали циферблата и наблюдайте за передвижением тени.

Несложно будет понять ребёнку, как ориентироваться по песочным часам, с их помощью отмеряется непродолжительный промежуток – несколько минут. Пока бежит песок, попросите малыша следить за секундной стрелкой на привычных для него часах. Разнообразить деятельность и развеселить сына или дочь во время выполнения такого монотонного занятия поможет интересная задача. Например, пока сыплется песок, нужно успеть сложить вещи в рюкзак.

Несложно будет разобраться малышу с электронными часами. После освоения стрелочной модели, считать минуты в электронном формате будет легко. И снова на помощь придёт игра. Пока мама готовит ужин, попросите ребёнка засечь, сколько у вас уйдет минут или часов на готовку. Разрешите посмотреть мультфильмы в определённое время и предупредите, чтобы малыш напомнил, когда придёт назначенный час.

С чего начинать обучение?

Время для ребенка – это понятие чего-то неопределенного, несуществующего, ведь его нельзя потрогать руками, осязать. Конечно, дети понимают, что жизнь двигается вперед, но сформулировать эту мысль им пока трудно.

Обучение определению времени по часам должно проходить постепенно, от малого к большому, чтобы у ребенка не сложилась путаница в голове.

Для начала стоит объяснить ребенку, что такое время, которое называют будущим, настоящим и прошлым. Запомнить эти понятия можно с помощью самых простых примеров из жизни. Например:

  • вчера мы были в гостях у дедушки – это прошлое;
  • сейчас мы играем в парке – это настоящее;
  • завтра утром мы пойдем в детский сад – это будущее.

Также нужно подучить ребенка легко разбираться во всех временах года и называть их основные признаки. Например, если идет снег – значит, пришла зима. Когда цветут цветы и зеленеет травка – это весна. Летом светит жаркое солнце и можно есть мороженое, а осенью птицы улетают на юг и падают листья с деревьев.

Когда малыш узнает о временах года, нужно переходить к названиям месяцев. Он должен хорошо усвоить, к какому сезону относится тот или иной месяц. Затем объяснить, что за месяц проходит 28, 29, 30 или 31 дней, и что состоит он из недель, в которых есть 7 дней.

Календарь для изучения времен года и месяцев

Когда учить ребенка определять время по часам?

Умение пользоваться часами — важный навык. Он помогает рационально использовать и планировать время, научиться организованности и последовательности. Но научить дошкольника понимать по часам — задача не из легких. Как объяснить детям, что такое время, в каком возрасте можно начать знакомство с часами, какие лайфхаки сделают процесс обучения увлекательным?

Когда начинать обучение?

Все зависит от того, насколько ребенок готов воспринимать и осваивать новую для него информацию. Лучше всего дождаться, когда малыш сам начнет задавать соответствующие вопросы («а когда будет девять часов вечера?», «а один час – это долго?»). Или учите ребенка как бы между прочим. Например, упоминая о событии, конкретизируйте («мы пойдем гулять через час», «мы ложимся спать ровно в 10 часов»). Для того чтобы обучение пошло на пользу, надо учитывать возрастные особенности ребенка.

К двум годам ребенок начинает хорошо понимать слова «скоро» и «попозже», а к трем обычно может оперировать такими понятиями, как «вчера» и «завтра». Поначалу дети путают эти понятия, но смысл улавливают точно.

Примерно к трем годам у ребенка формируется осознание стабильности его повседневной жизни, предвкушение привычных событий. В этом возрасте малыш может адекватно реагировать на фразу «я ухожу, но приду за тобой вечером», а вот понятие «чуть позже» остается для него слишком абстрактным.

Примерно к пяти годам ребенок начинает реально представлять себе некоторые перспективы своей жизни и способен планировать ближайшие события.

К шести-семи годам ребенка желательно познакомить с циферблатом. Но в вопросе о том, как научить ребенка определять время по часам, не стоит торопиться. Научить понимать время по часам не всегда просто даже ученика младших классов, не говоря уже о дошкольниках.

Что должен знать ребенок перед тем, как начать знакомство с часами?

Обучая ребенка, необходимо  соблюдать последовательность, двигаться от простого к сложному.  Для начала познакомьте малыша с базовыми понятиями, используя метод ассоциаций (приводите конкретные примеры из жизни ребенка).

День и ночь. Расскажите ребенку, какое время суток светлое, какое темное. Можно создать игровой плакат или карточки на тему «Режим дня» (подберите картинки с изображением обычных действий, таких, как пробуждение, обед, сон и др.). Дети быстрее улавливают смысл, когда им приводят примеры из их жизни («утром мы делаем зарядку, днем гуляем на улице, вечером читаем, ночью спим»).

Прошлое, настоящее, будущее (вчера, сегодня, завтра). Говорите, например, «вчера мы ходили в театр», «сегодня мы едем в бассейн», «завтра к нам придут гости». Попросите малыша расположить по порядку, карточки с изображением цыпленка, яйца и курицы. Полистайте семейный фотоальбом, вспоминая прошедшие события.

Времена года, 12 месяцев. Расскажите ребенку, чем примечательна каждая пора, как меняется природа, чем занимаются люди в каждый из сезонов. Не забывайте напоминать малышу, что «зимой будем наряжать елку», «в июне поедем на дачу» и т.д.  Прочитайте вместе «Двенадцать месяцев» С.Маршака и «Синичкин календарь» В.Бианки.

Дни недели. Расскажите, что у каждого дня недели есть «имя». Поговорите с ребенком о тех событиях, которые происходят в его жизни еженедельно, например, «каждый понедельник ты занимаешься плаванием», «каждое воскресенье гостишь у бабушки». Запомнить дни недели ребенку поможет стихотворение С.Михалкова «Неделя» и книга Э.Карла «Очень голодная гусеница».

Ребенку будет легче ориентироваться по часам, если он уже может считать до 60, знает таблицу умножения, умеет делить (ему знакомы понятия «половина» и «четверть»), имеет навык счета через пять, визуально распознает числа от одного до 12, понимает пространственные отношения  («перед», «до», «после», «между»).

Но даже если этих знаний нет, а ребенок проявляет интерес к часам, не бойтесь дать малышу то, что его интересует! Занятия в игровой форме могут стать увлекательным времяпрепровождением и принести немало пользы.

Знакомство малыша с понятием «время»

Режим дня малышей определяют родители, поскольку у первых нет того ощущения времени, что есть у вторых. Что такое время – не знают пока и учёные, а детям тем более трудно в этом разобраться

Поэтому перед знакомством с часами ребёнку нужно познакомиться с рядом терминов, таких как месяц, неделя, день, какие есть части суток, что означает вчера, сегодня и завтра.
Помочь в осознании течения времени 2-3-летнему ребёнку можно, обращая его внимание на последовательность событий – вначале, сейчас, потом. Например, вначале все перед едой помыли руки, потом пообедали, а сейчас мама моет посуду

Нужно обращать внимание ребёнка на то, какая настала часть дня и что в это время принято делать – умыться и позавтракать утром, поиграть днём, почитать вечером

Полезно вместе составлять распорядок следующего дня, вспоминая, чем занимались вчера и сегодня.
Важно обращать внимание малыша на промежутки времени, например, проговаривая предстоящие дела: через 15 минут идём гулять, через полчаса будем ужинать, в 9 вечера ляжем спать.Хорошо, если в 4-5 лет ребёнок будет с лёгкостью перечислять все времена суток. Если же он затрудняется, то можно ему помочь ярким плакатом с распорядком дня, где нарисованы все типичные для своего времени дня действия

Малыш должен понимать, что в совокупности утро, день, вечер и ночь составляют сутки, которые всегда имеют одну и ту же продолжительность в 24 часа. Поэтому, чтобы знать, когда пора вставать, кушать или идти на работу, родители всё это определяют по часам.Как только малыш разберётся с понятиями, описывающими времена суток, то дальше он может начать разбираться с днями недели. Чтобы закрепить результат, полезно будет его при любом удобном случае спрашивать, какой сегодня день недели, какой был вчера, какой настанет завтра.
Чтобы обучение шло легко и быстро, помогут такие приёмы как: подборка песенок, стихов, считалок, посвящённых временам суток и дням недели, рисунки с отражением времени (как семечко выросло и стало ростком, потом цветком и ягодой), просмотр семейного альбома, где есть фотографии ребёнка в младенческом возрасте. Когда ребёнок посмотрит на то, как он выглядел прежде, то ощутит, насколько он изменился. Можно также совместно просматривать видеоуроки о времени.
Пора показать малышу часы с секундной стрелкой и попросить его описать, что он видит на них. Для обучения нужно использовать циферблаты с хорошо различимыми арабскими цифрами и с метками, обозначающими минуты. После пусть он посчитает все большие и маленькие чёрточки, которых в сумме будет 60. Они имеют два назначения – указывают минуты и секунды. Когда самая быстрая тонкая стрелка проходит полный круг, то проходит минута, если то же делает самая большая стрелка – проходит час. Поскольку наиболее эффективное обучение у детей происходит во время игры, то очень полезно вместе с ними сделать макет циферблата со стрелками. Из плотного картона можно вырезать круг, разметить на нём циферблат, раскрасить его и яркими красками нарисовать цифры. Также вырезать часовую и минутную стрелки и так прикрепить их в центре циферблата, чтобы они могли поворачиваться (закрепить на винтике или канцелярской скрепке).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий