Как отучить ребенка от рук: правда о грудничках

Весомые поводы для отучения

Прежде чем задумываться над вопросом, как отучить грудного ребёнка от рук, следует понять, а стоит ли вообще это делать именно в этом возрасте. Как мы уже говорили, следует дождаться определённого срока, когда малыш будет готов к отучению.

Однако бывают ситуации, когда отказ от телесного контакта обусловлен рядом вполне объективных факторов:

  1. Новоиспечённая мама слишком устаёт от домашних хлопот. В такой ситуации следует поговорить с супругом или бабушками, которые могут перенять часть обязанностей. Если же это нельзя реализовать на практике, то нахождение крохи на руках стоит ограничить. Ему нужна отдохнувшая мать.
  2. Ещё одна весомая причина – вынужденный выход матери на работу раньше окончания декрета. В этом случае маму должны заменить бабушки, нянечки. А свою любовь родители будут компенсировать крохе в свободное время.
  3. Некоторые мамочки слишком беспокоятся о своих детях, предпочитая держать их на руках, а не пускать на пол или в песочницу. В такой ситуации начинать работу стоит не с ребёнка, а с мамы, поскольку её тревожность передаётся малышу.
  4. Ребёнок, который уже способен ползать или, тем более, ходить, должен самостоятельно изучать мир, разумеется, под родительским присмотром. Поэтому следует спускать подросшего малыша с рук и отправлять на «покорение» окружающего пространства.

Отдельные матери уверены, что даже новорождённый ребёнок не должен находиться на руках. Это не совсем верная позиция, поскольку появившийся на свет малыш нуждается в телесном контакте с мамой. Всего должно быть в меру, поэтому не забывайте целовать, гладить и поднимать кроху на ручки.

Почему дети сжимают пальчики в кулачки?

Все дети рождаются с повышенным мышечным тонусом. Связано это с вынужденным напряжением мышц плода в матке к концу беременности: из-за того, что ему становится тесно, ребенок вынужден поджимать руки и ноги к туловищу, приняв при этом характерную «позу эмбриона». В результате происходит физиологическое усиление тонуса сгибателей, которое сохраняется на протяжении нескольких месяцев после рождения. Мягкий бережный уход за малышом, поглаживание ручек и ножек, начиная с 10 дня, приводит к постепенному расслаблению мускулатуры.

Мышечное напряжение может быть следствием воздействия некоторых факторов. К причинам истинного (патологического) гипертонуса относятся:

  • беременность, отягощенная вирусными заболеваниями, токсоплазмозом, хроническими болезнями матери;
  • тяжелое течение беременности, осложненное токсикозом, угрозой прерывания беременности;
  • алкогольная или наркотическая зависимость у беременной женщины, курение;
  • родовые травмы;
  • внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание);
  • резус-конфликт между новорожденным и матерью;
  • повышенная нейрорефлекторная возбудимость.

Чаще всего к развитию истинного гипертонуса приводит родовая травма, полученная в результате срочных или тяжелых родов, при неправильном акушерском пособии в родах и т.д. Мягкость некоторых костей черепа, открытые роднички, размер головки ребенка, который превышает диаметр родовых путей, — все это способствуют тому, что даже незначительные препятствия и задержки при родах могут стать причиной механических травм черепа новорожденного. Следствием этого являются недостаточное кровоснабжение головного мозга, гипоксия, нарушение трофики тканей, повышение внутричерепного давления, недоразвитие структур головного мозга.

Когда не следует отучать от рук

Если ребенку начинают вводить прикорм, то от рук пока что отучать не стоит

Обычно сокращать тактильный контакт родители начинают к полугодовалому возрасту.

  • Ребенок становится более самостоятельным, он уже пытается сидеть, ползать, начинает брать предметы в руки, тянет их в рот.
  • Начинается прикорм, значит, время кормления грудью сокращается.

Многие родители считают, что пора ребенку становиться более самостоятельным. Но не всегда он соглашается с их решением. Некоторые дети очень привязаны к матери, они спокойны, только когда она находится рядом. В этом случае настаивать не следует, чтобы не травмировать малыша. Бывает, детям близость мамы необходима до годовалого возраста. Процесс отучения очень длительный и бережный. Чтобы сохранить эмоциональную стабильность карапуза, стоит еще немного потерпеть.

Не следует торопиться отучать от рук в случаях:

  • когда ребенок отстает в развитии;
  • перенес родовую травму;
  • ослаблен или недоношен.

После года он сам будет стремиться к познанию мира, и для этого маминых рук уже недостаточно

А пока необходимо, пусть наслаждается постоянным присутствием мамы, ведь это так важно для его психического развития

Для того чтобы снизить давление на позвоночник и освободить руки, можно воспользоваться рюкзаком «кенгуру», но этот вариант ограничивает возможности ребенка, в нем он может находиться только в вертикальном положении.

Чтобы разнообразить позы малыша, предпочтительнее использовать слинг. Это прочный отрез ткани, достаточно длинный, чтобы из него, обмотав вокруг тела матери, можно было сформировать своеобразный карман. В нем ребенку будет гораздо удобнее спать в горизонтальном положении на боку, при необходимости ручки убирают внутрь. Когда ребенку исполнится полгода, слинг можно расположить на спине.

Когда младенец выражает потребность общения с мамой слишком импульсивно, плачем и истериками, стоит поискать причины такого поведения. Возможно, в семье нервозная обстановка, или его время еще не пришло? Так или иначе, нужно сначала устранить повод, отказывать в близком общении малышу пока рано. Взрослым надо помнить, что это прекрасное время: ребенок вырастет, и больше мама не сможет носить его на руках.

Правильный процесс прекращения грудного кормления

Чтобы и малышу, и маме было комфортно в процессе отлучения крохи от груди, стоит придерживаться определенной последовательности действий.

Прикорм

Прекращать грудное вскармливание нужно постепенно, понемногу вытесняя кормления обычной твердой пищей. Как правило, прикорм начинают вводить примерно с 6 месяцев. Если все делать правильно, то уже к 10 месяцам малыш в течение дня полностью кушает обычную пищу, оставляя за собой право на мамину грудь лишь утром и вечером. Да и то здесь можно ограничивать время кормления до минимума (но по настроению крохи). В целом последовательность грамотного отлучения выглядит так:

  • Плавно убрать кормления в период бодрствования малыша. То есть те прикладывания, которые не связаны со стрессом, засыпанием и пр.
  • Плавно отказать в груди после дневного пробуждения и перед дневным сном.
  • Убираем кормления утром после пробуждения.
  • Отказываемся от ночных и вечерних кормлений.

Важно: если вдруг малыш болен, упал, ударился или испуган, ни в коем случае не отказывайте ему в грудном молоке. Лучше приложите кроху к груди на пару минут, чтобы ребенок успокоился. Это будет полезнее для его психики

Поверьте, спокойный и уверенный в маме малыш сам со временем откажется от груди

Это будет полезнее для его психики. Поверьте, спокойный и уверенный в маме малыш сам со временем откажется от груди.

Оптимизация питьевого режима мамы

Чтобы снизить выработку молока и тем самым подвести процесс лактации к логическому завершению, мама должна пересмотреть свой питьевой режим. Отказаться нужно от большого количества горячих напитков, чая с фенхелем, молока. Все они стимулируют процесс наполнения груди.Лучше отдать предпочтение чаям с мятой и шалфеем. Параллельно желательно увеличивать физические нагрузки.

Отвлекающие маневры

Если малыш в течение дня требует грудь и при этом не обеспокоен, не плачет, не болен, скорее всего, он действует по привычке

Здесь стоит отвлечь внимание крохи на что-либо интересное. Это может быть яркая игрушка, игра в прятки с мамой, игра в «ку-ку», книжка с яркими картинками, прогулка

Важно плавно научить кроху обходиться без маминого молока

Совет: чаще обнимайте малыша и говорите, что любите его

Важно плавно научить кроху обходиться без маминого молока. Совет: чаще обнимайте малыша и говорите, что любите его. Со временем кроха поймёт, что мамина любовь никуда не делась и без вкусного молока

Со временем кроха поймёт, что мамина любовь никуда не делась и без вкусного молока

Совет: чаще обнимайте малыша и говорите, что любите его. Со временем кроха поймёт, что мамина любовь никуда не делась и без вкусного молока.

Источники

  • https://ProGrudnoe.ru/osnovy/brosat-kormit-letom.html
  • http://vskormi.ru/breast-feeding/pochemu-nelzya-brosat-letom/
  • https://www.gv-mama.ru/grudnoe-vskarmlivanie/kormlenie-grudyu/letom-nelzya-otluchat-ot-grudi-mif-ili-pravda.html

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.

Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок

Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.

Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя

Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.

Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

  1. Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
  2. Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Разрешать или запрещать?

Слезы и крики малыш начинает использовать для того, чтобы добиться желаемого результата. В психологии это называется манипуляторным плачем. Конечно, родителей это выводит из душевного равновесия, они готовы на все, лишь бы прекратить эти душераздирающие вопли.

Однако манипуляторный плач – необходимый и закономерный этап в развитии маленького человека. Таким образом он проверяет, насколько прочны социальные рамки и чего можно добиться плачем. У малыша обязательно должны быть некоторые запреты и рамки желаний. Вседозволенность тяжела не только для родителей, но и для самого ребенка. Однако для любых запретов должны быть четкие логические основания. Запреты могут касаться того, что представляет опасность для жизни и здоровья, они могут быть связаны с вашей работой или тем, что вам очень дорого.

Если запретов слишком много, часть из них перестает соблюдаться. В таком случае, вполне возможно, ребенок решит нарушить именно тот запрет, который для вас окажется наиболее важным. Значительно легче регулировать поведение ребенка, просто убрав запрещенные вещи из его поля зрения.

Известный английский психоаналитик Винникотт заметил, что если мама оставила на полу пакет с гречкой, и его тут же рассыпал восьмимесячный ребенок, винить в этом стоит скорее маму, а не ребенка. Винникотт советует, чтобы в доступных для малыша ящиках лежали только те вещи, которые ему позволено трогать. Можно даже некоторые «безопасные» ящики оставлять открытыми. В таком случае у ребенка вряд ли возникнет необходимость лезть в сервант с вашим парадным сервизом.

Причины того, что ребенок просится на руки

Ребенок может проситься на руки по пяти причинам. Голод, мокрые пеленки, некомфортная температура воздуха, боль и жажда общения.

Голод

Если ребенок голоден, его нужно просто покормить. Пока ребенку не исполнился еще годик, он может кушать много и часто, особенно в первый месяц, когда пищевые привычки малыша еще только формируются. Но при условии, если ребенок наедается во время кормления, он может захотеть есть не раньше чем 2,5 – 3 часа – это промежуток между кормлениями, который должен быть соблюден, по крайней мере, в первые полгода жизни ребенка.

Правда, если у мамы мало молока или ребенок не насасывается, он может просить поесть через каждый час. И тогда кормление может помочь отучить малыша от рук – ведь главная цель, утоление голода, выполнена.

Мокрые пеленки

Здесь достаточно просто сменить пеленки или подгузники. И тогда ребенок просто не будет больше плакать, проситься на руки – ему будет незачем это делать

Меняя пеленки, нужно обратить внимание, нет ли у ребенка опрелости, которая беспокоит нежную кожу малыша. После каждой смены пеленок малыша нужно помыть и вытереть насухо, чтобы кожа не раздражалась и не краснела. Желательно смазать каждую складочку на ножках ребенка детским маслом либо детской присыпкой

Тогда ребенка не будет беспокоить боль и у него не будет повода проситься на руки

Желательно смазать каждую складочку на ножках ребенка детским маслом либо детской присыпкой. Тогда ребенка не будет беспокоить боль и у него не будет повода проситься на руки.

Плохой температурный режим

Из-за смены температур малыш, особенно грудничок, может часто плакать и проситься на руки. Особенно часто случается это из-за перегревания. Для малыша первого года жизни перегревание намного некомфортнее, чем переохлаждение. Многие бабушки и мамы не понимают этого и излишне укутывают ребенка или повышают температуру в доме до немыслимых цифр. Их цель – чтобы малыш не простудился и не заболел. Но достигают обратного эффекта. Ребенок перегревается, плачет из-за дискомфорта и потом долго болеет. Учащение сердцебиения, трудности с дыханием, нервное перевозбуждение малыша – вот чего достигают родители, излишне перегревая его.

Поэтому в комнате малыша должен быть градусник, а на нем – не больше 25 градусов для ребенка до месяца от роду, и не больше 24 градусов – для ребенка до трех месяцев. Это днем. А ночью температура в комнате новорожденного должна быть не больше 22 градуса.

Если в комнате ребенка будет нормальная температура, он не станет плакать и проситься на ручки, если только нет других причин для беспокойства.

Малыш заболел

Если это так, ребенок будет плакать непрерывно и даже то, что вы возьмете его на руки, может не помочь. В этом случае, ребенка нельзя оставлять без внимания. Держите его на руках столько, сколько понадобится, чтобы малыш чувствовал себя защищенным. В этой ситуации нужна консультация врача. Если ее не будет, родители могут не сориентироваться в ситуации и лишить малыша своевременной помощи.

Потребность в общении

Если малыш хочет больше общаться со взрослыми (как правило, это бывает начиная с трех месяцев от роду), нужно поддержать его в этом. Но это не значит, что малыша не нужно спускать с рук и бежать на каждый его плач. Просто ребенок коммуникабельный, и для родителей не должно быть занятий более важных, чем пообщаться со своим малышом.

Можно несколько минут подержать его на руках. А потом, если ребенок сыт, сух и не болен, он может играть с вами рядом, ползая по полу или находиться недалеко, в коляске или манежике. Если ребенок будет видеть, что папа или мама рядом, он не станет беспокоиться и постепенно приучится играть самостоятельно.

У малыша должны быть развлечения и игры, которые подходят ему по возрасту. Для младенца это могут быть яркие игрушки, подвешенные над кроваткой. Для ребенка постарше – куклы, зайцы и так далее – то, чем он может с интересом играть. Самостоятельная игра может начаться у ребенка уже после 4-х месяцев, до этого периода, как правило, ребенок может проситься на руки только по причине физиологических потребностей.

Маме и папе, которые хотят отучить ребенка от рук, стоит учитывать его возрастные особенности (за ребенком до 4-х месяцев нужно больше ухаживать физически)

А также важно больше разговаривать с малышом, петь ему песенки – тогда его нужно будет меньше брать на руки

Уважительные причины взять на руки

Болезнь. Не заставляйте малыша испытывать еще большие страдания во время лечения. Отложите все свои дела и проводите с ним максимальное количество времени. Спокойствие от сознания того, что мама рядом, поможет быстрее уснуть и ускорит процесс выздоровления.

Дискомфорт. Ребенок иногда капризничает из-за дискомфорта от неудобной одежды, жесткого матраца или чувство перегревания или замерзания. Внимательный осмотр поможет выявить опрелость от подгузника, холодные руки, вспотевшую спину или передавленные носочками ноги.

Испуг. Привычные для взрослых звуки окружающего мира могут вызвать испуг у малыша. В этом случае немедленно возьмите его на руки и постарайтесь успокоить или отвлечь. Ведь тактильный контакт — наилучший способ подарить чувство защищенности и комфорта.

Скука. Маленькие дети не могут долго заниматься одним делом. И даже любимая игрушка или книжка через некоторое время надоедает и вызывает раздражение

Чтобы переключить внимание не обязательно иметь целый арсенал развлечений. Попробуйте заинтересовать кроху солнечным зайчиком, бумажным самолетиком или другим новым предметом.

Психологи выделяют несколько ситуаций, когда следует подождать с отучением от рук.

  1. Родственники и знакомые уверяют, что ребенок вырастет избалованным. Современная система воспитания значительно отличается от той, что применялась несколько десятилетий назад, когда любая уступка считалась непростительной педагогической ошибкой. Последние наблюдения доказывают, что дети, получившие достаточно объятий и ласки в грудном возрасте, вырастают более послушными, спокойными и уверенными в себе.
  2. У мамы не хватает сил на ребенка и домашние дела. В этом случае разумнее будет распределить домашние обязанности между членами семьи. Не стесняйтесь попросить помощи у родственников или воспользоваться услугами няни. Очень полезно пару раз в неделю встречаться с подругами вне дома. За эти несколько часов мамы успевают соскучиться по своему крохе и после возвращения с удовольствием проявляют заботу и ласку.
  3. Ребенок растет слабым, застенчивым или немного отстает от сверстников. Такие малыши нуждаются в особой заботе, и в этом возрасте можно переломить ситуацию или, напротив, усугубить проблемы. Для того чтобы детский организм быстрее окреп, следует развивать ребенка физически и умственно. Делайте ежедневный массаж, упражнения на фитболе, учите потешки и рассказывайте сказки. Вместе с педиатром разработайте систему закаливания и строго придерживайтесь ее правил.

После девяти месяцев ребенка нужно постепенно приучать к самостоятельности. При этом следует прислушаться к материнской интуиции, чтобы понять, когда можно настоять на своем, а когда — немедленно отреагировать на плач.

Хорошим началом будет игра в прятки, когда мама прячется сначала в той же комнате, а затем – в соседней. Так малыш поймет, что даже когда родителей не видно, они находятся недалеко и при необходимости быстро придут на помощь.

Держа ребенка на руках, наклоняйтесь с ним так, чтобы он мог самостоятельно взять игрушку или потрогать большой предмет. Во время ползания и первых шагов размещайте интересные вещи в пределе досягаемости, чтобы побудить малыша изучать окружающий мир.

Обеспечьте кроху разнообразными развлечениями. Приобретите конструктор с крупными деталями, развивающий коврик, игрушки, произносящие несколько фраз. Девочек способна увлечь кукла с длинными волосами и множеством одежды и заколок.

Когда мама занята работой на кухне, ребенок может находиться с ней рядом. Усадите его на стульчик для кормления и надежно закрепите. Предложите ему рисовать, лепить из пластилина, играть мелкими игрушками и при этом общайтесь с ним и следите за его действиями.

Для того чтобы не возникало проблем с засыпанием, придерживайтесь режима дня, проветривайте комнату, гуляйте на свежем воздухе. Прекращайте укачивание постепенно. Сначала укладывайте малыша рядом и обнимайте его во время рассказывания сказки, а через несколько месяцев попробуйте уложить сразу в кроватку или манеж. Если ребенок капризничает, не настаивайте. Лучше повторите попытку попозже.

Помните, что дети растут быстро, и скоро вы будете с удовольствием вспоминать время, когда ребенок просился на ручки.

Как быть в случае сильных истерик?

Если малыш просто плачет, просясь на руки, – это одно, а вот если он закатывает истерику – это более серьезная проблема.

Частые причины истерик:

  • ошибки воспитания;
  • тип нервной системы;
  • недостаток внимания.

Что делать, если случаются истерики?

Возможно, следует обратиться к специалисту. Он может посоветовать препараты или назначить дополнительное лечение, если истерики неконтролируемые.
Не стоит оставлять ребенка, когда он плачет, уходить, кричать или доказывать ему, что он не прав. Во-первых, он вас не поймет; во-вторых, это только напугает его

Наоборот, нужно успокоить ребенка, обнять и сказать, что вы его очень любите.
Бывает так, что ребенок просится на руки и устраивает истерику при этом, потому что редко вас видит или редко получает от вас внимание. Если вы будете проводить с ним больше времени, играть, купать, петь колыбельные, то малыш успокоится и со временем перестанет так себя вести.

Помните, что в целенаправленном отучении от рук чаще всего нет необходимости. Ваш ребенок нуждается в вас, вашей заботе, любви и помощи. Однажды вы тоже будете нуждаться в его поддержке и нечастых визитах. Любите своих детей, и они будут любить вас. Забудьте про методы Спока. Здоровая психика формируется в атмосфере гармонии, уважения к потребностям другого и безопасности.

КОГДА НАКАЗАНИЯ ОПРАВДАНЫ

Первое, с чем необходимо определиться родителю, когда он готов применить наказание: с какой целью вы это делаете? Поэтому я рекомендую перед введением санкций подумать хотя бы сутки. 

Обсудите с ребенком правила и предупредите, что ждет за их нарушение! Тогда у малыша не будет “осадка” в виде чувства несправедливости, он не испугается родительского гнева и не ощутит себя отверженным. 

О других правилах и технике безопасности в применении наказаний вы можете узнать в моей статье “Как наказывать ребенка, чтобы не травмировать”. 

Но для начала давайте разберемся, за какие поступки наказания оправданы, а в каких случаях лучше применить другие воспитательные методы.

За что НЕЛЬЗЯ наказывать ребенка

  • За случайные проступки – например, быстро-быстро бежал и кого-то толкнул, разбил предмет, повредил мебель или сломал игрушку. Надеюсь, все мамы уже знают, что за такое ребенок не должен “огребать”. Более того, сам малыш может быть опечален, расстроен или напуган своим поступком – в таком случае, помогите ребенку успокоиться, проявите сочувствие и помогите исправить оплошность, если это возможно. 

  • За несдержанность, присущую возрасту – маленькие дети очень импульсивны, только после 4-х лет у них начинает формироваться самоконтроль и способность удерживать свои порывы внутри. Не ругайте и не наказывайте ребенка, если понимаете, что в этой ситуации он попросту не может себя остановить: его отрывают от интересного занятия, он перевозбужден, ему очень нравится производимый эффект (например, от показывания языка или бросания предметов в кошку). Помогите ребенку остановиться! Можете считать, что пока самоконтроля у ребенка нет, то эту функцию выполняете вы. Подробнее о том, как это сделать, далее в статье. 

  • За то, что ребенок еще не умеет в силу возраста – как-то одна подписчица поделилась со мной жалобой: ее 6-летний ребенок не может помыть пол, не расплескав воды. Ну, что тут сказать? Завышенные родительские ожидания – одна из самых популярных причин плохого поведения детей. А как вести себя иначе, если от тебя требуют невозможного, еще и наказывают за это? Поэтому перед тем, как отругать ребенка, подумайте: а может ли он в принципе выполнить мою просьбу. Или он еще слишком мал?

Чтобы проверить, не допускаете ли вы ошибки, которые приводят к печальным последствиям для ребенка, обязательно пройдите мой тест “ТОП-5 ошибок в наказаниях детей”. 

В каких ситуациях можно применять наказания

Я не могу запретить вам использовать наказания как воспитательный метод, но прошу, перед его применением, убедиться в том, что:

  • Ваше наказание – это НЕ слив эмоций и выражение вашей досады, а крайняя мера установления границ, к которой вы прибегаете осознанно и с холодным рассудком;

  • Ваш ребенок знает правило, которое нарушил. А если это само собой разумеется, значит, был предупрежден заранее и может повторить, что от него требуется;

  • Ребенок в силах выполнить ваше требование без дополнительной помощи. К примеру, когда в “Послушном ребенке” мы с участницами проставляем степень реалистичности тех или иных требований к детям, выясняется, в среднем она составляет лишь 4-5 из 10 баллов. То есть сам, без помощи импульсивный ребенок, ну никак не может остановить свой порыв укусить, разбросать вещи, крикнуть. Да, не все дети в силах успокоиться самостоятельно из-за преобладания возбуждения над торможением! Наказывать в такой ситуации – все равно, что карать за то, что брызнули слезы у стоматолога без анестезии.

Когда же наказание оправдано? В идеале НИКОГДА. Ведь вырасти без ошибок невозможно.

Однако бывает ряд ситуаций, когда введение санкций оправдано. А именно: в случаях хронического пренебрежения правилами поведения, неуважения к родителям, хамства, грубости, намеренной агрессии.

Но даже в этих ситуациях наказание необходимо как способ четко и безапелляционно провести черту, переходить за которую нельзя, иначе ребенок столкнется с последствиями своего поведения.

При соблюдении этих условий наказание становится более справедливым, последовательным и осмысленным.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий