Какой горшок лучше купить
Некоторые родители предпочитают покупать горшки в виде трона, машинки и даже целые девайсы с музыкальным сопровождением и световым оформлением
Но важно помнить, что это туалетная принадлежность с вполне себе понятной и простой функцией, горшок не должен быть игрушкой — в противном случае он, конечно, привлечет внимание, но исключительно в роли игрушки, а по назначению малыш пользоваться им не станет. А горшки, которые “вознаграждают” маленького владельца громкой песней, если он сделает свои дела, и вовсе могут стать источником испуга. Выбирайте горшок спокойного цвета, без ярких деталей, музыки.
Также важно выбирать подходящее средство для гигиены — в период приучения к горшку может потребоваться более частое подмывание испачкавшегося малыша
Для любого возраста подойдет мыло для подмывания младенцев. Мягкий состав средства не сушит нежную кожу и не раздражает слизистые.
Выбирайте горшок спокойного цвета, без ярких деталей, музыки.
Также важно выбирать подходящее средство для гигиены — в период приучения к горшку может потребоваться более частое подмывание испачкавшегося малыша. Для любого возраста подойдет мыло для подмывания младенцев
Мягкий состав средства не сушит нежную кожу и не раздражает слизистые.
В каком возрасте ребенка приучать к горшку
Начиная с полугодичного возраста до восемнадцати месяцев, груднички учатся задерживать мочеиспускание. Но это не значит, что они тут же будут готовы ходить в туалет в горшок. Поначалу требуется немало терпения и выдержки, ведь карапуз может более десяти минут сидеть на горшке и так ничего не сделать.
Так с какого возраста приучать к горшку? У каждого ребенка — свои индивидуальные особенности, и родители должны сами определить, когда их чадо готово самостоятельно ходить в туалет. Понять это можно по нескольким признакам. Например, когда малыш начинает сообщать, что намочил подгузник — это значит, что он осознает процесс мочеиспускания. Еще немного — и ребенок сможет заранее почувствовать, что мочевой пузырь полон, и попросится в туалет.
Если ваш малыш самостоятельно ходит уже более полугода, хорошо показывает и называет части тела и испытывает дискомфорт, если ему хочется в туалет — это сигналы того, что карапуз готов приспособиться к горшку. Обычно с тем, как приучить ребенка к горшку в 2 года, не возникает никаких сложностей. В этом возрасте дети уже хорошо воспринимают человеческую речь, поэтому им можно без особых проблем объяснить порядок действий.
Выбор горшка
Итак, период настал. Первое, что необходимо сделать, купить правильную модель детского горшка. Ведь от этого зависит многое, он должен понравиться вашему непоседе, не напугать его. Детишки любят всё яркое и интересное. Выбирайте именно такую модель. А от музыкальных и пищащих лучше отказаться. Не переплачивайте за ненужные функции, они не смогут ускорить процесс, а, наоборот, затормозят его. А если кроха где-нибудь услышит такую же музыкальную композицию, он просто начнёт писать. Да, детям такое изделие будет по душе. Но туалет должен быть туалетом, а не местом для игр. Малыш забудет для чего он сел: играть или писать.
Отказаться придётся и от железных моделей. Место для сидения должно быть комфортным и тёплым. Отдайте предпочтение пластику. Причём комфорт кроется не только в тепле, но и в удобстве, когда малыш на нём сидит. Поэтому площадь для сидения должна быть достаточно широкой.
Как научить ребенка ходить на горшок: ориентируемся на физическую готовность малыша
Помните про анатомию
Обращайте внимание и на форму. Для девочек выбирайте округлые модели, а для мальчиков чуть вытянутые вперёд
Что касается размеров, тут всё просто. До двух лет оптимальными считаются параметры диаметра и высоты 12 см, а если чаду пошёл третий год, эти значения увеличиваются до 15 см.
Вообще, подготовку к приучению начните за неделю до планируемой даты. Когда принесёте покупку домой, дайте оценить её своему непоседе. Пусть потрогает, переставит с места на место. И в течение нескольких дней рассказывайте малышу, что это за предмет и какие плюсы он несёт. Ведь самый положительный момент — это сухие штаны.
Раннее приучение или выработка рефлекса
Многим активным и усердным родителям удается добиться определенных успехов в освоении малышом горшка в возрасте до года. По мнению Комаровского, в том, что дети девяти, восьми и даже семи месяцев могут мочиться и ходить по большому после услышанного «пи-пи» или «а-а», нет ничего удивительно. Многократное повторение этих звуков формирует у малыша условный рефлекс. Но популярный врач объясняет, что такое освоение горшка нельзя назвать полноценным. В данном случае такой процесс развивается по схеме «слова родителей – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь/кишечник – горшок». Акцент делается на том, что стимулировать мочеиспускание или дефекацию должно физиологическое явление, а не звуки, произнесенные родителями.
Евгений Комаровский отмечает, что нередко после раннего приучения у ребенка 2 лет появляются трудности с туалетом. Родители недоумевают, почему их малыш, который давно освоил горшок, вдруг стал отказываться ходить в него. Врач объясняет это тем, что у ребенка в этом возрасте как раз начал формироваться естественный контроль над физиологическими нуждами, и он больше не хочет их связывать с родительскими призывами.
Приучать к горшку следует после 1,5 лет
А теперь поговорим о том, с помощью какого метода можно научить ребенка данному навыку легко и правильно. Чтобы быстро приучить ребенка пользоваться горшком, нужно использовать метод, который будет ориентирован на ребенка. Это значит, что будет учитываться степень зрелости нервной системы. Ведь именно это определяет готовность ребенка к приобретению данного навыка. При такой модели обучения не требуется давление родителей на ребенка, нет стресса, потому что ребенок физически готов, а также психологически. Он становится центральной фигурой в этом процессе, он хочет и может этому обучиться, он осознает, что делает и что от него хотят.
Физиологический метод приучения к горшку основан на трех основных положениях:
- Физическая зрелость – укрепление мышц сфинктеров прямой кишки и мочеиспускательного канала, развитие иннервации прямой кишки и мочевого пузыря.
- Психологическая зрелость – ребенок готов следовать инструкциям, понимает, зачем и что от него просят.
- Эмоциональная готовность – позитивное отношение к изучению новых навыков.
Шаг третий, тоже очень важный – знакомство с горшком
Горшок в форме медвежонка или любого другого зверя заинтересует малыша и как новая игрушка
Поскольку, в большинстве случаев момент приучения к оправлению естественных надобностей с младенческого возраста уже упущен, придётся знакомить деток с местом правильной оправки – горшком. До малышей надо «донести» этот, такой понятный для взрослых факт.
Алгоритм того, как приучить к горшку мальчика и девочку – всегда одинаков, на приучение не влияют физиологические отличия.
Дайте ребятишкам рассмотреть «домашнего друга», потрогать, постучать и вообще совершить ряд только для него самого понятных действий, а потом покажите им, как только они попытаются пописать, для чего на самом деле предназначен сей предмет, – поднесите горшок к паховой области, если это мальчик, или аккуратно посадите на горшок девочку. Покажите детям (мальчику или девочке), что из этого вышло и обязательно похвалите!
Поверьте, похвала за совершённое правильное действие ещё никому не вредила, в отличии от ругани или крика. Процесс восприятия «горшок – оправление малой или большой нужды» может затянуться на несколько недель, поэтому запаситесь нескончаемым терпением, оно вам точно понадобится!
Но, возможно, именно вас будет ждать большая удача: поймав несколько раз кряду правильное время высадки на горшок, вашего малыша озарит открытие необходимости этого предмета при «пи-пи» и «ка-ка» и он станет сам искать встречи с ним при первых позывах «в туалет». Вот для таких случаев надо постараться, чтобы горшок всегда находился на одном и том же месте, где кроха может его легко обнаружить и воспользоваться им.
Видео о том, как делать не стоит – мама ругает дочку за то, что она описалась в колготки.
https://www.youtube.com/watch?v=BMJcpWkmCyE
10 правил успешного освоения горшка
Вашему малышу уже около 18 месяцев? Вы заметили в его поведении какие-либо из приведенных выше признаков готовности? Значит, можно начинать овладение новой сложной наукой. Приступаем.
1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
3. Купите удобный и … теплый горшок — холодное посадочное место может надолго испортить отношения с горшком. Сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки (такие горшки называют физиологичными). Первым делом вымойте горшок и поставьте его в комнате у крохи, чтобы он стал привычным для него предметом.
4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда он
показывает своим поведением, что ему пора.
5. В случае успеха — очень-очень хвалим. Вслучае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.
6
Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе
Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда ребенку пора, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на
прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна
Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник
9
Важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул
На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают»
«Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают».
10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как Вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее пописать — это же просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
Когда лучше начинать
Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.
Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.
Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно
Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения
Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.
«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).
Как научить ребенка вставать ночью в туалет
Приучить пользоваться горшком в период ночного сна можно лишь здорового ребенка старше полутора лет
Важно, чтобы он умел говорить о своих потребностях, был способен просыпаться без помощи родителей и быстро засыпать после пробуждения ночью
Существует несколько способов, как приучить ребенка ходить на горшок ночью:
- Укладывать спать без подгузника. Первое время он будет просыпаться мокрым, но быстро усвоит причину и следствие. В качестве страховки можно использовать впитывающие пеленки.
- Привычка просыпаться ночью в туалет сформируется скорее, если детей будить в определенное время и говорить, что нужно пописать.
- Такой прием, как поощрение, мотивирует кроху вставать ночью пописать. Можно наглядно фиксировать успехи при помощи наклеек, рисунков на плакате, поощрительных призов.
- Использовать игры, когда днем ребенок демонстрирует, что будет делать ночью, если захочет пописать.
Любой способ приучения к горшку требует терпения, многократного повторения. Тогда у крохи разовьется стойкая привычка вставать ночью в туалет. Главное, чтобы он был готов физиологически и психологически усвоить прививаемые навыки.
Как правильно приучать ребенка к горшку?
Приготовьтесь к тому, что обучение должно происходить регулярно, без перерывов. Не имеет смысла вырабатывать эти навыки только по праздникам или в момент приезда свекрови.
Обязательное условие обучения – хорошее настроение и состояние здоровья ребенка. Понятно, что когда малыш капризен или температурит, мучить его этими науками не стоит.
Лето – идеальное время для приучения к горшку. На малыше – минимум одежды. То есть, стирать каждые несколько часов (освободив, естественно, малыша от памперсов) кучу колготок и штанишек вам не придется.
Для каждого знакомства с горшком ловите нужный момент
После еды, сна, улицы, как только чувствуете, что «пора», не упускайте момент.
Получилось? Малыш-таки сходил на горшок? Хвалите малыша!
Снова впустую? Не огорчаемся, не показываем свое разочарование, не опускаем руки – рано или поздно ребенок все равно начнет это делать.
Не следует фиксировать внимание крохи только на горшке. Обращайте его внимание на такие действия, как открывание горшка, снятие и одевание трусишек, опорожнение и мытье горшка, возвращение его на место
И не будьте жадными на похвалы!
С подгузниками расставайтесь постепенно. В течение дня обходитесь без них, а во время сна или долгой прогулки в холодное время года они очень даже пригодятся.
Проснулись сухими? Срочно вытаскиваем горшок. А пока малыш пытается (или не пытается) сделать свои дела, демонстрируем ему сухость подгузника и опять хвалим, хвалим, хвалим.
Максимальное время, проводимое на горшке – 10-15 минут.
Когда приучать ребенка к горшку?
Четких возрастных границ в этом вопросе не существует. Ясно, что полгода – это слишком рано, а четыре года – уже поздновато. Приучение к туалету происходит индивидуально для каждого малыша в отрезок времени от момента, как ребенок научился сидеть и ходить, до момента, когда писать в штанишки уже как-то некультурно. Что нужно помнить, готовясь к этому ответственному процессу обучения?
- Запаситесь терпением, поддержкой всех членов семьи и, желательно, чувством юмора.
- Не сравнивайте «горшочные достижения» своего чада с достижениями детей знакомых и родственников. Эти соревнования бессмысленны. Ваш ребенок индивидуален.
- Не слишком надейтесь на быстрый успех. Процесс, скорее всего, будет длительным и сложным.
- Будьте здравомыслящи и спокойны. Ни в коем случае не наказывайте малыша, если он не оправдывает ваших ожиданий.
- Если вы видите, что малыш не готов, не мучайте его воспитательным процессом. Вы сами поймете, когда «пора».
- Ребенок должен обучаться осознанно. Но и вырабатывать рефлекс (аккуратно, не настойчиво) тоже можно.
- Приблизительный возраст «готовности» к обучению у малыша – от полутора лет до тридцати месяцев. Согласно мнению специалистов, до восемнадцати месяцев малыш еще не может контролировать свой мочевой пузырь.
Когда приучать ребенка к горшку?
Если в США и странах ЕС родители даже не задумываются о горшке раньше 2-летнего возраста, то в России же наоборот принято форсировать процесс приучения. Достаточно просто посмотреть на популярность в сети статей вроде «приучить ребенка к горшку за 3 дня» или «как приучить ребенка к горшку в 1 год», как сомнений не остается.
Как ни странно, но практика показывает, что ребенок, которого начали приучать к туалету еще до года, начинает контролировать процесс мочеиспускания примерно в том же возрасте, что и ребенок, который познакомился с горшком в 1,5-2 года.
И происходит это ближе к 2 годам (точные сроки у всех индивидуальны).
А как же соседский ребенок, который, по словам его мамы, начал ходить на горшок в год? Действительно, многим родителям удается добиться некоторых результатов еще до 1,5 лет. Однако каким образом это происходит? Постоянно усаживая дитя на горшок и повторяя «пись-пись», родители добиваются того, что ребенок начинает связывать опорожнение мочевого пузыря с заветными словами, иначе говоря, вырабатывается условный рефлекс. На самом деле, если повторять эти операции долго и упорно, добиться выработки такого рефлекса совсем несложно. Вопрос только в том, действительно ли это то, что нам нужно? Ведь ребенок должен научиться опорожнять мочевой пузырь вовсе не в ответ на кодовые слова, а в ответ на свое ощущение, что мочевой пузырь наполнен. Кроме этого, ему нужно еще и научиться сдерживать процесс выделения и сообщить маме о своем желании (или самостоятельно справить нужду). Чтобы это случилось, нервная система ребенка должна СОЗРЕТЬ!
Сколь бы ни были активны воспитатели, все успехи, которых они добились до 1,5 лет, будут временны. Примерно в 1,5 года дети, приученные делать «пись-пись», ни с того, ни с сего перестают беспрекословно подчиняться и начинают выгибаться при виде горшка. Дело в том, что в этом возрасте у детей начинается этап формирования того самого сознательного контроля над выделениями. Они уже не могут делать «пись-пись» по заказу! Поэтому и протестуют. Встревоженные родители изо всех сил пытаются вернуть былые успехи: силой усаживают на горшок, ругают за мокрые штанишки, но все напрасно. Взаимное раздражение нарастает, ребенок начинает негативно относиться ко всей этой «туалетной теме» и может даже специально справлять нужду не в том месте, где того требуют родственники.
Итак, с какого же возраста приучать ребенка к горшку? Принимая решение, нужно помнить, что чем раньше вы начнете, тем больше усилий будет потрачено и тем больше вероятность взаимных обид и разочарований.
Специалисты называют следующие физиологические нормы:
- Естественное формирование навыка контроля над выделениями начинается после года и постепенно совершенствуется в течение второго года жизни.
- Более-менее устойчивые навыки пользования горшком формируются примерно в 1 год 10 месяцев – 2,5 года.
- Стойкие рефлексы появляются к трем годам.
Также полезно знать следующие признаки готовности организма ребенка к знакомству с горшком:
- Ребенок может оставаться сухим в течение 1,5-2 часов;
- У малыша установился относительно стабильный режим дефекации;
- Ребенку не нравится находиться в мокрых (грязных) штанишках или подгузниках;
- Кроха может сообщить родителям о своем желании сходить в туалет (любым способом – кряхтением, жестами, словами).
Когда лучше начинать
Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.
Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.
Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно
Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения
Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.
«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).
Методики
Родителей интересует, как быстро научить ребенка ходить на горшок. Поскольку кроме старых способов уже стали придумывать новые варианты, как приучить ребенка к горшку, психологи разработали основные две методики для этого дела.
Трехдневная
Трехдневный процесс приучения ребенка к горшку потребует от одного родителя полной загрузки
Важно, чтобы ребенок проводил как можно больше времени с мамой или папой. Это благоприятно скажется на процессе
Метод заключается в том, чтобы малыш освоил два направления:
- Когда нужно садиться.
- Когда можно вставать.
При этом дополнительно окунать его пальцы в воду, или включать кран, не стоит. Это миф о помощи – такие методы действуют только на взрослого человека.
Мама учит малыша
Мать или отец в первую очередь должны познакомить ребенка с горшком
Важно улыбаться и показывать, что он хороший и безобидный. Если малыш сможет сам проявлять к нему интерес, похвалите его
Одобрение до 1,7 года выражается иначе:
- можно резко улыбнуться;
- дать малышу печенье;
- захлопать в ладоши.
Это будет ассоциироваться у него с положительной эмоцией, что он сделал хорошо, и мама с папой им довольны
Большую роль играет обстановка – не нужно отвлекать внимание на игрушки или какие-либо яркие моменты. Не включайте мультиков, не говорите по телефону
Отдайте все время ребенку, тогда это усилие будет результативно.
Первый день стоит посвятить изучению горшка. Налить воду в него, изобразить на себе, как туда присаживаться. Нужно объяснять малышу, зачем это было сделано.
Приучение к горшку играя
Второй день предлагается уже ребенку сесть на горшок. Он должен проявлять интерес, поэтому лучше всего делать это в игровой манере. Ролевые игры помогут приучить его за несколько часов. Сначала выполняется показательный пример – родитель учит игрушки ходить на горшок, затем предлагает сделать то же самое ребенку.
Третий день полностью посвящается учебе:
Важно остаться с ребенком наедине.
С утра предложите ему поиграть с горшком.
Понаблюдайте за реакцией.
Если малыш сходил в него сразу, нужно зафиксировать время. Это и есть тот момент, когда процесс приучения прошел успешно.
Недельная — как приучить ребенка к горшку за 7 дней
Альтернативный метод приучения к горшку заключается в работе с ребенком:
- Показать ему, что представляет собой предмет.
- Указать на его полезность.
- Представить его, как необходимость в ежедневном использовании.
Суть метода – навязчиво предлагать малышу использовать горшок. Это может проявляться в игре, в просьбе, в необходимости. Подгузник при этом не одевается и лучше, если на ребенке будет минимум одежды, если в помещении тепло. Так будет удобнее использовать горшок, если малышу захочется туда сделать дела. В течение недели горшок всегда выставляется на видном место для ребенка.
Работать лучше системно, а не от случая к случаю. Малыш должен привыкнуть к появлению нового предмета. В конце недели родитель должен подвести итоги и показать, как ребенок уже освоил все правила.
Как быстро приучить ребенка к горшку
Согласно этой популярной методике, начинать нужно с момента, когда малыш уже может не писать в течение 1 – 2 часов, сам начинает противиться одеванию подгузника и ходит «по-большому» примерно в одно и то же время.
Данный метод подходит только для дня — чтобы ребенок научился контролировать себя ночью, нужно больше времени.
Для начала пусть малыш побудет без подгузника целый день
Важно все время находиться рядом и наблюдать за ним. При каждой попытке пописать или покакать сажайте его на горшок
Пусть он почувствует связь между своими действиями и горшком
Придется побыть психологом: не заострять внимание на неудачах, а за каждую успешную попытку не забывать хвалить.
Второй день мало отличается от первого. Разве что можно погулять без подгузника
Отправляться на прогулку лучше сразу после того, как малыш сходил в туалет, а гулять — недалеко от дома, чтобы была возможность в любой момент вернуться и переодеться. Можно взять с собой сменную одежду или даже горшок. И снова хвалить за каждую удачную попытку.
На третий день можно добавить еще одну прогулку. Пусть ребенок учится контролировать себя, когда горшка нет под рукой. Сажайте его на горшок перед прогулкой, перед сном, после того, как вернулись с улицы, и после пробуждения.
После трех дней активного общения с горшком дети могут начать проситься на него сами.
Как приучить ребенка к горшку?
Дети познают мир через игру, картинки в книжках, собственные ощущения. Именно поэтому на первом этапе следует показать, как игрушки «писают». Это поможет познакомиться с горшком и его предназначением.
Возьмите резинового мишку или уточку для игры в ванной, наберите внутрь немного воды, пусть они «пописают» в горшочек. Для этой цели хорошо подойдут и куклы Baby Born, похожие на малышей. Если в вашей семье ребенок заходит с вами в туалет, покажите на своем примере. Купите книжку с картинками о том, что делают ребята или зверята с горшком.
Когда вы поймете, что кроха точно понял, для чего нужен горшок, можно снимать подгузник. Сначала ребенка высаживают сразу после пробуждения, после еды, перед прогулкой. Если в течение 5-7 минут ничего не происходит, не стоит настаивать, вернитесь к вопросу через 10 -15 минут.
Обязательно проговаривайте, что происходит. Хвалите, когда все получилось. Если штанишки оказались мокрыми, объясните, почему, упомяните про горшок. Но ваша беседа должна идти в доброжелательном тоне, без намека на упрек.
Помимо режимных высаживаний, обратите внимание на то, как ребенок себя ведет перед дефекацией или мочеиспусканием, попробуйте предугадать момент и предложить сделать это «по-взрослому». Первое время можно оставить подгузник на прогулке, особенно если это холодное время года, и на ночь
Если вы видите, что он утром сухой, и ребенок просит снять его на ночь, то пришло время расстаться с подгузником навсегда
При этом важно понимать, что ночью самоконтроль не работает, поэтому лучше подстраховать кроху впитывающей пеленкой. Заранее положите рядом запасные трусики и постельное белье, чтобы не искать их спросонья
Первое время можно оставить подгузник на прогулке, особенно если это холодное время года, и на ночь. Если вы видите, что он утром сухой, и ребенок просит снять его на ночь, то пришло время расстаться с подгузником навсегда
При этом важно понимать, что ночью самоконтроль не работает, поэтому лучше подстраховать кроху впитывающей пеленкой. Заранее положите рядом запасные трусики и постельное белье, чтобы не искать их спросонья
Многие спрашивают, стоит ли высаживать сонного ребенка. Специалисты считают, что он должен осознавать, что происходит. Поставьте горшок рядом с кроваткой, включите неяркий ночник. Проговорите с малышом перед сном все действия, если он захочет в туалет. Ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так.