Тесты и игры
Хотите выяснить тип самооценки вашего ребёнка? Воспользуйтесь тестом «Лесенка». Его можно применять для диагностики детей с 3-х лет.
Тест «Лесенка». Нужно нарисовать на бумаге лесенку из 10 ступенек. Покажите её ребёнку и объясните, что внизу стоят самые неудачливые, завистливые, сердитые, плаксивые дети, на ступеньке повыше — чуть получше, не третьей ступеньке — ещё немного лучше и т. д. А на самом верху стоят самые-самые лучшие ребята: умные, весёлые, талантливые, добрые девочки и мальчики. Уточните, понял ли ребёнок расположение ступеней. После этого спросите: на какую ступеньку он сам себя поставит? Пусть малыш отметит ступеньку, сделав символический рисунок себя. Теперь можно делать выводы.
Если ребёнок себя поставил на первую, вторую или третью ступеньку — у него явно заниженная самооценка. Размещение от 4-й до 7-й ступеньки говорит о средней (то есть адекватной) самооценке. А если ваш ребёнок стоит на восьмой, девятой или десятой ступеньке — то это свидетельствует о завышенной самооценке.
Помогите ребёнку овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.
Для коррекции и поддержания адекватного уровня самооценки ребёнка создана специальная игра «Ситуации».
Игра «Ситуации». Опишите ребёнку несколько ситуаций, которые он должен соотнести со своим поведением. Роли других персонажей возьмите на себя. Например:
- Ты принимал участие в спортивных соревнованиях и победил, а твой друг оказался в конце списка. Он очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?
- Папа принёс 3 яблока: тебе и брату (сестре). Как будешь делить? Почему?
- Ребята во дворе играют в увлекательную игру, а ты немного опоздал на неё. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?
Эта игра помогает овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.
Неуверенный в себе ребенок: как помочь, с чего начать
Как проявляется низкая самооценка
Признаки низкой самооценки у ребенка:
- замкнутость в себе;
- скрытность;
- упрямство;
- робость;
- некая заторможенность;
- малообщительность, склонность к одиночеству;
- сложности в общении с другими детьми, трудности в налаживании новых контактов;
- попытки подражать самоуверенному в себе приятелю;
- постоянные сомнения в том, что у него все получится, и даже если удается достичь цели, ребенок не радуется своему успеху, а считает, что ему просто повезло;
- неуверенным детям сложно адаптироваться в новых условиях, они не любят каких-либо изменений, предпочитают привычную обстановку;
- ребенок умалчивает о своих потребностях, стесняется сказать, что его беспокоит, терпит неудобства и просто ждет, когда все решится без его участия.
Причины неуверенности
Среди наиболее распространенных:
Мать или отец постоянно упрекают ребенка в чем-либо. Например, это могут быть такие высказывания: «Ты все делаешь неправильно», «Ничего не можешь», «У тебя не получится», «Зачем ты вообще берешься делать то, что не умеешь» и т. д.
Уменьшение значимости потребностей ребенка. Это обычное игнорирование детских просьб
Он что-то просит, но взрослые считают это ненужным, не уделяют должного внимания его проблеме.
Родители акцентируют повышенное внимание на неудачах ребенка, при этом игнорируют его реальные успехи и достижения, воспринимают это как должное, забывают похвалить, порадоваться за него.
Отсутствие тактичности в общении с детьми. Некоторые родители без капли совести унижают своих детей при посторонних, ругают, предъявляют завышенные требования и т
д.
Как повысить заниженную самооценку у подростка?
Не критикуйте своего ребенка – подростку важно слышать о своих сильных качествах. Не стоит зацикливаться на его неудачах.
Говорите своему ребенку комплименты – внешность в подростковом возрасте очень важна
Если у ребенка прыщи, не стоит переводить все на переходный возраст – лучше обратитесь к специалисту для выяснения причины и выбора тактики лечения. Или, например, запишитесь к стилисту для выбора модной одежды или смены прически.
Поддерживайте, хвалите и балуйте – говорите, что гордитесь своим ребенком, подчеркивайте его результаты, настраивайте на позитивный лад: «У тебя все получиться, я в тебя верю» — ребенок будет очень рад это услышать от любимых родителей.
Показывайте ребенку свою уверенность в себе – дети часто ровняются на своих родителей, поэтому покажите ребенку какой вы человек: сильный, уверенный, дружелюбный.
- Расширяйте круг общения ребенка – обсудите с подростком его интересы и запишите его на кружки или в спортивную секцию. Возможно в школе не со всеми ребятами складываются дружеские отношения. А в новом коллективе ребенок проявит свои способности и посмотрит на себя с другой стороны. Чем больше круг общения, тем лучше раскрываются таланты и способности ребенка.
- Научить говорить «нет» — часто детей с низкой самооценкой используют в корыстных целях. Такие дети не любят отказывать, потому что так чувствуют свою значимость. Ребенок должен уметь определять с какой целью его просят помочь? Нужно научить своего ребенка говорить «нет» всем недоброжелателям. Это важный навык «умение говорить нет и отстаивать свои границы».
Основные виды оценки себя детьми
Существует три основных вида оценки себя детьми.
Завышенная
Ребенок с завышенной самооценкой обычно очень уверенный в себе и самостоятельный. Он сам решает как поступить, не прислушиваясь к советам родителей.
С ним у родителей не возникает вопроса, как вселить уверенность в ребенка. Но неадекватная оценка сил в итоге приводит к неудачам.
Повышенная самооценка ничуть не лучше низкой
Заниженная
Заниженная самооценка встречается у маленьких детей намного чаще завышенной. Часто в этом оказывается виновата школа.
Младший школьный возраст — это период, в который самооценка ребенка сильно снижается. Сталкиваясь с первыми в своей жизни сложными задачами, школьник начинает сомневаться в собственных силах.
Подобная ситуация может повлечь за собой весьма нежелательные последствия. У ребенка начинаются проблемы со сверстниками, или он замыкается в себе.
В противном случае, в обозримом будущем родителям придется всерьез заниматься поисками ответа на вопрос, как поднять самооценку подростку.
Адекватная
Адекватная самооценка у детей — это редкость. Тем не менее, она встречается.
Такие дети отличаются активностью и коммуникабельностью. Им очень нравится учиться. Их не пугают сложные задачи. Но даже если их не удается решить, дети с адекватной самооценкой нормально воспринимают критику и принимают к сведению сделанные в их адрес замечания.
Как правило, такие детки становятся лидерами в коллективе, потому что они умеют заинтересовать своих сверстников.
Редкий ребенок оценивает себя адекватно
10 советов, которые помогут подростку поверить в себя:
Список достижений – ежедневно записывать в блокнот 5 хороших дел, которые сделал подросток за сегодня. Это не обязательно должны быть грандиозные дела. В список достижений можно внести, например, помощь бабушке на пешеходном переходе, уборку в своей комнате без напоминаний или сдачу теста на высший бал. Хвалите себя – так подсознание подмечает позитив и настраивает работу на добрую волну.
Разделяйте «шум» и полезные советы – каждый день подростка окружает много людей: сверстники, учителя, семья, друзья, знакомые и недоброжелатели. Кроме того, есть внутренний голос, который постоянно с вами. В череде такого шума и избытка информации можно запутаться. Люди любят давать советы, наставления, но они не всегда идут на пользу. Необходимо понимать, что есть «шум», а что тебе пойдет на пользу. Нужно решить для себя, какие слова полезны и справедливы, а какие тебе мешают и противоречат жизненным убеждениям. Во втором случае проще отойти в сторону и действовать так, как считаешь нужным. Научиться этому конечно сразу непросто, тут может помочь работа с психологом.
Уважай и люби себя – подросток склонен к самокритике. Но даже в такие моменты, не стоит забывать про уважение к себе. Когда негативные мысли зарождаются в голове, возьми блокнот, запиши все, что накипело (обидные слова, грубые замечания в свой адрес). В следующий раз при появлении подобных скажи «Стоп, я себя уважаю и не буду говорить с собой в таком тоне!». Глубоко вдохни и выдохни… Вспомни, сколько позитивного вокруг: «меня любят родители», «я побил свой рекорд на соревнованиях по бегу» или «своим решением я привел команду к победе». Используй эту технику каждый раз – выталкивая негатив из головы, в тебе остаются позитивные и добрые мысли.
Внутренний наставник – внутренний критик живет в каждом. А вот с Наставником сложнее. Научись поддерживать себя. Создай образ внутреннего Наставника, который будет тебя подбадривать. В роли помощника можно выбрать популярного актера, блогера, литературного героя или музыканта. Или, например, это может быть человек, которым ты восхищается. Когда критик начинает в тебе бушевать, спроси своего наставника: «Что ты думаешь по этому поводу?». Простой совет поднимет настроение и прогонит негатив.
Находи время на семью – не забывай проводить время с теми, кто любит тебя и принимает таким, какой ты есть – это твои родные. С друзьями конечно весело, но близкие дарят тебе бесценные эмоции безусловной любви.
Больше добрых дел – делая добро, чувствуешь себя полезным и нужным. Не знаешь с чего начать? Сперва можно просто выйти на улицу с большим пакетом и убрать мусор во дворе. Хорошее дело? Конечно. Или помогать приюту для животных – там всегда нужны лишние руки. Но не забывай о помощи родителям: помыть посуду, прибраться в комнате и пропылесосить –такие поступки обрадуют папу и маму в конце тяжелого рабочего дня.
Спроси совета у взрослого – если столкнулся с трудностями или просто нужно поговорить, найди взрослого, которому сможешь довериться. Выбери человека, с которым ты близок духовно – он тебя выслушает, попытается понять твои мысли и, возможно, даст полезный совет. Это может быть родственник, учитель или психолог.
Ценности в жизни – определи, что наиболее важно для тебя: семья, друзья, спорт, образование? Глядя на список, распредели свое время в порядке значимости. Ценности со временем могут меняться – это нормально
Не стесняйся задавать себе вопросы «Что для меня важно?», «Что я должен сделать, чтобы достичь успеха?».
Сочиняй мечты – воображение строит наше будущее. Придумай и запиши, а лучше нарисуй на бумаге, то, о чем мечтаешь. Такие мелочи вдохновляют на великие дела. Периодически просматривай список.
Читайте так же…
Действие успокоительного препарата Тенотен Детский
Действие успокоительного препарата Тенотен Детский
Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить
Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ
Приступы мигрени у детей
Примерно 10% людей страдает от мигрени
Поддерживайте в трудной ситуации
Когда эмоции улягутся и ребёнок будет готов обсудить ситуацию, важно вспомнить о первых правилах. Сначала нужно выразить свою любовь, выслушать ребёнка и только потом переходить к разбору проблемы
Пусть ребёнок знает, что всегда может на вас положиться, что вы выслушаете, даже если не согласитесь с ним.
Чтобы не навредить чрезмерной опекой и выгораживанием ребёнка, когда он виновен, важно отделять своё отношение к нему и его решениям. Любить и сочувствовать совершенно естественно для родителей
Однако оправдывать или брать на себя ответственность за его поступки не стоит.
Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок
Оставить заявку
Вопрос-ответ:
Почему важна самооценка ребенка?
Самооценка ребенка играет важную роль в его развитии и успешной адаптации в обществе. Когда ребенок имеет положительную самооценку, он чувствует себя уверенным, способным и ценным. Это помогает ему лучше справляться с трудностями, принимать решения, устанавливать и достигать цели. Кроме того, положительная самооценка способствует формированию здоровых отношений с другими людьми и развитию эмоциональной стабильности.
Как развить самооценку ребенка?
Существует ряд способов, которые помогают развить самооценку ребенка
Важно поощрять его достижения и успехи, давать ему возможность самостоятельно решать проблемы и принимать решения. Также полезно научить ребенка умению выражать свои чувства и эмоции, а также уважать и понимать чувства других людей
Важно поддерживать и поощрять ребенка, а не критиковать его ошибки. Регулярное общение с ребенком и проявление интереса к его жизни также способствуют развитию самооценки.
Какие последствия низкой самооценки у ребенка?
Низкая самооценка у ребенка может привести к ряду негативных последствий. Он может испытывать чувство неполноценности и неприятия себя, что может привести к развитию депрессии и тревожных состояний. Ребенок с низкой самооценкой может стать неуверенным, пассивным и избегать новых задач и вызовов. Он может испытывать трудности в установлении и поддержании отношений с другими людьми и иметь проблемы в школе. Низкая самооценка также может стать причиной поведенческих и эмоциональных проблем.
Какие признаки свидетельствуют о высокой самооценке у ребенка?
Высокая самооценка у ребенка проявляется в ряде признаков. Он может быть уверенным в своих силах и способностях, иметь позитивное отношение к себе и своим достижениям. Ребенок с высокой самооценкой обычно легко устанавливает и поддерживает отношения с другими людьми, он способен решать проблемы и справляться с трудностями. Также ребенок с высокой самооценкой обычно проявляет инициативу и самостоятельность, имеет позитивный настрой и чувство собственной ценности.
Если хвалить, то правильно
Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: “Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми…”. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.
Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги “Нестандартный ребенок” считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:
- За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
- Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
- Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
- Нельзя хвалить из жалости.
- Из желания понравиться.
Как повысить самооценку и уверенность в себе мальчику 7-8 лет
Адекватная самооценка — это успешность во всех его проявлениях: взаимоотношениях в коллективе, формировании семьи, на работе и т. д. В восемь лет формируется представление о себе и других, это обусловлено кризисом — ребенок приобретает социальный статус ученика, для него важна внешняя оценка его достоинств.
Важно! Чем больше преград и трудностей ребенок положительно преодолел, тем он увереннее в себе
Практические советы по формированию адекватной самооценки
Как поднять самооценку ребенку? Дети — это будущие взрослые, которых нужно поддержать в трудную минуту, похвалить, одобрить их поведение, тогда они вырастут уверенными в себе людьми, успешными и активными членами общества.
Копия родителей — начинаем работу с себя
Дети — отражение своих родителей, часто они копируют именно своих ближайших родственников. Нотки неуверенности родителей вполне могут передаться детям в виде тревожности и низкой самооценки, самоуважения. Нельзя сказать, что развиваться нужно только детям, работу над саморазвитием нужно проводить каждому взрослому.
Как правильно похвалить, поблагодарить, наказать
Как повысить самооценку и уверенность в себе ребенку? Похвалой можно не только улучшить, но и ухудшить положение вещей. Особенно если это лже похвала или похвала, не имеющая смысла.
Похвала
Хвалить можно и нужно, похвала «окрыляет» детей и дает установку становиться еще лучше, стремиться к успеху.
Хвалить нужно когда:
- выражается собственное мнение, подкрепленное аргументами;
- оказывает помощь друзьям, ближнему, младшим;
- проявляет оптимистический настрой;
- за мужество;
- за желание преобразить мир к лучшему;
- за доведение дел до конца.
Благодарить ребенка нужно для поднятия его достоинств и оценки происходящего. Даже взрослым необходимо иногда побыть ребенком и оказаться зависимым от младших. Интересоваться мнением детей, благодарить за оказанную помощь в пределах их сил нужно в ежедневной жизни.
Воспитывая детей, без наказаний вряд ли обойдется, но наказания никак не должны быть во вред здоровью или морально унижать.
Наказание
Наказывать нужно правильно:
- не вредя здоровью;
- если есть сомнения, лучше не наказывать;
- наказание должно быть не за счет любви, нельзя лишать теплых чувств;
- за один раз — одно наказание;
- не отнимать личных вещей;
- поздние наказания — лучше не наказывать вовсе, чем запоздало, иначе влечет за собой формирование комплексов;
- наказание — прощение, чтоб не было чувства вечно виноватого;
- отмена наказания — если инцидент исчерпан, отменяется наказание.
Важно! Никогда нельзя наказывать ребенка, если он больной или плохо себя чувствует, или же когда сами родители расстроены по каким-либо причинам!
Как сравнение с другими влияет на самооценку
Дети — уникальные создания, и каждый отличается своими достоинствами. У всех из них разный нрав, характер, темперамент, способности. Абсолютно каждый талантлив в чем-то своем. Задача родителей определить и подкрепить талант, но уж никак не сравнивать свое чадо с другими. Это пагубно влияет на психику и осознание собственного «Я», своих сил. Если постоянно сравнивать, то формируется низкая самооценка, тревожность, замкнутость. Ребенок может даже думать, что его не любят потому, что он не такой как другие, не достойный.
Сравнение с другими
Важно! Нужно любить ребенка таким, каков он есть, и помочь раскрыть его таланты
Как определить, что у ребёнка заниженная самооценка
Прочитайте фразы, по которым можно предположить, что у ребенка заниженная самооценка и он НЕ уверен в себе:
- У меня всё равно ничего не получится.
- Это бесполезно.
- Даже пробовать не буду.
- Я боюсь что-то сделать не так.
- Пусть другие решают.
- Какая разница, что я думаю.
- Я хуже, чем другие.
- Я не красивая / не умный / не интересная.
- Я уродина / я дурачок / я тупой…
Вот ещё ситуации, которые показывают, что ребёнку не хватает уверенности в себе и своих силах:
- Не умеет проигрывать, «психует», когда выигрывают другие.
- Быстро бросает начинания.
- Плачет, если у него что-то не получается;
- Боится и не хочет пробовать что-то новое.
- Сильно переживает из-за ошибок, корит себя.
- Стесняется и робеет при общении со взрослыми или детьми.
Как развить высокую самооценку у детей?
Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.
Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:
Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее
Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках
Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны
Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально
Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.
Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.
Почему школьник теряет уверенность в себе и имеет низкую самооценку
На мой взгляд, есть две причины низкой самооценки:
- одна из них связана с собственными суждениями человека о своей деятельности,
- другая порождается окружающими людьми.
Неудачи и неудовлетворенность результатами
Уверенность в себе школьнику придают победы, даже маленькие: первое место в конкурсе, высший балл за контрольную и т.д. А когда этого нет, уверенность в своих силах падает, а вместе с ней и самооценка.
Лучший пример — мой опыт, когда я еще был маленьким:
Что о достижениях ребенка думают другие люди
Самооценку, а с ней и уверенность в себе, школьнику формируют близкие люди: родители, родственники, учителя и т.д. Здесь может быть две крайности.
1. Нередко я сталкиваюсь с такой ситуацией, когда прихожу на первое занятие: родители при ребенке начинают говорить, что он глупый, что он тугодум и что у него ничего не получается. А сам ребенок стоит, опустив взгляд, и видно, что он верит в это.
Учителя также часто ведут себя не как взрослые люди, и в независимости от прогресса ребенка оценивают его плохо. В общем, ребенка просто постоянно подвергают критике самые близкие ему люди или люди с которыми он часто пересекается. Неудивительно, что у него будут проблемы с самооценкой.
2. Бывает и наоборот: ребёнка не ругают, но ставят перед ним слишком завышенные требования. «Ты должен учиться на пятерки, получить золотую медаль, выиграть пару тройку олимпиад и в конечном итоге получить нобелевскую премию!» — схема примерно такая. Это приводит к порой нереальным и неадекватным требованиям ребенка к самому себе.
Возможна ситуация, что ко всему этому добавляется еще и излишняя опека. В таком случае родители не просто требуют от ребенка результатов, но и, если их что-то не устраивает, идут разбираться сами с проблемой. То есть они не дают ребенку самостоятельно разобраться с проблемой. Это, в конечном счете, делает школьника не уверенным в своих силах.
Как дети становятся нарциссами?
Нарциссы — это дети, которых родители возносят на пьедестал. Такие родители убеждены, что их дети умнее и лучше, чем все остальные, и относятся к ним соответственно.
Нарциссы склонны к похвальбе и хвастовству, критикуют других, чтобы окружающие их любили и восхищались ими, но подобное поведение в конце концов оборачивается против них, отталкивая от них тех самых людей, которых они хотят привлечь на свою сторону. Что еще хуже, они редко обращаются за помощью для решения своих проблем. Быть может, потому, что не понимают, что нуждаются в ней.
Заметьте, нарциссизм начинает формироваться не раньше семи-восьми лет.
До этого возраста дети, конечно, могут вести себя как нарциссы, но их декларации из серии «я самый великий человек в мире» вполне соответствуют уровню их развития и не являются признаком того, что ребенок непременно вырастет в Дональда Трампа.
Как повысить самооценку у ребенка. Способы повышения самооценки
Основы самоопределения закладываются до трехлетнего возраста. Младенцы полностью открыты перед окружающим миром. Основной вид деятельности для малыша – познание. Похвала взрослых очень важна для них.
Она дает уверенность в собственных возможностях, в том, что мама или папа одобряют действия малыша, что нужно продолжать делать также.
Высокая самооценка
Высокая самооценка наблюдается в дошкольном возрасте, это естественно, дети учатся оценивать свои действия. Родителям надо только придать уверенности малышу, учить коммуникабельности, открытости, тактично высказывая замечания, создавать ситуации признания.
Если в дошкольном возрасте преобладает заниженное самоопределение, то возникнут трудности с повышением его в дальнейшей жизни.
Низкая самооценка
Если у ребенка низкая самооценка, то важно выяснить причины, почему у ребенка низкая самооценка, где родители допустили упущение. Возможно это высокие требования к ребенку, или наказание по пустякам, не умение находить с малышом общий язык, а также отсутствие времени проведенного вместе, мудрые разговоры с ребенком. Возможно это высокие требования к ребенку, или наказание по пустякам, не умение находить с малышом общий язык, а также отсутствие времени проведенного вместе, мудрые разговоры с ребенком
Возможно это высокие требования к ребенку, или наказание по пустякам, не умение находить с малышом общий язык, а также отсутствие времени проведенного вместе, мудрые разговоры с ребенком.
Объективно способны оценить себя младшие школьники
Формирование устойчивых убеждений происходит под влиянием родителей, педагогов, одноклассников. Дети сравнивают себя со сверстниками, успехи в учебе, наличие друзей, успех у противоположного пола.
Здесь важны справедливые высказывания родителей, не следует надевать ярлык неудачника на одаренного в какой-то одной области ребенка.
Очень важно мнение сверстников
Школьники среднего возраста умеют правильно оценить свои достижения, неудачи, черты характера. Они больше прислушиваются к мнению ровесников, чем к советам педагогов и родителей. Взаимоотношения с одноклассниками их интересуют больше, чем учеба.
Ситуации раскрывающие сильные стороны характера
Родителям важно умело создавать ситуации, способные раскрыть сильные стороны характера, поддержать интерес к учебе. Для повышения веры в свои возможности нужно разрешить подростку самому контролировать свое поведение, жесткое родительское управление способно лишь понизить его уверенность в себе. Для повышения веры в свои возможности нужно разрешить подростку самому контролировать свое поведение, жесткое родительское управление способно лишь понизить его уверенность в себе
Для повышения веры в свои возможности нужно разрешить подростку самому контролировать свое поведение, жесткое родительское управление способно лишь понизить его уверенность в себе.
Самокритика вредна
Старшеклассники отличаются неустойчивой самооценкой. Они слишком чувствительны к критике, ищут себя, переживают романтические чувства, недовольны внешностью.
Критические замечания родителей могут обернуться нежелательными последствиями, поскольку они слишком ранимы.
Вредна ли излишняя похвала?
Причиной завышенной самооценки является излишняя похвала. Не надо сравнивать подростков со сверстниками, дать возможность само выразиться.
Повысить самооценку и уверенность в себе помогут такие приемы, как общение на равных, просьба в помощи.
Теперь разберемся, что такое здоровая самооценка, и какие факторы могут влиять на развитие здоровой самооценки у ребенка.