Как укрепить связь с ребенком
Чтобы обеспечить ребенку надежную привязанность, надо разобраться, что ему нужно в разном возрасте:
- в младенчестве
- детстве
- подростковом периоде
- зрелом возрасте
Младенчество
На самом первом этапе, когда малыш воспринимает весь мир телом, а не только органами чувств, самое важное, что может дать родитель — это безусловное присутствие
Советую всем мамам стать слинго-мамами. У малыша нет понятий пространства и времени, он не может знать, что мама рядом, в соседней комнате, что она придет через 5 минут. Но он точно знает своим еще животным чутьем, что если мамы нет, то это опасно для его жизни. Поэтому он тревожится, боится, плачет, зовет. Это не капризы, это проявления витального страха за свою жизнь!
Старшее поколение женщин любит страшилки типа «не приучай к рукам, на шею сядет». В их сознании, если с ребенком быть ласковым, нежным, теплым, утешать его, прикасаться к нему, целовать, обнимать, приходить на помощь (читайте: проявлять любовь), это сделает ребенка слабаком, нюней, избалованным, капризным и несамостоятельным.
Фокус состоит в том, что в действительности все наоборот: вышеописанные проявления любви дают ребенку понять, что он хорош, любим, что мир безопасен, а мама всегда придет на помощь. Именно из таких детей вырастают уверенные в себе, эмоционально стабильные, психически зрелые люди с крепкой нервной системой.
Детство. Вот ребенок растет, и начинает «отходить от юбки», пробовать силы, проявлять характер. Очевидно и понятно, что большая часть его действий требуют контроля и помощи со стороны взрослого. Но это не значит, что ему надо запрещать пробовать. И что еще больше нельзя — так это не помогать.
Вот мальчик говорит «я сам» и пробует завязать шнурок. Он пробует 15 минут, мама хочет помочь, ребенок помощь отвергает. «Ну и делай сам!» — обиженно говорит мама и уходит.
У ребенка не получилось, но и помощь он не получил. Какой бессознательный вывод он может сделать? Что сам он не очень справляется, но и помощи ждать не придется (конечно, этот вывод формируется не за один эпизод с шнурком).
Подростковый период. Самое активное отделение от родителей. Физическое — дома его не застать — и эмоциональное — он сам все лучше знает, а вы (родители) «ничего не понимаете». Сложный период как для подростка, так и для родителя.
Он пройдет значительно легче, его надежную привязанность удалось создать на более ранних этапах. Для поддержания этой связи, родителям необходимо принимать, отражать и доверять подростку. На предыдущих этапах развития, ребенок убедился, что родители доступны, что они принимают его и поддерживают.
Теперь он не просто «отходит от юбки», он становится другим, иногда совсем не таким, каким привыкли видеть родители. Ему жизненно необходимо, чтобы родители подтверждали его изменения, чтобы принимали его новым.
Зрелость. В зрелом возрасте мы пожинаем плоды привязанности, которая сформировалась в наших отношениях с родителями. Если все этапы развития прошли гладко, и привязанность не нарушена, человек теперь знает: он хорош и любим, он ценен и дорог, есть люди, которые всегда помогут, он может меняться, он не один, не забыт и не брошен, даже если родителей уже нет в живых. Надежная привязанность переходит во внутренний план и экстраполируется на весь мир.
Люди с надежной привязанностью не боятся близких отношений во взрослом возрасте, не боятся быть зависимыми (речь о здоровой взаимозависимости) от партнера, не боятся быть уязвимыми в отношениях, они по-другому переживают разрыв. Всё потому, что в их сознании укоренена мысль, что несмотря ни на что, они хороши и любимы. Они могут быть в слиянии с партнером, не растворяясь и не теряя себя как личность. Эти люди больше открыты миру, чаще пробуют новое, легче относятся к критике, потому что бессознательно знают, что мир неплох. Надежная привязанность — это секретное оружие, заклинание, которое помогает человеку пережить любые трудности и при этом не разрушиться. Это самый ценный подарок, который могут дать родители детям.
Сейчас теория привязанности стоит в авангарде психологических изысканий. Больше нет сомнений в необходимости близких, теплых, доверительных отношений между людьми. Кажется, любовь, наконец, победила.
Грудное вскармливание вашего ребенка
Отцы часто говорят: “Мы собираемся кормить ребенка”. Грудное вскармливание, несомненно, семейное дело. Мы убедились, что наибольшую пользу вскармливание грудью приносит и матери, и ребенку в семьях, где муж и отец – хороший помощник. Преимущества грудного вскармливания для здоровья и развития ребенка громадны, однако благотворное его воздействие пока не получило должной оценки. Вот что при этом происходит: во время кормления высвобождаются гормоны пролактин и окситоцин. Эти “материнские” гормоны способствуют формированию того, что мы называем интуицией матери. В следующих главах вы узнаете, как гормоны, ответственные за образование молока, облегчают бремя материнства.
Совет 4. Отделяйте поддержку от контроля
Если всё время управлять жизнью ребёнка, он не проживёт свою собственную жизнь
В стремлении оказать поддержку важно не перегнуть палку и не стать навязчивым, тревожным и гиперопекающим родителем
Важно помнить, что ребёнок — это отдельная личность со своими жизненными ресурсами. Он уже справляется со своими задачами на нужном уровне. Мы влияем не на способ решения задач, а на количество ресурса, которое у него есть
Мы влияем не на способ решения задач, а на количество ресурса, которое у него есть
Ребёнок должен знать, что в любой момент может обратиться к родителям и получить всю необходимую заботу и внимание
Как правило, школьникам достаточно простых вещей: чтобы родители их выслушивали, не критиковали, не оценивали, не унижали и не оскорбляли. Отсутствие токсичного общения — это уже поддержка.
А вот отсутствие какого бы то ни было контроля вообще — не лучшая стратегия. Школьникам среднего и старшего возраста хочется чувствовать себя свободными, но в то же время ощущать ориентиры и чувствовать себя защищёнными. Это чувство как раз даёт родительская поддержка.
Займите позицию принятия без осуждения
Общим знаменателем болезненных ситуаций является желание изменить текущую реальность («Мне нужно, чтобы мой ребенок лучше учился в школе, совершенствовал навыки общения, был менее озабоченным, ел больше/меньше/лучше, не увлекался видеоиграми и соцсетями», и так далее). Авторы книги «Быстрое избавление от эмоционального расстройства» рекомендуют научиться мириться с реальностью, восприняв ее такой, какая она есть. Они выступают за формулу, известную как ACT: принять (accept), выбрать (choose), действовать (take action).
Применительно к вашим детям это может выглядеть так.
- Я принимаю то, что мой ребенок плохо учится/не имеет друзей/не умеет читать, и я считаю это частью его собственного пути.
- Я выбираю представление о себе как о спокойном, сопереживающем родителе, который всегда поддерживает сына/дочь.
- Я буду действовать, предлагая помощь, сосредоточившись на сильных сторонах своего ребенка, устанавливая ограничения, где это необходимо, и демонстрируя на собственном примере, как нужно принимать ситуацию и думать о самом себе. Кроме того, я буду обращаться за помощью к другим, если моему ребенку нужна будет помощь в любой области, где кто-то третий сможет помочь ему больше, чем я.
Принятие реальности — единственная альтернатива контрпродуктивным идеям вроде «я знаю, каким должен быть мой сын/моя дочь». Источник
Как правильно устанавливать контакт с детьми
Как установить контакт с ребенком, известно далеко не каждому родителю. Под психологическим контактом подразумевают желание и готовность общаться. Социализация ребенка начинается с 3 лет. Уже на этом этапе родители должны поддерживать с ним тесную связь.
Если речь идет об эпизодическом недопонимании, наладить контакт с ребенком можно, в прямом смысле встав с ним на один уровень. Равенство нахождения в пространстве говорит об одинаковой значимости собеседников. Не нужно начинать воспитательный процесс из положения сверху вниз.
Зная, как установить зрительный контакт с ребенком, можно избежать игнорирования с его стороны. Фразы, сказанные на одном уровне с ребенком, воспринимаются как совет, а не наставление. Эффективность этого приема можно повысить с помощью тактильных прикосновений. Нужно взять ребенка за руки или приобнять его. В этом случае разговор станет более душевным.
Как найти подход к ребенку в зависимости от его возраста
В поиске ответа на вопрос, как найти подход к ребенку, психологи рекомендуют ориентироваться на возраст. Каждая возрастная категория имеет определенные особенности.
Подход к детям в зависимости от их возраста:
В младенческом возрасте эмоциональную связь нужно налаживать через обоняние, осязание, слух и зрение. Родителям нужно чаще гладить и обнимать ребенка, говорить ему ласковые слова. Во время кормления нужно смотреть малышу в глаза. Эмоциональную связь также поможет сформировать совместное рассматривание картинок, чтение книг и разнообразные игры.
В возрасте от 1 до 3 лет ребенок старается подражать родителям
Именно поэтому важно следить за своим поведением. Сблизиться с ребенком поможет совместное времяпрепровождение. Родителям можно постепенно привлекать ребенка к домашним делам: вместе ухаживать за цветами, позволять нести пакет из магазина и т
д. В этом возрасте можно придумывать секретные знаки, играть в ролевые игры.
В дошкольном возрасте у ребенка может формироваться ревность по отношению к родителям. В этот период у него появляется чувство собственной важности. Чтобы наладить контакт с ребенком 5-7 лет, нужно уделять ему больше внимания. Для этого возраста характерно возвращение на более ранние этапы развития. Ребенок может часто проситься на ручки, проявлять слабость и требовать кормить его с ложки. Для поддерживания эмоциональной связи очень важно выполнять эти желания.
Родителям нужно уметь найти подход и к ребенку младшего школьного возраста. В этом возрасте важно доверять своему чаду. Можно разрешить ему приготовить семейный ужин или доверить выбор мебели. Вместе с этим стоит с уважением относиться к увлечениям малыша и чаще интересоваться его переживаниями.
Чтобы наладить контакт с подростком, необходимо чаще практиковать активное слушание. Кроме того, родителям стоит быть на стороне ребенка при наличии внешней угрозы. В этом возрасте нужно научить формировать и отстаивать свою точку зрения.
Родителям можно постепенно привлекать ребенка к домашним делам: вместе ухаживать за цветами, позволять нести пакет из магазина и т. д. В этом возрасте можно придумывать секретные знаки, играть в ролевые игры.
В дошкольном возрасте у ребенка может формироваться ревность по отношению к родителям
В этот период у него появляется чувство собственной важности. Чтобы наладить контакт с ребенком 5-7 лет, нужно уделять ему больше внимания
Для этого возраста характерно возвращение на более ранние этапы развития. Ребенок может часто проситься на ручки, проявлять слабость и требовать кормить его с ложки. Для поддерживания эмоциональной связи очень важно выполнять эти желания.
Родителям нужно уметь найти подход и к ребенку младшего школьного возраста. В этом возрасте важно доверять своему чаду. Можно разрешить ему приготовить семейный ужин или доверить выбор мебели. Вместе с этим стоит с уважением относиться к увлечениям малыша и чаще интересоваться его переживаниями.
Чтобы наладить контакт с подростком, необходимо чаще практиковать активное слушание. Кроме того, родителям стоит быть на стороне ребенка при наличии внешней угрозы. В этом возрасте нужно научить формировать и отстаивать свою точку зрения.
Справляйтесь со своим стрессом
В опросе, проведенном в конце 1990-х годов, дети и подростки сообщили, что больше всего они хотели бы, чтобы их родители были счастливее и меньше испытывали стресс. И это было до повсеместного распространения смартфонов — тогда темп жизни не был таким безумным, как сегодня. Как говорится в пословице: «Мы счастливы настолько же, насколько счастлив наш самый несчастный ребенок». То же самое относится и к детям: они чувствуют стресс и несчастье родителей.
Так что замедлите темп. Займитесь физическими упражнениями. Высыпайтесь. Подумайте о том, чтобы освоить медитацию, если вы еще не занимаетесь ею. Один подросток, практикующий трансцендентальную медитацию со своей семьей, сказал, что, по его опыту, «медитация успокаивает ум и маму». Его мама гораздо лучше обеспечивает успокоительное присутствие дома с тех пор, как стала регулярно заниматься медитацией.
Совместное целеполагание
Помогая ребенку ставить цель, вы вовлекаетесь в его жизнь. Даже на своем уровне ребенок может поставить большую цель, а с вашей поддержкой он ее обязательно достигнет. Выходя на детскую площадку, у моего 6-ти летнего ребенка не получалось проходить по горизонтальной лестнице, перешагивая по ее «ступеням» руками. Руки казались слабыми… Как только ребенок зависал на первой «ступеньке», ему не хватало сил перейти на следующую, и он тут же спрыгивал. Я поняла, что моя помощь необходима.
Мы решили, что научиться управляться с этой лестницей станет его целью №1. Каждый раз, находясь на детских площадках, моя дочка выискивала данный «тренажер» и тут же принималась на нем тренироваться. Долгое время ничего не выходило… Однако через некоторое время она смогла переместить руку на одну ступеньку, затем на две, три, а сейчас она свободно проходит горизонтальную лестницу из 8-9 ступенек. На каждом этапе у моей дочки была самая мощная группа поддержки — ее мама! Достигнув цели, она поняла, что цель состоит из маленьких ежедневных шагов, выполняя которые, обязательно придешь к лучшему результату.
Важность телесного контакта с новорожденным
Последние годы в нашей стране стали повсеместно практиковать ранний контакт «кожа к коже». Первоначально такой подход использовался для увеличения шансов успешного кормления грудью. В ходе экспериментов было установлено, что у матерей, кому сразу после родов на грудь клали их новорожденных детей, вырабатывалось больше гормона окситоцина, который принято считать гормоном счастья и привязанности. Параллельно усиливалась выработка гормона пролактина, способствующего лактации.
Все эти события, происходящие на биохимическом уровне, сопряжены с сильнейшими эмоциями от знакомства, от осязания своего малыша! После девяти месяцев вынашивания, мама, наконец, встречается со своим ребенком, может потрогать его, погладить, поцеловать. Именно в эту секунду привязанность, появившаяся еще во время беременности, становится еще более очевидной.
Подстраиваемся под возраст
Это – первое, о чем нам нужно думать, стремясь побыстрее уложить своего ребенка спать. Ведь в разном возрасте рычаги управления детским сном зависят от того, на какие, собственно, «кнопочки» нужно нажимать:
- Новорожденные детки чрезвычайно чувствительны ко всем впечатлениям. А их на ребенка сыплется ежедневно огромное количество;
Притом, что нервная система грудничка еще не в состоянии сама гасить эмоции в нужное время.
- Это – одна из главных причин, почему младенцы постоянно спят: их мозг восстанавливается от накопленных переживаний (было шумно, много людей, яркого света, громких звуков; малыша весь день тискали, возможно, он попал в незнакомую обстановку, и т.д.) (читайте по теме: Сколько должен спать ребенок в 1 месяц?>>>);
- К тому же, в этом возрасте грудничок еще не может перестроиться с тех ощущений, которые испытывал внутри мамы: теснота, постоянный монотонный шум, постоянное движение, полутьма, постоянное ощущение мамы: ее голоса, сердца, дыхания.
- Примерно с полугодовалого возраста ребенок начинает активно развиваться и физически, и умственно. Он начинает поворачиваться, сидеть, вставать, гулить, ползать, узнавать родителей, познавать окружающий мир (читайте, что должен уметь ребенок в 6 месяцев?>>>);
Перевозбудиться при всем этом легче легкого. А уложить ребенка потом будет весьма непросто. Но, с другой стороны, для растущего непоседы все это гораздо интереснее, чем просто «отрубиться» и потерять несколько часов.
Интересно! Не случайно в соцсетях можно встретить фото уснувших «как попало» детей старше 6 месяцев с подписью: «малыши не спят – они подзаряжаются». От истины это не далеко.
Будьте доступными для своего ребёнка
Можно проводить качественное время с детьми, где и когда угодно. Вы сможете найти разные возможности для этого, если ваш ребёнок будет знать, что к вам всегда можно подойти с вопросом, проблемой, идеей для игры и т.д.
Как качественно проводить время с ребёнком? Практические примеры
Фото Pexels
Существуют разные варианты совместного досуга с детьми, которые помогут наладить с ними эмоциональный контакт на долгие годы.
1. Соберитесь за столом всей семьёй
Ужинайте вместе как можно чаще. Если в будние дни это не получается, попробуйте собраться всей семьёй за завтраком на выходных.
2. Разделите домашние дела
Когда вы идёте покупать продукты или наводите порядок в шкафу, попросите детей присоединиться к вам. Таким образом, у вас будет возможность поговорить, к тому же они получат ценные жизненные навыки.
3. Запланируйте индивидуальное время
Регулярно проводите время с каждым из ваших детей наедине. Вы узнаете о них больше и получите удовольствие от содержательных бесед, которые иначе вы могли бы пропустить.
4. Путешествуйте вместе
Фото Pexels
Будь то семейный отдых или поездка на футбольную тренировку — и то и другое даёт вам возможность поговорить с ребёнком, пока вы находитесь на пути к месту назначения. Общайтесь друг с другом и позвольте беседе течь естественно.
5. Волонтёрство всей семьёй
Помогая другим, вы можете стать ближе к своим детям. Окажите помощь тем, за кого вы вместе с ребёнком больше всего переживаете. Например, вы можете найти центр помощи бездомным животным у вас в городе.
6. Фотографируйте
Ничто не заменит живое общение, но обмен фотографиями также может помочь вам оставаться на связи. Отправляйте друг другу забавные или движущиеся картинки, с которыми вы сталкиваетесь в течение дня. Создайте альбом, который вы сможете просматривать вместе.
7. Поддерживайте связь с ребёнком ежедневно
Даже если вы работаете далеко от дома и видите своего ребёнка всего несколько часов в день на протяжении недели, качественное время окупается, если вы последовательны.
Возьмите за привычку болтать со своим чадом около 15 минут, когда придёте домой или перед сном.
Используйте свободное время, чтобы построить позитивные отношения со своим ребёнком и дать ему прочную основу для того, чтобы стать счастливым и успешным взрослым.
Наслаждайтесь моментами, которые вы проводите вместе, и создавайте воспоминания, которые будут вам небезразличны.
Поддержка позиции ребенка
Насколько часто встречается ситуация, когда родители считают своего ребенка виноватым во всем, что с ним происходит! Думаю, что фразы «так тебе и надо!», «будешь знать в следующий раз!», «сам виноват!», знакомы каждому. Однако такая позиция отдаляет нас от наших детей, дети закрываются, перестают нам доверять секреты, рассказывать то, что с ними происходит. Вместо подобных реакций постарайтесь занять сторону своего ребенка — во время разговора с учителем, на школьном собрании, при общении с родителями друзей ребенка. Это вовсе не значит, что вы не будете разбираться в ситуации, просто смените базовую позицию, не поддаваясь эмоциям. Также помните, что пока ребенок маленький, репутацию ему создают родители. Поэтому никогда не обсуждайте с посторонними людьми своего ребенка в негативном ключе, тем более при нем самом. Это семейные дела, которые стоит обсуждать только в узком кругу.
Больше полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на .
Особенный персонаж
Дети нередко становятся буквально глухими к просьбам и замечаниям, особенно тем, которые вы безнадежно повторяете по многу раз. В таких ситуациях может прийти на помощь неожиданный гость: это может быть мягкая игрушка или любимая кукла, или вырезанный из картона сказочный герой
От лица персонажа родители выстраивают контакт с ребенком, овладевают его вниманием и уговаривают прислушаться
Выбрав игрушку, используйте ее нечасто, чтобы ее появление всегда воспринималось всерьез. Обязательно убирайте героя в особое недоступное место, чтобы ребенок привык, что персонаж появляется в определенных ситуациях, к примеру, перед сном или когда нужно убрать игрушки.
С такими героями можно соревноваться, кто быстрее поест и ляжет в кровать, кто лучше почистит зубы, кто больше поможет маме по дому.
Особенный персонаж
Привязанность у взрослых. Диагностика
Итак, проблемы во взаимоотношениях между партнерами в браке также определяются стилем привязанности, сформированном в раннем детстве. Чтобы определить, к какому из четырех типов (надежный — ненадежный, либо отвергающий – боязливый) будет тяготеть взрослый человек в близких взаимоотношениях, проводится тест.
Диагностика типа привязанности у взрослых сначала проводилась благодаря тесту: «Опросник отношений», созданный теми же психологами-исследователями С. Хазаном и Ф. Шейвером.
Но в 1998 году разработан новый тест на основе идеологии К. Бартоломью и Л. Горовиц. Сейчас используется опросник, наподобие того, который был актуален в 1998-м. Он состоит из двух шкал отображающих уровень тревоги и стремление к избеганию в отношениях. Состоит тест из 38 вопросов.
Учитесь понимать сигналы, подаваемые ребенком, и правильно откликаться на них
С первых дней вам придется учиться узнавать, чего хочет ваш малыш в той или иной конкретной ситуации. Вам будет нелегко, вы можете запаниковать и решить, что вы – плохая мать.
Не волнуйтесь! Ребенок сам поможет вам. Раньше специалисты считали, что дети играют пассивную роль в общении с родителями. Теперь мы знаем: ребенок активно формирует ответное поведение родителей и вот каким образом. Реакции детей стимулируют родительские чувства, родителей неодолимо тянет к малышу; язык сигналов, подаваемых ребенком, так понятен, что его нельзя не усвоить. Одни сигналы невозможно не заметить (если малыш плачет, улыбается, тянется к вам), другие едва различимы (его поза, то, как он смотрит). Все родители, а особенно матери, обладают интуицией, которая помогает распознать сигнал, подаваемый ребенком, и откликнуться на него. Подобно схеме, состоящей из передатчика и приемника, мать и ребенок опытным путем настраиваются на связь до тех пор, пока прием не станет отчетливым. Время установления хорошей связи у разных пар существенно отличается. Некоторые дети подают более отчетливые сигналы, а одни родители превосходят других в умении распознавать эти сигналы. Но хорошая связь так или иначе устанавливается. Это произойдет быстрее, если вы будете открытыми и готовыми откликаться. Даже случайная “неправильная” реакция (например, вы начинаете кормить ребенка, который хотел только, чтобы его взяли в руки) лучше, чем отсутствие реакции, потому что побуждает ребенка продолжать общаться с вами.
Берите малыша на руки, когда он плачет. Как ни просто это звучит, многих родителей уверили, что они должны оставлять детей плакать, потому что нельзя поощрять “плохое” поведение. Но новорожденные не могут вести себя “плохо”; они просто выходят на связь единственным возможным для них способом. Вообразите, каково было бы вам, если бы вы полностью лишились способности координировать движения – вы не можете ничего делать для себя сами, а ваши призывы о помощи остаются без ответа. Ребенок, плач которого не замечают, не становится “хорошим” (хотя он может стать тихим); он лишается желания проявлять инициативу и привыкает к тому, чего бы вам совсем не хотелось: смиряется с тем, что его не поймут и потребности не удовлетворят.
Человеку постороннему легко советовать не обращать внимания на плачущего ребенка. Если только такой советчик не обладает повышенной чувствительностью, его собственное самочувствие не пострадает. Давайте немного поэкспериментируем. Плач малыша в прямом смысле действует вам на нервы. Если к груди кормящей матери прикрепить датчики для измерения кровотока, мы увидим следующее: заплакал малыш – и кровоток в груди матери усилится, она почувствует непреодолимое желание взять ребенка на руки и успокоить его. Плач вашего ребенка – могучее средство связи, предназначенное для обеспечения его выживания и развития. Не оставляйте плач без внимания.
Если вы незамедлительно откликаетесь на призывы вашего ребенка в первые месяцы его жизни, значит, между вами образовались прочные связи. Через какое-то время вы начнете реагировать с некоторым промедлением, и постепенно ваш малыш научится ждать и перестанет пользоваться плачем как средством связи, он начнет помогать себе сам
Важность установившегося взаимопонимания вы оцените в будущем, когда малыш подрастет, и у вас появятся более сложные проблемы, чем кормление и укладывание спать
Когда эмоциональный контакт с малышом не устанавливается
Девять месяцев вы ждете встречи с малышом, его появление на свет планировалось вами задолго до волнующего известия о беременности. Еще до ее наступления вы пересмотрели свои привычки и образ жизни, начали придерживаться принципов здорового питания, занялись спортом и обучились техникам расслабления после насыщенного трудового дня. Вы упорядочили свою жизнь, в ней все идет по плану, и ребенок — естественное развитие событий в жизненном сценарии.
Скоро вы станете родителями. Пути к этой точке на карте жизни у пар могут быть разными, но в любом случае после нее мужчина и женщина будут другими. И готовились вы к этому или нет, вы знаете, что в момент появления малыша на свет ощутите огромную любовь к ребенку.
Но иногда этого не происходит. Родители испытывают психологический дискомфорт из-за того, что они больше не могут заниматься привычными видами деятельности: им нужно стирать ползунки, менять подгузники и изучать информацию о воспитании детей.
Что делать родителям, которые чувствуют себя слишком уставшими, чтобы ощущать любовь и нежность к ребенку? Как справиться с возникающим в этот момент чувством вины? Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.
Связь между матерью и младенцем обеспечивает последнему выживание, защиту, заботу и уход.
• Привязанность может сопровождать детско-родительские отношения с первой минуты появления малыша на свет, а может проявиться лишь со временем, как результат практики родительства в процессе ухода за ребенком, совместной деятельности и общения с ним. В результате кроха растет в атмосфере принятия и эмоциональной поддержки от родителей, а они, в свою очередь, переживают опыт полноты самореализации и самозавершенности.
• Наблюдения психологов за семьями показали, что младенцы, демонстрировавшие в раннем детстве сильную эмоциональную привязанность к родителям, вырастали в самостоятельных и независимых детей. Глубокая ранняя связь с мамой и папой необходима ребенку и как этап психологического созревания, и для выстраивания собственных привязанностей во взрослой жизни. Которые он реализует в том числе и заботясь о своих престарелых родителях.
• Психологи говорят, что, если детям не удается сформировать эмоциональную связь со взрослыми до возраста 4 лет, высока вероятность того, что у них будут проблемы во взаимоотношениях позже, в том числе и с установлением контакта с собственным потомством.
• Причины могут быть разными: и неразрешенные эмоциональные проблемы в прошлом, и неспособность справиться с уровнем родительской ответственности и перечнем обязанностей, и послеродовая депрессия (она встречается и у женщин, и у мужчин). В последнем случае родителю необходима не только поддержка семьи, но и профессиональная психологическая помощь.
• Каковы бы ни были причины эмоциональной отстраненности родителя, это состояние требует пристального внимания, поскольку накладывает отпечаток на внутрисемейные отношения и влечет за собой некоторые неблагоприятные последствия.
Точечный массаж для поднятия иммунитета по методике Уманской
Массаж прост и эффективен, не имеет противопоказаний. Исследования, проведённые А.А.Уманской показали, что при использовании точечного массажа в организме происходит саморегуляция выработки целого ряда биологически активных веществ: интерферона, комплемента, лизоцима и д.р Массируют следующие точки.
2 – В центре яремной впадинки грудины
3 – В желобке в месте схождения надбровных дуг
Симметричные точки:
4 – На уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края грудинно-ключично-сосцевидной мышцы
5 – У переднего края хряща ушной раковины, на уровне межкозелковой вырезки
6 – На середине расстояния между носогубной складкой и серединой крыла носа
8 – В углублении, образованному затылочной костью, ближе к позвоночнику
Массировать точки нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца вращательными движениями по часовой стрелке и против, по 4-5 секунд в каждую сторону. Начинать массаж с легкого нажима, постепенно усиливая интенсивность воздействия. Массаж рекомендуется проводить ежедневно, а после контакта с больным ОРЗ или при появлении первых признаков заболевания проводят так называемый клюющий массаж. Для этого вращательным движением надавливают на точку до появления легкой болезненности 2 секунды, затем на 1 секунду, палец отрывают от кожи и затем опять надавливают 1-2 секунды.
На точку 7 можно положить кусочек лука или чеснока, закрепить пластырем. Держать несколько часов.
Не используйте иммуностимулирующие препараты (интерферон, виферон, тимоген и др.) без предварительного иммунологического обследования ребенка. Обычно врач назначает иммунологическое исследование крови, которое позволяет обнаружить дефектное звено, после чего назначается лечение. В противном случае, можно только усилить нарушение баланса в иммунной системе ребенка.