Почему ребенок не говорит в год — изучение проблемы

Какие существуют методики развития речевого аппарата?

Выбирая методику для обучения крохи, помните, что этот процесс не должен утомлять ребёнка, в противном случае методика будет малоэффективной.

Чтобы развить у крохи логический и образный тип мышления, следует использовать игры, которые помогают усваивать новые знания. Для таких игр можно использовать разные геометрические фигуры, головоломки и карточки.

Какие существуют типы речи?

Речь делится на две группы:

  • активная — малыш говорит сам;
  • пассивная — кроха понимает о чём говорят другие.

В первую очередь появляется пассивный тип речи, а только потом активный. Чтобы малыш плавно перешёл от пассивной к активной речи, следует создать следующие условия:

  • Общение с малышом должно быть тёплым и эмоциональным. Старайтесь разговаривать ласковым тоном, так, вы не только передаёте свои эмоции, но и готовите малыша к речевой деятельности.
  • Как можно больше разговаривайте с ребёнком, он должен слышать правильную и грамотную речь.
  • Включайте для прослушивания разные песни или читайте сказки, со временем малыш начнёт копировать услышанные звуки.
  • Всегда сопровождайте предметную деятельность какими-либо фразами. К такой деятельности относится игра. Показывая игрушку, говорите её название со временем малыш начнёт их запоминать.

Как научить ребёнка говорить?

Главное правило гласит, что с малышом нужно как можно больше разговаривать. Во время выполнения каких-либо действий с ребёнком старайтесь компенсировать и ловить заинтересованный взгляд вашего чада.

Обратите внимание на то, что ваше взаимодействие с малышом и комментарии не должны быть исключительно звуковыми, сопровождайте вашу речь жестами, прикосновениями и другими движениями. Например, ребёнок лучше запомнить слово «кубик», если вы ему его покажете и дадите подержать в руках

Обучая малыша какому-либо слову, старайтесь употреблять его в разных ситуациях и сочетаниях с другими словами. Например, если вы учите слово «каша», то покажите малышу её в виде крупы, потом дайте попробовать, скажите, что кашу следует варить и пр. Таким образом, больше шансов того, что кроха запомнит слово и со временем начнёт его произносить.

Для большего эффекта можно рассматривать картинки, на которых изображается предмет, название, которого вы изучаете.

11 месяцев: спросите у меня

Ваш малыш уже сидит, ходит, стоит самостоятельно. Свободно перемещаясь по квартире, продолжает знакомство с окружающим пространством. Все взрослые в доме, конечно, пользуются каждой возможностью поговорить с малышом, стараются с чем-то познакомить, чему-то научить, и он быстро учится показывать знакомые вещи, появляются первые обобщения: вот глазки у куклы, а вот — у собачки, а вот — у зайки, а вот — у меня! Уже получаются слова: “мама”, “папа”, “баба”, “мяу”, “дай” и другие. Слово “мама” обычно появляется первым, и это не удивительно, ведь мама больше всех уделяет внимания малышу.

Поиграйте с малышом в “Волшебный мешочек”. Для этого соберите в мешке (не из-под картошки, конечно) несколько игрушек: кукла, домик, самолетик, котик, машинка. Их и словом легко обозначить, и как-нибудь обыграть тоже. Покажите из мешка голову котика и спросите ребенка, кто это. Услышав ответ, попросите позвать кота и заодно вспомнить, как кот кричит, что он ест и т.д. Дети очень любят эту игру и с удовольствием в нее играют.

Очень полезны игры с сюжетными игрушками, когда вы выбираете пару игрушек, которые можно связать по смыслу (кукла и кроватка, машинка и гараж, собачка и миска).

Проговаривая все свои действия, вы вместе с малышом обыгрываете ситуацию, в которой участвуют игрушки.

Ребенку уже доступно понимание простых вопросов. Понимание это вам нужно развивать. Можно делать это так: вы задаете вопрос: “Где печенье?”, затем показываете это самое печенье. За один раз задавайте не больше одного вопроса! Постоянно показывайте и объясняйте ребенку свои действия, причем делайте это не строгим тоном, а естественно и доброжелательно, не боясь неоднократных повторений. Малыш охотно включается в игру, если видит, что мама искренне заинтересована и действительно хочет играть.

Если вы сядете рядышком на диване и будете вместе рассматривать яркие картинки, называя их, и при этом малыш будет сам переворачивать страницы, вы не только дадите ребенку урок развития речи и мышления, но и подарите ему радость общения с близким человеком. А от любви и тепла еще никому не было плохо.

Учим говорить маленького ребёнка до года: не рано ли?

Развивать речь ребёнка можно и нужно уже в грудном возрасте. В педиатрии этот период именуется доречевым. Когда малыш с помощью органов чувств получает сведения об окружающем мире, возникает и мотивация для первых слов. Поэтому задача родителей — развивать у младенца зрительный, слуховой и тактильный анализатор.

Глазки крохи должны постоянно наблюдать вокруг интересные красочные предметы. Например, это мобиль в кроватке с вращающимися зверюшками, погремушки и прочие игрушки различной структуры. Помимо созерцания, ребёнок обязательно должен трогать эти вещи ручками.

Приблизить первые слова грудничка поможет развитие его слухового, зрительного и тактильного анализатора

Но гораздо более важная составляющая успеха — непрерывное общение с ребёнком. Причём речь идёт не о привычном многим сюсюканье, словесном восхищении от красоты своего чада. Реплики должны быть содержательными — когда мама проговаривает, комментирует словами все свои действия как можно подробнее (например, «мама варит кашу», «какая красивая кастрюля», «какая кашка вкусная», «сейчас ты будешь есть кашку» и т. п.). При этом фразы не должны быть «сухими» — говорить нужно полными предложениями, использовать больше прилагательных, глаголов.

Варианты общения также могут быть следующими:

  1. Рассказывать малышу о своих ближайших планах («Сейчас я поглажу твои распашонки, и мы пойдём гулять»).
  2. Задавать крохе вопросы и самой же на них отвечать («Какие ползунки ты хочешь одеть на прогулку? Наверное, вот эти, сейчас мы их и наденем»).
  3. Ближе к году уже можно практиковать простейшие речевые игры (на вопрос всё ещё отвечает сам взрослый):
    • мама называет разные слова, и когда говорит о чём-то съедобном, громко восклицаем «Ам!» и делает вид, что хочет укусить малыша. После нескольких таких игр, возможно, он и сам будет отвечать «Ам!»;
    • игра в звукоподражания. Мама спрашивает у ребёнка: «Как кричит кошечка?» (собачка, лягушка, ослик и т. д.). Затем сама отвечает, причём как можно более весело и эмоционально. Наверняка грудничок будет смеяться в ответ и рано или поздно сам начнёт издавать характерные звуки;
    • игра «Где находится предмет?». Мама спрашивает у крохи о местоположении какой-нибудь вещи и опять-таки сама отвечает на свой вопрос (например, «где же бутылочка — вот она»).

Самое главное — непрерывное общение с грудничком, и не важно, что пока он не может словесно ответить маме

Если вы хотите, чтобы ваш грудничок быстрее заговорил, отучайте его от соски

Обязательно (буквально с рождения) нужно читать малышу детские книжки, демонстрируя при этом крупным красочные картинки. Конечно же, первое время ребёнок не будет понимать смысла текста, но зато он будет слышать голос родного человека и живую образную речь.

Читать книжки можно и нужно едва ли не с рождения

Также полезно петь песенки, например, колыбельные, рассказывать простые, стихи потешки. Если же мама не умеет петь, на помощь придут покупные диски.

Уже в грудном возрасте следует массировать крохе кисти рук, пальчики. Это стимулирует мелкую моторику, которая напрямую связана с речевым развитием. Ближе к году можно предлагать игры с мукой, манкой — погружать туда игрушку и предлагать малышу её найти.

Для развития речи с раннего возраста нужно стимулировать мелкую моторику — массировать пальчики рук и кисти малыша

В результате таких систематических занятий, вероятно, уже после полугода грудничок скажет свои первые простые слова («мама», «дай» и пр.).

Как помочь крохе быстрее заговорить

При должной поддержке каждый человек способен на многое в своей жизни. Хорошей, грамотно поставленной речи необходимо будет учиться, но непоколебимый позитив и вера поможет вашему малышу быстрее справиться со всеми трудностями!

Упражнения

Итак, вы можете:

  • Уделять время чтению. Достаньте с полки книгу с коротким сюжетом и яркими иллюстрациями и проведите вечер в компании своего ребёнка! Не бойтесь повторять один и тот же текст несколько раз, ведь именно такой подход позволит словам и выражениям прочно закрепиться в памяти.
  • Включить песни и весёлую музыку. Чтобы улучшить слух и восприятия слов ребёнку нужно почаще слышать музыку в доме. Старайтесь больше включать активных и мелодичных композиций, параллельно развивая слухо-моторную координацию.
  • Активно комментировать свои действия. Найдите золотую середину, чтобы успеть послушать малыша, а также рассказать ему о повседневных делах. Говорите ему обо всем, от важных событий вплоть до приготовления ужина.
  • Использовать простые и короткие фразы. Дети учатся у взрослых, старательно копируя их действия. Когда вы активно жестикулируете, то учите ребёнка лучше понимать смысл слов. Но не забывайте также, что малышу ещё будет трудно вникать в длинные фразы, поэтому первое время лучше ограничиться чем-то простым, к примеру, «принеси игрушку», «садись за стол» и так далее.

Благоприятные условия для развития речи

Если не брать во внимание случаи органических поражений центральной нервной системы, органов зрения и слуха или физиологических особенностей строения речевого аппарата, развитие речи проходит по указанным ступенькам при выполнении нескольких условий:

  • создание развивающей речевой среды;
  • накопление пассивного словарного запаса;
  • поощрение речевой активности малыша.

Создание развивающей речевой среды начинается с организации такого пространства вокруг ребенка, которое будет давать поводы для его собственной речевой активности и речевого взаимодействия ребенка и взрослого. Это книги, игрушки, плакаты, фотографии, картинки, статуэтки, панно, да даже узор на обоях — все, о чем маме может быть интересно день за днем рассказывать малышу.

Прекрасным накопительным эффектом обладает чтение потешек, пение песенок во время режимных моментов. Простые тексты с особой ритмикой не только организуют привычные процедуры умывания, одевания, приема пищи, засыпания, но и прочно закрепляются в памяти малыша за счет многократного повторения. Ежедневное использование потешек, стихотворений, песенок во время этих процедур, да не дежурное бормотание, а яркое и выразительное эмоциональное чтение с подчеркнутой артикуляцией вскоре будет вознаграждено сначала узнаванием названий частей тела, предметов одежды и домашнего обихода, а вскоре и появлением этих слов в активной речи ребенка.

К другим способам пополнения пассивного словарного запаса можно отнести чтение ребенку и разговоры с ним по любому поводу.

Ребенку нужно время, чтобы переработать полученные впечатления, самостоятельно поиграть, отдохнуть, прислушаться к звукам за окном и к звукам тишины тоже

Так что в развитии речи, как и в других сферах развития, важно не бросаться из крайности в крайность и соблюдать меру в использовании даже самых полезных, на первый взгляд, занятий и методик

Когда ребёнок начинает произносить первые слова?

Начиная с 1 года малыш начинает активно передвигаться по дому, тем самым получая новый опыт. Полученный опыт отражается на речевом развитии.

Зачастую первые слова кроха произносит в период с 9,5 месяцев до 1 года 6 месяцев. Чаще всего первые слова — это то, что он чаще всего слышит — папа, мама, баба или же дядя.

Особенности речевого обучения малыша с полугода до 1 года

В 6 месяцев малыш знает свои имя и поворачивает голову, если его произносят. Специалисты во время игры рекомендуют задавать вопросы, которые бы подталкивали малыша сказать название игрушки, которой он играет. Всегда отвечайте на его лепет и постепенно учите его произносить короткие слова, которые состоят из нескольких слогов.

Период с 8 до 9 месяцев — это лучшее время, чтобы обучить кроху имитировать звуки разных животных. Показывайте все на своём примере.

Очень часто для развития речевого аппарата используют игру, в которой нужно показать часть тела и назвать её.

Особенности развития речи у детей от года до 2 лет

То как быстро ребёнок научится говорить напрямую зависит от того, как часто родители с ним разговаривают. В возрасте 1 года дети уже не только понимают, что к ним обращаются, но и умеют говорить короткие и простые слова. По мере того как кроха начнёт ходить, его словарный запас начнёт увеличиваться.

Для эффективного развития можно использовать следующие игры:

  • Игры, которые способствуют развитию интонации. Например, перед ребёнком можно поставить игрушечного льва и кота, и дать задание, что он мяукал как кот, а потом рычал, как лев. Это упражнение хорошо способствует развитию голосового тембра, а также оно учит быстро менять интонации.
  • Попросите малыша назвать и показать какие у него есть игрушки. Это отличное упражнение не только для развития речевого аппарата, но и для памяти.
  • Рассматривая с ребёнком картинки в книжке, попросите его сказать, чем занимается тот, кто изображён на картинке, и что он ещё видит.

Как научить кроху говорить простыми предложениями?

Обратите внимание на то, что связная речь формируется только к 3 годам. Чтобы детки начали говорить предложениями, родителям самым нужно говорить простым предложениями

Просите малыша описать, то что он делать или что делают другие. Показывайте ему пример, пусть он по первому повторяет за вами простые предложения. Старайтесь играть в такие игры, которые предполагают прямую речь малыша.

Четыре основных совета, которые помогут развить речь у ребёнка

Полезными будут занятия артикуляционной гимнастикой. Такие упражнения можно делать даже с младенцами

Обратите внимание на то, что такие занятия будут максимально полезными до того времени, пока малыш не научится чётко говорить.
Внимательно слушайте, то что хочет сказать ваш ребёнок. Дайте ему обратную реакцию ответной фразой

Активное слушание нужно для того, чтобы поправляли малыша во время речи, тем самым корректируя её. Во время коррекции используйте уточняющие вопросы, переспрашивать и просите повторить сказанное слово.
Читайте вслух. Дети, которые слушают разговорную речь родителей быстрее начинают сами говорить. Таким образом, малыш узнает больше слов, тем самым делая свою речь богаче.
Пойте песни и учите простые стихи. Так, ребёнку будет намного интереснее учиться.

Почему могут возникать задержки в речевом развитии детей?

Зачастую причиной позднего развития речи является то, что дети недополучает нужного общения. Занятые родители зачастую окружают малыша разной техникой: телевизором, планшетами, а это негативно влияет на развития малыша. Ему нужно именно живое общение. Это объясняется тем, что кроха слышит речь по телевизору, однако, он не понимает, что она адресована ему.

Иногда причиной, того, что дети долго не начинают чётко говорить, является, то, что родители хорошо понимают лепет малыша. Вместо того, что стимулировать кроху говорить правильно, родители начинают угадывать, то что он хочет сказать. Чрезмерное сюсюканье может оказать негативное влияние на развитие малыша.

Проблемы с речью могут быть вызваны также тем, что ребёнок непослушный или очень активный. Такой малыш становится рассеянным и не старается запомнить и воспроизвести новые слова. Вместо того, что выслушать, то что хочет сказать мама или папа, малыш начинает кричать и прерывать общение.

Как итог следует отметить, что у каждого ребёнка развитие происходит по-разному. Кто-то начинает говорить очень рано, а кто-то с небольшой задержкой

Несмотря на это, родители должны уделять большое внимание развитию правильной и грамотной речи. Однако, помните, что все должно происходить в игровой форме, малышу должны нравиться такие занятия

Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие – «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше .

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Как создать развивающую среду?

Всегда необходимы благоприятные условия для развития той или иной функции. Самое главное – окружить сына или дочь общением. Они должны слышать речь постоянно. Ведь в основе формирования речевых навыков  у детей лежит подражание.

Они стараются повторить все слова, фразы и выражения за взрослыми. Соответственно стоит обратить

внимание на свое произношение. Кроме того, старайтесь в течение дня комментировать все, что вы делаете: описывайте ваши действия, эмоции, какие-либо предметы и т.д

Например, вы садитесь завтракать, при этом поговаривая: «Мы собираемся завтракать. Давай наденем слюнявчик. Вот тарелка с омлетом. Бери ложку в правую руку и начинай кушать. Тебе вкусно? Давай попьем водичку».

Миссия: разговорить к 6-ти месяцам

Никогда не рано начинать прививать любовь к языку. Я общалась с Ромой еще с трех недель и уже к месяцу он начал активно и четко произносить заветное «агу», а уже к шести месяцам говорил «Аля» в отношении ко мне, так как мой муж меня так называл постоянно.

Мы покупали мягкие тканевые книжечки со словами и картинками и регулярно показывали их малышу. Мозг младенца работает с первых дней жизни, мы очень быстро это поняли и решили не терять ни дня. Мы всеми силами старались развивать своего наследника, при этом покупали все новые и новые «завлекалочки», чтобы он не утратил интерес.

Но после того как познакомились с множеством результатов научных исследований, пришли к неожиданным выводам: наш сын, вероятно, начал изучать язык еще до этих тактических набегов языкового погружения.

Недавние исследования из Университета Амстердама указывают на то, что большинство детей начинают приобретать элементарные навыки языка (например, интонацию) еще в утробе матери.

После родов, хотя навыки общения уже есть, они не могут «нажать кнопку» немедленно, но будьте уверены: в мозгу новорожденного происходит множество запускающих процессов.

Младенцам нужно лишь несколько недель чтобы усвоить слова, которые они слышат каждый день. Но они часто не дают нам, родителям, никаких намеков, что уже много знают, их обучение происходит «за кулисами», так говорит Кэти Хирш — доктор философии, директор детской лаборатории Университета Темпл в Амблер, штат Пенсильвания.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

10 месяцев: вредное слово “нельзя”

Это время очень, очень важное. Малыш может в этом возрасте произносить слова

Мы намеренно говорим “может”, потому что кто-то скажет свое самое первое слово в 10 месяцев, а кто-то в 11. А кого-то угораздило аж в 9. Все дети разные. И мы имеем в виду лишь примерные временные границы. Чаще всего в этом возрасте ребенок уже ходит, держась за руку, и активно играет со взрослыми.

Настало время нам поговорить о запретах. Вашему ребенку 10 месяцев, и он должен понимать слово “нельзя”. Как же научить этому и при том не задавить в ребенке независимости, инициативы, активности? Именно на маме лежит самое тяжелое и самое прекрасное бремя — бремя ответственности за судьбу своего ребенка.

Итак, мама. Все-таки вы — главный защитник и помощник малыша. Вы для него главное существо на свете. И вы не должны становиться врагом своего ребенка, говоря ему “нельзя”, вы должны оставаться тем же ангелом-хранителем, иначе при вас ребенок будет паинькой, а в вашем отсутствии — хулиганом. Как же вам поступать?

Прежде всего, разберитесь, чего ребенку на самом деле нельзя делать, то есть не разрешайте то, что того действительно требует. Вот малыш потянулся за валяющейся на полу бумажкой, и раздается истошный крик: нельзя! А почему? В голове мамы прокручивается: поднял, сунул в рот, съел, заболел. Но ведь ребенок может, подняв бумажку, повертеть ее в руках и бросить, поняв, что она ему не нужна. И в другой раз не посмотрит на нее. Подумайте.

Если вы говорите “нельзя”, не улыбайтесь при этом, пусть выражение вашего лица будет озабоченным, а тон — тревожным, тогда малыш сообразит, что своим запретом мама хочет оградить его от опасности.

Конечно, малыша могут подстерегать не только приятные, но и неприятные неожиданности. Ведь круг его общения неуклонно расширяется, он встречается с другими детьми, ему интересно разглядывать, трогать их пальчиком, изучать новые незнакомые предметы. Он охотно вступает в контакт со взрослыми. Малыш делает вид, что прячется, играя в “ку-ку”, понарошку боится “козы рогатой”. Вы уже умеете вместе с малышом собирать пирамидки, катать тележки, открывать коробки, матрешек, шары. По-прежнему побуждаете ребенка повторять звуки, буквы, слова, обыгрываете знакомство с предметами, обозначаете словами свои действия и действия ребенка. Необходимо, чтобы малыш постепенно усваивал: каждый предмет как-нибудь да называется.

В 10 месяцев обычно начинают играть в “Сороку-белобоку”

Вы помните, как важно развивать ловкость пальчиков? Это прекрасно стимулирует и речь

Сорока-белобока,
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Зачем дров не пилил,
Зачем воду не носил?

Для развития движений пальчиков вы можете использовать разнообразные пазлы, игры-вкладыши, выкладывание из спичек, счетных палочек и, не удивляйтесь, рисование каракулей. Да-да, давайте карандаши, а лучше восковые мелки, осваиваем процесс рисования.

Из новых игр в этом возрасте можно попробовать собирание: вы рассыпаете несколько палочек, или шариков, или больших пуговиц, или других подобных предметов, а ребенку предлагаете собрать предметы в банку или коробку.

Только будьте внимательны: слишком мелкие вещицы могут быть проглочены или засунуты в нос или ухо, поэтому следите за тем, что вы даете малышу и как он обращается с данными предметами.

Что делать если ребенок не говорит предложениями? Лечение ЗПРР

Прежде всего, повторимся, вам нужно обратится к специалисту за установлением точного диагноза и назначение лечения.

В “Медицинском центре Берсенева” проводится комплексное лечение задержки психоречевого развития у детей. Специалистами клиники составляется индивидуальная программа лечения и коррекции ЗПРР для каждого отдельного ребенка. В программу входит комплекс реабилитационных мероприятий, которые проводятся детским неврологом, массажистом, логопедом. Также в лечении принимают участие психолог, и обязательно родители.

Одной из главных задач родителей является устранение причины, вызвавшей задержку речевого развития (в первую очередь, это касается семей с неблагоприятной обстановкой). Очень важными моментами в лечении является внимательность к ребенку, моральная поддержка и терпение, ведь коррекция ЗПРР сложный и кропотливый процесс.

Старайтесь уделять ребенку больше внимания, занимайтесь с ним развивающими упражнениями. Играя с малышом, проговаривайте в игре все слова, постарайтесь чтобы ребенок видел ваше лицо и вашу артикуляцию. Говорите простыми предложениями, добавляйте к знакомым ребенку словам короткие слова-действия: “дай, мама”, “дай, ляля” и так далее. Это поможет ребенку постепенно понять алгоритм построения элементарных предложений.

Не забывайте о том, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, поэтому так важно развивать мелкую моторику у маленьких детей. Кроме выполнения специальных упражнений, можно пристрастить ребенка к рисованию, лепке, аппликации и т.д., совместив практику для пальчиков с общим развитием. Кроме выполнения специальных упражнений, можно пристрастить ребенка к рисованию, лепке, аппликации и т.д., совместив практику для пальчиков с общим развитием

Кроме выполнения специальных упражнений, можно пристрастить ребенка к рисованию, лепке, аппликации и т.д., совместив практику для пальчиков с общим развитием.

Лечение ЗПРР — это долгий процесс, но при своевременном обращении к врачу и выполнении всех назначений, гарантированно можно добиться прекрасного результата и красивой речи вашего малыша в будущем. Записаться на консультацию к детскому неврологу вы можете по телефону контакт-центра (044) 238-22-31 или по телефону детского отделения (044) 272-11-82.

Доверяйте свое здоровье профессионалам!

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Что такое ЗРР и как проявляется?

ЗРР – это задержка речевого развития. Для того, чтобы заподозрить у ребёнка ЗРР, необходимо наличие определённых признаков.

  • В 12 месяцев: мало лепета, ребёнок тихий.
  • В 18 месяцев: не понимает своего имени, названий окружающих предметов или обращений «иди сюда», «сядь».
  • В 2 года: использует отдельные слова в ограниченном количестве, не пытается повторить слова.
  • В 2,5 года: не знает названий частей тела, предметов окружающей среды; по просьбе не может назвать предмет или принести что-то, находящееся в поле зрения; не может составить простые фразы из двух слов, например, «хочу есть». Часто ребёнка понимают неправильно.
  • В 3 года: не говорит предложений с простой конструкцией (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

Стоит отметить, что значительная задержка речевого развития характерна для детей с общей задержкой развития.

То есть в большинстве случаев то, что ребёнок не говорит, не означает наличия ЗРР.

Диагноз ЗРР может быть временным, например, когда малыш в 2 года говорит меньше 50 слов. Этот диагноз будет временный и означает, что у здорового ребёнка есть небольшие проблемы с речью и всё, что нужно – это больше разговаривать с ребёнком.

Упражнения для развития речи в 3-5 лет

Если трехлетний малыш молчит, то нужно обратиться к специалисту. Задержка речевого развития в более позднем возрасте может осложниться проблемами в психологической сфере. Существуют различные методики, способствующие становлению речи у 3-5-летних детей. Как правило, все занятия проводятся в игровой форме.

Название игрыАтрибутыЦельСуть
Сказка про язычокзеркалоразвитие и укрепление мышц языкаНадо рассказать малышу сказку про язычок: «Он живет во рту, очень любознателен. Язычок высовывается наружу и смотрит в разные стороны». После этого стоит высунуть язык и начать двигать им вверх, вниз, по кругу, вправо-влево. Далее нужно сказать, что язычок любит прятаться и дразниться, делаться широким и узким. При этом следует убрать язык за зубы, а затем высунуть его наружу. Ребенок должен повторять движения за взрослым. Нужно вместе с ним покривляться, построить разные рожицы перед зеркалом
Объединяйкарточки с изображениями одежды, посуды, фруктов или овощейразвивает наглядно-образное мышлениеНадо разложить перед ребенком карточки одной тематики (например, фрукты). Попросить малыша назвать, что изображено на каждой из картинок, а затем объединить их одним словом
Лошадкаулучшает артикуляцию, помогает в дальнейшем избежать трудностей с произношением сложных звуковНужно показать малышу, какие звуки издает лошадка при ходьбе. Попросить его повторить цоканье.
Предлоги игрушка, книга или любой другой предметправильное употребление предлогов и словСледует располагать предмет на, под, над столом и просить малыша сказать, где он находится. Если ребенок не справляется, то ему нужно подсказывать

Игры с кинетическим песком развивают мелкую моторику

Также надо совершенствовать мелкую моторику, для этого полезны такие занятия:

  • лепка из кинетического песка, пластилина;
  • рисование;
  • рукоделие.

Календарь развития речи ребенка раннего возраста

Симптомы задержки речевого развития

Чем раньше родители обнаружат, что у малыша что-то не так с речью, тем легче будет исправить ситуацию и избежать серьёзных последствий. Вот признаки, которые должны насторожить:

в год: ребёнок ведёт себя до странности тихо, не пытается произносить слоги, а звуки, издаваемые им, не очень похожи на попытку говорить;
в полтора года: малыш не говорит ни одного простого слова («мама», «папа», «би-би»), а в лучшем случае издаёт звуки, не реагирует, когда его окликают по имени, не обращает внимание на просьбы;
в два года: ребёнок вообще не разговаривает или говорит очень неразборчиво, а его лексикон ограничивается несколькими самыми простыми словами.

Несколько практических советов

Иногда для «запуска» речи достаточно немного изменить условия, в которых находиться ребенок.

Для этого не обязательно использовать дорогостоящие игрушки или наборы для развития речи.

Создаем трудности

Неврологи и психологи советуют, чтобы разговорить ребенка, как можно меньше откликаться на его жесты и просьбы в виде мычания.  Стоит заметить, что это актуально для детей от полутора, двух лет и старше.

Но когда он сталкивался с трудностями, речевые центры мозга начинают работать активнее. Поэтому многие «не говорящие» дети начинают, активно разговаривать, посещая садик.

Активно читаем и слушаем сказки

Малыши любят яркие картинки. Поэтому чтение книг их увлекает. Пока ребенок рассматривает картинку и слушает стишки или мини-сказки он запоминает новые слова.

Если читать книги с малышом часами вы не можете, включайте ему аудиосказки. Постоянно звучащая речь, будет стимулом для развития речевых центров ребенка.

Музыка – еще один помощник

Включайте малышу классическую музыку, она стимулирует развитие мозга. Многие специалисты рекомендуют Моцарта. Его произведения детьми воспринимаются легче.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, можно включать самые простые детские песенки и пытаться петь их вместе с ним. Это не только стимулирует музыкальный слух, но и речь.

Не поощряйте лепет и автономную речь

Ошибочно сюсюкать с ребенком и общаться с ним на его «птичьем» языке

Малышам важно видеть нормальную артикуляцию и слышать обычную взрослую речь

Часть психологов считает, что сюсюканье и подражание детскому лепету уместны до шести, восьми месяцев.

Расширяйте активный и пассивный словарный запас

Для нормального развития речи важно не только стимулировать ребенка к произношению новых слов. Но и пополнять его пассивный словарь

То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать

То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать.

Для этого старайтесь как можно чаще называть малышу окружающие его вещи. А для занятий использовать не только книжки с картинками, но и предметы быта. Он лучше запомнит увиденное вживую.

Научить ребенка говорить в 1.5 года можно расширяя его активный словарь. Просите малыша повторять за вами простые слова (кот, дом и прочее). Помните, что повторение и регулярность занятий – залог успеха.

Обсуждайте и задавайте вопросы

Это правило больше подходит для детей в возрасте 1 год 9 месяцев и старше. Необходимость ответить на вопрос стимулирует речевые центры.

С детьми от года необходимо рассматривая картинки обсуждать, то, что на них изображено. Рассказывайте малышу, что именно нарисовано, побуждайте его показать какой-либо предмет.

Активно играйте

Для детишек от года можно устраивать мини-спектакли.

Можно придумывать истории самостоятельно или разыгрывать сценки из мультфильмов или сказок. Всплеск положительных эмоций, речь взрослого стимулирует в малыше желание говорить.

Стимулируйте мелкую моторику

Давайте ребенку играть с крупами (гречка, рис, пшено). Пусть у него под рукой будут предметы с разной текстурой – дерево, пластик, шерсть, хлопок.

А если сделать для малыша развивающую доску с различными щеколдами, крючками, выключателями, вы получите кроме развития речи, от 15 до 30 минут свободного времени.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий