Когда новорожденный ребенок начинает видеть, нормы развития зрения по месяцам и отклонения

Генетические особенности цвета глаз

Цвет глаз ребёнка – это один из наследуемых признаков, придающих ему схожесть с отцом, матерью или ближайшими родственниками, которыми являются бабушки и дедушки.

В законах генетики существует два понятия — доминантность и рецессивность. Доминантный признак всегда сильнее, у ребёнка он подавляет более слабый – рецессивный, но не блокирует его полностью, позволяя проявиться в следующем поколении.

Карий цвет глаз всегда превалирует над зелёным, зелёный над серым и голубым. Однако, если у малыша есть голубоглазый дедушка или сероглазая бабушка, то глаза могут быть голубыми или серыми. Это означает, что признак передается через поколение.

Необходимо помнить, что законы наследственности намного сложнее тех, которые мы изучаем в школе.

Так, учёными было установлено, что участки шести генов влияют на цвет радужки у ребёнка, поэтому существуют тысячи вариантов только оттенков одного цвета глаз. Кроме классических правил генетики, существуют мутации, примером чего может служить фиолетовый цвет глаз.

Часто ли кормить грудью

Новорожденный часто чихает — что делать

Матери беспокоятся, как часто должен есть новорожденный, и достаточно ли он потребляет пищи. Здесь нет строгих границ – все зависит от физиологических особенностей организма.

Кормление до месяца

Молодые родители часто интересуются, сколько раз ест новорожденный, и какой график кормления оптимален. Кроха до месяца кушает каждые 2-3 часа, вне зависимости от времени суток. Дети на искусственном вскармливании кушают реже, потому что на переваривание смеси необходимо больше времени. Педиатры рекомендуют кормить младенца по требованию. Так происходит регулирование лактации.

Длительность кормления ребенка

Продолжительность этого процесса индивидуальна. Не разработано строгих норм продолжительности прикладывания ребенка к груди.

Новорождённые и органы слуха

Со скольки месяцев ребёнок начинает слышать? После рождения слух у малыша довольно слабый. Он может не слышать шепот и другие приглушенные звуки, однако, на громкие раздражители реагируют практически сразу. Паниковать в этом случае, конечно, не стоит. Слабый слух, которым обладают новорождённые – это норма.

Реакция на громкие звуки у каждого малыша разная. Кто-то вздрагивает, кто-то моргает, а кто-то пугается и начинает плакать. Поэтому педиатры не рекомендуют, особенно в первый месяц после рождения включать громкую музыку, ставить на большую громкость телевизор. Также не приветствуются громкие разговоры и крики, ребенок может испугаться.

То, что ребенок слышит, выражается в некоторых его движениях. Это могут быть:

  • движения руками и ногами;
  • поиск источника звука взглядом;
  • повороты головы;
  • замирание и прислушивание;
  • плач.

Для полноценного развития органов слуха некоторые доктора рекомендуют ставить малышам тихую мелодичную музыку. Особенно новорождённые крохи любят классику. Подойдут симфонии различных известных композиторов: Баха, Брамса, Бетховена, Шуберта и других. Такая музыка успокаивает малыша, заставляет его прислушиваться к нежным звукам, помогая развитию слуха. Примерно через три месяца после рождения ребёнок слышит абсолютно все звуки.

С рождением малыша родителям приходится узнавать много нового, у них возникает огромное количество вопросов не только по поводу ухода, но и относительно развития крохи. Один из ключевых вопросов в первые месяцы рождения: когда новорожденный начинает видеть и слышать. Пороки развития органов слуха и зрения можно заметить с первых дней жизни.

Как развивается слух у новорожденного?

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: основные стадии развития ребенка до 1 года

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания – это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками;
  • изменений мимики;
  • движений глазками;
  • вздрагивания или замирания.

Резкие и слишком громкие звуки могут напугать малыша. Громкие возгласы, шум или крики способны довести его до плача и судорожных движений. Все же в первые месяцы у ребенка повышенная чувствительность, поэтому в доме нужно поддерживать умеренную тишину, избегать шума и грохота, а с малышом разговаривать спокойно и ласково улыбаться (подробнее в статье: как проходит развитие ребенка в первый месяц?).

Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

Таблица развития слуха от рождения до 1 года

ВозрастСлуховое развитие
До 5 недельПри громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: почему дети часто моргают глазами и что это значит?). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
1,5-4 месяцаИщет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
4-7 месяцевПрислушивается, поворачивая головку к звуку.
7-9 месяцевНаучается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
9-12 месяцевУмеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

Отклонения в развитии слуха

Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух – доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

  • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
  • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: когда ребенок начинает разговаривать и произносить первые слова?);
  • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
  • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).

Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного

Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

  • краснуха или корь во время беременности;
  • увлечение алкоголем и наркотиками;
  • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды

Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили

Скрининг после рождения

В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование — проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.

А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.

В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии. Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки. Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.

Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.

Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.

В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.

На что родителям необходимо обращать внимание?

Маме и папе стоит обращать внимание на то, как протекает процесс формирования зрения у их малыша. Стоит помогать ребёнку на всех этапах, чтобы данный процесс совершался в пределах нормы. Родители должны показывать ребёнку предметы, рассказывать о них, давать ребёнку самостоятельно их изучать при помощи ручек и ротика

Родители должны показывать ребёнку предметы, рассказывать о них, давать ребёнку самостоятельно их изучать при помощи ручек и ротика

Родители должны показывать ребёнку предметы, рассказывать о них, давать ребёнку самостоятельно их изучать при помощи ручек и ротика.

Очень важно общаться с крохой, рассказывая ему о предметах и объектах окружающего мира, цветах, при это стоит показывать то, о чём сейчас идёт речь

Лучше всего приобрести в кроватку специальные крутящиеся мобили и подвески, на которых бодрствующий малыш будет фокусировать своё внимание. Самыми подходящими цветами для этих предметов являются ярко-красные и огненно-оранжевые оттенки, в сочетании с синими и зелёными тонами

Строение органов зрения новорождённого

По мере роста ребёнка его органы зрения, а, точнее, глазное яблоко изменяется незначительно. Наибольший рост этого органа происходит на первом году жизни малыша. Новорождённый имеет глазное яблоко, которое меньше на шесть миллиметров, нежели глазное яблоко взрослого человека, поэтому недавно появившейся на свет малыш обладает дальнозоркостью.

Роговица новорождённо изменяется также медленными темпами, она немного выпукла и имеет форму валика, кроме того, роговица имеет чёткую границу с белковой оболочкой. Через неё не проходят кровеносные сосуды, поэтому она полностью прозрачна. Однако у только что родившихся детей роговица может немного отечь и потерять свою прозрачность, но это проходит через неделю.

Радужная оболочка помогает глазу подстраиваться под изменения освещённости. Радужная оболочка имеет цвет, обусловленный количеством пигмента, содержащегося в ней: чем больше этого пигмента, тем темнее цвет глаз. Дети рождаются с маленьким количеством пигмента в радужной оболочке, поэтому их глаза чаще всего имеет голубую окраску, но с возрастом происходит увеличение этого пигмента.

Сетчатка – это пленочка, которой устланы стенки глаза. Именно она отвечает за восприятие цветов окружающего мира. У новорождённых сетчатка развита неполноценно, поэтому первоначально дети видят только чёрные и белые цвета.

Помимо прочего, у новорождённого присутствует мигательный рефлекс, то есть малыш мигает и жмуриться только от изменения света, а иные движения перед его лицом воспринимаются ребёнком с широко открытыми глазами.

Правильное формирование органов зрения у новорождённого?

Чтобы избежать заболеваний, связанных со зрением, родителям необходимо знать, как должны выглядеть и реагировать на изменение окружающей среды зрительные органы.

  1. Размер зрачков и их реакция на свет. Зрачки ребёнка должны иметь одинаковый размер, а при ярком освещении должны одинаково сужаться.
  2. Глазные яблоки и их размер. У глазных яблок также должен быть одинаковый размер, при этом они не должны быть излишне выпуклыми или, наоборот, иметь непропорционально маленькие размеры. Причиной выпуклых глазок может быть врождённая глаукома, которая без лечения способна привести к слепоте.
  3. Фиксирование взгляда на близкорасположенных объектах. Глаза двухмесячных малышей должны быть направлены в сторону движущегося предмета, при этом оба глаза должны смотреть в одном направлении.

Проверка зрения у новорождённого

В первый раз глазки ребёнку осматривают ещё в роддоме сразу после рождения, а затем родителям вместе с малышом необходимо будет проходить плановые проверки в один месяц, три, шесть и в год. Но при малейшем подозрении на отклонение в развитии зрительных органов стоит прийти на осмотр к врачу-окулисту и внепланово.

Внепланового посещения врача требуют следующие случаи:

  • чувствительность глаз к свету;
  • различные размеры зрачков;
  • зрачки не реагируют на изменение света;
  • красные или опухшие веки;
  • малыш не следит двумя глазками за движущимися объектами, согласно возрастным нормам;
  • глаза слезятся или из них выделяется гной;
  • зрачки мигают, «бегают» или дёргаются;
  • сохранившееся после трёх месяцев косоглазие;
  • отсутствие к двум месяцам фокусировки взгляда на близко находящимся предмете;
  • у ребёнка выпуклые глаза;
  • травма глаза или попадание в него какого-либо предмета.

Развитие органов зрения: Месяцы 4–6

К 6 месяцам зрительные центры головного мозга малыша довольно хорошо развиты. Ребенок видит более четко и может следить за движущимися объектами, совершая быстрые и точные движения глазами.

Острота зрения повышается примерно с 20/400 (6/120) при рождении до 20/25 (6/7,5) в 6 месяцев. Цветовое восприятие достигает уровня взрослого; ребенок может различать все цвета радуги.

В возрасте 4–6 месяцев зрительно-моторная координация ребенка становится более совершенной, что позволяет ему быстро находить и брать руками предметы, а также точно направлять бутылочку (и не только!) в рот.

Шесть месяцев — важный этап жизни, поскольку именно в это время вы должны провести первое профилактическое обследование глаз малыша.

При необходимости квалифицированный окулист выполняет осмотр ребенка в возрасте 6 месяцев. Но обычно рекомендуется плановое обследование глаз по достижении детсадовского возраста (3–4 года и старше).

Если у вас есть какие-либо опасения, вы также можете проконсультироваться со своим врачом, который даст вам дальнейшие рекомендации.

Для проведения тщательного обследования глаз вашего полугодовалого малыша обратитесь к окулисту, который специализируется на детском зрении и развитии органов зрения.

Когда можно показывать новорожденного родственникам

После родов мамочкам необходимо время на восстановление. А ребенку нужна адаптация к новым условиям жизни. Он только привыкает к звукам. Его иммунитет должен окрепнуть, чтобы не столкнуться с возможными вирусами и бактериями в таком маленьком возрасте.

В первые недели после рождения младенец привыкает к голосам мамы и папы. Он уже запомнил их запах. Так как нервная система крохи еще формируется, то ему предостаточно эмоций, которые он получает от своих родителей. Поэтому не стоит перегружать его новыми знакомствами, даже если это самые близкие родственники. Если же вы придерживаетесь противоположного мнения, то старайтесь подходить грамотно к принятию гостей.

В среднем, по истечении одного или двух месяцев мама уже готова принять в дом близких родственников.

Вероятные проблемы с глазами

Возможные причины проблем со зрением могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью к глазным болезням, инфицированием плода во время пребывания в утробе, воздействием на него радиации, агрессивных химических соединений. Патологии зрительной системы нередко наблюдаются у новорождённых детей, чья мама злоупотребляла при беременности алкоголем, никотином, наркотиками, проходила лечебный курс с запрещёнными лекарственными препаратами.

В грудничковом возрасте встречаются следующие виды нарушений:

  • Косоглазие.
  • Врождённая форма миопии.
  • Дальнозоркость.
  • Нистагм.
  • Глаукома.
  • Птоз.

Косоглазие

Косоглазие (страбизм) может иметь врождённый или приобретённый характер. При наличии данной патологии нормальное положение глазных яблок меняется. Подобное явление связывают с ослабленными глазодвигательными мышцами, неспособными выполнять функцию фиксаторов.

Косоглазие является не только косметическим дефектом – в будущем данное нарушение способно становиться причиной несвоевременного развития ребёнка. Чаще всего специалисты рекомендуют устранять страбизм при первых признаках его развития (методом массажа, гимнастики или выполнения операции).

Врождённая миопия

При наличии врождённой миопии (близорукости) ребёнок рождается с глазными яблоками, имеющими удлинённую форму. В результате имеющегося нарушения изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней.

Близорукие малыши также отстают в развитии от здоровых ровесников – проблематично фиксируют взгляд на предметах, не всегда узнают родителей, могут пугаться частей собственного тела. Современная офтальмология владеет средствами устранения младенческой миопии и в случае её своевременного обнаружения позволяет эффективно пролечить кроху, избавив от проблем в будущем.

Дальнозоркость

Если физиологическая дальнозоркость не исчезает к 6–7 месяцам, её начинают рассматривать как патологическую. При таком заболевании младенец хорошо видит вдали, но не способен ориентироваться в предметах, расположенных в непосредственной близости от него.

Дальнозоркий малыш беспокоит родителей тем, что не рассматривает свои конечности, не реагирует на близко находящиеся игрушки. При этом он хорошо фиксирует взор на предметах, расстояние до которых составляет более 60–70 см.

Нистагм

Отклонение проявляется в непроизвольном движении глазных яблок, возникающем при отсутствии провоцирующих факторов. Данное нарушение возникает в случае недоразвития глазодвигательной мускулатуры, удерживающей глаз в правильном положении. Патология провоцирует трудности с фиксацией взгляда, сосредоточением на каких-либо объектах.

Физиологический нистагм имеет место на протяжении первых 10 дней жизни крохи. Если по истечении данного периода явление сохраняется, стоит показать малыша специалисту.

Глаукома

При глаукоме повышается внутриглазное давление, последствиями чего становятся дегенеративные и дистрофические процессы в глазных тканях, ухудшение зрения. На присутствие этого заболевания указывают:

  • помутнение роговицы;
  • аномальная реакция зрачка;
  • слезотечение при ярком свете;
  • отсутствие нормальной фиксации взгляда.

Врождённые формы глаукомы устраняются в процессе хирургического вмешательства. После операции восстановление нормальных показателей зрения происходит на протяжении нескольких месяцев.

Птоз

Нарушение, представляющее собой опущение верхнего века, чаще развивается у недоношенных младенцев. Патология препятствует полноценному обзору, затрудняет отхождение слёзного секрета.

В большинстве случаев глаз с опущенным веком развивается медленнее, острота зрения на нём часто понижается, в уголке скапливаются отложения жира и белка. Для лечения тяжёлых форм птоза применяются хирургические методы, состоящие в уменьшении объёма века, его подрезании и подтяжке внутриглазной мускулатуры.

Наиболее тяжёлым нарушением становится слепота, способная иметь односторонний или двусторонний характер. Иногда восстановить зрительную функцию удаётся благодаря своевременному проведению качественной операции.

Когда новорожденный начинает видеть

Зрение — способность врожденная. Любой здоровый новорожденный ребенок начинает видеть сразу после родов. У малыша полностью сформировалась зрительная система еще в утробе матери. Однако использовать эту систему в совершенстве малыш еще не может по причине неумения. Ему нужно привыкнуть и адаптироваться к яркому свету, а также к переключению глаз с дальнего и ближнее расстояние.

В роддоме проверяют зрение малыша при помощи специального приспособления. С помощью него исследуют реакцию зрачка на яркий свет. Пока глаз малыша не видит всей полноты красок, окружающих его. В первые дни жизни мир глазами новорожденного в размытых тоннах. Но через некоторое время зрение начинает адаптироваться. Тогда малыш начинает распознавать лица родителей и яркие предметы, которые находятся вблизи с ним.

Когда новорожденный начинает видеть вдаль

Новорожденный все видит расплывчато и без фокуса. Это связано с тем, что его глаза еще не могут фокусироваться более, чем на 20-30 сантиметров вдаль. Большая часть картинки на заднем фоне остается для ребенка размытой. Развитие зрения происходит с фокусировки на лицах и вещах, которые находятся прямо перед ним на небольшом расстоянии. Поэтому подвешивать прикроватные погремушки лучше на расстоянии 30 см и не дальше.

Считается, что до 8 недель жизни малыш не может сосредоточить свой взгляд на одном месте более чем на пять секунд. Однако переживать о том, когда новорожденный начнет видеть нормально, не стоит. Уже на 8-12 неделе младенец начинает следить за движущимися предметами, поворачивая голову за ними. После 2-4 месяцев зрение не будет зависеть от поворота головы, а перемещение взгляда будет происходить самостоятельно.

Когда ребенок начинает скользить взглядом по движущимся предметам, его глаза могут работать не симметрично. Дело в том, что ребенок еще не в совершенстве владеет нейромышечным контролем, из-за чего глаза могут идти не по симметричной оси и косить. Это может напугать родителей, которые могут заподозрить у младенца косоглазие и другие заболевания. Обычно это проходит к 4-6 месяцам жизни, так как к этому периоду младенец полностью учится координации движений глаз. Но если у ребенка старше 5-6 месяцев сохраняется асимметрия, то нужно обратиться к офтальмологу.

Как видят дети от 4 до 6 месяцев

После 4 месяцев у ребенка активно развивается координация рук и глаз. Сейчас малыш уже может дотягиваться до нужной ему вещи, а также видеть ее в полном цвете. Также развивается общая координация тела и глаз, что помогает малышу управлять своим телом, опираясь на зрение. До шести месяцев главным инструментом ребенка становятся руки. Укрепляется система координации глаза-руки. Малыш способен взять бутылочку и направить себе ее в рот.

Считается, что к 4 месяцам жизни ребенка изображение с двух глаз мозг начинает полностью обрабатывать как единую картинку. Эту способность называют бинокулярным зрением. Теперь малыш видит четко обоими глазами как одно изображение.

В этом возрасте также улучшается понятие размеров вещей относительно пространства. Ребенок уже способен фокусировать свои глаза, переводить взгляд с ближнего на дальний план.

Как видят дети от 6 до 8 месяцев

К 6-месячному возрасту ребенок обретает нормальную остроту зрения. Сейчас дети уже активно ползают, укрепляя связь между глазами и телом. Теперь малышу нужно еще лучше контролировать свои движения в пространстве — расстояние до предметов, находить цели на расстоянии и двигаться за ними. Он также подмечает особенности вещей — их форму, размеры и цвета. Глаза ребенка уже очень точно двигаются от одного предмета к другому.

Как видят дети от 8 месяцев до года

В восемь месяцев у ребенка появляется зрительная память, а также улучшается распознавание вещей. У него укрепился навык оценки расстояний до предметов. Это позволяем ему еще более точно двигаться к нужной вещи, брать ее и играться.

Первые попытки малыша ходить сопровождаются использованием зрения для координирования движения глаз и больших групп мышц своего тела. Глаза теперь помогают малышу ходить и внимательно оценивать окружающее его пространство.

Проблемы органа зрения на первом году жизни

Основными предрасполагающими факторами развития патологий органа зрения у ребёнка первого года жизни являются:

  • недоношенность,
  • родовая травма шейного отдела позвоночника,
  • внутриутробные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус),

    Краснуха, перенесённая внутриутробно, крайне негативно сказывается на органе зрения

  • патология родовой деятельности (затяжные и стремительные роды, разгибательные предлежания головы),
  • оперативное родоразрешение путём наложения акушерских щипцов,
  • наследственные заболевания у родителей и других родственников,
  • кровнородственный брак.

Наиболее актуальными проблемами зрительной функции у детей первого года жизни являются патологии сетчатки глаза, хрусталика, клинической рефракции, нерва, слёзных каналов.

Проблемы органа зрения грудных детей — таблица

Вид патологииЛокализация процессаСуть проблемыВозможный исход заболевания
Ретинопатия недоношенныхСетчатка глаза
  • нарушение формирования сосудов сетчатки,
  • прорастание сосудов в стекловидное тело,
  • отслойка сетчатки.
Полная потеря зрения
Частичная атрофия зрительного нерваВолокна зрительного нерваОтмирание части нервных волокон
  • изменение светового и цветового восприятия,
  • полная потеря зрения.
ГлаукомаСтруктуры передней камеры глаза
  • повышение внутриглазного давления,
  • частая связь с ретинопатией недоношенных.
Полная потеря зрения
Врождённая миопияГлазное яблоко
  • значительно удлиняется глазное яблоко,
  • миопия достигает 15–30 диоптрий.
  • ухудшение остроты зрения,
  • полная потеря зрения.
Врождённая катарактаХрусталикПомутнение хрусталика
  • ухудшение остроты зрения,
  • полная потеря зрения.
Врождённая микрофтальмияГлазное яблокоУменьшение размеров глазного яблока
  • ухудшение остроты зрения,
  • полная потеря зрения.
ДакриоциститСлёзный мешок
  • непроходимость носослёзного канала,
  • инфекционное воспаление слёзного мешка.
  • гнойное воспаление глазной орбиты,
  • тромбоз кавернозного синуса.

Патологии глаз у ребёнка первого года жизни — фотогалерея

Полная атрофия диска зрительного нерва ведёт к необратимой слепоте

Глаукома может привести к отслойке сетчатки, атрофии зрительного нерва и полной потере зрения

Катаракта — следствие перенесённой в утробе матери краснушной инфекции

Микрофтальм — частое явление при внутриутробном инфицировании вирусом краснухи

Дакриоцистит — инфекционное воспаление слёзного мешка на фоне непроходимости носослёзного канала

Отслойка сетчатки на фоне ретинопатии может привести к пожизненной слепоте

Ретинопатия недоношенных — видео

Как обнаружить у грудничка проблемы со зрением

Анатомические отклонения в строении глазного яблока (микрофтальмию) увидит врач-неонатолог сразу после рождения.

Остроту зрения у ребёнка первого года жизни точно определить фактически невозможно. Отклонения в показателях клинической рефракции выявляются не ранее двухлетнего возраста. Родителям ребёнка первых месяцев жизни необходимо ориентироваться по реакции малыша на свет, фиксации взгляда на неподвижном объекте, слежению за движущимся предметом.

Отсутствие розового свечения сетчатки (так называемого эффекта красных глаз) говорит о помутнении хрусталика (катаракте).

Постоянное слезотечение сигнализирует о непроходимости носослёзного канала. Припухлость, покраснение области под глазным яблоком является следствием инфекционного воспаления слёзного мешка (дакриоцистита).

Явление косоглазия, не исчезнувшее по истечении шести месяцев жизни, требует внимания специалиста.

Особенности зрения в первые дни жизни

Нельзя рассчитывать, что младенец, только переживший рождение, имеет зрение, как у взрослого человека. Картина мира для него пока очень размытая, да еще и болезненная, так как яркий свет непривычно режет нежные глазки. Поэтому часто после рождения малыши находятся в помещения с приглушенным светом для минимизации стресса.

Стоит отметить, что с самого момента рождения малышу наиболее удобно рассматривать все и всех вокруг себя с вертикального положения. Так ему легче концентрироваться, хотя задержать взгляд на чем-нибудь хотя бы 10 секунд ребенок сможет только после четырех месяцев. А до этого его глаза смогут фокусироваться всего пару мгновений, будут как бы «скользить» по заинтересовавшему объекту.

В начале своей жизни ребенок только спит, кушает и мочит пеленки. Рассматривать окружающее его пространство хоть и интересно, но все еще неприятно и неудобно из-за припухших век и покрасневших глаз. Припухлость появляется при прохождении через родовые пути в процессе родоразрешения, но проходит сама по себе через некоторое время без стороннего вмешательства. Чаще всего веки во время бодрствования полузакрыты, прищурены.

Бытует мнение, что новорожденные все видят перевернуто, вверх ногами. Это не так: они не в состоянии проанализировать то, что перед ними, пока не воспринимают увиденное. Доказано, что новорожденные могут видеть на дальнее расстояние. Лучше всего грудничок различает предметы на расстоянии около 25 см – это пространство от глаз крохи до лица матери при грудном кормлении.

Поэтому даже при искусственном вскармливании рекомендуется брать дитя на руки – так ему наиболее комфортно рассматривать маму и запоминать ее черты

И даже в таком нежном возрасте можно и нужно налаживать зрительный контакт, привлекать внимание. Правда, чтобы преуспеть, учитывая, как видят новорожденные дети, нужно выполнить несколько условий:. Прежде всего, подловить правильный момент – не сразу после кормления или когда малыш намерен уснуть

Поднять, поддерживая за головку и под попку, на расстоянии вытянутой руки. Не делать резких движений, дать ребенку время сконцентрировать взгляд. Улыбайтесь: позитивные эмоции всегда приятнее наблюдать. В попытках привлечь внимание не стоит повышать голос: крошка может расстроиться, закапризничать, начать плакать, и тогда положительного результата от зрительного контакта ждать не стоит

Прежде всего, подловить правильный момент – не сразу после кормления или когда малыш намерен уснуть. Поднять, поддерживая за головку и под попку, на расстоянии вытянутой руки. Не делать резких движений, дать ребенку время сконцентрировать взгляд. Улыбайтесь: позитивные эмоции всегда приятнее наблюдать

В попытках привлечь внимание не стоит повышать голос: крошка может расстроиться, закапризничать, начать плакать, и тогда положительного результата от зрительного контакта ждать не стоит

Способности детей: что умеют делать в год и 2 месяца

Сложно выявить все навыки малыша в этом возрасте. Они напрямую зависят от семьи, в которой развивается ребенок. От усилий, приложенных родителями. От времени, которое они тратят на развитие ребенка. Слишком заметна разница приобретения определенных умений между разными детьми.

Важнейшим показателем правильного развития является установление контакта с теми близкими, с которыми проводится больше времени. Если малыш не реагирует на слова мамы, не смотрит в глаза и не любит проводить время в компании взрослых, необходимо проконсультироваться с педиатром. Но обычно всевозможные отклонения выявляются до года.

Каждая мама задаётся вопросом, что же должен уметь ребенок к определенному возрасту.

У малыша постоянно формируются новые навыки, сначала незаметно, затем более наглядно и с каждым днём ребенок становится интереснее и самостоятельнее. Конечно, необходимо непосредственное участие взрослых, совместные игры и общение.

Основные умственные и двигательные навыки детей 14 месяцев:

  • Понимание значений разных слов: названия посуды, одежды, бытовых принадлежностей, действий. Малыш подойдёт к телевизору, если попросить, а не к дивану. Откроет шкаф, положит пульт.
  • Выполнение простых просьб.
  • Развитие речевой активности. Пополняется активный словарный запас новыми словами или слогами, обозначающими слова.
  • Умение стоять, ходить, забираться, удерживать в руках предметы и совершать действия с ними; легко передвигаться по дому, без помощи мамы.
  • Организация игровых действий. Ребенок знает, как играть с машинками, кубиками, велосипедом…
  • Подражание действиям взрослых – расчесывание, разговор по телефону, и даже нанесение макияжа.

Все дети развиваются по-разному. Нужно сравнивать детей в разумных пределах с другими или с собой в этом возрасте.

Отличительные особенности мальчиков и девочек

Если до года отличия между разнополыми детьми зрительно прослеживались лишь по физическим параметрам, то после года различие поведения девочек и мальчиков становится несколько заметнее.

Девочки охотнее контактируют с окружающими, более самостоятельны. Быстрее приобретают различные умения. Моторные навыки у маленьких принцесс начинают функционировать тоже раньше: даже в самообслуживании девочки преуспевают лучше мальчиков, раньше начинают одеваться самостоятельно (например, натягивать носочки, шапочку), «привыкают» к горшку. Девочки активнее запоминают и произносят новые слова. Качественнее формируется активный словарь.

Мальчики более активны, неусидчивы. Им требуется больше времени для усвоения нового. Но потом, не обращая внимания на окружающий мир, они будут долго заняты определенным делом.

Конечно, явных различий между детьми заметить нельзя, так как помимо пола каждый ребенок обладает разными способностями и темпераментом. И, учитывая, что, в основном, девочки начинают раньше ходить и говорить, можно отметить также большой процент мальчиков, обладающих такими же характеристиками.

Что видит новорожденный малыш?

Ребенок, которому от роду всего несколько дней, очень чувствителен к яркому свету. Его зрачки имеют очень маленький размер, это предусмотрено самой природой, — так внутрь глаза не проникает избыток световых лучей. По достижению двухнедельного возраста зрачки уже начинают постепенно расширяться. Это дает младенцу возможность воспринимать уже более широкий спектр света и теней.

Новорожденный ребенок видит окружающую его обстановку с определенными особенностями:

  • в первые недели после рождения грудничок еще не задерживает свой взгляд на предметах более чем на 5 секунд;
  • новорожденный может «скашивать» взгляд по той причине, что использование двух глаз одновременно — умение, которое постигается в течение ближайших 6 месяцев. Грудному ребенку на первых порах еще трудно контролировать свое зрение;
  • после 4 недель жизни малыши начинают видеть лучше и способны хорошо сфокусировать свой взгляд на ярком предмете, но лишь ненадолго, больше «скользя» глазами по его поверхности.

Сетчатка также ежедневно тренируется и развивается, и по мере «взросления» этой светочувствительной ткани улучшается способность ребенка определять более сложные узоры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий