Методика Зайцева
Создатель методики — педагог Н.А. Зайцев —
обещает, что ребенок с помощью специальных кубиков научится читать за очень короткое время. В чем же секрет?
Согласно методике Зайцева, обучение детей чтению происходит по складам, а не по буквам или слогам.
Все «кубики Зайцева» различны по цвету, размеру и звону внутри них. Это помогает ребенку отличать гласные и согласные, мягкие и звонкие.
На каждой грани кубика написан один из складов. Ребенок запоминает не написание каждой буквы, а сразу отдельные склады: ка-, ку-, ки-, ко-, ба-, би-.
А затем малыш легко может сложить склады в слова — ба-ба, ку-би-ки
.
Зайцев утверждает, что чтение по складам гораздо проще дается ребенку, чем изучение сначала букв, а потом слогов и слов. Ведь дети начинают говорить складами и слышат произносимую речь тоже складами.
- От общего к частному и от частного к общему.
- От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
- Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
- Системная подача материала.
- Алгоритмизация учебных действий.
- Учет физиологии восприятия учебной информации.
- Охрана здоровья учащихся.
Карточки Домана
Если методика развития детей по системе Монтессори упор делает на моторику и сенсорику, то Глен Доман, выдающийся американский врач, на зрительный опыт.
С самого рождения ребенку показывают серию карточек по всем отраслям знаний:
- растения,
- животные,
- города,
- великие люди,
- музыкальные инструменты,
- точки (обучение математике),
- слова на родном и иностранном языках и многое, многое другое.
Игрушки Доман отвергает, как мешающий обучению фактор. Если у Монтессори ребенок – это активный центр развития, то у Домана – пассивный объект обучения.
Эффективность методики Домана – общепризнанный факт. Данная методика раннего развития детей родилась как средство лечения малышей с травмами мозга. Стимулирование зрения через показ картинок привел к поразительному результату: парализованные дети учились читать, писать, после чего понемногу ползать и ходить.
Однако есть и недостатки у этой методики раннего развития ребенка. Самый очевидный – ее трудоемкость. По задумке Домана родитель должен полностью посвятить себя развитию ребенка, «работать» родителем – создавать бесконечные карточки и показывать их ребенку по определенной схеме. Если воплощать эту методику в жизнь в ее полном объеме, то ни у родителя, ни у ребенка ни на что другое времени не останется. Из этого вытекает второй недостаток методики: ребенок все время развивается, без игры, без развлечений.
Кроме того, по мнению многих специалистов, ребенок получает множество энциклопедических знаний, однако не учится открывать эти знания, осмысливать и использовать информацию. К тому же у многих детей, обучавшихся по этой методики, наблюдается задержка в эмоциональном и социальном развитии.
При этом использование отдельных элементов системы Глена Домана в сочетании с другими методиками раннего развития детей дает отличные результаты. Ведь действительно: чем младше ребенок, тем легче он впитывает знания. Можно оставить систему карточек, но изменить форму и частоту подачи, добавив исследовательскую и творческую деятельность, а также развивающие игры.
Методика Ибуки
Больше всего знаний в ребенка вкладывается в первые три года. До года идет обучение по принципу «поощрений и наказаний», после — ребенку дается больше свободы.
Принципы:
Важность физического развития, тренировки всех органов чувств.
Малыша нужно знакомить с шедеврами искусства: живописи, музыки.
Частый тактильный контакт с матерью: это способствует гармоничному психическому развитию.
Постоянное увеличение интеллектуальной нагрузки: без «тренировок» мозг ребенка быстро теряет потенциал.
Натуральные материалы и игрушки (даже ножи не стоит прятать, но при этом присматривать за действиями малыша).
Методика Никитиных
В центре методики лежит принцип: любите детей, не перегружайте их навязанными упражнениями, дайте детям развиваться «как есть». Взрослые участвуют в детских играх и поощряют их успехи.
Характерные черты:
- Много физического развития. Спортивные снаряды должны быть в жизни ребенка практически с рождения.
- Легкая «экипировка» ребенка: никакой лишней одежды, калорийной пищи. Ребенок должен быть подвижным, чтобы тренировать не только мозг, но и тело — главный инструмент познания.
- Принцип необратимого угасания способности получать знания. До трех лет нужно активно давать ребенку знания и навыки, это поспособствует его дальнейшему самостоятельному развитию.
- Минимум специально заготовленных упражнений. Каждая задача — это головоломка, требующая активности и творческого подхода от ребенка. Пример — «Уникуб Никитиных».
Методика Монтессори
Во многом схожая методика, в центре которой девиз «помоги ребенку сделать всё самому». Задача родителей, которые хотят развить в ребенке определенные навыки — создать подходящую среду.
Особенности:
- Взрослый создает для ребенка определенные «пространства для творчества»: кухня, мастерская, художественная школа и т.д.
- Ребенок сам выбирает, чем ему хочется заниматься в данный момент, родитель выступает в роли помощника, а не надзирателя.
- Объединение детей разного возраста в группы. Методика полагает, что детей не нужно разделять на старших и младших, все занимаются вместе, тем самым старшие развивают чувство ответственности, а младшие могут просить помощи у тех, если стесняются обращаться к воспитателям.
Методика Николая Зайцева
Методика подходит для детей от 1 до 10 лет. Николай Зайцев настоящий педагог, который создал целую систему развития детей самых различных возрастов и в самых различных направлениях. Он не просто вложил свой личный опыт, а подошел к вопросу исключительно с научной педагогической точки зрения. В его системе есть все: обучение чтению, письму, математике, иностранному языку и т.д. Но главная задача лежит именно на плечах родителей, которые должны соблюдать следующие постулаты:
- Обучение ведется от общего к частному и от частного к общему.
- Обучение ведется от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
- Необходимо обеспечивать наглядность, используя различные каналы восприятия.
- Необходима четкая системная подача материала.
- Весь учебный процесс должен быть алгоритмизирован.
- Необходимо учитывать физиологию восприятия учебной информации и охранять здоровье учащихся.
Методика Воскобовича
Методика направлена на создание для ребенка благоприятной среды, поощряющей творчество и любознательность. Отношения родитель-ребенок в методике определяются как «партнерские».
- Игры, направленные на развитие определенной области: внимания, мышления, памяти, моторики и т.д.
- Отсутствие «наказания»: ребенок должен понимать, что его действия в процессе игры-обучения не повлекут негативных для него последствий.
Почти каждая методика предлагает свой набор развивающих игр, построенных вокруг карточек, кубиков, тактильных и подвижных игр. Если даже не следуете строго какой-либо методике — можете смело пользоваться играми из нее, вреда точно не будет.
Комбинируйте, смотрите на реакцию малыша, слушайте природу и саму себя — тогда и развитие будет гармоничным и эффективным.