Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами

Методика Зайцева

Создатель методики — педагог Н.А. Зайцев —
обещает, что ребенок с помощью специальных кубиков научится читать за очень короткое время. В чем же секрет?

Согласно методике Зайцева, обучение детей чтению происходит по складам, а не по буквам или слогам.

Все «кубики Зайцева» различны по цвету, размеру и звону внутри них. Это помогает ребенку отличать гласные и согласные, мягкие и звонкие.

На каждой грани кубика написан один из складов. Ребенок запоминает не написание каждой буквы, а сразу отдельные склады: ка-, ку-, ки-, ко-, ба-, би-.
А затем малыш легко может сложить склады в слова — ба-ба, ку-би-ки
.

Зайцев утверждает, что чтение по складам гораздо проще дается ребенку, чем изучение сначала букв, а потом слогов и слов. Ведь дети начинают говорить складами и слышат произносимую речь тоже складами.

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Карточки Домана

Если методика развития детей по системе Монтессори упор делает на моторику и сенсорику, то Глен Доман, выдающийся американский врач, на зрительный опыт.

С самого рождения ребенку показывают серию карточек по всем отраслям знаний:

  • растения,
  • животные,
  • города,
  • великие люди,
  • музыкальные инструменты,
  • точки (обучение математике),
  • слова на родном и иностранном языках и многое, многое другое.

Игрушки Доман отвергает, как мешающий обучению фактор. Если у Монтессори ребенок – это активный центр развития, то у Домана – пассивный объект обучения.

Эффективность методики Домана – общепризнанный факт. Данная методика раннего развития детей родилась как средство лечения малышей с травмами мозга. Стимулирование зрения через показ картинок привел к поразительному результату: парализованные дети учились читать, писать, после чего понемногу ползать и ходить.

Однако есть и недостатки у этой методики раннего развития ребенка. Самый очевидный – ее трудоемкость. По задумке Домана родитель должен полностью посвятить себя развитию ребенка, «работать» родителем – создавать бесконечные карточки и показывать их ребенку по определенной схеме. Если воплощать эту методику в жизнь в ее полном объеме, то ни у родителя, ни у ребенка ни на что другое времени не останется. Из этого вытекает второй недостаток методики: ребенок все время развивается, без игры, без развлечений.

Кроме того, по мнению многих специалистов, ребенок получает множество энциклопедических знаний, однако не учится открывать эти знания, осмысливать и использовать информацию. К тому же у многих детей, обучавшихся по этой методики, наблюдается задержка в эмоциональном и социальном развитии.

При этом использование отдельных элементов системы Глена Домана в сочетании с другими методиками раннего развития детей дает отличные результаты. Ведь действительно: чем младше ребенок, тем легче он впитывает знания. Можно оставить систему карточек, но изменить форму и частоту подачи, добавив исследовательскую и творческую деятельность, а также развивающие игры.

Методика Ибуки

Больше всего знаний в ребенка вкладывается в первые три года. До года идет обучение по принципу «поощрений и наказаний», после — ребенку дается больше свободы.

Принципы:

Важность физического развития, тренировки всех органов чувств.
Малыша нужно знакомить с шедеврами искусства: живописи, музыки.
Частый тактильный контакт с матерью: это способствует гармоничному психическому развитию.
Постоянное увеличение интеллектуальной нагрузки: без «тренировок» мозг ребенка быстро теряет потенциал.
Натуральные материалы и игрушки (даже ножи не стоит прятать, но при этом присматривать за действиями малыша).

Методика Никитиных

В центре методики лежит принцип: любите детей, не перегружайте их навязанными упражнениями, дайте детям развиваться «как есть». Взрослые участвуют в детских играх и поощряют их успехи.

Характерные черты:

  • Много физического развития. Спортивные снаряды должны быть в жизни ребенка практически с рождения.
  • Легкая «экипировка» ребенка: никакой лишней одежды, калорийной пищи. Ребенок должен быть подвижным, чтобы тренировать не только мозг, но и тело — главный инструмент познания.
  • Принцип необратимого угасания способности получать знания. До трех лет нужно активно давать ребенку знания и навыки, это поспособствует его дальнейшему самостоятельному развитию.
  • Минимум специально заготовленных упражнений. Каждая задача — это головоломка, требующая активности и творческого подхода от ребенка. Пример — «Уникуб Никитиных».

Методика Монтессори

Во многом схожая методика, в центре которой девиз «помоги ребенку сделать всё самому». Задача родителей, которые хотят развить в ребенке определенные навыки — создать подходящую среду.

Особенности:

  • Взрослый создает для ребенка определенные «пространства для творчества»: кухня, мастерская, художественная школа и т.д.
  • Ребенок сам выбирает, чем ему хочется заниматься в данный момент, родитель выступает в роли помощника, а не надзирателя.
  • Объединение детей разного возраста в группы. Методика полагает, что детей не нужно разделять на старших и младших, все занимаются вместе, тем самым старшие развивают чувство ответственности, а младшие могут просить помощи у тех, если стесняются обращаться к воспитателям.

Методика Николая Зайцева

Методика подходит для детей от 1 до 10 лет. Николай Зайцев настоящий педагог, который создал целую систему развития детей самых различных возрастов и в самых различных направлениях. Он не просто вложил свой личный опыт, а подошел к вопросу исключительно с научной педагогической точки зрения. В его системе есть все: обучение чтению, письму, математике, иностранному языку и т.д. Но главная задача лежит именно на плечах родителей, которые должны соблюдать следующие постулаты:

  • Обучение ведется от общего к частному и от частного к общему.
  • Обучение ведется от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  • Необходимо обеспечивать наглядность, используя различные каналы восприятия.
  • Необходима четкая системная подача материала.
  • Весь учебный процесс должен быть алгоритмизирован.
  • Необходимо учитывать физиологию восприятия учебной информации и охранять здоровье учащихся.

Методика Воскобовича

Методика направлена на создание для ребенка благоприятной среды, поощряющей творчество и любознательность. Отношения родитель-ребенок в методике определяются как «партнерские».

  • Игры, направленные на развитие определенной области: внимания, мышления, памяти, моторики и т.д.
  • Отсутствие «наказания»: ребенок должен понимать, что его действия в процессе игры-обучения не повлекут негативных для него последствий.

Почти каждая методика предлагает свой набор развивающих игр, построенных вокруг карточек, кубиков, тактильных и подвижных игр. Если даже не следуете строго какой-либо методике — можете смело пользоваться играми из нее, вреда точно не будет.

Комбинируйте, смотрите на реакцию малыша, слушайте природу и саму себя — тогда и развитие будет гармоничным и эффективным.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий