Чем грозит отсутствие наказания?
Согласно утверждениям известного педиатра и автора многих бестселлеров о детях Спока, ребенок со временем должен сам все понять и перенять общепринятые правила. Однако на практике такой подход оказался абсолютно несостоятельным. Естественно с точки зрения ребенка он очень удобен, так как решение всех проблем ложится на плечи родителей, начиная с оберегания от потенциально опасных вещей в младенческие годы и заканчивая финансовой помощью в более зрелом возрасте. Кроме того тебя не ругают, нет никаких наказаний и к тебе относятся всегда доброжелательно. Совсем по-другому на это смотрят родители. Им приходится постоянно сдерживать свои негативные эмоции и копить их внутри. В результате у 99% из ста рано или поздно происходит нервный срыв, тогда весь накопленный негатив обрушивается на ребенка, причем чем дольше терпят родители, тем сильнее будут последствия эмоционального взрыва. Подобное перенапряжение отрицательно отражается на их психическом состоянии.
Бытует мнение, что в конце жизненного пути Спок изменил свои взгляды по отношению к безнаказанности. Он заключил, что наказание является необходимой частью полноценного и гармоничного развития ребенка.
Тяжёлая артиллерия наказаний
Мама может предупредить ребёнка, что на время перестаёт с ним разговаривать. Например, сказать по дороге из школы: «В наказание за твою грубость я не смогу с тобой разговаривать, пока мы не дойдём до дома». И ограничиться только самыми необходимыми словами.
Как правило, такое наказание действенно. Но и психологическая нагрузка от него велика. Мир ребёнка — это его родители, семья. Поэтому когда с ребёнком перестают разговаривать, ощущение у него будет, будто весь мир от него отвернулся. Такой тяжёлой артиллерией пользоваться можно в самых крайних случаях, когда весь остальной арсенал наказаний испробован безрезультатно.
13 ненужных советов молодой маме
Правила поощрения детей в семье
Наказание и похвала – две стороны одной монеты. Между ними необходимо держать баланс. Поощрение ребенка может принести больше вреда, чем польза, если не придерживаться некоторых правил, некоторую часть из которых мы перечислим дальше.
Не преувеличивайте похвалу. Многие родители, стремясь расположить к себе ребенка, начинают разбрасываться ею направо и налево. Если постоянно утверждать ребенку, что он «самый лучший, самый чудесный, милый, незаменимый», то рано или поздно он начнет чувствовать вашу неискренность. Дабы опровергнуть эту неискреннюю похвалу, ребенок начнет себя вести неподобающим образом, ожидая вашей ответной реакции.
Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.
А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно
Лучше обратить внимание на сам рисунок, например:. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят
И здесь есть два варианта поведения
Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения
Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.
Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.
Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.
Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».
Поломанные вещи
Не факт, что малыш специально занимается вредительством. Если игрушка не рассчитана на его возраст, возможно, он даже не понял, что наносит повреждения.
Если точно установлено, что поломка вещи – целенаправленное действие, то стоит поинтересоваться причиной у виновника и сопоставить информацию с собственными наблюдениями.
- Любопытство. Если малышу захотелось увидеть, что у игрушки внутри, стоит подробно рассказать о ее устройстве. Скорее всего, ребенок и сам расстроится – действия были произведены без злого умысла.
- Новое применение деталям. Оторвать красивую аппликацию с кармана юный дизайнер может с добрыми намерениями – например, украсить стену. Обязательно нужно рассказать, как рисунок наносится на рубашку, что происходит, если оторвать ее, как вещь после этого выглядит неаккуратно.
Эти две причины требуют, скорее, объяснений родителей, чем наказания. Следующие причины серьезней.
- Негативные эмоции. Так ребенок может демонстрировать плохое настроение. Нужно рассказать о ценности вещи, сколько труда вложено в ее производство. Объяснить, как нужно выражать недовольство – словами и доводами. В качестве наказания подойдет отказ в покупке новой игрушки.
- «Папа еще купит» или «вещь надоела» – сигнал о том, что ребенок избалован и не ценит того, что есть. Пора привлекать его к домашним делам – для понимания, что само по себе ничего не делается.
Причины детского непослушания
Родители смогут понять, как правильно применять в воспитательном процессе наказание, только разобравшись с особенностями детской психики и узнав о самых распространенных и вероятных причинах нежелательного поведения ребенка.
Исследование границ дозволенного.
Когда родители устанавливают определенные правила в жизни малыша, он неосознанно начинает проверять эти правила на прочность, что проявляется в виде непослушания и капризов. Особенно это касается тех детей, к которым предъявляются непоследовательные требования, например, сегодня ребенку можно лечь спать позже на целых 2 часа, а завтра почему-то нет.
Попытка привлечь к себе внимание.
Когда ребенок демонстрирует намеренное непослушание или шалит, как будто хочет специально вывести родителей из себя, это может означать, что таким образом он пытается получить от них хоть какое-то внимание. Если малышу недостает тепла и участия, такое поведение в некоторых случаях будет для него единственным способом заставить родителей себя заметить
Психическое перенапряжение.
Ребенок может стать неуправляемым по причине нервного перенапряжения, которое возникло из-за обилия информации. Несформированная детская психика остро реагирует на любые раздражители. Если ребенок проводит много времени за компьютером или телевизором, он может стать гипервозбудимым и агрессивным, и договориться с ним о чем-нибудь будет очень сложно.
Другие лояльные способы наказания
Ниже описаны дополнительные лояльные меры борьбы с непослушанием:
- Позволить сделать то, что запрещено при отсутствии вреда для здоровья. Например, если ребенок будет отнимать игрушки у других детей, с ним просто перестанут играться. Такой метод поможет установить крохе причинно-следственную связь, укрепит авторитет родителей и поспособствует развитию логического мышления.
- Использовать веселые наказания за незначительные проступки. Если малыш в обуви забежал в комнату, пусть попрыгает на одной ноге 10-12 раз, говоря при этом, что теперь всегда будет разуваться в коридоре. Детей, которые уже умеют писать, можно заставлять писать правила на бумаге, но и в этом следует знать меру.
- Рассказать сказку. Это конечно не совсем похоже на наказание, но зато достаточно легко и ненавязчиво покажет крохе, как в аналогичной ситуации поступать плохо и какие последствия могут быть. Выбрать подходящую историю или мультик можно из уже существующих или придумать самостоятельно. С помощью сказок кроха познает мир и учится вести себя правильно.
Так или иначе, метод наказания ребенка полностью зависит от родителей. Если уверенности в правильности в выбранном подходе нет, всегда можно обратиться к помощи и оценке специалистов, побывать на консультациях у психологов, почитать соответствующие книги или просто посмотреть видео в интернете, посвященные этому вопросу.
Конструктивные методы наказания ребёнка
Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.
- Лишение привилегий. Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
- Исправление совершённого. Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
- Тайм-аут. Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
- Извинение. Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
- Игнорирование. Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
- Получение негативного опыта. В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
- Ограничение общения с ровесниками. В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
- Наделение обязанностями. В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.
Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.
9 общих принципов «правильного» наказания
Ещё одна задача наказания – помочь детям разобраться в своих чувствах и в совершённом поступке, а также избежать повтора подобных ошибок в будущем.
Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила.
Соблюдайте последовательность. Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.Учитывайте тяжесть проступка. Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.Ограничивайте длительность наказания. Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.Действуйте спокойно. Прежде всего, успокойтесь, а уже затем подходите к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.Согласуйте решение с супругом. Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.Демонстрируйте позитивный пример. Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.Учитывайте особенности ребёнка. Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.Наказывайте ребёнка наедине. Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.Разработайте ритуал примирения. Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.
Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему
нельзя кричать на ребенка
. Это нужно знать всем родителям!
Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.
Как наказывать ребенка правильно?
- Наказывать ребенка нужно, учитывая его возраст и уровень развития.
- Будьте последовательны. Наказание должно следовать за проступком, а не сваливаться малышу на голову, когда он уж и позабыл, в чем провинился.
- Наказание должно быть соразмерно шалости. Родительскими правами тоже лучше не злоупотреблять.
- И если уж вы наказываете за проступки, то пусть ребенок имеет и поощрение за хорошее поведение.
Это универсальные советы, которые будут актуальны для детей любого возраста.
При этом для каждого отдельного возраста существуют свои нюансы. Пик непослушания приходится на так называемые возрастные кризисы – в 3 года, в 7 лет и в 13 лет. Есть еще кризисы 1 года и 17 лет, но говорить о сознательном поведении в 1 год не приходится, а в 17 лет ребенок уже почти студент. Поэтому эти периоды мы рассматривать не будем.
В каждом из этих возрастов есть свои особенности поведения. Для каждого из этих возрастов существуют свои меры воздействия.
Наказание в два годика
Пока ребенок совсем маленький, наказывать его бессмысленно. До определенного возраста он еще и не понимает даже, что хорошо, а что плохо. До двух лет, к примеру, он даже не поймет, что наказание как-то связано с тем, что он сделал. В этом возрасте он сам себя не до конца осознает отдельной личностью.
Тем не менее, стоит обратить внимание на слова доктора Комаровского как правильно наказывать детей на этом видео:
Помню свою старшую дочь ближе к двум годам. Как она смешно ходила по комнате и показывая пальцем на запретные предметы говорила с нахмуренными бровями «Зя, зя!» Вы наверное догадались, что это детское «нельзя».
Несносные трехлетки и меры воздействия
В 3 года ситуация еще больше меняется. С этого возраста малыш начинает осознавать, что он личность. В это время как раз и начинает проявляться его воля. Он часто капризничает, может делать наперекор, не слушается. Это нормальное явление, и само по себе наказания не заслуживает.
К примеру, если где-то ребенку стало очень скучно, а мама увлеченно болтает с подругой, он начнет привлекать внимание и капризничать. Потому что сам, к сожалению, пока уйти домой или куда-то еще не может. И пытается показать маме, что что-то не так
Будь он постарше, он бы встал и ушел сам. Не было бы никакой проблемы! Да и взрослые по собственной воле идут туда, куда хотят. Поэтому чувства малыша, привязанного ко взрослому, можно понять
И пытается показать маме, что что-то не так. Будь он постарше, он бы встал и ушел сам. Не было бы никакой проблемы! Да и взрослые по собственной воле идут туда, куда хотят. Поэтому чувства малыша, привязанного ко взрослому, можно понять.
Но это не значит, что на поведение ребенка не нужно обращать внимания. Он уже достаточно большой, чтобы понимать слово «нельзя».
Например, если он громко кричит на взрослых или бросается игрушками, обижает старшего братика или сестричку, капризничает. Отведите его в комнату и закройте там ненадолго одного. Только ни в коем случае не в темноте. Вы учите его, а не пугаете. Пусть выплеснет свою агрессию. Как только он затихнет, приведите его обратно. О том, что делать если малыш не хочет ложиться спать, читайте тут.
Но будьте последовательны! Если вы каждый раз будете поступать подобным образом, он выучит урок: дурным поведением он добивается только того, что никто не хочет с ним общаться.
Наказание четырехлетних детей
В 4 года и в 5 лет ситуация может немного усугубиться из-за особенностей возраста. Ребенок не только осознает свое «я», но и активно интересуется окружающим миром. Он проверяет свои собственные и ваши границы.
Четырехлетние и пятилетние дети часто балуются в процессе познания мира, лишь для того, чтобы понять, куда они могут зайти без последствий.
Поэтому важно дать понять, где пролегают эти границы, и где находится твердое «нельзя». При этом неплохо было бы объяснить ребенку, почему нельзя, если есть такая возможность. Так ребенок поймет, в чем смысл запретов и ограничений
Так ребенок поймет, в чем смысл запретов и ограничений.
Например, если он не выдержал и съел запретную конфету, то в следующий раз он останется без нее. Почему? Потому что свою долю он уже съел. А еще – потому что он, возможно, лишил конфеты одного из домочадцев и теперь ему нужно показать, каково это – остаться без конфеты. Это справедливо, наглядно и поучительно.
Не даром даже есть термин «наказание последствиями».
Видео ответ родителям нужно ли наказывать ребенка и как правильно это делать:
О наказании в разном возрасте
Итак, наказание все-таки должно присутствовать при воспитании. Но стоит определиться, когда и как их наказывать.
Наказание должно происходить после совершения поступка.
Наказывать стоит в исключительных случаях, если ребенок сознательно совершил поступок, зная что это плохо.
Важно также учитывать возраст. Малыши до 2,5-3 лет плохо осознают, за какие действия их накажут
Поэтому им лучше просто каждый раз напоминать, что можно, а что нет. Нельзя наказывать, если малыш даже не понял, за что.
Стоит учитывать возрастные нормы психики. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.
Например, дети часто ревнуют своих родителей друг к другу, не хотят делиться игрушками и прочее. Наказывать за это не нужно.
Мнение эксперта
В раннем возрасте родители должны постоянно разъяснять малышу последствия его действий, помогать усваивать нормы поведения, принятые в социуме.
Дети до пяти лет часто повторяют действия взрослых. Поэтому необходимо следить за своими действиями и окружающих его людей. Объяснять что можно, а что нет
Особенно важно показывать это своим поведением. Если ребенку что-то запретить, а самим это продолжать делать, то вряд ли он будет понимать, что это на самом деле нельзя
Также при выборе наказания необходимо учитывать характер конкретного ребенка, его темперамент, эмоциональность.
Ведь одно и то же наказание разные дети воспринимают по-разному.
Оправданно ли наказание детей?
Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.
Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.
Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.
Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у подростка или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.
Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если ребёнок не слушается. Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.
Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».
Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.
К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.
У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:
- исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
- контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
- поддержка родительского авторитета;
- возмещение причинённого ребёнком ущерба;
- предотвращение нежелательных поступков в будущем.
Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.
С какого возраста можно наказывать ребенка?
Наказание в возрасте до 2-2,5 лет не несет никого смысла. Ребенок, скорее всего, поймет лишь одно – родители перестали любить его, и не разрешают играть в обычные игры. В этот промежуток взросления малыш понимает, что его игрушка сломана, а постель испачкана карандашами или красками, но его мышление еще не достаточно развито для того, чтобы связать вместе от чего это получилось и кто в этом виноват. Поэтому, гораздо проще не наказывать ребенка в 2 года, а планомерно объяснять ему как обходиться с вещами и предметами, почему тарелка может разбиться, а машинка может лишиться колесиков.
Можно ли наказывать ребенка в 2 годика? Нет, скорее просто пожурить и собственным примером показать, какие поступки могут порадовать близких людей, а какие огорчить.
Умение управлять собственными поступками и поведением приходит к малышу в 2,5-3 года. Но и в этом возрасте наказывать непослушного ребенка нужно правильно. Прежде всего, не кричите, старайтесь рассказать малышу, что он не прав строго, но спокойно. Пройдет еще пол года или год, и кроха начнет отличать хорошие поступки от плохих. Однако боясь вашего гнева, скорее всего, не расскажет сам, что именно он натворил.
В трехлетнем возрасте ребенок начинает чувствовать независимость и очень часто идет наперекор своим родителям не потому, что чувствует правоту, а потому, что старается показать, насколько сильно он уже может сопротивляться. Как наказывать ребенка в три года, если он начал показывать свое «я» и стоять на своем во что бы то ни стало?
Выбирая, как правильно наказывать ребенка в 3 года нужно учитывать и то, насколько вы сами можете управлять в данную минуту своими эмоциями, умеете ли выслушать малыша, уделить время для разговора и детального разбора его поступка. Ведь, как известно, этот возраст славится своим «Почему?», и может быть, вызвав интерес у крохи, вы сможете раз и навсегда остановить порчу обоев в прихожей или «игру за хвостик» с котенком.
В возрасте от 3 лет и старше причин непослушания может быть несколько, и как наказать ребенка в 4 года и старше, зависит именно от того, почему он поступил неправильно:
- Малыш самоутверждается;
- Кроха испытывает недостаток вашего внимания и старается обратить его на себя;
- Взрослый обещал что-то и не сделал, и теперь ребенок старается изо всех сил «насолить» взрослому обидчику;
- Малыш потерял веру в себя, слыша каждый раз какой он «недотепа», «не аккуратный» и «не умелый», и решил подтвердить мнение родителей.
Выбирая наказание, помните, что вслед за ним обязательно последует прощение, а значит – вы никогда не должны напоминать малышу о случившемся.
Частые причины непослушания ребёнка
Многие родители убеждены, что их чада не слушаются из вредности, скверного характера или нежелания идти на компромисс. Однако мотивов и предпосылок для «недостойного» детского поведения на самом деле множество.
Возрастной кризис. Психологи выделяют несколько кризисных периодов в жизни ребёнка: 1 года, 3 лет, 7 лет, 11-13 лет (приблизительные сроки). В это время в психике и физиологическом развитии детей происходят перемены, в результате чего поведение может меняться в худшую сторону.Чрезмерное количество запретов. При многочисленных ограничениях ребёнок может протестовать, добиваясь большей свободы. Чтобы понять, насколько много запретов в семье, стоит подсчитать, сколько раз вы произносите слово «нельзя» в течение суток.Непоследовательность. Некоторые родители ведут себя непоследовательно, сегодня разрешая что-то, а завтра уже запрещая ровно то же действие. Естественно, что ребёнок теряется в ориентирах, совершает проступок, но не понимает, почему и за что его наказывают.Несоответствие слов и действий. Иногда дети ведут себя неправильно, поскольку родители обещают, к примеру, наказать за что-то, но не держат слово. В результате ребёнок игнорирует указания матери и отца и относится к ним несерьёзно.Различные требования домочадцев. Подобная причина возможна, когда в семье не установлено единое мнение насчёт запретов и разрешённых действий. Например, отец предъявляется суровые требования к подростку, мама ж, напротив, балует его. В таком случае ребёнок может преступать «закон» втихомолку, надеясь на защиту матери.Неуважение родителей. Ребёнок растёт, однако родители продолжают относиться к нему, как к несмышлёнышу, отказываются признавать в нём личность
Неудивительно, что подросток начинает протестовать, нарушать требования и запреты.Невнимание. Нередко дети ведут себя неправильно лишь для того, чтобы привлечь к себе родительское внимание. Их логика проста: пусть лучше мать накажет за проступок, чем вообще не замечает и игнорирует
Их логика проста: пусть лучше мать накажет за проступок, чем вообще не замечает и игнорирует.
Маленькие дети от природы любопытны, поэтому нередко стараются выяснить, что произойдёт, если нарушить то или иное правило. Это также нужно учитывать.
Каждому возрасту – свой подход
Методы наказаний соответствуют возрасту и полу ребенка, конкретной ситуации и причине для воздействия. В 1 год с малышами проводят беседу, руководствуясь убеждением. В более старшем возрасте уместно разговоры подкреплять делом: лишить права на общение (не разговаривать в течение определенного периода), не пустить гулять или заставить убрать последствия активной игры (разбитый цветок).
Совет. Универсальные методы в педагогике – миф. Каждый возраст, отдельный случай требуют специфичного решения. То, что работает с соседским малышом, не обязательно подходит для собственного.
Мера воздействия пребывает в прямой зависимости от понимания ребенком степени своей вины. Если этого нет, то и наказание окажется малоэффективным. Бесполезно лупить ремнем по попе малыша за то, что он разбрасывает игрушки. Убедить научиться убирать их – совсем другое дело.
Как себя вести если ребенок не слушается: 4 основных правила воспитания
Первое правил воспитания
На каждое родительское «нельзя» должно быть пояснение доступное пониманию ребенка «почему». Например: вы не разрешаете малышу кататься на определенных качелях. И, конечно, малыш расстроится и начнет плакать. Что делать: когда малыш просился на эти самые качели, тут же не откладывая объяснить почему именно на них ему опасно кататься. Там катаются детки постарше, они уже сами на них залазят, сами раскачиваются. Когда ты подрастешь немного, то обязательно тоже сможешь на них кататься. А сейчас попробуй сам раскачаться на вот этих качелях (поменьше).
Таким образом ребенок чувствует вашу заботу
И, что важно, вы предлагаете альтернативу – качели поменьше. Плюс он учится самостоятельности: сам попытается раскачаться. Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, то есть еще компромисс
На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже отличный вариант: ребенок учится договариваться
Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, то есть еще компромисс. На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже отличный вариант: ребенок учится договариваться.
Отвлекать ребенка от «не желаемого родителями» нужно игрой. Именно в игровой форме дети учатся и познают этот мир.
Ребенок 3 года не слушается и истерит? Только на своей «шишке» он сможет понять почему так, а не иначе. Например: огонь – горячо – это опасно. Пусть дотронется пальчиком к горячей кружке. Это будет не опасно, но тем не менее он успеет почувствовать и понять, что вы до этого пытались ему объяснить словами.
Ребенок постоянно не слушается маму? Чаще всего это происходит, если в семье наказывает только папа. Или, наоборот, наказывает только мама, значит папу ребенок не слушается.
Важно: всегда у ребенка должен быть человек:
- которому ребенок доверяет
- который будет его баловать
- с которым можно повеселиться
- который его учит чему-то новому и интересному.
Второе правило воспитания
Хвалить или наказывать сразу после поступка ребенка. Если вы начнете поучать ребенка вечером за то, что он сделал утром, то вряд ли он вообще припомнит подробности события и воспроизведет свою вину в произошедшем.
Третье правило воспитания
Сколько наказаний – столько поощрений. Нельзя только хвалить и поощрять. Или исключительно ругать и запрещать. Необходимо воспитывать в той самой «золотой середине», когда на каждое «плохо» есть «хорошо».
Четвертое правило воспитания
Ребенок 9 лет не слушается: в этом возрасте ребенок внимательно отслеживает поведение и поступки взрослых. У него уже есть понимание что хорошо, а что плохо. И если ваш ребенок вас не слушается в этом возрасте, возможно вы учите его тому, что не транслируете сами своим поведением.
Родители должны сами следовать правилам, которые установили для ребенка. Не кричать в общественном месте – правило для ребенка и родителей.
Теперь вы знаете как себя вести если ребенок не слушается.