От кого передаётся интеллект ребёнку генетически?

Миф третий

Развивает ребенка только общение со взрослыми.
Это утверждение верно для младенцев. Да, ребенок учится говорить, думать, общаясь со взрослыми. Родители объясняют ему значения новых слов, учат новым выражениям, поправляют, когда он что-то произносит неправильно. А младенцы, предоставленные сами себе, близнецы, погодки, которых родители надолго оставляют в компании друг друга, начинают отставать от сверстников в умственном развитии.
Но позже, в школьные годы, общение со сверстниками так же необходимо, как и общение со взрослыми. Во время президентства Джона Кеннеди в США возникла ситуация, которой не преминули воспользоваться ученые. Кеннеди решил объединить школы для черных и белых детей. До этого дети белых и черных американцев учились порознь. Белые родители штата Джорджия – потомки южноамериканских плантаторов – были категорически против такого нововведения. Они перестали водить своих детей в школы, и школы на два года закрылись. Дети, а были они в основном из вполне благополучных, состоятельных семей, занимались с нанятыми учителями дома. Когда через два года конфликт утрясли и дети вернулись в школы, оказалось что их IQ (в США постоянно замеряют уровень интеллекта школьников) был значительно ниже IQ детей из других штатов, которые не прерывали учебы в школе и продолжали общаться со сверстниками. И это отставание удалось ликвидировать только через 4 года.

Если отец — гений, его сын таким не будет

Безусловно, природой устроено так, что ребенок наследует гены и матери, и отца, но определенные доминирующие качества он перенимает только от своего папы — как хорошие, так и не слишком.

Генетические особенности и качества, наследуемые детьми именно от отцов:

1. Проблемы с сердцем.

Специалисты Университета Лестера в своих исследованиях пришли к следующему выводу.  Мужчины, имеющие определенную хромосому, практически на 50% чаще страдают болезнями, связанными с коронарной артерией (суть недуга — в ослаблении доставки кислорода к сердцу). Данная проблема может передаваться по наследству сыновьям.

2. Расстройства психики.

Среди психических заболеваний, передающихся от мужчин к их детям – шизофрения и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Чем старше отец, тем выше риск, потому что с годами ДНК мужчин поддается мутации. Женщины же появляются на свет с определенным набором яйцеклеток, и их ДНК неизменна в течение жизни.

3. Неровные зубы.

Гены мужчины, отвечающие за зубы и конфигурацию челюсти, активнее, чем женские. От папы ребенок может «получить» не только неровные зубы, но и тонкую зубную эмаль.

4. Проблема, связанная с деторождением.

Ученые утверждают, что невысокое качество спермы, возможно, генетическая проблема. Если ребенок появился на свет в результате процедуры ЭКО, то он, вероятно, также будет бесплодным.

5. Пол будущего ребенка.

Спрогнозировать пол будущего ребенка возможно, изучив генеалогическое древо папы. Если сперма имеет Х-хромосому, то в соединении с Х-хромосомой мамы – на свет появится ребенок женского пола (девочка). Если в сперме заложена Y-хромосома – родится ребенок мужского пола (мальчик). Ученые высказывают предположение, что пока не обнаруженный наукой ген отвечает за процесс распределения хромосом X и Y по сперме родителя.

6. Цвет глаз будущего ребенка.

Так как гены мужчины доминируют над генами женщины, чаще всего скульптура лица и оттенок глаз ребенка будут как у его папы.

7. Рост будущего ребенка.

Рост ребенка зависит от генов отца. У высоких отцов обычно рождаются такие же высокие дети.

Как быть с уровнем интеллекта? Давайте разберемся в этом вопросе.

 1. Уровень интеллекта от отца к его ребенку мужского пола (сыну), к сожалению, не передается. Говоря проще, если отец – гениальный человек, то его сын гарантированно не унаследует его замечательных генов.

2. Идиотизм от отца к его ребенку мужского пола (сыну) не передается (к счастью). Если отец не блещет, как говорится, умом, то его сын будет другим по уровню умственного развития. И это хорошо.

3. Уровень интеллекта от отца генетически может наследоваться лишь ребенком женского пола (дочерью). Но только наполовину.

4. Наследовать уровень интеллекта ребенок мужского пола может лишь от матери, который она наследовала от собственного отца.

5. Ребенок женского пола (дочь) гения будет ровно на 50% так умна, как ее собственный отец, но ее сын будет гением. Если же отец глуповат, то дочь будет в два раза менее глупая, чем ее папа.

6. Вот поэтому женщин-гениев настолько же мало, как и полных идиоток. Но зато гениальных мужчин и тупых мужчин достаточно много. 

Итог для мужчин:

1. Чтобы предположить интеллектуальные способности вашего ребенка мужского пола (сына), присмотритесь к отцу собственной жены (если он профессор, то ваш сын также поразит вас замечательными умственными возможностями).

2. Ваш ребенок женского пола (дочь) может унаследовать лишь 50% вашего ума. Но и ровно столько же глупости, присущей вам, она тоже возьмет себе. По уровню интеллекта дочь будет похожа на вас. А вот ее ребенок мужского пола, то есть сын унаследует все ваши интеллектуальные возможности. Если хотите иметь умных наследников — молитесь о внуке от своей любимой дочери.

3. Ваши интеллектуальные возможности наследованы от матери, а точнее — от деда (ее отца).

Итог для женщин:

1. Ваш ребенок мужского пола (сын) по уровню интеллекта необычайно похож на вашего отца, и корить его такими словами: «ты такой же глупец, как твой папочка» — не совсем правильно. Следует говорить: «ты настолько же туп, как и твой дедушка».

2. Ваш ребенок женского пола (дочка) будет иметь интеллект как у ее отца. Её же дети мужского пола (сыновья) выйдут точными копиями вашего супруга.

Как видите, вполне возможно предугадать интеллектуальные способности и внешние данные вашего будущего ребенка. Знание основ генетики в этом поможет. Главное – какого именно пола будет ребенок.опубликовано econet.ru.

https://youtube.com/watch?v=6O5Ie6g3D9Q

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Факторы, предопределяющие уровень IQ

За наследственность интеллекта отвечает специфическая категория генов – «условные». Но они эффективны только в случае происхождения от матери, крайне редко – от отца. Эти гены предопределяют мыслительные способности, переданные в основном от матери. Они и являются ответом на вопрос, от кого передается интеллект ребенку. В ходе лабораторных тестов, проводимых специалистами из области психогенетики на мышах, было обнаружено, что у особей с большими количествами материнских генов были увеличенные головы и мозги, но они имели маленькие тела. Мыши с повышенными количествами отцовских генов отличались маленькими мозгами, но большими телами.

Специалисты выделили клетки, содержавшие только отцовские или материнские гены в 6 частях мышиного мозга, отвечающих за умственные функции. Отцовские клетки накапливались в частях, участвующих в сексуальности, агрессии, питании. Следовательно, по мужской линии наследовались именно эти качества.

Но в этой мозговой коре отсутствовали более продвинутые умственные функции (мышление, речь). Поскольку мозг мыши не аналогичен человеческому, ученые из Университета Глазго, интересуясь, передается ли интеллект по наследству, решили перейти к другому подходу, работая непосредственно с людьми.

Поэтому с 1994 года они проводили анкетирование среди почти 13000 людей (14-22 года). Специалисты учитывали их расу, социальный статус, материальное положение. Результаты показали, что у этих людей был такой же IQ, как и у их матерей. Следовательно, интеллект передается по женской линии.

Но также было показано, что генетика – это не единственный фактор, влияющий на уровень разума. Наследственность составляет только 40-60%, остальной процент принадлежит среде проживания, развития человека. Но и здесь важна роль матери.

Ученые из Вашингтонского университета пришли к выводу, что тесная психологическая связь между ребенком (сыном или дочерью) и матерью – это важный фактор для роста определенных мозговых частей. Это открытие было задокументировано в рамках 7-летнего исследования, в котором участвовали несколько матерей с детьми.

Мальчики и девочки, получающие эмоциональную поддержку, имели на 10% больший гиппокамп, чем малыши, чьи матери были более отдаленными в психологическом плане.

Внимательные матери также стремятся помочь своим детям решить проблемы, дать им возможность полностью реализовать свой потенциал. Конечно, нет причин, по которым эти способности не могут передавать отцы. Разум могут развивать «отцовские» свойства, такие как интуиция, эмоции.

Как рассматривают интеллект

В своих исследованиях Флинн использовал тест Стэнфорда — Бине. Это первый тест на измерение интеллекта. Альфред Бине разработал его для проверки школьников. Усовершенствовал тест Лев Термен из Стэнфорда, отсюда и название. Бине рассчитывал, что можно будет вовремя скомпенсировать детей с недостаточным развитием и вернуть в стандартные классы, а вот Термен был пессимистичен и надеялся отделить асоциальные элементы от прочих. Он обрисовывает детей, которым потребуются специальные классы и методики, как «все трудные случаи: слабоумные, физически неполноценные, просто отсталые, прогульщики». Он же замечает, что тесты на интеллект позволяют определить связь умственной отсталости с деликвентностью и заранее оградить общество от таких детей.

Тревога Термена за бедное общество, которое обидят глупые дети, демонстрирует потенциальную проблему всех исследований IQ разом.

С одной стороны, условные ультраконсерваторы смогут подхватить на знамя евгенику. Как позитивную — размножать умных, так и негативную — превентивно давить глупых. А не то мы, мол, получим мир «Идиократии».

С другой, общество не так давно согласилось принимать в расчет генетику. Исследователи Роберт Пломин и Йан Дж. Дири пишут:

В 1960-е годы научная среда в очередной раз обсуждает, чтó всё-таки формирует человека, окружающий мир или наследственность. В 1969 году Артур Дженсен публикует в Harvard Educational Review статью об IQ и школьной программе раннего образования. В ней он последовательно заявляет, что:

В общем, Дженсен погулял на всё. Тогда, конечно, не сейчас, но шины ему прокололи, угрозы отправляли, уволить требовали. Хотя он и говорил, что его неверно поняли. Артур Дженсен ошибся. Он воспользовался неверными источниками данных.

Но ученые, исследующие интеллект, всё еще ходят по тонкому льду: можно найти такое, от чего не отмахаться фенотипической тряпкой

Неважно, будет результат ангажирован группой А, группой Б или, может, корпорации на исследование пачку долларов — и его выводы вдруг оказались в 4–8 раз выгоднее для них, чем в независимых исследованиях

Научный журналист Оливия Голдхилл цитирует Саскию Селзам, исследователя поведенческой генетики в Королевском колледже (Лондон):

Среда заедает или гены гнилые? Казалось бы, нет разницы, кто виноват, мы и так знаем, что делать: создавать благоприятную среду, ведь генетическая склонность к чему угодно — не приговор, а повышенная вероятность. Но там, где мы говорим об интеллекте, мы говорим о равенстве. Заслуживают ли одни люди больше шансов, чем другие? Почему я так стараюсь, а он всё равно умнее? Мама, мне поставили два, но я не дура, правда, не дура.

Наша справка

Философы под интеллектом понимают способность мыслить и рационально познавать мир. Психологи трактуют этот термин шире: включая в него не только логическое мышление, но и способность быстро обучаться, находить выход из проблемных ситуаций, накапливать практический опыт.

Опыт мормонов.
Интеллектуальный уровень детей из многодетных семей тоже очень сильно зависит от образования и социального статуса родителей. В образованных семьях, где с детьми занимаются, уровень интеллекта у первых четырех не ниже, чем у сверстников из однодетных и малодетных семей. И только у пятого может быть хуже. Видно, на пятого у наших родителей уже не хватает сил. В многодетных семьях, где родители сами не блещут ни умом, ни образованностью, падение интеллекта уже наблюдается у второго ребенка, не говоря обо всех последующих.

Однако в многодетных семьях мормонов и квакеров, которые традиционно очень много занимаются своими детьми, интеллект их наследников не снижается, независимо от того, какими по счету они родились.

Гены и здоровье

Проблемы со здоровьем могут передаваться по наследству от обоих родителей. Хронические заболевания у отца или матери значительно повышают риски развития подобных болезней и у детей независимо от пола.

Проблемы с сердцем

Риски развития сердечно-сосудистых заболеваний многократно возрастают, если в семье у родителей были или есть подобные патологии. При этом данные риски снижаются, если проблемы с сердцем развились у родителей после 65 лет.

Передаются подобные нарушения как от отца, так и от матери. Однако, преимущественно сердечно-сосудистые заболевания наследуются ребенком с материнской стороны.

Какие наследственные патологии могут возникнуть:

  • инфаркт миокарда;
  • кардиомиопатии различных форм;
  • каналопатии;
  • сахарный диабет;
  • атеросклеротическое поражение;
  • наследственная гиперхолестеринемия.

Шансы, что у ребенка возникнут схожие проблемы с сердцем, составляют около 50%.

Расстройства психики

Генетика от родителей к детям может передаваться с некоторыми аномальными мутациями и изменениями, которые существуют у отца или матери. Это касается и нарушений психики и нервной системы. Существует несколько основных психических расстройств, которые могут передаваться по наследству от обоих родителей.

Наиболее расстройства нервной системы являются следующие заболевания:

  • Болезнь Паркинсона. Риски наследственного развития болезни минимальны. Синдром развивается в пожилом или преклонном возрасте после 65 лет.
  • Боковой амиотрофический склероз. Нарушения возникает у лиц старше 40 лет.
  • Синдром Альцгеймера. Риски передачи заболевания – средние.
  • Хорея Гентингтона. Заболевания развивается у лиц от 20 до 50 лет. Риски наследственной передачи болезни – высокие и составляет 50%. Нарушения чаще всего передается от матери.
  • Болезнь Баттена. Патология может развиваться в детском или подростковом возрасте и в любом случае заканчивается летальным исходом.
  • Эпилептические припадки. Состояние может развиваться в возрасте от 5 до 18 лет и является наиболее распространенным генетическим нарушением.
  • Шизофрения. Риски развития – ниже среднего.
  • Синдром Беккера. Первые симптомы могут возникать в возрасте от 10 до 15 лет.

Среди однойяцевых близнецов риски развития наследственной шизофрении равняются 100%. У неидентичных близнецов риски возникновения заболевания составляют около 50%.

Склонность к аутизму и гемофилии

Генетически обусловленный аутизм может передаваться как от отца, так и от матери. При этом за развитие болезни отвечает мутированные X-хромосомы, в котором происходит ломка.

У мальчиков данное заболевание встречается чаще, чем у девочек. Согласно проведенным исследованиям в некоторых случаях аутизм может передаваться мальчику от матери, даже при отсутствии у нее симптомов болезни. Предполагается, что у девочек есть устойчивость к мутации генов, отвечающих за развитие патологии.

У неидентичных близнецов (при наличии у одного из них мутации) риски развития у второго ребенка составляют 40%. У однояйцевых – около 80%.

Определить заранее наличие ломки X-хромосомы у плода можно с помощью специальных тестов. Однако данная методика не способна выявить все мутации в гене.

Гемофилия передается от матери к ребенку. Заболевание обусловлено наличием рецессивного гена, который отвечает за изменения функций крови человека. При этом патология развивается только у мальчиков, на девочек болезнь не влияет.

Ген гемофилии находится в сочетании с X-хромосомой и вероятность его возникновения равняется 25%. Если отец полностью здоров, а мать больна гемофилией, то вероятность возникновения нарушения возрастает до 50%. Обычно заболевания развивается в возрасте 2-х лет.

Миф первый

Ум передается по наследству, а «плохие» гены не изменить.
На самом деле интеллект ребенка зависит как от генов, так и от среды, в которой он растет. Это доказали исследования интеллектуального уровня однояйцовых близнецов, которые волею случая были разделены и воспитывались в разных семьях, в разной культурной среде. Генотип у этих близнецов одинаковый, а уровень интеллекта получился разным.

Насколько ребенок одарен интеллектуально, определить трудно, особенно когда он совсем маленький, да и изменить генотип нельзя. А вот создать богатую среду для развития всех его природных способностей можно

Важность среды доказывает и такой факт: когда детей, чьи родные родители не отличались умом и способностями, усыновляли семьи, которые могли предоставить этим детям все условия для развития, интеллектуальный уровень приемышей после общения со своими новыми умными родителями значительно возрастал

Любопытный эксперимент провели наши психологи. Они наблюдали группу шестилеток с одинаковым IQ. Часть из них осталась еще на год в детском саду, часть пошла в школу. Через год уровень интеллекта тех, кто пошел в школу, был выше уровня интеллекта «детсадовцев». Оно и неудивительно: школа предлагает более богатую среду для развития.

Гены и влияние климата на этнос

Поведение ребенка формируется за счет генетически обусловленными факторами и внешними условиями, в том числе климатом. Считается, что люди, родившиеся в южных странах, более активны, чем те, кто родился в северных регионах мира. Это считается нормой. Однако для России характерна холодная погода, поэтому детям требуется совершать больше каких-либо движений. Некоторые родители при этом могут воспринимать такие побуждения ка гиперактивность.

Также такое поведение детей может обуславливаться тем, что люди, долго жившие на юге, когда-то переехали в северные страны, а генетическая предрасположенность осталась. В любом случае нужно быть уверенным, что ребенок не страдает какими-либо расстройствами, а его поведение является естественной наследственной реакцией.

Определить физиологические характеристики будущего ребенка можно заранее при планировании беременности, тогда можно подготовиться к воспитанию и всем особенностям малыша, которые у него будут проявляться. Для этого следует обратиться в медицинское учреждение и произвести все необходимые мероприятия, включая составление генетического древа. Подготовленные родители смогут лучше понять и воспитать своего ребенка.

Наша справка

Философы под интеллектом понимают способность мыслить и рационально познавать мир. Психологи трактуют этот термин шире: включая в него не только логическое мышление, но и способность быстро обучаться, находить выход из проблемных ситуаций, накапливать практический опыт.

Опыт мормонов.
Интеллектуальный уровень детей из многодетных семей тоже очень сильно зависит от образования и социального статуса родителей. В образованных семьях, где с детьми занимаются, уровень интеллекта у первых четырех не ниже, чем у сверстников из однодетных и малодетных семей. И только у пятого может быть хуже. Видно, на пятого у наших родителей уже не хватает сил. В многодетных семьях, где родители сами не блещут ни умом, ни образованностью, падение интеллекта уже наблюдается у второго ребенка, не говоря обо всех последующих.

Однако в многодетных семьях мормонов и квакеров, которые традиционно очень много занимаются своими детьми, интеллект их наследников не снижается, независимо от того, какими по счету они родились.

В тесте на интеллект дети, родившиеся с недовесом, по четырем из пяти параметров теста показали результаты хуже обычных детей. Ребенок действительно должен есть, чтобы развиваться. Бабушка была права!

А вот по грудному вскармливанию пока непонятно. В одном из исследований дети с аллелью G в гене FADS2 не показали прироста IQ от материнского молока, а у младенцев с аллелью C он вырос. Но последующие исследования роль FADS2 и вообще грудного вскармливания в развитии интеллекта не подтверждают.

Исследуя влияние питания грудью на IQ, исследователи делают поправку на образование матери. Дело в том, что это сам по себе значимый фактор (здесь и далее предлагается не забывать о сильной положительной корреляции образования и интеллекта). Пару лет назад газеты даже утверждали, что именно от материнского интеллекта зависит интеллект ребенка. Относилось это в основном к мальчикам. Мол, гены, отвечающие за интеллект, расположены на X-хромосоме, а дети получают ее от матери. Раз девочки наследуют X от мамы и X от папы, а у мальчиков X только от мамы, мальчики ровно так же умны, как их мамы. Новость оказалась фейком.

Но то, кто родители ребенка и как они живут, действительно важно для его интеллекта. Образование матерей сказывается на школьных успехах детей

Это распространяется не исключительно на мать, но на значимого взрослого — того, который в основном возится с младенцем.

Влияет на развитие когнитивных навыков ребенка время, которое мать проводит с ним в детстве. Отражается на интеллекте, образовании и успехах образование родителей — причем отражается в течение всей жизни. Исследование начала века Бетти Харт и Тодда Рисли о «тридцатимиллионном разрыве» утверждает: дети из бедных семей к трем годам слышали в среднем на 30 000 000 слов меньше, чем дети из обеспеченных семей. Наш словарь — это и словарь наших родителей… но наследственность тут ни при чем.

Мы могли бы верить в тренировки когнитивных навыков, но пока не видно, чтобы они давали однозначный результат. Кроме одного: к 2020 году индустрия приложений и программ по «тренировке мозгов» превысит 6 млрд долларов.

Так что если кто хочет раскладывать пасьянсы, пусть раскладывает. А тот, кто хочет запомнить что-то, пусть это учит, а не надеется на свой опыт раскладывания пасьянсов: специальные игры тренируют только навык игры, разгадывание судоку — только навык разгадывания судоку и т. д.

Подписывайтесь на «Гродно 24» в Дзен Новости и на наш канал в Дзен

Факторы, предопределяющие уровень IQ

За наследственность интеллекта отвечает специфическая категория генов – «условные». Но они эффективны только в случае происхождения от матери, крайне редко – от отца. Эти гены предопределяют мыслительные способности, переданные в основном от матери. Они и являются ответом на вопрос, от кого передается интеллект ребенку. В ходе лабораторных тестов, проводимых специалистами из области психогенетики на мышах, было обнаружено, что у особей с большими количествами материнских генов были увеличенные головы и мозги, но они имели маленькие тела. Мыши с повышенными количествами отцовских генов отличались маленькими мозгами, но большими телами.

Специалисты выделили клетки, содержавшие только отцовские или материнские гены в 6 частях мышиного мозга, отвечающих за умственные функции. Отцовские клетки накапливались в частях, участвующих в сексуальности, агрессии, питании. Следовательно, по мужской линии наследовались именно эти качества.

Но в этой мозговой коре отсутствовали более продвинутые умственные функции (мышление, речь). Поскольку мозг мыши не аналогичен человеческому, ученые из Университета Глазго, интересуясь, передается ли интеллект по наследству, решили перейти к другому подходу, работая непосредственно с людьми.

Поэтому с 1994 года они проводили анкетирование среди почти 13000 людей (14-22 года). Специалисты учитывали их расу, социальный статус, материальное положение. Результаты показали, что у этих людей был такой же IQ, как и у их матерей. Следовательно, интеллект передается по женской линии.

Но также было показано, что генетика – это не единственный фактор, влияющий на уровень разума. Наследственность составляет только 40-60%, остальной процент принадлежит среде проживания, развития человека. Но и здесь важна роль матери.

Ученые из Вашингтонского университета пришли к выводу, что тесная психологическая связь между ребенком (сыном или дочерью) и матерью – это важный фактор для роста определенных мозговых частей. Это открытие было задокументировано в рамках 7-летнего исследования, в котором участвовали несколько матерей с детьми.

Мальчики и девочки, получающие эмоциональную поддержку, имели на 10% больший гиппокамп, чем малыши, чьи матери были более отдаленными в психологическом плане.

Внимательные матери также стремятся помочь своим детям решить проблемы, дать им возможность полностью реализовать свой потенциал. Конечно, нет причин, по которым эти способности не могут передавать отцы. Разум могут развивать «отцовские» свойства, такие как интуиция, эмоции.

Но есть и другие факторы

Недавно исследователи из Университета Ульма в Германии обнаружили, что генетика не единственная причина развитого интеллекта. На то, умны вы или нет, оказали влияние и другие факторы.

Главный такой дополнительный фактор – степень привязанности к матери, особенно в возрасте до двух лет
. Дети, которые регулярно играли с ними в сложные игры, требующие распознавания символов, впоследствии вырастали в более умных взрослых, чем большинство их сверстников.

Второй фактор – это любовь
. Если эмоциональные потребности детей в возрасте до 13 лет удовлетворялись почти полностью, в их гиппокампе образовывалось на 10% больше клеток, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.

Экологичное родительство. Дети: Результаты научных исследований говорят о том, что уровень интеллекта человека в основном определяется материнскими, а не отцовскими генами. Это означает, что для того, чтобы родить умного ребенка, совершенно не нужно «охотиться» за Нобелевскими лауреатами.

Результаты научных исследований говорят о том, что уровень интеллекта человека в основном определяется материнскими, а не отцовскими генами. Это означает, что для того, чтобы родить умного ребенка, совершенно не нужно «охотиться» за Нобелевскими лауреатами.

У матерей больше шансов передать по наследству гены, отвечающие за умственные способности, так как эти гены сцеплены с Х-хромосомой, которая у женщин представлена в двух копиях, в то время как у мужчин – в одной, пишет The Independent.

Мало того, как предполагают исследователи, опираясь на последние научные данные, «интеллектуальные» гены, полученные от отца, могут у потомства автоматически деактивироваться.

Дело в том, что гены, отвечающие за интеллект, входят в категорию генов, контролируемых полом, которые ведут себя по-разному в зависимости от своего происхождения. Некоторые проявляют активность только если они унаследованы от отца, а некоторые – только если они унаследованы от матери.

«Интеллектуальные» гены как раз относятся к последней разновидности.

Как показали исследования, проведенные на генетически модифицированных лабораторных мышах, у особей с избыточной дозой материнских генов вырастает большой мозг, а тело развивается слабо. И наоборот, у мышей с излишком отцовских генов тело вырастает большое, а мозг остается маленьким.

Изучая распределение клеток, содержащих только материнские и только отцовские гены, в головном мозге мышей, ученые установили, что клетки с отцовскими генами превалируют в древней лимбической системе мозга и отвечают за такие базовые вещи как секс, пища и агрессия. В то же время ни одной «отцовской» клетки не было найдено в коре больших полушарий, отвечающей за наиболее продвинутые когнитивные функции – мышление, речь, память, планирование своих действий.

То, что эти данные верны и для людей, подтвердили исследователи из Университета Глазго (Великобритания). Они ежегодно, начиная с 1994 года, тестировали умственные способности почти 13 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет

Анализ показал, что даже приняв во внимание множество факторов, от уровня образования до социально-экономического статуса участников исследования, точнее всего предсказать их интеллектуальный уровень можно по уровню IQ их матерей.

В то же время наука говорит о том, что умственные способности определяются наследственностью лишь на 40-60%. Все остальное связано с внешними условиями, в которых растет и развивается человек, но и эта часть вклада в интеллект ребенка в огромной степени зависит от матери.

Как выяснили исследователи из Вашингтонского университета (США), именно тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком является ключевым фактором для нормального развития некоторых областей его мозга. Ученые проанализировали, как группа мам общается со своими детьми в течение семи лет после их рождения.

Оказалось, что у детей, получавших хорошую эмоциональную и интеллектуальную поддержку от матерей в возрасте 13 лет, размер гиппокампа – области мозга, связанной с памятью, обучением и реакцией на стресс, – был на 10% больше, чем у тех детей, которых матери держали на расстоянии.

Это Вам будет интересно:

Сильная связь с матерью обеспечивает ребенку чувство безопасности, и дает возможность свободно исследовать окружающий мир, считают ученые. Преданные, внимательные мамы помогают ребенку преодолеть все трудности и реализовать свой потенциал. В то же время, папам тоже не надо отчаиваться – они передают своим детям и с помощью генов, и участвуя в их воспитании, множество других важнейших качеств, помогающих развитию не только интеллекта, но и личности в целом.
опубликовано

Миф четвертый

Чтобы получить умного ребенка, надо развивать у него логическое мышление.
Сотрудники кафедры психогенетики психологического факультета МГУ провели многолетнее наблюдение за развитием интеллекта группы людей с 6-летнего возраста до 24 лет. И увидели, что уровень логического мышления был выше у тех подростков и молодых людей, кто в 6 лет отличался богатым наглядно-образным мышлением.

Так что не спешите решать с дошколятами логические задачки. У малышей надо развивать фантазию, воображение, образное мышление, больше с ними сочинять, рисовать, играть. Игра – очень важный этап в развитии ребенка. Наш известный психолог, исследователь мира детства Д. Б. Эльконин говорил: если ребенок недоиграл в дошкольном возрасте, это скажется на его дальнейшем развитии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий