Как заставить ребенка есть

Игровая форма

Опять же, пройдено личным опытом. Маленькая племянница терпеть не могла творог. Ее мама измельчала его в блендере, добавляла сахар и фрукты – бесполезно. Однажды мне пришлось кормить мелкую, как вы догадались, творогом. Первые десять минут мы с ней спорили, ребенок изворачивался, отпихивал ложку и ныл. Потом мне пришла в голову идея игры, ложка с творогом превратилась в самолет. Я жужжала, племянница смеялась, самолетик залетал ей в рот. Ребенок съел творог и остался доволен.

Игровая форма питания относится и к более старшим детям. Племяннику было 8 или 9 лет, точно не помню. Сестра приготовила солянку, мелкий ковырялся в тарелке и кривил нос. Сестра – дама строгая, она оставила его на кухне, заявив, что пока тарелка не опустеет – мелкий так и останется за столом.

Пошла я на кухню, смотрю – сидит мой мелкий и носом шмыгает. Я сама не люблю тушеную капусту, поэтому ощущения племянника понимаю. Взяла ложку и говорю: “Мелкий, давай играть и есть одновременно”. Он засмущался, мол, взрослый для того, чтобы кормили с ложки. Мы с ним ложечку за маму скушали, за папу и так – всех домочадцев перечислили, включая собаку, кошек и хомяка. Капуста исчезла из тарелки довольно быстро, племянник повеселел, сестра осталась довольна – что еще надо?

Главный секрет. Как заставить ребенка есть все!

Я, намучившись со своими детьми, к кормлению внука подошла со всей ответственностью. Учла все ошибки и недочёты. Я стала приучать его к разнообразному питанию ещё до года. Старалась, чтобы новое блюдо было безупречно приготовлено.

И по виду, и по качеству. Я, уже с пяти месяцев, внуку такое вкусное картофельное пюре давала, что мой взрослый сын просил, чтобы я ему немного оставила «детской картошечки». Супчики варила на курином бульоне, добавляла туда разные овощи, крупы.

А потом размельчала в блендере. Внуку было месяцев десять. Мы пошли в поликлинику на очередной медицинский осмотр. И когда педиатр сказала, что уже пора приучать ребёнка к разнообразной еде, я с гордостью сказала: «Он у нас ест всё!»

Педиатры различают несколько видов происхождения отсутствия аппетита у ребенка

  • Мнимое отсутствия аппетита;
  • Нервное отсутствия аппетита;
  • Органическое отсутствия аппетита.

Кратко разберем каждый вид отсутствия аппетита у ребенка

Мнимое отсутствие аппетита — это когда малыш вроде бы и ест, вес его стабильно увеличивается, но родителям, а в особенности — маме, кажется, что он ест и плохо, и мало. В этом случае все зависит от интенсивности обмена веществ. Если обмен веществ быстрый, то ребенок ест больше, если обмен веществ медленный, то, соответственно, — меньше. Главное, что и в первом, и во втором случае еды хватает для нормального роста и восполнения затрат энергии.

Нервное отсутствие аппетита. Очень часто бывает так, что родители регулярно кормят своих детей насильно, привлекая песни, сказки, игрушки, мультики и даже рекламные ролики. При этом никто даже не вспоминает, что желудочный сок вырабатывается только тогда, когда ребенок голоден, в связи с чем ребенок ест сам, сам жует и сам глотает. Если же ребенка кормить насильно, то желудочный сок почти не вырабатывается, из-за чего ребенок плохо жует еду, с трудом глотает и даже может вырвать. Постепенно этот метод входит у родителей в привычку, отказаться от которой потом не так и просто. Выход в данной ситуации только один, включающий в себя несколько составляющих — насильно не кормить, давать ребенку выбор, согласовывать с ребенком, что он будет есть.

Advertisement

Органическое отсутствие аппетита может возникать на фоне разных острых заболеваний (ОРЗ, ОРВИ, ангина, травмы и т.д.). Отсутствие аппетита в этот период — это норма и естественная защитная реакция организма. Ведь все жизненные силы в случае болезни лучше направить на борьбу с болезнью, а не на переваривание пищи. Поэтому больного ребенка не нужно кормить насильно, а лучше дать ему как можно больше разнообразных полезных напитков: чай, фруктовый сок или компот.

После 4 лет. Как приучить ребенка к здоровому питанию

Согласно данным исследований, ребенок начинает осознавать понятие «здоровая еда» в возрасте около 4 лет. Это происходит, только если родители объяснили ему, что это такое, причем как можно раньше, в 2 – 3 года, а то и в годик. И тогда уже в возрасте 4 – 5 лет дети могут самостоятельно делать «здоровый» выбор.

1) Подайте ребенку пример. Самым лучшим примером для малыша является его семья. Если мама хотя бы раз в несколько дней готовит вкусный здоровый ужин, папа приносит домой свежие фрукты и овощи, а бабушка показывает внучке, как варить суп, то ребенок получает навыки здорового пищевого поведения. 

2) Не кладите в еду много сахара или специй. Ребенок открывает естественный вкус каждого продукта и ощущает такие вкусовые оттенки, которые взрослый не способен различить. Конечно, со временем малыш должен знакомиться с самыми разными блюдами, но сейчас лучше избегать резких вкусов.

3) Присмотритесь к собственному рациону. Пусть семейная трапеза не будет плохим примером для юного гурмана. Привыкайте есть меньше жареного, больше блюд, приготовленных на пару или тушеных. Включайте в диету овощные и фруктовые салаты. Откажитесь от вредных полуфабрикатов и алкоголя. Старайтесь закупаться продовольствием не на месяц, а на неделю.

4) Готовьте вместе с детьми. Учите их мастерству приготовления любой еды — от каши до пирога. Пусть малыш всего лишь насыплет стаканчик муки в миску — этого уже будет достаточно для начала.

5) Придумывайте игры про еду. С помощью игры можно познакомить ребенка с тем, какие продукты полезны для него, а какие — нет. Вы можете придумать целый мир, в котором будут жить любопытные персонажи. Используйте свое воображение!

6) Пусть десертами станут только блюда из натуральных ингредиентов — фруктовые пюре и салаты, пудинги и т. д.

7) Не пугайте малыша категорическими запретами

Мягко объясняйте и старайтесь переключать внимание ребенка в те моменты, когда он слишком активно требует что-то вредное.

Как научить ребенка правильно вести себя за столом

Как преодолеть детские капризы за столом, создать здоровую иерархию в семье, научить ребенка нормам поведения и семейным ритуалам?Уже в 2 – 3 года кроха может начать капризничать, скандалить, уходить из-за стола, где собралась вся семья, без разрешения и игнорировать другие запреты. Как найти общий язык с маленьким бунтарем и научить его правилам поведения?

Выработайте единую позицию. Чтобы изменить эту ситуацию, взрослым, включая бабушку, необходимо договориться о единых требованиях и общем подходе к воспитанию ребенка.
Среди договоренностей должны быть правила поведения за столом

Будут ли малыша кормить отдельно или он ест вместе со всеми? Как реагировать, если он пытается уйти из-за стола?
Важно показать ребенку семейные правила на собственном примере. Можно комбинировать разные подходы: завтрак, обед и полдник — в легком режиме, ужин — все вместе и в общении

В этой ситуации малыш сам захочет посидеть со всеми подольше.
Совместные трапезы со взрослыми — важный ритуал, показывающий малышу его место в семейной иерархии. Ситуация, в которой трехлетний ребенок питается отдельно от всех, — это путь к побегам из-за стола. Малыш привыкает к тому, что у него свой режим и ритуал питания и только от него зависит, когда начать и когда закончить. Но если ребенка включить в круг семьи, ему будет проще обучиться правильному поведению за столом. Особенно если перед ним, как и перед остальными, лежит салфетка и ему разрешают пить из стеклянного стакана, как взрослому.

Итак, почему же дети плохо едят?

Давайте рассмотрим подробнее, обратив внимание на тот день, в который ребенок перестал нормально питаться. Это может быть вызвано следующими психологическими и физиологическими причинами:

  • Вкусовые пристрастия детей меняются по мере взросления — это закономерно. Не может ребенок любить одно и то же блюдо на протяжении нескольких лет.
  • Излишние эмоциональные переживания снижают аппетит. Нервные стрессы, переживания из-за учебы, занятий в секциях или семейные проблемы могут сказаться на аппетите детей.
  • Ребенок недостаточно активен физически или, в силу врожденного темперамента, мало двигается.
  • В жаркое время года аппетит снижается из-за потребления большого количества воды, напитков, мороженого и фруктов.
  • Во время болезненного состояния, общего недомогания или в момент обострения хронических заболеваний.
  • Дети, относящиеся к хронотипу «сова» плохо едят за завтраком, но вполне плотно ужинают. Если ребенок-сова не позавтракает дома, то в школе у него появится чувство голода, может понизиться давление и начаться головная боль.

Ни в одном из перечисленных случаев не стоит заставлять ребенка есть. Лучше поинтересоваться, какое блюдо ему больше всего хочется. Если потеря аппетита временная, то ничего страшного в этом нет. Ведь взрослые тоже устраивают себе разгрузочные дни.

Нужно ли заставлять есть ребенка больного Комаровский. Питание

Комаровского попросили рассказать, как приучить ребенка есть рис и гречку и как вести себя с «малоежкой».

«Если в доме есть только рис и гречка, то думаю, что эта проблема решится сама собой. Если вы можете позволить себе и другие продукты, то не надо зацикливаться именно на гречке. Пусть ест пшено или овсянку. Если ребенок от чего-то отказывается, то проблема, как правило, не в ребенке, а в маме. То есть либо она придумывает себе трудности, либо предлагает еду тогда, когда пришло время. А ребенок ест, когда хочет. Нормальный ребенок не будет есть, если он не потратил достаточное количество энергии. А где ему ее тратить, если он целый день просидел в душном помещении у телевизора?»

Затем доктора спросили, как относиться к обычаю бабушек давать младенцу чучук. Как выяснилось, доктор знает, что это такое.

«Если бабушке очень важно, чтобы ребенок пососал этот чучук, то пожалейте бабушку. Позвольте ей сделать так, как она хочет. В этом нет ничего страшного, если ребенок не перекормлен и не закутан

То есть если он сможет потратить полученную из чучука энергию»

В этом нет ничего страшного, если ребенок не перекормлен и не закутан. То есть если он сможет потратить полученную из чучука энергию».

Личное впечатление. Главное, что умеет доктор Комаровский, — успокоить маму. Слушая или читая его, понимаешь, что если уж природа позаботилась о том, чтобы ребенок родился здоровым (а здоровыми рождаются большинство детей), то она позаботилась и о механизмах, чтобы это здоровье сохранить. Испортить здоровье могут плохие врачи и «слишком любящие» родители, которые уверены, что ребенок должен быть тепло одет и сытно накормлен. Но даже если удалось испортить здоровье сыну или дочке, то никогда не поздно все исправить.

Нужно ли заставлять ребенка есть Комаровский. Рекомендации Комаровского матерям

Как утверждает известный доктор, плохой аппетит не является бедой самого ребенка. Скорее это проблема психологического комфорта родителей. В первую очередь – матери. У женщин природой заложен инстинкт обязательного вскармливания потомства. Решение любой ценой заставить малыша покушать диктует подсознание.

Роль отца – добытчик. Его задача исполнена, если в доме достаточно еды. Заботы папочки на этом заканчиваются. И вряд ли он станет волноваться, что дети плохо едят. Не хотят? Покушают, когда станут голодными! У мамочек от таких слов голова кругом. Предназначение женщины – кормить, согревать, обеспечивать комфорт. Кто же прав в данной ситуации? Как ни парадоксально – мужчина. Заставлять ребенка кушать только потому, что пришло время – нецелесообразно. Другое дело, что мама чувствует угрызения совести. Ведь ее инстинкт неудовлетворен.

Евгений Комаровский считает, что в большинстве случаев мама может самостоятельно определить причину отсутствия аппетита у ребенка:

  • занят игрой и не хочет отвлекаться на еду;
  • набегался и кушать не хочется из-за переутомления;
  • не желает употреблять пищу конкретно в данный момент;
  • не успел опомниться после сна.

Если вышеперечисленные причины исключены, но ребенок все равно отказывается пообедать – ему это просто не нужно. Потребность организма в калориях равна его энергетическим затратам. Ребенок обязательно почувствует голод, когда запасы энергии иссякнут. А до тех пор, пока не возникнет желания, пичкать его едой не стоит.

Самая полезная пища – это съеденная с удовольствием. Нет идеальной схемы потребления продуктов. Отсутствие аппетита – не всегда является признаком болезни и поводом для беспокойства родителей.

Чем обусловлено отсутствие аппетита

Аппетит – это естественный позыв к употреблению пищи. Он может возрастать в периоды активного роста ребенка. Такие ситуации эпизодические. Гормоны роста активизируются, кроха начинает лучше питаться. Зависит желание покушать и от того, насколько активно прошел день. Режим прогулок также играет свою роль. Имеет влияние сезон, погодные условия. Например, в жару сытные блюда ни к чему.

В жаркое время года главная задача родителей не допускать обезвоживания организма. Первостепенная задача – достаточное потребление жидкости. Еда отходит на второй план.

Многие факторы сказываются на аппетите. Большинство из них – временные явления. Но есть и серьезные причины:

  • проблемы работы ЖКТ, запоры, кишечная непроходимость;
  • ферментативная недостаточность (желудок не в состоянии переваривать тот объем пищи, который в него поступает);
  • замедленный обмен веществ;
  • различные заболевания (отсутствие аппетита биологически обусловлено).

Заподозрив неладное, не откладывайте визит к врачу. Если причина явная, например, простуда или ОРЗ, ситуация ясна. Все наладится, как только симптомы отступят. Когда затрудняетесь самостоятельно определить этимологию проблемы, есть повод обратиться за медицинской помощью.

Категорически нельзя заставлять ребенка кушать в период болезни. Это не принесет ожидаемой пользы. Бороться нужно с самим заболеванием, а не преодолевать отсутствие аппетита.

Если ребенок совсем ничего не ест

Когда ребенок отказывается от еды в течение целого дня — это не всегда  повод для беспокойства и срочного обращения ко врачу: вполне возможно, что детский организм “решил” освободиться от шлаков

Но важно соблюдать питьевой режим, чтобы избежать обезвоживания организма

Но отказ от пищи более двух дней свидетельствует о каком-либо заболевании, и ребенка нужно не пытаться накормить, а срочно пройти с ним медицинское обследование. Это тревожный сигнал.

В большинстве случаев пресловутое «ничего не ест» — это страхи взрослых, особенно бабушек. Если проанализировать дневной рацион ребенка, который «ничего не ест», можно увидеть, сколько калорий он набрал во время перекусов. Печенье, конфеты, булочки, соки с сахаром, даже если из тарелки супа съеден только бульон — все это источники энергии.

Истории из жизни

Беспокойство, как правило вызывают две вещи: ухудшение в состоянии здоровья ребенка и то, что это существенно ограничивает социализацию ребенка и семьи. Представьте себе, что будет, если ребенок, который ест только пять продуктов, да еще и приготовленных определенным образом, попадет в реанимацию, например, куда не пронесешь домашнюю еду? Я уже молчу про санатории, лагеря, длительные поездки, когда семья питается не дома и т.д.

С некоторых недавних пор (в 2013 году), в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям (в нашей стране врачи его используют как дополнительное руководство) появился соответствующий диагноз Расстройство, связанное с избеганием/ограничением приема пищи» (Avoidant/restrictive food intake disorder (ARFID), DSM-V, 2013, 307.59, F50.8).

Основные критерии этого расстройства:

А. Нарушение питания или кормления (например, отсутствие интереса к приёму пищи или к самой еде; избегание определенных продуктов на основании их сенсорных качеств (например, цвета, запаха, консистенции и т.д. – О.С.); беспокойство по поводу опасных для здоровья последствий приема пищи), проявляющееся в постоянном недостатке удовлетворения питательных и/или энергетических нужд, связанном с одним (или более) признаком из следующих:

  1. Значительная потеря веса (или невозможность достичь ожидаемого набора веса, или задержка роста у ребёнка).
  2. Значительная нехватка питательных веществ. Так, например, описаны случаи цинги у детей,  полностью отказывающихся от употребления в пищу овощей и фруктов (Ma, Thompson, Weston, 2015).
  3. Зависимость от энтерального питания или оральных пищевых добавок.
  4. Значительное влияние на психосоциальное функционирование.

В. Расстройство не связано с недоступностью пищи или с ограничениями со стороны культурных традиций.

С. Расстройство не наблюдается только лишь в период нервной анорексии или булимии и не связано с переживанием из-за фигуры и веса.

D. Расстройство не является частью другого психического заболевания, усиливаясь в периоды обострений.

Расстройство, когда отказ от пищи связан с какими-то ее сенсорными характеристиками, возникает обычно в течение первого десятилетия жизни ребенка. Расстройство, когда отказ от пищи связан с беспокойством по поводу опасных последствий ее приема, может возникнуть в любой момент жизни человека.

Считается, что на возникновение расстройства могут влиять детско-родительские отношения, например, насильственное кормление, угрозы и конфликты во время или после приема пищи, связанные с отказом ребенка от еды и другие воспитательные ошибки.

Нужно иметь в виду, что избирательность в еде может не выходить за рамки нормы. Например, для детей 2-3 лет вполне естественна привередливость в еде. Избирательность в еде, когда она действительно создает серьезные проблемы для ребенка и семьи, может сочетаться с другими психическими расстройствами или быть симптомом в их структуре, поэтому консультация врача необходима, чтобы он мог отделить «зерна от плевел» и помочь выработать правильную тактику сопровождения пациента.

Одним из самых распространенных психических расстройств, сочетающихся с ARFID является тревожное расстройство. Оно наблюдается примерно у 70% детей с ARFID (Nicely et al., 2014). Довольно часто ARFID сочетается с расстройствами аутистического спектра (13%, Nicely et al., 2014). По разным оценкам около 90% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с питанием разного рода (Kodak, Piazza, 2008), около 70% демонстрируют избирательность в еде (Twachtman-Reilly et al, 2008).

Почему это важно

Нездоровое питание влияет не только на физическое и психическое состояние ребенка. Дети, которые питаются неправильно, находятся в группе риска по развитию ожирения и расстройств пищевого поведения, то есть формирования нездорового отношения к еде. Такое расстройство может развиться в ситуации, когда еда становится не источником энергии, а поводом для тревоги и отрицательных эмоций.

По словам кандидата психологических наук, детского психолога клиники «Фэнтези» Юлии Себелевой, выделяют три основные фактора риска развития расстройств пищевого поведения:

  • Генетический. Известны некоторые гены, которые значительно увеличивают риск развития РПП.
  • Психогенный, он связан с пережитыми сложными травмирующими событиями. РПП в таком случае может возникнуть как вариант адаптации к тяжелой ситуации.
  • Стереотипы и установки про телесные стандарты и смещение образа тела в сторону худобы.

Почему ребенок не хочет есть

Существует несколько причин отказа от пищи:

  • Плохое настроение, протест голодовкой. Недосып, обида на слова или поведение мамы, негативное воспоминание о предыдущем кормлении – например, ожог нёба из-за слишком горячей пищи.
  • Дискомфорт. Место за столом бывает неудобным для малыша. Он часто крутится, махает руками, ногами, слезает со стула, вытягивает и выпрямляет ножки.
  • Привычка постоянно развлекаться. Вместо обеда малыш хочет смотреть телевизор, играть с гаджетом или другими детьми.
  • Невкусная или однообразная еда. В этом случае ребенок может выплевывать или бросать пищу на пол.
  • Отсутствие голода из-за сладостей, съеденных перед обедом.

Тише, Танечка, не плачь!

Тот факт, что малыш успокаивается при кормлении, мамы усваивают очень быстро, ведь если дать ему грудь или бутылочку с питанием, он тут же расслабляется, даже если только что был расстроен, упал или плакал непонятно над чем. В этом нет ничего плохого, однако, если успокаивать ребенка только таким образом, то формируется прямая зависимость «мне плохо — надо поесть». К чему это приводит, знают практически все люди, склонные «заедать проблемы».

Мамам малышей от года до двух лет особенно важно научиться успокаивать ребенка словами, а не едой. Наташа, мама пятилетнего Ярослава, вспоминает: «Когда Ярику было примерно полтора года, я решила отучить его от бутылочки, однако это оказалось не так-то просто. Он был очень шустрый, поэтому постоянно падал, ударялся, требовал то, что “нельзя” — в общем, поводов для слез было множество

И успокоить его, не дав бутылочку с едой, было невозможно! Уговоры-разговоры не помогали! Я поняла, что упустила время, это стало привычкой, и в первую очередь — моей. А что, удобно: ребенок заплакал, дал ему бутылочку — через секунду он спокоен. Я против резкости и насилия, поэтому пришлось менять поведение постепенно. Один раз в день — уговоры, 10 раз — бутылочка; 2 раза уговоры — 8 раз бутылочка и так далее. Мне было сложно, но я решила, что так будет лучше, в первую очередь, для него. Пришлось тратить время и находить нужные слова, но все получилось, я довольна и собой, и Яриком»

Он был очень шустрый, поэтому постоянно падал, ударялся, требовал то, что “нельзя” — в общем, поводов для слез было множество. И успокоить его, не дав бутылочку с едой, было невозможно! Уговоры-разговоры не помогали! Я поняла, что упустила время, это стало привычкой, и в первую очередь — моей. А что, удобно: ребенок заплакал, дал ему бутылочку — через секунду он спокоен. Я против резкости и насилия, поэтому пришлось менять поведение постепенно. Один раз в день — уговоры, 10 раз — бутылочка; 2 раза уговоры — 8 раз бутылочка и так далее. Мне было сложно, но я решила, что так будет лучше, в первую очередь, для него. Пришлось тратить время и находить нужные слова, но все получилось, я довольна и собой, и Яриком».

Если мы в раннем детстве получим бесценный опыт того, что в трудную минуту можно положиться на близкого человека, его объятия, утешения и слова, то во взрослом возрасте в стрессовых ситуациях у нас будет меньше поводов хвататься за бутылку или опустошать холодильник.

2.Последствия принуждения ребенка есть

Если вы заставите своего сына или дочь есть, когда они этого не хотят, вы вызовете следующие ситуации.

1. Они учатся использовать пищу в качестве разменной монеты. 

Пища не может быть важнее выполнения биологической функции. Если в детстве ребенок узнает, что пончик – это награда, возможно, когда он станет старше, будет поедать их во время плохого настроения. 

С другой стороны, если вы накажете его за недоедание, он может связать время приема пищи как стрессовое состояние, и это станет для него настоящим мучением.

2. Результаты: беспокойство, слезы и рвота. 

Когда ребенка заставляют есть, может быть два результата. Во-первых, дети будут воспринимать прием пищи как нечто негативное, и уже будут реагировать на стол с негативной предрасположенностью. 

С другой стороны, если родители преуспевают, а дети привыкают к перееданию при их весе, это может спровоцировать ожирение. Пусть ребенок прислушивается к своему телу.

3. Страх у младенцев. 

Когда дети так малы, что еще не очень осознают, что происходит вокруг них, они будут испытывать этот момент особенно тревожным. 
Они не очень хорошо поймут всю ситуацию и могут подумать, что их родители (те люди, которые должны дать им безусловную любовь и привязанность) «нападают» на них, заставляют их есть и даже злятся или кричат на них.

4. Чрезмерная защита.

Родители, которые слишком огорчены тем, что едят их дети, являются симптомом чрезмерной опеки, стиля обучения, который не рекомендуется, потому что в конечном итоге вы подрываете независимость детей. Вы будете обучать детей, которые станут зависимыми от других, не уверенными в себе и имеющих низкую самооценку.

5. Ненависть к некоторым продуктам. 

Очевидно, что маленькие дети никогда не будут в восторге от овощей и рыбы. 

Вы должны набраться терпения и добавлять их в пищу в небольших количествах и всегда в качестве первого блюда (когда они голодны), но уважайте ребенка и не заставляйте его есть всю тарелку овощей или рыбы. 

Лучше съесть совсем немного и потом что-нибудь еще, чем съесть всю тарелку и больше ничего. Диета должна быть разнообразной. Если вы постоянно будете настаивать на том, чтобы есть только один вид еды, ребенок в конечном итоге возненавидит ее, а затем будет ненавидеть еще долгое время. 

Вы также должны гибко подходить к типу еды. Если, например, ваш ребенок не любит брокколи, но зато может есть цветную капусту, то кладите цветную капусту чаще, чем брокколи или другой овощ с аналогичными питательными веществами

Важно, чтобы он ел овощи, но вы не должны всегда на них ориентироваться

Наконец, лучшее практическое правило для обеспечения того, чтобы наши дети были сыты, заключается в том, что взрослые должны выбирать меню и время приема пищи, но дети сами решают, сколько еды попадает в их желудок.
 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий