Почему ребенок не хочет есть?

4 Масс-медиа — тоже зло

Журналы и блоги транслируют идею: «Если у тебя будет тело, которое подходит под определенный стандарт, ты будешь привлекателен (богат, здоров, успешен)». Возможно, вот почему ребенок плохо ест. Развейте эти мифы примерами людей, у которых все устроено иначе.

  • Обсуждайте с ребенком нереальность экранных образов. Объясните, что есть фотошоп и приложения для смартфона, которые меняют внешность. Найдите фотографии до/после, покажите снимки со съемочной площадки, репортажи из-за кулис.
  • Если ребенок любит соцсети, поищите каналы спортивных тренеров, которые пропагандируют позитивное отношение к телу и здоровье, а не экстремальную худобу.
  • Вежливо расспросите ребенка, кто из блогеров его кумир в плане питания и спорта, обсудите положительные и отрицательные стороны его подхода.

Истории из жизни

Беспокойство, как правило вызывают две вещи: ухудшение в состоянии здоровья ребенка и то, что это существенно ограничивает социализацию ребенка и семьи. Представьте себе, что будет, если ребенок, который ест только пять продуктов, да еще и приготовленных определенным образом, попадет в реанимацию, например, куда не пронесешь домашнюю еду? Я уже молчу про санатории, лагеря, длительные поездки, когда семья питается не дома и т.д.

С некоторых недавних пор (в 2013 году), в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям (в нашей стране врачи его используют как дополнительное руководство) появился соответствующий диагноз Расстройство, связанное с избеганием/ограничением приема пищи» (Avoidant/restrictive food intake disorder (ARFID), DSM-V, 2013, 307.59, F50.8).

Основные критерии этого расстройства:

А. Нарушение питания или кормления (например, отсутствие интереса к приёму пищи или к самой еде; избегание определенных продуктов на основании их сенсорных качеств (например, цвета, запаха, консистенции и т.д. – О.С.); беспокойство по поводу опасных для здоровья последствий приема пищи), проявляющееся в постоянном недостатке удовлетворения питательных и/или энергетических нужд, связанном с одним (или более) признаком из следующих:

  1. Значительная потеря веса (или невозможность достичь ожидаемого набора веса, или задержка роста у ребёнка).
  2. Значительная нехватка питательных веществ. Так, например, описаны случаи цинги у детей,  полностью отказывающихся от употребления в пищу овощей и фруктов (Ma, Thompson, Weston, 2015).
  3. Зависимость от энтерального питания или оральных пищевых добавок.
  4. Значительное влияние на психосоциальное функционирование.

В. Расстройство не связано с недоступностью пищи или с ограничениями со стороны культурных традиций.

С. Расстройство не наблюдается только лишь в период нервной анорексии или булимии и не связано с переживанием из-за фигуры и веса.

D. Расстройство не является частью другого психического заболевания, усиливаясь в периоды обострений.

Расстройство, когда отказ от пищи связан с какими-то ее сенсорными характеристиками, возникает обычно в течение первого десятилетия жизни ребенка. Расстройство, когда отказ от пищи связан с беспокойством по поводу опасных последствий ее приема, может возникнуть в любой момент жизни человека.

Считается, что на возникновение расстройства могут влиять детско-родительские отношения, например, насильственное кормление, угрозы и конфликты во время или после приема пищи, связанные с отказом ребенка от еды и другие воспитательные ошибки.

Нужно иметь в виду, что избирательность в еде может не выходить за рамки нормы. Например, для детей 2-3 лет вполне естественна привередливость в еде. Избирательность в еде, когда она действительно создает серьезные проблемы для ребенка и семьи, может сочетаться с другими психическими расстройствами или быть симптомом в их структуре, поэтому консультация врача необходима, чтобы он мог отделить «зерна от плевел» и помочь выработать правильную тактику сопровождения пациента.

Одним из самых распространенных психических расстройств, сочетающихся с ARFID является тревожное расстройство. Оно наблюдается примерно у 70% детей с ARFID (Nicely et al., 2014). Довольно часто ARFID сочетается с расстройствами аутистического спектра (13%, Nicely et al., 2014). По разным оценкам около 90% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с питанием разного рода (Kodak, Piazza, 2008), около 70% демонстрируют избирательность в еде (Twachtman-Reilly et al, 2008).

Сколько еды нужно ребенку на самом деле?

Психологи и педиатры советуют взглянуть на сложившуюся ситуацию по-новому. Например, выясните, действительно ли Ваш ребенок слишком мало ест. Согласно статистике среди детей до 7 лет истинных малоежек только 20%.

Маленький ребенок, пока у него не сформировались пищевые привычки, просит есть, только когда голоден. Его аппетитом управляет инстинкт. Если у малыша все хорошо со здоровьем, то он съест ровно столько, сколько нужно его организму, и лишние порции только навредят. Когда он становится старше, то начинает ориентироваться не на потребность организма в пище, а на социально-психологическую обстановку, жизненный опыт, эмоции.

Как определить, сколько реально нужно еды ребенку? Педиатры и психологи советуют руководствоваться простым правилом: малыш обязательно должен съесть столько ложек каждого блюда, сколько ему исполнилось полных лет. Иными словами, двухлетний карапуз обязан съесть не менее двух ложек супа и двух ложек второго на обед. Если ребенок начинает капризничать, договоритесь с ним ориентироваться на это правило. Это сделает прием пищи предсказуемым и более комфортным и для малыша, и для мамы.

В вопросах детского питания мамы часто забывают считать калории, а между тем это очень важно. Если Вы внимательно проанализируете рацион малыша, может оказаться, что он получает намного больше калорий, чем ему требуется

  • В возрасте 6-12 месяцев малышу нужно 800 ккал;
  • В 1-3 года требуется 1300 – 1500 ккал;
  • В 3-6 лет суточная норма – до 2000 ккал;
  • В 6-10 лет – до 2400 ккал.

А теперь проверьте, сколько калорий содержится в детском творожке, фруктах, каше, котлетке и другой еде, которую обычно съедает ребенок. Вполне возможно, что Вы заставляете его есть лишнее, и он отказывается инстинктивно.

Медицинские причины нарушения аппетита у маленьких детей

Можно выделить пять основных и самых распространенных медицинских причин нарушения аппетита у детей.

Причина 1. Пищевые аллергии и непереносимости

Пищевые аллергии и непереносимости могут не проявляться внешне, проходить достаточно скрытно, но наносить урон детскому организму и приводить к тому, что ребенок не хочет есть. К ним можно отнести непереносимость глютена и казеина. Они не видны внешне, но данные проблемы приводят к разрушению стенки кишечника, эти причины влияют и на аппетит, и на поведение ребёнка (у ребенка наблюдаются плаксивость, раздражительность и т.п.). У детей с аутизмом подобная причина наблюдается очень часто.

При этом даже самые безобидные аллергии, проявляющееся лёгкой сыпью у некоторых деток могут вызвать практически полное отсутствие желания есть (напоминаю, так реагирует организм ребенка). Поэтому консультация у аллерголога в случае проблем с отказом ребенка от еды также может быть необходимой.

Связано ли грудное вскармливание с потерей ребенком аппетита?

Думаю, среди читающих эту статью, обязательно будут мамы (или папы, или специалисты) задающееся вопросом – а не может ли быть отсутствие аппетита спровоцировано грудным вскармливанием? Не может ли ребёнок попросту наедаться маминым молоком? Нет, не может – это не физиологично и не логично с точки зрения эволюции. Как раз наоборот: «висение на груди» это следствие, а не причина.Грудное молоко – это самая безопасная и самая легко усваиваемая пища для ребёнка, поэтому при невозможности есть взрослую еду (по любым причинам), малыши компенсируют недостаток поступления питательных веществ через молоко. И отлучив ребёнка от груди – вы «лечите симптом, а не болезнь». Да, есть вероятность, что ребёнок начнёт есть лучше, но это не означает, что он получит от этого больше пользы. Кроме того, есть дети, на которых отлучение от груди оказывается столь травматично, что они не только не начинают есть больше, но и проносят этот негативный опыт через всю жизнь, даже не осознавая того. Это один из вариантов перинатальной травмы привязанности. Поэтому стоит продолжать кормить ребёнка грудью столько сколько он того требует, параллельно решая вопросы «причины». Вообще рекомендую параллельно решать вопросы здоровья ребенка и наличия психологических проблем, связанных с питанием.

Я попросила Марию рассказать ее историю преодоления отказа ребенка от еды. Это реальная история без прикрас: в ней есть и достижения, и ошибки, и их последствия, и конкретные советы о том, как можно помочь ребенку и справиться с последствиями своих ошибок

У каждой семьи – свой опыт, своя ситуация, но как важно всем у кого есть данная проблема, узнать опыт тех, кто уже прошел через данную проблему и помог своему ребенку. Как важно понимание, что вы не одни такие, что есть те семьи, кто понимает вас и может передать свой опыт

Как важно увидеть ошибки чтобы их не допустить. И я благодарна Марии, что она поделилась своим опытом – опытом прошлого, сделанными ошибками и выводами из них, которые помогут другим семьям решить проблему и, что еще лучше, ее предупредить.

Почему это важно

Нездоровое питание влияет не только на физическое и психическое состояние ребенка. Дети, которые питаются неправильно, находятся в группе риска по развитию ожирения и расстройств пищевого поведения, то есть формирования нездорового отношения к еде. Такое расстройство может развиться в ситуации, когда еда становится не источником энергии, а поводом для тревоги и отрицательных эмоций.

По словам кандидата психологических наук, детского психолога клиники «Фэнтези» Юлии Себелевой, выделяют три основные фактора риска развития расстройств пищевого поведения:

  • Генетический. Известны некоторые гены, которые значительно увеличивают риск развития РПП.
  • Психогенный, он связан с пережитыми сложными травмирующими событиями. РПП в таком случае может возникнуть как вариант адаптации к тяжелой ситуации.
  • Стереотипы и установки про телесные стандарты и смещение образа тела в сторону худобы.

Что делать, если ребенок не хочет есть: видео доктора Комаровского о детях — малоежках

Это видео не только медицинское видео врача, но и психологическое. Оно не только про еду и про детей, но и про нас — пап и мам, бабушек и дедушек и нашу жизнь и наше отношение к питанию.

Статья про питание детей не зря публикуется на этом ресурсе, посвященном в первую очередь познавательно — речевому развитию ребенка. Решив проблему взаимоотношений с ребенком, налаживания его питания возможно получить значительный положительный сдвиг в общем развитии ребенка. Мы уже видели из истории маленькой девочки, как стресс, связанный с питанием, может привести к временной задержке в речевом развитии ребенка и исчезновению у малыша лепета и лепетных первых слов. Ведь хороший аппетит полноценное усвоение пищи – это не столько набор килограммов и физическое развитие, это и хорошее питание мозга, и эмоциональный комфорт ребенка в общении с мамой. Желаю вашим деткам кушать крепкого здоровья, богатого словарного запаса, понятной и грамотной речи, и конечно же, хорошего аппетита!

Еще о питании детей интересную  и полезную информацию Вы найдете в статьях сайта:

Как научить малыша держать ложку и кушать ложку: это важно знать о развитии ребенка каждой семье. Воспитание самостоятельного ребенка: вредные советы для родителей :), а также таблица развития навыков самообслуживания у малышей по возрастам

Воспитание самостоятельного ребенка: вредные советы для родителей :), а также таблица развития навыков самообслуживания у малышей по возрастам.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”. Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Отказ от еды

Родители должны быть готовы к тому, что во время посещения детского сада дети могут отказываться от блюд. Причем варианты бывают разные: либо ребенок дома может есть хорошо, а в детском саду отказываться от приема пищи; либо в садике есть прекрасно, а дома – полный отказ.

– Первое, что нужно сделать: выяснить, чем различается обстановка приема пищи дома и в детском саду, – продолжает эксперт. – Возможно, если в детском саду ребенок хорошо ест, там над ним никто не довлеет с ложкой, уговорами, добавкой.

Часто у детей, возвратившихся домой из детского сада, по мнению родителей, начинаются беспричинная истерика, крики, слезы. Но так они хотят освободиться от стресса, накопившегося за день. Естественно, последнее, что нужно делать в такой ситуации, тем более если это повторяется изо дня в день, – заставлять ребенка есть, чтобы не сформировать у него причинно-следственную связь между отрицательными эмоциями и приемом пищи. Тогда кормление действительно превратится в проблему. А еще во время стресса у ребенка вырабатывается гормон, который тормозит работу пищеварения.

Важно понимать и то, что ребенок ест не для того, чтобы его похвалили, дали конфету или включили «мультики», а чтобы утолить голод. К сожалению, детей часто поощряют: «Если все скушаешь или быстро доешь – получишь сладости»

Это неправильно.

Жизнь — не сахар! Как приучить детей к «невкусной», но полезной еде
Подробнее

Что делать родителям, если ребенок не ест в саду

Хотя главная роль в детском саду отводится воспитателю, решать возникающие проблемы с питанием нужно родителям. Вот несколько советов: 

  1. Установите режим питания. Так голод будет возникать примерно в одно и то же время, что особенно удобно в садике или школе, ведь там детей кормят «по часам». Откажитесь от углеводных и жировых перекусов – оставьте только овощи и фрукты. 
  2. Не предлагайте плотный завтрак перед садиком и не приносите сладости, когда приходите, иначе необходимости поесть в саду просто не возникнет. 
  3. Если малыш не ест в садике в период адаптации, не переживайте. Чаще всего проблема уходит сама собой, когда он расслабится, приобретет друзей и поймет, что ему комфортно в новых условиях. Как можно чаще говорите о том, что вы доверяете работникам сада и поварам, что все блюда приготовлены с заботой – так же, как дома. 
  4. По возможности незадолго до первого посещения детского сада начните готовить схожие блюда. Главное правило: вся еда должна быть простая, без специй и экзотических ингредиентов. 
  5. Вместе с «малоежкой» находите в дневном меню (его, как правило, вывешивают перед входом в группу) какие-то продукты, которые ему могут понравиться сегодня. Хвалите за достижения и постепенно расширяйте список привычной еды. 
  6. Не ругайте ребенка, если он отказывается есть, не применяйте никаких санкций и не манипулируйте детским аппетитом. Мало того, что это входит в привычку, это еще и провоцирует возникновение негативных ассоциаций с едой. 
  7. Если отказ от еды возникает из-за большого количества детей вокруг, периодически устраивайте семейные обеды, ходите в гости, посещайте кафе. Так ребенок привыкнет к тому, что есть в обществе – нормально. 
  8. Учите есть самостоятельно. Выберите вместе новые столовые приборы и заведите ребенку персональную тарелку и чашку. Не торопите и будьте готовы к тому, что после обеда вокруг будет разбросана еда. Если ребенок пока слишком мал, предупредите воспитателя, что малышу нужна помощь. 
  9. Не делайте из отказа от еды проблему. Отказ от еды из-за волнения близких – распространенное явление, и оно будет возникать снова и снова, лишь бы вы уделяли как можно больше внимания малышу, возможно, забирали из садика раньше.

Станьте примером для ребенка дома, и тогда проблема отказа от еды в садике просто не возникнет. 

Когда при­дут выпла­ты на детей

В свя­зи с вве­де­ни­ем ново­го вида мате­ри­аль­ной под­держ­ки на детей и ново­год­ни­ми празд­ни­ка­ми роди­те­ли запу­та­лись. Мно­гие не пони­ма­ют, когда при­дут день­ги. На самом деле все просто.

Те, кто отка­зал­ся от пере­хо­да на уни­вер­сал­ку в янва­ре про­дол­жат полу­чать посо­бия по ста­рым пра­ви­лам. В насто­я­щий момент оста­лись не выпла­че­ны толь­ко сред­ства на детей от 3 до 7 лет. Их назна­че­ни­ем и пере­чис­ле­ни­ем зани­ма­ет­ся соци­аль­ная защи­та насе­ле­ния. У это­го ведом­ства выплат­ной пери­од с 1 по 25 чис­ло каж­до­го меся­ца, поэто­му день­ги могут посту­пить в любой день до край­ней даты.

По инфор­ма­ции от пред­ста­ви­те­лей соц­за­щи­ты, выпла­ты на дошколь­ни­ков нача­ли пере­чис­лять 10 янва­ря. Основ­ной пери­од зачис­ле­ний при­дет­ся на пери­од 17.01–19.01. Все зави­сит от реги­о­на. Там, где софи­нан­си­ро­ва­ние и3 феде­раль­но­го бюд­же­та не осу­ществ­ля­ет­ся или посту­па­ет в мень­шем объ­е­ме день­ги, посту­па­ют раньше.

Сред­ства на школь­ни­ков от 7 до 16 лет за декабрь роди­те­ли полу­чи­ли в кон­це ухо­дя­ще­го года. Если мама или папа не пода­ва­ли заяв­ле­ния на уни­вер­сал­ку, то в янва­ре они ниче­го не получат.

Тем, кто выра­зил жела­ние полу­чать уни­вер­саль­ное посо­бие и кому одоб­ри­ли заяв­ку, сред­ства посту­пят в тече­ние 5‑ти рабо­чих дней после при­ня­тия ведом­ством поло­жи­тель­но­го решения.

Напом­ним, что рабо­чие дни в Рос­сии в янва­ре нача­лись 9 чис­ла. Имен­но с этой даты нуж­но начи­нать отсчет. То есть, выпла­ты по одоб­рен­ным до 9.01 заяв­ле­ни­ям посту­пят до 13 янва­ря включительно.

Осталь­ным необ­хо­ди­мо отчи­тать 5 рабо­чих дней с даты одоб­ре­ния заяв­ле­ния. При этом, суб­бо­ту и вос­кре­се­ния не учитывают.

Таким обра­зом, фак­ти­че­ски ника­ких задер­жек в выпла­те уни­вер­саль­но­го посо­бия нет. Да и дру­гие выпла­ты на детей не задер­жа­ли. Про­сто они при­дут чуть поз­же при­выч­ной даты, но по гра­фи­ку, без каких-либо нарушений.

Читай­те также

Кому 100% повы­сят зар­пла­ту с 1 янва­ря 2023 г. в Рос­сии, индек­са­ция зара­бот­ной пла­ны бюд­жет­ни­кам, на сколь­ко про­цен­тов — послед­ние новости Ста­ло извест­но, что уже в янва­ре 2023 г. неко­то­рых граж­дан ожи­да­ет зна­чи­тель­ная при­бав­ка к зара­бот­ной пла­те. При­чем, речь идет не толь­ко о бюд­жет­ни­ках, но и о тех, кто тру­дит­ся на частных…

Почему ребенок не хочет есть?

Во-первых, отсутствие аппетита у ребёнка может быть чисто субъективным мнением родителей. К примеру, если Ваш годовалый малыш в течении дня с удовольствием (!) съедает 100 гр. каши, пару сухариков, кусочек банана и несколько ложек творога, скорее всего у Вас просто завышенные требования к аппетиту детей. И даже если у Вас самих или в Вашем ближайшем окружении есть дети, которые в таком же возрасте уплетали всё за обе щеки без остановки – необходимо помнить, что все мы разные, и конкретно этот ребёнок имеет полное право не иметь такого аппетита.

Во-вторых, сниженный или отсутствующий аппетит может быть симптомом какого-то скрытого заболевания. Сама я, не являясь медиком, на данный момент времени могу доподлинно сказать только о пяти самых распространённых медицинских причинах нарушения аппетита у детей. Естественно, их может быть намного больше, поэтому рекомендую изначально найти очень хороших педиатра и гастроэнтеролога.

Что значит правильно

Сбалансированное питание — это способ покрыть все энергетические затраты ребенка для гармоничного роста и развития. При правильном рационе достаточное количество питательных веществ обеспечивают нормальный обмен веществ и дают ребенку силы для познания мира.

То есть, чтобы нормально развиваться, ребенку достаточно каждый день съедать немного фруктов, овощей, белка, сложных углеводов и молочных продуктов. Форма приготовления не так важна. Варить каждый день супы или каши не обязательно, если ребенок их не ест.

Объем рациона зависит от физической активности ребенка, возраста и образа жизни. Дети едят больше во время периодов активного роста и активных занятий, но меньше при болезни или долгом сидении дома. Родителям часто кажется, что ребенок мало ест. Но если он активен и хорошо растет, то питания хватает.

При настоящей нехватке питательных веществ он больше спит, нервничает, жалуется на слабость и не может долго гулять. Ногти легко ломаются и слоятся, кожа шелушится, а в углах губ могут появиться трещины.

???? Основные причины отказа детей от еды

Не успел проголодаться, потому что кусочничает

Эти дети всё время едят, но по чайной ложке. Они отказываются от тарелки супа и макарон с котлетой, и их вообще довольно трудно усадить за обед. В столовой они предпочитают жевать хлеб и пить компот. Дома они сообщают, что не голодные, прихватывают кусочек яблока, через час выпивают йогурт, потом доедают половину утреннего бутерброда, закусывают глазированным сырком, на полдник просят банан или печенья. Таким образом, их желудок непрерывно работает, но ко времени приёма пищи они всегда недостаточно голодны, чтобы полноценно поесть.

Чувствует дискомфорт при приёме пищи

Многие дети послушно садятся за стол и кладут ложку в тарелку, но через 15 минут их порция особо не уменьшается, они мямлят, что не хотят есть и всё им невкусно. По моему собственному опыту, часто дело в проблемах с зубами и прикусом. Если ребёнка длительное время в раннем детстве держали на баночном прикорме, смузи, перетёртых пюрешках и киселе, то он мог просто не приучиться пережёвывать взрослую пищу, и жевательные мышцы не развились должным образом. Медленно растущие коренные зубы, кариес, повышенная чувствительность к холодному и горячему, неправильный прикус, при котором жевательные зубы плохо сходятся или расположены под неправильным углом, — всё это вызывает дискомфорт при приёме пищи и заставляет ребёнка уклоняться от этого неприятного занятия.

Привык есть только сладкое

Единственное врождённое предпочтение у человека — сладкий вкус, так как глюкоза — самый простой источник углеводов, то есть энергии. Дети подсаживаются на сладкое с головокружительной скоростью, и особенно этому способствует огромный выбор детских сладких завтраков в виде хлопьев, какао, детских печений, соков в коробочках и творожков. Ещё одним препятствием на пути к здоровому питанию является старшее поколение. Бабушки чаще всего убеждены, что дитё не будет есть кашу без варенья, кефир без сахара, в чай тоже не меньше двух ложек песка, да и конфеткой за хорошее поведение грех не угостить. Знаю истории, когда дети, отправленные к бабушкам на лето, поправлялись на 10 килограмм за пару месяцев, что в итоге стало причиной для обращения к детскому эндокринологу.

Как научить ребёнка любить своё тело

Этот вопрос стоит довольно остро во многих семьях, особенно в том случае, если ребёнок уже имеет карманные деньги, на которые предпочитает покупать исключительно сладости и фастфуд.

Имеет проблемы с ЖКТ

К сожалению, очень и очень часто отказ от еды или нарушения пищевого поведения — признаки гастродуоденита, дискинезии желчевыводящих путей и прочих заболеваний желудочно-кишечного тракта. Дети редко способны описать что-то более конкретное, чем «животик болит». Но если отказы от пищи, желание прилечь и свернуться клубком после обеда, тошнота и боль в животе происходят часто, то это явный сигнал для похода к гастроэнтерологу.

Профилактика приступов

Чтобы не мучиться вопросами, что делать при синдроме беспокойных ног и как его вылечить, рекомендуется скорректировать образ жизни. Правильное питание, физическая активность, полноценный отдых – все это помогает уменьшить частоту приступов и даже полностью избавиться от них. Врачи рекомендуют придерживаться следующих правил:

  • минимизировать употребление стимуляторов: кофе, черный чай, кола, энергетики;
  • отказаться от курения и употребления спиртных напитков;
  • правильно питаться:  в рационе должны присутствовать базовые макро- и микроэлементы в достаточном количестве; при избыточной массе тела необходимо ограничение калорийности на 10-15% относительно нормы;
  • избегать употребления сладостей и других быстрых углеводов перед сном;
  • при необходимости принимать поливитаминные препараты;
  • гулять на свежем воздухе перед сном;
  • по возможности снизить уровень стресса;
  • избегать длительного нахождения в одной и той же позе;
  • ложиться спать в хорошо проветренной и затемненной комнате;
  • минимизировать просмотр телевизора и видеоигры перед сном;
  • периодически делать ножные ванночки с добавлением эфирных масел мяты и лаванды; они способствуют расслаблению мускулатуры и снятию спазмов.

Экспертное мнение врача

Кельбялиев Эмил Загидинович

Заместитель главного врача, врач-невролог, иглорефлексотерапевт

Умеренная физическая активность является хорошей профилактикой гиподинамии. При синдроме беспокойных ног лучше отдавать предпочтение ходьбе, легкому бегу, а также плаванию. Добиться улучшения можно также с помощью йоги и медитации, особенно тех асан, которые снимают напряжение ног.

Что почитать и куда обратиться за помощью родителям детей — малоежек

  • Начать родителям, ребенок которых не хочет есть и отказывается от еды, лучше всего с книги Карлоса Гонсалеса «Мой ребенок не хочет есть. Как превратить кормление в наслаждение», той самой с которой начинается эта статья. Эта книга очень важная для родителей всех малышей.
  • Советую почитать ответы на вопросы с подобными ситуациями на форуме АКЕВ — akev.info (Ассоциации консультантов по грудному вскармливанию), на некоторые из вопросов на этом форуме отвечаю я, Мария Геллерт. Вы можете задать на этом форуме свои вопросы.
  • Можно обратится лично ко мне, написав на мою почту: maria-chelyaba@mail.ru
  • Для наиболее заинтересованных есть трёхмесячный курс проекта «ПроГВ» progv.ru, который называется «Естественный прикорм. Основы и консультирование».

В статье мы говорили о самых маленьких детях — малоежках и их отказах от еды, о причинах тех случаев, когда ребенок в 1-2 года не хочет есть. Но такая проблема может быть и у детей постарше — в возрасте 3, 4, 5, 6 лет. Что делать в этих случаях? Полезное видео известного доктора Комаровского о детях -малоежках поможет вам разобраться не только в проблеме еды, но и в … самой себе!

Как наладить правильное питание ребенка?

Сколько должен съедать ребенок – дело субъективное, важно прислушиваться к желаниям вашего малыша. Забудьте про «общество чистых тарелок»

Сегодня нет никакой необходимости доедать все до последней крошки, ребенок всегда может поесть позже или добрать необходимое в следующий прием пищи.

Не стоит также во чтобы то ни стало заставлять ребенка съесть продукт, который ему категорически не нравится. В конце концов, миллионы людей в мире вообще не едят гречку или творог, оставаясь здоровыми и даже весьма упитанными.

Помните, что ребенок всегда берет пример с родителей, поэтому в первую очередь, наладьте свое питание.  Если вы питаетесь бутербродами с докторской на бегу, не рассчитывайте что малыш станет поклонником рыбы и брокколи на пару. Постарайтесь не кормить ребенка отдельно, пусть он ест вместе со всей семьей за общим столом, даже если он только начал пробовать прикорм.

Не превращайте кормление в спектакль: ребенок не должен есть под мультики, не предлагайте ему сладости за то что он хорошо поест, не нужно отвлекающих маневров. Конечно, в краткосрочной перспективе это работает, но может вызвать серьезные последствия, вплоть до нарушений пищевого поведения, в дальнейшем.

Золотое правило, которое стоит запомнить все родителям: мы отвечаем за то, что, когда и где ребенок ест, а вот сколько есть и есть ли вообще – это зона ответственности ребенка, позвольте решать ему самому, даже если ему всего один год.

Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом

  • Требуйте, чтобы ребенок сидел со всеми, но разрешите ему самому выбирать, чем питаться, из продуктов, представленных на столе.
  • Хотя бы один прием пищи в сутки сделайте общим, семейным, чтобы юный участник трапезы перенимал правила поведения за столом через подражание.
  • В выходные сделайте один общий прием пищи праздничным — пишите меню и готовьте вместе.
  • Введите слово-маркер окончания приема пищи. Например, выпускать малыша из-за стола тогда, когда он скажет «спасибо».
  • Не пускайте ребенка обратно за стол после слова-маркера.
  • Если малыш начинает капризничать за едой, ни в коем случае не уговаривайте его есть. Капризничает — значит наелся. Наелся — скажи «спасибо» и можешь быть свободен.
  • Если ребенок не может и не хочет сидеть со всеми за столом, дайте ему возможность есть в своем режиме, но те продукты, которые ему предложены.

Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые. 

Приятного аппетита вашему малышу!

Виды и причины возникновения

Выделяют две формы заболевания: идиопатическая (первичная) и вторичная. В первом случае проблема возникает без видимой причины и нередко является наследственной. Именно эта разновидность встречается у молодых.

Вторичная форма синдрома беспокойных ног возникает на фоне различных заболеваний и состояний. В список причин входит:

  • травмы головного или спинного мозга (ушибы, сотрясения, сдавление и т.п.);
  • авитаминоз, нехватка минералов: наиболее часто развитие заболевания провоцируется дефицитом витаминов В1, В9, В12, а также кальция и магния;
  • беременность, особенно вторая ее половина (проблема связана с возросшей потребностью в микроэлементах);
  • почечная недостаточность и нарушение баланса электролитов, возникающее на ее фоне;
  • сахарный диабет;
  • анемия (недостаток железа в крови);
  • хронический или однократный сильный стресс;
  • чрезмерные физические нагрузки;
  • рассеянный склероз;
  • ревматоидный артрит;
  • нарушение работы щитовидной железы, сопровождающееся избытком или недостатком ее гормонов;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • болезни вен нижних конечностей: варикозное расширение, флебит, тромбофлебит;
  • амилоидоз: тяжелое системное нарушение белкогвого обмена;
  • хроническая обструктивная болезнь легких;
  • болезнь Паркинсона;
  • чрезмерное употребление кофеина.
  • заболевания желудочно-кишечного тракта: целиакия, дисбактериоз, болезнь Крона;
  • употребление некоторых препаратов (антидепрессантов, антигистаминных и т.п.).

Развитие патологии в детском возрасте часто возникает на фоне синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий