Почему ребёнок вас не слушается: 2 главные причины

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Что делать, если ребенок вообще не слушается: «белый шум» родительских наказов

Есть общие для всех ребят причины, почему они могут не слушать родителей. Родительское слово обесценивается, когда взрослые:

— Применяют крик, оскорбления, физические наказания. Это вызывает у любого ребенка мгновенную утрату чувства защищенности и безопасности. Воспринимать тех взрослых, которые становятся источником сверхстресса, он будет с трудом.

— Постоянно торпедируют запретами «нет» и «нельзя». Эти слова лучше заменить на другие, а при отказе давать сыну или дочке альтернативу (объяснить, что тогда можно). Иначе запреты обесцениваются.

— Взрослые находятся сами в тяжелом психологическом состоянии (депрессии, страхи, обиды, раздражительность и т. д.). У любого из нас не вызывает ни доверия, ни авторитета человек в таком состоянии. К тому же дети рядом с такими родителями утрачивают чувство защищенности и безопасности, что является причиной многих проблем.

— Не работают «увещевания», не подкрепленные собственным примером

Например, мы внушаем, как важно учиться, чтобы состояться во взрослой жизни. При этом дети массово видят, как взрослые ходят на ненавистную работу, не испытывая никакой радости

Такая жизнь никого не прельщает: ни учиться, ни работать так же не хочется.

Мы, родители, хотим самого лучшего для своих детей. Иногда наша жизнь трудна, и невольно это сказывается на ребенке, как бы мы ни хотели его оградить. Ребенок так связан с мамой, что способен получить травму даже от ее плохого состояния. Как уберечь малыша и вырастить его счастливым? В современном мире просто необходимо понимать психику — свою и окружающих. Чтобы быть счастливым самому и помочь стать счастливыми нашим детям.

Улучшить собственные состояния и получить абсолютную компетенцию в вопросах воспитания можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

На тренинге найдут ответ на свои вопросы и любые специалисты, работающие с детьми. Например, на вопрос, что делать воспитателю если дети не слушаются? Для ответа нужно знать психологию группы, ведь детский коллектив формируется по определенным законам.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Действительно ли он делает все назло и специально

Нужно знать, что в двухлетке еще нет хитрости. Это качество появляется позже, когда будут полностью развиты функции отделов головного мозга. Поэтому сделать что-то назло или осознанно спланировать поступок чадо еще не в состоянии.

Насколько осознано ребенок не слушается в 2 года?
Абсолютно неосознанно 26.37%

Иногда хитрит 61.54%

Затрудняюсь ответить 12.09%
Проголосовало: 91

В моменты, когда сынок или дочка начинают психовать, не слушаться, кидать игрушки, капризничать, хулиганить, разбрасывать вещи, кричать, ругаться, огрызаться, убегать на улице, важно помнить – это происходит на неконтролируемых эмоциях и не несет в себе цели насолить или протестировать нервную систему матери и отца. Что делать с неуправляемым двухлетним малышом

Как реагировать? В любой ситуации, которая происходит с крохой, важно оставаться на старшей позиции. То есть не опускаться до уровня двухлетки, начав кричать, бросать предметы, обиженно уходить и любыми способами показывать свое негодование. Такое поведение не только еще больше спровоцирует, но и напугает дитя. На подсознательном уровне даже в состоянии глубокой истерики малыш полностью доверяет близкому человеку и чувствует себя в безопасности. Но разве 2х-летнему будет безопасно наедине с ровесником?

Как бы не вел себя ваш малыш, помните — именно вы отвечаете за то, кем станет
Что делать, если ребенок не слушается?

Отцу и матери нужно успокоиться, быть мудрее и:
постараться отвлечь непоседу от проблемы, если истерика еще не началась (напомнить об интересной игре, погладить по спинке и т. п.);
быть рядом, если маленький человечек уже находится в состоянии стресса;
постараться обнять, если разрешает, но не насильно;
спокойно проговорить эмоции («Ты расстроен, потому что…», «Тебе обидно из-за этого…» и т.п.);
не отталкивать, если крошка сам хочет на ручки.

Что делать с неуправляемым двухлетним малышом

Как реагировать? В любой ситуации, которая происходит с крохой, важно оставаться на старшей позиции. То есть не опускаться до уровня двухлетки, начав кричать, бросать предметы, обиженно уходить и любыми способами показывать свое негодование

Такое поведение не только еще больше спровоцирует, но и напугает дитя. На подсознательном уровне даже в состоянии глубокой истерики малыш полностью доверяет близкому человеку и чувствует себя в безопасности. Но разве 2х-летнему будет безопасно наедине с ровесником?

Как бы не вел себя ваш малыш, помните — именно вы отвечаете за то, кем станет
Что делать, если ребенок не слушается?

Отцу и матери нужно успокоиться, быть мудрее и:
постараться отвлечь непоседу от проблемы, если истерика еще не началась (напомнить об интересной игре, погладить по спинке и т. п.);
быть рядом, если маленький человечек уже находится в состоянии стресса;
постараться обнять, если разрешает, но не насильно;
спокойно проговорить эмоции («Ты расстроен, потому что…», «Тебе обидно из-за этого…» и т.п.);
не отталкивать, если крошка сам хочет на ручки.

Тактильные ощущения очень важны, поскольку позволяют пережить стресс и понять, что в любой ситуации мамочка и папочка находятся рядом, понимают и признают право на личное мнение. Не стоит останавливать слезы и крики фразами типа «Не плачь», «Прекрати», «Мальчики не плачут» и т.п.

Тоддлеру важно выплеснуть свои эмоции, а не замалчивать их. Где еще поделиться своими проблемами, если ни в родном доме?. Находясь в ситуации конфликта, очень важно показать, как правильно договариваться

Не нужно думать, что если отец уступит, то потеряет свой авторитет.

Находясь в ситуации конфликта, очень важно показать, как правильно договариваться. Не нужно думать, что если отец уступит, то потеряет свой авторитет.. Чадо следует научить разным стратегиям выхода из ссоры:

Чадо следует научить разным стратегиям выхода из ссоры:

  • абсолютный отказ, но с объяснениями причины, допустим в случае, если безопасности маленького человека что-то угрожает;
  • уступка, сопровождаемая высказыванием своего мнения («Я думаю, это делать не нужно, но понимаю, что ты хочешь попробовать, поэтому делай»);
  • отказ с предложением альтернативы («Я понимаю, что ты хочешь продолжить играть в песочнице, но уже поздно. Давай вместе достроим замок, а потом дома его нарисуем»).

Не стоит опасаться, что дитя 2-3 лет не поймет сказанного. Чадо осознает, что был услышан, принят и базовая привязанность не нарушена.

Что делать, если ребенок не слушается?

Чтобы определить для себя, как нужно бороться с непослушанием своего ребенка, важно понять – что за этим поведением кроется, что хочет показать или доказать ребенок. Попробуйте понять, почему ваш малыш себя так ведет, поставьте себя на его место

Если это дошкольник, то вспомните о возрастных особенностях этого периода, насколько важно ребенку чувствовать собственное «я». А если вы родитель подростка-бунтаря, то вспомните себя в его годы. И не забывайте, сейчас совсем другое время и другие обстоятельства, ваше «В твои годы я себя так не вел!» не означает, что вам чужды эмоции своего взрослеющего ребенка. Просто раньше принято было молчать, а теперь – следует говорить.

Развивайте эмоциональный интеллект ребенка с самого раннего возраста. Проговаривайте вместе с малышом его чувства, его тревоги. «Я понимаю, ты очень хочешь эту машинку, и огорчен, что мы с папой не покупаем ее тебе. Да, это обидно. Но ты обязательно получишь ее на Новый год, и этот подарок принесет тебе еще больше радости». Да, в 4 года ребенок вряд ли мгновенно успокоится после этих слов, однако, это будет прекрасным заделом на будущее, потому что понимание собственных чувств и эмоций облегчит ему (и вам) жизнь.

Это важно!

Разговаривайте с ребенком, опускаясь на уровень его глаз

Детям важно, чтобы их слышали и слушали. Контакт «глаза в глаза» позволяет почувствовать ребенку, что вы здесь, рядом, вы вовлечены, вы внимательны к нему.

Избегайте в общении слово «нельзя» и любые выражение с частицей «не». Замените «Не кричи!» на «Говори тише, пожалуйста», «Не лезь розетку, кому говорят?!» на «Сынок, это очень опасно!», «Ты не пойдешь на концерт рок-группы одна!» на «Мы с папой очень будем переживать, если ты пойдешь туда одна». Любое «не» порождает сопротивление, а любой запрет – попытку его нарушить.

Старайтесь по возможности не повышать голос. Говорите четко, максимально спокойно, пытаясь понять ребенка. Контролируйте свои эмоции. Только спокойный и уравновешенный родитель будет услышан ребенком.
Не пугайте ребенка. Старое-доброе «Будешь так себя вести – придет дядя милиционер и заберет тебя» или «Еще раз услышу такие слова – рот вымою с мылом!» ничего, кроме страха у малышей и отрицания у более старших детей не вызовет.

И, конечно, не забывайте – все временно. Когда-то и вы сами не слушались родителей, а теперь – отчитываете своего ребенка за неубранные игрушки. Любые трудности в воспитании имеют свойство проходить и забываться, а связь с детьми и любовь к ним остается навсегда.

(5
оценок; рейтинг статьи 4.8)

Формы «непослушного» поведение

В зависимости от возраста и ситуации, ребенок по-разному проявляет свой характер.

Негативизм. Такое поведение характерно как для трехлетки, так и для подростка

Ребенку важно делать все наперекор родителям, отрицать любые авторитеты, чтобы доказать свою значимость в этом мире.
Демонстративное поведение. Уже приблизительно с 5-7 лет ребенок начинает практически полностью контролировать свое поведение, и любые действия «на показ» чаще всего преследуют определенную цель.
Протест

«Не хочу – не буду» и его различные вариации в зависимости от возраста ребенка и обстоятельств. Еще один способ отстоять свое «я» в мире взрослых.
Истерики. Крайняя степень недовольства происходящим у ребенка. Редко начинаются одномоментно, как правило, им предшествуют другие формы непослушания.
Опасное поведение. Если для трехлетки примером такой формы непослушания будет попытка залезть в будку к соседской собаке или поиграть с розеткой, то для подростка – экстрим в любом его виде: прыжки с парашюта, паркур и прочее.
Игнорирование взрослых. Особенно характерно для более старших детей. Подобным образом дети демонстрируют окружающим свою автономность, независимость.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр и детский психолог советует родителям в ситуации непослушания реагировать мягко, но настойчиво. Не совершайте ошибки, угрожая или применяя наказание. Если капризуля не слушается, Комаровский даёт такие рекомендации:

  1. Выявить причину непослушания. Скорее всего, чадо страдает от дефицита внимания.
  2. Обеспечьте комфортную безопасную обстановку дома.
  3. Определив причину капризов, вместе с малышом попытайтесь найти решение.
  4. Контролируйте свои эмоции, не стоит демонстрировать гнев и раздражение. Дети всё копируют.
  5. Не останавливайте истерики и капризы криком или руганью. Дождитесь, пока кроха успокоится.

Проходя через кризис, стремитесь сохранить доверительные отношения и не разорвать нить взаимопонимания.

Подробнее о позиции доктора Комаровского по этому вопросу вы можете узнать из видео:

Нужны ли запреты

Воспитывая детей, невозможно обойтись без ограничений и запретов. Ребёнок, который не знает, что значит «нельзя», не научится контролировать свои желания и управлять своим поведением. Действовать по правилам и налаживать отношения с людьми он не сможет. Став взрослым, такой человек не сумеет почувствовать границ допустимого поведения. Он легко попадёт в дурную компанию и не сможет вовремя остановиться.

Вот почему с самого раннего возраста в семье должно существовать «нельзя»

Но принципиально важно, чтобы запреты были разумными и обоснованными. Категорическое: «Нельзя так делать!» может звучать только тогда, когда действия малыша опасны для него самого или наносят какой-либо вред окружающим.

Например, нельзя дёргать других детей за волосы или кидаться в них песком. Нельзя выбегать на проезжую часть и т.п. При этом нужно показывать малышу, как действовать можно: дёргать за волосы никого нельзя, а гладить по голове можно; кидаться песком нельзя, а сыпать его в ведро можно.

Важно создать не систему запретов, а условия жизни, в которых дети будут с удовольствием изучать окружающий мир, не вздрагивая от постоянных: «Нельзя!» Не хотите, чтобы крупа и мука были разбросаны – поставьте их повыше. Нельзя рисовать на обоях – повесьте огромный лист бумаги, на котором можно

Если хотите, чтобы в путешествии малыш не скандалил, вместо того, чтобы ругать его, заранее приготовьте игрушки, книжки, другие развлечения, которые его займут. А когда он устанет, разрешите встать с места, пройтись и т.п.

Как вести себя родителям, если ребенок начинает делать все наперекор

Психологически дети очень ранимы и не каждый способен без последствий выдержать всплески родительских эмоций. Чувствуя давление, ребёнок начинает выстраивать защитный барьер и ищет ту форму поведения, которая в определенной ситуации оказывается более действенной. Одной из таких реакций на запреты и приказы становятся действия «назло», которые выражаются в непослушании, игнорировании просьб и истеричном поведении. Пока отношения не изменятся, он будет вести себя так, как не нравится родителям. Чтобы восстановить нормальное общение, взрослым придётся очень постараться.

Решайте проблемы мирным путем

Когда ребёнок протестует и делает все назло, не пытайтесь угомонить его силой. Это проигрышная стратегия. Не демонстрируйте своё превосходство и всегда договаривайтесь заранее. Не надо выключать телевизор и заставлять его незамедлительно отправляться в кроватку. Даже взрослым неприятно, когда что-то увлекательное прерывается в самый интересный момент. Ребёнок отреагирует протестом и недовольством. Попробуйте заранее и спокойно сообщить, что как только мультик закончится, мы выключим телевизор и будем спать.

Не уступайте, пытаясь прекратить истерики

Если Дети кричат, топают ногами и устраивают истерики, соблюдайте терпение. Они прекрасно пользуются своим обаянием, чтобы добиться желаемого. Многие хитрецы могут сделать вид, что слушают и соглашаются, но они уже заранее решили, что сделают все по-своему. Если постоянно уступать, непослушание станет привычкой.

На агрессию и капризность отвечайте любовью

Сдерживайте раздражение в ситуациях, когда ребёнок вредничает и плохо себя ведёт

Продолжайте заниматься своими делами, не разговаривайте и не обращайте внимание на разбушевавшегося малыша. После того как он устанет проявлять характер, обнимите, поцелуйте и расскажите, как вы его любите

Со временем он поймет, что криками и, делая все назло, он ничего не добьётся.

Предлагайте альтернативу

У деток должен быть выбор. Если родители его предлагают, конфликты исключены. Это может касаться еды, одежды, развлечений и т. д. Когда дети не чувствуют давления, у них просто нет повода действовать наперекор.

Учитывайте возраст

С поведением «назло родителям» чаще всего сталкиваются в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте малыши ещё не способны оценить безопасность и разумность своих желаний, поэтому на родительское «нет» или «нельзя» реагируют истерикой или непослушанием. Если желание исполнимо, осуществите его. Если оно небезопасно, попробует отвлечь игрой или прогулкой. Когда эти способы не работают, просто оставьте запрет и примите любые эмоциональные реакции спокойно и с любовью. В таких ситуациях бессмысленно ждать послушания, злиться, кричать и пытаться вразумить.

В 4 года дети уже воспринимают и слушают объяснения, но до 7–8 лет ко всем запретам относятся несерьёзно

Они не понимают их важности, например, зачем от них требуют мыть руки и чистить зубы. Им сложно уяснить причину, но, когда мама доходчиво, в понятной и правильной форме всё объясняет, ребёнок начинает воспринимать эти действия как что-то важное, обязательное и полезное

Что делать, если ничего не помогает?

Обратимся к советам доктора Комаровского. Знаменитый педиатр советует родителям, которые хотят воспитать адекватного человека, вести себя принципиально и последовательно. Храните спокойствие при детских капризах и истериках. Будьте непреклонны в своем отношении к поведению малыша. Пройдет немного времени и вы увидите, как ваш нервный малыш прекратил свои неадекватные выпады. Доктор рекомендует помнить о том, что не получая желаемого через плач и крик, маленький человечек прекращает это делать.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: детские истерики – правила общения с маленькими провокаторами

Если, поступая грамотно, не давая реакции на нервные всплески чада, вы видите, что метод не действует -проблема лежит глубже. Ребенка необходимо показать психологу или неврологу. Возможно, корень зла расположен в медицинской области. Некоторые неврологические заболевания могут выступать причиной такого поведения. Специалисты обследуют ребенка и выяснят, как можно ему помочь. Своевременное лечение исправит ситуацию с неадекватным поведением.

Разные воспитательные подходы

Непослушные и капризные манипуляторы вырастают в семьях, где отсутствует единство в воспитании. Проще говоря, когда мама и папа предъявляют разные требования. Допустим, мама рассказывает, что животных бить нельзя, а папа, наблюдая, как малыш пинает кошку, весело смеётся. Малыши не понимают границ правильного и дозволенного. Оба родителя для них авторитеты и чаще всего они выбирают того, кто больше разрешает. Отучить делать наперекор маме в таких ситуациях будет сложно, так как ребёнок понимает, что у него есть более удобный и покладистый папа-защитник. Нередки случаи, когда причиной делать все назло становится излишняя уступчивость бабушек и дедушек.

Возрастные кризисы

Детские кризисные периоды наступают в 1 и 3 года, 7 лет и в подростковом возрасте. Кризисы всегда сопровождаются переменами в физическом и эмоциональном развитии. Это не продолжительные, но очень бурные этапы. Может резко и не в лучшую сторону измениться поведение и характер, часто отмечается раздражительность и протестное поведение

В такие трудные периоды детям особенно важна забота, внимание и понимание родителей

Невыполнимые задачи

Иногда родители слишком много хотят от детей и ставят недостижимые планки. Переоценивая способности и возможности, ребенка просят выполнить то, что он физически сделать не способен. Если что-то не получается, его ругают и наказывают. Реакцией на завышенные требования становится желание делать все наперекор, непослушание и агрессия. Такие реакции могут проявляться по-разному. Иногда это спокойное молчание, чаще бурные эмоции, сопровождающиеся плачем и истериками. Любой из этих вариантов поведения приводит к непослушанию и желанию поступать «назло» со всеми неопрятными для родителей последствиями.

Недостаток любви и внимания

На протяжении всего периода взросления малыши нуждаются в постоянном контакте и общении с близкими. Совместные прогулки, игры, рисование, чтение, просмотры мультиков – всё это вызывает восхищение родителями, любовь и благодарность

Одинокие дети, обделённые вниманием, чувствуют внутреннее отчуждение. Пытаясь привлечь к себе внимание, они готовы идти на всё, чтобы мама с папой отреагировали на их присутствие и проявили хоть какие-то чувства

Иногда, действуя наперекор и нарочно, и, отказываясь выполнять просьбы, они находят для себя единственный способ сделать так, чтобы их заметили. Даже негативные способы в таких случаях дают результат.

Основные причины непослушания двухлеток

У подрастающего ребёнка всегда меняется поведение, это аксиома, с которой следует смириться. Но выраженность негативных реакций во многом зависит от особенностей воспитания, наследственной предрасположенно
сти и типа темперамента. Начало «непослушного» поведения не обладает строгими границами и существенно колеблется.
 
Специалисты-психологи отмечают, что приблизительно с двух годиков малыш вступает в «период протеста». В его словаря возникает категоричное слово «нет», звучащее в ответ на каждую просьбу и предложение взрослого человека. Помой руки! – Нет! Убери игрушки! – Нет! Яростное недовольство вызывают простые указания и пожелания.
 
У родителей складывается впечатление, что ребёночка подменили. Повторы, пошлёпывания и крики не оказывают выраженного эффекта. Мамочки выматываются физически и психологически в ежедневной «войне», а ещё мучает чувство вины. Ведь деток шлёпать нельзя, но сдержаться не удаётся.

Важно понимать! Протестный период в становлении личности ребёнка перепрыгнуть невозможно. Таким способом он познаёт окружающий мир

Однако вы способны уменьшить количество конфликтных ситуаций за счёт правильного реагирования, терпения и предотвращения приступов упрямого поведения.

Почему ребенок не слушается

В основе неправильного поведения ребенка лежат четыре психологические цели:

  1. привлечение внимания,
  2. достижение власти,
  3. месть,
  4. симуляция неспособности или апатия.

Когда малыш считает, что не получил желаемого внимания, хотя и вел себя хорошо, он начинает разрабатывать иные способы достижения желаемого. Часто таким способом является негативное поведение. Если все усилия ребенка не принесли ему то, чего хотелось, он может переходить от одной ошибочной цели к другой.

Идеальный вариант — помочь малышу получить то, в чем он нуждается до критического момента. Если же поведение ребенка все больше и больше вас тревожит, подумайте о его причинах.

Для того чтобы определить какую из стратегий поведения выбрал ребенок нужно прислушаться к своим реакциям на это поведение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий