9 веселых игр на преодоление детской агрессии

Спорт как лекарство

Спорт — один из самых эффективных способов справиться с детской агрессией. Для детей очень важна возможность «выпустить пар», и спортивные занятия подходят для этого как нельзя лучше. Однако не стоит воспринимать эту связь буквально и слепо отдавать агрессивного ребенка на бокс или борьбу. Контактный спорт даст правильный результат только под контролем хорошего опытного тренера, а найти именно такого не всегда получается.

Давайте же разберемся, какие виды спорта наиболее подходят агрессивным детям.

Футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и другой командный спорт — самая популярная рекомендация для детей, имеющих проблемы с агрессией. Эти виды спорта не только позволяют израсходовать лишнюю энергию, но и учат ребенка работать в команде, развивают социальную уверенность и делают его более дисциплинированным.

Детей с ярко выраженными лидерскими качествами стоит отдавать в индивидуальный спорт: большой теннис, спортивную или художественную гимнастику, конькобежный спорт, фехтование и т.д.

Плавание подойдет ребенку любого психотипа и телосложения. Оно равномерно тренирует все группы мышц и полезно для здоровья, а вода снимает стресс и восстанавливает эмоциональный баланс.

Мощный успокаивающий эффект оказывает взаимодействие с лошадьми, поэтому гиперактивного и легковозбудимого ребенка можно отдать в конный спорт. Контакт с животными будет полезен и замкнутым детям, которые тоже бывают агрессивными.

Главное в восточных единоборствах — строгое соблюдение правил, уважительное отношение к партнеру и к учителю. Именно эти качества в агрессивном ребенке воспитают ушу, дзюдо, айкидо и иже с ними. Также восточные единоборства делают детей более уравновешенными и спокойными, а дисциплина помогает обуздать агрессию. Однако, как и в борьбе, в подобных видах спорта очень важен грамотный тренер.

Игры при агрессивном поведении

В данный возрастной период ведущая деятельность ребенка – игровая. Специалистами в области детской психологии были выделены специальные игры, которые позволяют снять агрессию, ощутить комфортное психоэмоциональное состояние.

«Обзови меня»

Главный атрибут – небольшой мячик. Нужно встать напротив ребенка и кидать друг другу мяч. Каждый бросок сопровождается «обидным словом», которое должно быть безобидным. К примеру, «Костя – гвоздик», «Мама – панама».

«Выбивание пыли»

В моменты, когда ребенок ощущает желание выплеснуть агрессию, стоит поработать с его телом, чтобы помочь ему справиться с эмоциями. Для данной игры можно взять мягкую подушку и попросить малыша активно бить ее, подбрасывать, кричать, пинать, выбивая таким образом из нее пыль.

«Как насчет драки»?

Следует захватить небольшие подушки и устроить с ребенком самый настоящий бой. Можно обеспечить звуковое сопровождение. Лучше сказать малышу, что можно лишь использовать подушки, не обзывая и не распуская руки, что приведет к прекращению игры.

«Обстрел снежками»

Необходимо заранее заготовить скомканную бумагу, бросаясь ей друг в друга.. Не нужно забывать уворачиваться от «снарядов», прятаться и искренне радоваться победе. Дети в восторге от подобного развлечения, которое способно не только снять агрессивность, но и обеспечить прилив положительных эмоций.

«Салют»

Для данной игры понадобится разноцветная бумага, которую следует отдать ребенку. Суть данного способа снять агрессию в том, чтобы для начала разорвать листы на кусочки, а затем начать подбрасывать их вверх. Главное – обеспечить достаточное количество бумаги, чтобы ребенок смог вдоволь насладиться игрой, а уже после собрать все листки с пола.

«Катание мячика»

Данная игра предполагает использование теннисного мячика, который следует расположить на поверхности. Задача малыша – дуть на мячик, чтобы тот смог сдвинуться с места. Также можно придумать различные траектории, по которым будет катиться мячик. Глубокий вдох будет способствовать расслаблению всех мышц, успокоению, вследствие чего не стоит недооценивать пользу дыхательных упражнений для коррекции агрессивного поведения.

«Буря в море»

Можно устроить игру в процессе купания или набрать воду в глубокую и широкую посуду, воображая, что это море, на котором вот-вот начнется шторм. В данной игре также используется сила дыхания, что позволяет устраивать самые настоящие волны.

«Повелитель ветров»

Нужно усесться напротив ребенка и дать ему звание повелителя ветров. Суть игры – дуть как можно сильнее на своего спутника. Мама может подыграть малышу, делая вид, что ее активно сдувает, что приходится сопротивляться порывам ветра.

«Упрямый ослик»

Малышу необходимо улечься на что-то мягкое. Суть игры- поднять и силой опустить ноги, сопровождая действиями фразами «Нет!», «Никогда». Ребенку позволительно выплескивать эмоции, активно отстаивать в этот момент свою позицию.

«Футбол дома»

Понадобится подушка или мяч, изготовленный из тряпок или ненужной бумаги. Родитель и ребенок начинают игру, обсудив правила. Суть – возможность ребенка попинать, покидать мяч, сбросив таким образом, эмоциональное напряжение.

Чтобы подобрать наиболее оптимальную игру для малыша, стоит испробовать все варианты. Не нужно делать акцент на том, что она необходима, чтобы скорректировать агрессивное поведение

Лучше всего понимать, что это прекрасный способ лишний раз уделить внимание своему ребенку

Компьютерные игры повышают агрессивность у детей?

Итак, шлепки дают — и то под вопросом — незначительное увеличение детской агрессии. А как другой давний ее виновник, компьютерные игры? Вопрос существенный, ведь это большой бизнес, и во многих странах, в том числе в США, индустрия игр по финансовым параметрам превосходит и музыку, и кино.

Эта проблема широко обсуждается в научной литературе, но, скорее всего, правильный вывод окажется все тот же: эффект есть, но он исчезающе мал. Если вглядеться в реальные проявления агрессии (и нужно еще сделать поправку на то, что люди с агрессивными тенденциями охотнее играют в игры с элементами насилия), то результат примерно совпадет с данными по отшлепанным и неотшлепанным детям.

Вероятно, интереснее было бы присмотреться (хотя СМИ на это почти не обращают внимания) к положительному эффекту видеоигр. Ряд исследований показал, что игры повышают способность визуализировать пространство, улучшают память и зрительно-моторную координацию. В одном исследовании выяснилось даже, что хирурги, играющие на досуге в видеоигры, делают на 32% меньше ошибок и оперируют на 24% быстрее, чем не играющие.

Некоторые игры также способствуют социальному взаимодействию: одно исследование обнаружило, что 2% познакомившихся в интернете пар встретились именно в виртуальных игровых мирах (например, World of Warcraft).

А вот самый впечатляющий результат: в одном опыте дети-дислексики после 12 часов игры в Rayman Raving Rabbids на Nintendo Wii стали лучше читать — вероятно, потому что игра помогает сосредоточиться. И напоследок о личном: все, что я знаю о терпении, упорстве, умении справляться с проблемами, я усвоил, играя в Lemmings на Amiga.

Итак, мой совет родителям: вряд ли вы сумеете отвратить детей от агрессивных видеоигр, но попытайтесь уговорить их добавить и сколько-то интеллектуальных. А если не удастся, утешайтесь мыслью, что зрительно-моторная координация у них постепенно достигнет совершенства.

На пути к взрослению

Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.

Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.

  • Истерика — это состояние сильнейшего эмоционального возбуждения, которое выливается в потерю самоконтроля. У детей первых лет жизни признаками истерики могут быть крик, визг, плач, топанье ногами. Нередко можно видеть, как малыш начинает стучать кулаками, кидать предметы, валяться по полу, а иногда даже биться головой о стену, кусать себя и окружающих.
  • Родители, уже знакомые с этим явлением, знают, что в состоянии истерики дети не могут воспринимать информацию, поступающую обычными способами (жесты, взгляды, мимика, речь), и все увещевания оказываются бесполезными. Иногда истерики становятся настолько частыми и сильными, что изматывают и ребенка и взрослых.
  • Не верьте тому, кто говорит вам, что родители не могут повлиять на дурной детский темперамент. Терпение, воля, мудрость и эмоциональная стабильность самого́ взрослого — ваше главное оружие против детской истерики.

Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?

«Аплодисменты» — для неуверенных детей

Тревожным, неуверенным в себе, испытывающим проблемы в общении детям будет очень полезна следующая игра. Она очень проста, но при этом имеет большой энергетический и психотерапевтический потенциал. Игру желательно проводить в компании сверстников ребенка или тех людей, с которыми он много общается. Играющие встают в круг. Ведущий объявляет, что сейчас всем представится замечательная возможность поприветствовать великого ученого (актера, художника, педагога и т. д.), и называет имя ребенка, которого просит выйти в центр круга. Все остальные встречают «знаменитость» громкими аплодисментами, улыбками и дружескими рукопожатиями.

Как ребенку помочь проявить злость

1. Для начала ответьте на вопрос: «Можно ли в вашей семье проявлять злость? В какой форме можно, а в какой запрещено?»

Если вы сами злость не проявляете, то ребенок всегда будет чувствовать фальш, какие бы вы способы преодоления злости не предлагали. Поэтому научитесь чувствовать. Иногда клиенты в психотерапевтическом кабинете работают над этими месяцами. Поэтому не ожидайте от себя и от ребенка быстрого обучения чувствованию.

2. Будьте открытыми для диалога. Расскажите о прожитом дне (кто приходил к вам на работу, что вы делали дома, что купили в магазине). Спрашивайте у своего ребенка, чем он занимался, с кем дружил, с кем сорился, с кем сидел и бегал на переменке. Диалог – начало пути другу к другу.

3. Используйте язык чувств. Например: «Мне сегодня в транспорте наступили на ногу, и я так разозлилась», «Сегодня попала в такую пробку, я злилась и рычала в машине от бессилия», «Сегодня мне сделал замечание начальник, мне было так обидно», «Я смотрела сегодня на солнце и вспоминала тебя, чувствовала любовь и счастье, что ты у меня есть».

4. Для детей до 7 лет предлагайте варианты чувств. Например: «Похоже ты расстроен?» «Возможно, тебе грустно?». Дети постарше сами способны назвать свои чувства самостоятельно, задавая вопросы: «А что ты чувствовал?» «Какое было у тебя настроение?».

5. Учите в любой конфликтной ситуации говорить от своего имени. Вместо «Ты – плохой» — «Мне не нравится, что ты сделал, я злюсь на тебя».

Сообщайте ребенку: любой человек в любой ситуации имеет право чувствовать те переживания, которые он испытывает. Хороших или плохих чувств не бывает

Важно, говорить о своих чувствах, не держать в себе

Проявления детской агрессии

У каждой эмоции есть свои определенные телесные выражения. К примеру, при агрессии наш организм мобилизуется для отпора обидчику: мышцы напрягаются, сжимаются кулаки. Если же ничего не произошло, то гнев так и остается в виде напряженности в нашем теле.

Психологи выделяют три главных проявления детской агрессивности:

  • мимические реакции (показывание языка, нахмуренное лицо, поджатые губы);
  • поведенческие (укусы, пинки, тумаки и т.д.);
  • вербальные (ругательства, грубые выражения, угрозы).

Кстати, выражения гнева и злости у маленьких деток так же разнообразны, как и у взрослых, однако малыши пока не могут их замаскировать.

Например, трехлетний ребенок, когда злится, может покраснеть, сжать кулачки и крикнуть: «Я тебя сейчас стукну!»

Шестилетний мальчик, возможно, уже не станет драться со сверстником, а отвернется и так дернет колесо у детской машины, что оно отвалится. Это тоже вариант агрессии.

Почему так важно уметь отмечать проявление агрессии у своего чада? Это пригодится, чтобы вовремя заметить наступление «бури» и направить гнев в мирное русло.

К примеру, если малыш начал топать ножками из-за того, что его приятель по песочнице не дает свой совочек, не стоит ждать драки – лучше развести их по разным сторонам.

Как понять, что ребенку нужна помощь

В норме о проблемах ребенка мы узнаем до того, как ситуация выходит из-под контроля — он собирает бомбу, планирует самоубийство или другой способ причинить физический вред обидчикам. Но к сожалению, не каждый родитель обладает нужными психологическими знаниями, чтобы понять, что ребенку нужна помощь.

Чек-лист, который поможет понять, что ребенок подавляет агрессию и находится на грани срыва:

  • Ребенок не идет на контакт и на все вопросы отвечает односложно или общими фразами.
  • Любое критическое замечание вызывает слезы или вспышки агрессии, ребенок хлопает дверью и не хочет ничего обсуждать.
  • Ребенок предпочитает носить закрытую одежду с длинными рукавами даже в жаркую погоду.
  • Ты замечаешь у него синяки и порезы, происхождение которых он не может объяснить.
  • У ребенка часто без видимых причин меняется настроение, но чаще он подавлен и сердит.
  • Он старается вызвать негативные эмоции у других и провоцирует конфликты.
  • Ты замечаешь признаки пассивной агрессии — он избегает прямого общения, отрицает гнев, не выполняет взятых на себя обязательств (например, говорит, что уберет в своей комнате, но не делает этого).

Сами по себе эти признаки необязательно говорят, что ребенок подавляет агрессию

Однако они могут стать тревожными звоночками, на которые стоит обратить внимание и принять меры профилактики

Появление детской агрессии

Во многих случаях агрессия – это своего рода защита, которая естественна не только для детей, но и для взрослых. В случае возникновения угрозы, мы стараемся защититься. Дать сдачи обидчику – это адекватная реакция. Другой вопрос, что довольно часто агрессивное поведение становится нормой. В это случае кроха не только выказывает защиту, но и старается напасть сам, без всяких на это объективных причин. Это может говорить о том, что ребенок в силу каких-либо причин просто вынужден проявлять агрессивность. Для того, чтобы скорректировать данное поведение, необходимо разобраться в истоках.

Эмоциональная атмосфера в доме

Если ребенку приходится наблюдать за постоянными ссорами и конфликтами родителей, ему становится некомфортно. Маленькие дети могут ощущать, что именно они являются виновниками испорченных отношений между значимыми взрослыми. Более того, в результате семейных разборок, у ребенка закладывается модель поведения семьи, вследствие чего, в будущем, он будет неосознанно воспроизводить ее в своей семье.

Неправильно выбранный стиль воспитания

Когда мать и отец не могут справиться с эмоциями, позволяют себе кричать на ребенка, бить его, игнорировать, высмеивать интересы, малыш может проявлять агрессивность, чтобы заставить таким образом уважать себя. Более того, во многих благополучных семьях считает нормой напугать кроху разлукой, возможностью отдать его посторонним, отправить в детский дом или оставить на улице, если он не начнет слушаться. Эти методы, также как и проявление гиперопеки, когда ребенок пытается отстоять личные границы и сделать самостоятельный выбор, способный привести к появлению агрессивному поведению.

Некомфортная атмосфера в детском учреждении

К сожалению, в детских коллективах можно встретить не только агрессивно настроенных детей, но и взрослых, которые позволяют себе физическое и моральное унижение над воспитанниками и учащимися. Немудрено, что ребенку приходится защищаться, чтобы не дать ощутить моральное превосходство над собой и защитить, таким образом, чувство собственного достоинства.

Обесценивание чувств и эмоций ребенка

Маленький ребенок – это не только радостные моменты, связанные с его улыбкой, смехом, какими-либо достижениями и хорошим отношением к родителям. Каждый человек имеет право выразить свои чувства, которые могут быть, как положительными, так и негативно окрашенными. Не стоит говорить ребенку, что он не имеет право плакать, злиться, выказывать раздражение и показывать, что ему в данный момент некомфортно. Ни одно чувство и эмоция не проходят для психики бесследно, трансформируясь в психосоматические расстройства, проблемы с доверием, с построением отношений с другими людьми и попыткой выразить себя через неформальные увлечения и экстремальные виды спорта, чтобы почувствовать себя «живым».

Повышенный уровень тревожности у ребенка

Родители, руководствуясь благими намерениями, могут стараться обезопасить малыша от каких-либо опасностей, выказывая предостережение относительно тех или иных действий ребенка. Это лишает кроху инициативы, здоровых амбиций, желания узнавать окружающий мир. Нередко мнительность и впечатлительность – черты характера самого ребенка. В том и другом случае можно наблюдать проявление агрессивности как способа обезопасить себя от возможных трудностей.

Упражнения на преодоление агрессии

Чтобы снять физическое напряжение, скопившееся в теле:

  • Спортивное соревнование с мамой/папой на выход физического напряжения в ребенке. Кто дальше прыгнет? Кто быстрее пробежит?

  • Устроить прыжки на кроватях или батутах.

  • Пойти на улицу и бегать в догонялки с захватом заложника.

  • Устроить бой с подушками

  • Кусать все мягкое, что попадется под руку.

  • Поиграть в корриду, где ребенок бык или тореадор.

  • Щекотка и бессмысленная возня с родителями на кровати или на полу.

Снять напряжение можно с помощью голоса и работы рук:

  • Покричать в баночку или коробочку.

  • Порвать, покомкать бумагу, пластилин, почеркать на бумаге

  • Повыть голосами разных зверей.

Словесную агрессию можно преодолеть так:

  • Устроить словесные поединки, игру с вычурными обзываниями.

  • Придумать, над чем в ситуации можно посмеяться?

Можно использовать деликатную Холдинг- терапию. Это терапия удерживанием агрессивного ребенка. Когда его берут(хватают) в охапку и удерживают. Такой способ подходит для маленьких детей, которые точно не смогут вырваться из маминых рук. Это попытка «смирить ребенка насильно» с неизбежностью, что ничего не остается, как только успокоиться, расслабиться и поплакать. Может сработать только, если родители не впадают в крайность.

Агрессия ребенка– это «боль» родителей, воспитателей и учителей. И ее снимать, преодолевать успешно и быстро не всегда получается. Но главное, что нужно помнить – агрессия ребенка не должна влиять на отношения между родителями и ним.

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

Игры при агрессивном поведении

В данный возрастной период ведущая деятельность ребенка – игровая. Специалистами в области детской психологии были выделены специальные игры, которые позволяют снять агрессию, ощутить комфортное психоэмоциональное состояние.

«Обзови меня»

Главный атрибут – небольшой мячик. Нужно встать напротив ребенка и кидать друг другу мяч. Каждый бросок сопровождается «обидным словом», которое должно быть безобидным. К примеру, «Костя – гвоздик», «Мама – панама».

«Выбивание пыли»

В моменты, когда ребенок ощущает желание выплеснуть агрессию, стоит поработать с его телом, чтобы помочь ему справиться с эмоциями. Для данной игры можно взять мягкую подушку и попросить малыша активно бить ее, подбрасывать, кричать, пинать, выбивая таким образом из нее пыль.

«Как насчет драки»?

Следует захватить небольшие подушки и устроить с ребенком самый настоящий бой. Можно обеспечить звуковое сопровождение. Лучше сказать малышу, что можно лишь использовать подушки, не обзывая и не распуская руки, что приведет к прекращению игры.

«Обстрел снежками»

Необходимо заранее заготовить скомканную бумагу, бросаясь ей друг в друга.. Не нужно забывать уворачиваться от «снарядов», прятаться и искренне радоваться победе. Дети в восторге от подобного развлечения, которое способно не только снять агрессивность, но и обеспечить прилив положительных эмоций.

«Салют»

Для данной игры понадобится разноцветная бумага, которую следует отдать ребенку. Суть данного способа снять агрессию в том, чтобы для начала разорвать листы на кусочки, а затем начать подбрасывать их вверх. Главное – обеспечить достаточное количество бумаги, чтобы ребенок смог вдоволь насладиться игрой, а уже после собрать все листки с пола.

«Катание мячика»

Данная игра предполагает использование теннисного мячика, который следует расположить на поверхности. Задача малыша – дуть на мячик, чтобы тот смог сдвинуться с места. Также можно придумать различные траектории, по которым будет катиться мячик. Глубокий вдох будет способствовать расслаблению всех мышц, успокоению, вследствие чего не стоит недооценивать пользу дыхательных упражнений для коррекции агрессивного поведения.

«Буря в море»

Можно устроить игру в процессе купания или набрать воду в глубокую и широкую посуду, воображая, что это море, на котором вот-вот начнется шторм. В данной игре также используется сила дыхания, что позволяет устраивать самые настоящие волны.

«Повелитель ветров»

Нужно усесться напротив ребенка и дать ему звание повелителя ветров. Суть игры – дуть как можно сильнее на своего спутника. Мама может подыграть малышу, делая вид, что ее активно сдувает, что приходится сопротивляться порывам ветра.

«Упрямый ослик»

Малышу необходимо улечься на что-то мягкое. Суть игры- поднять и силой опустить ноги, сопровождая действиями фразами «Нет!», «Никогда». Ребенку позволительно выплескивать эмоции, активно отстаивать в этот момент свою позицию.

«Футбол дома»

Понадобится подушка или мяч, изготовленный из тряпок или ненужной бумаги. Родитель и ребенок начинают игру, обсудив правила. Суть – возможность ребенка попинать, покидать мяч, сбросив таким образом, эмоциональное напряжение.

Чтобы подобрать наиболее оптимальную игру для малыша, стоит испробовать все варианты. Не нужно делать акцент на том, что она необходима, чтобы скорректировать агрессивное поведение

Лучше всего понимать, что это прекрасный способ лишний раз уделить внимание своему ребенку

Критерии агрессивности ребенка

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

С целью выявления агрессивности у ре­бенка можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей и учителей.

Что делать, если ребенок проявляет агрессию?

Если агрессия вербальная.

Чаще это звучит как: «ты плохой/плохая», «ненавижу тебя». Мой ребенок любит вербально «сливать меня в унитаз».

Будьте спокойными и проговорите его чувства. «Ты злишься сейчас? Я понимаю, на твоем месте я б тоже злилась».

Ребенку важно безопасно злиться, «разрушать» мать и отца, но при этом не получать возмездие. Вспомните, сколько поводов было у вас в детстве позлиться? Необходимость вставать рано (ребенку не понять зачем вот это ваше «надо»), учить уроки, кушать это, а не другое, не курить, когда родители курят и т.д. Вспомните, сколько поводов было у вас в детстве позлиться? Необходимость вставать рано (ребенку не понять зачем вот это ваше «надо»), учить уроки, кушать это, а не другое, не курить, когда родители курят и т.д

Вспомните, сколько поводов было у вас в детстве позлиться? Необходимость вставать рано (ребенку не понять зачем вот это ваше «надо»), учить уроки, кушать это, а не другое, не курить, когда родители курят и т.д.

Если ребенок дерется, бросает вещи.

Поможет тоже самое, но обозначьте границы: «Бить животных/маму/сестру нельзя». Я могу тебе предложить побить подушку, игрушку, помять пластилин, смять бумагу и т.д.

Когда ребенок успокоился обязательно обнимите. А лучше обнимите с самого начала. Главное – быть с ребенком рядом в эти моменты. Принять его чувства, не осуждая, не боясь, не убегая в другую комнату и не отстраняя его. Если ребенок вас не слышит попытайтесь переключить его. Включите музыку, похлопайте в ладоши, спойте, прочтите стих. Сделайте то, что он не ожидает.

А дальше расставляем все точки: «Ты очень разозлился на то, что я не попросила выключить телефон. Я понимаю, что ты очень любишь играть. Но нам нужно спать».

Ребенок успокоился, но говорить не хочет? Просто тихо посидите рядом, чтобы ваш малыш знал, что вы рядом.

Аутоагрессия

Отдельно стоит поговорить про аутоагрессию. Это действия, которые направлены не во вне, а на себя.

Грызение ногтей, царапанье кожи, нанесение увечий, самобичевание, а в самых тяжелых случаях – и попытки суицида. Зачастую ребенок, который направляет агрессию против себя, сначала пробовал направить вовне, но получил сильный отпор, не обязательно физический, но нравственный (когда злиться бывает почему-то очень стыдно, неприемлемо).

Делать с аутоагрессией необходимо все то же, что со злостью. Принимать, проговаривать и проявлять. Ну и про помощь психолога не забывайте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий