Спокойствие, только спокойствие, или агрессия у ребенка

Некоторые способы для работы с детской агрессией

Детям младшего возраста

Ребёнку становится легче, когда он топает, «как медвежонок», сжимает и разжимает кулачки, рычит «как тигрёнок», выставляя вперёд полусогнутые пальчики.

Детям разных возрастов

1. Быстрыми, интенсивными движениями, то одной, то другой рукой, сомните в комок лист бумаги. Изо всех сил бросьте его на пол, наступите на него или попрыгайте на нём. При желании скомкайте несколько листов.

2. Резко порвите пополам лист бумаги, потом ещё и ещё — на мелкие части. Подбросьте их. Вид бумажного «снега», летящего на голову и пол, поможет ребёнку переключиться. Ему станет интересно собрать и снова подбросить кусочки бумаги.

3. Скомкайте бумагу. Бросьте бумажные комки в стену или друг в друга!

4. Дайте ребёнку подушку, чтобы он поколотил её и бросил.

5. Предложите ему взять мягкие игрушки,бросить их на пол или на диван. 

6. Попросите ребёнка нарисовать то, что его злит, а потом попросите перечиркать рисунок.

7. Предложите слепить «объект» злости, а потом раздавить его.

Важно не просто рассказать ребёнку об этих способах, но и продемонстрировать их, вовлекая его в процесс. Каждый раз, когда ребёнок злится, озвучивайте его чувства, показывайте понимание и поддержку, предлагайте использовать один из вариантов, описанных выше. Со временем у него появится свой любимый способ

Ребёнок научится справляться без вас. Так вы поможете ему выплеснуть негативные эмоции, разрядить напряжение, не причиняя вреда ни себе, ни другим. 

Каждый раз, когда ребёнок злится, озвучивайте его чувства, показывайте понимание и поддержку, предлагайте использовать один из вариантов, описанных выше. Со временем у него появится свой любимый способ. Ребёнок научится справляться без вас. Так вы поможете ему выплеснуть негативные эмоции, разрядить напряжение, не причиняя вреда ни себе, ни другим. 

Используя описанные способы, вы демонстрируете уважение к чувствам ребёнка и устанавливаете ограничения на прямое проявление агрессии. Вы помогаете ему справиться со злостью и выразить это чувство на словах. 

Кстати, папе и маме тоже не помешает периодически устраивать подушечный бой друг с другом. Помогает! Проверено многими родителями.

Пожалуйста, напишите в комментариях ниже: – Какие рекомендации из этой статьи оказались для вас самыми полезными? – Какие способы вы использовали и какие из них помогли вашему ребёнку?

Агрессия в 1 год

Ребенок проявляет агрессию в 1 год по причине возрастного кризиса. Он не имеет строгих временных рамок и продолжается от нескольких месяцев до полугода. Подробнее читайте в статье Кризис 1 года>>>

Вы замечаете у малыша стремление к самостоятельности, хотя по факту сам он может сделать мало чего.

У ребенка происходят серьезные изменения в отношении к себе, окружающим людям и предметам.

К сожалению, больше всего заметна негативная сторона кризиса. Это:

  1. Непослушание;
  2. Капризы;
  3. Агрессивное поведение.

Малыш еще мало говорит, но ему все интересно и везде надо залезть. Вам приходится все чаще выставлять запреты, а ребенок злится на это.

Причины агрессии у ребенка 4-5 лет

Конечно, первым делом следует разобраться в причинах агрессивного поведения. Именно их понимание и устранение поможет быстрее восстановить нормальное эмоциональное состояние чада, научить его правильно общаться с окружающими.

К основным причинам детской агрессии психологи относят:

• агрессивное поведение родителей. Если в семье малыш постоянно с ним сталкивается, то и сам начинает вести себя точно так же;

• недостаток внимания со стороны родителей. Он часто провоцирует детские кризисы в 4 или 5 лет

Малыши не обидчивые, просто они пытаются всяческими способами привлечь к себе внимание, не находят ничего лучшего, чем непослушание и асоциальные поступки;

• внутренние страхи и переживания. Очень часто они становятся главной причиной проблем эмоционального и поведенческого характера;

• упущение родителей в воспитании. Если малышу раньше не объяснили, как можно себя вести, а как нельзя, он может просто не понимать ситуацию.

• переутомляемость. Когда на ребенка сваливается слишком много дел и забот, он склонен проявлять поведение более младшего возраста. Иногда родители стараются дать ребенку то, чего в их жизни не было (секции, занятия, развлечения и т.д.). При этом они забывают, что психика ребенка еще не до конца сформирована. И это нужно учитывать при выборе нагрузок.

• отсутствие двигательной активности. Огромное количество занятий могут утомить ребенка, но и бездействие негативно сказывается на его поведении. Неудовлетворение потребности в движении способно вызвать агрессивные реакции у детей.

Это основные причины, которые выделяют психологи. Следовательно, на них и нужно ориентироваться, думая, как убрать агрессию у ребенка 4-5 лет.

Вам может быть интересно

21.06.2019 Как стать общительным и найти хороших друзей

01.08.2019 Не с теми сравниваем: почему нам всегда мало денег

08.05.2019 Трудный ребёнок: как привить ему уважение к законам и правилам

29.05.2019 Память, внимание, мышление и воображение: развиваем познавательные процессы у подростка

26.04.2019 Здоровый образ жизни для детей: советы родителям

04.06.2019 Вопрос доверия: что скрывают от психолога

24.10.2019 Как полюбить чистоту: 8 шагов к соблюдению личной гигиены

31.07.2019 Альцгеймер не пройдет: секрет здоровья в чистке зубов

29.07.2019 Совместное чтение в раннем возрасте снижает риск развития СДВГ

05.06.2019 «Стальные нервы» или как развить стрессоустойчивость

17.05.2018 Индуизм

31.05.2019 Как «подружить» ребенка с силой воли

Эмоционально волевые-нарушения у детей.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.
Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа и жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, служат индикатором его отношений с родителями, помогают познавать и реагировать на окружающий мир. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, затруднения в обучении.

Как бороться с агрессией

Незначительные проявления агрессии стоит пропускать без внимания. Выразите понимание к ситуации: «Я понимаю, что то-то и то-то тебя злит, раздражает»

Можно перенаправить внимание малыша на другие объекты, игры и т. д

Постарайтесь дать ему понять, что его плохие эмоции не потому, что он сам плохой. Например, объясните ему, что он злится, потому что хочет кушать и т. п.

Нужно выслушать ребенка/подростка, если он хочет выговориться. Если же агрессивное поведение проявляется очень долго, игнорировать его ни в коем случае нельзя

Важное правильно: нужно заострять внимание не на личности малыша, а на его поступках. Когда малыш проявляет агрессию, констатируйте вслух факт, что он ведет себя злобно. Спросите его, злится ли он в данный момент

Потом спросите о его мотивации: он делает что-либо, чтобы обидеть кого-то? Объясните ему, что вам не нравится то, что он делает в данный момент. Расскажите, что он нарушает те или иные правила поведения

Спросите его, злится ли он в данный момент. Потом спросите о его мотивации: он делает что-либо, чтобы обидеть кого-то? Объясните ему, что вам не нравится то, что он делает в данный момент. Расскажите, что он нарушает те или иные правила поведения.

Когда вы таким образом общаетесь с маленьким агрессором, не проявляйте злости и нетерпения. Нельзя упоминать подобные ситуации и поступки ребенка. Когда он утихомирится, нужно обсудить ситуацию, то, как ребенок себя вел, и почему вы считаете это поведение неправильным. Объясните, что агрессивное поведение несет вред не только другим людям, но и ему самому. Вместе порассуждайте, как он должен был себя вести.

Следующее правило — контроль своих негативных эмоций. Когда мы начинаете злиться или раздражаться, ребенок также становится агрессивным. Когда взрослый натыкается на агрессию малыша, он должен оставаться спокойным и показывать, что настроен как партнер по отношению к агрессору.

Запрещается по отношению к агрессивному ребенку/подростку:

  • кричать
  • показывать свою власть и большие возможности, чем есть у ребенка
  • давать оценку личности ребенка и личностям его товарищей
  • дразнить ребенка, копировать его поведение
  • делать агрессивные жесты, становиться в позы, выражающие негативные эмоции
  • оправдываться, пытаться подкупить малыша
  • читать нотации
  • действовать физическими методами и угрозами

Агрессия детей часто направлена на то, чтобы взрослый проявил слабость. Если взрослый на это ведется, он еще больше понижает свой авторитет в глазах ребенка или подростка. И уже вряд ли удастся вступить в партнерские отношения с маленьким агрессором.

Следующее правило поведения с агрессивным ребенком — сохранять его положительную репутацию. Нельзя привселюдно ругать малыша. Предположите вслух, что он не хотела никогда обидеть, что его поведение связано с плохим самочувствием. Разрешите ему выполнить ваше требование не полностью или чуть иным образом, чем вы предполагаете. Можно предложить ребенку договор, предполагающий компромисс.

Требуя полного выполнения ваших приказов, вы рискуете напороться на еще более яркое проявление агрессии со стороны ребенка. Следующее правило — демонстрация неагрессивного поведения. Вы не должны терять контроль, когда имеете дело с плохим поведением ребенка. Чтобы сохранить спокойствие и минимизировать агрессию со стороны малыша, применяйте такие тактики:

  • шутите, но добродушно
  • выражайте спокойствие мимикой и жестами
  • дайте ребенку остаться одному и привести в порядок свои эмоции
  • слушайте молча, не перебивайте и не пытайтесь доказать свое

Профилактика

Возникновение агрессивности у детей может быть результатом воздействия разных факторов. Ее профилактика должна начинаться еще с раннего детства и вестись родителями. Маленькие дети часто добиваются желаемого при помощи агрессии. Если такое поведение не корректировать, то они растут с убеждением, что так поступать правильно.

Важным методом профилактики агрессивности является организация интересного, активного досуга ребенка. Хорошим способом предотвращения нежелательных поступков будут занятия в спортивных секциях.

Эффективность профилактики во многом зависит от правильности выстраивания и динамичности изменения системы социальной работы с подростками, психологических, педагогических воздействий. Она состоит из большого количества элементов, которые связаны с:

  • Поведением в интернет-пространстве, социальными сетями;
  • Работой школьных социально-педагогических служб;
  • Психологической, социальной работой в семье;
  • Доступностью медицинской, психиатрической, психологической помощи и многим другим.

При своевременной профилактике, диагностике и терапии подростковой агрессии можно существенно понизить уровень криминальных проявлений в обществе. Такое поведение достаточно успешно корректируется психотерапевтами и психологами.

Есть ли средства для снятия детской агрессии?

Если ребенок чрезмерно эмоционален, педиатр может рекомендовать и успокаивающее средство, чтобы поддержать и защитить его нервную систему от перегрузок. Не стоит сразу обращаться к серьезным средствам — для школьника рекомендуются более мягкие средства, не вызывающие заторможенности и сонливости

Например, «Тенотен детский».Этот препарат не только успокаивает, но и улучшает память и внимание

А самой ценной поддержкой для малыша будет осознание, что родители его любят и будут любить, каким бы он не был — плохими или хорошим, отличником или двоечником, с победами и поражениями.

От 0 до года

Пишет мама полугодовалой девочки: «Во время кормления дочка кусает грудь, шлепает меня ручками по лицу. А вчера я держала ее на руках, а она укусила меня за нос! Мне больно! Это что, у меня драчунья растет?» И на молодую маму сыплются советы: «Шлепните ее в ответ», «Стукните пальцем по губам», «Отругайте ее».

Малыш познает мир доступными ему способами – руками и «на зуб». Осознать, что такое «маме больно», он еще не может, да и совсем не стремится причинить вам боль. Можно ли его за это наказывать? Конечно, нет!

Что делать родителям. Не кричать и не шлепать малыша. Держать под руками прохладный прорезыватель, игрушки из мягкой резины или ломтик яблока в сеточке-ниблере – то, что можно грызть и кусать. Обратиться к консультанту по грудному вскармливанию, он подскажет, как прикладывать к груди, чтобы маме было не больно. Не злиться.

Признаки агрессии у детей

  • Нарушения адаптации в коллективе школы или садика
  • Агрессивность по отношению к сверстникам, например, ребёнок рвёт чужие учебники и тетради, ломает пеналы, царапает и кусает других детей, вступает с ними в драки

Недавно в одной начальной школе был случай: мальчик попытался проткнуть руку девочки остро заточенным карандашом.

Ребёнок часто выдаёт протест, например, в грубой форме отказывается выполнять домашнее задание или идти в школу.

Агрессия по отношению к членам семьи

Ребёнок набрасывается с кулаками на младших братьев и сестёр, мучает домашних животных, плюётся, бьёт и кусает родителей, кидается тяжёлыми предметами, разбивает стёкла, ломает мебель, игрушки и другие вещи.

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии:

‍Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

‍Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

‍«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.

Как выйти из стрессовой ситуации

При сильном стрессе кажется, что такое состояние может поглотить вас надолго. Поверьте, это абсолютно не так. Есть несколько простых приемов, позволяющих избавиться от неприятного влияния раздражителей.

  • Поверните мысль в позитивное русло. Причину вашего стресса нужно представить в смешном, даже нелепом виде.

  • Возьмите перерыв на 5 минут. Уйдите от источника напряжения ненадолго. Это даст вам возможность спокойно вдохнуть и взять себя в руки.

  • Не повышайте голос. Как бы вам не хотелось покричать, непосредственно во время попадания в стрессовую ситуацию, сохраняйте спокойствие. Покричать и выпустить пар вы сможете позже, наедине с собой.

  • Пообещайте себе награду за выдержку и терпение. Ожидание скорой вкусняшки или обновки настроит вас на более спокойный и мирный лад.

Для чего нужна злость

Действительно, если злость — это естественная эмоция. Если ее не нужно подавлять, что же делать, когда ребенок злится? Давайте разбираться.

Злость и гнев — нормальные защитные реакции человека. Они говорят нам, что что-то не так. У ребенка всегда в основе раздражение. Он устал, проголодался, хочет спать или намочил штанишки. Это реакция на нарушение личных границ, на дискомфорт или опасность. Без нее мы бы не заметили всех указанных факторов.

Злость нужна для самозащиты, отстаивания своих прав, она указывает, что какая-то очень важная потребность не была удовлетворена, она является огромным ресурсом в достижении цели, преодолении препятствий.

Поэтому важно научиться осознавать злость, выражать ее безопасно, социально приемлемо, кроме того, выносить пользу из этого очень полезного состояния души

Как вести себя родителям с агрессивным ребенком

Для начала необходимо выяснить причину агрессивного поведения ребенка, затем попробуйте установить одинаковые правила и требования как для малыша, так и для окружающих. Старайтесь чаще говорить ребенку о том, что вы его любите, примите вашего ребенка со всеми его недостатками. Обсуждайте с ребенком все его эмоции и чувства. Расскажите ему, что злиться это нормально. Расскажите, как можно выразить свой гнев, не причиняя вред другим. Когда ребенок разгневан, постарайтесь его отвлечь и перенаправить агрессию в другое, никому не приносящее вреда, русло.

Методы снижения агрессии у детей

  • займитесь арт-терапией — предложите ребенку нарисовать, что его беспокоит, а потом предложите порвать его рисунок;
  • займитесь сказкотерапией — читая ребенку, специальные психологические сказки вы помогаете ему справиться с агрессией. Помогая сказочным героям, решая их проблемы, ребенок подсознательно будет справляться и со своими проблемами;
  • займите его интересными увлечениями (например, лепка из пластилина);
  • чаще привлекайте его к своим делам, пусть он почувствует свою значимость.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Как снизить агрессию у детей и подростков с помощью психологии

К сожалению, иногда все усилия родителей не приносят результата. Например, потому что они не до конца понимают причины конфликтного поведения, или агрессия уже стала привычным поведением для школьника и обычные игры не помогают, или просто не хватает времени и навыков. И это нормально — родители не всесильны.

Научим договариваться и достигать компромисса

Записаться на консультацию

Курс изменения поведения 7Spsy призван помочь подростку справиться с агрессией. Занятия по курсу снизят  агрессивность у вашего ребёнка, сформируют привычку спокойно реагировать на конфликтные ситуации и научат выражать агрессию экологичным способом. Навыки ребёнок осваивает самостоятельно, вы только помогаете разобраться с материалами и контролируете частоту занятий. Наши специалисты всегда будут готовы поддержать вас и ребенка — по телефону, в онлайн-чате или через электронную почту. В результате через 2-6 недель вы заметите, что ваш школьник стал более спокойным и сдержанным, с бóльшим желанием идёт на контакт и договаривается с семьёй и одноклассниками.

Какой бы способ решения проблемы вы ни выбрали — не забывайте о том, что дети копируют вас. Вы всегда были и будете оставаться ещё долгое время лучшим примером для своих детей.

  1. Использованы материалы книги Леонарда Берковица, «Агрессия: причины, последствия и контроль».
  2. Использованы материалы книги Ольги Хухлаевой, «Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки».

Как вести себя в экстрим-инструкция, или как работает алгоритм «Беги, прячься, бей»

В американских школах детей учат алгоритму «Беги, прячься, бей». Расскажем о нем подробнее.

  • Беги
    Объясни ребенку, что если есть возможность, он должен постараться покинуть здание и убежать от стреляющего/нападающего как можно дальше. Пусть он не беспокоится о вещах. Намного важнее оказаться в безопасности и сообщить о случившемся.
  • Прячься
    Если не удается покинуть помещение или стрельба ведется на открытом пространстве, объясни ребенку, как найти укрытие. Им может быть что-то очень толстое и надежное — например, каменная стена или большое дерево. Прятаться в шкафу или за партой ненадежно.
  • Бей
    Если не получается спрятаться, нужно дать отпор нападавшему. Дети должны понимать, что если их много, а преступник один, то они могут попробовать физически обезвредить его. Для самозащиты подойдут любые  тяжелые предметы. Например, огнетушитель. Действовать в этом случае нужно организованно: один старается отобрать оружие, другой — обезвредить противника.

Рекомендуем для изучения

Что делать, чтобы во время подросткового периода ребенок не пустил свою жизнь под откос

Еще почитать по теме детской агрессии:

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
Кидать камни в любой водоем

В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.

Плавание, посещение бассейна или аквапарка

Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно сделать кинетический песок дома?

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил

Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»)

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: почему ребенок рисует черным цветом и что это значит?). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.

Виды подростковой агрессии

В зависимости от отношений в семье, индивидуальных нюансов характера подростки выражают агрессивность по-разному. Ее можно разделить на скрытую и явную.

Явно выраженная агрессия может проявляться в следующих вариантах:

  • Физический – применение физической силы против окружающих;
  • Вербальный – выражение негативных чувств словами, угрозами, криком;
  • Повышенная раздражительность – ребенок становится грубым, вспыльчивым, резким в общении;
  • Подозрительность – негативный настрой, недоверие к окружающим;
  • Косвенный – выражение агрессивности против конкретного человека посредством других людей (травля, сплетни, злые шутки);
  • Обида по любому, даже самому незначительному поводу.

Скрытый негатив выражается в пассивно-агрессивном поведении. Подросток намеренно делает все медленно или не делает то, о чем ему говорят, вообще. Он может легко забыть или проигнорировать просьбы, поручения.

Как нельзя наказывать

  • Нельзя наказывать ребенка за агрессивное поведение молчанием, т.к. ему выдержать бойкот очень трудно. Для этого ему понадобится напряжение всех его психических сил.
  • Нельзя говорить «Я тебя больше не люблю». Лишение любви – это самое сильное наказание, его опасно применять к детям дошкольного возраста. Потому что оно подрывает основу основ, от чего зависит жизнь ребенка – это любовь родителей.
  • Нельзя кричать на ребенка, потому что крик он воспринимает как словесное битье. Один мальчик даже сказал «Мама меня бьет словами».
  • Нельзя чрезмерно наказывать, не соблюдая правило, что «поощрение при наказании должно быть больше, чем само наказание». Необходимо акцентировать хорошее в поведении ребенка и закреплять его. Но часто родители делают акцент на плохом в поведении малыша и поэтому закрепляют все плохое.
  • Нельзя длительно наказывать ребенка. Длительность должна быть соразмерна возрасту ребенка. Если ребенку 1 год – наказать его можно на 1 минуту, ребенку 5 лет – наказать на 5 минут.
  • Нельзя упрекать и вспоминать былые проступки ребенка, тем самым закрепляя его плохое поведение.

Как адаптировать ребенка к детскому саду: советы детского психолога

Как стресс влияет на поведение ребенка: простые шаги к укреплению благополучия

Легкая адаптация детей к детскому саду

Мне нравитсяНе нравится

Коррекция начальной стадии агрессии

Когда ребенок только начал проявлять агрессию (она еще не вошла в привычку, является чем-то новым в его поведении), применяйте такие методы:

  • переключение внимания
  • игнорирование
  • «изящный уход»

Изящный уход позволяет всем сторонам конфликта достойно и без потерь выйти из ситуации. Если вы среагируете нестандартно, возможно, это подействует лучше, чем ругать и наказания.

Внимание ребенка проще всего переключить на игровую деятельность. Правильные игры снимают психологическое напряжение малыша

Ниже описанные игры не нуждаются в специальном месте и дополнительных объектах (игрушках). Предложите ребенку начать игру, когда он чем-то раздражен или разозлен. Также малыш может сам вас просить поиграть с ним. Каждый раз нужно хвалить ребенка, говорить, что у него всё отлично получается. Нужно получать наслаждение от процесса игры, а не делать вид, что это вам в тягость, и вы играете только ради ребенка.

Игра «Да и нет»

Игра предназначена для снятия у ребенка усталости и выведения его из апатичного состояния. Для этого вам понадобится только колокольчик. Суть игры заключается в бое словами. Кто-то из вас должен начать — произнести слово «да», а другой произносит в ответ «нет». И в споре далее нельзя применять другие слова, только эти два.

Начинайте тихо, как только можете, и с каждой репликой громкость должна по чуть-чуть нарастать. И на каком-то моменте один из игроков решит, что большей громкости достичь нельзя, тогда он должен позвонить в колокольчик. Это сигнал, что нужно некоторое время ничего не говорить, оставаться в тишине.

Игра «Кляксы»

Эта игра нужна для устранения агрессии и снятия страхов. Для этого вам понадобятся листы и краска. Предложите малышу взять на кисточку небольшое количество любой краски и сделать кляксу на листке. Лист далее складывают надвое, чтобы получить отпечаток кляксы на другой стороне. Далее лист нужно развернуть и пофантазировать, что напоминает получившееся пятно.

Дети, склонные к агрессии, отдают предпочтение темным тонам краски. Они «видят» в пятнах негативные образы, страшные объекты. Когда вместе с ребенком обсуждать получившийся образ, выплескивается внутренний негатив из его психики. Родители же, делая свою кляксу, должны отдавать предпочтение ярким или светлым оттенкам, фантазировать только приятные, позитивные объекты в них.

Игра «Повторяй за мной»

Игра помогает избавить малыша от агрессии и усталости. Для этого вам понадобятся только карандаши или ручки. С помощью карандаша нужно выстучать на столе ритм какой-то песни. Потом попросите ребенка, чтобы он повторил прозвучавший ритм. Если ребенок повторяет не совсем верно, покажите ему, как правильно выстучать.

Потом вы меняетесь местами: ребенок выстукивает ритм, а вы повторяете за ним. Задание можно сделать более сложным: просить малыша угадать, что за песню вы только что выстучали.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий