Ребенок не какает в горшок: как приучить?

Как устроен организм малыша

Приучая ребенка к горшку, Вы должны знать, что успех обучения полностью зависит от того, насколько его организм готов к этому. Доказано, что детский организм готов к приучению к горшку в среднем не раньше 18 месяцев. Ребенок может осознанно ходить в туалет только тогда, когда у него развивается связь между нервной системой и мышцами. Эта связь окончательно формируется приблизительно в возрасте 18 месяцев и представляет собой многочисленные нервные структуры, соединяющие спинной мозг с мочевым пузырем и кишечником. Когда мочевой пузырь или кишечник наполняются, по нервам передается сигнал в спинной мозг, оттуда — в головной мозг, и малыш понимает, что он хочет писать или какать. Только после этого ребенок может осознанно сесть на горшок и сделать свое дело. Зная это, можно придти к очень существенным выводам , которые, впрочем, вполне очевидны. Чем раньше Вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от Вас потребует. Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка. И если Вы начинаете приучение, когда детский организм полностью готов к этому, Вы и Ваш ребенок добьетесь успеха значительно быстрее и легче.

У каких детей чаще развивается инфекция мочевого пузыря

У девочек гораздо больше шансов заболеть инфекциями мочевого пузыря, чем у мальчиков, за исключением первого года жизни. Среди мальчиков младше 1 года, тех, у кого не была удалена крайняя плоть (выполнено обрезание) имеют более высокий риск инфекции мочевого пузыря. Тем не менее, у большинства необрезанных мальчиков инфекция мочевого пузыря не развивается.

Как правило, любое патологическое состояние или привычка задерживать мочу в мочевом пузыре ребенка слишком долго, могут привести к инфекции. Другие факторы, которые могут повысить вероятность развития цистита, включают:

  • гиперактивный мочевой пузырь, излечимое заболевание, которое часто проходит по мере взросления ребенка;
  • неполное опорожнение мочевого пузыря;
  • слишком долгое ожидание, чтобы помочиться;
  • запор – менее двух испражнений в неделю или жесткие фекалии, которые болезненны или трудны для прохождения;
  • пузырно-мочеточниковый рефлюкс (ПМР) – обратный поток некоторого количества мочи из мочевого пузыря по направлению к почкам во время мочеиспускания;
  • сужение уретры – проблему, которая ограничивает нормальный поток мочи, например, камень или слишком узкий канал (стриктура). В некоторых случаях это может быть связано с врожденным дефектом;
  • нарушения правил гигиены, дефекты ухода за маленьким ребенком;
  • семейный анамнез цистита.

Среди девочек-подростков более склонны к инфекции мочевого пузыря те, кто ведет половую жизнь. Из-за особенностей анатомии у девочек гораздо больше шансов заболеть инфекцией мочевого пузыря, чем у мальчиков.

У девочек уретра короче, чем у мальчиков, таким образом, бактериям нужно проделать небольшой путь, чтобы достичь мочевого пузыря и вызвать инфекцию.

У девочек уретра расположена ближе к анальному отверстию, источнику бактерий, которые могут вызвать инфекцию мочевого пузыря.

Как учить

Первый этап

Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.

Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.

Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.

Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.

Второй этап

Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.

Основная задача мамы в это время — быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.

Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния «сухое-мокрое».

Причины возникновения страха

Если ребенок боится ходить в туалет по-большому после серии физиологических запоров, то речь идет о психологической травме. В этом случае причиной фобии стали:

  • Боль при затрудненной дефекации. Малыш запомнил неприятные ощущения, не хочет повторения ситуации.
  • Жидкий стул. Понос раздражает стенки кишечника, кожу в области ануса. Боль может появиться, если на стенках кишечника, анусе остались незаметные родителям трещинки. В процессе опорожнения кишечника в нормальном режиме они еще ноют, слегка побаливают.

При отсутствии отрицательного опыта какания, то есть сложностей с дефекацией из-за сухого кала, регулярного физиологического запора, виновниками страха перед горшком являются:

  • Малыш не хочет ходить в туалет на горшок.  Он еще мал и предпочитает делать это в штанишки. Вредность малыши проявляют чаще до 1,5 года, поэтому не стоит приучать младенцев к горшку до этого возраста.
  • Стеснительность. Неудачные замечания или шутки по поводу неприятного запаха испражнений, количества кала от родителей, старших детей провоцирует чувство неудобства у малыша.
  • Принуждение со стороны взрослых. Длительные высаживания на пластмассовый туалет, настойчивые просьбы писать–какать от взрослых придают процессу негативный оттенок.

  • Стрессы. Малыш взволнован жизненными переменами, детскими проблемами в саду, школе. Центральная нервная система дает временный сбой, ребенок протестует.
  • Негативные воспоминания, связанные с горшком. Младенец упал когда–то с пластмассового туалета, ушибся. Испуг влечет за собой страх.
  • Отсутствие похвалы от родителей за умение не пачкать штанишки. В период приучения малышей к горшку нужно регулярно отмечать каждый успех, хвалить и подстегивать желание вести себя по-взрослому.

Для решения проблемы с каканием на горшок важно выявить причину страха. От этого зависит выбор способов преодоления фобии, тактики поведения родителей

Если виновником страхов является физиологический запор, вылечите в первую очередь его. Иначе получится замкнутый круг. Малыш испытывает боль – боится какать, не допускает акта дефекации – скапливается кал в прямой кишке, который потом трудно опорожнить. Используйте слабительные, поменяйте режим питания и меню.

Психологический запор лечится другими методами и способами, о которых речь пойдет ниже.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Как помочь малышу подружиться с горшком

Если мама и папа поставили перед собой цель научить кроху какать на горшок, для начала им следует запастись терпением. Нужно заранее смириться с тем, что получится не сразу, и настроиться на позитив. Когда придет время, все выйдет.

Приучать кроху ходить по большому на горшочек можно способами, зависящими от причины его отказа, то есть от того, есть ли у малыша негативные ассоциации с этим предметом.

Негативный опыт отсутствует

С помощью игры молодым родителям можно попробовать приучить маленького ребенка ходить на горшок

Если у карапуза нет негативных ассоциаций с горшком (излишнего давления при приучении, опыта болезненной дефекации, испуга, связанного с горшком, и так далее), опытные мамы предлагают такой оригинальный способ.

  • Кроху высаживают покакать, не снимая трусиков или подгузника.
  • Когда малыш привыкает, что ходить по большому на горшок не страшно, в задней части трусиков (или подгузника) вырезается отверстие.
  • После очередного «покака» карапузу показывают, что все оказалось в горшке.
  • Это помогает малышу смириться с мыслью, что при «покаке» что-то отделяется от его тела. Он видит, что ничего страшного с ним не случается, а мама при этом рада и хвалит его.

Если негативный опыт имел место

Если есть негативные ассоциации с горшком и малыш его боится, первое, что можно сделать – это приобрести новый горшок. Причем выбрать его вместе с крохой.

Не стоит отдавать предпочтение моделям, слишком уж отвлекающим от главного предназначения предмета, например, горшкам – игрушкам, так как они могут создать неправильные ассоциации.

Можно сначала усаживать «покакать» плюшевых зверят, придумывая истории о том, как грустно было зайчику или котенку, пока они не научились делать большие дела правильно.

Некоторые дети быстрее привыкают ходить по большому на унитаз, для этого приобретается специальная накладка.

Полезен позитивный пример. Это могут быть сверстники крохи (или дети постарше), которые уже ходят по большому на горшок. Если таких детей в окружении нет, пример могут показать и родители.

Нельзя забывать, что главные помощники в этом вопросе – время и терпение. Не стоит устанавливать временных рамок. Если все способы испробованы, а малыш продолжает пачкать трусики, значит, ему нужно больше времени

Важно помнить, что пытаясь искусственно ускорить процесс приучения, можно еще больше его замедлить

Приучая кроху ходить по большому на горшок, нужно относиться к этому, как к задаче, призванной укрепить детско-родительскую связь. В конце концов, дети растут так быстро, и уже скоро они перестанут нуждаться в повышенной заботе и опеке.

Что делать при конфузе?

Когда малыш не дает себя посадить на горшок, ни в коем случае не нужно его удерживать.

Если ребенок привык это делать стоя, надо подождать, когда он сам захочет попробовать свои силы в другой позе. Также в таких начинаниях кроха может плакать.

Это связано с болезненными ощущениями.

Мать может попробовать поставить глицериновую свечку, если у малыша долго не получается сосредоточиться на процессе. Придет позыв, и он сам сделает все что нужно в горшок.

Когда все случится, малыша нужно обязательно похвалить и возможно чем то поощрить его большие начинания. Нужно показать ему, что взрослые испытывают радость к таким победам.

Знакомство с естественной физиологией, так же важный и познавательный процесс всего мероприятия. Надо показать ребенку его конечный результат пищеварительной деятельности. Если он захочет потрогать содержимое горшка, — помочь в познании. Следует промыть горшок вместе, и тогда он перестанет бояться своих действий.

Любое насилие над волей ребенка, может в дальнейшем проявляться неврозами.

Коротко о главном

Если ребёнок боится ходить в туалет по-большому, причины проблемы могут быть как психологическими, так и физиологическими, часто — их сочетанием.
Боль во время дефекации; стресс; переживания, связанные с жизнью тела и выражением себя психологически; неконструктивная реакция родителей на неудачи и успехи ребёнка; неподходящий рацион питания; недостаточно активный образ жизни — основные причины сложностей.
Чтобы понять, почему ребёнок боится какать, стоит ретроспективно оценить ситуацию и поискать возможные предпосылки для её возникновения, а также проконсультироваться с врачом и сдать назначенные анализы.
Чтобы помочь ребёнку преодолеть страх к дефекации, важно временно убрать все ограничения и требования, связанные с горшком. Все остальные требования и нагрузки также полезно свести к минимуму

Избегайте всего, что увеличивает стресс.
Не стоит игнорировать проблему. Это может привести к психологическим и физиологическим проблемам во взрослой жизни, сформировать у ребёнка неэффективные модели поведения.

Фото Татьяны Третьяковой и из блога

Советы, Как Приучить Малыша К Горшку

Следующие советы помогут вам приучить  малыша к туалету :
  1. Будьте готовы к возможным неудачам . Не делайте вывод, что вашего ребенка приучили к горшку, если он несколько раз успешно сходил в туалет. Приучение к туалету — долгий процесс, и дети учатся и разучиваются. В процессе могут произойти несчастные случаи. Успокойте и подбодрите малыша.
  1. Обсудите план приучения к туалету со своим супругом и опекуном малыша. Различные способы приучения к горшку от разных людей могут смутить ребенка. Пусть все используют одни и те же слова для обозначения мочи, стула и частей тела. Это называется «Правило одного» — один человек, один распорядок, одно слово.
  1. Сделайте приучение к туалету обнадеживающим и безопасным. Не ругайте своих детей, если они не учатся или у них бывают периоды неудач между ними. Смущение может привести к потере доверия к ребенку.
  1. Начинайте постепенно. Не заставляйте их использовать сиденье для горшков все время в течение дня. Вы можете начать с того, что заставите их использовать сиденье один раз в день, когда они просыпаются утром.
  1. Держите сиденье для туалета доступным для малыша. Вы можете разместить его в разных частях дома, чтобы было удобнее.
  1. Давайте детям пищу, богатую клетчаткой, и достаточно жидкости, чтобы избежать запоров. Запор может помешать процессу приучения к туалету.
  1. Следите за осанкой или движениями, которые делает ваше чадо во время мочевого пузыря или дефекации. Когда вы сможете их идентифицировать, вы предложите им попробовать это на сиденье для горшков.
  1. Хвалите свое чадо, когда он начинает выражать желание пописать или покакать. Даже если они не могут сделать это на горшке, оцените их за попытку.
  1. Если малыш хочет, дайте ему или ей самостоятельно нажать на смыв .
  1. Не используйте отрицательные слова, такие как «грязный» или «отвратительный», по отношению к туалету и моче ребенка.
  1. Не давите на них, чтобы они приучили себя к туалету.

Как Приучить Трехлетнего Ребенка?

Не существует единого подхода к приучению к горшку, и родители могут следовать своему собственному методу. Вы можете выбрать процесс, который лучше всего подходит для вашего малыша. Вот несколько общих шагов и методов, которые помогут приучить вашего ребенка к горшку.

Неоднократно говорите им, что они должны сообщить вам, когда они хотят пописать или покакать.

Возьмите малыша с собой, чтобы купить нижнее белье или тренировочные брюки, и пусть он сам заберет их. Купите с принтом их любимого комического персонажа, животного или транспортного средства, чтобы поощрить их носить его.

Приобретите для малыша горшок. Большинство малышей чувствуют себя комфортно в горшке, когда их ноги касаются земли, и они не боятся упасть.

Пусть малыш исследует сиденье для своего туалета, наблюдая за ним или касаясь его. Купите горшок любимого цвета вашего малыша. Вы можете взять с собой малыша в магазин за сиденьем для горшка и позволить ему / ей выбрать одно из них.

Начните с того, что вылейте содержимое грязного подгузника на горшок малыша в его / ее присутствии. Это поможет вам убедить малыша в том, что горшок — это то место, где ребенку «пописать» и «какать» принадлежат.

Сначала позвольте им сесть на сиденье для горшков, надев одежду. Это поможет им освоиться с сиденьем для горшков. Позвольте им вставать, когда они хотят.

Вы можете использовать игрушку или попросить старшего брата или сестру продемонстрировать, сидя в ту. Это повысит интерес.

Как только они почувствуют себя комфортно на сиденье, снимите с него штаны и усадите на место куда нужно сходить в туалет. Дайте им игрушку или книгу, чтобы они были заняты.

Не ругайте их, если они не могут отводить мочу или стул, сидя на сиденье для горшка. Ободрите их, сказав, что они могут сделать это в следующий раз.

Не наказывайте их за то, что они не могут пописать или покакать на сиденье для горшка.

Приучение мальчика к горшку: полезные рекомендации

Следует отметить, что мальчики начинают контролировать процессы мочеиспускания и дефекации несколько позже, чем девочки. Поэтому, если у вас растет сын:

  • не ориентируйтесь в сроках начала приучения к горшку на успехи других деток,

  • определяйте готовность ребенка в соответствии с вышеперечисленными признаками.

Более того, перед многими молодыми мамами, воспитывающими мальчиков, встает вопрос: «Приучать малыша писать стоя или сидя?»

Обращаем Ваше внимание, что приучение мальчика к горшку следует начинать именно с усаживания, поскольку у маленьких детей мочеиспускание нередко происходит одновременно с дефекацией. Только после того, как малыш научится четко разграничивать свои позывы, тогда можно показать ему, что писать можно стоя

Ранние успехи

Правда, очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев писает по команде «пи-пи», а какает исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот — не совсем то, что нам нужно. Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно тебя не оставят в покое, пока не пописаешь, то связь эта установится рано или поздно. Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Приучение к горшку в возрасте около 18 месяцев

Приучение к горшку в более раннем возрасте

Ребенок осознанно контролирует все процессы

Процесс основывается полностью на рефлексах

Приобретенные навыки не теряются

При любых переменах в жизни ребенка он быстро забывает все, чему научился

Приучение проходит быстрее и легче

Приучение дольше и сложнее для ребенка

Ребенок наслаждается своими успехами и самим процессом

Частые промашки, больше стресса для ребенка

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с 9 месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»… Каких бы «поразительных успехов» Вы ни добились, но до того, как ребенок будет готов к приучению к горшку (а это приблизительно в 18 месяцев), успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что Вам удастся познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

План действий

Чтобы выработать новый навык, важна строгая последовательность действий. Разберем, как приучить ребенка к горшку по шагам:

  • Покажите малышу горшок и объясните, зачем он нужен. Можно показать, как им «пользуются» игрушки. Дайте ребенку хорошо рассмотреть его, вместе выберите для него место. Предложите посидеть на горшке, попробовать им воспользоваться.
  • Когда вы высаживаете ребенка, проговаривайте все свои действия: мы снимаем одежду, садимся, писаем или какаем, вытираем попу салфеткой. Если все получилось, каждый раз хвалите малыша. Это поможет ему понять, что и зачем он делает, и убедиться, что он делает все правильно и хорошо.
  • Регулярно, в одно и то же время дня высаживайте ребенка на горшок: когда он просыпается, до и после еды, до и после прогулки, каждые полтора-два часа. Также следите за признаками позывов в туалет (натуживание, попытки снять одежду).
  • Постепенно отказывайтесь от подгузников, даже если пользоваться горшком получается не всегда. Дискомфорт от мокрых трусиков ускорит приучение.
  • Каждый раз, когда получается сходить в туалет “по-взрослому”, хвалите ребенка. Следите, чтобы горшок всегда был рядом: не только дома, но и в гостях, дома у бабушки с дедушкой, везде, где кроха проводит много времени.
  • Следите, чтобы одежда была удобной и легко снималась: не должно быть сложных застежек или завязок. Хорошо, если малыш сам сможет стягивать трусики или штанишки.

Почему появляются запоры

Есть два вида запоров – органические и функциональные. Причинами органических запоров являются:

  • заболевание Гиршпрунга;
  • аномалии при развитии желудочно-кишечного тракта;
  • патологии эндокринной системы;
  • нарушения обменных процессов.

У новорожденного ребенка такой симптом может свидетельствовать о сужении, удлинении либо расширении кишечного тракта.

К причинам функциональных запоров относят:

  • психологические проблемы, например, нахождение в незнакомой обстановке;
  • лактозная недостаточность;
  • нехватка жидкости в организме;
  • погрешности в рационе;
  • негативная реакция организма на прием антибактериальных препаратов, лекарств для лечения анемии, противосудорожных средств;
  • застои желчи в желчном пузыре и его протоках;
  • поражение кишечника глистами.

У новорожденных детей нервная система является незрелой, она только формируется. Поэтому дети неспособны управлять движениями своих мышц при испражнении

Можно им помочь, согнув осторожно ножки, прижав их к животику. С помощью этих движений тазовые мышцы расслабляются, освобождение кишечника происходит намного быстрее

Способы приучения ребенка к горшку

Есть несколько способов «познакомить» малыша с горшком и помочь научиться им пользоваться. Выбирайте, как приучать ребенка к горшку, с учетом его темперамента, особенностей поведения, привычек. Для приучения можно использовать несколько способов.

Реагируйте на сигнал

Малыш может пытаться стянуть с себя трусики, теребить одежду или издавать определенные звуки («пс-пс», «пи-пи», «а-а»), когда он чувствует позыв сходить в туалет

Родителям важно научиться распознавать эти сигналы и реагировать на них. Если ребенок дает понять, что ему нужно пописать или покакать, высадите его на горшок

Это лучше делать спокойно, без лишней спешки, объясняя, что, как и зачем вы делаете.

Поставьте горшок в подходящем месте

Например, он может стоять в детской, чуть в стороне от игрушек, но так, чтобы малыш всегда видел его и легко мог им воспользоваться. Периодически предлагайте сходить в туалет, но не огорчайтесь и не ругайте малыша, если на первых порах ничего не получается.

Правильно выбирайте время

Предлагайте малышу воспользоваться горшком в те моменты, когда ему нужно в туалет. Их несложно определить. Если стул уже установился, ребенок будет опорожнять кишечник примерно в одно и то же время, и именно тогда стоит высаживать его

Научить ходить на горшок проще, если обращать внимание на частоту мочеиспускания. Если одежда остается сухой уже 1,5-2 часа, самое время предложить сходить в туалет

Используйте примеры

Лучше всего позвать в гости малыша чуть старше, уже умеющего обращаться с горшком. Его пример лучше любых объяснений покажет ребенку, как правильно ходить в туалет. Если среди знакомых нет такого «учителя», можно научить ребенка с помощью игрушек. Продемонстрируйте малышу, как кукла или мишка «ходят в туалет», похвалите их и предложите ребенку повторить.

Показывайте и рассказывайте

Ближе к двум годам малыши стремятся во всем повторять взрослых. При знакомстве с горшком покажите ребенку унитаз и объясните, как вы им пользуетесь, зачем он нужен. Скажите, что это ваш «горшок», а у малыша есть его собственный. Предложите научиться пользоваться им, но не ругайте, если в первое время ходить в туалет «по-взрослому» будет получаться не всегда.

Какой горшок лучше выбрать?

Главное — удобство, и не только потому, что малышу должно быть комфортно

Это важно и для более легкого, физиологически правильного процесса дефекации. Есть несколько параметров, которые нужно учесть, чтобы выбрать удобный горшок:

Форма. Лучше, если она будет похожей на седло, — сидеть будет удобнее. Хорошо, если сзади будет небольшая спинка, на которую малыш сможет опереться. Важна форма выемки: она должна быть круглой для девочки и овальной для мальчика
Обратите внимание на высоту сидения. Оно не должно быть слишком низким, иначе садиться на него будет тяжело
Слишком высокое сиденье тоже не подойдет. При правильной посадке ноги обязательно касаются пола, а колени согнуты почти под прямым углом.
Материал. Лучше выбирать пластик. Пластиковый горшок будет легким, его удобно мыть

Его поверхность теплая, а это важно, чтобы малышу было комфортно садиться на сиденье.
Конструкция. Должна быть устойчивой и как можно более простой

Устойчивость важна, чтобы малыш точно не упал с горшка, даже если он потеряет равновесие. Такое падение может испугать и намного усложнить приучение к горшку. В конструкции не должно быть сложных элементов, стыков, углов. Это важно с одной стороны для безопасности и удобства, а с другой — для более простого мытья.
Цвет и дизайн. Горшок должен нравиться ребенку, привлекать его внимание, быть хорошо заметным. Лучше выбирать яркие, но при этом естественные (не флуоресцентные) цвета: желтый, красный, зеленый, голубой. Чем проще дизайн, тем лучше: встроенные игровые кнопки, погремушки, лампочки или поющие песенки динамики не нужны. Все это может отвлечь или напугать.

Чем врач может помочь ребенку с каломазанием?

Основа лечения ретенционного каломазания – избавление ребенка от хронического запора.

Способы давно известные и простые.

Главные лекарства  —  слабительные (обычно макроголь или лактулоза) в достаточной дозе на достаточно длительный срок. Ключевое слово  — достаточно!

Основные ошибки родителей и даже врачей:

  • дать определенную дозу слабительного и не осознать, что дозу надо далее корректировать по реакции ребенка
  • назначить лечение на слишком короткий срок (к сожалению, не вылечить за месяц запор, длившийся годами)

Значение других препаратов (пробиотики, желчегонные) обычно очень небольшое, их эффект легко заменить чуть большей дозой слабительного.

Важна ли диета (питание,  богатое клетчаткой)?

Про полезную для стула диету (фрукты, овощи, цельнозерновые продукты) обычно я рассказываю, но в реальной ситуации при запорам такой выраженности, что возникает каломазание, диета в лечение  имеет минимальное значение.  Рассказ о правильном питании больше важен на будущее, когда придет этап постепенного отказа от слабительных. Тогда питание будет  частью профилактики возникновения рецидивов, а  затем  составляющей  формирования здорового образа жизни.

Режим дефекации — очень важная часть работы с каломазанием.

Основная рекомендация — высаживать ребенка на горшок/унитаз регулярно вскоре после еды.

Почему после еды?

Мы используем в своих целях  гастроколический рефлекс, который есть в той или иной степени выраженности у каждого. При попадании пищи в желудок, идет рефлекторный сигнал в толстую кишку — пора освобождать место для новой порции :-).

Школьникам рекомендуется также посидеть на унитазе после возвращения из  школы.

Для закрепления режима дефекации можно использовать дневник.

Родителям самых младших моих пациентов я рекомендую использовать  красивый наглядный календарь. Тот день,  когда удалось полноценно облегчиться, ребенок отмечает  приклеиванием смайлика или звездочки. Набрал определенное количество смайликов —  получай от родителей заранее обговоренный «бонус».  Мотивация — это круто!

Лечение неретенционного каломазания.

Этот вариант  намного хуже поддается лечению.

Слабительные бесполезны — в основе такого каломазания запоров нет.

Остается только режим дефекаций и ведение дневника.

Иногда могут быть полезны препараты, замедляющие моторику и улучшающие тонус внутреннего анального сфинктера (их часто назначают при поносах).

Самый известный подобный препарат – лоперамид.

К сожалению, опыт применения лоперамида у детей ограничен, нужен плотный доверительный контакт с доктором при попытках его использования.

 43,611 просмотров всего,  51 просмотров сегодня

Почему ребёнок боится какать

Терпит, чтобы избежать неизбежного. Если ребёнок столкнулся с болью во время дефекации, он может начать бояться какать. Такая тактика может провоцировать запоры и приводить к дискомфорту при дефекации. Получается замкнутый круг: терпит — из-за этого снова больно — опять терпит.

Даже взрослые пытаются отсрочить неприятные ситуации, а дети — тем более. Таким образом, если из-за затвердевших каловых масс малыш ощутил боли при дефекации, в следующий раз он попытается оттянуть этот момент.

Испытывает стресс или не может адаптироваться на новом месте. Дефекация — психологизированный акт, который во многом зависит от наших установок и переживаний. Например, на новом месте даже у многих взрослых не сразу нормализуется стул. Действует природный механизм — в любой незнакомой ситуации подожди и не оставляй следы.

Как помочь малышу освоить горшок без стресса и когда начинать это делать — рассказываем в мини-курсе

Существует две базовые стратегии. Птица в стрессе первым делом облегчается, чтобы буквально налегке сняться с места. А вот все, кто прячется или выслеживает, наоборот, избегают оставлять после себя пахучие следы, пока опасность не минует. У людей нередко запускается эта стратегия тела: есть стресс, опасность, незнакомая ситуация — значит, лучше потерпеть.

Есть переживания, связанные со свободным выражением эмоций, проявлением себя. Да, дефекация связана с экспрессией себя, а в более взрослом возрасте и с творчеством. Кал — это первое, что человек производит в своей жизни. Из еды мы делаем отходы и наблюдаем результат. С позиции взрослого это незначительное достижение: ведь мы уже научились производить более сложные, интересные и ценные продукты. У ребёнка же всё иначе, и ему нужно принять то, что он производит, выработать к процессу дефекации стабильное нормальное отношение.

Если есть переживания, мешающие это сделать — брезгливость, страх не угодить любимому взрослому или разочаровать его — то они могут стать почвой для развития страха к дефекации. Бывают очень восприимчивые и чувствительные дети, и они могут всерьёз опасаться, что испачкавшимися и испускающими неприятный запах будут отвергнуты родителями (особенно если родители подпитывают эти опасения, ругая малыша, когда тот обкакался). Отсюда возможны и боли, и переживания.

Если ребёнку пока небезопасно выразить себя, он закрывается — зажимается и психологически, и физически — в итоге сам стимулирует запор своим страхом.

Подобрано неподходящее питание. Если в рационе ребёнка преобладает грубая пища, не хватает жидкости или ещё что-то провоцирует чрезмерную твёрдость каловых масс, то могут возникать боли во время дефекации. И, как следствие, страх к этому процессу.

Медицинские причины. Есть ряд заболеваний кишечника, кожи и других, при которых малыш может столкнуться с запорами и болями при дефекации. Для установления диагноза и возможного лечения необходимы знания специалиста, и даже ему могут быть нужны результаты анализов или исследований. Если ваш педиатр придерживается доказательной медицины, то не назначит необоснованных обследований и лечения, но сможет определить проблему, если она есть, и предложить способы её решить.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий