Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Если говорить более предметно, по пунктам, что умеет ребенок в 6 месяцев, то в этом случае педиатры выделяют следующие моменты:

  1. Ребенок в 6 месяцев уже не имеет физиологического гипертонуса в конечностях, он уже не так активно двигает ручками и ножками.
  2. Лежа в положении на животе, малыш самостоятельно может облокачиваться на руки и одной захватывать лежащую рядом игрушку.
  3. Малыш крепко держится своими пальчиками за руки родителей, подтягивается вверх, сам садится из положения лежа сам, без помощи взрослых. Некоторые уже могут сидеть и садиться самостоятельно. Здесь можно вставить ссылку на то, как научить ребенка сидеть
  4. Совершают первые попытки ползать: на четвереньках или по-пластунски, подползая и хватая игрушки.
  5. Если поставить малыша на ножки и держать его под мышки, он уверенно опирается всей стопой на поверхность и отталкивается, как бы пританцовывая.
  6. Некоторые малыши в полгода уже могут приподниматься и вставать сами, держась руками за бортики кроватки.
  7. Ребенок в 6 месяцев уверенно хватает одной рукой игрушки, перекладывает ее из руки в руку, может держать в каждой по предмету. В этом возрасте он ощупывает предмет всей ладошкой и может кидать и поднимать игрушку.
  8. Самостоятельно играет минут 10-15 и по несколько раз повторять в движении то, что получается лучше всего и что ему интересно.

Ребенок в 6 месяцев уже может похвастаться первыми зубками, поскольку именно в этот период режется первый зуб. В основном это центральный резец, расположенный на нижней челюсти. Потому именно в этом возрасте стоит впервые показать малыша детскому стоматологу. Врач проведет осмотр и оценку правильности строения, развития челюстно-лицевого аппарата.

Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 6 месяцев?

Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первый год жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.

Начало анкеты здесь (о развитии ребёнка в 3-5 месяцы жизни).

Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 6-8 месяцев:

19. Плачет при прерывании игры
20. Понимает интонации голоса.
21. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду.
22. Может произносить много согласных звуков (например: в, с, ш, м, н, ф, з).
23. Поворачивает голову в сторону взрослого, произносящего его имя.
24. Улыбается своему отражению в зеркале.
25. Подражает последовательности из нескольких звуков.
26. Произносит слоги: ма-па-ба-да.
27. Произносит несколько звуков на одном дыхании.
28. Понимает запрет, выраженный интонацией голоса или словом «нельзя».
29. Протестует, будучи оставлен в одиночестве.
30. Радуется изображению в зеркале и гладит его.
31. Любит играть в «поймай меня».
32. Выполняет «дай ручку», «ладушки».
33. На вопрос «где» ищет и находит названный предмет взглядом.
34. Устойчиво сидит (не падает) от нескольких минут до получаса.
35. Ползет на животе, отталкиваясь ногами и подтягиваясь руками.
36. При ползании умеет встать на четвереньки.
37. Стучит игрушкой по столу.
38. Держит в каждой руке по игрушке и стучит ими друг о друга.
39. Отбрасывает то, что не нравится.
40. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
41. Поворачивается с живота на спину.
42. Вытягивает ленту и манипулирует ею.
43. Все тащит в рот.
44. Любит сосать пальцы руки.
45. Встает на ноги, ухватившись за мебель.
46. Использует клешневый захват игрушек (большой палец против всех других)
47. Может ползти, зажав в руке игрушку.
48. В положении стоя ставит одну ногу впереди другой.
49. Знает (показывает) части тела.
50. Рассматривает мелкие детали и части в игрушке или на рисунке.
51. Имеет отчетливые вкусовые привязанности.
52. Предпочитает игрушки звучащие и шумящие.
53. Перестает кричать при звуках музыки.
54. Тщательно со всех сторон рассматривает игрушки и предметы.
55. Перекладывает предмет из одной руки в другую.
56. Держит чашку и пытается пить из чашки.
57. Сам держит и ест печенье или сухарик.

Кроме психомоторного развития, которое мы разбираем в этой статье,успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:

  • Состояние сна ().
  • Набор массы тела и динамика изменения роста ( и ).

В среднем, прибавка массы тела за 6-ой месяц составляет 600 г, а длина тела увеличивается на 2 см.

Читайте здесь о развитии ребёнка в возрасте 7 месяцев.

Новые навыки

В шесть месяцев у детей происходит интенсивное физическое развитие. Они осваивает множество новых навыков.

  • К шести месяцам малыш может прибавить около 4 килограммов веса и подрасти примерно на 15 сантиметров. Конечно, эти показатели сугубо индивидуальны. Возможно, ваш малыш весит меньше нормы, но при этом он – активный и довольный. Не стоит силой кормить его. Напротив, если вы видите, что по показателям вес как будто в норме, но при этом ребёнок мало двигается, то стоит подумать об уменьшении прикорма. Ничто не должно мешать малышу активно двигаться, познавать мир и развиваться.
  • В этом возрасте дети практикуют умение переворачиваться со спины на живот и обратно. Будьте внимательны, не оставляйте кроху без присмотра там, откуда он может упасть.
  • Малыш уже старается встать на четвереньки, некоторые даже пытаются ползти, раскачиваясь в таком положении.
  • Ребёнок может долго лежать на животике, опираясь на вытянутые руки. Из этого положения он дотягивается до предметов, лежащих рядом. Он обязательно должен уметь делать хватательные движения ручками.
  • Кроха уже понимает, что у него две руки. И что в каждой можно держать по игрушке. Если ему протянуть ещё один предмет, то он, скорее всего, разожмёт оба кулачка, чтобы взять что-то новое.
  • У крохи активно развивается навык бросания. Немного поиграв с игрушкой, малыш её бросает. Он это делает не потому, что она ему надоела, а просто ему очень нравится громкий звук падающего предмета. А ещё для него это настоящее волшебство: только что игрушка была и вдруг пропала. Если снова подать игрушку, то малыш снова будет с ней играть.

В этом возрасте малыши активно пробуют передвигаться. Они могут крутиться на животике, пытаться ползти, отталкиваясь ножками. Поэтому лучшее место для таких упражнений – это чистый тёплый пол. Конечно, вам нужно сделать покрытие пола чистым и безопасным местом для игр крохи. Ровная поверхность и широкий обзор будут стимулировать его двигательную активность. Не забывайте делать ребёнку развивающий массаж

Это очень важно для здоровья крохи, так как помогает организму подготовиться к первым шажкам. Если вложить свои пальцы в ладошки малыша, то он попытается сесть, подтягиваясь

Чаще ребёнок начинает садиться из положения лёжа на боку

Он подгибает одну ножку и опирается на ручку. Если вы хотите, чтобы ребёнок быстрее сел, то выполняйте с ним специальные упражнения, о которых расскажет педиатр.

Помните, что слишком ранее высаживание детей может оказаться опасным. Среди врачей нет единого мнения, во сколько месяцев ребёнок должен сидеть. Одни считают, что уже в полгодика ребёнку можно сидеть, другие же утверждают, что необходимо подождать хотя бы ещё месяц. Особенно стоит подождать девочке 6 месяцев, так как ранее высаживание может привести к гинекологическим проблемам в будущем.

Все доктора сходятся в мнении, что лучше всего подождать, пока мышцы малыша достаточно окрепнут. Ребёнка точно нельзя сажать насильно, обкладывать его подушками, чтобы не упал. Слишком ранее сидение создаёт огромную нагрузку на позвоночник. Независимо от того, мальчик у вас или девочка, не практикуйте такой подход.

  • Усиленно развивается мелкая моторика. Ребёнок уверенно держит крупные и мелкие предметы, поднимает их с пола. Играйте с малышом, давайте ему трогать разные материалы и поверхности. Пусть он узнает, какие на ощупь бумага, ткань, пластмасса. Разумеется, всё это должно происходить под вашим контролем.
  • Некоторые дети уже пытаются вставать, держась за опору. Эти попытки, скорее, напоминают приседания, так как мышцы ног ещё не окрепли, и ребёнок не может полностью разогнуть коленки.
  • В шесть месяцев начинают резаться зубки. Облегчить боль ребёнку помогут специальные игрушки-прорезыватели.

Режим сна малыша в 6 месяцев

Режим сна у полугодовалого ребенка становиться более упорядоченным, он спит в ночные часы и не просыпается порядка 6-7 часов. Дневной сон осуществляется 2 раза за сутки, длительностью по 1.5 — 2 часа, но такие показатели среднестатистические и у каждого малыша может быть свой индивидуальный, необходимый его организму режим сна.

За ночь ребенок на грудном вскармливании может просыпаться несколько раз для ночного кормления. С возрастом ребенок перестанет просыпаться в ночное время. Если он плохо спит ночью, он беспокоен и чрезмерно активен, следует прибегнуть к следующим рекомендациям:

  1. Перерыв между дневным и ночным сном должен быть не менее 4 часов.
  2. Перед сном купайте малыша в теплой воде, куда можно добавить отвар трав, что поможет успокоить его нервную систему и улучшит сон.
  3. Перед самым купанием хорошенько покормите малыша.

Эмоциональное и психическое развитие

Как помочь ребенку освоить основные навыки?

Развитие малыша напрямую зависит от того, как занимаются с ним родители

Поэтому маме с папой важно помогать грудничку осваивать необходимые навыки. Обучающие занятия должны проходить в игровой форме

Родителям надо акцентировать внимание на совершенствовании мелкой моторики, речи, способности передвигаться ползком, вставать на ноги. Для правильного всестороннего развития малыша, необходимо создать оптимальные условия

Специалисты рекомендуют:

  • организовать место для игры;
  • больше уделять внимания малышу;
  • поощрять ребенка, если он проявляет инициативу;
  • активные игры проводить в первой половине дня;
  • оказывать помощь малышу при необходимости.

Следует показывать младенцу, как произносить звуки, слоги. В шесть месяцев можно научить его выговаривать «мама», «папа», «баба». Для этого нужно чаще употреблять эти слова при общении. Но надо помнить, что «мама» или «папа» грудничок будет произносить пока неосознанно.

Шестимесячный возраст – идеальный период для формирования пассивной речи. Чтобы малыш запоминал новые слова, нужно больше с ним общаться. Полезны карточки Домана различной тематики. Их следует поочередно показывать ребенку, называя изображенный предмет.

Немаловажное значение имеют игрушки. Для развития слуха и мелкой моторики полезно купить для ребенка простой музыкальный инструмент (маракас, ксилофон, бубен, барабан)

Тактильные ощущения следует улучшать при помощи игрушек из материалов разных фактур. Для шестимесячного малыша уже можно приобрести первую книгу.

Лучше покупать красочные издания из ткани либо плотного картона. Также рекомендуется совершенствовать зрительное и цветовое восприятие малыша. Для этого стоит показывать ему предметы разных оттенков, рассматривать с ним яркие картинки в книгах.

Название игрыНавыки и умения, которые формируютсяСуть игры
Найти игрушкупамять, подвижность, наблюдательностьРядом с грудничком положить несколько игрушек. Накрыть каждую из них тканью. Попросить малыша найти спрятанные вещи. Убрать одну из игрушек так, чтобы грудничок этого не заметил. Снова попросить найти пропавший предмет
Ладушки память, чувство ритма, координация движенийХлопать в ладоши в такт детской песне либо стишку
Музыкальные бутылкимузыкальный слухВзять семь пластиковых бутылок и налить в них разное количество воды. Стучать по емкостям ложкой и слушать, какие звуки они издают
Звучащие чашкиречь, слухПоставить в ряд несколько чашек разного объема. Поочередно брать их, подносить ко рту и говорить какой-нибудь слог. Потом предложить повторить ребенку
Телефонречь, слух, моторикаВзять детский телефон, приложить к уху и начать выговаривать по слогам «ма-ма-ма-мамочка», «ба-ба-ба-бабушка». Передать трубку малышу и предложить ему повторить то же самое

Чтобы ускорить наступление момента, когда ребенок сможет самостоятельно вставать на ноги и ходить, нужно заняться укреплением его мышц спины и ног. Для этого полезны физические упражнения (особенно гимнастика на фитболе), грудничковое плавание, массаж.

Уход

Особых изменений по гигиеническому уходу нет. Умываем ребенка по утрам, подрезаем ноготки, чистим ушки и носик. Если появились зубки, то добавляется чистка ротовой полости при помощи специальной силиконовой зубной щетки, которую мама может одеть на палец.

Малыш в этом возрасте обычно любит купаться. Может сам сидеть в ванночке, любит играть в игрушки в воде. Однако не стоит оставлять ребенка без присмотра. В уходе за кожей используются специальные пенки и шампуни по возрасту, но не каждый день. Если маленький исследователь проводит много времени на полу, то нужно чаще мыть ему ручки.

Режим дня ребенка в 6 месяцев

Режим дня на 6 месяц не меняется — малыш все также спит несколько раз в день, бодрствует по 1-2 часа, а ночью спит, почти не просыпаясь. 5-ти разовое кормление может оставаться, промежутки — около 4-х часов. Активность ребенка несколько увеличивается, он может не спать даже на прогулках, которые должны быть обязательными процедурами. Отложить прогулку следует при температуре более 30 градусов, и менее 10 градусов мороза. Купание — 1 раз в день, примерно 7-10 минут. Если ребенок легковозбудимый — можно добавить в ванну перед сном отвар трав — пустырника, валерианы, мяты, мелиссы. Во время бодрствования старайтесь больше играть с малышом.

Общие движения

Крупная моторика лежит в основе развития ребенка. Именно общие движения определяют и физическое развитие малыша, и психическое, и интеллектуальное. Ведь невозможно познавать мир, если маленький человечек плохо владеет своим телом. Пробежимся по краткому списку того, что обязательно должен уметь делать полугодовалый ребенок.

1) Малыш, лежа на спинке, изучает ручками свои коленки и ступни, поднимая ноги вверх.

Полезным будет подвесить над кроваткой или детским ковриком небольшой тканевый мяч или колокольчик, чтобы кроха била по нему ножками. Таким образом, разовьется контроль за движениями ног, а звонкий колокольчик развлечет малыша и стимулирует к дальнейшей активности.

2) Переворачивается на бок со спины, помогая себе мышцами спины и шеи.

Осталось совсем чуть-чуть до полноценного поворота на живот

Чтобы помочь малышу быстрее освоить это движение, привлекайте его внимание занимательной игрушкой или погремушкой, за которой интересно тянуться

3) Ребенок 6 месяцев уже хорошо лежит на животе, опираясь на прямые руки перед собой, приподняв грудку над поверхностью.

Интересно! Существует широко распространенный метод раннего развития Домана, который базируется на мнении, что образование ребенка стоит начинать с 3-6 месяцев. В основе этого метода – демонстрация различных карточек с точками, картинками, словами для обучения малыша счету, говорению, чтению.

На данном этапе, когда развитие ребенка в 6 месяцев позволяет долго лежать на животе и смотреть прямо перед собой, становится удобным демонстрация карточек-изображений. Их можно ставить перед лицом малыша, на уровне его глаз, например, на пеленальном столе, и периодически менять картинки.

4) Умеет сидеть с опорой на руки, если посадить.

Малыш уже сидит сам, но пока это для него довольно трудная задача, дающая большую нагрузку на позвоночник. Поэтому не заставляйте младенца сидеть слишком долго. Это может негативно сказаться на его неокрепшем скелете.

5) Сидя, крутит головой, изучая окружение.

Будет здорово окружить малыша гармоничным интерьером, чтобы он с детства воспитывал в себе тягу к прекрасному.

Моторные функции

Если в первом полугодии жизни малыш учился воспринимать мир (у ребенка активно развивались сенсорные функции), то во втором полугодии акцент развития перемещается на моторные навыки.

Активно происходит освоение новых поз и способов перемещения, развиваются мануальные движения (действия с предметами).

Позы и перемещения

Новые навыки ребёнка в возрасте 6 месяцев:

Переворачивание

В возрасте 6-ти месяцев у малыша должен начать получаться поворот с живота на спину.

Сидение

Сидеть самостоятельно большинство деток должны уметь в возрасте 6 месяцев, временными границами нормы является диапазон 5-8 месяцев.

Начало ползания

Некоторые детки могут пытаться ползать в 5 месяцев, в среднем этот навык развивается в 7 месяцев.

Вставание

Некоторые детки могут делать попытки с 6 месяцев, но в среднем этот навык развивается только к 9 месяцам жизни ребёнка.

Действия с предметами

Раньше ребёнок мог осуществлять  только простые действия с вложенными в руку предметами. При этом не было контроля действия взглядом, то есть пока не сформировано единство “глаз-рука”.

В возрасте 5-7 месяцев ребёнок начинает контролировать зрением свои действия с игрушками. Основные из них следующие:

  • постукивание,
  • размахивание,
  • притягивание предмета с последующим рассматриванием,
  • выбрасывание,
  • похлопывание.

Особенности психологического развития

Постепенно, шаг за шагом, ребенок учится сложной науке овладевания собственным телом. По мере того, как он начинает понимать все большее количество слов и различать голосовые интонации, взаимоотношения между взрослым и ребенком становятся более сложными.

Малыш не только радуется обращенной к нему речи, но и старается понять ее, учится различать отдельные звуки и слоги. Это важные моменты в психо-эмоциональном развитии крохи. Запоминая отдельные звуки и слоги, он со временем начнет их повторять.

В этом возрасте дети любят слушать сказки, потешки, стишки, колыбельные песни

Очень важно учиться разговаривать с ними простым и правильным языком, чтобы речь ребенка была правильной

К шести месяцам жизни улыбка ребенка становится все более осознанной, он начинает испытывать целый спектр различных эмоций от радости до злости. Он хорошо различает «своих» и «чужих» людей, по-разному веет себя с ними. Если в близкими он всегда весел и активен, на их появление в комнате может реагировать радостью, смехом, то на чужих людей он смотрит с опаской и настороженностью. Если что-то крохе не понравится, он может громко разреветься.

К концу шестого месяца малыш умеет произносить до 30-40 разнообразных звуков, его «речь» все больше совершенствуется. Если ему что-то не нравится, то он уже не реагирует на это плачем. Напротив, протест, недовольство и прочий дискомфорт он выражает определенными звуками и интонацией. Подобным образом малыш вступает в диалоги, которые все больше приобретают черты сотрудничества. Его слух тоже развивается, поэтому ребенок хорошо различает голоса родителей.

Полугодовалые дети способны проявлять свои чувства: нежность, ласку, любовь. Кроха может крепко прижаться к маме, обхватить ее шею руками. Малыш часто просится на ручки к близким людям. Постепенно у него формируются несложные причинно-следственные связи: если нажать кнопку на игрушке, та заиграет, если уронить погремушку, раздастся стук и прочее. Ребенок начинает проявлять интерес к тому, для чего предназначены те или иные предметы.

Отучаем от соски

Многие детки с самого рождения используют в качестве успокоительного средства соску. При несвоевременном отучении от использования этого предмета могут проявиться нежелательные последствия. Использование соски не дает малышу достаточной свободы челюсти и снижает активность мышц, отвечающих за речь. Кроме этого соска может негативно влиять на здоровье зубов и формирование челюсти.

Чтобы избежать последствий, стоит снижать частоту использования соски ребенком. Оптимально к 6-ти месяцам полностью избавиться от этого предмета. При требовании со стороны малыша стоит предложить ему занятие, поговорить с ним. Отвлекайте его и развлекайте. Постепенно ребенок будет привыкать к новым обстоятельствам и перестанет просить соску.

Шестой месяц жизни – прекрасный период. Ребенок кардинально поменялся и совершенствуется каждый день. Появление новых навыков, постепенный переход в новую плоскость, активная социализация позволяют вводить новые варианты времяпровождения, раскрашивать жизнь новыми занятиями. В этот период маме стоит подумать о себе, помнить о необходимости отдыха и правильном питании. Чем старше становится малыш, тем больше сил вам понадобится.

Познавательные игры и упражнения для развития малыша

В магазине в настоящее время можно приобрести специальные детские развивающие центры, сенсорные коврики, интересные картинки, которые здорово повеселят малыша и будут ему полезны. Но для игры с мамой порой достаточно и подручных средств, типа предметов обихода, ложечек, разных формочек и т.д.

  1. Самое простое и в то же время веселое упражнение – «Ладушки». Учите кроху хлопать в ладошки, взяв его ладошки в свои, и похлопав ими друг о друга. При этом не забывайте напевать песенку. Так вы заодно и будете стимулировать речь малыша.
  2. Играйте со звуками. Например, заполните несколько железных баночек мелкими игрушечками или крупами. По очереди трясите каждой банкой, чтобы малыш видел ваши действия. Через какое-то время он и сам будет пробовать извлечь звук из баночек.
  3. Научите кроху жесту «пока-пока». Вместе провожайте папу на работу, бабушку из гостей, и весело машите им вслед. Вскоре карапуз и сам начнет махать на прощание ручкой.
  4. Стимулируйте речь крохи. Повторяйте за ним звуки из его лепета, меняйте выражение лица, интонацию. Малыш будет пытаться повторить за вами новые звуки, радоваться или удивляться вашей мимике.
  5. Пузыри. Малыши может лежать на животе, или на спине, вы дублируете его позу рядом. Выпускайте перед ним мыльные пузыри. Он может ловить их ладошкой или ползти за ними. Обычно пузыри вызываю у ребенка радостные эмоции.
  6. Вместе с малышом танцуйте под веселые песенки, подносите его к приемнику или магнитоле, чтобы он видел источник звука, рассказывайте ему, откуда звучит музыка.
  7. Также полезно прослушивание аудиокниг или самостоятельное чтение сказок, потешек и стихов малышу.
  8. Играйте с ребенком в пальчиковые игры. При этом изучайте пальчики не только на ручках, но и на ножках. Купая его, переодевая, называйте все части лица и тела.
  9. Играйте в «ку-ку». Можно разнообразить игру, пряча лицо под платком, а потом появляясь и проговаривая «ку-ку». Также можно под платочком прятать игрушки, а потом показывать крохе, где их найти. Такие забавы помогут карапузу понять, что предметы могут существовать отдельно друг от друга.
  10. Катайте кроху на коленках. Желательно дополнить такую игру веселыми детскими стишками и потешками, например, о животных.
  11. Игры в воде. Возраст 6 месяцев – это период освоения формы предметов. Пусть малыш заполняете водой предметы различной формы и объема. Покажите, как из лейки вода вытекает струйками. Губка сначала собирает воду, а потом можно на нее нажать и вода вытекает.

В этом возрасте для крохи очень важна эмоциональная составляющая игры, а также удовлетворение познавательного интереса. Неудивительно, что он пытается все потрогать, пощупать, отведать на вкус. Таким образом, он получает нужные ему сенсорные стимулы, которые помогают правильно расти и развиваться мозгу.

Что умеет ребёнок в 6 месяцев?

К началу шестого месяца вес грудничка в среднем увеличивается в 2 раза, в сравнении с показателями массы тела при рождении, всё тело становится более пропорциональным. Как выглядит среднестатистический младенец в полгода, можно увидеть на фото.

Среднестатистический шестимесячный ребёнок

В возрасте 6 месяцев ребёнок уже умеет многое

Таблица роста и веса

ПоказательМальчикиДевочки
Вес (кг)6,4–9,85,7–9,3
Рост (см)63,3–7261–70
Окружность головы (см)41–45,839,5–44,9
Окружность грудной клетки (см)41,4–47,641,6–45,8

Параметры роста и веса довольно условные, на показатели влияют разные факторы, при отклонении значений от нормы педиатр учитывает общее развитие, самочувствие малыша.

Согласно ВОЗ, допустимым считается отклонение на 1 кг в весе, и на 2–3 см в росте, в большую или меньшую сторону.

Что должен уметь делать ребёнок в 6 месяцев?

За первые полгода у ребёнка заметно укрепляются мышцы спины и плечевого пояса, большинство детей уже уверенно сидят в этом возрасте, начинают ползать по-пластунски или на четвереньках. Меняется и поведение – дети становятся прекрасными манипуляторами, хорошо выражают эмоции, показывают не только радость, но и обиду.

Основные навыки 6-месячного ребёнка:

  • умеет хорошо удерживать равновесие;
  • свободно управляет руками – может бросить и поднять предмет, переложить его из одной ладони в другую;
  • легко перекатывается в любую сторону;
  • некоторые дети пытаются вставать на ноги, подтягиваясь и удерживаясь за крепкую опору, если придерживать ребёнка за грудь, он начинает активно переступать ногами;
  • у детей на 6 месяце жизни зрение функционирует практически так же, как и у взрослых – младенец следит за людьми и предметами, хорошо фокусирует взгляд;
  • дети начинают выстраивать причинно-следственные связи;
  • ребенок отлично знает своё имя, реагирует на обращение к нему улыбкой, понимает простые просьбы;
  • быстро находит знакомые предметы, если его об этом попросят взрослые;
  • активно лепечет – в речи много слогов, активно имитирует звуки животных;
  • умеет есть с ложки, пить из чашки;
  • из врождённых рефлексов у младенца остаётся только сосательный, поисковый, хватательный рефлекс.

Дети в полгода очень активные, их нельзя надолго оставлять одних без присмотра. Родителям необходимо устранить все опасные вещи – поставить заглушки на розетки, убрать лекарства, средства бытовой химии повыше, закрепить провода.

Особенности питания и прикорм

В 6 месяцев детей начинают потихоньку приучать ко взрослой пище, в рационе, помимо молока или смеси, появляются новые продукты. Ребёнок в этом возрасте кушает 5–6 раз в день, общее количество пищи в сутки – 1–1,1 л, примерный размер одной порции – 200–220 мл.

Если проблем с весом нет, то начинать прикорм лучше с овощных и фруктовых пюре, грудничкам с дефицитом массы тела лучше давать каши. Но, по мнению доктора Комаровского, лучший первый прикорм – натуральные кисломолочные продукты, поскольку они близки по составу с молоком или смесью, содержат полезные для пищеварительной системы бактерии.

Первым прикормом по мнению доктора Комаровского должны быть кисломолочные продукты

Для начала можно дать грудничку 0,5–1 ч. л. нового продукта, докормить молоком или смесью, за 10 дней объём прикорма увеличить до 180 г, полностью заменить им 1 кормление.

Примерное меню

КормлениеГрудное вскармливаниеИскусственное вскармливание
1МолокоСмесь
2Каша на молокеКаша с маслом
3Пюре из овощейОвощное пюре с маслом
4Пюре из фруктов, молокоСмесь, фруктовое пюре
5МолокоСмесь

В полгода искусственники уже спокойно обходятся без ночного кормления, груднички на естественном вскармливании ещё могут требовать грудь среди ночи 1–2 раза.

Особенности физиологии шестимесячного ребёнка

В 6 месяцев грудничок в очередной раз проходит осмотр у педиатра. На приёме врач проводит антропометрические измерения, проверяет наличие рефлексов и выносит заключение об общем физическом развитии ребёнка. Сверьтесь с календарём прививок, чтобы не пропустить повторное вакцинирование от гепатита В и АКДС.

Никогда не нужно сравнивать своего малыша с другими, выискивая его несоответствие нормам. Ведь развитие каждого ребёнка индивидуально, идёт своими темпами и часто не определяется средними показателями. Если грудничок хорошо ест, с интересом играет, выглядит здоровым, то родителям не стоит беспокоиться о его росте и весе.

Шесть месяцев — это время перехода от активного роста к активным действиям

Показатели роста и веса у мальчиков и девочек в шесть месяцев — таблица

Пол ребёнкаВес, кгРост, смОкружность головы, см
Девочки5,7–9,361,2–70,339,6–44,8
Мальчики6,4–9,863,3–71,940,9–45,8

За предыдущий месяц дети в среднем набирают 650 г и подрастают примерно на 2 см. После 6 месяцев темпы роста ребёнка будут постепенно замедляться, а физическая активность увеличиваться.

Сон к этому возрасту обычно становится более спокойным и продолжается до 16 часов в сутки. При этом на ночной отдых приходится 9–10 часов. Днём ребёнок спит несколько раз, от 20 мин до 3–4 часов. Сон на свежем воздухе часто более длительный и спокойный, чем в помещении. Помимо прохладного воздуха и приятного покачивания в коляске, на качество сна могут влиять режущиеся зубки.

У многих малышей именно в 6 месяцев появляется первый нижний резец. Нередко это доставляет неприятные, даже болезненные ощущения ребёнку. Повышенное слюноотделение, припухшие дёсны, подъём температуры, капризы, беспокойный сон, отказ от еды или частые прикладывания также могут быть проявлениями процесса роста зубов. В этот период ребёнок тянет всё в рот, от игрушки до собственного кулачка. Родители могут помочь малышу, облегчив симптомы: при температуре — жаропонижающие, при боли — обезболивающий гель на десну, чтобы успокоить зуд — игрушка-прорезыватель. Все сроки прорезывания зубов условны и не являются чётким ориентиром.

Так как в 6 месяцев у грудничков вводится первый прикорм, характер стула меняется: он становится более оформленным, появляется другой запах. Опорожнение кишечника происходит ежедневно до 3 раз. Но и отсутствие стула в течение одного-двух дней не должно вызывать беспокойство у родителей, задержка его может быть связана с введением нового продукта. Чтобы помочь малышу своевременно опорожнять кишечник, маме следует давать ребёнку больше жидкости, делать ему массаж животика, заниматься с ним гимнастикой. Если на фоне всех выполненных рекомендаций стула нет более 4–5 дней, необходимо обратиться к педиатру!

В полгода многие детки активно начинают менять положение своего тела в пространстве. Они переворачиваются, присаживаются, пытаются ползти. Такому проявлению активности способствует окрепший мышечный корсет и тяга к новым достижениям.

Первые слова

Малыш понимает смысл несложной речи и обращения к нему. Но пока он больше ориентируется на интонацию, чем на слова, хотя и знает смысл определенных фраз. Разговаривайте с ребенком чаще — и его словарный запас будет расти день ото дня, даже если пока этот запас пассивен (доступен пониманию, но не используется в речи). В год малыш уже понимает примерно 10 слов и выражений, включая звукоподражания (к примеру, если «мяу» — это «кошечка»).

Ели ваш ребенок совсем ничего не говорит, не паникуйте. Главное — чтобы он понимал ваши фразы и обращения. Если понимания не наблюдается — обязательно обратитесь к педиатру, ведь у малыша могут быть слуховые, психологические или неврологические нарушения, которые необходимо компенсировать своевременно.

Волосы и ногти

Усиление роста волос и ногтей требует постоянного контроля со стороны родителей. Волосы необходимо ежедневно расчесывать специальной щеткой во время гигиенических процедур.

За длинной ногтей следует внимательно следить. В полгода малыш часто тянет пальчики в рот, поэтому стоит еженедельно обрезать выступающие части ногтевых пластин, чтобы избежать повреждения слизистой.

Обрезать ногти следует ровно, стараясь не округлять форму. Ногтевые пластины растут прямо, при формировании полукруглой формы часто случается врастание ногтя в кожу. Это приносит немало неудобств и ребенку, и взрослым. При обрезании ногтей следует использовать специальные ножницы с закругленными концами, крепко удерживать руку, следить за движениями карапуза. Процедура проводится минимум раз в неделю после вечернего купания.

Физиология полугодовалого ребёнка

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий