С какого возраста приучать ребенка к горшку?

Что говорят медики?

Официальная медицина и детская психология едины во мнении.

Приучение ребенка к горшку возможно в том случае, когда у малыша более или менее созревшая нервная система (в головной мозг поступают определенные сигналы) и он лучше понимает свое тело, чувствует возникший дискомфорт и может контролировать позыв, чтобы сообщить о своих «делах» и добежать до «мини-унитаза».

Ни один педиатр или психолог с точной уверенностью не сообщит мамам и бабушкам конкретный возраст и точные правила приучения ребенка к самостоятельному туалету. Наилучшее время варьируется в пределах 1,5 – 2 лет. Возраст условный, ведь каждый малыш уникален, физиологические особенности организма крох различны и у них собственные индивидуальные этапы взросления.

Воззрения медицины и возможности ребенка чаще всего не совпадают. По этой причине желательно с некоторым чувством сомнения знакомиться с мнениями педиатров и ни в коем случае не сверяться с таблицами и торопить чадо.

Всегда следует помнить о том, что в обществе нет ни одного здорового взрослого человека, который не умел бы контролировать свои естественные позывы.

Этапы обучения, их особенности

Важно понять, что приучить ребенка к использованию нового устройства всего за несколько дней не получится. Процесс обучения нужно проводить медленно, плавно переходя от одного этапа к другому

Не стоит давить в случае протестов, это ни к чему не приведет

Со стороны родителей требуется предельное внимание и безграничное терпение

Этапы выработки привыкания к горшку

  1. Прежде всего ребенка нужно познакомить с новым предметом в обстановке. Устройство должно быть ярким, устойчивым и удобным, без острых краев. Начинать нужно понемногу, пару раз в день усаживая малыша в подгузнике и штанишках на его новый «стул». Через какое-то время можно начать снимать штанишки.
  2. Через 1-2 недели, если протестов от малыша не поступает, можно высаживать его на горшок уже без подгузника. Нужно проследить, чтобы стульчик не был холодным и неприятным на ощупь. Не стоит сразу же приучать карапуза «сделать все дела», он не поймет. Просто дважды в день его нужно сажать на яркий «стульчик». Если в какой-то момент тренировка совпадет с испражнением кишечника или мочевого пузыря, ребенка нужно обязательно похвалить.
  3. Обязательно нужно показать своему чаду предназначение нового устройства. Хорошо, если в семье есть ребенок чуть постарше, это намного облегчит процесс. Если же нет – просто нужно пытаться объяснить все простым и доступным языком. В подтверждение слов можно даже выкинуть в горшок использованный подгузник.
  4. Когда малыш привыкнет к новому «трону» и начнет спокойно на него садиться, можно начать подлавливать удобные моменты и понемногу приучать его к новому способу «сходить в туалет». Главное, не проявлять никакой агрессии и излишнего рвения. Просто после сна, прогулки или приема пищи можно предлагать ему посидеть на стульчике. Иногда родители улавливают сигналы, которые дети подают перед тем, как освободить кишечник или мочевой пузырь. Они прекращают играть, замирают, сосредотачиваются на одной точке. В этот момент им лучше всего ненавязчиво предложить горшок.
  5. Далее настает время заключительного этапа, на котором ребенка нужно приучить использовать новое приспособление самостоятельно. Предмет всегда должен быть в зоне доступности, на самом видном месте. Придется еще какое-то время напоминать малышу о том, что он теперь может использовать горшок тогда, когда пожелает. Как показывает практика, дети очень любят делать что-то без помощи взрослых и еще и получать за это похвалы.

В среднем, на весь процесс развития навыка уходит от 6 до 12 месяцев. Все это время можно использовать одноразовые или многоразовые подгузники, на скорость формирования привычки это не повлияет.

Как выбрать горшок: 10 важных правил

  1. Не забывайте об основной функции горшка. Иногда, чем проще — тем лучше. Не гонитесь за внешним видом и количеством дополнительных опций. Так, например, музыка может наоборот отвлекать малыша «от дела» — все индивидуально. Основной упор при выборе любой детской принадлежности — всегда на качество!
  2. Выбирайте горшок с широким отверстием, и обязательно по размеру, чтобы бортики не впивались в нежную кожу ребенка. Обязательно — плавные линии и гладкая поверхность.
  3. Наиболее подходящий материал — пластик. Эмалированные, хоть и знакомы нам со времен Советского Союза, для малышей не слишком подходят из-за холодного сиденья.
  4. Оценивайте качество пластика. Хороший горшок изготавливается из высококачественного прочного и твердого пластика, безопасного для детей. Гладкий материал приятен на ощупь, легко моется, не имеет заусенцев и трещин, ни в коем случае не царапает кожу.
  5. Горшок должен быть устойчивым и не скользить по полу. Стоит отдавать предпочтение в меру тяжелым моделям, оснащенным прорезиненным обрамлением снизу.
  6. Не зацикливайтесь на наличии крышки. Она необходима, если возникает необходимость длительного хранения содержимого горшка. Если же у вас есть возможность опустошать и промывать детский туалет сразу, крышка не требуется.
  7. Хорошо, когда горшок легко моется. Если конструкция сложная или состоит из нескольких деталей, проверьте, чтобы все части были доступны для мытья (труднодоступных мест быть не должно).
  8. Есть модели, оснащенные дезодорирующими вставками, поддерживающими свежесть. Вы можете купить такой горшок, но это не значит, что его можно реже мыть. Учтите это в дальнейшем.
  9. Учитывайте пол ребенка. См. рекомендации выше.
  10. Перед покупкой ознакомьтесь с отзывами, оставленными на независимых (!) площадках, а не на сайте продавца. Случается, что даже самые разрекламированные и популярные модели оказываются бесполезными и неудобными. Цена не всегда определяет качество.

Если вы только начали приучать ребенка к горшку, не покупайте самую дорогую модель. Начните с более доступного варианта и проследите, как будет реагировать на него кроха. Так, классический овальный может подойти малышу больше, чем навороченный стульчик с подлокотниками.

Новости партнеров

Немного об анатомии и физиологии

Чтобы лучше понимать, почему приучение должно начинаться не ранее 1,5 лет, немного коснусь данного раздела. Осознанное хождение на горшок возможно лишь при формировании нервно-мышечных связей между органами малого таза и мозгом. Эти связи формируются именно после 18 месяцев.

Это представляет собой нервные волокна, которые формируют сплетения вокруг мочевого пузыря и прямой кишки, которые подают импульс о наполнении органа сначала в спинной мозг, а затем, сигнал передается в головной мозг, таким образом, это является побуждением к походу в туалет. Правильный навык может сформироваться только при наличии этих связей. И формируются они после 1,5 лет и никак не связаны с тем, как скоро вы начнете знакомить ребенка с горшком.

Как правильно приучать ребенка к горшку?

Приготовьтесь к тому, что обучение должно происходить регулярно, без перерывов. Не имеет смысла вырабатывать эти навыки только по праздникам или в момент приезда свекрови.
Обязательное условие обучения – хорошее настроение и состояние здоровья ребенка. Понятно, что когда малыш капризен или температурит, мучить его этими науками не стоит.

Лето – идеальное время для приучения к горшку. На малыше – минимум одежды. То есть, стирать каждые несколько часов (освободив, естественно, малыша от памперсов) кучу колготок и штанишек вам не придется.
Для каждого знакомства с горшком ловите нужный момент

После еды, сна, улицы, как только чувствуете, что «пора», не упускайте момент.
Получилось? Малыш-таки сходил на горшок? Хвалите малыша!

Снова впустую? Не огорчаемся, не показываем свое разочарование, не опускаем руки – рано или поздно ребенок все равно начнет это делать.

Не следует фиксировать внимание крохи только на горшке. Обращайте его внимание на такие действия, как открывание горшка, снятие и одевание трусишек, опорожнение и мытье горшка, возвращение его на место

И не будьте жадными на похвалы!

С подгузниками расставайтесь постепенно. В течение дня обходитесь без них, а во время сна или долгой прогулки в холодное время года они очень даже пригодятся.
Проснулись сухими? Срочно вытаскиваем горшок. А пока малыш пытается (или не пытается) сделать свои дела, демонстрируем ему сухость подгузника и опять хвалим, хвалим, хвалим.

Максимальное время, проводимое на горшке – 10-15 минут.

Какие существуют сигналы о готовности ребенка к горшку

Приучать к горшку раньше наступления доказанного физиологического минимума, надо при условии, если у вашего вундеркинда четко проявлены такие сигналы о готовности:

  1. Часто замечаемая сухость подгузников на протяжении целых 1.5-2 часов!
  2. Стабилизация периодичности дефекаций
  3. Сознательность в понимании разницы между по большому и по маленькому
  4. Стремление к самостоятельности в процессах одевания/раздевания
  5. Знание частей тела, покажи носик, покажи глазик
  6. Проявление дискомфорта от деланья в штанишки
  7. И наконец – осознанная демонстрация возникшей потребности организма!

Согласитесь, это простые признаки и заметить довольно легко.

С твердой увереностью, заявляем, что в делах горшочных не стоит оценивать и сравнивать со скольки месяцев были приучены соседские дети и какие успехи в каком возрасте демонстрирует ваш чемпион, так как у каждого этот опыт приходит по разному.

Готовность зависит от многих факторов, например девочки созревают к этому ранее, так как у мальчиков мышечная система развивается дольше. Играет роль так же характер кандидата на высаживание, склонные к эмоциональности детки привыкают позже, чем более спокойные.

Мы желаем всем не путать реальные признаки с одноразовыми случайными попаданиями в горшочную цель. Это может легко возбаловать гордость любящего родителя, подталкивая его мозг воспринять желаемое за действительное. Якобы мой малыш уже научился, раньше всех! Такие ловушки, а так же излишняя обеспокоенность, имеющая место иногда — это не что иное, как отображение вашего желания стать лучше самим!

Чего нельзя делать ни в коем случае в период приучения к горшку (моя ошибка, из-за которой пришлось прятать горшок на 2 недели)

И еще одно очень важное правило!

Если ребенок все-таки сделал лужицу или кучку, его ни в коем случае нельзя ругать! Надо спокойно сказать, что писать (какать) надо на горшочек. И что горшочек стоит на месте и ты мог сам его там найти.

Я это правило нарушила. И вот что получилось

Позвонив, подружке-эскперту по горшковому делу и маме-Аришки со стажем (у нее еще есть старшая дочь), я спросила что же делать с моей проблемой: Настя часами сидела на горшке, потом шла в уголок и писала в трусы. И она просто сказала «Я Аришку по попе хлопнула, когда она в очередной раз написала на диван и указала на горшок. С тех пор она не промахивается».

Но моя дочь далека от Аришки и получив по жопке первый (и надеюсь последний раз) она отказалась садиться на горшок совсем. Пришлось убирать его на 2 недели с глаз долой (из сердца нафиг). Когда я вернула аксессуар на прежнее место, дочка сказала, что этот горшок ей не нравится и мы пошли покупать другой. Она долго ходила вокруг витрин с разными горшками, рассматривала поющие, играла с игрушками, которые идут в комплекте с горшками и выбрала… горшок за 100 руб. Простой пластиковый горшок за 100 руб.

Теперь она гордо восседала на новом аксессуаре, усадив на соседний горшок мишку, и указывая что ему делать. Но в горшок она только ходила по маленькому, какать в него дочь категорически отказывалась. Как приучить ребенка какать в горшок, я узнала от знаменитого психолога Е.Кес. На одном из своих вебинаров, она предложила метод «говорящие игрушки» и нам это реального помогло. Суть метода в следующем: говорим от имени мишки (или любой другой игрушки): «Ой, кажется, я хочу какать. Где же мой горшочек? Вот он. Сейчас я сниму трусики и сяду на горшочек». Усаживаем мишку на горшок и незаметно подкладываем «какашки» в горшок. У нас это были кусочки коричневого пластилина. Мишка встает и говорит: «Ой, мне так стало легко. У меня и животик перестал болеть. Теперь я могу с тобой поиграть».

Когда поможет доктор?

Обратиться за помощью врача следует, если родители замечают у крохи слишком частые мочеиспускания днем или энурез после 3 лет. За этим могут скрываться как урологические, так и неврологические проблемы. Поэтому в таких случаях целесообразно посетить уролога, а если он не обнаружит профильных проблем, то невролога.

Приучение к горшку на самом деле не такая уж большая проблема, если подходить к ее решению со знанием основных правил. Теперь, когда эти знания есть – осталось запастись терпением и пониманием, что даже в случае овладения навыком пользования детским туалетом периодические погрешности возникать могут

Главное не акцентировать на этом внимание крохи

Время покупать горшок

Лучше всего отправляться за покупкой столь важного предмета вместе с малышом, чтобы он тоже принял участие в процессе. Разместить детский туалет рекомендуется в той части комнаты, где ребенок проводит больше всего времени, чтобы горшок был у него на виду

Не усаживайте малыша сразу на горшок, пусть чадо сначала привыкнет к нему.

Так как приучать к горшку стоит постепенно, то начинать сажать малыша нужно на несколько минут каждые три часа: как проснется, до и после кормления и перед тем, как уложить спать. Не стоит ожидать больших успехов с первого же раза: если поначалу ребенок не в восторге от горшка, то не стоит сильно давить на малыша — со временем все получится.

Важное правило: не забывать хвалить ребенка, если он сходил на горшок. Так малыш будет понимать, что он все сделал правильно и именно это от него требовалось

Детям всегда особенно приятно слышать, что они ведут себя как взрослые. Еще один нюанс, который стоит знать родителям: малыш может сильно расстроиться, когда увидит, как вы в первый раз выливаете содержимое горшка. Необходимо объяснить карапузу, что именно так поступают все взрослые и раз он теперь один из них, то должен уметь распрощаться со своими продуктами жизнедеятельности.

В каком возрасте нужно начинать приучение к горшку

Некоторые мамы 6-8 месячных малышей гордо заявляют, что их младенец уже умеет ходить на горшок и знает, что с ним нужно делать. Весь процесс выглядит примерно так: мама, знающая, что подошло время «пи-пи», высаживает малыша на горшок и тот делает свое дело.

Но каким же бывает разочарование таких родителей, когда, научившись ходить, их ребенок перестает терпеливо сидеть на горшке и вскакивает с него каждый раз, как только его туда посадят.

Педиатры считают, что мучить малыша с такого раннего возраста бессмысленно.

Оптимальный возраст, когда ребенка можно начинать приучать к горшку, 18 месяцев или 1,5 года. Сразу нужно оговориться, что этот возраст считается условным и корректируется он исходя из физиологической готовности малыша.

Что включает в себя этот показатель:

  • установление более или менее определенного интервала между мочеиспусканиями и дефекациями;
  • ребенок способен сохранять подгузники сухими и чистыми в течение двух часов;
  • ребенок знает части тела и предметы одежды, понимает значение слов «пописал(-а)» и «покакал(-а)»;
  • ребенок в состоянии продемонстрировать недовольство, связанное с мокрыми и грязными подгузниками;
  • ребенок пытается самостоятельно снимать и надевать штанишки или уже умеет;
  • ребенок должен уметь сказать или показать, что он хочет в туалет.

Средний возраст, когда ребенок может устойчиво контролировать процесс мочеиспускания и дефекации, колеблется от 20 до 30 месяцев. Это означает, что до полутора лет родителям можно совсем не волноваться, умеет ли их малыш пользоваться этим важным аксессуаром или нет.

Самым удобным время для приучения к горшку является лето после 18 месячного возраста ребенка. Проводя много времени без подгузника, ребенок будет не только получать воздушные ванны, но и осваивать азы «горшочной науки».

Условия успешного освоения горшка

Для того, чтобы научиться произвольно контролировать свой кишечник и мочевой пузырь, необходима физиологическая готовность органов, а также мотивация ребенка и достаточная зрелость психических функций.

Физиологическая готовность

Перед тем как начать произвольно контролировать процесс, малышу нужно пройти важные этапы физиологического развития, а именно научиться замечать отправление естественных потребностей и контролировать сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки.

Нейроны, ведущие к сфинктерам, не успевают созреть на момент рождения ребенка (процесс их миелинизации еще не завершен, а значит и сигнал пока не отличается точностью и своевременностью), но приходят в полную рабочую готовность достаточно быстро. Неплохим признаком физиологической готовности является освоение ребенком передвижения на четвереньках и уверенное удержание равновесия в положении сидя. Примерно в этом же возрасте мочевой пузырь вырастает до достаточных размеров, чтобы начать скапливать в себе жидкость (до этого он скорее выполняет роль трубки, чем пузыря).

Начинать приучение к горшку можно после появления признаков физиологической готовности. Лучше раньше, чем позже, так как зачастую у малышей больше интереса, они замотивированы и быстрее достигают результата, в то время как более старшие дети становятся упрямее, их сложнее отвлечь от игры или общения со сверстниками, чтобы отвести в уборную.

Психологическая готовность

Помимо физиологической возможности контролировать необходимые мышцы, ребенку нужно научиться различать сигналы своего тела и приобрести желание оставаться сухим и чистым. Именно сочетание этих двух условий сформируют у ребенка желание научиться пользоваться горшком или унитазом.

Именно сам малыш должен решить, что не хочет ходить с грязными подгузниками или бельем. Помните, что ещё совсем недавно он совершенно не переживал о подобных вещах, а вы радовались такому восхитительному изобретению человечества, как подгузники, поэтому для перенастройки может потребоваться время.

Попытки использовать внешнюю мотивацию в этом деле (похвала, поздравления, награды или наказания) является палкой о двух концах. С одной стороны, возможно, внешняя мотивация ускоряет процесс приучения к горшку, но с другой стороны надолго отодвигает формирование внутренней мотивации ребенка быть сухим и чистым. Только сам малыш может решить, что хочет быть чистым и сухим, в том числе здесь работает желание приобрести большую самостоятельность и быть похожим на маму и папу.

Приучаем малыша к горшку поэтапно

  1. Поставьте в комнате ребёнка купленный вами горшок и попробуйте доступно объяснить крохе, что это за новый предмет и зачем он нужен.
  2. Если малютка сразу не проникся никакими добрыми чувствами к диковинной, в его понятии, вещи, просто дайте ему время приглядеться и привыкнуть к нахождению горшка на его территории. Если же карапуз отнёсся к своему первому туалетному приспособлению вполне доброжелательно, можете переходить к следующему этапу.
  3. В течение дня 2-3 раза высаживайте ребёнка на горшок на несколько минут. При этом штанишки (подгузник) пока снимать не нужно. Просто пусть кроха начнёт воспринимать горшок как что-то само собой разумеющееся. Этот этап занимает, обычно, 7-10 дней.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Иначе вы рискуете вызвать у карапуза стойкое неприятие и протест

Затем можно попробовать 2-3 раза в день высаживать кроху без штанишек (подгузника). При этом не старайтесь подловить, когда малыш хочет писать. Так вы можете его только напугать. И ребёнок, наоборот, будет пытаться сдержать мочеиспускание, сидя на горшке. А вы ведь стремитесь к прямо противоположному. Поэтому спешить ни в коем случае не стоит. Пусть всё идёт своим чередом. На этот этап отведите не менее 1-2 недель. В продолжение которых вы можете попытаться более чётко сформировать в сознании карапуза представление о предназначении горшка. Как это сделать? Можно каждый раз, когда вы будете снимать с крохи подгузник, демонстративно бросать его в горшок. Можно попросить старшего ребёнка справить в горшок свои нужды на виду у младшего. Ведь малыши очень охотно подражают старшим. И такой метод очень часто оказывается самым действенным. Не забывайте постоянно объяснять все свои действия малышу. Недооценивать силу слов, пусть даже вам и кажется, что малютка понимает далеко не все, не стоит. Так пройдёт ещё 1-2 недели. Теперь вы можете начинать высаживать ребёнка на горшок тогда, когда вам кажется, что ему это, действительно, нужно. К примеру, после сна, еды, прогулки. Хорошенько понаблюдайте за крохой. Обычно, малыши, когда им хочется в туалет, замирают, сосредотачиваются, перестают играть. Именно в такие моменты можно предлагать своему малютке горшок. Опять же, отрядите на этот этап 1-2 недели. И только последовательно пройдя все этапы, можно начинать обучать ребёнка самостоятельному пользованию горшком, который всегда должен стоять на одном месте и быть доступным для карапуза. Объясните, что теперь кроха будет сам садиться на горшок, когда у него возникнет на то потребность. И весь туалетный ритуал отрепетируйте вместе с ним до автоматизма. Не скупитесь на похвалы и поощрения. Ведь для малыша они – самый главный двигатель прогресса.

Не ругайте и не наказывайте ребёнка, если он не так быстро, как вам хотелось бы, познаёт туалетную науку

Как правильно выбрать горшок

Широкий ассортимент представленных изделий может вызвать у родителей состояние замешательства. Лучше всего прислушаться к советам и рекомендациям специалистов, которые позволят сделать выбор по-настоящему удобного и безопасного горшка для ребенка.

  • При покупке изделия лучше всего руководствоваться его основным предназначением, не отдавая предпочтение дополнительным функциям. Горшок с музыкальным сопровождением или в форме игрушки лучше не приобретать. Это не позволит малышу понять для какой цели, собственно говоря, данный предмет приобретается. Ко всему прочему, данный отвлекающий жлемент может заставлять ребенка просиживать на горшке более длительное время, чем необходимо, что не принесет пользы мышцам промежности.
  • Наличие крышки – не является обязательным элементом для моделей. Она может понадобиться, если горшок не будет опустошен и вымыт сразу.
  • Следует проследить за широтой отверстия изделия во избежание некомфортных ощущений во время сидения.
  • Важный нюанс – устойчивость горшка. Лучше всего приобретать модель с подножкой, резиновой прокладкой, чтобы избежать скольжения.
  • Выбирая между горшками из различных материалов, отдавайте предпочтение пластиковым. Они намного более практичны, удобны, легки в переноске и поддаются дезинфекции. Изделие эмалированного типа отличается холодной поверхностью, что может вызвать дискомфорт.
  • При выборе пластика стоит обращать особую внимательность на качество, твердость и гладкость поверхности. Наличие заусенцев и трещин не допускается.
  • Наличие удобной ручки у горшка. Многие дети предпочитают самостоятельно выливать содержимое изделия в унитаз, что необходимо учитывать при покупке.
  • При наличии у горшка многочисленных частей или особо замысловатой формы, стоит отдать предпочтение изделию, которое легко поддается сборке, а его детали можно легко мыть. В ином случае плохо вымытые участки окажутся пристанищем бактерий.

В качестве альтернативы горшка можно выбрать мягкое сиденье на унитаз. Бывают случаи, когда ребенок, решая подражать взрослым, начинает ходить на унитаз. Самое главное в этом случае, позаботиться о специальном приспособлении, чтобы малыш беспрепятственно усаживался.

Порой родители покупают несколько изделий, чтобы облегчить процесс приучения ребенка к горшку. При этом стоит осознавать, что возможные трудности могут быть связаны с овладением умением контролировать физиологические процессы. Пусть изделие стоит в детской или в ванной. Это позволит малышу спокойно принять мысль, что процесс мочеиспускания и дефекции производится в специально отведенном помещении.

При покупке горшка следует руководствоваться не только рекомендациями специалистов, но и мнением собственного ребенка, который будет горд возможностью ощутить собственную значимость. Совместный поход по магазинам позволит сразу же оценить все достоинства и недостатки изделия, а также сделать оптимальный выбор с учетом запросов и пожеланий самого малыша.

Купите правильный горшок

Горшок должен быть удобен для вашего малыша. Ему должно быть комфортно сидеть, он не должен ёрзать или проваливаться. Самыми функциональными, как правило, оказываются самые простые пластиковые изделия: круглые — для девочек, а с перегородкой спереди — для мальчиков. Музыкальные или горшки сложной формы чаще всего не переходят из разряда игрушек в разряд функциональных вещей.

Горшок может быть яркого и привлекательного оттенка. Ребёнку понравится наличие спинки у горшка. Ноги должны твердо стоять на полу и быть под прямым углом, допустимо, если колени будут немного приподняты. Горшок должен устойчиво стоять на своем месте и выдержать ребёнка, решившего поиграть в капитана корабля.

Раннее приучение или выработка рефлекса

Многим активным и усердным родителям удается добиться определенных успехов в освоении малышом горшка в возрасте до года. По мнению Комаровского, в том, что дети девяти, восьми и даже семи месяцев могут мочиться и ходить по большому после услышанного «пи-пи» или «а-а», нет ничего удивительно. Многократное повторение этих звуков формирует у малыша условный рефлекс. Но популярный врач объясняет, что такое освоение горшка нельзя назвать полноценным. В данном случае такой процесс развивается по схеме «слова родителей – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь/кишечник – горшок». Акцент делается на том, что стимулировать мочеиспускание или дефекацию должно физиологическое явление, а не звуки, произнесенные родителями.

Евгений Комаровский отмечает, что нередко после раннего приучения у ребенка 2 лет появляются трудности с туалетом. Родители недоумевают, почему их малыш, который давно освоил горшок, вдруг стал отказываться ходить в него. Врач объясняет это тем, что у ребенка в этом возрасте как раз начал формироваться естественный контроль над физиологическими нуждами, и он больше не хочет их связывать с родительскими призывами.

Что показывает практика?

На деле все оказывается индивидуально, и готовность малыша к контролированию своих ощущений в большей степени зависит от психологического развития ребеночка и его осознанности.

Кроха готов к горшку, если выражает недовольство мокрым или испачканным бельем, выполняет несложные действия (самостоятельно садится и встает, снимает и надевает трусики, подражает старшему братику, сестричке или взрослым).

Хорошими показателями считаются также умения оставаться чистеньким в течение 2 часов; моменты мочеиспускания и дефекации становятся предсказуемыми и сопровождаются мимикой или жестами.

Чуткие и наблюдательные мамы могут определить позывы ребенка к испражнению уже с 3 месяцев, другие начинают приучать крох к горшку приблизительно с 9 – 10 месяцев, когда ребенок может устойчиво сидеть.

Ни в одной стране мира нет единого правила. В африканских племенах действует естественный подход: внимательная мама носит малыша в слинге и приучает новорожденного к горшку, начиная с 3 дней. В европейских странах ребенка учат проситься на горшок в 2 года, в США – к 2,5.

С возникновением многоразовых подгузников время приучения к горшку неумолимо отодвигается на более поздние сроки.

Какие горшки подбирать детям

Выбор горшка – ответственное дело, из огромного ассортимента следует подобрать не только приятный по цвету и декоративному оформлению, но и удобный. Например, малышу будет комфортно сидеть, если конструкция предполагает наличие «спинки».

Изделия со звуками, музыкой или светом лучше обходить стороной. Крохе такой вариант, безусловно, понравится, но воспринимать его он будет только как игрушку. В дорогу удобно брать надувные горшки со съемной крышкой, складные пластиковые, модели «чемоданчики» с высокой степенью устойчивости.

При выборе нужно обратить внимание на следующее:

  • Материал. Малышу не должно быть холодно и некомфортно. Лучше покупать горшок из пластика, а не керамики или железа.
  • Устойчивость. Ненадежная конструкция приведет к падениям, а, следовательно, негативным эмоциям от использования туалета.
  • Эргономичность. По анатомическим признакам за доступную цену можно приобрести идеальный вариант.

Выпускаемые модели предназначены для детей от 0 и до 4 лет, поэтому важно подобрать «пластиковый туалет» для нужной возрастной категории

Методика приучения ребенка к горшку за 7 дней

Многим детям подходит схема обучения, разработанная английской няней и автором научно-популярных книг Джиной Форд. Она предназначена для детей, которые уже умеют самостоятельно снимать одежду и понимать слова родителей.

В первый день снимите памперс после сна. Скажите ребенку, что он уже взрослый, посадите на горшок, объясните, что надо делать и зачем. Если у него не получится с первого раза, повторяйте процедуру каждые 15 минут

Важно, чтобы он просидел на горшке 10 минут. Будьте рядом, развлекайте его, следите, чтобы он не вскакивал.
Во второй и третий день повторите все действия

Следите, чтобы он не заигрался и не наделал в штанишки. Не надевайте памперсы даже на прогулку. Посадите его на горшок перед выходом, постоянно спрашивайте, не хочет ли он в туалет, можете взять горшок с собой.
С четвертого дня вы будете точно знать, через какое время ребенок захочет в туалет. После удачного посещения горшка обязательно похвалите малыша.

Ребенок боится горшка – почему?

Достаточно неприятная ситуация для родителей, когда кроха панически боится горшка. Причины такому поведению могут быть самые разные! Например, малыша когда-то посадили на горшок сразу после дневного сна, когда он еще сонный и теплый, а поверхность горшка оказалась холодной. Возможно, причиной страха является долгое сидение на горшке, когда родители заставляют ребенка находиться на нем до получения результата.

Родителям нужно быть предельно внимательными и терпеливыми – не все сразу будет получаться у крохи, но кричать на него, выражать недовольство или обзывать точно не стоит! Даже если у ребенка в течение нескольких месяцев ничего не получается, то это не значит, что у него имеются какие-то отклонения: все детки, даже абсолютно здоровые, развиваются по-разному. Так что к 4-5 годам малыш точно научится пользоваться горшком – не бывает здоровых детей, которые не научились пользоваться горшком к пятилетнему возрасту.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

 4,311 total views,  1 views today

Как понять, что уже можно приучать?

Помимо навыков, о которых мы говорили выше, готовность ребёнка можно разделить на три уровня:

Уже пописал. Ребёнок замечает мокрые штанишки, но ещё не обращает внимания на позывы к мочеиспусканию или сам процесс.
Сейчас пописаю

Ребёнок уже обращает внимание на процесс мочеиспускания или дефекации и понимает, что он в данный момент делает, но заранее ещё не осознаёт.
Скоро буду писать. На этом этапе малыш уже чувствует позывы, понимает, что скоро будет писать или какать

Ребёнок может сказать словами или жестами об этом взрослым.

От уровня готовности ребёнка зависит, как быстро малыш научится пользоваться горшком.

Бывает такое, что ребёнок никак не может подружиться с горшком, потому что не понимает и не чувствует, что он мокрый. Некоторым деткам нужно заменить подгузник на трусики. Это нужно для того, чтобы ребёнок понял связь «хочу писать – пописал – мокро».

Когда ребёнок достиг третьего уровня готовности, можно полностью отказаться от подгузников на 3-7 дней или оставить его голеньким на эти дни, чтобы ребёнок лучше понял сигналы своего тела, понаблюдал за собой. Есть вероятность, что за эти 3-7 дней ребёнок полностью научится пользоваться горшком.

Виды горшков. Советы специалистов по выбору горшка

  • Деревянный стульчик с отверстием и емкостью под ним.
    Выбор неудачный: риск занесения инфекции, невозможность качественной дезинфекции (дерево отмывается плохо). И уж совершенно недопустимо сидение на таком горшке-стуле возле обеденного стола.
  • Музыкальный горшок. Отличный вариант для малыша. Музыка начинает звучать после того, как малыш пописает. Данный вид горшка наиболее быстро поможет приучить кроху к туалету. Минус: по мнению специалистов, музыкальный горшок формирует неправильный рефлекс – услышав такую мелодию где-нибудь вне дома, малыш может намочить штанишки. То есть, такая связь между мочеиспусканием и музыкой – нарушение физиологических норм.
  • Горшок-игрушка.
    Например, в виде машинки. Не рекомендуется все по тем же причинам – с такого горшка ребенок не хочет вставать, а долгое сидение вредно.
  • Горшок овальной формы, имеющий небольшую опору для спины и выступ спереди – идеальный вариант для обоих полов.

Раннее или позднее приучение ребёнка к горшку?

Цель приучения ребёнка к горшку — достижение ребёнком контроля над физиологическими отправлениями. Контроль над физиологическими отправлениями ребёнку необходим для предупреждения осуществления мочеиспускания и дефекации в белье и/или в неприемлемых для этого условиях / ситуациях .

При младенческом обучении туалетным навыкам младенец приобретает контроль над мочеиспусканием и дефекацией, однако не может сдерживать свои позывы в течение длительного времени. Кроме того, маленький ребёнок при желании помочиться или опорожниться не оценивает ситуацию вокруг.

→ При младенческом обучении ребёнок сначала приобретает контроль над мочеиспусканием и дефекацией и только после этого достигает поведенческой зрелости. (Обучение влияет на созревание мозга.)

При позднем обучении туалетным навыкам от ребёнка требуется наличие осознанности — поведенческой зрелости. Позднее обучение связано с тем, что ребёнок перед ответом на позыв должен сначала оценить ситуацию вокруг и если она подходящая, то ребёнок должен выполнить все необходимые действия самостоятельно. При неподходящей ситуации ребёнок должен суметь сдержать позыв.

→ При позднем обучении у ребёнка сначала приобретается поведенческая зрелость, и только затем новая привычка (пользование горшком) с искоренением старой (опорожнение в подгузник). (Мозг влияет на развитие привычки.)

Какой подход выбрать всецело определяется родителями ребёнка. Многое зависит от их личных возможностей и целей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий