Самостоятельное засыпание — врождённая способность у детей или приобретенный навык?

Подготовка

Приучение должно проходить с подготовительными мероприятиями

Ребенку до года важно, чтобы в период сна стояла относительная тишина, не было включенных громко приборов. Повторяющиеся ежедневно одни и те же действия вырабатывают привычку вовремя ложиться спать

Если малыш привык засыпать под колыбельную, чтение книжки, то не стоит резко отказываться от этих действий. Подъем по утрам сопровождается также доброй улыбкой.

Выбранную методику самостоятельного засыпания надо проанализировать: подходит ли она для ребенка. Можно проконсультироваться по ее внедрению с педиатром, психологом. Ведь есть техники, которые подходят грудным детям с 2 месяцев, а другие только с 9 месяцев, года.

Обучить самостоятельно засыпать можно любого ребенка. Но при этом надо проявить настойчивость, терпимость самим родителям. В подборе методики приучения засыпать самому упор делается на пользу ее для грудничка.

Как справиться с бессонницей

Прежде всего, несколько слов о том, чего не надо делать. Не копируйте привычек тех, кто хорошо спит. Вашу приятельницу клонит ко сну, стоит ей лишь в постели пробежать глазами полстранички, самого что ни на есть завлекательного детектива? Не берите с нее пример: даже скучная, малоинтересная книга может вызвать у вас противоположный эффект, и сон, как говорится, рукой снимет.

Запомните некоторые правила гигиены сна, в большинстве случаев приводящие к положительному результату в борьбе за здоровый сон.

Строго соблюдайте режим сна и бодрствования

Это очень важно. Время начала сна закрепляется в организме как реакция к ускорению процесса засыпания.
Незадолго до сна отвлекитесь от информации, эмоций

Не сидите у телевизора, не слушайте радио, не читайте газету. Если это возможно покиньте комнату в которой шумно, где смотрят телевизор или ведут беседу на тему, которая не оставляет вас равнодушным.
Пройдитесь по тихим улицам минут 20—30. Идите спокойно, не спеша, по возможности расслабив мышцы. Цель достигнута, если, вернувшись, домой, вы почувствуете легкую усталость.
Не ешьте перед сном. Ужинайте за 2—3 часа до сна, но если все-таки ощущаете голод, мешающий вам уснуть, утолитесь бутербродом, стаканом кефира, компота.
Перед сном можно принять ванну с теплой водой, если это не противопоказано другими заболеваниями.
Можно принять ножную ванну, но не принимайте душ: он бодрит! Учтите, что у некоторых людей водные процедуры могут вызвать противоположную реакцию: бодрость, вместо желанной сонливости. Если у вас это так, откажитесь от водных процедур.
Комнату для сна хорошо проветривайте. В зимнее время ее надо даже несколько охладить перед сном. Привыкайте спать при открытом окне. Свежий воздух необходим для обмена веществ в мозге спящего человека. Ученые доказывают, что работа мозга не прекращается и не снижается во время сна. Напротив, обмен веществ протекает активно, давая клеткам мозга возможность избавиться от усталости, полнее восстановить работоспособность.

В чем причины

Обычно бессонница — это лишь факультативный симптом более серьезной проблемы, например, нарушения кровообращения головного мозга. Чаще всего настоящие причины кроются в невротических расстройствах, таких как депрессии или тревоги. Изолированная, ничем иным не отягощенная бессонница встречается крайне редко.

Впрочем, есть болезни, которые проявляются только бессонницей. Например, нарколепсия, при которой у человека ночное бодрствование компенсируется приступами засыпания днем. Или фатальная семейная бессонница — чрезвычайно редкое неизлечимое наследственное заболевание, при которой больной умирает, не будучи в состоянии заснуть.

Так, очень тревожный мужчина рассказал доктору Лутохину, что не спит нормально уже месяц после увольнения с работы из за ситуации с коронавирусом. У пациента были навязчивые мысли — одни и те же идеи и образы, от которых при засыпании крайне сложно избавиться. Также был высокий балл по шкале депрессии. В подобных случаях бессонницу нельзя вылечить, не устранив расстройство психики, а это работа психиатра.

Что говорит доктор Комаровский

Доктор призывает сохранять спокойствие и наблюдать за ребенком. Болезни опорно-двигательного аппарата, нервной системы не так часто встречаются. Чаще всего серьезных причин, из-за которых родители начинают страдать, нет. Обеспечьте малышу уход, купайте его, гуляйте, проводите гимнастику и массаж. Перевесьте мобиль, погремушки с изголовья в середину кроватки и не паникуйте. Консультации требуют частые непроизвольные прогибы, сильное напряжение мышц (что мама не может их разогнуть). Часто родители при посещении врача родители с ходу начинают рассказывать ему все опасения, подталкивая неопытного врача к гипердиагностике и назначению ненужного или бесполезного лечения. Опытный врач сам при осмотре выявит нарушение, задаст вопросы и разберется в проблеме.

У детей раннего возраста

Промежуток 1-3 года относится к раннему возрасту. В это время дети начинают ходить, движения осознанные, точные, развивается мелкая моторика, речь. Та общая генерализованная реакция на боль с выгибанием спины, как у грудничка, уходит. После года малыш может взять с собой «багаж» из последствий ПЭП, который уже перерастает в конкретную форму болезни. Рассмотрим те случаи, когда действие будет носить патологический характер.

1. Болезни и расстройства, ставшие результатом перинатального поражения ЦНС:

  • ДЦП с разными формами двигательных нарушений и сохранением спастического тонуса. Гипертонус может быть в половине туловища, только в конечностях, сочетаться с пониженным тонусом и т. д. Иногда такие дети начинают выгибаться при перемене положения тела или когда капризничают, могут спать, выгнувшись в «мостик». Тяжесть зависит от степени и зоны поражения головного мозга. Дети с легкими формами вполне адаптируются к миру, развиваются и растут. Много зависит от реабилитации.
  • Эпилепсия, которая чаще протекает в виде малых припадков или их эквивалентов, которые заметить родителям бывает крайне сложно. Во время малого припадка ребенок закидывает голову назад или резко вытягивает туловище, могут быть только самопроизвольное сгибание конечностей. А такие действия, как взгляд в «одну точку», застывание или кивание головой, сложно назвать эпилепсией (порой она проявляется именно так). Большие приступы более заметны. ЭЭГ подтвердит диагноз. Заболевание может возникнуть и самостоятельно, а не как следствие тяжелой ПЭП у генетически предрасположенных детей.
  • Аффективно-респираторные приступы, при которых ребенок заходится в плач с эпизодом задержки дыхания.

На фоне сильной отрицательной эмоции происходит спазм мышц гортани, с прекращением дыхания на 30-60 секунд. Во время возбуждения малыш может кричать, запрокидывать голову, впадать в истерику, выгибаться дугой, но после остановки дыхания он обычно бледнеет или синеет. При затяжном приступе ребенок может обмякнуть словно тряпочка. Родителям не стоит впадать в панику, дыхание восстановится, его задержка короткая и не нанесет вреда здоровью ребенка.

Watch this video on YouTube

2. Тики

Это непроизвольное сокращение группы мышц, может быть временным или стойким. Чаще в этом возрасте встречаются лицевые тики (моргание, шмыганье носом, навязчивая улыбка), но бывают другие виды. Запрокидывание головы относится к шейным тикам. Причин развития состояния много. Ссоры в семье, детский сад, малыша напугали, тяжелая болезнь – все это может привести к возникновению тиков. Не надо одергивать ребенка, страдающего тиками. Оградите его от переживаний, проблема может носить психологический характер.

3. Другие заболевания нервной системы, возникшие в этом возрасте

О некоторых было упомянуто ранее (инфекции, травмы). Отдельно стоит рассмотреть развитие фебрильных судорог, которые часто возникают именно у детей раннего возраста. Это припадки, сопровождающие высокую температуру (более 38 градусов). При резком повышении температуры, мозг может испытать относительный дефицит кислорода, что собственно и запускает приступ. Обычно это генерализованные судороги с потерей сознания, но могут быть и парциальными с закидыванием головы.

Даже при серьезных причинах этого симптома нужно помнить, что компенсаторные возможности детского организма велики. Задача родителей – обеспечить уход и соблюдение всех назначений специалистов. В отличие от взрослых, многие болезни, возникающие в детском возрасте, успешно лечатся или поддаются контролю. Также не стоит искать болезнь там, где ее нет. Уважаемые родители, кто сталкивался с такой проблемой, делитесь опытом!

Недостатки альтернативных методов укладывания

Однако современные специалисты утверждают, что это вызывает постепенное привыкание, и ребенок становится зависимым, не стараясь самостоятельно уснуть.

Укачивание

Наиболее распространенным вариантом считается качание в люльке, кроватке или просто на руках. Доводы врачей против такого метода являются вполне разумными и объяснимыми. В силу неразвитости вестибулярного аппарата у младенца при  монотонных повторяющихся движениях  увеличивается вероятность появления головокружений. Это не только отрицательно сказывается на его самочувствии, но и часто приводит к потере сознания. Качать – это значит  вызывать психологическую зависимость, и малыш тяжелее привыкает к самостоятельному засыпанию.

Сон с грудью

Мамина грудь является для младенца не только источником пищи, но и привычным способом самоуспокоения в любой стрессовой ситуации. Он получает удовольствие от сосания, вследствие чего он расслабляется, успокаивается и засыпает. Но привычка укладывать в процессе кормления его грудью со временем создает проблемы как матери, так и самому малышу. По мере взросления, у карапуза уменьшается потребность в молоке, которое постепенно заменяется адекватной взрослой пищей. Однако зависимость мешает ему уснуть самостоятельно, и он начинает раздражаться и плакать. Мама тоже не может нормально отдыхать. С одной стороны из-за отсутствия сна у ребенка, с другой, потому приходится брать его в свою постель.

Совместный сон

Совместный ночной отдых играет огромную роль в психоэмоциональном развитии малыша. Чувствуя близость матери, он, как правило, быстро засыпает и спит спокойно. Тесный контакт необходим младенцу в первые три месяца жизни. Привыкшему к внутриутробному существованию, ему трудно находиться в одиночестве, не чувствуя тепла и запаха родного человека. Поэтому, приучать ребенка к самостоятельному засыпанию необходимо постепенно.

Врачи рекомендуют, начиная с четвертого месяца, приучать грудничка к засыпанию в собственной кроватке в целях гигиены. Здесь учитывается еще и тот факт, что присутствие в одной постели с обоими родителями вредит его здоровью, особенно если папа употребляет спиртное, пары которого могут вызвать удушение.

Преимущества и недостатки совместного сна

Тесный контакт родителей с крохой положительно влияет на его развитие, психику. При беспокойном характере грудничка родители не высыпаются: приходится ночами соскакивать, укачивать плачущего младенца. В одной постели с мамой он чувствует себя уверенно, спокойно. При грудном вскармливании мама не встает постоянно. Она кормит в кровати ночью, в ранние утренние часы. Влияние на ГВ совместного сна только благотворное.

Но есть недостатки такой практики:

  • Можно заразить младенца, когда родители болеют простудными заболеваниями, кожными патологиями.
  • Если спите с детьми, то нельзя употреблять снотворные, успокоительные препараты.
  • Отказываются от совместного пребывания в кровати, если грудничок родился недоношенным.
  • Надо учитывать, что сексуальные контакты в кровати, где рядом посапывает малыш, запрещены. Нужно искать другие альтернативы.

Боятся во время сна нанести вред ребенку. Бывают случаи, когда мама перекрывает дыхательные пути крохи, уснув во время кормления. Приучать ребенка к самостоятельному засыпанию все равно придется. Ведь он не должен спать все время с родителями. И чем раньше начнут это делать, тем лучше.

Энурез

Энурез (второе название – недержание мочи) – неспособность человека «дотерпеть» до туалета, постоянная борьба с мокрыми простынями.

Приучение малыша к горшку является одним из этапов общего психического и физического развития ребенка. Возраст, в котором уже можно говорить об энурезе у ребенка, должен составлять не менее 4-5 лет.

Причины энуреза самые различные – психическая травма, аномалии развития мочевыводящих путей, недоразвитие пояснично-крестцового отдела позвоночника, неправильный режим дня, нерациональное питание, эндокринные нарушения, задержка созревания нервной системы.

Энурез может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением какой-либо другой болезни. Различают энурез дневной и ночной, первичный и вторичный. При первичном энурезе отмечается отсутствие предшествующего контроля за опорожнением мочевого пузыря. О вторичном энурезе говорят в том случае, если человек, как минимум, 6 месяцев контролировал процесс мочеиспускания, а потом опять начал мочиться в штаны или постель, вследствие влияния урологических, неврологических, психических или эндокринных заболеваний.

При энурезе отмечаются стойкие нарушения сна, проблемы с засыпанием и пробуждением, чрезмерно глубокий сон, ночные страхи, сноговорение и снохождение. Если такого ребенка разбудить насильно, то можно наблюдать нарушение ориентации с двигательным возбуждением, страхами.

Почему ребенку важно быть опрятным? ​

Опрятность как качество личности — способность всегда выглядеть ухоженно, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать личные вещи и личное пространство в чистоте. Сюда можно отнести и гигиенические процедуры, и уборку, и уход за одеждой.

Сформированная еще в детстве привычка следить за собой не дает проявиться в дальнейшем таким качествам характера как:

  • безалаберность,
  • необязательность,
  • непунктуальность,
  • небрежность.

Многие дети-неряхи растут одинокими, поскольку их неопрятность и нечистоплотность вызывают негативные эмоции у сверстников. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Неприятный запах изо рта, грязная одежда и неухоженный вид могут становиться причинами буллинга в школе. Неряшливый ребенок, как правило, хуже учится. Ему сложно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий, когда рабочее пространство не организовано должным образом. Малыш, постоянно пребывающий в хаосе разбросанных по комнате вещей, непременно забывает взять на занятия нужные тетради и учебники.

А личная гигиена, которая является главным правилом опрятного внешнего вида, позволит избежать множества проблем со здоровьем:

  • кожных заболеваний (акне в подростковом возрасте, дерматитов);
  • заболеваний зубов и десен;
  • заболеваний мочеполовой системы;
  • кишечных расстройств.

Воспитайте полезные навыки у ребенка

Записаться на консультацию

Известные методики обучения самостоятельному засыпанию

На сегодняшний день существует несколько эффективных методик, каждая из которых знакомит родителей, как уложить двухмесячного ребенка спать, или приучить малыша постарше к самостоятельному засыпанию.

«Самоуспокоение». Состоит в использовании мягкого тактильного воздействия и проговаривания определенных фраз, привыкая к которым малыш научится быстро засыпать. Ускорить процесс можно с помощью формирования вечернего ритуала, создания комфортных условий в спальне или детской комнате

Важно соблюдать последовательность действий и стараться воздержаться от тесного контакта (брать на руки, когда он плачет)

«Долгое прощание». Подходит тем родителям, которые не переносят плач малыша. Уложив его в постель, следует садиться в детской, но с каждым разом увеличивая расстояние между собой и кроваткой. Итогом станет привычка ребенка интуитивно чувствовать присутствие мамы, не подозревая о том, что она находится уже за пределами спальни. Укладывать его следует в состоянии, когда он начинает дремать, сопровождая ласковыми поглаживаниями и теплыми словами.

«Фейдинг». Довольно продолжительный по периодичности метод, предполагающий укладывание ребенка спать с помощью сказки или разговора. По мере привыкания чтение должно отнимать все меньше времени, пока малыш не научится засыпать самостоятельно. В случае необходимости можно погладить его, сделать легкий массаж или дать выпить молока или воды.

«Объяснение». Техника подходит родителям, которые не знают, как уложить вовремя двухлетнего ребенка спать. Метод состоит в том, чтобы отучить младенца от груди, бутылочки со смесью или кормления перед сном, особенно трехлетнего и более старшего малыша. С помощью придуманной истории о том, почему больше не будет молока (еды), которую следует рассказывать несколько раз в течение дня, укладывание станет более легким и безболезненным для малыша.

«Метод Фербера». Данный вариант приучения направлен на то, чтобы ребенок мог не реагировать на отсутствие матери в детской во время сна. Уложив его в постель, следует тут же покинуть комнату. При любом всхлипывании, плаче необходимо возвращаться обратно, но при этом каждый раз увеличивать интервал, при котором мама  находится в коридоре. В первые дни такие циклы могут повторяться многократно до 20 раз за ночь, но постепенно они будут урежаться, и со временем у малыша выработается привычка засыпать самостоятельно.

Совет! Чтобы научить ребенка засыпать без слез, следует ознакомиться с одноименной книгой Элизабет Пентли.

Источники

  • van Riel MHC., Yu Z., Hodono S., Xia D., Chandarana H., Fujimoto K., Cloos MA. Free-breathing abdominal T1 mapping using an optimized MR fingerprinting sequence. // NMR Biomed – 2021 – Vol – NNULL – p.e4531; PMID:33902155
  • Treese JS., Nolte I., Bach JP. Chronic enteropathy in dogs – retrospective case analysis and results of an owner survey. // Tierarztl Prax Ausg K Kleintiere Heimtiere – 2021 – Vol49 – N2 – p.94-103; PMID:33902118
  • Hildebrandt N., Henrich E., Schneider M. . // Tierarztl Prax Ausg K Kleintiere Heimtiere – 2021 – Vol49 – N2 – p.104-109; PMID:33902117
  • Stark A., Cantrell S., Greenberg RG., Permar SR., Weimer KED. Long-term Outcomes after Postnatal Cytomegalovirus Infection in Low Birthweight Preterm Infants: A Systematic Review. // Pediatr Infect Dis J – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33902071
  • Walentek P. Signaling Control of Mucociliary Epithelia: Stem Cells, Cell Fates, and the Plasticity of Cell Identity in Development and Disease. // Cells Tissues Organs – 2021 – Vol – NNULL – p.1-18; PMID:33902038
  • Seki A., Saito K., Takemiya H. Current status of the environmental monitoring database on the accident at Fukushima Daiichi Nuclear power plant. // J Radiol Prot – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33902015
  • Liu X., Wu W., Liu C., Yi W., Chen Q., Cui S. Preparation and mechanism research of Bio-inspired dopamine decorated Expanded Graphite/Silicone Rubber composite with high thermal conductivity and excellent insulation. // Nanotechnology – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33902011
  • Beck W., Hora F., Pantchev N. Case series: Efficacy of a formulation containing selamectin and sarolaner against naturally acquired mite infestations (Demodex sp., Ornithonyssus bacoti) in degus (Octodon degus). // Vet Parasitol – 2021 – Vol293 – NNULL – p.109430; PMID:33901932
  • Mahboub HH., Beheiry RR., Shahin SE., Behairy A., Khedr MHE., Ibrahim SM., Elshopakey GE., Daoush WM., Altohamy DE., Ismail TA., El-Houseiny W. Adsorptivity of mercury on magnetite nano-particles and their influences on growth, economical, hemato-biochemical, histological parameters and bioaccumulation in Nile tilapia (Oreochromis niloticus). // Aquat Toxicol – 2021 – Vol235 – NNULL – p.105828; PMID:33901865
  • Cusumano D., Boldrini L., Yadav P., Yu G., Musurunu B., Chiloiro G., Piras A., Lenkowicz J., Placidi L., Romano A., De Luca V., Votta C., Barbaro B., Gambacorta MA., Bassetti MF., Yang Y., Indovina L., Valentini V. Delta radiomics for rectal cancer response prediction using low field magnetic resonance guided radiotherapy: an external validation. // Phys Med – 2021 – Vol84 – NNULL – p.186-191; PMID:33901863

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Как приучить ребёнка засыпать самостоятельно во младенчестве?

Первые месяцы детский сон состоит преимущественно из долгой фазы быстрого сна, когда малыш видит сновидения, и короткого глубокого сна. Вместе они составляют цикл длиной в 40-45 минут, при смене которых ребёнок просыпается. Главная задача родителей в этом возрасте – сохранять постоянные условия вокруг малыша. Если ребёнок уснул на руках, то проснувшись между циклами, он испугается, обнаружив себя в другом месте

Именно поэтому так важно, чтобы у ребёнка с рождения имелось своё спальное место.
Включите в вечерний ритуал колыбельные песни. Они успокаивают, расслабляют и устраняют страхи

Если вы владеете большим репертуаром, воспользуйтесь подборкой на нашем сайте или вдохновитесь в исполнении Наталии Фаустовой, и непременно пойте сами!
Мягкое пеленание или детский спальный мешок помогут малышу справиться с мышечным напряжением и вздрагиванием. По ощущению, они похожи на уютные объятия, так что дети ощущают себя в безопасности.
Многие малыши чувствуют себя спокойнее рядом с предметом, который пахнет мамой. Это может быть игрушка, которую некоторое время носили на себе, или даже предмет одежды.

Как понять, что ваши действия правильные?

Если Вы решили приучить ребенка к самостоятельному засыпанию, всегда будьте последовательны и постоянны в своих действиях. Понять, что ритуал эффективен, совершенно несложно: Ваш малыш станет достаточно расслабленным и даже может начать засыпать еще до его окончания! В этом случае совсем не обязательно выполнять все действия до конца. Положите карапуза в кроватку, чтобы он мог погрузиться в волшебный мир сновидений.

Иногда может случаться так, что малыш капризничает и излишне сопротивляется укладыванию во время ритуала. В этом случае также не стоит проводить  все процедуры до конца. Необходимо помочь крохе поскорее заснуть. Вероятнее всего, Ваш кроха переутомился, и укладывание началось слишком поздно.

Причины плохого сна

Если попытаться разобрать причины плохого самозасыпания, то следует уделить внимание определенным моментам

Бурная двигательная активность ребенка перед сном

Не стоит играть или поддерживать очень активные игры перед сном.

К сведению! Стоит обратить внимание на уровень физической активности своего малыша. У всех он различен и зависит от многих причин

Уровень определяется генетическими и наследственными факторами.

Чрезмерная физическая активность ребенка сильно влияет на восприятие им окружающего мира, так как он не может сосредоточиться на чем-то одном и упускает важную информацию, малонаблюдателен.

Важно проводить активные игры с малышом до обеда, заканчивать их за час до сна, чтобы мышцы расслабились, стало ровным дыхание и сердцебиение

Микроклимат в комнате, где спит ребенок

В идеальном варианте у ребенка должна быть своя спальная комната, где он приучен постоянно самостоятельно спать. Или свое постоянное спальное место с отдельной кроваткой.

К сведению! Кроватка должна соответствовать росту и массе тела, быть удобной, с хорошими матрасом, одеялом и подушкой. На этих вещах экономия не приветствуется, так как это половина успеха хорошего сна ребенка.

Освещение допускается очень мягкое и тусклое или его полное отсутствие, так как организм приспособлен спать только в темное время. Когда глаза определяют темноту, подают сигнал в мозг, и в организме начинает вырабатываться гормон мелатонин, который действует как снотворное, тем самым помогает уснуть. Когда создается в комнате полная темнота, мозг это воспринимает как наступление ночи.

В спальне должно быть комфортно

Звуки в комнате, где спит малыш не громкие и резкие, а тихие, монотонные, без перепадов громкости.

Одним из необходимых требований быстрого засыпания ребенка является и свежий воздух в комнате, где малыш спит.

К сведению! Стоит обратить внимание на температуру воздуха в спальне. Она не должна быть выше 21-22 °С

Для ребенка это своеобразная аэротерапия. Повышенное содержание кислорода в свежем воздухе приводит к хорошему, качественному и продолжительному сну.

Режим для малыша 3-4 лет

Главное правило режима, перед тем, как обучить ребенка самостоятельному засыпанию – соблюдение временного интервала между занятиями, чтобы они проходили в одни и те же часы. И, если соблюдать распорядок дня с самого первого месяца жизни крохи, то это поможет ему обрести большое количество навыков к 3-4 годам, тем самым и привить навык самостоятельного засыпания.

В распорядок дня малыша входит:

  • пробуждение;
  • гигиенические процедуры;
  • прием пищи;
  • прогулка;
  • игры;
  • занятие с родителями;
  • время поспать.

Главное, чтобы все эти мероприятия проходили ежедневно и в приблизительно одинаковое время. Постепенно, месяц за месяцем, ребенок подсознательно будет хотеть ложиться спать в одно и то же время. Самозасыпание будет наступать быстрее.

Просмотр телевизора и различных видеоигр на компьютере перед сном

Выключать телевизор и компьютер за час до сна – такое правило должно неукоснительно соблюдаться родителями. После просмотра мультфильмов или игр в на планшете или компьютере нервная система малыша старается переработать всю информацию, как зрительную, так и звуковую. Порой этот процесс затягивается, что и ведет к тому, что ребенок долго не может заснуть.

К сведению! Мозг пытается соединить все увиденное и услышанное, как пазлы. Тем самым создается все больше очагов возбуждения, что и мешает быстро уснуть.

С чего начать подготовку к самостоятельному засыпанию?

Для начала скажу вам одну вещь, опередив ваши вопросы о том, с какого возраста начинать переучивать ребенка. Не имеет значение, с какого возраста – важна лишь ваша готовность «перерезать пуповину»!

Поэтому самое важное – подготовить вас. 

Что для этого нужно?

Подумать о том, какую картину семейных отношений вы хотели бы показать детям

Представьте себе, как видит ситуацию в семье ребенок на данный момент. Кто образует основную коалицию: вы с ребенком, а папа где-то в стороне? Или все-таки мама с папой? Какой должна быть семья в вашем представлении и какой вы хотели бы, чтобы ребенок ее знал. Это все очень важные вопросы, которые позволяют вырваться из будничной рутины и трезво посмотреть на реальную ситуацию. 

Проработайте свои вторичные выгоды

Когда вы определились с целью, подумайте о том, что на данный момент мешает переходу. Оцените все преимущества, которые дает вам уже сложившаяся ситуация. Если вам удобно – распишите на листе бумаги все плюсы и минусы. Постарайтесь быть максимально честными перед собой – многие выгоды не лежат на поверхности. Точнее, мы не хотим себе в них признаваться. Поэтому можете порассуждать о ситуации так, как если бы это делал посторонний человек. Только здраво оценив, готовы ли вы лишиться преимуществ, которые дает вам сложившийся сценарий укладывания, мы можем приступать к дальнейшим действиям. 

Устраните все преграды (неблагоприятные жизненные обстоятельства)

Помните, что не стоит браться за такой тяжелый переход во время сложных жизненных этапов: переезда, развода, рождения младшего ребенка, болезней родственников. Все эти ситуации и так сопряжены с напряжением, и вам необходимо оценивать как собственный ресурс, так и возможности ребенка. 

Убедиться в том, что у родителя есть авторитет 

Если ребенок не слушается вас во всем – не стоит ожидать, что он захочет менять сложившийся уклад

Важно понимать, что для перехода к самостоятельному засыпанию у ребенка должен быть сформирован родительский авторитет и при этом доверие к маме с папой. Только тогда он сможет последовать за вами и все пройдет безболезненно

В иных случаях – вас ждут истерики и скандалы. Поэтому лучше поработать над непослушанием в дневное время, в отношении более простых навыков, а сон оставить на потом. 

Подготовиться к откатам

И еще один важный момент – вам важно быть психологически готовой к тому, что у ребенка не получится ни на первый, ни на второй, ни даже на третий раз. Возможно, получится на 52-й

Но даже тут могут быть “откаты”. Это когда ребенок уже вроде переучился, но тут начинает вновь прибегать в родительскую кровать. 

Да, это сложно. И это изматывает. Но это – часть взросления. И вы должны помочь ребенку преодолеть это. Если вы не уверены, что сможете все сделать правильно, я подготовлю ваc. 

Специально для родителей, которые сталкиваются с трудностями в укладывании ребенка или хотят перевести его на самостоятельное засыпание, я создала целый мастер-класс! Он состоит из двух частей – про самостоятельный сон и про откаты – и в нем собраны все мои знания и выработанные на их основе методики. Более того, для тех родителей, которые еще сомневаются, начинать ли этот переход, я добавила в МК специальные тесты:

  • тест на родительскую готовность

  • тест на готовность ребенка к самостоятельному сну

Если вы внутренне не уверены, прохождение этих тестов поможет вам принять решение, а материалы мастер-класса останутся с вами пожизненно – даже если сейчас время для перехода еще не наступило, вы сможете вернуться к мастер-классу в любой момент.

На случай, если вы уже готовы, но хотели бы больше знать о шагах, которые вам потребуется совершить, расскажу об основных этапах:

Самостоятельное засыпание — что это такое?

Сначала давайте разберемся с тем, что стоит понимать под определением «самостоятельное засыпание».

Это означает, что малыш может спокойно заснуть ОДИН! после того, как вы уложили его в кровать.

Это НЕ означает, что вы, вообще, никак не задействованы в подготовке ребенка ко сну.

То есть речь не о том, чтобы малыш развернулся и сам пошел спать. Нет. Ребенок ещё продолжительное время будет нуждаться в дополнительной подготовке ко сну. И это нормально с точки зрения физиологических процессов.

Для полного контроля в вопросах сна должны созреть нервная система и мозг. А это произойдет не раньше 4–5 лет.

Поэтому с детьми от 0 до 3 лет, вы следите за временем между снами, проводите ритуал, готовите малыша ко сну, кормите, если нужно, грудью, но засыпает ребенок один, без вашей помощи.  Вот это называется самостоятельное засыпание.

Читайте интересную статью Ритуалы перед сном>>>

С определением понятия самостоятельного засыпания разобрались, а теперь давайте поговорим о том, когда нужно учить малыша этому и стоит ли это делать, вообще.

Причины появления

Как уже говорилось выше, в недоразвитости мозга виноваты его повреждения и структурные дефекты. Существуют такие основные группы, обуславливающие наличие УО:

  • наследственные заболевания (хромосомные и генные);
  • внутриутробные инфекции – токсоплазмос, краснуха и другие, негативно воздействующие на плод;
  • употребление матерью токсичных веществ, спиртных напитков, сильных препаратов, облучение, курение;
  • недоношенность плода;
  • проблемы в процессе родов и в первые месяцы жизни ребенка – кислородное голодание, механические травмы головы, инфекционные заболевания;
  • отсутствие нормального воспитания, обучения и социализации, невозможность полноценной работы мозга вследствие этого;
  • невыясненная этиология.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий