Включать ли детям телевизор?

В чем кроется опасность

На консультациях с доктором Комаровским и другими специалистами родители часто интересуются, вреден ли телевизор для детей и можно ли ребенку в 3 месяца (или в другом возрасте) смотреть детские передачи и мультфильмы. По мнению педиатров и ученых, телеприемник противопоказан малышам до 2 лет, это объясняется особенностями развития их организма.
Во-первых, у грудного ребенка слабые глазные мышцы, ему недоступна фокусировка.

Вследствие этого глаза смотрят в разные стороны или косят. Это совершенно нормальный процесс, который вскоре пройдет. Во-вторых, зрение крохи приспосабливается к окружающему миру не сразу, а постепенно и в первые несколько месяцев не отличается остротой. В месячном возрасте дети видят лишь размытые очертания предметов на расстоянии 40 см, не различают цвета, а свыше 60 см вовсе не различают окружающие их объекты.

Таким образом, негативное влияние телевизора на трех или двухмесячного малыша заключается в том, что напрягается и страдает неокрепшее зрение, а также несовершенная нервная система крохи. Особенно это проявляется в темное время суток, когда контраст между сумраком помещения и яркими вспышками на экране очень заметен.

Неслучайно на форуме Комаровского множество родителей спрашивает, почему у трехмесячного малыша слезятся глаза после просмотра видеоролика или же почему ребенок часто моргает глазами, когда смотрит телевизор. В возрасте до года дитя гораздо лучше воспринимает не видео, а звуки.

Поэтому, если кроха капризничает, его лучше успокоить сказкой, спокойной музыкой или белым шумом, но не работающим телевизионным приемником. Нужно учитывать, что только в 2 года ребенок начинает понимать происходящее на экране, до этого возраста телеприемник является для него набором световых и цветовых раздражителей.

Как дети реагируют на телевизор

Дети в разных возрастах могут по-разному реагировать на телевизор. Общая характеристика реакции детей разных возрастных групп:

  • Младенцы (0-2 года): В этом возрасте дети могут проявлять интерес к ярким и движущимся изображениям на экране, но их восприятие телевизионного содержания ограничено.
  • Дошкольники (3-5 лет): В этом возрасте дети могут начинать понимать простые сюжеты и персонажей на экране. Они могут проявлять больший интерес к программам и мультфильмам, которые соответствуют их возрастным интересам.
  • Школьники (6-12 лет): В этом возрасте дети могут активно интересоваться различными программами, включая развлекательные, образовательные и спортивные. Они могут более осознанно выбирать то, что им нравится смотреть.

Подростки (12+ лет): В этом возрасте подростки имеют более развитые когнитивные способности и понимание сложных сюжетов и контента на экране. Они могут активно интересоваться различными жанрами программ, включая сериалы, новости, документальные фильмы и другие. Телевизор может служить средством информирования, развлечения и общения с популярной культурой.

Увы, пунктов в списке «чем вредно телевидение» наберется больше:

Вред для глаз. Ребенок не может сфокусировать взгляд на одной картинке, потому что она меняется слишком быстро

Также важно отметить, что ребенок около телевизора реже моргает, двигательная активность глаз сильно снижается, а нервная система устает от мерцания. Со временем перенапряжение внутриглазных мышц ведет к близорукости и даже косоглазию.
Вред для развития мозга

Ребенок, «живущий» у телевизора, теряет воображение, логику, способность размышлять логически, анализировать и делать выводы: нужные изображения и выводы ему дает ТВ, оно же «разжевывает» все задачки и дает ответы, которые мозг ребенка должен искать самостоятельно. Телевизор превращает ребенка из потенциального творца в обычного «потребителя», который, раскрыв рот и почти не мигая, «поедает» все, что льется с экрана.
Вред для психического здоровья. При длительных просмотрах ТВ нервная система ребенка перевозбуждается, следствием чего становятся бессонница и нервозность, стресс, агрессивность, и проч.
Вред для физического здоровья. Лежа/сидя у телевизора, ребенок находится в состоянии физического покоя и практически не расходует энергию. Мало того, согласно проведенными исследованиям, во время просмотра ТВ расходуется еще меньше энергии, чем просто в состоянии покоя. Большинство любителей ТВ страдают от лишнего веса и проблем с позвоночником.
Вред для развития речи. Лексикон ребенка обрастает жаргонизмами и теряет литературность. Постепенно речь обескультуривается, становится примитивной. Кроме того, развитие речи ребенка не может происходить в одиночку – только лишь за счет общения с экраном. Для развития речи нужен контакт – живой диалог ребенка и взрослого. ТВ-изолированность от такого взаимного общения – прямой путь к потере способности воспринимать речь на слух, и оскуднению речи в целом.

Вред от просмотра телевизора для ребенка

Как же может негативно отразиться на ребенке излишнее увлечение ТВ?

  1. Из-за неправильного положения перед телевизором, ухудшается зрение и осанка, могут развиться сколиоз, близорукость и другие нарушения означенной сферы.
  2. При длительном и частом неподвижном просмотре проявляются последствия малоподвижного образа жизни. Ожирение бывает не только у взрослых, но и у детей. Привычка много есть во время просмотров мультиков может сыграть злую шутку и превратить живого и здорового ребенка в маленького толстяка.
  3. Практически на всех каналах царит адская смесь из рекламы, сцен насилия, эротических элементов и жаргонной лексики. Если ребенок бесконтрольно переключает пультом каналы в поисках чего-то интересного, он обязательно встретится с таким нежелательным контентом.
  4. ТВ вызывает повышенную нагрузку на психику и эмоции ребенка, приводя к неустойчивости психики, обидчивости, вспыльчивости.
  5. Телевидение выглядит очень ярко, как глянцевый журнал. Красивые, холеные и успешные люди, звезды, успех, гламур… Эти атрибуты шоу-бизнеса манят, на их фоне обычная будничная жизнь кажется серой и скучной.

Важно

Помните, жизнь по ту сторону экрана — это всего лишь постановка, актерская игра и спецэффекты. Не принимайте выдуманную реальность за чистую монету.

Вредные воздействия телевизора на ребёнка

Сам по себе непродолжительный просмотр телевизора безвреден для зрения, но ухудшиться оно может в случае неправильного просмотра: недостаточное расстояние от экрана, плохое качество изображения, недостаточное освещение. Экран телевизора должен находиться на расстоянии трёх его диагоналей от глаз.

Освещение комнаты с телевизором должно быть умеренным, не слепящим, но и не слишком тусклым. Блики от экрана не допустимы. Разрешение экрана должно быть подобрано с умом. Ухудшение зрения не единственный удар по здоровью. Из-за недостаточной подвижности ребенок может быть подвержен ожирению.

Кроме того, назойливая и громкая реклама, зачастую, пропагандирует неправильное питание и высококалорийные продукты, которые дети запоминают и потом настойчиво требуют от родителей. Про другие вбиваемые рекламные образы юному телезрителю лучше вообще не знать.

Постоянный просмотр телевизора с отказом от игр, чтения и развития восприятия речи на слух также ведет к дислексии — нарушению способности читать. Это происходит из-за постоянного обилия зрительной информации и отсутствия или недостатка других источников ее воспроизведения.

От недостатка игр и других занятий снижается способность к абстрактному мышлению, внимание рассеивается, страдает фантазия, ребенку трудно привить творческие навыки

Особенности зрения у детей

Известно, что после длительного или частого просмотра телевизора у детей в ряде случаев портится зрение. Для того чтобы не допустить начала патологических процессов, необходимо знать, какие особенности имеются у детского зрения. Размеры глазного яблока у малыша первого года жизни укорочены. Световые лучи фокусируются в этот период за сетчаткой (в последствие на ней). Подобное состояние называется дальнозоркостью (гиперметропией).

Если отклонений нет, то оно исчезает и зрение нормализуется. Полностью созревание зрительных анализаторов происходит к 3-5 годам

Важно понимать, что в этот временной промежуток глаза наиболее уязвимы к негативному влиянию внешних факторов, в числе которых и длительный просмотр телевизора

Сколько можно смотреть телевизор ребёнку?

Мнение учёных (физиологов, психологов, диетологов) однозначно – просмотр телевизионных передач в детском возрасте должен быть строго регламентирован. Особенно это относится к совсем маленьким или очень чувствительным ребятишкам.

Так, телевизор и грудничок несовместимы

Дети до года не должны смотреть телевизор, а если без этого не обойтись, важно ограничивать просмотр 15 минутами в сутки. В ином случае возможно ухудшение здоровья, появление задержек в речевом и эмоциональном развитии. Кстати, во Франции вообще запрещено производить телепередачи для детей младше 2-х лет, даже развивающие!

Кстати, во Франции вообще запрещено производить телепередачи для детей младше 2-х лет, даже развивающие!

Детей младше 3-х лет лучше не приобщать к телевидению (это рекомендует Всемирная организация здравоохранения), но всё же допустимо показывать мультфильмы и специальные детские программы до 30 минут в день. Родителям обязательно нужно находиться в этот момент рядом, чтобы объяснить поступки персонажей и причинно-следственные связи. К 5 годам время увеличивается (до часа в день), а «репертуар» расширяется. Познавательные передачи принесут больше пользы, чем вреда.

Что запрещается смотреть

На первом месте, что совершенно ясно и понятно, просмотр телепередач или фильмов, где есть элементы агрессии и насилия. Помним, что ребенок по своей сути подражатель, не исключен вариант, что модель поведения именно плохого героя будет перенесена им в реальную жизнь.

Многие родители отмечают, что ребенок может абсолютно равнодушно относиться к включенному телевизору, но с началом рекламы кроха бросает все дела и устремляет свой взор к голубому экрану.

Так вот, рекламу также стоит исключить. Во-первых, она не несет никакой полезной информации. Во-вторых, только засоряет голову глупыми фразами и образами. В-третьих, влияет на подсознание и прививает ребенку «культуру потребления».

До семи лет стоит исключить новостные программы. Сюжеты о терактах, авариях, вооруженных конфликтах могут травмировать неокрепшую детскую психику, привести к неврозам и повышенной тревожности. Если уж подобный новостной сюжет попал в поле зрения, то успокойте ребенка, расскажите, что он находится всегда под вашей защитой.

На что ориентироваться, выбирая передачи, фильмы и мультики для ребенка?

Собираем свою коллекцию видео – специально для ребенка. В нее можно включить научные передачи для его возраста, детские кинофильмы и мультфильмы, которые воспитывают в детях правильные качества (борьба за правду, защита слабых, воспитание силы воли, уважение к старшим и проч.), исторические передачи, викторины.

Не проходим мимо советских мультфильмов, которые являются настоящими энциклопедиями важнейших жизненных ценностей. Кроме того, «наши» мультфильмы не перевозбуждают детскую психику, а напротив – гармонизируют ее.

Выбирайте хорошие мультфильмы не как способ «отдохнуть от ребенка полчасика», пока тот смотрит в экран, а в качестве поощрения. Выбранный мультфильм обязательно смотрите вместе, всей семьей – это поможет вам, кстати, лучше узнать свое чадо. А еще можно завести добрую семейную традицию – смотреть фильмы и мультики вместе. Для просмотра длинного мультфильма в 1,5-2 часа выбирайте максимум 1 день в неделю, не чаще.

Чтобы не лишать ребенка выбора, и не выглядеть тираном, предлагайте ребенку передачи или мультфильмы на выбор.

Анализируйте заранее – какими качествами обладают герои, какая речь звучит с экрана, чему учит мультфильм, и проч.

Выбирайте контент по возрасту! Не торопите ребенка жить – не нужно заранее рассказывать ему через экран ТВ о взрослой жизни и ее проблемах

Всему свое время.

Обращаем внимание на темп смены сюжета. Для деток до 7-8 лет рекомендуется выбирать мультфильмы и кинокартины со спокойной сменой обстановки, чтобы ребенок успевал усваивать и понимать увиденное.

Фильм, мультик или передача должны вызывать вопросы! Если ребенок после просмотра ни о чем не спрашивает, стоит задуматься – не слишком ли примитивный контент вы выбрали

Ориентируйтесь на такой контент, который заставляет думать, а не тот, где уже «все разжевано и в рот положено».

Выбираем героев, на которых ваше чадо захочет стать похожим. Не пукающего Шрека, не смешного и сумасшедшего Миньона — а, например, робота Валли или Лиса из Маленького Принца.

Отдельно стоит выделить мультфильмы о животном мире, о котором детки еще так мало знают: о том, что малышей-пингвинят высиживают папы, а не мамы; о том, как волчица прячет своих волчат, и проч.

Подбираем для ребенка фильмотеку самостоятельно. Не приучаем чадо быть зависимым от ТВ и программы передач. Но не включаем видео на «ютубе», откуда ребенок сможет перескочить и на запрещенный для его возраста контент.
Не используем телевизор в качестве няни и во время еды.

Для ребенка 3-8 лет рекомендуется выбирать ТВ-контент, который не будет давить на психику – спокойные развивающие передачи, добрые мультфильмы, короткие поучающие видео.

Для ребенка 8-12 лет можно подобрать добрые детские фильмы, научные программы для его возраста, развивающие передачи различной тематики. Конечно, в этом возрасте уже можно дать чаду чуть больше свободы в выборе тем, но контролировать просматриваемый контент следует обязательно.

Конечно, не нужно с головой закапываться в поисках психологически правильного мультфильма, чтобы случайно не включить мультик с каким-нибудь тайным смыслом – ни к чему разбирать каждый кадр по косточкам и искать психологически неверные ходы мультипликаторов. Достаточно краткого анализа – общий смысл, характер героев и речь, методы достижения цели героями, полученный результат и мораль.

Ну и, конечно — главным «мультфильмом» для ребенка должна стать реальная жизнь. Нужно найти для своего чада такие занятия и хобби, от которых он не захочет отрываться. Тогда бороться с ТВ и интернетом даже не придется.

Вред телевизора для ребенка

Для формирования зрительной системы необходимы нагрузки на нее. К числу тренировок относится рисование, чтение, просмотр телевизора. В последнем случае получаемое глазами изображение проецируется на сетчатке. Малышам сложно рассмотреть мелкие предметы или быстрые переключения кадров, поэтому им приходится напрягать глаза во время просмотра.

Подобное происходит на уровне рефлексов, контролировать это ребенок не может. В результате органы зрения находятся в постоянной или длительной нагрузке. В силу возраста они оказывают вред процессу развития и укрепления структур глаза. В результате этого может произойти срыв компенсаторных возможностей, что становится причиной развития близорукости.

Также вредна яркая подсветка экрана телевизора, дополненная плохим или недостаточным освещением в помещении. Создаваемый контраст приводит к значительному увеличению нагрузки, в результате которой происходит зрительное утомление. Проявления сопровождаются характерной симптоматикой:

  • головная боль;
  • резь в глазах;
  • покраснения слизистых.

Появляется общая слабость, ребенок теряет концентрацию внимания. Соответственно, вред телевизора для ребенка присутствует, нужно знать, сколько времени можно отвести для его просмотра без негативных последствий.

Как отучить ребёнка от телевизора

Социологами подсчитано, что среднестатистический школьник проводит у телевизора по 7 часов в день, и это поистине огромная цифра. Как ограничить время ребёнка для просмотра телепередач?

Прежде всего, причина такого поведения кроется в семье. Если у мамы и папы принято всё своё свободное время проводить у синего экрана, то и ребёнок будет занят тем же. Чем старше школьник, тем сложнее отучить его от этой привычки, ведь навыков коммуникации и общения у него нет. Телевизор этому научить не может, следовательно, и с друзьями не получится построить хороших взаимоотношений, поэтому ребёнок опять вернётся к голубому экрану — с ним весело, интересно, познавательно. Чем раньше родители возьмутся за исправление этой проблемы, тем лучше, и стоит начать с себя. В первую очередь, нужно поставить цель — например, ограничить просмотр двумя часами в сутки и не более, и постепенно идти к ней.

Прежде всего, не раздражайтесь, не кричите на малыша и не запрещайте просмотр мультфильмов явно — это вызовет обратную реакцию вплоть до навязчивого желания спрятаться где-нибудь в уголке и смотреть-смотреть-смотреть

Рассмотрим пошагово, как добиться уменьшение времени просмотра:

Не идите на скандал и не прерывайте просмотр насильно. Не стоит вызывать негатив ребёнка своими действиями, нужно постепенно уменьшать количество времени для любимых передач. Например, каждую неделю снижать на полчаса. Следите за тем, чтобы телевизор не работал в качестве фона. Родителям тоже стоит работать над собой и контролировать привычку держать прибор включённым всё время. Уберите телевизор из детской — так взрослые могут вести подсчёт времени, проводимого ребёнком у экрана, более точно. Если телевизор занимает центральное положение в комнате — перевесьте его или переставьте

Не стоит лишний раз акцентировать внимание на приборе, пусть его место будет в одном из углов либо в шкафу. И также можно занавесить телевизор салфеткой, как это делали наши бабушки

Составьте расписание, согласно которому можно будет в семье смотреть любимые программы. Согласовав время, будет легче держать телевизор выключенным. Не следует отступать от расписания даже по выходным. Придумайте развлечение для ребёнка либо всей семьи на то время, которое раньше уходило на просмотр телевизора. Малыш будет страдать бездельем, если его ничем не занять, и мысли его будут обращены только на то, как вернуть любимый досуг. В качестве дела для ребёнка можно выбрать: настольные игры, сборку конструктора, рисование карандашами или красками, лепку из пластилина, танцы и песни, игры с любимыми куклами или машинками; подготовку к школе или садику, выполнение домашнего задания, работу над развивающими тетрадями и прописями, обучение математике или письму, чтение энциклопедий или книг для младшего возраста (сказок, потешек, стишков); подготовку к ближайшим праздникам, рисование открыток, придумывание костюмов и их исполнение, поделки подарков всем членам семьи; помощь по дому маме и папе, уборку, приготовление пищи, мытьё посуды, работу с пылесосом или влажной тряпочкой — в зависимости от возраста ребёнка; совместные прогулки по улице или лесу, походы, игры на свежем воздухе, спорт, езду на велосипедах, лыжах, коньках — в зависимости от времени года; встречи с друзьями, походы в театры и музеи, кино, цирк, просто в гости или в магазин — при хорошей погоде нужно стараться меньше проводить времени в квартире.

Телевизор и его отрицательное влияние

Можно сколько угодно искать положительное в просмотре передач, но вредное влияние телевидения на детейвсегда перевешивает. Негативное воздействие телевизора на здоровье и развитие ребенка нельзя недооценивать:

  1. Отсутствие тренировки для мозга. С экрана телевизора кроха слышит готовые ответы на вопросы, получает конкретные модели поведения. Малыш не учится рассуждать, сомневаться, планировать, взаимодействовать.

  2. Подавление творческого начала. Новое рождается в сомнениях, скуке. Телевизор изобилует многочисленными вариантами развлечений на любой вкус. Креативное начало малыша не развивается.

  3. Невроз. Телевизор – источник информации, которая не всегда подходит возрасту ребенка. В результате он может испугаться, стать замкнутым, разнервничаться. В худшем случае дойдет до ночных кошмаров.

  4. Гиподинамия. Чтобы смотреть на экран, не нужно двигаться, достаточно открыть глаза. Любитель телевизора обязательно столкнется с проблемами в физическом состоянии, что очень скоро приведет к снижению качества его жизни.

  5. Сбой в пищевом поведении. Кормление под телевизор приводит к отсутствию контроля сытости, провоцирует переедание.

Первый удар приходится на зрение

Когда ребенок смотрит телевизор, в первую очередьстрадают его глаза. Некоторые люди уверяют, что сегодня производители предусматривают эту проблему и выпускают телевизоры с экранами, безопасными для органов зрения.

В 2002 году американский офтальмолог Даффнер доказал, что при просмотре телевизора глаз не повреждается физически, а устает от перенапряжения. Чтобы человек увидел четкое изображение на экране, он должен сильно и продолжительно напрягать зрительные мышцы. В результате от длительного наслаждения телепередачами сначала болят глаза, затем голова. В итоге ухудшается зрение.

Только дозировка времени перед экраном телевизора, специальные упражнения для разгрузки глазных нервов способны снизить скорость возникновения болезней органов зрения

Не менее важно, с какого расстояния ребенок смотрит на гаджет, в каком положении находится – сидя или лежа, какое освещение использует

Зрение грудничков

Совсем немыслимым кажется вопрос,можно ли смотреть телевизор новорожденному. У всех без исключения новорожденных присутствует одна особенность – слабые мышцы глаз. Кроха не может взгляд фокусировать, часто наблюдается косоглазие, которое имеет физиологическую природу и со временем проходит.

В течение первого года жизни зрение грудничков неострое. На расстоянии 40 сантиметров от себя они различают расплывчатые образы, а все, что находится за 60 сантиметрами, не могут распознать. Быстрая смена картинок на экране расшатывает и нервную систему младенца.

Нервная система страдает не меньше

Американский невролог Христаксис доказал, что привычка ребенка часто смотреть телевизор опасна последствиями, так как обладает своеобразным накопительным эффектом. Негативное влияние проявляется не сразу, а через некоторое время, например, в старшей группе детского сада или начальной школе.

Перевозбуждение, нервозность – первые проявления проблем с еще незрелой нервной системой. Далее родители сталкиваются с постоянными детскими капризами, истериками. Малыши начинают всего боятся, плохо спят. А ведь хороший сон помогает привести в равновесие психологическое и физическое детское развитие.

2008 год стал прорывом в доказательстве отрицательного влияния просмотра телевизора на речь малышей. Ученые из Сиэтла и Вашингтона установили, что маленькие любители проводить время за гаджетом в 6 раз чаще сталкивались с проблемами в речевом развитии. Просмотр видеосюжета, не имеющего для них смысла, заменял живое общение с мамами. Устная речь не соврешенствовалась.

Психика под угрозой

Психика взрослых и детей устроена по-разному. Что одним хорошо, другим плохо. Отдыхающий от тяжелого трудового дня с пультом у телевизора родитель – это своеобразная методика расслабления. Такая же картина с малышом – повод задуматься. Телевизор для детей – раздражитель, а не успокоитель.

В зависимости от того, что и сколько смотрит кроха, можно говорить о роли гаджета в развитии несовершеннолетнего либо нанесении непоправимого ущерба здоровью. Телевизор перегружает психику ребенка, эмоционально возбуждает его, ведь качество детских передач часто оставляет желать лучшего.

Про роль взрослых видеосюжетов для нервной системы малышей нельзя сказать ничего положительного. Просмотр сцен, в которых используются любые виды насилия, непременно приведут к появлению у крохи вспыльчивого характера, а со временем перерастут в агрессию.

Как отучить детей от телевизора?

Ответ на этот вопрос очень прост. Отучить ребёнка от телевизора очень просто, если предложить ему интересные альтернативные варианты времяпровождения

Причём не важно, что он предпочтёт, продолжительные прогулки во дворе со сверстниками или посещение спортивных или творческих кружков

Важно, чтобы интеллектуальное пространство ребёнка, его потребность в получении информации об окружающем мире была максимально удовлетворена альтернативными телевидению источниками – чтением книг, общением с друзьями и родственниками, посещением специализированных секций. Имейте в виду также, что отучить детей от телевизора невозможно, если их родители проводят перед голубым экраном много времени

Если телевизор включается рано утром, и не выключается до глубокой ночи.

Помните, что телевидение не зря считается одним из важнейших изобретений человечества. Дозированный просмотр качественных мультфильмов и фильмов, интересных научно-популярных передач может быть весьма полезен подрастающим почемучкам и всезнайкам.

Очень важно, чтобы ребёнок мог провести грань между жизнью телевизионной и жизнью настоящей, мог критически осмысливать предлагаемую телевизором информацию, чтобы он осознавал необходимость непосредственного человеческого общения. Преподаватель, специалист детского развивающего центра Дружинина Елена

Преподаватель, специалист детского развивающего центра Дружинина Елена

После года

Ребенок растет, ему уже идет второй год, и теперь он уже вполне в состоянии сам пользоваться пультом. Однако подождите передавать ему контроль. После года педиатры разрешают показывать деткам мультики, которые предназначены для детей этого возраста. Это обычно короткие сюжеты, не слишком яркие и не перегруженные эмоционально. Практически все они содержат короткие песенки. Часто качественный развивающий материал включает демонстрацию картинок животных и птиц, букв и цифр, объектов окружающего мира. Двухлетний, равно как и двухмесячный, ребенок нуждается в постоянном общении с матерью, он должен чувствовать тепло рук, ласковый голос каждый день, а не от случая к случаю.

Рекомендации доктора Комаровского

Многие родители интересуются, можно ли детям смотреть телевизор. Доктор Комаровский уверен, что ответ на этот вопрос неоднозначен. Он рекомендует ограничивать время, которое ребенок проводит перед экраном, а также следить за качеством телевизионных программ.

Доктор Комаровский советует детям смотреть телевизор не более 1-2 часов в день. Он отмечает, что долгое время, проведенное перед экраном, может негативно сказаться на зрении, физическом развитии и психическом состоянии ребенка

Поэтому важно установить четкие правила, касающиеся времени просмотра

Кроме того, доктор Комаровский рекомендует выбирать качественные образовательные программы для детей

Он отмечает, что важно, чтобы контент был содержательным, развивающим и безопасным для маленьких зрителей. Доктор Комаровский призывает родителей быть внимательными к тому, что смотрит их ребенок, и обсуждать с ним просмотренные материалы

Кроме того, доктор Комаровский советует создавать альтернативные развлечения для детей, чтобы они не проводили всё свое время перед телевизором. Он предлагает заняться спортом, читать книги, играть в игры, общаться с семьей и друзьями

Важно, чтобы дети имели разнообразные активности, которые способствуют их развитию и здоровью

Возможные последствия

Вред телевизора для детей грудного возраста очень высок.

При его регулярном просмотре могут проявиться следующие негативные последствия:

  1. Задержка в развитии речи. Считается, что чем больше времени малыш проводит перед экраном, тем меньше его словарный запас. Во время работы телеприемника он не разговаривает с мамой, а значит, снижается качество их общения и появляется риск появления нарушений в развитии и восприятии речи.
  2. Нарушение зрения. Если дитя с неокрепшим зрением постоянно смотрит телевизор, особенно вблизи, это может привести к усталости и перенапряжению глаз, а также к нарушению зрения. Поэтому, если ребенок моргает, трет глаза во время просмотра или стремится сесть поближе, нужно задуматься и показать его врачу, чтобы вовремя выявить возможные отклонения.
  3. Пониженный интерес к чтению. Как показывает статистика, в семьях, где телевизор работает постоянно, даже в фоновом режиме, дети очень мало интересуются книгами.
  4. Ожирение. Отсутствие активности и постоянное сидение перед экраном ведут к появлению лишнего веса у малыша.
  5. Нарушения в работе нервной системы. Картинки на телеэкране меняются очень быстро, поэтому неокрепшая детская нервная система получает значительную нагрузку. Возникает перевозбуждение, неконтролируемые страхи, бессонница, возможны нарушения кратковременной памяти и судороги.

В связи с таким количеством негативных последствий родителям рекомендуется задуматься о том, как заблокировать телевизор от детей грудного возраста.

Мифы о телевизоре

Многие родители думают, что телевидение не вредит развитию детей, а напротив, несет только пользу. Некоторые из этих мифов очень прочно укоренились в общественном сознании.

  1. Голубой экран в качестве «колыбельной». Быстрая смена образов в мультике или фильме вызывает перевозбуждение, а не успокаивает малыша. Засыпание должно происходить в тишине и спокойствии.
  2. Раннее развитие. Младенец не может делать выводы из полученной по телевизору информации. Намного полезнее для него будет общение с родными людьми, песни, игры, прогулки.
  3. Груднички не обращают внимания на экран. К сожалению, это не так. Дитя всегда поворачивает голову туда, где видит свет и слышит громкий звук.

Грудное дитя совершенно не имеет необходимости в просмотре телевизора. Малышу от трех до семи лет можно смотреть детские передачи и мультики непродолжительное время под присмотром взрослых.

К просмотру разрешается

Прежде чем включить телевизор, знайте: малыши — подражатели. Поэтому выбор контента очень важен. От взрослых зависит, что в итоге получится воспитать в крохе – эстетический вкус или любовь к хаотичному просмотру второсортного контента. Дитя, выросшее на сказках, научится внимательности и чуткости, а любитель новостей станет раздражительным, нервным.

В 3-летнем возрасте предпочтителен просмотр детских сказок и мультиков с простым сюжетом: «Синий трактор», «Теремок», «Лунтик». К 5 годам малыш может сопереживать, поэтому пришло время «Винни Пуха» или «Крошки Енота».

После преодоления 5-летнего рубежа настала пора «Короля Льва», ведь ребенок четко схватывает сюжет. А там и «Фиксики» на подходе, увлекательные телепередачи, развивающие кругозор и словарный запас

Важно развлекательную функцию телевизора трансформировать в познавательную

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий