К чему приводит чрезмерное увлечение гаджетами
1. Смешение реальностей. Дети перестают отличать виртуальный мир от реального. Это вызывает страхи, проблемы с учебой и мотивацией, отсутствие коммуникативных навыков;
2. Зависимость от гаджетов приводит к тому, что у детей пропадает интерес к жизни, обучению и хобби. Падает успеваемость в школе. Подростки ничем не хотят заниматься и развиваться;
3. Задержка в развитии моторных навыков. В итоге дети не умеют вырезать из бумаги, собирать пазлы и кубики, делать аппликации, лепить из пластилина и даже завязывать шнурки;
4. Многие дети прячутся в виртуальном мире из-за отсутствия заботы, внимания и любви со стороны родителей. Они становятся замкнутыми, остаются наедине со своими проблемами.
5. Появляется агрессия и жестокость, раздражительность и повышенная возбудимость. Нередко развиваются нервные и психические расстройства, синдром гиперактивности и дефицита внимания;
6. Смартфон или планшет негативно влияет на зрение ребенка. Яркие мерцающие экраны вредны для здоровья глаз. Они ухудшают остроту зрения, особенно если держать экран близко к себе. Глаза быстро устают, краснеют, появляется дискомфорт и слезоточивость;
7. Отстающая речь. Малыши учатся разговаривать путем общения с родителями, родственниками и другими детьми. Без регулярного и активного общения с реальными детьми наблюдается задержка в развитии речи. Малыши, зависимые от гаджетов, начинают говорить гораздо позднее сверстников;
8. Телефоны и компьютеры негативно влияют на формирование характера. Малыш учится манипулировать взрослыми, становится более капризным. Кроме того, он может получить вредный контент, который совсем не предназначен для детей;
9. Ухудшение сна. По мнению ученых, синий свет, который излучают телефоны, угнетает выработку гормона сна – мелатонина. Дети дольше засыпают, хуже и меньше спят. Исследовательская работа доказала, что час перед электронным экраном сокращает сон на 15,6 минут. А ведь здоровый и полноценный сон крайне важен для развития детей;
10. Снижает физическую активность. Дети, сидя на планшетом, телефоном или компьютером, перестают гулять и играть в подвижные игры, практически не двигаются и не дышат свежим воздухом. В результате падает иммунитет, и дети чаще болеют, ухудшается осанка. Они слабеют, набирают лишний вес. Нарушается вещественный обмен, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом и разными внутренними органами;
11. Излучение радиации. Конечно, мобильные телефоны и компьютеры дают не такое сильное излучение, как рентген или ультрафиолет. Но при продолжительном воздействии техника оказывает негативное влияние на ребенка. Растущий организм воспринимает излучение острее, чем взрослый.
Влияние планшета на ребенка
25 Августа 2020
Влияние планшета на ребенка: 5 причин сказать планшету “НЕТ”!
Современный мир называют информационным веком. Невозможно представить себе нашу жизнь без смартфонов, планшетов и компьютеров.
По данным исследований, число детей, регулярно пользующихся планшетами, в развитых странах достигает 90%! Наряду с несомненной пользой, они несут детям и колоссальный вред.
В России гаджеты получили широкое распространение сравнительно недавно, поэтому только начато изучение их влияния на детей. Тогда как на Западе, в частности, в США, такие исследования ведутся довольно давно.
По словам детских психотерапевтов, многие родители дают ребёнку различные девайсы уже с 2-х лет, и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам.
Чем вредит неумеренное использование смартфонов и планшетов ребенку? 10 причин оградить общение с гаджетами:
1) Это вредит физическому здоровью.
- При длительном использовании планшета ухудшается зрение ребенка. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости. Это грозит последующим воспалением и инфицированием;
- Оттого, что ребенок длительное время находится в одной позе, склонив голову вниз, ухудшается осанка, может развиться искривление позвоночника (особенно страдает шейный отдел);
- В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца;
- Возможно нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук;
- Это может вызвать ожирение. При длительном использовании планшета ребенок уменьшает свою двигательную активность. Часто, залипая в планшете, любит полакомиться чем-то вкусненьким. По данным исследований американских ученых, дети, которым разрешено выходить в Интернет из своей спальни, на 30% чаще имеют избыточный вес.
2) Это влияет на отношения между ребенком и родителями.
Ученые утверждают, что в период от рождения до двух лет мозг ребенка должен увеличиться в три раза. Новые нейроны образуются быстрее, если ребенок постоянно общается с родителями, слышит их голос. Благодаря этому в головном мозге устанавливаются связи, которые в будущем помогают налаживать эмоциональные контакты с другими людьми.
Когда родители дают в руки ребенка планшет, высвобождая время для других дел, неизбежно сокращается время, проведенное вместе с малышом, страдает общение между ними.
Дети, которые часами сидят за гаджетами, имеют проблемы с формированием нервных связей в головном мозге. Это плохо влияет на их умении концентрироваться на другом человеке, снижает самооценку. Поэтому они могут испытывать трудности в установлении личных отношений во взрослой жизни.
3) Это может вызвать зависимость.
Профессор психиатрии Гэри Смолл называет замечательное свойство технологий: они постоянно дают возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире. От этого очень трудно отказаться, особенно детям.
Ведь это так здорово — получить результат, которого ты захочешь, одним нажатием пальца на дисплей. Малыши моментально привыкают к этому. В отличие от взрослых, они не умеют сдерживать свои импульсы и контролировать желания. Захотел – получил. Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической.
4) Это учащает детские истерики.
Планшет очень быстро превращается в любимую игрушку ребенка, с которой он не желает расставаться. Когда же вы забираете ее у него, неизбежны взрывы истерики и негодования. Малыш не может смириться с этим, и всячески демонстрирует свою ярость. Поэтому подумайте хорошо, давая в руки ребенка гаджет: стоит ли временная передышка последующих за ней истерик?
Доктор Дженни Рэдески подчеркивает, что девайсы – не лучший способ успокоить и отвлечь ребенка, ведь они не предоставляют ему возможности сформировать внутренние механизмы саморегуляции.
5) Это ухудшает сон.
Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают нервную систему малыша, приводя к трудностям засыпания, к беспокойному сну ночью.
Свет, излучаемый экраном, подавляет выработку гормона мелатонин, предупреждает невролог Энн МариЧан. Это приводит к смещению циркадных ритмов человека, сбивает цикл сна и бодрствования. Не разрешайте ребенку игры на планшете вечером, и особенно – перед сном. Замените их спокойными совместными играми, чтением книг.
Оригинал новости
Влияние гаджетов на жизнь детей
Сегодня сложно представить ребенка, который бы не знал, что такое смартфон и не умел им пользоваться. Родители часто дают ребенку смартфон для того, чтобы тот не мешал им заниматься его делами. Но какой вред приносит телефон детям на самом деле? Давайте разбираться с этим вопросом подробней.
Как смартфоны влияют на развитие ребёнка?
Сегодня мы находимся на исходной точке эпохи гаджетов и планшетов, поэтому поколение наших детей — первое, которое испытывает их на себе. По этой же причине еще нет точных и обширных исследований, которые могли бы точно ответить на вопрос как телефоны влияют на развитие ребенка.
Уже сейчас есть первые результаты этого эксперимента. МРТ показало, что у детей, которые проводят в планшете или смартфоне около 7 часов в день, истончение мозговой коры. Обычно такое явление происходит с человеком во взрослом возрасте. Также наблюдается низкая успеваемость у тех, кто проводит за планшетом более 2 часов в день. Дети хуже справляются с тестами на логику и мышление и отстают в развитии от своих сверстников.
Влияние смартфона на физическое здоровье детей
Очевидно, что смартфоны плохо влияют на физическое состояние детей (и взрослых тоже). Так что давайте разбираться, почему смартфоны вредны:
- Нарушение сна. Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, что смартфоны действительно влияют на качество сна. У детей может возникать бессоница в случае, если они проводят много времени за смартфоном или любым другим гаджетом пред сном. Причиной тому становиться мелатонин — гормон сна, который вырабатывается в организме только при наступлении темноты. Но если уж перед глазами ребенка постоянно находиться техника — ни о каком сне не идет речи.
- Проблемы с позвоночником. Сидячая поза, голова опущена вниз — все это характерно для детей, которые проводят время за смартфоном. Все это плохо влияет на позвоночник, особенно на шейный и поясничный отделы.
- Проблемы со зрением. Длительное смотрение на экран с близкого расстояния плохо влияет на зрение детей. Это может стать причиной того, что ребенок не видит одинаково хорошо на близком и дальнем расстоянии. Также может возникнуть синдром сухого глаза, что становиться причиной инфекционных заболеваний глаз.
- Боли в голове. Длительное пользование смартфоном может вызвать головную боль из-за того, что мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это в свою очередь влияет на сосуды и уменьшает поступление кислорода в мозг.
- Лишний вес. Постоянное сидение в телефоне вызывает дефицит активности у детей. Они гораздо меньше двигаются и занимаются физической активностью, что может стать причиной ожирения.
Проблемы с физическим здоровьем детей могут серьезно влиять на их дальнейшую жизнь и состояние организма. Они цепной реакцией влекут за собой остальные заболевания и проблемы.
Влияние смартфонов на психику детей
Не менее важно и негативное воздействие гаджетов на психоэмоциональное состояние детей. Иногда эти проблемы оказываются даже серьезней, чем проблемы с физическим развитием, поэтому нужно знать врага в лицо. Проблема эмоционального развития
Гаджеты — это серьезная угроза нормальному общению ребенка со сверстниками. Все чаще современные подростки заменяют живое общение виртуальным, что негативно влияет на формирование их социальных навыков.
Рассеянность
Проблема эмоционального развития. Гаджеты — это серьезная угроза нормальному общению ребенка со сверстниками. Все чаще современные подростки заменяют живое общение виртуальным, что негативно влияет на формирование их социальных навыков.
Рассеянность
Гаджеты становятся причиной того, что у ребенка рассеяно внимание, проблемы с концентрацией.
Перегрузка сенсорной системы. Сенсорная система человека ответственна за восприятие сигналов из окружающей среды. С дисплеев гаджетов дети получают слишком много сигналов, что вызывает агрессию, раздражение, капризы.
С дисплеев гаджетов дети получают слишком много сигналов, что вызывает агрессию, раздражение, капризы.
Негативное воздействие смартфонов на общее состояние организма детей — недостаточно изученная сфера. Но даже те данные, которые есть сейчас, показывают очевидный вред гаджетов на детей.
Кто пользуется планшетами
Примеров можно приводить много. Это будут музыканты, дизайнеры, моделисты, сборщики ПК, мастера общего профиля, госслужащие при оформлении документов и другие люди, которые могут что-то делать на большом экране, а потом просто бросить его, не переживая за царапины или другие повреждения.
Если планшет для вас основной инструмент зароботка, то можно зажуматься о покупке хорошего. Если хочется не переживать за него — выбирайте дешевый.
Потребность в недорогих планшетах не только заставляет нас требовать от производителей более доступные модели, но и сильно развивает вторичный рынок. Я сам продал много планшетов и в каждом случае покупатели говорили, что берут для детей, родителей или других занятий из числа приведенных выше.
Все, что я хотел сказать этой статьей — дешевый планшет Android может быть не самой привлекательной технологией сегодняшнего дня (у меня вообще особое отношение к планшетам с этой операционной системой, но об этом я расскажу позже в отдельной статье). Но на сегодняшний день в них есть потребность у достаточно большого количества пользователей.
3.3. Взгляды создателей планшетов и разработчиков детских приложений
Очень интересно как воспитывают своих детей руководители компаний, связанные с цифровыми технологиями.
Alan Eagle, руководитель одного из подразделений компании Google, считает смешной идею, что iPad позволит детям лучше освоить чтение или счет. Вот, что он говорит:
Билл Гейтс точно также ограничивал своих детей в использовании компьютера и игровых приставок.
Дети Стива Джобса, основателя компании Apple, не пользовались iPada’м и доступ к цифровым технологиям был ограничен в его доме. Автор биографии Джобса Walter Isaacson, который провёл много времени в доме главы Apple, пишет:
.
Основатель компании iLike, Аяз Шабутдинов, говорит, что есть существенная разница между применением планшетов, компьютеров и других устройств — для просмотра видео, для онлайн игр и творческими занятиями с помощью гаджетов.
Основатели Indigo Kids (Тимофей Ра и др.) провели важное исследование и выяснили, что из 300 молодых родителей половина имеет планшет. Две трети обладателей устройства дают его своим детям в среднем на 1-3 часа в день, а также готовы платить за установку и обновление приложений для детей не более 2000 рублей в год
Основатель стартапа Indigo Kids утверждает:
Исследование агентства Joan Ganz Cooney Center, охватившее 200 приложений AppStore в категории «образование», свидетельствует, что детский сегмент развивающих приложений растет, а взрослый сокращается — на данный момент 80% самых популярных образовательных приложений рассчитаны на детей.
Детский психолог Ольга Виссер и мама двоих детей сама разрабатывает мобильные приложения для самых маленьких. Вот, что она говорит:
4. Заключение
Повсеместное распространение, внедрение планшетов и новых технологий будет происходить и дальше. Есть как положительные стороны, так и отрицательные. Можно внедрять повсеместно без ограничения и правил использования, а потом как в Южной Кореи выделять деньги на лечение от зависимости онлайн игр, а можно, например как в Сингапуре, где планшеты и гаджеты используются как помощники в обучении, а не как замена традиционному обучению. Родителям необходимо помнить, что ни одно цифровое электронное устройство не заменит детям общения. В первую очередь родители отвечают за здоровье, воспитание, образование, развитие своих детей.
Считаю, что актуально и важно на сегодняшний день провести опрос среди родителей. Какое ваше отношение к влиянию планшетов на ваших детей?
Игры и фильмы
Дети постарше (школьники и даже дошкольники) получают планшет или смартфон в безраздельное пользование и начинают проводить с ним часы, пока устройство не разрядится в ноль. Оставим в стороне разговоры о вреде для зрения и синдроме запястного канала… существует также предельная нагрузка на мозг ребёнка: он не способен воспринимать такие объёмы информации без перерыва, что ведет к переутомлению, снижению когнитивных функций, памяти, внимания.
Когда родители заняты, лучшим решением может быть просто отключение всех электронных игрушек, вместо того, чтобы позволять детям использовать их без присмотра. «Мы знаем, родители не могут быть вместе со своими детьми 24 часа в сутки и 7 дней в неделю», – настаивают специалисты, – «Однако не стоит забывать, что когда мы были детьми, наши мамы просто оставляли нам время, чтобы мы сами заняли себя чем-то. Поймите: ребёнок (как и взрослый) не нуждается во внешней стимуляции каждую секунду дня. В этом нет ничего полезного!» Психологи предлагают компромисс: ограничьте время для электронных игр, а вместо этого поиграйте в шахматы, настольные игры, прогуляйтесь в музе или лес. Иными словами, займите детей и покажите им реальный мир, заинтересуйте их.
Ещё одно большое различие между современными детьми и их недавними предшественниками заключается в том, что первые с головой погружены в просмотр фильмов и развлекательных передач, тогда как для вторых роль планшета или смартфона с успехом заменяли книги. К сожалению, большинство нынешних школьников читают пугающе мало, и пространства для развития воображения остается всё меньше… не говоря уже о тонкой душевной организации. Если бы родителям удалось совместить приятное с полезным (смартфон с электронной адаптацией хороших книг), было бы одной проблемой меньше.
2.1. Статистика использования планшетов детьми в мире
В исследовании «Измерение национального самочувствия и благополучия детей, 2012» также рассматривалось, как связано использование технологий (планшеты, телефоны и другие электронные устройства) и здоровье детей. Выяснилось, что у детей в Великобритании, которые используют технологии 1 час во время учебного дня, самочувствие лучше, чем у детей, которые используют устройства 4 или более часов.
Ассоциация учителей и преподавателей (ATL) предупредила родителей в статье интернет издания Dailymail, что дети в возрасте до двух лет, использующие Ipad (временные рамки использования не указаны) впоследствии труднее выполняют простые задачи. Колин Кинни (Colin Kinney), представляя отделение Северной Ирландии ATL, сказал, что некоторые родители заменяли развитием социальных навыков планшетами.
Вот, что говорит Сьюзан Гринфилд (Susan Adele Greenfield , английский учёный, писатель, член Палаты Лордов), о работе мозга и влиянии информационных технологий на сознание человека:
2.1.3. Южная Корея
Рис. 4 – Количество интернет пользователей в Южной Корее (38 120 * 1000 = 38 120 000)
Больше, чем 90% населения в возрасте от 6 лет и старше используют мобильные телефоны и смартфоны.
Рис. 6 – Процент использования портативных устройств
В одной из современных стран мира (Южная Корея), практически с самым быстрым интернетом на планете 160 000 детей являются интернет-зависимыми , в возрасте от 5 до 9 лет, данные Национального Агентства Информационного Общества . Проведённый опрос на интернет-зависимость показал, что 7,2% или 2 200 000 пользователей интернета, в возрасте от 5-49 лет, подвержены риску зависимости.
Рис. 7 – Уровень интернет-зависимости и количество зависимых по годам
Обратите внимание по графикам показывают снижение от Интернет-зависимости. Но в то же время следует вспомнить, что количество интернет пользователей увеличилось на 0,4% (940 000). Возраст использования интернета становится ниже, вызывая увеличение интернет-зависимости у детей дошкольного возраста
Возраст использования интернета становится ниже, вызывая увеличение интернет-зависимости у детей дошкольного возраста.
2.1.4. Россия
Рис. 8 – Использование цифровых устройств родителями и их детьми.
Один из вопросов был о готовности передать родителями, со временем, свои цифровые устройства детям и с указанием в течении предполагаемого периода. Рассмотрим только данные по мобильным телефонам и планшетам.
Рис. 9 – Готовность родителей передать телефон, смартфон, планшет детям
Чем занимаются родители совместно с детьми за цифровыми устройствами? Выяснили, что поиск в интернете один из распространённых совместных действий. Бумажные книги со временем теряют свою актуальность.
Рис. 10 – Чем родители занимаются с детьми при наличии (ПК, планшета)
А теперь посмотрим на опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о том, какова доля интернет пользователей в России и с каких устройств чаще всего выходят в интернет. В 2015 г. существенно увеличилась доля тех, кто использует для выхода в интернет планшет, смартфон или ноутбук, по сравнению с 2012 г.
Таблица 2 – Переносные гаджеты используются всё активнее
В 2013 году в одном из детских садиков Москвы проводили эксперимент «Цифровой детский сад» . Для нескольких групп закупили планшеты и разработали специальные развивающие игры. Методист Елена Кириллова отмечает:
Воспитатель детского сада Юлия Барышникова:
Денис Золоторёвтехнических средств
Причины возникновения
Почему дети могут, не отрываясь, часами смотреть мультики, играть в игры на планшете, компьютере, телефоне и так далее? Всё просто – это один из способов удовлетворения своих потребностей, которые невозможно удовлетворить в реальной жизни.
Не знают, чем ещё себя занять. Ничего не интересно, кроме игр. Реализуют свои способности с помощью игр. В школе оценки не очень, но в игре всё получается. Мама ругает, что в садике плохо себя ведёт, зато в игре за промахи не ругают. В реальной жизни ребёнок не получает похвалы и любви, но в играх есть достижения, награды, а в игровом сообществе восторгаются его успехам. В играх легче и проще, чем в жизни. В жизни нужно уметь быть самостоятельным: учить уроки, обучаться каким-либо навыкам, учиться общаться с людьми. В игровом пространстве комфортно, потому что любые эмоции разрешены. В жизни же не разрешают ныть, плакать, кричать, обесценивают, говоря, что это не больно и ты придумываешь. В жизни есть запрет на эмоции, а в игре нет. Позитивные эмоции, которых нет в жизни
Родителям определённо важно знать, поел ли их ребёнок, почистил ли зубы, выучил ли уроки. Ругают, стыдят и так далее
Но редко кто интересуется, почему малыш сегодня хмурый, грустный, чем расстроен. А в играх и мультфильмах есть только положительные эмоции. Просто способ побыть наедине с собой. В современных реалиях дети не успевают побыть детьми: сады, школы, кружки, развивашки, внеклассные занятия. Это нужно, но иногда ребёнку просто хочется побыть в одиночестве. Даже без родителей. Здесь речь идёт о личных границах. У ребёнка нет альтернативных занятий: прогулок, походов, общения с другими детьми, поездки в кафе, в развлекательные центры, в спортивные секции и так далее. Таким образом игры и гаджеты становятся альтернативой всему вышеперечисленному. Когда гаджеты для ребёнка – запретный плод
Родители много внимания уделяют организации этого процесса и нервничают по этому поводу Слишком сильно акцентируют внимание на играх. Сначала сами дают ребёнку гаджет, лишь бы не мешал, а потом не могут забрать и сами же начинают ругать своё чадо
Родители не наблюдают за отношениями своего ребёнка к гаджетам Кому-то от гаджетов только хуже, начинается истерика, меняется поведение в худшую сторону. Кому-то лучше, ребёнок чему-то учится и спокойно может завершить игру. Кому-то из детей всё равно – ну есть гаджет, ну нет и его и ладно
Важно наблюдать и прислушиваться к своему ребёнку, делать выводы и после уже выстраивать отношения ребёнка к гаджетам и устанавливать рамки
Мама, хочешь я не буду тебе мешать?
Почему мы даем своим детям планшеты, телефоны, включаем мультфильмы и т.п.? Да потому что сами хотим на время от них (детей) «избавиться»! Ну хорошо не избавиться, а на время занять их, для того чтобы самим сделать какие-то дела. Ведь хорошо когда ребенок сидит на диване и ничем тебя не отвлекает? Ну да, неплохо.
Ребенок одной моей знакомой уже прямо заявляет — «Мама, хочешь я не буду тебе мешать? Дай мне планшет!». И это в 4.5 года. Дети с раннего возраста учатся нами (родителями) манипулировать, но старайтесь НЕ ИДТИ У НИХ НА ПОВОДУ.
Если ваше дитя истерит, а вы для успокоения даете ему планшет — вы же сами награждаете его за отвратительное поведение. Поверьте, истерить после этого он будет еще чаще, потому что знает что результатом будет игра на iPad.
Не стоит постоянно избавляться от ребенка, дав ему планшет. Одновременно с ужасом и любопытством я представляю себе поколение наших детей через 20-30 лет. Кто из них вырастет? В нашем детстве не было подобного рода развлечений и игр. Моему сыну сейчас 3.5 года, и в этом возрасте дети только начинают постигать мир.
Так не забивайте же их мозги компьютерными монстрами и идиотизмом из YouTube. Играйте с ними в настоящие реальные игры. Если бы вы видели как мы с ним ставим посреди зала детскую палатку, накрываем ее одеялом (ну чтобы внутри темно было) и залазим туда с фонариками.
Сын также любит прятки, правда здесь ему помогает мама и находит для него в квартире потайные места типа корзины для белья, шкафа купе и даже чемодан. Восторг ребенка и воспоминания от таких игр намного ярче чем от компьютерных стрелялок.
Если у вас слабо с фантазией, ищите в интернете. Вот вам пару идей чем можно занять маленького ребенка:
- Сделайте кораблики из корковой пробки от винных бутылок (пробку разрезать вдоль, а мачту и парус соорудить из зубочистки и листика бумаги). Корабли лучше всего запускать в луже на улице.
- Лотто (детское с животными)
- Морской бой (made in Советский Союз) с пластиковыми корабликами, двумя пушками и металлическими шариками. Они до сих пор продаются в магазинах игрушек.
- Пазлы для детей (только вы должны собирать его вместе)
И много еще чего… Напрягите мозг и вспомните чем сами играли в детстве. Все перечисленные игры должны ЗАДЕЙСТВОВАТЬ не только ребенка, но и ОБЯЗАТЕЛЬНО ОДНОГО ИЗ РОДИТЕЛЕЙ.
Как страдает развитие ребенка, если он много играет в планшет
Папа: 3-летняя дочь все время хочет пользоваться планшетом. Я вижу, она многому научилась с его помощью, но устает – становится возбужденной. Что делать?
Ю. Б.: Вы считаете, что ваша дочь после “общения” с гаджетом имеет повышенную возбудимость. Тогда нужно после компьютера идти на площадку играть в футбол, учить дочь прыгать, лазать, танцевать. В компьютере малышка получает обратную связь от своих действий, чрезмерную и мгновенную! Со сложными движениями это совсем не так.
Папа: Я стал ограничивать “общение” дочки с компьютером максимум до получаса в день. Начались скандалы.
Ю. Б.: Ограничивая гаджеты для малыша, их надо заменить эмоциональным взаимодействием с папой и мамой. Но только не с такими папами и мамами, которые просто программируют поведение: делай так, делай сяк. С детьми надо обязательно вместе переживать и делиться чувствами. Жить с ними в реальном мире здесь и теперь. А потом, позже, пусть они со своими сверстниками делятся своими переживаниями, хоть и в соцсетях.
Сейчас же им нужно привить вкус к живому общению, к прикосновению, интонациям, которые связаны с нашим настроением. А в соцсетях нет ни запахов, ни прикосновений, ни интонаций.
Чем “обкрадывается” ребенок, который взращивается на гаджетах? Не узнает реакций на свои действия в реальном мире. А эта информация разного рода. Например, он нагрубил, и с ним порвали отношения мама, папа или бабушка. Ребенок мучается, страдает. В виртуальном мире этих эмоций нет. Там эмоциональные отношения куцые.
В компьютерных технологиях отсутствует реальное “конструирование” мира. А если и есть, то оно состоит не из предметов, а из псевдообразов, картинок. В реальном же мире действуют физические законы: если кубик не так поставил, то он упадет; если схватился за хилую ветку, она обломится. И малыши такие вещи осваивают в обычном мире. Но им самим сложно найти грань между реальной и виртуальной действительностью.
Важно осознать особенности новых технологий, с которыми имеют дело дошкольники. Во-первых, в играх ребенок получает моментальную обратную связь и не привыкает к тому, что реакция на его действия может быть запоздалой, отложенной
Не учится ожиданию, терпению
Не учится ожиданию, терпению.
Во-вторых, физические взаимодействия с “предметами” в гаджетах ограничены и искажены. Они не дают возможности ребенку практически осваивать законы физики и механики.
Родителям стоит понимать богатство реального мира, разнообразие его сторон и свойств. Осознавать, какие из этих свойств в технологиях отсутствуют или урезаны. Когда вы ограничиваете взаимодействие детей с гаджетами, то заполняйте освободившееся время активностями, в которых малыш получит то, что технологии ему не дают.
Подвижные игры, реальные действия с предметами, эмоциональное общение с мамой и папой, реальные отношения с друзьями. Если делиться эмоциями с ребенком и прививать ему вкус к реальному миру, то к моменту, когда он пойдет в школу, ограниченность гаджетов будут ему хорошо известна. Конкурируйте с гаджетами: доказывайте на деле, что реальное общение интереснее виртуального.
Слишком много времени в интернете для ребенка — это сколько?
Если вы ищете официальные рекомендации — увы, их пока не существует, по крайней мере в Великобритании. Американская академия педиатрии детям от двух до четырех лет рекомендует проводить перед экраном не более одного часа в день, а для детей от шести лет и старше в рекомендациях попросту значится, что “родители должны ограничивать использование цифровых устройств”. Кроме того, они должны следить за тем, чтобы пристрастие к гаджетам не лишало детей полноценного сна, физической активности и других важных для здоровья привычек.
По опыту я знаю, что родители в лучшем случае не осознают, сколько времени их дети проводят перед экраном, а в худшем — отрицают очевидное. В среднем трех-четырехлетний ребенок проводит в Сети три часа в день, для детей в возрасте от 5 до 7 лет эта цифра увеличивается до четырех часов и достигает четырех с половиной часов для детей в возрасте от 8 до 11 лет. Согласно другому исследованию, дети проводят перед экраном семнадцать часов в неделю, а игры на свежем воздухе занимают практически вдвое меньше времени (около девяти часов).
По данным врача-психолога Арика Сигмана, за семь лет жизни ребенок проводит целый год, уткнувшись в экран телевизора, компьютера или видеоприставки.
Ваш ребенок проводит с цифровым устройством слишком много времени, если вы наблюдаете следующие перемены.
Его легко задеть, и он легко заводится.
Он легко расстраивается, часто плачет и кажется подавленным.
Он закатывает истерики, особенно когда вы пытаетесь забрать у него девайс.
У него появились проблемы со сном: ему сложно уснуть, он часто просыпается или часто приходит в родительскую кровать, хотя раньше хорошо спал в своей.
Он чаще ссорится с братьями и сестрами, много спорит.
Он грубит и отдаляется от родителей.
Он стал чаще ссориться с друзьями или не хочет с ними встречаться.
Он перестал заниматься делами, которые раньше его увлекали, и хочет все свободное время проводить с планшетом.
Он перестал играть с любимыми игрушками, например в “Лего”.
Он расстраивается, когда его просят выключить планшет и выйти из интернета.
Он хочет все свое время проводить за планшетом — это его первая просьба утром и/или после школы.
Очень сложно придумать действенный для всех подход — все дети разные, как и их реакция на гаджеты. В качестве общей рекомендации я бы посоветовала, чтобы дети от 4 до 7 лет не проводили более часа-полутора в день за возбуждающими (провоцирующими выработку адреналина) занятиями перед светящимся экраном, а дети от 8 до 11 лет — не более полутора-двух часов в день.
Чтобы дети не сидели в Сети слишком долго, разбейте это время на более короткие промежутки. Полчаса — максимум для мальчиков и девочек четырех-пяти лет, 45 минут — для более старших детей. Перерыв особенно важен, если их занятия повышают уровень адреналина: нахождение в возбужденном состоянии не идет на пользу молодому организму. К тому же не надо забывать, что от светящихся экранов сильно устают глаза.
Итог
Возвращаясь к нашей теме… Необходимо все же ограничивать ребенка в пользовании планшетом или телефоном, но не изолировать полностью. Старайтесь класть телефон и планшет вне поля зрения ребенка, так соблазн взять его в руки будет на много меньше.
Если уж вы дали планшет детям, будьте ответственными до конца и контролируйте (хоть иногда) чем ребенок на нем занимается.
Будьте нормальными родителями. Если ребенок отказывается отдавать гаджет, постарайтесь сначала объяснить чем все это может закончиться. Если упрямство продолжится, аккуратно изымите устройство из его рук, прежде чем провести воспитательную беседу.
В умелых руках планшет для детей становится окном в мир нового, интересного и поучительного. В других же случаях он может превратиться в устройство для деградации и психического расстройства. Чем планшет станет для вашего ребенка — зависит от вас.