Заикание у детей: причины и лечение

Лечение заикания у детей

Коррекция детского заикания направлена на устранение причины дефекта речи и непосредственно самого нарушения. Проводится психолого-педагогическая терапия и лечебно-оздоровительные мероприятия. В первую группу входит работа с психологом или психотерапевтом, гипнологом, логопедом. Лечебно-оздоровительные мероприятия предполагают общеукрепляющие процедуры (физиотерапию, лечебную физкультуру), применение лекарств, массажа.

Логопедические упражнения

Речевые тренировки с логопедом проводятся в два этапа:

  • Подготовительный. Создают щадящий режим, доброжелательную атмосферу, демонстрируют правильную речь.
  • Тренировочный. Обучают разным видам речи: шепотной, ритмической, сопряженно-отраженной и т.д. Широко применяют пение, ручной труд (рисование, лепку). В завершении этапа создают условия для интенсивной тренировки: занятия переносят в группу, общественные места. Закрепляют правильную речь в различных ситуациях.

Дыхательная гимнастика

Выполнение гимнастики для дыхания помогает отрегулировать ритм и плавность речи, укрепляет мышцы гортани, помогает лучше владеть языком. Упражнения для заикающихся детей сопровождаются произнесением звуков, слов.
В комплекс дыхательной гимнастики входят такие варианты тренировки:

Ладошки. Нужно встать прямо, сомкнуть губы, руки поднять наверх. Медленно, с шумом вдохнуть и выдохнуть

Важно, чтобы плечи при дыхании не поднимались. Повторить 8-10 раз.

Погончики

Исходное положение: стоя, руки, сжатые в кулаки, на талии. Нужно 8 раз вдохнуть и выдохнуть, постепенно толкая кулаки вниз. Цикл повторить 3 раза.

Насос. Исходное положение: стоя, наклонившись с опущенными вниз руками. Нужно сделать 8 коротких вдохов, выпрямиться, шумно, медленно выдохнуть.

Гипнотерапия

Применение гипноза подходит только подросткам старше 12 лет без психических отклонений. Метод эффективен при условии, что ребенок поддается гипнотическому влиянию. Цель применения способа – возможность выявить и устранить психологическую причину заикания. Специалисты применяют два основных метода гипноза:

  • Эриксоновский – проводится в виде разговора при слабом погружении в гипноз. Помогает пациенту определить страхи и осознать их незначительность.
  • Суггеститивный – специалист погружает ребенка в глубокий транс, выявляет и разрешает внутренние конфликты, фобии.

Гипнологи советуют уделять время для самогипноза и аутогенного внушения. Пациент при этом должен проговаривать формулы самовнушения, создать образ себя без дефекта речи. Такие тренировки помогут расслабить мышцы речевого аппарата, диафрагму. Под гипнозом ребенок учится не реагировать на травмирующие факторы.
Во время сеансов гипноза снижаются невротические симптомы, запускаются механизмы защиты личности и психики. У ранимых, впечатлительных детей желание преодолеть недуг сильнее, чем у тех, кто не переживает из-за дефекта. Срабатывает мотивация освоить нормальную речь, что обуславливает быстрые результаты при гипнотерапии логоневроза.

Медикаментозная терапия

К применению лекарственных средств прибегают при тяжелой степени логоневроза. Для лечения заикания у детей используют такие препараты:

  • Тенотен. Легкое успокоительное средство на основе растительных компонентов. Отпускается без рецепта, разрешен к применению для детей старше 3 лет.
  • Пантогам. Ноотропное средство, улучшает кровоснабжение головного мозга. Разрешен для применения у детей с 5 лет.
  • Пустырник форте. Биологически активная добавка с выраженным седативным действием. Применяется для детей старше 7 лет.
  • Глицин. Аминокислота, оказывает успокоительное действие, стимулирует питание клеток головного мозга. Не имеет противопоказаний.
  • Феназепам. Сильный транквилизатор, применяется для лечения у пациентов с психическими расстройствами. Противопоказан для детей младше 14 лет.

Виды заикания

Заикание бывает патологическим и невротическим. В первом случае нарушение речи врожденное и обусловлено генетикой. Во втором случае заикание появляется после перенесенного заболевания, получения травмы или в результате сильного испуга.

В зависимости от характера проявления, заикание делят на следующие формы:

  • Клоническая — форма патологии, при которой пациенту трудно проговаривать слоги или отдельные буквы.
  • Тоническая — патология, характеризующаяся сильным растягиваем гласных звуков, а также длинными паузами между словами.
  • Комбинированная — наиболее тяжелая, сочетающаяся в себе сразу и клоническую, и тоническую формы.

Также существует еще одна классификация патологии, которая отражает степень постоянства симптомов. Так, заикание бывает:

  • Стабильным — проявляется постоянно.
  • Нестабильным — появляется только в том случае, если человек сильно взволнован или испытывает стресс.
  • Циклическим — при такой форме пациент может говорить спокойно иногда, но после этого заикание вновь появляется.

Народные средства при речевых нарушениях у детей

В домашних условиях для дополнения основного лечения допустимо использование народных средств. Травяные чаи, ингаляции и ванночки обладают расслабляющим и успокоительным действием, помогут заснуть, избежать стресса. Вот некоторые из эффективных средств:

Отвар тмина, боярышника и мелиссы. Возьмите по 1 ст.л. всех ингредиентов, смешайте, залейте водой, кипятите 15 минут, процедите и остудите. Давайте ребенку по полстакана отвара на ночь. Можно добавить в средство мед или лимон. Отвар устранит тревогу, поможет заснуть. Не рекомендуется детям младше трех лет.

Ножные ванночки с маслом лаванды. Наберите в таз 5 литров теплой воды, добавьте 10 капель лавандового масла. Опустите в воду ноги ребенка на 10 минут, попросите его закрыть глаза и глубоко подышать. Лаванда успокаивает нервную систему, снимает тревогу. Малышей до трех лет можно полностью купать в ванне с добавлением эфирного масла лаванды (5-7 капель на ванну)

С осторожностью — детям, склонным к аллергии.

Чай из листьев земляники и побегов малины. Смешайте сухие ингредиенты в равной пропорции (по 1 ч.л.), залейте кипятком

Оставьте настаиваться на 10 минут, процедите. Рекомендуется пить с медом или протертой черной смородиной. Такой чай поможет укрепить общий иммунитет и улучшит самочувствие.

Совета для ребенка с заиканием

Заикающемуся ребенку лучше говорить в замедленном темпе, не торопиться, при этом четко проговаривая все гласные звуки. Для этого на занятиях с логопедом ребенок учится правильно артикулировать гласные и активно включать в работу губы (И — губы растягиваются в улыбку, О — собираются в хоботок и т. д.). Согласные, наоборот, произносят на выдохе, легко, поверхностно, без акцента.

Перед тем как сказать слово или предложение ребенок должен подумать. Во время разговора нужно смотреть в глаза собеседнику.

Очень важен выбор оптимальной громкости голоса. Не нужно говорить крайне тихо или слишком громко. Тон голоса лучше понизить. Если слово начинается с гласного звука, начинают говорить тихо.

Длинные предложения следует делить на части. И затем произносить их как отдельные смысловые фразы, делая небольшие паузы. Полезно использовать интонационные средства: логические ударения, модуляции голоса, паузы и др. Важная роль отводится кинесике — выразительным жестам, мимике, улыбке и т. д.

Во время речи важно занять правильную позицию. В положении стоя — спина ровная, ноги на ширине плеч, подбородок располагается относительно шеи под прямым углом

Сидя — спина опирается на стул, плечи опущены, ноги упираются в пол, кисти рук расслаблены.

Симптоматика и признаки развития болезни

  1. Наличие судорожного спазма в речевом аппарате ребёнка при попытке сказать определённый звук, который расположен вначале либо в середине слова. При всём этом ребёнок может начать спотыкаться как на одной букве, так и на всём слове.
  2. Наличие долгих пауз во время разговора, к примеру, между звуками в середине некоторых слов.
  3. Совместное нарушение речи, когда заметны повторения и странные паузы в середине слов и фраз.
  4. Во время развития заикания малыш чаще всего начинает проявлять сильные нервозности, агрессии и может часто плакать. Он старается много раз выговаривать сложные для него слова, в это время он начинает переживать, когда у него не получается, в результате чего плачет.
  5. У ребёнка чаще всего развиваются определённые нервные тики.
  6. Чаще всего дети, которые ощущают дефекты в речи и во время произношения фраз и целых слов, начинает уходить в себя. Им становится довольно сложно общаться с окружающими, они любят свободное время проводить в одиночестве, бояться стать объектом, над которым будут вечно шутить и смеяться сверстники.
  7. С развитием заикания чаще всего происходят определённые нарушения со сном, может возникать ночной энурез, а также нарушается аппетит и работа пищеварительной системы.

Стоит отметить, что признаки заикания нужно отметить вовремя.

Лекарственные средства

Не существует таблеток или уколов, способных вылечить заикание. Лекарственные средства назначают при сопутствующей неврологической патологии. В этом случае показаны следующие группы фармпрепаратов:

Ноотропы (Пирацетам, Фенибут)

Стимулируют память, внимание, улучшают обучаемость. Нейропротекторы (Церебролизин, Цитофлавин)

Улучшают метаболические и энергетические процессы в нервных клетках. Миорелаксанты (Мидокалм). Уменьшают спастичность мышц, в том числе артикуляционного аппарата. Психотропные и седативные средства при склонности к депресии. По показаниям назначают антидепрессанты (Деприм), транквилизаторы (Феназепам) или нейролептики (Эглонил).

Лечение заикания

Как лечить логоневроз, хорошо знают специалисты нашего Центра. Они имеют большой опыт успешного лечения заикания и других речевых нарушений у детей. Терапия включает в себя различные методики, которые подбираются индивидуально в соответствии с типом расстройства и степенью его выраженности. В лечении задействуются такие методы, как логопедическая коррекция заикания, гимнастика, сегментарный массаж, рефлексотерапия.

Один из самых эффективных способов лечения заикания — транскраниальная магнитная стимуляция. Этот метод основан на лечебном воздействии магнитного поля на пораженные участки головного мозга. Метод ТМС абсолютно безвреден и показывает на практике высокую результативность в лечении логоневрозов. Он широко применяется в лучших клиниках Европы. Наши специалисты прошли обучение за рубежом и имеют официальные сертификаты, подтверждающие право применения метода транскраниальной магнитной стимуляции для лечения детей и взрослых.

Диагностика

Ранняя диагностика заикания и начало лечения очень важны. Но многие родители не спешат прибегать к помощи логопедов, боясь, что это только разовьет в ребенке стыд за свое расстройство речи. Ученые уверены, что, если ребенку больше 3 лет и он заикается дольше 6 месяцев, родители должны отвести его к специалисту для постановки диагноза. Некоторые характеристики речи детей-заик трудно определить на слух неспециалисту. Логопед решит, требует ли случай вмешательства и последующей терапии или можно обойтись без помощи врача.

Признаки, на которые родителям следует обратить внимание и обратиться за профессиональной помощью:

  • заикание со временем становится сильнее и хуже;
  • заиканию сопутствуют активная жестикуляция (движения тела или лица);
  • затрудненная, напряженная или неестественная речь;
  • избегание ситуаций, требующих общения с окружающими людьми;
  • голосовое напряжение, в результате которого резко повышается тон голоса;
  • заикание не проходит у ребенка после достижения ним 5 лет.

Важно помнить, что заикание не является болезнью в обычном смысле слова, и полностью вылечить его невозможно. Мыслить следует другими категориями

Заикание ребенка – это особенность его речи, с которой он должен научиться жить максимально комфортно и успешно общаться. А в этом помогут различные методы и техники лечения заикания.

Когда стоит обратиться к специалисту по заиканию?

Почему дети в 3-4 года заикаются: основные причины

Прежде всего, заикание — это неправильная работа нервной системы, тормозящая выполнение функций речевого аппарата. Это заболевание врачи называют логоневрозом. Они разделяют его на два вида — внешний и предрасполагающий.

Предрасполагающее заикание — эта проблема, возникающая в речи, связана с внешними факторами.

  1. Инфекции, которые появились еще при беременности матери и повлияли на неправильное развитие.
  2. Малыш родился недоношенным.
  3. Темперамент малыша. Более эмоциональные дети чаще подвержены заиканию, нежели те, кто имеет флегматичный склад характера.

Внешние причины — это те, которые увеличивают уже имеющееся предрасполагающее заикание.

  • Энцефалит, менингит, и другие болезни, связанные с развитием головного мозга и нервной системы.
  • Ушиб и сотрясение головного мозга также могут влиять на правильность речи.
  • Заболевания, связанные с дыхательными путями, а также отит и сахарный диабет.
  • Болезни, влияющие на общее состояния организма: рахит, простуда, гельминты.
  • Раздражительность, недержание мочи, нервный короткий сон и постоянная нервозность.
  • Резкий испуг, шок от чего-либо (часто бывает от неадекватности родителей или, к примеру, от бросившегося на человека пса).

Логоневроз может возникнуть и у детей из семей, в которых родители прибегают к жестоким наказаниям, побоям и постоянной агрессии, а также где малыши не получают должного ухода.

Также этот недуг появляется от чрезмерного желания окружающих нагрузить кроху занятиями и учебным процессом, которые не соответствуют нормам нагрузки деток.

Редко, но возникновение логоневроза может спровоцировать и радостное событие. Причиной может стать и поведение воспитателя в детском саду. Резкий крик, наказания — всё это ломает хрупкую детскую психику и приводит к тяжелым последствиям.

Как проявляется

Заикание у ребенка сопровождается следующими признаками:

  1. Речевые спазмы при произношении какого-либо слова. Обычно происходят в начале слова (фразы) или в середине. Запинка и повтор происходят на одной букве («м-м-м-м….») или на одном слоге («ма-ма-ма…»).
  2. Паузы, длительные и возникающие в середине слова. Либо слишком долгое растягивание гласного звука в середине или начале слова.
  3. Комбинирование первых двух симптомов, когда запинки и повторы сочетаются с паузами.

Кроме того, чаще всего при запинании возникают и вторичные симптомы. Зачастую ребенок становится более нервным, агрессивным или, наоборот, плаксивым. Логоневроз нередко сочетается с нервными тиками, энурезом, повышенной потливостью, нарушениями сна, потерей аппетита. Во время общения малыш может краснеть, волноваться, что создает еще большие препятствия при попытке произнести фразу.

Малыш постарше, особенно если он постоянно общается с другими детьми, может замкнуться в себе. Хуже идет на контакт, нервничает при необходимости общаться с кем-то. Речь малыша становится сбивчивой в целом, тусклой, монотонной, без выражения и эмоциональной окраски. Поэтому избавляться от проблемы нужно чем раньше, тем лучше.

Чем шире будет словарный запас маленького человечка, тем быстрее он сможет избавиться от физиологических запинок. Важную роль в этом играют развивающие занятия, чтение, общение взрослых членов семьи с ребенком.

Как отличить такие естественные запинки от заикания? И при том, и при другом возникают паузы, запинки и повторы слов, слогов. Но при логоневрозе они происходят из-за судороги, а в остальных случаях – потому что малыш пытается подобрать нужное слово.

Отличить можно по месту расположения запинки. При заикании ребенок начинает запинаться на начале слова или при определенном сочетании букв. При физиологических заминках – в любом месте фразы, особенно при построении сложных словесных конструкций.

Кроме того, при попадании в непривычную обстановку или при взаимодействии с людьми у заик дефект речи проявляется особенно активно, а в остальном, наоборот, речь малыша становится ровной.

Ребенок, у которого все с речевым аппаратом в порядке, обычно не замечает заминок в своей речи и не придает им значения. Если же это логоневроз, даже совсем маленький ребенок сознает, что что-то не так, начинает нервничать и переживать.

Диагностика болезни

Узнать о точном факторе развития болезни сможет настоящий специалист после диагностики ребёнка. Если малыш начинает заикаться только во время нервных либо стрессовых ситуациях, либо тогда, когда он очень сильно переживает, в присутствии незнакомых людей, то это может говорить о развитии заикания в неврозоподобной и невротической форме. Во время такого нарушения речи в спокойной и понятной для малыша атмосфере и обстановке, он начинает разговаривать и выговаривать слова должным образом.

Если заикание считается постоянны и никак не зависит от воздействия факторов из внешнего мира (погода, волнение малыша, присутствие в помещении незнакомых людей), то, скорее всего, причина развития осложнений с речью кроется в неправильном процессе работы самого головного мозга, поражение речевой функции.

По данным статистики, мальчики в 4 раза чаще страдают заиканием, чем девочки.

Что дальше?

Дальше следует определить — каков тип заикания. Потому что схема лечения во многом будет зависеть конкретно от него.

  • Невротическое заикание. Этот вариант болезни развивается вне поломки ЦНС после психической травмы и при склонности к невротическим состояниям. Обычно — у маленьких холериков и меланхоликов. Появиться недуг может и пои резком подъеме речевой нагрузке. К примеру, когда трусишке-меланхолику вдруг дают неподъемно сложную роль на детском утреннике.
  • Неврозоподобное заикание. В сравнении с предыдущим типом болезни, этот вариант проявляется постепенным нарастанием. Родителям удается его обнаружить лишь тогда, когда чадо уже начинает «сыпать» полными фразами. Обычно при таком виде заикания имеются отставания также в психическом и физическом развитии. Чаще всего, при обследовании выявляются четкие признаки поражения ЦНС.

Другие советы родителям

Общие рекомендации:

  1. Оградите ребенка от просмотра телевизора, игр в гаджетах, всего, что перевозбуждает нервную систему.
  2. Можно слушать классическую музыку: произведения Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена оказывают положительное влияние на детскую психику.
  3. Старайтесь больше времени проводить на свежем воздухе всей семьей, полезными будут посещение зоопарка и других мероприятий, вызывающих у малыша восторг.
  4. Не прерывайте занятия вне зависимости от динамики. Не допускайте длительных перерывов.

Чтобы избежать рецидивов нарушения речи, результат необходимо закрепить через год

В будущем всегда обращайте внимание на обстановку в семье, она должна быть доброжелательной. Уделяйте внимание профилактике неврологических нарушений у малыша

Прогноз при невротической форме заикания положительный. Сложнее корректировать дефект произношения при генетическом типе патологии или другой врожденной причине. Чем старше ребенок, тем сложнее лечить логоневроз. В основе невротической формы лежит сильное психотравмирующее переживание, такое расстройство проявляется резко. Снижается речевая активность, появляется логофобия с фиксацией на трудном звуке, судороги дыхательно-голосового характера.

К особенностям неврозоподобной патологии относятся повышенная активность речи, ребенок относится к заиканию некритически или не замечает его. Речь невыразительная, монотонная, быстрая. Отмечаются слабость мимики и моторики, неразборчивый почерк. Усиление клинических проявлений отмечается при переутомлении, повышенной речевой нагрузке, характеризуется постоянным нецикличным течением.

Нелечебные методы коррекции нарушения речи:

  • периодический контроль со стороны специалистов;
  • коррекция круга общения среди сверстников;
  • избегать эмоционального перенапряжения: как в бытовых ситуациях, так и в процессе игры;
  • не травмировать детскую психику литературой не по возрасту или взрослыми негативными передачами;
  • продолжать занятия на дому и после достижения результатов;
  • тренировать дыхание с помощью танцев и музыки;
  • не перебивать речь ребенка, не торопить его, делая акцент на нарушениях темпа;
  • исключить авторитарное воспитание;
  • приучать малыша к режиму дня, выполнению последовательных действий;
  • не перегружать ребенка учебными материалами (чтение вслух, пересказ).

Если ваш малыш быстро говорит, перейдите всей семьей на замедленный темп. Можно придумать сказку с подходящим сценарием, иногда играть в молчанку. Под музыку можно хлопать в ладоши, маршировать. Это способствует развитию ритмики. Шепот также является лечебным средством от судорожных запинок.

Причины логоневроза у детей

Причиной заикания является тот фактор, при котором нервные речевые центры, отвечающие за движения речевого аппарата, находятся в состоянии судорожной готовности. Однако, что именно вызывает это состояние, на сегодня наукой точно не установлено. Ученые склонны объяснять эту патологию сочетанием неврологических и генетических факторов. Но в народе давно подмечено: заикание часто возникает из-за сильного испуга в раннем детстве.

Чаще всего логоневроз у детей появляется при наличии следующих факторов:

  • повышенная судорожная активность (спазмофилия) у детей;
  • разные виды задержки речевого развития (дизартрия, дислалия, алалия);
  • слишком раннее развитие речи, сопровождающееся завышенными требованиями взрослых, информационными и эмоциональными перегрузками;
  • конфликтные ситуации в неблагополучных семьях, особенно когда ребенок склонен к повышенной тревожности;
  • наличие заикающихся близких родственников, которым дети подражают;
  • двуязычные семьи;
  • нахождение в социальной депривации (лишение возможности общения).

Вторичный логоневроз часто сопутствует болезням центральной нервной системы, в частности — детскому церебральному параличу (ДЦП). Иногда он возникает после перенесенных инфекционных заболеваний, дающих осложнение на ЦНС.

Профилактика


Профилактика носит общий характер, она поможет избежать заикания и положительно скажется на состоянии детского здоровья:

  1. обеспечение благоприятного климата в семье;
  2. поддержание психологического здоровья (снижение требовательности, любящее, бережное и внимательное отношение к своему ребенку);
  3. контроль во время формирование речи;
  4. снижение психологической нагрузки;
  5. правильный распорядок дня;
  6. расширение кругозора, всестороннее развитие;
  7. укрепление иммунитета, правильное питание, регулярные прогулки;
  8. профилактические медицинские осмотры для своевременного выявления любых нарушений.

Лечение заикания у детей в домашних условиях

Чаще всего заикание у детей вполне качественно поддаётся корректировке. Самым главным считается то, как скоро родители смогут распознать заболевание, которое вызвало дефект в речи ребёнка, и начать его лечить. Самое главное, что нужно сделать родителю, который увидел у малыша особые нарушения в разговоре, это перестать паниковать. Не стоит давать ребёнку понять, что вас что-то испугало либо, что вам не нравится его заикание. Лучше всего будет вообще не показывать ребёнку эту проблему и не мешать ему в попытках правильно выговорить слово. В это время стоит просто смотреть за ребёнком и активно пытаться найти причину развития заикания.

Независимо от того, смогли ли вы найти причину развития дефектов речи, малыша следует отвести в больницу и показать неврологу, психологу, логопеду, а в некоторых случаях ещё и психотерапевту. Обследование стоит проводить консультации педиатра, не удивляйтесь, если он напишет вам направление к детскому психиатру. Лечащие врачи смогут провести нужную проверку и анализ, помогут понять, что стало основной причиной развития заикания, а также скажут родителю, какое лечение необходимо ребенку.

Следует приготовиться к тому, что осмотр малыша будет довольно комплексным. Вместе с беседами с малышом, оценки его психосоматики, врачи, наверное, назначат вам ЭЭГ, МРТ головного мозг. С результатами после их анализов картина болезни сможет стать наиболее полноценной.

Проводить лечение заикания у ребёнка можно несколькими методами. Проведение медикаментозного лечения считается очень эффективным, но без процесса психотерапии не даст нужных результатов. Применение гипноза, который может посоветовать родителям врач-психотерапевт, у большинства детей противопоказано, чаще всего его советуют в подростковом возрасте. Точно можно сообщить то, что процесс лечения будет происходить в индивидуальном порядке, который станет известен после комплексного осмотра пациента и причин, которые подтолкнули развитие данного заболевания.

Профилактика заикания

Профилактика заикания

Общие рекомендации

Причины возникновения заикания

Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.

Внутренние причины: 

  1. Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
  2. Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
  3. Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
  4. Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

  1. Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.
  2. Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
  3. Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
  4. Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.

Симптомы

Исследования показывают, что в среднем 1 из 20 маленьких детей проходит фазу заикания. Проблема обычно становится очевидной на этапе активного развития речи — в возрасте от двух до пяти лет.

Патология может проявляться следующим образом:

  • повторяются звуки или слоги — например, человек говорит «мо-мо-мо-молоко»;
  • звук в слове длится дольше, невозможно перейти к следующему — «ммммммм»;
  • слово «застревает» при первом звуке или не произносится вообще;
  • возникают длительные паузы между определенными звуками и словами, кажется, как будто ребенок изо всех сил пытается произнести правильное слово, фразу или предложение;
  • используется множество слов «наполнителей», таких как «гм» и «ах»;
  • прилагаются дополнительные усилия для произнесения определенных звуков или слов, это заметно по напряженным мышцам лица, например, вокруг глаз, губ и рта;
  • задерживается дыхание или ребенок делает глубокий вдох, прежде чем говорить;
  • теряется зрительный контакт, когда слово «застревает».

Заикание варьирует по степени тяжести от человека к человеку и от ситуации к ситуации. У одних могут быть кратковременные периоды заикания, затем наступает период, когда они говорят относительно свободно. У других детей проблемы с речью сохраняются постоянно и усиливаются при волнении или в состоянии стресса.

Часто заикание становится более интенсивным в ситуациях, когда ребенок стесняется своей речи и пытается скрыть свой дефект. Такие моменты включают в себя:

  • общение с человеком, обладающем определенной властью, например, с учителем;
  • выступление перед публикой (классом и пр.);
  • чтение вслух;
  • разговор по телефону;
  • необходимость произнести свое имя при регистрации.

Часто заикание начинается внезапно у дошкольника, который ранее хорошо разговаривал. Иногда проблема развивается постепенно и прогрессирует со временем. По мере того как ребенок становится старше и начинает больше осознавать заикание, он старается изменить свое поведение. Таким образом пытаясь скрыть речевые проблемы.

Особенности поведения детей при заикании

У заикающихся детей иногда возникают непроизвольные движения. Например, такие как мигание глаз, дрожание губ, постукивание пальцами или топанье ногами.

Кроме того, дети с данной речевой проблемой часто имеют следующие особенности поведения:

  • умышленно избегают произносить определенные звуки или слова, на которых они обычно заикаются;
  • применяют стратегии, чтобы скрыть свой дефект, например, «забывают» что хотели сказать, в случаях, если есть необходимость произнести трудное слово;
  • избегают социальных ситуаций из-за боязни заикания — стесняются спрашивать о чем-то в магазине или ходить на дни рождения;
  • меняют стиль речи, чтобы избежать заикания — например, говорят очень медленно или тихо, или с акцентом;
  • чувствуют страх, разочарование, стыд или смущение из-за речевого дефекта.

О заболевании

Заикание или логоневроз — это нарушение речи, в основе которого лежат изменения звукопроизношения, сложности в произношении отдельных слов и фраз, запинки перед новым словом. Заболевание вызывает спастическое сокращение мягкого неба, языка или гортани — органов, отвечающих за речевую функцию. Спазмы возникают из-за избыточной возбудимости речевых и эмоциональных центров в ЦНС. Из-за этой патологической цепочки страдают артикуляционные и голосовые функции, мешающие говорить плавно в нормальном ритме.

Логоневроз преимущественно встречается в возрасте 2-7 лет, мальчики сталкиваются с патологией в 4 раза чаще. У 50-80% детей заболевание корректируется при условии своевременного обращения к специалистам. Чем раньше начать лечение, тем выше вероятность успеха.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий