Тонкости адаптации к садику
Прежде всего, стоит разобраться в самом понятии адаптации. Если описывать это в глобальном смысле, то адаптация – постепенное привыкание к новым условиям среды. В нашем случае малыш вынужден адаптироваться к режиму и укладу образовательного учреждения, сменяя родные домашние стены и узкий семейный круг на шумную группу детишек и заботливую воспитательницу. Это, безусловно, трудно для него, поэтому задача родителей – сделать так, чтобы привыкание к новому этапу в жизни и адаптация к детскому саду в целом прошла у малыша максимально безболезненно.Почему стрессует малыш? Вспомните свои ранние годы: наверняка вы боялись остаться без мамы в магазине, пугались, когда теряли ее из виду, чувствовали себя неуютно в присутствии малознакомых взрослых, в чужом доме. Да что далеко ходить, помните ли вы свои годы в саду? А, может быть, вас переводили в новый незнакомый сад или новую школу? Ощущение полной незащищенности, все чуждо: новые стены, новые дети, новые взрослые. Все – чужое, другое, незнакомое. Это стресс. А представьте, каково такому маленькому крохе сейчас!
Стрессовые факторы для ребенка в период адаптации:
- основной и главный – мамы нет рядом. Многие еще не готовы к самостоятельности в этом возрасте и предпочитают быть около близкого человека постоянно;
- чужие дети и взрослые, с которыми ребенок вынужден взаимодействовать и общаться;
- иной распорядок дня и правила, которых стоит придерживаться;
- теперь малыш – не центр всеобщего внимания. Детей много, а сотрудники дошкольного учреждения физически не могут уделять малышу все свое время в течение дня;
- большая степень самостоятельности. Хочется или нет, априходится ухаживать за собой самому, кушать ложкой самостоятельно, проситься в туалет или справлять нужду как положено без посторонней помощи, пытаться одеваться и т.д.
Вот почему родителям не стоит относиться к выходу в детский сад легкомысленно. Это очень ответственный момент, к которому нужно подойти со всей серьезностью и подготовить своего ребенка насколько это возможно. Тем самым вы убережете его от излишних эмоциональных потрясений, избавите от проблем себя и облегчите работу воспитателям и нянечкам.
Различают три периода привыкания к саду:
- острый;
- умеренно острый;
- стабилизирующий.
Логично предположить, что первые два периода для ребенка являются особенно тяжелыми. Он постоянно находится в возбужденном состоянии, тратит очень много энергии, стараясь привыкнуть к новому распорядку дня, правилам поведения в группе.
Reклaма
Очень часто детки протестуют, становятся капризными, плаксивыми, не слушаются. Редкий малыш с удовольствием остается в саду в первые дни посещения, хорошо кушает, спит и в целом бодр и весел.Стабилизирующий период «расставляет все на свои места». Его окончание знаменует об успешном завершении адаптации, малыш полностью влился в коллектив и в саду чувствует себя вполне комфортно.Длительность периода адаптации в детском садутакже строго индивидуальна у каждого конкретного малыша: кто-то уже через неделю готов остаться с воспитателем на полный день, а кто-то в течение месяца-двух постоянно плачет по маме.
Чему предстоит научиться ребенку, пока он привыкает к садику
Есть понятие “социальный интеллект”: это все навыки, связанные с умением общаться и способностью распознавать смысл взаимодействий людей.
Первый уровень развития социального интеллекта ребенок обычно получает в семье, на детской площадке, в гостях и на развивающих занятиях. Но в этих ситуациях всегда рядом мама или кто-то из близких взрослых, способных подстраховать, объяснить, выручить.
Второй уровень развития социального интеллекта — это самостоятельное, без постоянной подстраховки взрослых общение с другими детьми. И тут могут быть затруднения или потребуется много времени, чтобы выработать сою линию поведения.
Уровень социального интеллекта, разнообразные навыки общения должны резко вырасти за первый год посещения сада.
Отправляя ребенка в садик, мы рассчитываем, что он научится там быть без нас, а значит, сможет и самостоятельно решать задачи, связанные с общением, находить выход из разных ситуаций. На решение этой сложной задачи требуется время.
Конечно же, он будет не один, рядом должны находиться воспитатели. Но лично его никто каждую минуту наблюдать не станет, а на помощь придут лишь в крайнем случае.
Часто в первый год посещения сада ребенок почти не играет с другими детьми, а лишь наблюдает за их игрой. Если вам воспитатель рассказывает, что ребенок в игры других ребят не включается, не стоит особенно расстраиваться. Наблюдение за игрой других детей — один из этапов социализации. Наблюдая, ваш малыш накапливает знания о способах поведения, о том, что в какой ситуации сказать или сделать. Позже количество перейдет в качество, и ребенок выработает собственную линию поведения, у него появятся друзья.
Есть детки, у которых друзья и подружки появляются после первых 2-3 дней в детском саду, но это скорее исключение, чем правило.
Командная игра всех взрослых в семье
Очень важно, чтобы позиции взрослых в семье по поводу посещения детского сада совпадали или были согласованными. Если же разногласия не устранены, то в моменты сложного, протестного поведения ребенка реакции взрослых могут все запутать и усугубить
Например, малыш плачет “Не хочу в сад” с утра, и папа говорит: “Мне на работу, хватит тут нервы трепать, оставь его дома!”, а мама: “В сад пойдешь обязательно, никаких разговоров!”, а бабушка, например: “Что вы его мучаете, я вообще хотела на пенсию выйти и сидеть с ним!”.
Как вы думаете, подобная ежеутренняя разминка взрослых поможет ребенку пережить период адаптации и к саду привыкнуть?
Сейчас немало семей, где родители работают в свободном графике, на дому, и случается так, что утром никто на работу не уходит. Понятно, что такая “свободная” жизнь совсем не стимулирует ребенка к режимной жизни в саду. Как приступить к адаптации в этом случае?
Может быть, это прозвучит странно, но в период адаптации к саду ребенку проще, если родители действительно заняты и им заниматься не могут — ведь речь идет о нескольких утренних часах. За 3 года жизни с малышом дела не могли не скопиться. Запишитесь на массаж, к остеопату или к дантисту, займитесь бумажными делами, посетите подруг или пожилых родственников, возьмите абонемент в бассейн или запишитесь на любые курсы в те несколько утренних часов, когда ребенок точно может находиться в саду, не травмируясь. Плотная утренняя программа для мамы и отсутствие бабушки, которая готова подстраховать и остаться с любимцем дома, — залог удачной адаптации.
Ребенку про эти дела стоит рассказывать, объяснять, почему это для вас так важно, почему вы не можете остаться с ним дома. Можно объяснить, что папа, хоть и работает дома, не сможет отвлекаться на малыша — у него важные звонки, он готовит серьезные документы
А детский сад — это несложная работа для тех, кто еще не вырос.
Конечно, период адаптации и нормальное сопротивление ребенка — испытание для твердости родительской позиции и согласованности мнений.
Самый непростой вариант — когда не так давно родился новый малыш, и мама точно дома и точно с ним. Как я уже говорила, это та ситуация, когда стоит всерьез думать, вести ли старшего в детский сад в этом году или на следующий.
Какие слова полезно слышать ребенку в период привыкания к саду:
“Я ухожу на работу, и дома никого не будет”;
“Мне нужно пойти в магазин купить для тебя игрушку (одежду, еду для всех)”;
“Все дети, которым 3 (4) года, ходят в детский сад, как папы ходят на работу. Посмотри, на детских площадках одни малыши”;
“Когда я был маленьким, мне тоже сложно было ходить в сад, но потом я привык”.
Какие слова ребенку слышать не полезно:
“Будешь так орать, я за тобой не приду (заберу последним)” — это может породить глубокие страхи;
“Ты один такой, все дети как дети, в сад идут спокойно” — это вряд ли правда, просто других детей вы не слышите;
“Хорошие дети не плачут” — всем людям, и большим, и маленьким свойственно расстраиваться, когда нелегко.
Что такое “период адаптации”
Минимальный период привыкания, или адаптации, к детскому саду (как и к любому другому большому изменению в жизни) составляет 6 недель.
Это время, когда почти каждый ребенок чувствует себя выбитым из колеи. Новые связи и привычки еще не налажены, а старые, домашние модели поведения уже не работают. Самая настоящая “революционная ситуация”! В это время возможны разные и неожиданные для родителей изменения поведения и состояния ребенка.
Сам малыш не понимает, что с ним происходит: в 3 года рефлексия отсутствует. Ребенку просто плохо, трудно, скучно без мамы. И задача родителей — объяснить сыну или дочке, что привыкать к саду непросто, что это целая работа — привыкнуть.
Родителям полезно осознавать, что почти любые поведенческие проявления в этот период нормальны. Ребенок переходит на новый этап развития, и дается это непросто.
Что же может ожидать родителей в период привыкания?
У малыша могут начаться так называемые психосоматические респираторные или желудочные проявления, не связанные с инфекцией, могут появиться страхи, возобновиться ночные пробуждения и даже энурез. Ребенок может начать бояться отпускать от себя маму, а разлучения воспринимать очень эмоционально, говорить: “Мамочка (папочка), ты никогда не придешь, мне без тебя плохо!”.
Что делать с подобного рода поведением и психосоматикой? С одной стороны, не обращать внимания на столь яркое поведение нереально, с другой — если относиться ко всему “арсеналу адаптации” слишком внимательно и тревожно, такое поведение может закрепиться, и ребенок в сад не пойдет. Более того, станет вести себя подобным образом при любых попытках разлучения с мамой.
Это один из простых законов детского поведения: удачные стратегии закрепляются. Если какое-то поведение принесло желаемый ребенком результат — оно будет повторяться.
Например, если ребенок с утра сказал: “Мама, у меня горлышко болит”, а мама, не проверив состояния, с облегчением с в сад не повела, с высокой вероятностью такая жалоба у ребенка станет ежеутренней. Нужно внимательно, но очень аккуратно реагировать на все жалобы и “заявки”, чтобы не пропустить реальные и отбросить фантастические.
Наиболее стратегически правильный вариант родительского поведения — это внимательно выслушать, применив все приемы активного слушания, которые вам известны. Скажите: “Я понимаю, как тебе сложно. Многим детям, которым 3 (4) года, не хочется с утра идти в детский сад, и им кажется, что у них что-то болит. Но…” — и дальше должен идти стройный список доводов, почему в детский сад нельзя не пойти.
Отношение к реальным заболеваниям — простудам и ОРВИ — должно быть максимально позитивное: болеет сейчас — значит укрепляет иммунитет и не будет болеть в школе
Важно: все свои тревоги по поводу здоровья ребенка обсуждайте только приватно, когда он вас точно не слышит
Этапы физиологического и психологического приспособления к новым условиям и правилам
Попадая в новые условия, малыш должен перестроиться не только эмоционально, но и физически. Маленький организм приспосабливается к новой окружающей среде. Физиологическая адаптация делится на следующие этапы:
- Острая адаптация. В это период маленький организм болезненно реагирует на новую обстановку. В напряжении находятся все жизненно важные системы. В результате многие дети в этот период заболевают.
- Неустойчивое приспособление. Организм ещё ослаблен, но уже нормально реагирует на окружающие условия.
- Устойчивое приспособление. Организм ребёнка возвращается к такому же состоянию, как и до первого посещения детского сада.
В период острой адаптации часто происходит снижение иммунитета и малыш может заболеть
Чем крепче иммунная система крохи, тем легче удастся пережить приспособление к новым условиям. При этом возраст ребёнка значения не имеет. Дети, которые регулярно проводят время на свежем воздухе, полноценно питаются и общаются со сверстниками, часто начинают адаптацию в дошкольном учреждении сразу со второго этапа.
Важной является также психологическая адаптация, которая подразумевает приспособление ребёнка к требованиям, существующем в новом коллективе. Процесс будет включать:
- привыкание к распорядку дня;
- налаживание контакта с воспитателями и детским коллективом;
- принятие новых «коллективных» правил.
Большинство детей в первые дни ведут себя настороженно, не хотят играть с одногруппниками и общаться с воспитателями. Но проходит совсем немного времени, и малыш уже чувствует себя как дома.
Дети 4-5 лет
Ребенка 4-5 лет психологически легче подготовить к посещению садика. Занимаясь с малышом, не будет лишним сказать, что воспитательница лучше знает, как делать то-то и то-то. Это поможет ребенку вспомнить о положительных моментах его пребывания в садике.
С ребенком, плохо привыкающим к садику, нужно договориться о времени, когда его заберут домой. Обещание забрать сразу после сна или полдника нужно выполнить. Если мама не может забрать малыша к обещанному часу, это может сделать бабушка, старший брат, сестра или отец.
У некоторых детей плач в саду является методом манипуляции. Ребенок должен усвоить, что его плач не является непременным условием того, чтобы незамедлительно оказаться дома.
Как родителям строить отношения с воспитателями
Налаженный контакт родителей с воспитателями прямо или косвенно будет влиять на восприятие ребенком детского сада в позитивном ключе. Как выстроить взаимоотношения со взрослыми, фактически заменяющими малышу вас в течение дня?
Сделайте воспитателя своим союзником. Регулярно интересуйтесь у него, как чувствует себя ваш ребенок в течение дня, как у него складываются отношения с другими детьми, испытывает ли он какие-либо сложности из-за отсутствия тех или иных навыков. Попросите дать вам рекомендации по коррекции поведения, если таковые имеются, или советы, как помочь малышу адаптироваться к условиям детского сада. Педагоги и воспитатели не решат всех ваших родительских проблем, они — ваши помощники. Если они поймут, что вы не сильно интересуетесь вопросами воспитания собственного ребенка, то и сами не будут демонстрировать особого рвения в этом направлении.
Если воспитатель сам инициирует разговор с вами, не отвергайте мнение со стороны, будьте внимательным слушателем. Взаимоотношения малыша с людьми не из ближнего круга строятся совсем на другой почве, чем с родственниками. И это ребенку пока только предстоит понять и усвоить на собственном опыте. Как человеку со стороны, воспитателю заметнее пробелы в тех или иных социальных навыках малыша, и, если он готов поделиться с вами своими наблюдениями, цените это.
Будьте всегда приветливы, сдержанны и вежливы, демонстрируйте уважительное отношение к педагогам. В своем поведении ребенок во многом ориентируется на вас, и он обязательно, увидев вашу обходительность с воспитателями, усвоит такой же настрой и модель поведения, что непременно будет ими оценено
А это важно, так как их отношение к вам волей-неволей транслируется и на вашего малыша.
Терпеливо относитесь к критике в ваш адрес и в адрес ребенка. Помните, что поучать — личностная особенность педагогов и воспитателей, это сама суть их профессии
Простите им их маленькую «слабость», в конце концов, без этой черты — желания учить — человеку нечего делать на педагогической стезе. Подскажите воспитателю, как в какой-нибудь особой ситуации можно договориться с вашим ребенком (например, в случае, если он отказывается принимать определенную еду или спать во время тихого часа).
Постоянно демонстрируйте готовность помогать воспитателям, если нужно повлиять на собственного ребенка, лояльность, даже если не всегда и не во всем согласны с правилами детского сада. Если ваш малыш продолжает посещать его, значит в общем и целом вы принимаете условия договора.
Соблюдайте распорядок дня учреждения, не забывайте предупреждать воспитателей об изменениях в режиме пребывания вашего ребенка в саду, если вы планируете забирать его пораньше домой или на дополнительные занятия. Сообщайте, когда малыш заболевает или по другим причинам не будет посещать детский сад. Отсутствие обратной связи от родителей по этим вопросам — частый повод для недовольства со стороны воспитателей.
Старайтесь не перегружать воспитателей информацией утром, когда приводите ребенка в сад, и вечером, когда забираете его: интенсивные потоки приходящих и уходящих людей могут не только снизить градус внимания к вашим словам, но и помешать педагогам уделять время остальным детям (вы бы не захотели, чтобы одним из них когда-нибудь оказался ваш ребенок). Узнайте, когда воспитателю удобно вас выслушать: возможно, он предложит обсудить все волнующие вас вопросы во время тихого часа или вечерней прогулки
Это в ваших интересах, чтобы педагог смог уделить вам все свое внимание.
Возраст, приходящийся на период посещения детского сада, — важнейшая веха в психическом развитии ребенка, этап выработки навыков взаимодействия с социальной средой, закладки основ характера, становления личности. То, как ваш малыш пройдет через все испытания на пути взросления, будет определять дальнейший его успех в жизни и социуме.
Закладывайте основы этого успеха с самого раннего детства, формируя в ребенке способность устанавливать, развивать и поддерживать хорошие социальные связи с другими людьми. Станьте лучшим помощником малышу в его адаптации к внешнему миру. И возможно, сад станет вашим лучшим помощником в воспитании ребенка!
Список использованной литературы
- Янчарский Чеслав. Мишка Ушастик в детском саду. Москва: Издательство «Эскимо», 2014. — 80 с.
- Карпова Наталья. Остановка – детский сад. Москва: Издательство «Энас-Книга», 2018. — 34 с.
- Рупасова Маша. Не дети, а слоны, или Все в сад! Москва: Издательство «АСТ», 2018. — 64 с.
Адаптация родителей в детском саду. Советы родителям
Прежде всего, уясните для себя – действительно ли детский сад необходим вашему ребенку? «Все водят, и мы будем», «Ему нужно общение», «Ну, зачем-то же он есть» и прочее – не причины. Психологи уже довольно давно говорят, что дошкольное учреждение – не обязательный этап развития ребенка. Он может прекрасно развиваться дома, общаться с детьми на детской площадке и в кружках, и в последующем – будет показывать прекрасные результаты в школе. Если вам уже пора выходить на работу – это другой вопрос
Почему это так важно? Никто не может предугадать реакцию малыша на новые условия и новое окружение, в котором он окажется. Даже самые коммуникабельные дети могут испытывать трудности
Но когда нет четкой цели и понимания «зачем» со стороны родителей – это может отразиться на процессе адаптации в целом.
Это важно!
Чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду, нужно, для начала, подготовиться самим родителям.
Еще до начала посещения детского сада начните придерживаться дома режима, если раньше его у вас не было. Попробуйте просыпаться сами и будить ребенка примерно в то время, в которое будете это делать в дальнейшем, и, соответственно, укладывать тоже раньше
О важности сна можно говорить долго. И сами представьте, кому понравится вставать ни свет ни заря и идти в непонятное место, где даже мамы не будет?!
Заранее готовьте и себя, и ребенка к тому, что вас ожидает расставание на определенное время
За несколько дней начните приходить к детскому саду, показывать его малышу; рассказывайте, что скоро он будет сюда приходить и играть с другими детишками, а потом вы будете его забирать и идти домой. Дети любят предсказуемость и определенность. Говорите об этом дома, на прогулке; настраивайтесь на позитивный результат. И ни слова про то, что ребенок может плакать или ему будет грустно – он запомнит эту установку, и обязательно неосознанно продемонстрирует ее.
Это важно!
Стоит быть готовым к слезам и истерикам ребенка при расставании. Это действительно нормально, как бы ужасно ни звучало.
Когда малыш играет на детской площадке, вы находитесь в поле его зрения, и это добавляет ему уверенности и спокойствия. А когда вы приводите свою кроху в совершенно новое место и уходите – это шок, стресс и паника для большинства детей. Не культивируйте в себе мысль, что вы плохая мать (или отец), раз подвергаете свое чадо таким переживаниям. Нет, ни в коем случае. Это обстоятельства. Лучшее, что вы можете сделать, не планировать на ближайшие пару часов, как отведете малыша в сад, ничего. Чтобы в случае настоящей истерики, вы всегда смогли прийти к нему и забрать.
И, конечно, огромную роль в этом вопросе играет опыт и компетентность воспитателя, который сможет максимально быстро понять чувства ребенка, не злиться на него и отвлечь.
Большинство психологов и педагогов сходятся во мнении: когда наступает этап оставления ребенка одного, родители должны уходить и перед этим озвучивать это ребенку. Лучше уйти на 20 минут и вернуться, чем сидеть в сторонке на стульчике, а потом незаметно исчезнуть. Такой поступок со стороны мамы или папы, «без предупреждения», так сказать, воспримется ребенком еще болезненнее: вы его по факту обманули. В будущем, малыш может просто отказываться вас отпускать и идти играть с другими детьми.
Да, ваш ребенок может чаше начать болеть различными респираторно-вирусными инфекциями. В этом нет ничего страшного, ведь иммунитет малыша тоже адаптируется к тому, что теперь вокруг ребенка не только мама с папой, но и другие люди. Более устойчивые дети болеют реже, а кто-то – будет посещать детский сад в режиме «неделю ходим – две болеем». Так бывает. Но как сложится с вашим малышом – нельзя предугадать.
Понимая, что для ребенка начало посещения детского сада – это стресс, постарайтесь не совмещать это событие с другим потенциальным стрессом для него, к примеру, отказ от груди или соски, упорное приучение к горшку, переезд. По возможности, займитесь этим вопросом в уже спокойное для малыша время, чтобы не получить лишние истерики, откаты в адаптации и, в худшем случае, неврозы.
Это важно!
Адаптация у каждого ребенка проходит по-своему. Не нужно ориентироваться на рассказы подружек и соседок, не стоит внимать «страшным» историям других мамочек на форумах и в чатах. Ваш ребенок уникален, ваша ситуация уникальна. И ни в коем случае не настраивайте себя на муки и переживания
Ваша любовь, здравомыслие и спокойствие обязательно помогут ребенку как можно скорее адаптироваться к новым условиям и получать удовольствие от общения с другими детьми.
(15
оценок; рейтинг статьи 4.9)
Какими ещё средствами можно помочь ребёнку 2–3 лет
Внутренний настрой родителей, постоянное общение с ребёнком, укрепление его иммунной системы — всё это факторы, благоприятно влияющие на степень адаптации крохи к новым условиям
А вот невнимание к состоянию ребёнка, нарушение режима сна и бодрствования, плохое питание — факторы, усугубляющие привыкание к новым условиям
Если процесс проходит очень тяжело, без дополнительной помощи не обойтись. Эффективно пережить период приспособления к новым условиям помогут следующие приёмы:
Терапевтические сказки не только о походе детский сад, но и о других сложных ситуациях. Это поучительные рассказы, которые помогают найти ребёнку решение конкретных жизненных проблем
Важно не только прочитать малышу сказку, но и обсудить с ним сюжет.
Любимая игрушка. Ребёнок может взять с собой из дома любую вещь, которая ему дорога
Предварительно этот момент стоит обсудить с воспитателем.
Игры вблизи детского сада или на его территории в выходные дни. Так малыш быстрее привыкнет к месту и не будет его бояться.
При тяжёлой степени адаптации некоторым малышам показана медикаментозная терапия. Педиатр может назначить такие успокоительные средства, как Фенибут, Пантогам, Глицин. Использовать препараты без консультации с врачом нельзя. Проходя лечение, ребёнок может продолжать ходить в садик.
Факторы, влияющие на адаптацию к детскому саду
Каждый ребёнок очень индивидуален, развивается, взаимодействует с обществом и миром по-разному. Так отчего же зависит успешность адаптации? Какие моменты и факторы на это влияют?
Психологи выделяют несколько основных позиций: возраст ребёнка, физическое и психическое здоровье, социальные навыки и умение общаться со сверстниками, уровень познавательного развития.
Возраст
Очень часто мамы, которым срочно необходимо вернуться к рабочей деятельности, например, из-за сложного финансового положения, отдают ребёночка в садик уже в год или полтора. Однако никакого положительного эффекта в данном случае ожидать не стоит. Малыш ещё неспособен контактировать и взаимодействовать с ровесниками.
Здоровье
Дети, имеющие хронические заболевания, типа диабета или астмы, часто испытывают большие сложности с адаптацией в саду, ввиду отличий своего организма, да и психологическая связь с мамой у такого ребёнка бывает намного сильнее, чем у обычного.
Детям, которые очень часто и подолгу болеют, требуется меньшая физическая нагрузка и медицинское наблюдение. Вследствие частых болезней, будет нарушено и посещение детского сада, поэтому специалисты настоятельно рекомендуют повременить. Самые частые проблемы таких детей:
ещё более сильное снижение иммунитета.
повышение восприимчивости к вирусам и инфекциям.
увеличение психологической нагрузки, которая чаще всего проявляется в виде плаксивости, апатии, медлительности, или, наоборот, в виде всплесков агрессии, активности.
Поэтому важно и необходимо проходить медицинскую комиссию, чтобы обсудить с врачами правильную подготовку к садику.
Уровень психологического развития
Существует ещё один показатель. Это отклонение от общепринятых и средних показателей познавательной активности ребёнка. Как ни странно, но к дезадаптации может привести не только задержка в психическом развитии, но и опережение, а именно одарённость и талантливость.
Здесь всё очень просто:
Если у ребёнка задержка психического и умственного становления, то применяются специальные программы коррекции и обучения, что помогает вскоре догнать сверстников, восполнив пробелы в умениях и знаниях. Что касается одарённых и талантливых детей, то им может быть сложно взаимодействовать со сверстниками, так как уровень развития их очень отличается, а значит трудности взаимодействия обеспечены. В конце концов, им будет просто скучно с одногруппниками.
Стоит отметить и про уровень социализации ребёнка до отправления в сад. Если малыш часто контактировал с другими детьми на площадках, детских комнатах, его круг общения не ограничивался родителями и родственниками, то ему гораздо проще и легче будет привыкнуть к обществу детей.
А вот ребятам, которые меньше взаимодействовали с ровесниками и незнакомыми людьми, гораздо сложнее адаптироваться к новым условиям и среде. Неумение общаться, решать конфликтные моменты, слабая коммуникация, всё это будет провоцировать страх и нежелание посещать сад. Конечно же, огромное влияние оказывает воспитатель. При хороших отношениях воспитателя и ребёнка адаптация пройдёт гораздо быстрее и легче.
Феномен “отложенного сопротивления”
Иногда ребенок идет в сад с охотой и без слез, маму отпускает легко и даже остается спать. Но уже через неделю говорит: “В сад больше не пойду, я уже там был”. И родителям приходится преодолевать неожиданное сопротивление…
Тут важно, что родители в принципе осведомлены о том, что такой вариант развития событий возможен. И если малыш пошел в сад с большим энтузиазмом, особенно не обольщайтесь
Скорее всего, наступит “откат”. Можно даже настраиваться на то, что когда ребенок изучит все новые игрушки и занятия, поймет, как и что в саду устроено, ему станет скучно.
Тут потребуется много разговоров о том, что есть такое слово “надо”, о том, что мы едим ведь не только сладости и другие вкусные вещи, мы должны есть полезные продукты, чтобы расти. И в сад тоже ходят, чтобы становиться старше.
Можно также помочь ребенку открыть что-то для него интересное в саду. Помогают “популяризаторские меры” — принести из дома настольную игру или раскраски. Подарить детям в группе небольшие подарочки или раздать разрешенное угощение.
Феномен отложенного сопротивления пройдет так же, как проходят и другие явления адаптации.
Кто и почему однозначно к садику не готов
Отсутствие опыта общения до сада затруднит привыкание. Бывают ситуации, когда ребенок до 3 лет не посещал ни детских занятий, ни студий раннего развития, ни группы подготовки (ЦИПР) при садике, и весь его социальный опыт ограничивается прогулками и общением в гостях. В этом случае малыш почти наверняка к саду не готов, и привыкание может быть затрудненным, за исключением детей явно социально одаренных.
Для того чтобы без особых затруднений пойти в сад, нужно иметь опыт наблюдений за тем, как играют, ссорятся и мирятся другие дети, участвовать в занятиях под руководством педагогов.
Есть дети, которые едва начав ходить и говорить, буквально прилипают к заборам детcких садов, прося отвести их к деткам играть. Такие малыши-коммуникаторы вряд ли будут испытывать сложности с привыканием. Только если встретят в своей группе яркого, более взрослого лидера, который к ним недружественно настроен.
Навыки бытовой самостоятельности. Гораздо проще пойти в сад ребенку, который умеет самостоятельно и относительно аккуратно есть, а также одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом и самостоятельно засыпать.
Если вы хотите подготовить ребенка к саду, то лучшее, что можно для него сделать — это научить всему этому заранее, не в последние недели перед садом.
Развитие речи и интеллекта. Гораздо легче идут в сад хорошо говорящие дети, которые умеют внятно выразить свои просьбы и умеют их формулировать. Последние месяцы перед садом старайтесь не предугадывать желания ребенка, а учить его сказать словами о своих предпочтениях и антипатиях.
Совпадение режимов. Ребенку гораздо проще пойти в сад, если время его утреннего пробуждения и укладывания на дневной сон совпадает с садовским режимом. Если же ритм жизни вашей семьи значительно отличается, старайтесь менять его за 1,5-2 месяца до начала хождения в сад. Сложнее всего привыкнуть к саду тем деткам, которые не спят днем. Одно только несовпадение режимов может стать серьезным источником стресса и затруднить адаптацию.
Что называют адаптацией?
Адаптация – это период приспособления человека к незнакомой обстановке. В нашей статье речь пойдет о привыкании малышей к условиям детского сада.
Давайте представим мир ребенка: его окружают родные люди, он играет в любимые игрушки, у него уютная кровать, любимая чашка со слоником, привычный распорядок дня и знакомая обстановка. И вдруг в одно мгновение все в его мире меняется – родители отводят его в незнакомое место, оставляют с чужими тетями, еда и питье – не такие, как дома, игрушки тоже другие, но самое главное – вокруг много других детей, которые бегают и прыгают, плачут и смеются, обижают и обижаются.
То есть, когда кроха впервые приходит в детский сад, ему приходится сталкиваться с неизведанным пространством, с чужими людьми, выполнять непонятные правила. Период привыкания может превратиться в настоящий стресс для малыша и потребовать от него серьезных психологических затрат.
Иногда ребенку так сложно, что родители уже не верят, что их сын или дочка смогут адаптироваться к новшествам без вреда для психики и здоровья. Кто-то сдается и делает вывод: «Детский сад – это не наша история, у нас не детсадовский ребенок!»
Тут важно не торопиться с кардинальным решением и понимать, что адаптация – это всегда непростой период, который не будет длиться вечно. И нужно помочь малышу, чтобы он как можно легче прошел этот путь.