Когда стоит начать волноваться
Если ребёнок в 2 года ничего не говорит, то, скорее всего, вы уже услышали много историй о взрослых людях, которые в детстве тоже поздно заговорили, а потом всё у них в жизни было хорошо. Да, такое действительно бывает.
Но вот о чём важно задуматься. Вдруг ваш ребёнок не заговорит ни в три, ни в четыре? Это сейчас встречается очень часто
Задержка в развитии любых навыков у ребёнка раннего возраста — это признак дисфункций в работе нервной системы. Иногда мозг справляется сам, но иногда и нуждается в помощи. Лучше перестраховаться и действовать.
Самая неудачная стратегия в случае задержки речевого развития — это подождать.
Нужно срочно обратиться к неврологу, если ребёнок в год:
- не оборачивается, когда вы его зовёте по имени;
- не смотрит в глаза;
- не заинтересован в общении с близкими взрослыми;
- нет указательного жеста.
Почему «раньше» — это значит «лучше»?
Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.
В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. 13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года.
Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.
Как заниматься с молчунами?
Даже если ребенок будет посещать занятия логопеда или дефектолога (хотя порой это очень дорого) – родители могут и сами заниматься с малышом дома, хуже точно не будет. При этом стоит помнить, что ребенок, который не говорит, требует особенной активности от взрослого: именно ему потребуется на первых порах все проговаривать, объяснять, спрашивать и отвечать, побуждая ребенка включаться в беседу.
Важно учитывать и возрастные особенности работы с двухлетками
Они познают мир с помощью подражания взрослым, поэтому и все игры для речевого развития ребенок будет осваивать именно на примере взрослого.
Обучение такого малыша необходимо строить в игровой форме, позволяющей затронуть положительные эмоции – ведь именно они делают возможным обучение в этом возрасте.
Для закрепления навыка нужно многократное повторение.
В играх необходимо пользоваться только таким материалом, содержание которого соответствует опыту ребенка (он это видел и в состоянии понимать). Новый материал нужно вводить только после того, как ребенок познакомится с ним – вживую или на картинках. Например, городские детки часто не знают, кто такие куры и цыплята, а деревенские – что такое троллейбус или трамвай.
Изучение материала должно происходить от простого к сложному. На начальном этапе задания должны полностью соответствовать тому, что сейчас умеет ребенок
Каждую новую задачу перед ним ставят только после того, как он справляется с предыдущей.
Игры должны быть кратковременными, от 5 до 15 минут, ведь внимание ребенка 2 лет сложно удерживать дольше.
Для лучшего усвоения информации игра всегда должна иметь обозначенные начало, середину и конец.
Занятия должны быть построены на смене видов деятельности – игр, направленных на развитие разных навыков.
Полученные навыки нужно закреплять и переносить на другие занятия и в повседневную жизнь.
Малышам необходима постоянная похвала за малейшие успехи.
Что могут назначить врачи?
- Лекарственная терапия. Обычно препараты в такой ситуации назначают психиатр либо невролог. Например, для питания нейронов мозга или активизации деятельности речевых зон (прим. — кортексин, лецитин, когитум, нейромультивит и др.).
- Процедуры. Для восстановления полноценной работы определенных центров мозга используют магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Правда, у последней есть ряд противопоказаний.
- Альтернативное лечение. К нему можно отнести иппотерапию и купание с дельфинами.
- Педагогическая коррекция. Здесь работает дефектолог, который должен откорректировать негативные тенденции общего развития и предотвратить новые отклонения с помощью различных реабилитационных мер и в индивидуальном порядке.
- Логопедический массаж. Весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка. Также возможно назначение массажа по Краузе, Приходько или Дьяковой.
- И, конечно — упражнения, которые будут выполнять дома с малышом его родители.
Как избежать задержки развития речи
При проблемах с речью не нужно затягивать с визитом к доктору. Чем раньше будет выявлены причины и начнется лечение, тем проще. Если с решением вопроса затянуть, то это может привести к нарастанию отрицательной динамики и развитию задержки речевого развития.
Некоторые родители думают, что терапией ЗРР логопеды. Это не совсем так. Данные специалисты
научат ребенка правильно произносить звуки, составлять предложения, проведут логопедический массаж для улучшения речи ребенка в 2 года.
Но комплексное обучение ребенка речи в 2 года – это задача одновременно для нескольких специалистов. Малышу помимо логопеда необходима помощь дефектолога, невропатолога, детского психолога. Данная патология имеет неврологическое происхождение и часто сопровождается патологическими изменениями в головном мозге. При отсутствии лечения со временем могут возникнуть расстройства психики.
Поэтому лечение задержки речи назначается индивидуально для каждого пациента и проводится под контролем специалиста. Для ускорения постановки речи у детей 2 лет доктор может прописать лекарственные препараты (витамины, ангиопротекторы, ноотропы, успокоительные и противосудорожные средства). Витамины для речи ребенка в 2 года принимают по индивидуальной схеме. Процесс усвоения витаминных веществ в организме довольно сложен, поэтому требует наблюдения в динамике.
Походы в магазин
Не нужны ребенку до трех лет. Это яркое впечатление вполне можно отложить на более старший возраст. Начиная выделять среди многообразия предметов знакомые или интересные ему продукты, вещи, годовалый, полуторагодовалый, двухлетний малыш неизбежно начнет их просить. Пытаясь как-то отвлечь ребенка от нытья, маме приходится ему что-то покупать – лакомство, игрушку. Избежать этого трудно. Так возникает стереотип в поведении ребенка и реакции мамы, который потом очень трудно изменить.
Возможно ли избежать походов в магазин с малышом? Безусловно. Будем самокритичны: зачастую нет необходимости идти в магазин во время прогулки, но очень скучно стоять во дворе и хочется развлечься. Итак, основные покупки можно сделать в выходные, а повседневные – переложить на других домочадцев. Гуляющим во дворе мамам с малышами, чем идти всей компанией в магазин, лучше сделать это по очереди. Наконец, можно воспользоваться услугами круглосуточно работающих магазинов или служб доставки товаров на дом.
Что делать с ребенком, который уже взял за правило ныть и просить что-то в магазине? Для начала перестать с ним туда ходить. Дать ему возможность подзабыть эту ситуацию. Уходя за покупками, спрашивать “Что тебе принести?” и приносить согласованную с малышом покупку.
Дав ему немного подрасти, традицию предварительного согласования можно перенести на посещение магазина. То есть идя в магазин с ребенком, вы заранее договариваетесь: мы идем покупать вот это для папы, вот это для мамы, вот это для тебя, а на все остальное только посмотрим. Повторяете уговор прямо перед дверями магазина. Выполняете условие со своей стороны: покупаете то, о чем договорились. Если со стороны ребенка условие не выполнено (он плохо себя ведет), не ругаете его в магазине, но очередное посещение откладываете – до того возраста, когда его самоконтроль возрастет настолько, что он сможет держать данное вам слово.
Причины задержки речевого развития
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание детей в процессе овладения речью, патологию диагностируют в 2–4 года. Без надлежащего лечения могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией, умственным развитием. Точные причины возникновения нарушений полностью не изучены, специалисты говорят лишь о провоцирующих факторах.
Почему возникают патологии речевого развития:
- гипоксия, сбои в работе периферической нервной системы – проблема нередко возникает на фоне гестоза, тромбофлебита, отслойки плаценты;
- инфекционные заболевания при беременности;
- преждевременные роды;
- ЧМТ при рождении или внутри утробы;
- употребление алкоголя, наркотических веществ, сильнодействующих препаратов, курение мамы во время беременности;
- нарушение слуха;
- врождённая немота – возникает на фоне поражения речевого аппарата;
- аутизм и другие врождённые психические заболевания;
- сильный испуг, продолжительный стресс;
- недостаточное общение с родителями, сверстниками – начинайте разговаривать с ребёнком ещё во время вынашивания;
- отсутствие развивающих занятий.
Диагноз ЗРР ставят в 3 года, если отсутствует внятная речь и ребёнок не говорит предложениями – это тоже относится к отклонениям, но не столь значимым.
Речевые нарушения часто сопровождаются аутоподобным поведением – боязнью людей, отказом от участия в играх с другими детьми, замкнутостью, частыми истериками.
Двухлетние молчуны
Случается, что дети, перешагнув рубеж в 24 месяца, так и не начинают радовать своих близких потешными разговорами. Остаются лишь звукоподражания, обрывки слов, либо «мычание», мимика и жесты. В чём причина и являются ли данные обстоятельства патологией? Ведь все дети абсолютно разные в своём развитии. Всё же существующие нормы не целесообразно игнорировать.
Если в семье возникла такая проблема, родители должны выявить причину, так как два года наиболее сенситивный период для формирования и становления познавательных способностей малыша. Возможно, ребёнок развивается по индивидуальному маршруту, и вскоре догонит сверстников. Но причины задержки речевого развития могут быть разными, а время для принятия будет упущено.
Следует понять, что имеют ввиду родители под понятием «ребёнок не разговаривает»:
- совсем не произносит ничего;
- говорит невнятно, не произнося определённых звуков;
- говорит меньше, чем хотелось бы родителям (либо в сравнении родителей с собой в детстве или с предыдущими детьми в этой семье);
- произносит малоразличимые звуки, не похожие на слова;
- не способен соединять слова в предложениях;
- не говорит, но может показать на предмет, понимая о чём речь;
- не разговаривает совсем, не воспринимает собеседника, не находит коммуникации.
В каждом индивидуальном случае коррекционная деятельность будет строиться по-разному. Возможно, она совершенно неуместна, но первоисточник проблем необходимо обязательно выяснить. Существует множество факторов, влияющих на развитие речи ребенка.
Рассмотрим два варианта.
Ребенок не говорит, но всё понимает
Здесь имеет место расстройство экспрессивной речи. Распространённая в современном мире проблема: «Всё понимает, но говорить не хочет». Сравнивая со сверстниками своего ребенка, родители невольно понимают, что-то не так, но начинают искать выход из ситуации ближе к трём годам. Возможно, у ребенка присутствует дизартрия (проблема артикуляционного аппарата), в следствии которой малыш не накапливает словарный запас. Может быть, имеет место быть какая-либо психологическая подоплёка
Важно отметить другие признаки:
- сохранность слуха и интеллекта;
- психофизиологическое развитие соответствует норме;
- в наличии общение мимикой и жестами, адекватное эмоциональное проявление;
- нет признаков расстройств аутистического спектра, проявления которых можно заметить уже с 2 лет.
Не разговаривает и не понимает обращенную речь
Одновременное расстройство импрессивной и экспрессивной речи. Такая проблема гораздо сложнее предыдущей. Необходимо обратиться к специалистам и провести дифференциальную диагностику с различными нарушениями: дефекты слуха, нарушения интеллектуальной сферы, эмоционально-волевой. В случае, если не выявлено посторонних, сопутствующих речевым, патологий имеет место сенсомоторная алалия. Такой диагноз может поставить лишь невролог, имея на это соответствующие основания. И коррекционная работа будет строится под тщательным контролем логопеда-дефектолога. Проблема требует незамедлительной коррекции, так как со временем речь малыша не будет меняться, ему необходима логопедическая помощь.
Итак, к 2-3 годам кроха
- Действия (свои и чужие) сопровождает (проговаривает) соответствующими звуками и словами. Например, «чух-чух», «би-би» и др.
- Практически все звуки произносит грамотно. Пожалуй, за исключением самых сложных — «р», «л» и шипяще-свистящих.
- Способен назвать действие, предметы и качества.
- Рассказывает маме с папой сказки, различные истории и читает мини-стихи.
- Повторяет за родителями слова или целые фразы.
- За исключением деепричастия с причастием, использует в разговоре все части речи.
- Словарный запас уже довольно большой — около 1300 слов.
- Способен назвать практически каждый предмет с картинки, состоящей из 15 в среднем предметов.
- Спрашивает о незнакомых предметах.
- Складывает слова в предложения.
- Чувствует мелодию, ее ритм.
Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей?
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования речевых навыков у ребенка. Чаще всего оно может обнаружиться в возрасте трех лет, когда ребенок начинает активно разговаривать
Но ОНР – это не симптом серьезного заболевания, а чаще всего просто недостаточное внимание родителей к речи ребенка. Например, если ребенок говорит «ыба», «суба», «дау», а родители его не поправляют, думая, что «само пройдет»
⠀
Четыре месяца назад в одну из социальных сетей онлайн-школы Kidskey пришло такое сообщение:
⠀
«Моему сыну 4 года. Он с 3-х лет ходит в садик, но почти не разговаривает. Его речь похожа на лепет годовалого ребенка. Я понимаю его только тогда, когда он объясняется жестами. Знакомые успокаивают, что мальчики начинают говорить позже, но я очень переживаю, потому что в саду дети не хотят играть с моим сыном, он постоянно плачет, злиться и даже обижает своих одногруппников.
⠀
Не знаю, что делать. Подскажите, пожалуйста, стоит ли мне сейчас что-то предпринимать или все же ждать, пока ребенок перерастет? Обязательно ли идти к специалисту или можно заниматься развитием речи дома?»
⠀
Давать какие-то абстрактные советы, не пообщавшись с ребенком, сложно. Поэтому мы пригласили маму с мальчиком на бесплатную онлайн-консультацию.
⠀
Замечательный и улыбчивый Рома не имел никаких проблем со слухом и интеллектом, но общался с нашим методистом так:
⠀
- вместо «дай» — говорил «да-да», вместо «есть» — «нам-нам»;
- вместо целого слова, называл только корень и обозначал им сразу несколько слов – «ма» — «машина», «ба» — «барабан», «банан», «батарейка»;
- одни и те же слова говорил по-разному: «машина» — «аша», «биби», «пипи», «си»;
- сложные слова и фразы сокращал: «мама ушла на работу» — «ма ся а ату».
⠀
После консультации стало понятно – у Ромы общее недоразвитие речи (ОНР) первой степени.
Этот диагноз логопеды могут поставить ребенку, если он сказал первые слова только после 3-х лет или если он больше объясняется жестами. Например, вместо того, чтобы сказать «Мама, дай конфету», он говорит «дай», а дальше показывает пальцем на шкафчик, где лежат сладости.
⠀
Ниже есть таблица с нормами развития речи ребенка по возрасту. Посмотрите, но сильно не зацикливайтесь на этих данных – каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью.
Почему не говорит?
На самом деле «не говорит» — это довольно растяжимое понятие. Приведём примеры.
- Ребёнок не произносит никаких слов абсолютно, даже «да» и «нет». Для 1,5 лет это вариант нормы, а для ребёнка 4 лет – уже проблема.
- Не говорит предложения. Для 2,5 лет будет вариантом нормы. В 4 года уже нужно беспокоиться.
- Ребёнок понимает обращённую речь, выполняет просьбы, инструкции, вне зависимости от сложности, но не говорит.
- Ребёнок болтает много, но на «своём» языке.
- Ребёнок говорит, но окружающие его не понимают, потому что многие звуки он заменяет.
То есть в каждой ситуации понятие «не говорит» будет своё
И тут важно понять причину, найти подход и скорректировать. В некоторых случаях возможно подключение более узких специалистов
Важно понимать, что в процессе формирования речи важнее её понимание, чем произношение
Что делать, если ребенок не говорит?
Многие родители обращаются с этим вопросом к логопеду. Но логопед может поставить звуки, буквы «р», «л», «ш», «щ», шипящие, если ребенок может реагировать на занятия. Логопед – это педагог, а не врач. При гипоксических поражениях головного мозга, центральной нервной системы логопед бессилен. В этих случаях нужна полная комплексная речевая реабилитация ребенка. К сожалению, некоторые нерадивые родители, мамы и папы ждут, когда ребенок сам заговорит, наивно думают, что он ленится. Но не нужно забывать о нормах речевого развития. В 1 год ребенок должен говорить 10 слов, в 2 года – 50 слов, строить фразы и предложения из 3 – 4 слов. К 2,5 года ребенок говорит в норме от 100 до 200 слов, строит предложения из 5 – 7 слов. В 3 года ребенок впитывает слова взрослых, как губка, уже должен говорить сложными предложениями из 6 – 8 слов, а в 4 года словарный запас уже должен быть около 2000 слов.
Патологические ситуации, требующие лечения у специалиста
В некоторых случаях задержка речевого развития у ребёнка обусловлена физиологическим фактором, определённой патологией развития. Возможны следующие основные варианты:
Нарушение слуха. Естественно, когда ребёнок не слышит речь окружающих, то ему очень проблематично заговорить. Аномалия может быть врождённой либо приобретённой (перенесённое инфекционное заболевание, длительные простуды, отиты, черепно-мозговые травмы, ушибы, приём сильных антибиотиков). Заподозрить нарушения слуха можно, если младенец не обращает внимания на звуковые сигналы (например, погремушки), никак не реагирует на обращение к нему мамы.
Недоразвитие органов артикуляции. Ведь произношение звука непосредственно зависит от работы речевого аппарата. Проблема может возникнуть из-за сниженного тонуса лицевых мышц, короткой уздечки языка, аномалии строения губ, мягкого нёба
Родителям стоит обратить внимание, если малышу сложно жевать твёрдую пищу, у него часто текут слюни, всё время приоткрыт рот.
Поражения головного мозга, например, первичное недоразвитие речевых центров (алалия). Первопричиной могут стать осложнённое течение беременности (гипоксия плода, гестозы, вредные привычки будущей мамы и пр.), сложные роды (травмы, асфиксия и пр.), падение либо тяжёлые заболевания в младенческом возрасте
Формирование речи непосредственно связано с психическим развитием малыша. Так, обозначенная проблема имеет место, например, при умственной отсталости, аутизме, синдроме Дауна (все эти заболевания имеют свои характерные симптомы).
Задержка речевого развития может быть обусловлена нарушением слуха
Как помочь ребёнку заговорить
Общение с малышом нужно начать ещё тогда, когда он находится в утробе. Вы увидите, что это настоящий диалог, потому что ребёнок будет реагировать с помощью движений.
С первых дней жизни необходимо читать ребёнку вслух. Отлично подходят для этой цели ритмичные стихи из детских книжек.
Вводите прикорм в возрасте 4–6 месяцев. Мы едим и говорим с помощью одних и тех же органов. Разнообразная по текстуре и вкусу пища развивает чувствительность и управляемость языка и губ.
Пойте ребёнку с рождения. Маленькие дети очень музыкальны.
До двух лет. Если он смотрит мультфильм — то пусть делает это только вместе с вами. Комментируйте реакции ребёнка и то, что происходит на экране.
Ограничивайте экранное время. Для дошкольника — максимум 30 минут в день.
Разговаривайте с ребёнком больше. Это не означает, что вам нужно непрерывно говорить. Учитывайте его реакцию, делайте паузы, чтобы он мог поучаствовать в диалоге. Даже если ребёнок пока не говорит, он может использовать жесты или звуки.
Используйте больше жестов, общаясь с ребёнком — дай, пока-пока, воздушный поцелуй, нет, дай пять. У детей, которые используют для общения жесты, лучше прогноз речевого развития.
Развивайте самостоятельность у ребёнка. Создавайте условия для того, чтобы он осваивал навыки самообслуживания
Это тоже важно для речевого развития
Поощряйте самостоятельность ребёнка. Давайте ему посильные задачи, учите заботиться о себе и окружающей среде, и ему будет проще развиваться гармонично
Как ЗПР переходит в УО
Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.
С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.
Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии
Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения
Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:
еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе
Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.
Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.
В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости.
Причины, по которым ребенок не говорит
Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог, детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.
1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.
Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что «ребенок не говорит». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).
Факторы, влияющие на развитие речи у ребенка
То, как активно, правильно и во сколько лет малыш начинает говорить, зависит от определенных факторов:
- степени миелинизации нервных волокон, то есть покрытия нервов особой оболочкой – миелином;
- особенностей развития органов чувств;
- активности речевого окружения;
- состояния психического здоровья малыша;
- уровня потребности пользоваться речью.
Как видно из списка выше, в развитии речи играют роль генетические факторы и социальные. Они взаимно дополняют друг друга. Даже при невысокой скорости миелинизации нервов и низком развитии коры, благоприятный социум и правильные упражнения помогут разговорить малыша.
Хочется обратить особое внимание на пункт об активности речевого окружения. Если мама хочет, чтобы ее ребенок начал разговаривать как можно раньше, необходимо постоянно говорить с ним
Не нужно давать гаджет и включать бессмысленные видео на нем. Следует уделять детям максимум своего времени.
Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?
Несмотря на то, что есть общие нормы словарного запаса, следует помнить, что он закладывается в семье, и именно разнообразие и объем общения с ребенком помогают его увеличить.
Также существуют и гендерные особенности, ведь согласно многочисленным исследованиям, девочки начинают говорить раньше мальчиков, и сроки опережения в этом умении могут достигать полугода.
Усредненные нормы и как должен говорить ребенок
На 3 году жизни запас слов среднестатистического ребенка должен составлять около 300 шт., а также из них он должен составлять простое предложение
Но не всегда эти нормы абсолютны, поэтому важно знать, когда стоит обратиться к специалисту, а когда можно дать немного времени доразвиться запоздавшим процессам самостоятельно
Понять, что речевые навыки формируются, можно по таким критериям:
- малыш понимает и реагирует на обращенную к нему речь;
- по просьбе указывает предмет, который был проговорен;
- понимает слова-действия, например, бежать, идти, принести, вытереть;
- выполняет просьбу в несколько действий: подними машинку и положи ее на стол, достань книжку и принеси ее маме;
- использует жесты, предметы, чтобы показать, что хочет донести до взрослого;
- проявление таких эмоций, как сочувствие, жалость, умение выразить их мимикой;
- чтобы донести требование, ребенок использует интонацию при проговаривании определенных звуков.
Обратите внимание!Следовательно, не всегда важно, сколько четко проговоренных слов может сказать ребенок, важно наблюдать, насколько он включается в общение и понимает обращенную речь
Таблица возрастных норм развития речи по Комаровскому
Есть достаточно усредненные таблицы возрастных норм, которые позволяют понять, насколько речь ребенка развита.
Возраст | Нормы речи |
---|---|
До 1 года | Маленький словарный запас простых слов: «мама», «папа», «баба», «дед». |
1-1,5 | Составление просьб из 1 слова: «дай», «иди». |
1,5-2 | Развивается активно речь, приходит понимание, что у каждой вещи есть свое название и его нужно использовать для того, чтобы тебя понимали. Подражание тому, как разговаривают взрослые, построение фраз. Словарный запас около 300 слов, среди которых состоящие из нескольких слогов: «машинка», «игрушка», «яблоко» и т.д. |
2 | Разговор становится эмоционально окрашенным. Присутствует оживленная мимика, жестикуляция, интонация. |
2-3 | Трехлетка может завести разговор со взрослым, попросить о чем-то, эмоционально рассказать. Путает слоги или заменяет, искажает их. Словарный запас до 400 сл. |
Условия для развития речи
Чтобы подтолкнуть двухлетку к тому, чтобы он разговорился, важно соблюдать определенные условия. Например:
- создавайте ситуации, в которых нужно активное общение малыша: попросить папу о чем-то, позвать кого-то;
- не договаривайте предложение, даже если видите, что двухлетка плохо подбирает слова;
- отмечайте моменты, когда звукоподражание (например, «гав-гав») было заменено словом («собака»);
- следить за собственной речью, обогащать словарный запас личным примером;
- выполнять дыхательные и артикуляционные гимнастики;
- читайте вместе сказки и стишки, обсуждайте прочитанное, описывайте картинки.
Как научить ребёнка понимать речь?
Как научить ребёнка понимать слова? Это самый распространённый вопрос, который слышат педиатры и логопеды. Родители хотят знать, что нужно делать и в каком возрасте. Помните, что ребёнок всё запоминает. Не нужно постоянно «сюсюкать» с малышом. Вы уже знаете, в каком возрасте кроха начинает понимать речь. Поэтому начинайте с ним активно говорить с 4-6 месяцев, а лучше – с первых дней его жизни.
Не знаете, как научить ребёнка словам? Воспользуйтесь следующими правилами.
Говорите и визуализируйте. Как маленький ребёнок поймёт, кто такой медведь, если он никогда его не видел? Если вы говорите малышу о животных, то покажите ему их.
Используйте простые фразы. Возраст развивающегося ребёнка имеет большое значение. Если крохе всего пару лет, то лучше отказаться от использования сложносочиненных предложений.
Поднимайте интересные темы. Какого маленького ребёнка может заинтересовать политика или устройство автомобиля? С детьми лучше обсуждать окружающие вещи, людей и игрушки. Старайтесь делать это чаще.
Говорите чётко и медленно. Чем внятнее и спокойнее вы произнесёте слово, тем понятнее оно будет для ребёнка. Не торопитесь. Ребёнок понимает значение слов, которые проговаривают максимально понятно.
Описывайте свои действия. Если вы убираете или готовите, то сопровождайте это рассказом. Описывайте, что вы делаете и зачем. Думаете, в каком возрасте нужно начать этим заниматься? Можно с первых месяцев. Сначала малыш ничего не поймёт, но словосочетания отложатся у него на подкорке.
Сопровождайте «лепетные» слова полными формами
Лепет является важной частью развития. Это первое, что ребёнок начинает понимать и повторять
Однако общение не должно ограничиваться лепетом. Иначе как ребёнок поймёт, что его домашний питомец не только «ава», то и «собака».
Рассказывайте сказки и читайте книги. Подойдут как иллюстрированные, так и обычные издания. Важно научить ребёнка воспринимать речь независимо от картинок и жестов.
Развивайте ребёнка постепенно. Учите малыша сначала существительным. Потом вводите глаголы и прилагательные. Нужно постепенно научить маленького ребёнка восприятию предметов. Например, играя с машинкой, сначала скажите: «Смотри, машинка!», потом «Машинка катится!», а затем «Посмотри, красная машинка катится!». Так малыш начнёт понимать разные слова, ассоциируя их с конкретными предметами и действиями.
Ребёнок до 2 лет не понимает многих слов. Как его научить речи? Проводите занятия ежедневно. Тогда вы сможете научить ребёнка всему, что ему необходимо. Малыш будет нормально развиваться. Но что делать, если ребёнок не понимает речь, хотя вы занимаетесь с ним? Причины могут быть разные.