Что делать родителям, если их ребенок бьет детей в детском саду

К кому обратиться, если ребенок жалуется на воспитателя?

В ситуации, когда ребенок жалуется на воспитателя, но нет никаких доказательств его слов, прежде всего, следует переговорить с родителям других ребятишек, которые посещают одну группу с вашим ребенком. Если хоть один из них скажет, что аналогичные жалобы были и от его ребенка, можно сразу (желательно, как минимум, вдвоем) идти к заведующей детского сада и требовать служебной проверки.

Чтобы руководитель дошкольного учреждения не пустила ситуацию на самотек — стоит написать официальное заявление с конкретными требованиями. Первый экземпляр передается заведующей, на втором в детском саду обязаны поставить отметку о принятии, включающую дату и Ф.И.О., подпись заявителей.

В течение 30 дней заявителям должен быть дан письменный официальный ответ. Если этот ответ не устроит родителей, либо заведующая вовсе откажется комментировать ситуацию с воспитателем, следует жаловаться в другие инстанции.

Для этого можно обратиться в следующие органы:

  • отдел образования местной администрации;
  • управление образования города;
  • прокуратуру.

Если после посещения детского сада вы обнаружили у ребенка синяки, ссадины на теле, а он утверждает, что это сделала воспитательница — немедля отправляйтесь в травмпункт. Медики документально зафиксируют повреждения на теле несовершеннолетнего и выдадут соответствующую справку.

Далее пообщайтесь с родителями других детей, с которыми ходит в детский сад ваш ребенок. Вероятно, вы получите дополнительную информацию, подтверждающую, что воспитатель жестоко обращается с ними. Следующий шаг — обращение к заведующей детского сада.

Надежнее сразу оставить письменное заявление, указав в нем известную информацию и сославшись на возможных свидетелей. К заявлению приложите копию справки из травмункта.

Указывая требования, акцентируйте внимание на привлечение к ответственности виновного воспитателя, а также на возмещении ущерба, причиненного здоровью ребенка и компенсации морального вреда. Как показывает практика, руководство детского сада либо сразу реагирует на заявление родителей об избиении несовершеннолетнего и принимает жесткие меры к воспитателю, либо начинает увиливать от ответственности

Как показывает практика, руководство детского сада либо сразу реагирует на заявление родителей об избиении несовершеннолетнего и принимает жесткие меры к воспитателю, либо начинает увиливать от ответственности.

Во втором случае, незамедлительно обращайтесь в отдел (управление) образования на местном уровне. Если с самого начала вы не обращались для помощи к юристу, на этой стадии желательно попросить его оценить ситуацию и составить необходимые заявления. Если должным образом не реагирует и отдел образования — следует обратиться в прокуратуру.  

В ситуации, когда у ребенка обнаруживаются после посещения детского сада синяки и есть свидетели, что причиной их появления стал воспитатель:

  • посетите травмпункт;
  • зафиксируйте телесные повреждения;
  • обратитесь в ближайшее отделении полиции.

Напишите заявление о факте избиения ребенка с указанием возможных свидетелей, наличия материалов видеофиксации и т.д. Не забудьте приложить копию справки из травмпунка и получить талон-уведомления о принятии вашего обращения.

Ребенок бьет маму: за что и почему?

Ребенок бьет маму по той же причине: он не умеет выражать словами гнев и злость. Те слова, которые он знает, либо не применимы, либо его не понимают, поэтому он идет на крайние меры. 

Задача мамы – научить малыша высказывать недовольство. Ни в коем случае не давать сдачу, не кричать, не отторгать детей. Наоборот, следует набраться терпения и показать мальчику или девочке, что они любимы и дороги. Успокойте бунтаря и спросите, почему он пустил в ход кулаки? Даже если ребенок плохо говорит, он хорошо понимает мамины слова. 

В конце концов, ребенок будет вести себя так, как его научат. Научат драться и обзываться – будет драться и обзываться. Научат грамотно выражать свои мысли и желания – будет вести себя именно так

Важно, чтобы родители подавали пример детям и не ругались, не дрались и не обзывались при них

Причины детской агрессии

В попытках найти причины подобного поведения родители могут считать, что ребенок переживает кризисный период, либо считать, что это возрастная особенность и процесс формирования личности

Названий этого периода много, но важно знать, что изменения в поведении малыша тесно связаны с его психологией, и важно разбираться в поведении малыша и его проблемах, учиться слушать и расшифровывать те сигналы, что посылает малыш, и помогать ему справляться с тяжелыми для него периодами. Тогда можно будет быстро пресечь подобное агрессивное поведение и прекратить драки

Как таковой единой и универсальной, подходящей для всех детей и ситуаций причины для детской агрессии и драк не существует. Выделена целая группа определенных факторов, а в сложных ситуациях они могут влиять одновременно, создавая сложный клубок взаимосвязей, который нужно разобрать

Важно понимать и объяснять ребенку, что подобный стиль поведения недопустим, искать причины подобной агрессии и помогать малышу справиться с собой, изменить поведение, пока это не зашло далеко и не нанесло вреда окружающим детям и взрослым

Важно

Если самостоятельно проблемы не решаются, стоит подключать к их решению психолога, чтобы найти пути решения и «лечения» агрессии.

Как предотвратить агрессивное поведение

Приказы и запреты – это не решение проблемы детской агрессии. Если ребенок дерется в детском саду, телесные наказания могут только усугубить ситуацию. К сожалению, даже сегодня есть родители, не осознающие абсурдности физического наказания. Но ведь речь идет, по сути, о физическом насилии. Они бьют детей по рукам, по ягодицам, по лицу, утверждая при этом, что биться нельзя. Но какое послание они дают ребенку, который в настоящий момент подвергся физическому нападению? Что можно бить только более слабых? Или можно побить кого угодно, кто неправ?

Для всех возрастов особенно важно быть с ребенком, уделять ему время. Научитесь не только задавать вопросы, но и (прежде всего) слушать

Попробуйте понять, что вызывает агрессивное поведение, что скрыто на заднем плане. Ребенок часто дерется в детском саду из-за страха или гнева. Надо помочь ему научиться управлять эмоциями разумным способом.

У самых маленьких детей агрессивное поведение (укусы, царапанье) важно заметить в самом начале, настоятельно указать, что оно недопустимо. Вместо шлепков, наказаний, можно отойти от него, чтобы он не мог причинять вам физическую боль

Необходимо всегда реагировать на агрессивное поведение негативно. Смеясь над ним один раз, и осуждая во второй раз, вы собьете ребенка с толку. Он продолжит тщательно проверять реакции.

Определите стимулы, способные увеличить детскую агрессивность. Они очень разнообразны. Родители могут определить, что заставляет их действовать агрессивно. Чаще всего это страх, гнев, безнадежность. По мнению психологов, наиболее агрессивное поведение увеличивает разочарование невыполнением. В первую очередь, речь идет о необходимости внимания. Каждый ребенок нуждается во внимании, признании своим окружением. Если не получается достичь внимания позитивным способом, он попытается привлечь его негативным

К сожалению, агрессия и злость кажутся некоторым детям наиболее эффективным способом привлечь внимание родителей

Чувство защищенности и безопасности незаменимо для ребенка. Слишком много приказов, запретов ограничивают их. Но чрезмерная свобода, недостаток временной структуры сбивают их с толку. Родители также не должны забывать, что маленькие дети любят ритуализированное поведение – например, ежедневный цикл «ужин → ванна → сказка → кровать» обеспечивает им чувство безопасности, потому что они знают, что последует за конкретным действием.

Это также относится к дошкольникам. Родители могут использовать спокойные моменты перед сном, чтобы проанализировать прошедший день, оценить его (при условии, что ребенок не слишком устал). Но анализ должен проходить в оптимистичном направлении («Что сегодня можно было сделать иначе?», «Что можно сделать лучше в следующий раз?»). Ребенок должен уснуть спокойно, без упреков, тем более, без слез. Многим родителям помогает разбор (и «исправление») проблемных ситуаций путем использования кукол, мягких игрушек. Это позволяет детям лучше понять ситуацию.

Чувства и плач не стыдны

Предотвращение непропорционального агрессивного поведения – это, прежде всего, искусство познания себя, понимания своих чувств

Важно осознание возможности испытывать грусть, гнев, потерю, не причиняя вреда окружению и себе. Поэтому родители, педагоги не должны стыдиться говорить с детьми о своих чувствах

Даже простой факт, что эмоции иногда переживают и другие люди, успокоит их, убедит в «нормальности», происходящего.

Слезы, плач, как мальчика, так и девочки не должны быть стыдными. Плач – это интенсивный способ смыть накопленные эмоции. Он помогает не только детям, но и взрослым. Напротив, попытка перетерпеть приводит к еще большему разочарованию. Подавленные чувства в конечном итоге вырвутся на поверхность. Чем больше их будет, тем интенсивнее будет эмоциональный взрыв.

Поэтому детей надо научить открыто говорить о своих чувствах, уметь их называть. Вместе можно лучше искать разные стратегии для решения проблем. Например, интенсивная физическая активность (бег, боевые искусства) может помочь контролировать не только тело, но и эмоции. По мнению экспертов, достаточное пребывание на природе, в идеале в сельской местности, способствует успокоению, как детей, так и взрослых.

Но некоторые поведенческие модели должны обеспокоить родителей или воспитателей. Речь идет о следующих ситуациях:

  • неоднократное жестокое поведение, без каких-либо признаков сожаления;
  • использование физического или умственного превосходства над окружением без признаков четких границ.

В таких случаях следует обратиться за профессиональной помощью.

Решать конфликт за детей

Почему

Обычно на участников драки со всех сторон навешиваются ярлыки: одному говорят «ты плохой», «ты драчливый», а другого жалеют, называют «бедненьким» и «несчастным». Сначала воспитатели, потом включаются родители. Дети всегда ждут, что кто-то старший — воспитатель или родитель — придет и решит конфликт за них. И, реализуя это ожидание, взрослые допускают ошибку. 

«Я лично за то, чтобы дети проявляли себя в саду. Да, они дерутся, да, они царапаются. Но подготовленный взрослый помогает ребенку разобраться в себе, понять, почему и как это произошло. Он занимает не позицию «Ты прав, а ты — виноват», а выступает в роли мирового судьи, который выслушает обе стороны и поможет им разрешить конфликт. Может, играть игрушкой по очереди или еще что-то», — говорит Оксана.

Оксана отмечает, что обучение детей разрешать конфликты — не разовая акция, а длительный процесс. И если трехлетнему ребенку демонстрировать верные модели поведения, то к пяти-шести годам он сможет самостоятельно их реализовывать.

Как поступать

У жертвы часто присутствуют ожидания, что ее придут и спасут. Взрослому, который общается с таким ребенком, стоит быть осторожным: есть риск включиться в треугольник «жертва — спасатель — агрессор». Нужно помочь ребенку взрастить уверенность в том, что он сам может влиять на ситуацию в конфликте. 

Задача воспитателя — привлечь обе стороны, дать возможность проговорить свои чувства и намерения и быть услышанными. «Какая помощь тебе нужна? Ты мне сейчас это говоришь — для чего? Что ты можешь сделать в этой ситуации? Что можно сказать тогда?» — такие фразы помогут малышам выйти на разговор самостоятельно, под наблюдением взрослого, а не под его полным контролем.

Воспитатель может направить малыша, помочь подобрать нужные слова, но взаимодействовать с агрессором должен он сам. Взрослый может лишь подсказать, что можно сказать агрессору, например, «Стоп!» и выставить вперед руку или «Не бей меня, пожалуйста».

Ребенок дерется в школе: советы психолога

Прежде всего, разберитесь в ситуации, ведь если вы накажете своего ребенка, а потом выяснится, что он ни в чем не был виноват, его доверие к вам будет подорвано. Поговорите с ребенком — возможно, у него не ладятся отношения с одноклассниками. Если он скажет вам, что это была самооборона, обратитесь за помощью к учителям, чтобы те прояснили ситуацию и подсказали, как себя вести. Возможно, в случае когда дело не в вашем ребенке, будет смысл сменить школу на более подходящую.

Рекомендуем

  • Что делать, если меня не устраивает, как и чему учат ребенка в школе?
  • Что делать, если ребенка подвергают психологической травле в школе, во дворе?
  • Ребенок постоянно плохо себя ведет. Что делать и в чем может быть причина?
  • Как быть родителям, если ребенок не слушается?

Как реагировать?

Запомните важное правило: «Насилие порождает насилие». Если не хотите, чтобы ваш ребенок дрался, не показывайте ему негативный пример

Так что же делать родителям, как правильно себя вести:

  • Зная повадки своего малыша, когда он рассержен, совсем не сложно догадаться, когда он начнет драться. Не нужно выжидать и спокойно смотреть на то, как он бьет вас. Предотвратите этот момент, придержите его руку, чтобы он не смог вас ударить.
  • Метод «Нельзя». Эффективен с детками от двух до шести лет. Главное правильно пользоваться этим методом. Если после каждого приступа агрессии просто повторять «нельзя» – это будет лишь пустой звук.

Психологи рекомендуют пошаговую модель поведения в данной ситуации:

  1. Подойдите близко к ребенку и крепко возьмите его за запястье.
  2. Серьезно и глядя в лицо скажите фразу: «Драться нельзя!».
  3. Не переигрывайте с суровостью, голос не повышайте, а говорите нейтрально. Главное дать понять, что это не наказание, а норма поведения, которую следует соблюдать.
  4. Не отпуская руки ребенка, молча отведите взгляд и сосчитайте до двадцати. Если он захочет заговорить с вами или вырваться: молчите и сохраняйте спокойствие.
  5. После этого повернитесь к нему лицом и повторите: «Драться нельзя!». Затем отпустите руку.
  6. Если малыш вас тут же ударил, повторите все с самого начала, не пропуская ни одного пункта.

Если ваш двухлетний малыш совсем перестал слушаться или трехлетний ребенок постоянно закатывает истерики – вам стоит ознакомиться с рекомендациями психологов и особенностями этого возраста.

Причины детской «кусачести»

Если привычка кусаться появляется до того, как ребенка отдают в детский сад, то это может говорить о неблагополучной обстановке в семье. Родителям следует присмотреться к себе и к тому, как они относятся к своему карапузу. В «тяжелой» семье ребенок постоянно подвергается стрессам, чувствует страх и даже ненависть.

Раннее детство вообще должно быть периодом положительных эмоций, ведь дети только начинают «присматриваться» к окружающей обстановке; самые первые впечатления – наиболее глубокие, чаще всего они остаются на всю жизнь и формируют личность человека. В некоторых религиях дети до года (или чуть больше) даже объявляются «безгрешными»; если исключить мистику, то в этом есть определенная доля правды.

И что происходит, если первыми впечатлениями маленького ребенка становятся злоба, агрессия, ругань и прочий негатив? Маленький человечек, естественно, пробует отвечать тем же. Вот так дети и начинают кусаться, а также драться и вообще набрасываться на людей.

Бывает, что внешне семья – вполне благополучная, даже любящая. Однако методы воспитания в ней специфические: ребенку постоянно все запрещают, часто наказывают за мелкие провинности и шалости (которых он порой сам еще не понимает и не осознает, за что именно его наказывают).

Такое отношение к себе малыш воспринимает точно так же, как и поведение окружающих в неблагополучной семье (в которой родители – алкоголики, наркоманы и т. д.), а иногда и сильнее, ведь он сталкивается с настоящим лицемерием – на словах родители как будто любят его, но на деле показывают обратное. Кусаться в такой обстановке ребенок начнет с не меньшей вероятностью.

Но бывают и «гиперактивные» дети, которых родители, наоборот, слишком сильно балуют. Очень маленький ребенок может кусаться, так сказать, инстинктивно, мать с отцом умиляются этому и позволяют ему кусаться дальше. Таким образом малыш выражает самые разные чувства, порой даже положительные, и со временем, если его не отучать, он не понимает, что укус – это больно. Неопытные родители, кстати, тоже могут не заметить, что у их ребеночка зубы уже окрепли и теперь укусить он может «по-настоящему». Подобный способ общения он переносит и в детский сад.

Более подробно о том как облегчить привыкание ребенка к детскому саду, можно узнать из нашей статьи: Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога
 

Обобщая причины детской «кусачести», можно выделить следующие:

  • Тяжелая атмосфера в семье
  • Реакция на боль или аллергические проявления
  • Обида или злость на кого-то из домочадцев или детей в коллективе
  • Много запретов
  • Неумение выражать свои чувства другим способом
  • Дурной пример сверстников
  • Излишняя активность, гиперактивность детей.

Но ребенок может не «принести» в садик привычку кусаться из дома, а сформировать ее уже находясь в детском коллективе. В данном случае дело состоит в том, что дети очень быстро друг у друга учатся, как хорошему, так и плохому. И кусаться чадо начинает под воздействием влияния сверстников.

Откуда берется кусачесть у малышей – основные причины:

Неадекватная реакция родителей на кусачесть и драчливость. Пожалуй, можно назвать эту причину самой популярной (причем, не только относительно агрессивности). Когда карапуз впервые кусается или предпринимает попытку подраться, родители воспринимают данный факт, как «этап взросления», и ограничиваются хохотом, шутками или «он еще маленький, не страшно». Но ребенок, не встретив негативной оценки своим действиям, начинает считать такое поведение нормой. Ведь мама с папой улыбаются – значит, можно! Со временем это входит в привычку, и ребенок начинает кусаться и драться уже осознанно.

Эффект «мейнстрима». Когда в детском саду те или иные детки позволяют себе кусачесть и драчливость и не встречают отпора воспитателя, «зараза» переходит и к другим детям. Спустя время, выяснение отношений между детьми таким способом становится «нормой», потому что другому их просто не научили.

Ответ на обиду. Толкнули, отобрали игрушку, обидели грубостью и проч. Не в силах совладать с чувствами, кроха пускает в ход зубы и кулаки.

Малыш не понимает, что причиняет другому человеку боль (не объяснили).

Обстановка в доме неблагоприятная (конфликты, ссоры, неблагополучные семьи и проч.) для душевного равновесия карапуза.
Дефицит активности (не хватает возможностей для выплескивания своих эмоций).

Дефицит внимания. Его может не хватать дома или в детском саду

«Брошенное» дитя обращает на себя внимание любыми способами — и, как правило, способы ребенок выбирает самые негативные.

Конечно, бить тревогу и паниковать не следует, если карапуз пару раз тихонько «прикусил» папу или ребенка в группе детского сада — но, если это входит в привычку, и малыш начинает причинять реальную боль детям или родителям, то пора кардинально что-то менять и обращаться к психологу.

Ребенок дерется в садике: что делать

Воспитатели или родители других детей пожаловались, что ваш ребенок дерется в садике. Дома вы не замечали подобного. Как реагировать? 

Для начала выяснить обстоятельства драк. Возможно, что малыш берет на себя чужую вину или старается помочь кому-то из детей. Возможно, его участие в драках вынужденное, но получилось так, что зачинщиком выставили именно его. Есть вероятность, что драку затеял и ваш ребенок, тогда ищите причину, но делайте это максимально сдержанно. 

Поговорите с воспитателем, с детьми, с сыном или дочерью. Постарайтесь выяснить все обстоятельства происшествия. Отнеситесь к ним непредвзято. Не принимайте чью-то сторону, пока не разберетесь.

Когда станет понятно, почему так произошло, снова поговорите с ребенком. Если виноват он, скажите, что вы его очень любите, и что его поведение вас беспокоит и расстраивает. Что вместо того, чтобы разбираться и выяснять, что случилось, вы могли бы вместе сходить в парк (покормить уток, поесть мороженого, покататься на карусели, поиграть на площадке). 

Разговаривайте на разные темы. Делитесь с малышом в понятной форме конфликтными ситуациями из личного опыта. Рассказывайте, как вышли из спора, отмечайте, что сумели сказать и как ответить. Старайтесь не употреблять выражения типа «Так бы и дала в лоб», «Хотелось ей треснуть», «Убила бы». Ребенок противопоставляет эти вероятные действия диалогу, и перенимает их на себя. 

Мало того, что он начнет повторять эти выражения, он может их и применить на практике, когда слова вновь закончатся. 

Ошибки родителей

В ситуации с агрессией и драками ребенку нужна помощь, и родители зачастую совершают серьезные ошибки, если они не считают драки проблемой и пускают ситуацию на самотек. Хуже этого будет только факт потакания подобному поведению, если ребенка не ругают за его драки и считают, что такие действия не опасны.

Многие родители считают забавной ярость и агрессию малыша, который машет кулаками в песочнице или в группе садика. Часть считает – это особенность характера, которую кроха перерастет, или подражание папе, который занимается единоборствами, спортом и т.д. Другие родители считают, что нет ничего плохого в том, что ребенок в попытках постоять за себя пускает в ход кулаки, но это совершенно не выход из ситуации, так как дальше такое поведение будет только формировать клубок проблем. По мере роста ребенка проблемы только ухудшаются, копятся, малыш с таким поведением может стать изгоем, с ним никто не дружит, не играет и не общается, так как его поведение заключается только в драках. Это расстраивает и злит еще больше, в итоге развивается подросток и взрослый, который страдает от комплексов, не приспособлен к общению в обществе и имеет признаки жестокости и застарелые обиды на всех. Он привыкает добиваться в жизни всего только силой и истериками, с таким человеком сложно жить рядом.

Причины детской агрессии

Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо. И с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации.
Некоторые негативные черты личности ребенка.
Особенности сложившихся черт поведения, т.е

ребенка научили таким образом себя вести.
Ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением.
Ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх.
Недостаток двигательной активности, физические нагрузки.
Индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, быстро заводится).
Постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер).
Стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей + гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания.
Неразрешенные конфликты.

Особо предрасположены к агрессии:

  • Дети, у которых отстает тормозной процесс. При наказании за случайные проступки у таких детей вырабатывается агрессивно-защитный тип поведения. Ребенок постоянно готов к отпору и самозащите. Он легко и активно вступает в конфликт с родителями и воспитателем в детском саду, обижает слабых, иногда прибегает к сознательной порче вещей и разрушению.
  • Дети, которые выделяются среди других: инвалиды, большой или маленький рост, толстый. При этом они могут быть как очень застенчивыми и не привлекать к себе внимания, так и очень агрессивными, как бы компенсируя себе нападки других.
  • Дети, в семьях которых живет дух соперничества. Они могут быть робкими, избегать сравнения с удачливыми членами семьи. Но могут быть и агрессивными, когда включаются в соревнование, пытаясь доказать, что они лучше соперника.

Детский психолог Ольга Черненко с доктором Евгением Комаровским  в видео дают рекомендации как быть если ваш ребенок проявляет агрессию на других детей и как быть если вашего ребенка обидели, укусили, нужно ли заставлять детей просить прощения:

Как ребенок может выразить свое агрессивное поведение?

  • Конкретные агрессивные действия: упрямство, стремление возражать старшим и сверстникам, отказываться; вспышки гнева и ярости; желание унизить или оскорбить; самоуверенность, завышенная самооценка; ребенок ругается, ворчит, кусается, царапается, плюется; драчливость и вспыльчивость.
  • Словесная агрессия: ругается матом, обзывается, придумывает обидные прозвища сверстникам, неприятные слова. Когда маленький ребенок употребляет ругательные слова, он «пробует» их на вкус и наблюдает реакцию взрослого. Если взрослый хоть как-то отреагировал (положительно или отрицательно), ребенок надолго запомнит это слово и будет его употреблять.
  • Агрессивные мысли, намерения, которые развиваются в двух направлениях: агрессия на себя и агрессия на других.

Проведя детальный анализ и ответив на следующие вопросы, родители (воспитатели) легко определят агрессивного ребенка из группы детей дошкольников.

  • На кого он нападает (на слабого и младшего ребенка)?
  • Как часто это повторяется?
  • Нападает он первым или нет?
  • В каких обстоятельствах он нападает? Провоцирует ли его кто-то?

Советы психологов и доктора Комаровского

Психологи считают, что основная причина детской агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье. Поэтому агрессию в любых проявлениях надо искоренять.

По мнению доктора Комаровского, одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психического нарушения.

Главное в воспитании малыша – это внимание, взаимоуважение, спокойный эмоциональный фон в семье. Поведение ребенка отражает микроклимат семьи

Наблюдайте за поведением малыша, чтобы вовремя заметить проблему.

Сталкиваться с проблемами в детском саду – нормально, главное – вовремя заняться их решением. Рекомендуем ознакомиться с материалами о том, что делать, если ребенок часто болеет, стоит ли водить заболевшего малыша в садик и как повысить его иммунитет, о том, как быть, если чадо не спит, не ест или отказывается посещать учреждение, а также о том, как научить его постоять за себя.

Почему ребенок предпочитает общаться с другими детьми при помощи кулаков?

Агрессия в определенную пору развития ребенка становится для него единственным способом заявить о том, что ему нужна помощь. Ваша задача как родителей – подобрать ключ к этому «секретному шифру».

Итак, почему ребенок дерется в детском саду?

У него проблемы со здоровьем. Чрезмерная возбудимость, выход которой ребенок дает через драки с другими детьми, может быть следствием повышенного внутричерепного давления. Вы давно обследовали своего ребенка? Наверное, сейчас самое время это сделать.
Ребенок берет с вас пример. Если в вашей семье насилие, агрессия – норма, если он сам периодически испытывает на себе силу кулаков старших членов семьи, если он не знает никаких других способов наказания, кроме физического, то было бы странно ожидать от маленького человека другого стиля поведения. Он с детства привыкает к тому, что прав и значим тот, кто сильнее.
Ребенок подражает героям мультфильмов и компьютерных игр. Это так удобно – оставить ребенка перед монитором, чтобы он не мешал вам заниматься своими делами. Для многих родителей это обычная практика, и они даже не подозревают, сколько насилия выливается на малыша с экрана телевизора или планшета.
Ребенка угнетает чувство одиночества

Вы беспокоитесь только о том, чтобы ваше чадо было сытым, одетым и чтобы оно вовремя укладывалось спать
А поговорить? Спросить, что его сегодня удивило, порадовало, огорчило? Вы же знаете, насколько важно общение для взрослого человека, так почему вы решили, что в том же самом не нуждается ребенок? Еще как нуждается, вот он и пытается привлечь к себе внимание через драку.
Ребенок – изгой в своей детсадовской группе. Более того – его могут обижать
Известны случаи, когда малыша игнорируют и задирают другие дети потому, что у него задержки речевого развития, или он носит очки, или он новенький

Причин, почему дети не хотят общаться с вашим ребенком, может быть множество. Кулаками он пытается доказать, что достоин быть принятым в отвергающую его социальную группу. Но не понимает, что агрессией эффект достигается прямо противоположный: с драчунами никто не хочет иметь дела.
У ребенка слишком много энергии. Внутри него словно встроен маленький моторчик, который никогда не выключается – таково уж свойство его характера. Что ему делать со своей чрезмерной подвижностью, живостью и неусидчивостью, он не знает. Вот руки его и не слушаются. Ребенок сам не успел заметить, как за пару минут наградил синяками нескольких товарищей, причем совершенно не со зла.
Ребенок отвоёвывает себе место под солнцем. Дома он привык быть одним-единственным, а в детском саду он должен конкурировать с другими детьми – за игрушки, за внимание воспитательницы.
Ваш ребенок просто дурно воспитан. Понятия «можно-нельзя», «хорошо-плохо» у него не сформированы, поэтому он ведет себя так, как вздумается.

Каковы бы ни были причины агрессивного поведения ребенка, важно понять, что оно может быть скорректировано. Вы обязательно с этим справитесь либо самостоятельно, либо при помощи психолога

Внутренние причины

Если в доме часто случаются конфликты, взрослые проявляют агрессию по отношению друг к другу или детям, то этот сценарий подрастающее поколение привыкает считать единственно верным и при решении спорных вопросов с другими детьми, на площадке или в классе. У ребенка просто нет опыта положительного общения, он ведет себя со всеми так, как в семье — родители с ним.

Решение любого спора кулаками «подсказывают» телевизор и компьютер. Даже детские мультфильмы часто показывают бурные ссоры и потасовки между героями, милыми зверюшками и человечками. Взрослые понимают условность этих сценок, а дети — нет. Необходимо очень внимательно следить за тем, что именно смотрит ребенок и какими компьютерными играми он увлечен, ведь нежелательный пример с экрана очень быстро переходит в жизнь.

Это причины внешние, они влияют на ребенка со стороны, но есть также целый ряд его личных особенностей, которые тоже могут оказываться поводами для частых драк.

В коллективе, детском саду или классе, драчун может стараться защитить себя, чувствуя неприятие окружающих. Возможно, его обижают остальные, объединившись против одного. Даже дошкольника сверстники могут обзывать, дразнить или поколачивать, но особенно часто это встречается среди учащихся. «Белой вороне» всегда достается и приходится отстаивать себя, нередко с помощью бесконечных драк.

Избалованность

Случается, что повышенная конфликтность — признак эгоизма и неумения добиться своего общепринятыми методами. Если малыш привык к повышенному вниманию окружающих взрослых, приучен требовать и незамедлительно получать желаемое, то эта избалованность может стать поводом бурно выражать свое неудовольствие поведением сверстников, если они не соглашаются исполнять все его капризы и просьбы. Бурное негодование и возмущение часто переходит в попытку силой заставить других подчиняться.

Подвижный, шустрый дошкольник или ученик чаще других оказывается зачинщиком потасовок, ведь ему просто некуда выплеснуть море сил и боевого задора. Кипящая энергия требует выхода и самый простой — затеять бой, который очень быстро из соревнования превращается в безобразную драку.

Предлагаем ознакомиться Об отказе от приватизации, особенностях и значении процедуры

Как справляться с детской агрессией

  • Установить четкий запрет на агрессивное поведение и систематическое напоминание ребенку об этом: «У нас есть табу», «Так не принято».
  • Научить ребенка проявлять агрессию приемлемым способом: похлопать в ладошки, побить кулачками, «слова-обзывалки» (например, ругаемся названиями овощей или фруктов, животными).
  • Сдерживать агрессивные проявления ребенка непосредственно перед их появлением. Т.е. вы видите, как ребенок занес руку – остановите его, окликните его.

Эффективно справиться с детской агрессией помогут правильные игры и упражнения. В видео варианты «правильных» игр в детском саду, выполнять как с воспитателями, так и дома с родителями:

Физические активные игры выплескивают накопившуюся агрессию и энергию в не обидных и не опасных формах, да и настроение прибавят всем. Хотя бы раз в день  детям необходимо хорошенько покричать, побегать и попрыгать, особенно на свежем воздухе. После прогулки дети будут довольные, откроется аппетит и крепкий сон в тихий час будет обеспечен.

«Обзывалки» приятными словами, фруктами или овощами, таким образом формируя у ребенка чувство юмора и фантазию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий