Мелкая моторика
Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:
- Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
- Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
- Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
- Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
- Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
- Игры с рамками-вкладышами и сортером.
- Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
- Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.
Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.
Нормы развития речи у детей
Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать. Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка. Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.
Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом всё в порядке, поможет педиатр. Для предварительной оценки развития речи можно ориентироваться на нормы, описанные советским психологом Львом Семёновичем Выготским .
До года
В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых. Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.
В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет – малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя. К году жизни у ребёнка появляются первые короткие осмысленные слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от 3 до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).
От одного года до двух лет
В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой». Малыш больше двигается, начинает перемещаться самостоятельно и накапливает знания об окружающем мире. Словарный запас активно пополняется: до полутора лет ребёнок использует 30-40 слов, ближе к двум годам – 300-400. У девочек к полутора годам, у мальчиков к двум годам начинает формироваться фразовая речь. Она возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей («Дай пить»).
От двух до трёх лет
В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т.п.
Три года
В три года ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами. Малыш начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, используя в том числе обобщённые названия («звери», «вещи» и т.п.). При этом ребёнок может всё ещё нечётко произносить звуки. Малышу нравится слушать знакомые сказки и стихи. Он хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Словарный запас пополняется каждый день .
Социальные навыки и привычки
Годовалого ребенка, которого родители не ограничивают в общении, прогулках, отличает от чрезмерно опекаемых сверстников активное поведение, коммуникабельность и желание все попробовать, постоянно двигаться
Для годовалого возраста свойственно такое поведение ребенка:
- Проявлять свои чувства к маме, папе, любимым игрушкам. На вопрос «А как ты любишь маму?» целовать и обнимать, даже укусить обожаемый объект;
- Радостно реагировать на появление новой игрушки;
- Радоваться приходу знакомых ему людей;
- Показывать на фото членов семьи;
- Бояться незнакомых людей;
- Интересоваться книжками, увлеченно их перелистывать, показывать пальчиком на знакомых животных, предметы, на сказочных персонажей;
- Петь и танцевать (реакция на звучащую музыку);
- «Возмущаться» на запреты или строгий тон старших при помощи мимики, сварливого бормотания, писка, крика;
- Подражать многим действиям взрослых; пылесосить, говорить по телефону, собираться на работу;
- Хвалить себя, рассматривать себя в зеркало.
Чем больше малышу уделялось внимания, велись с ним взрослые «беседы», «читались» книжки, тем больше багаж знаний и умений будет к годовалому возрасту у крохи.
Помогаем формировать первичные навыки
Конечно же, первичных навыков будет гораздо больше и малыш освоит их намного проще, если родители будут с ним регулярно заниматься.
- Учим кроху уверенно ходить. Способов здесь много: водим его за ручку, подзываем к себе, показываем издалека игрушку и т. д. Укрепляем его ноги и ступни. Для этого малышу будет полезно регулярно ходить босиком – причем, не только по домашнему ковру, но и по песку или траве.
- Стимулируем крупную моторику. Пускай малыш как можно чаше играет с крупными игрушками и прочими предметами.
- Развиваем мелкую моторику. Для этого нужно увлечь ребенка всяческими мелкими игрушками и предметами. Классический вариант развития мелкой моторики – игры с песком, водой, крупой, фасолью.
- Учим малыша говорить. Для этого постоянно с ним беседуем, показываем, как звучит то или иное слово. Тренируем ребенка в их произношении.
- Как можно чаще играем вместе с крохой. Это развивает многие детские навыки, а, кроме того, малыш таким образом учит общаться. Подробнее об играх с годовалым малышом смотрите на этом видео.
- Включаем малышу разнообразную музыку и другие звуки (пение птиц, шум моря или дождя и пр.). Это поможет ребенку развить слух и разнообразит его кругозор.
- Приобщаем малыша к рисованию. Это – основной вид детского творчества.
- Учим ребенка общаться с другими детьми, играть с ними, делиться игрушками.
Формирование психических навыков
Психическое развитие ребенка важно не меньше уверенной ходьбы, умения говорить или понимать речь и действия взрослых. У ребенка в годовалом возрасте в общем и целом формируется его отношение к окружающему миру: либо он доверяет миру, либо инстинктивно опасается и пытается от него укрыться
Понятно, что эти первоначальные навыки так или иначе скажутся на всей его дальнейшей жизни. Поэтому крайне важно помочь малышу закрепить его оптимистичный отношение к действительности.
Родители должны помогать своему малышу продолжать познавать окружающий мир всяческими доступными человеку способами: и на слух, и на ощупь, и на вкус, и в плане разнообразных ощущений. Лучше всего это делать через игру – о чем, собственно, уже упоминалось.
Возможные проблемы в годовалом возрасте
Такие проблемы довольно типичны для большинства ребятишек, достигших годовалого возраста.
- В этом возрасте малыш часто с трудом засыпает. Это и понятно: он ведет активный образ жизни, много передвигается и общается, в общем – познает мир, а потому переполнен впечатлениями. Родителям это надо понять и с этим примириться. Помочь в таком возрасте уложить малыша может определенный и повторяющийся набор действий. Скоро ребенок к ним привыкнет, и будет засыпать легче.
- Годовалые малыши часто падают и получают ушибы, ссадины и царапины. Это понятно – они не умеют еще уверенно ходить. Если малыш не сильно ушибся, то правильным будет дать ему подняться самому. Так он укрепит навыки ходьбы, а заодно научится самостоятельности.
- В годовалом возрасте многие малыши начинают много капризничать, своевольничать, обижаться. Таким способом у них формируется самостоятельность. Детские психологи называют такое поведение кризисом первого года. Родителям следует относиться к этому с пониманием и терпением и помогать малышу делать первые самостоятельные шаги и действия.
Признаки задержки речевого развития
К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:
- Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба».
- Если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь».
- Когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.
- Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания.
- Если малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков.
- Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения).
- Если ребенок искажает звуки: шепелявит, картавит.
Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.
Возраст от 2-х до 3-х лет считается критическим в плане речевого развития и именно в это время рекомендуется прийти на первый визит к логопеду для проверки все ли хорошо с речью. У детей до 2 лет проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью. При наличии слов определяется:
- время их появления,
- активный и пассивный словарный запас,
- общая речевая активность ребенка,
- наличие фразовой и связной речи.
К 2-м годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь, пока из двух слов: «Баба, дём» – «Бабушка, идём».
Специалист проведет диагностическое обследование речи ребенка и определит соответствует ли речь ребенка его возрасту.
Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, то это не укладывается в нормативы: требуется консультация логопеда. Занятия в этом возрасте направлены на:
- правильное произношение звуков,
- умение строить предложения,
- грамотный пересказ.
Неисправленное неправильное звукопроизношение может остаться на всю жизнь.
Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики.
В 6 лет мама привела Никиту к логопеду. У мальчика были нарушены свистящие – «с», «ц», «з» и сонорные звуки – «л», «ль», «р», «рь», не были автоматизированы шипящие – «ч», «щ». За месяц были уточнены и частично автоматизированы шипящие. Работа над свистящими звуками, в целом, заняла два месяца. Затем занятия продолжились над звуками «л», «ль». Следующие три месяца шла автоматизация звуков «р», «рь». Никита посещал занятия 2 раза в неделю, а также занимался с мамой дома. За год удалось произвести коррекцию всех звуков. В школу ребенок пошел с чистой речью.
За два месяца до школы Елена Антоновна с дочерью Ирой обратились к логопеду, чтобы поставить звуки «р», «рь». Звуки были поставлены, но автоматизация не была завершена, так как они уехали к морю на отдых, а после прекратили занятия. К другому специалисту они также не обращались, просто оставили всё, как есть. В результате, у ребенка так и осталось горловое искажение звуков.
Анна Ивановна привела свою дочку Дарину в 3 года на обследование к логопеду, обеспокоенная тем, что девочка мало разговаривает. Специалист отметил, что Дарина действительно старается общаться больше с помощью жестов, чем словами. У девочки был бедный активный словарь, хотя пассивный был в норме: то есть Дарина понимала всё, но не говорила. За полгода интенсивных занятий с логопедом (3 урока в неделю) и выполнения упражнений дома, активный словарь увеличился и стал соответствовать норме.
Гордей в 5 лет пришел к логопеду с нарушением всех групп звуков. Педагог отработал с мальчиком полгода. Занятия посещались нерегулярно, Гордей часто болел, а после совсем перестал ходить на уроки. За это время удалось только поставить шипящие звуки, но не автоматизировать их. В настоящее время ребенок продолжает посещать детский сад, старшую группу с теми же нарушениями, что были у него год назад.
Что еще ребенок должен уметь в 1 год:
- откликаться на свое имя;
- стараться повторить незнакомые слова;
- реагировать на «нельзя» и «можно»;
- реагировать на вопрос «кто это?», «что это?», «отвечать» словами или слогами: мама, баба, мяу и т. д.;
- показывать действия: как пьет, кушает, копает и т. д..
Если вы часто общаетесь с малышом, разговариваете, рассказываете о том, что происходит вокруг, читаете ему, то он научится говорить гораздо раньше многих сверстников. Особенно, если вы говорите четко, ясно и неторопливо, стимулируя ребенка повторять вашу речь. Не уменьшайте и не коверкайте слова, чтобы малыш не запоминал их неверное звучание. Общайтесь с помощью нормальных «взрослых» фраз, но вкладывайте в них больше эмоций.
8 месяцев
Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.
Самое важное – это безусловное принятие
Все нормы выведены на основе статистики, они вовсе не являются аксиомой. Ваш ребенок может опережать средние показатели или немного запаздывать. Поэтому изучая, что должны дети уметь в 1 год, нельзя забывать и о том, что 100%-го совпадения может и не быть. Все люди разные, и годовалые малыши имеют право быть такими же.
Второй момент, про который должна помнить знать мама, – что годовасики очень отзывчивы на внешние стимулы. Если вам кажется, что отстает физическое развитие, возможно, стоит меньше носить кроху на руках и предоставлять ему больше возможности пробовать свои силы. Не помешает также массаж
А если вы хотите подтянуть развитие мелкой моторики, то уделите внимание рисованию и лепке. Но все равно мы возвращаемся к тому, что маме нужны ориентиры, а потому давайте перейдем непосредственно к рассмотрению, что должны дети уметь в 1 год
Что еще должно быть в меню?
В меню годовалого малыша должны присутствовать блюда, приготовленные с учетом особенностей его пищеварительной системы и жевательного аппарата – разваренные каши, овощные пюре, паровые котлетки, суфле и запеканки. Не стоит резко отказываться от детского питания в баночках, ведь оно адаптировано специально для ребенка.
Незаменимая составляющая рациона годовалого малыша – каши. Это блюдо обязательно должно присутствовать на столе у крохи ежедневно. Готовьте для ребенка овсяную, гречневую, рисовую, кукурузную и другие каши.
Постепенно начинайте знакомить малыша с хлебом. Для начала лучше предложить ему пшеничный белый хлеб, который легче усваивается организмом, а потом можно постепенно включить в рацион питания и черный.
В любое время года меню ребенка должны разнообразить овощи и фрукты. В зимне-весеннее время предложите ребенку готовые детские фруктовые и овощные пюре в баночках, готовьте пюре из свежезамороженных овощей, давайте компоты и муссы из свежезамороженных ягод.
К экзотическим фруктам нужно относиться с осторожностью, знакомство с ними может привести к возникновению у малыша аллергической реакции
Как развивать ребенка в 1 год?
В годовалом возрасте малыши весьма любознательны. Это касается и мальчиков, и девочек. Детки активно познают все новое, поэтому их несложно заинтересовать развивающими играми.
- Предоставляйте ребенку больше свободы и самостоятельности. Пусть он ходит и исследует все вокруг. Главное, соблюдать технику безопасности, чтобы кроха не травмировался.
- Читайте малышу сказки, стишки, пойте песенки.
- Покупайте развивающие игрушки – кубики с картинками, сортеры, пирамидки, игрушки со шнуровкой. Если малыш пока не интересуется подобными вещами, не заставляйте его играть с ними. Отложите, а через время снова предложите.
- Играйте в простые сюжетно-ролевые игры с игрушками и друг другом.
- Предложите малышу пальчиковые игры – они положительно влияют на развитие речи, мышления, мелкой моторики рук.
- Не прогулке рассказывайте ребенку об окружающем мире, показывайте растения, животных, насекомых.
- Предоставьте возможность малышу играть с водой, крупой.
Не существует жесткого стандарта умственного, физического, психомоторного и эмоционального развития детей. Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе. Чем больше родители занимаются с ним, тем больше знаний и умений он приобретает к годовалому возрасту.
7 месяцев
В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.
Когда пора научиться самому одеваться?
К 2 годам малыш может сам надеть носки, шорты и даже натянуть колготки, пусть и наизнанку. Научиться надевать куртку (не застегивая ее), шапку, варежки и сапожки или валенки. К 3 годам ребенок уже должен не только полностью уметь сам одеваться, но и отмечать, если что-то было сделано неправильно.
Как помочь?
В первую очередь необходимо поощрять самостоятельность малыша и показывать ему, как правильно. Ни в коем случае нельзя торопить или прерывать, а тем более ругать малыша. Надел наизнанку? Покажите ему, что не так и как это исправить.
Помогайте малышу стать самостоятельным:
- поддерживайте стремление к самостоятельности;
- поощряйте, хвалите малыша даже за небольшие достижения;
- показывайте собственным примером, что и как нужно делать правильно и в каком порядке;
- не торопите кроху, дайте ему возможность сделать самому, пусть и медленно;
- не спешите на помощь, пока он сам о ней не попросит;
- в процессе обучения навыкам используйте потешки и стихи;
- обучайте играя;
- мыслите позитивно — тогда ваш положительный настрой передастся малышу, и все трудности он преодолеет играючи.
Одним из важных условий легкого формирования навыков самообслуживания является создание удобной для малыша среды. Согласитесь: тяжело учиться пить из большой чашки, которую и в руки-то взять неудобно. А уж доставать с верхней полки свои штанишки и колготки — и подавно.
Сделайте дом удобным для малыша:
- пусть полотенце в ванной висит так, чтобы малыш мог сам его снять;
- в ванной должна стоять ступенька, встав на которую, ребенок сможет дотянуться до крана и до своего стаканчика с зубной щеткой и пастой;
- все туалетные принадлежности малыша должны быть расположены так, чтобы ему было удобно ими пользоваться;
- дверь в туалет должна легко открываться, и если на первом году жизни вы поставили везде круглые ручки, которые нужно поворачивать, самое время их сменить, ведь малышу до 3–4 лет они не под силу;
- пусть в туалете всегда будут влажные салфетки — так вы снизите риск грязных штанишек, если вдруг малыш решит проявить чудеса самостоятельности и сам попробует вытереть себе попу;
- столовые приборы должны быть подходящего размера;
- одежда малыша должна храниться там, где он легко сможет ее сам достать, он должен знать, где лежат трусики, где майки, где носочки, а где кофты.
Дом должен быть не только удобным для малыша, но и безопасным. Сделайте максимально безопасными те области, в которых малыш действует самостоятельно: не ставьте рядом с его вещами тяжелых и колюще-режущих предметов, уберите подальше токсичные вещества и электроприборы.
Самый простой способ научить малыша одеваться — это одевать кукол и игрушки. Первыми малыши осваивают липучки, затем молнии, пуговицы и в последнюю очередь шнурки.
Дети любят быть самостоятельными, просто ненавязчиво помогите им в этом.
Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
Интеллектуальное развитие
Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.
- Сделайте тематические альбомы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
- Также ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
- Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
- Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
- Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
- Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
- Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
- Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
- Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
- Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.
Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.
Речь ребенка в 1 год
Малыш с года начинает понимать буквально все, о чем говорит ему взрослый. Отзывчивость ребенка располагает к общению с ним. С годовалым крохой можно постепенно учиться называть предметы, цвета, части тела, не заменяя их правильное название «детским» языком. Подавая пример правильной речи с малого возраста, вы поможете ребенку научиться произносить слова с минимумом затруднений.
Основные моменты развития речи в данном возрасте:
- Показывает пальцем предметы или картинки в книге, которые ему называют родители («где мячик?», «покажи собачку!»).
- Произносит несколько простых слов (к 15-18 месяцам);
- Выполняет простые инструкции и просьбы («пойдем завтракать», «принеси куклу»);
- Пытается повторять услышанные слова;
- Выражает отрицание, крутя головой («нет»).
Возможно, пройдет время, прежде чем вы научитесь понимать своего ребенка, в том числе его жесты. Помните, никогда нельзя смеяться над речевыми ошибками малыша, даже если они кажутся вам забавными. Произношение постепенно улучшится, надо только быть терпеливыми и внимательными к своему чаду.