Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

Ошибка №20 – не делаете сами то, чему учите ребенка

Именно поведение родителей во многом предопределяет моделирование будущей жизни ребенка. Он воспринимает их как лидеров и перенимает от них множество взглядов на жизнь, манеру поведения в обществе и между членами семьи.

Поэтому мать и отец должны постоянно следить за своими поступками и понимать тот факт, что они являются примером для подражания. Совершая проступки и не соблюдая те же правила поведения, о которых они постоянно твердят ребенку, родители должны понимать, что ребенок будет совершать такие же проступки в будущем.

Покажите своим детям личным примером, как необходимо вести себя в обществе: научите их помогать близким или окружающим людям, приучите не мусорить на природе или на улицах, научите говорить правду и отвечать за свои поступки. Беря пример с вас и чувствуя вашу поддержку, они будут поступать в будущем так же, как и вы.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал счастливым человеком. Помните о том, что счастливый человек – это уверенная, здоровая, самостоятельная, деятельная и гармоничная во всех отношениях личность. Для того, чтоб он стал именно такой личностью, вам необходимо:

  1. Уделять ребенку время и всегда проводить его с пользой.
  2. Внимательно слушать ребенка.
  3. Быть духовным наставником для ребенка.
  4. Учить любить окружающий мир и природу.
  5. Развивать его тело и ум.
  6. Подавать собственный пример.

Задачи, поставленные перед родителями, можно считать одними из самых сложных в мире. Воспитание ребенка – это искусство, в котором все индивидуально и не имеет стопроцентно срабатывающих правил и методов. Если вы хотите стать достойным примером для своего ребенка и вырастить его счастливым человеком, то старайтесь избегать ошибок в их воспитании.

Подаем пример

ss=”article-paragraph”>Тут все просто. Сам питаешься фаст-фудом — нет смысла учить ребенка здоровому питанию. Сам последнюю книжку прочитал в 11-м классе — не получится приучить чадо к библиотеке. С личными финансами то же самое. Если деньги в семье уходят в трубу и тратятся абы как, вряд ли ребенок станет ими правильно пользоваться, откладывать на будущее и инвестировать. Пока не изменятся родители, дети лучше не станут.

Кстати, в этом плане дети — хороший мотиватор. Лично в нашей семье появление детей изменило пищевые привычки. Они и раньше были не такими уж и вредными. Но когда пришлось кормить малышей, качество блюд стало лучше. Меньше жареного, больше овощей и фруктов, минимум перекусов. Вот так ответственность за воспитание детей повлияла и на наше здоровье. С управлением личными деньгами такой мотиватор тоже может сработать. Попробуйте!

Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».

Полезные ресурсы для обучения

Я сделала для вас подборку образовательных ресурсов для детей по повышению финансовой грамотности. Разбила на несколько групп.

Не надо осваивать все перечисленное. Достаточно 1-2 наименований из каждой группы. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они не воспринимали это как еще один нудный школьный урок.

Онлайн-курсы и видеоуроки

Обратите внимание на следующие образовательные программы:

  1. Серия видеоуроков Финансовая грамота от Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России.
  2. Финансовая грамотность для школьников от Школы обществознания.
  3. Онлайн-курс Финансовая грамотность от образовательной платформы Stepik.
  4. Онлайн-курс Финансовая грамотность для детей 6–13 лет от Умназии.
  5. Курс по финансовой грамотности для детей от школы финансов “Финик”.
  6. Онлайн-курс Финансовая грамотность для детей от Boss Kids.
  7. Онлайн-курс по финансовой грамотности для подростков 10–15 лет от Школы FIN-RA Teens Дмитрия Толстякова.
  8. от Школы финансовой грамотности SmartyKids.
  9. Онлайн-уроки финансовой грамотности от Банка России.
  10. Онлайн-курс Финансовая грамотность от Учи.ру.

Книги

По финансам написано много книг. Рекомендую вместе с детьми изучить следующие работы:

  • Татьяна Попова “Волшебный банкомат”
  • Бодо Шефер “Мани, или Азбука денег”
  • Бодо Шефер “Кира и секрет бублика”
  • Дж. Клейсон “Самый богатый человек в Вавилоне”
  • Дмитрий Васин “Деньги и бизнес для детей”
  • Елена Ульева “Финансовая грамотность в сказках. История Монетки”
  • Елена Ульева “Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей”
  • Алексей Гридин “Обращайся с деньгами по-взрослому. Финансовая грамотность для детей от мобайликов”
  • Игорь Липсиц “Удивительные приключения в стране Экономика”
  • Валерия Мельникова “Дети и деньги. Практические советы родителям”
  • Анна Воронина “Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем”
  • Людмила Емелина, Анна Тищенко “Волшебные приключения в мире финансов. Тайна заброшенного города”

Больше книг по финграмотности для детей ищите на нашем блоге. Также рекомендую заглянуть в подборку литературы по финансовой грамотности для взрослых.

Онлайн-игры

Отдыхать и играть тоже можно с пользой. Заинтересуйте детей следующими развивающими играми:

  1. Онлайн-игра Смешарики в мире финансов.
  2. Финансовая онлайн-игра Portfolio от образовательного портала fgramota.org.
  3. Онлайн-игра Путь к финансовому успеху от Волгоградского государственного университета.
  4. Онлайн-игра Финзнайка по заказу Минфина РФ.
  5. Финансовый тренажер CachGo, основанный на игре Роберта Кийосаки “Денежный поток”.
  6. Онлайн-игра Тайна потерянной копилки от Банка России.
  7. Интерактивный квест о финансовой грамотности Финансовые будни от Минфина РФ.
  8. Курс-игра от Finbo.

Мультфильмы и фильмы

Развлеките детей просмотром полезных мультфильмов:

  1. Все серии Азбуки финансовой грамотности со Смешариками.
  2. Мультсериал Пин-код. Азбука финансовой грамотности.
  3. Художественные фильмы для 5–11 классов.
  4. Мультсериал Богатый бобренок.
  5. Мультсериал Азбука денег тетушки Совы.

Не говорить с детьми о деньгах

Говорить ли с детьми о деньгах?

Многие
родители предпочитают обсуждать вдали от своего ребёнка, шёпотом и за закрытыми дверями, мотивируя это тем, что
детям не за чем раньше времени сталкиваться с трудностями взрослой жизни.
Однако такая стратегия не совсем верна. Обеспечивая своему ребёнку полностью
беззаботное детство, родители рискуют воспитать несамостоятельного, не приспособленного
к жизни человека. Если у него с ранних лет не сложилось понимание, откуда
берутся деньги, если он привык относиться к деньгам легкомысленно, откуда
возьмётся финансовая грамотность в будущем? Впоследствии именно из таких детей
вырастают те, кто живёт не по средствам, не ведёт личный бюджет, погрязает в
долгах и кредитах или, наоборот, чрезмерно экономит.

2

№8 Наполеоновские планы

Пожалуй, у любого человека есть своя нереализованная мечта. Став родителями, многие начинают перекладывать эти мечты на своих отпрысков и «запихивать» их в различные кружки и секции.

Оставьте ребенка в покое и дайте ему выразить собственное мнение. У вашего ребенка наверняка есть свои предпочтения относительно дополнительных занятий, вот пусть он и развивается в этом направлении.

В противном случае вы только разовьете чувство протеста, и еще неизвестно, во что это выльется в дальнейшем. Как минимум, вы можете обеспечить своего ребенка низкой самооценкой и недовольством своими способностями.

Как говорить о деньгах с детьми?

Финансовой грамотности необходимо обучать с ранних лет. Все вышеперечисленные принципы будут понятны старшим школьникам. А вот разговоры о деньгах с малышами часто вызывают трудности. Назовем несколько способов обучения финансовой грамотности детей.Как превратить своего ребенка в финансового гения Следуйте советам финансового эксперта Бет Коблайнер, и она поможет вам на пальцах объяснить ребенку, что такое инфляция и игра на бирже. Пусть те несложные правила, которым вы научите ребенка сегодня, станут для него опорой во взрослой, независимой жизни! Купить

Планируйте семейный бюджет с детьми

Разговоры о бюджете с ребенком стоит заводить с 4-х лет. Расскажите ему о том, что деньги достаются с трудом. Покажите, что бюджет семьи ограничен, поэтому вы и не можете купить весь магазин игрушек. На примере конфет или ягод можно показать, на что идут ваши деньги: эта ягода — на оплату света, эта — на детский сад. Так абстрактные понятия станут для ребенка конкретными. Напоминайте малышу о том, что вы вместе распределили бюджет на месяц, когда он попросит купить что-то, выходящее за рамки возможностей.

Выделяйте ребенку карманные деньги

Уже с пяти лет ребенку можно давать небольшие суммы еженедельно. Расскажите ему о возможности копить на большие покупки. Научите выбирать между аналогичными товарами более дешевый, чтобы сэкономить.Помните о том, что карманные деньги ребенка нельзя забирать. Заведите копилку или кошелек, брать которые может только он. Вы можете попросить у ребенка в долг, объяснив, что это значит, и назвав день, когда вернете деньги. Так малыш поймет, что у денег есть хозяин и распоряжаться ими может лишь он.

Играйте в «финансовые» игры

В магазине поиграйте с ребенком в поиск наиболее выгодных товаров. Или предложите детям найти несколько товаров на определенную сумму. Например, что можно купить на 100 рублей? Настольная игра «Монополия» прекрасно демонстрирует функции и возможности денег.

Заработок и самостоятельность

Более серьезная стадия в обучении детей финансовой грамотности — это получение ими настоящей зарплаты, собственных денег.

В основном работу начинают искать подростки с 13-14 лет, так как появляется сильное стремление к самостоятельности, а уже в 14 появляется больше возможностей приобрести частичную финансовую независимость с помощью трудоустройства.

На этапе заработка обучение со стороны родителей чаще всего уступает самообразованию, также помочь могут специальные курсы для подростков – так учиться интереснее, проще и можно избежать многих ошибок.

Это важный шаг в жизни каждого человека, и с помощью работы можно научиться многим вещам.

С того момента, как подросток начинает зарабатывать сам, он на практике видит то, о чем ему рассказывали в детстве:

  • Деньги зарабатывают трудом, и любой труд имеет ценность.
  • Это – ограниченный ресурс, который нужно пополнять.
  • Открывается значимость времени, потому что могут гореть дедлайны, если устраиваешься на фриланс, или время буквально становится деньгами, если ты работаешь посменно, и платят за час работы. В большинстве случаев заработать на «собственной» работе можно намного больше, чем дают родители.

Работающий подросток получает не так уж и мало для него денег, и их официально можно тратить на все что угодно.

Что происходит в такой ситуации, зависит от уровня уже приобретенной детьми финансовой грамотности.

Для родителей в этот момент главное — не отрекаться от помощи детям под предлогом того, что раз они получают свою зарплату, они взрослые и могут все делать сами.

Учиться управлять финансами можно всю жизнь, и двенадцатилетний ребенок в теории может лучше обращаться с деньгами, чем человек в 20 лет. Родителям стоит всё так же обсуждать, поддерживать школьника, ценить его труд и хвалить за самостоятельность.

Ошибка №4 – попытка реализовать свои мечты через ребенка

Есть родители, которые пытаются навязывать своим детям свои мечты только потому, что они сами не смогли воплотить их в жизнь. Кто-то не смог в силу каких-либо обстоятельств стать инженером, хирургом, преподавателем, спортсменом или музыкантом, но это не означает, что вы сможете пройти через этот путь вместе с вашим ребенком.

Дети являются нашим продолжением: в них заложены наши гены, мы передаем им часть своего опыта. Однако у каждого в этой жизни своя дорога, и не стоит их заставлять идти по тому пути, который всецело избрали вы, не учитывая желания, мнения и реальных способностей вашего ребенка. В результате вы рискуете сделать вашего ребенка несчастным и неуверенным в своих силах человеком, которому будет за что винить вас.

Подростковый возраст и финансы

На подростков большое влияние оказывает мода и поведение друзей. Поэтому в этом возрасте финансовая грамотность для школьников начинает приносить свои плоды

Для школьников в старших классах важно научиться планировать карманные расходы. Можно договориться с ребенком, что после накопления определенной суммы родители (или другие родственники) добавляют средства для какой-то крупной покупки. Периодически можно спрашивать у ребенка «в долг» из копилки, но обязательно возвращать

Периодически можно спрашивать у ребенка «в долг» из копилки, но обязательно возвращать.

В этот период важна профориентация. Разъяснить понятие склонностей и компетенций. Можно в игровой форме (ввести карточки «Характер» или «Умение» и «Профессия»; попросить детей подобрать к каждой профессии навык).

Старшеклассников уже в полном объеме вводят в финансовую сторону жизни семьи:

посещение банков (возможно даже открытие вклада на ребенка);

оплата платежек ЖКХ;

планирование финансов (например, предложить самостоятельно  составить личный финансовый план расхода определенной суммы на развлечения или покупки);

выпуск банковской карты.

Выдаем как зарплату — не чаще

С возрастом сумма карманных денег логично увеличивается. Постепенно должен расти и срок, на который ее выделяют. Сначала можно это делать каждый день (условно — на обед). Потом – раз в неделю. И наконец, перейти на выдачу один раз в месяц. Получаете основную зарплату — часть этой суммы отдавайте ребенку. Дальше пусть распоряжается деньгами на свое усмотрение. Потратил сразу все? Жди следующего месяца!

Такой подход научит финансовому планированию

Это один из главных навыков — умение отказывать себе в каких-то импульсивных покупках ради того, чтобы отложить средства на что-то более важное

Фото: NataliyaBack/Shutterstock/Fotodom

Финансовое воспитание детей: основные ошибки

1. Все финансовые вопросы семьи тщательно скрываются от ребенка

Это довольно распространенная ошибка родителей, которые думают, что таким образом они оберегают детей от сложностей взрослой жизни. Но при этом ребёнок лишается возможности получить знания о деньгах и опыт решения финансовых проблем. Он не может сформировать правильное мнение о назначении денег. 

Разговаривать с ребенком о семейных финансах не только можно, но и обязательно нужно. Конечно, учитывая его возраст. Совсем не обязательно обсуждать с 5-летним ребёнком размеры своей зарплаты или проценты по кредиту. Но, например, младшеклассник уже должен иметь общее представление, о том, откуда в семье берутся деньги и куда они тратятся.

2. Постоянное подчеркивание отсутствия денег

Это противоположная крайность. Когда родители постоянно повторяют, что денег нет и не предвидится. Когда они не обсуждают способы выхода из этого положения. И когда ребёнок слышит одни жалобы и сомнения в благополучном будущем. Опасность такого родительского поведения в том, что ребенок может воспринять все сказанное буквально. Он может чувствовать себя беспомощным, ущербным и в чем-то виноватым. Так как дети до определенного возраста во всем склонны искать причину в себе. Эту неуверенность и пассивность ваш ребёнок может унести с собой во взрослую самостоятельную жизнь. 

3. Использование финансовой зависимости ребенка

Иногда родители пытаются повлиять на поведение детей с помощью финансов. Например, наказывать ребенка, лишая его карманных денег. Чаще всего такие методы вызывают лишь отчуждение и протест. 

Следует постараться найти другие рычаги влияния на поведение ребенка, и не использовать манипуляции деньгами. Ведь карманные деньги даются для того, чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельным, чтобы у него были полностью свои деньги, на которые он может рассчитывать, которыми он может распоряжаться сам. Получается, когда вы отбираете у ребенка эти финансы за плохое поведение, вы лишаете карманные деньги своей главное функции. 

«В налоговых вычетах слишком сложно разобраться»

Родители оплачивают детям различные кружки и клубы, обучение в дорогих детсадах и лицеях. Немалые суммы уходят на медицинские услуги. При этом часто не используются стандартные налоговые вычеты на детей: 1400 руб. в месяц на первого и второго ребенка и 3000 руб. – начиная с третьего (пока нарастающий итог не достигнет суммы 350000 руб.). А ведь для этого нужно всего лишь сдать в бухгалтерию необходимые документы. Есть также вычеты на образование, лечение и ДМС ребенка. Если использовать все возможности, к совершеннолетию чада вполне можно набрать неплохую сумму, достаточную, например, чтобы достойно отметить его выпускной.

Если у вас 2 ребенка, вам полагается материнский капитал, а это почти полмиллиона рублей. Вы можете потратить деньги на обучение или улучшение жилищных условий. Есть еще вариант пустить маткапитал на накопительную часть пенсии мамы, но при неопределенном состоянии пенсионной системы сегодня его лучше не использовать.

С какого возраста начинать финансовое воспитание детей

Ребёнок способен усваивать финансовые азы еще до школы. Уже с двух лет дети могут относительно адекватно воспринимать окружающий мир и оценивать его. Конечно, не стоит пытаться делать из 2-летнего малыша финансиста, но объяснить само понятие денег, рассказать, как они появились и донести их ценность — вполне посильная задача. 

С 6-7 лет можно вместе составлять списки покупок, чтобы ходить по нему в магазин. Это тот возраст, когда ребёнку можно начать давать карманные деньги. А также это время говорить о финансовых целях и способах их достижения. 

С 9-10 лет можно оформить ребёнку карту, привязанную к карте родителей. Чтобы подросток учился распределять свои деньги, копить, делать переводы. И, самое главное — чтобы он совершил свои первые финансовые ошибки. В этом возрасте нужно предоставить ребёнку свободу и не требовать отчитываться за каждую покупку. 

Жить в кредит

Согласно исследованиям, молодежь считает наличие кредитной карты символом престижа и «крутости». Причём, чем больше кредитный лимит, тем круче! Однако, наверно нет большего зла в семейных финансах, чем кредиты, т.к. они пожирают наше настоящее и будущее. Кредиты — это наша плата за отсутствие финансового образования, за то, что мы не знаем, что существуют другие способы покупать вещи, которые нам нужны, это плата за желание иметь сейчас то, на что мы еще не заработали, это плата за то, чтобы выглядеть “не хуже других”.

Также читайте:12 причин, почему кредиты — это зло!10 историй о современном рабствеКак ускоренно избавиться от долгов — Руководство

Что ребенок должен знать о деньгах

Помните знаменитый детский стишок про муху, которая по полю пошла и денежку нашла. Заканчивается он так: «Пошла муха на базар и купила самовар». Но каждый ли малыш осознает, что собой представляют деньги?

В нашей стране к деньгам всегда относились с осторожностью, а говорить о них на людях было неприлично. Во времена СССР уважительное отношение к деньгам считалось моветоном. Каждый ребенок должен был знать о деньгах лишь то, что обсуждать этот вопрос нехорошо

Однако считалось нормальным на любую детскую просьбу, считавшуюся капризом, отвечать, что в семье нет средств на новую игрушку или сладости

Каждый ребенок должен был знать о деньгах лишь то, что обсуждать этот вопрос нехорошо. Однако считалось нормальным на любую детскую просьбу, считавшуюся капризом, отвечать, что в семье нет средств на новую игрушку или сладости.

Сейчас в России стали по-другому относиться к деньгам. Это слово перестало быть запретным, и его можно часто услышать в быту. Поэтому опыт родителей в денежном воспитании необходимо скорректировать. Мамы и папы должны действовать так, чтобы у их малыша сложилось верное отношение к деньгам. Прежде чем ответить на вопрос, что ребенок должен знать о деньгах, определимся с важными нюансами.

Прежде всего, денежные единицы — это не просто бумажки. До трехлетнего возраста дети не осознают, какую ценность представляют финансы. Малыши думают, что деньги — это просто разноцветные билетики, которые можно отдать, получив взамен сладости или куклу. Следует донести до них, что монетки — не обычные металлические кружочки. Деньги не получится сделать своими руками или попросить у волшебной феи. Храниться они обязаны в кошельке или копилке, относиться к ним нужно бережно, не бросать, не разрывать и не выбрасывать.

У малыша должно сформироваться бережное отношение к деньгам, он должен складывать их в одно место. Что еще ребенок должен знать о деньгах? Конечно же то, что их необходимо зарабатывать. Он не должен думать, что деньги находятся в волшебной коробочке, откуда родители просто достают их. Не имеет значения, где вы храните деньги, главное, чтобы ваш отпрыск понимал, что мама и папа много работают, чтобы их получить.

Затем ребенок должен знать о деньгах то, что их может быть недостаточно или вообще не быть. В этом случае придется экономить: не покупать машинки, конфеты, не ходить в детские развлекательные центры. Поговорите с дошкольником, чтобы решить, от чего можно отказаться, чтобы избежать лишних трат. Например, можно сходить в парк на прогулку, при этом не покупать дорогостоящие игрушки (их он получит попозже). Научите малыша совместно планировать бюджет, выставляя правильные приоритеты.

Кроме того, сыну или дочке необходимо пояснить, что такое бюджет вашей семьи. Конечно, это может быть сложно для понимания, но ваш отпрыск должен знать, что бюджет тратится и на него тоже, а ведь деньги ограничены в своем количестве.

Конечно, вы можете потратить чуть больше, чем планировалось. Однако не рекомендуется всегда идти на поводу у детей. Поговорите с ними и донесите, что кроме их желаний (еще один пистолетик, ненужная игрушечная лошадка) есть семейные траты, например покупка продуктов питания. Ребенок должен знать о деньгах то, что вы не будете покупать все, что ему захочется. Но можно выбрать одну игрушку, о которой он мечтает. Именно эту вещь родители смогут подарить на праздник в ближайшее время.

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами?

На тему использования денег в качестве поощрения или наказания ребенка можно встретить самые разные точки зрения. Отдельные люди считают, что учеба — это своего рода работа, поэтому ребенка нужно с детства приучать к тому, что если он будет хорошо учиться (хорошо работать) — значит, будет хорошо зарабатывать, поэтому за каждую высокую отметку в школе дают детям определенное материальное поощрение. В какой-то степени это, конечно же, стимулирует ребенка хорошо учиться.

Другие придерживаются мнения, что поощрять деньгами стоит только какие-то наиболее высокие достижения, например, успешное окончание учебного года, победу в олимпиаде, сдачу экзамена на высокую оценку и т.п.

Есть немало семей, которые дают детям деньги и за какую-то выполненную работу по дому, особенно сложную, требующую большого количества времени и труда (например, во время строительства или ремонта). Так, мол, ребенок лучше ощущает свой вклад в формирование домашнего хозяйства.

В то же время, наоборот, плохие оценки, вызов родителей в школу за плохое поведение или прочие провинности приводят к денежному «штрафу», например, лишнию ребенка карманных денег на определенный период, в зависимости от серьезности проступка.

В этих принципах денежных взаимоотношений с ребенком можно найти свои плюсы и минусы. С одной стороны деньги и то, на что их можно потратить, определенным образом стимулируют детей. С другой стороны, при длительном применении такого подхода, дети просто отказываются делать что-либо (учиться, помогать и т.д.) без денежного поощрения.

Как привить ребенку правильное отношение к деньгам?

Прежде всего, вы должны сделать так, чтобы ребенок чувствовал ответственность за свои карманные деньги. Например, если он обращался с выданными на какой-то период деньгами легкомысленно и потратил их сразу же — не нужно компенсировать эту потерю: пусть почувствует последствия своего легкомысленного обращения с деньгами. А чтобы избежать такой ситуации, лучше выдавать карманные деньги детям чаще, но меньше.

Далее, рекомендую постепенно приучать ребенка тратить выданные ему финансы не только на сладости и развлечения, но и на какие-то необходимые вещи, которые ранее вы покупали ему самостоятельно: школьные принадлежности, проездные билеты, одежду и т.д. Конечно же, все постепенно. Так, например, зная, что раз в квартал необходимо купить школьные тетради, раз в месяц — проездной билет и абонемент в спортзал и т.д., ребенок постепенно научится планировать личный бюджет, создавать сбережения на крупные покупки. Кстати, при совершении таких покупок, подскажите ребенку, как можно найти нужную ему вещь по более выгодной цене, как получить скидку.

Постепенно познакомьте своих детей с собственной домашней бухгалтерией, расскажите, сколько вы зарабатываете (здесь не должно быть тайн), откуда в ваш семейный бюджет поступают деньги, и куда они распределяются. Постепенно приобщайте детей к семейным советам по поводу совершения крупных покупок, планирования отдыха и других мероприятий, требующих серьезных расходов, пусть они видят, как вы выбираете оптимальные по затратам варианты.

Это лишь небольшое общее вступление к глобальной теме «дети и деньги», в котором я достаточно поверхностно расписал некоторые принципы выдачи карманных денег ребенку и формирования у него принципов управления личными финансами. В дальнейших публикациях я буду останавливаться на отдельных аспектах этой темы более подробно, поэтому оставайтесь с нами, следите за обновлениями и повышайте свой уровень финансовой грамотности. До новых встреч!

Использование финансовой зависимости ребенка

Порой родители, сознавая, что ребенок зависит от них в денежном отношении, пытаются повлиять на его поведение, угрожая тем, что перестанут его финансировать. Часто взрослые даже не задумываются о том, что такое их поведение вызывает лишь отчуждение и протест. Они считают, что поступают так на благо самого ребенка, пытаются добиться положительного (на их взгляд) поведения. А в результате взрослеющие дети вообще отказываются и от родительской помощи, и от имущества, вызывая у последних недоумение — «и для кого же мы это все наживали?»

Выход: Следует постараться найти другие рычаги влияния на собственных отпрысков, и не использовать подобные манипуляции. Возможно, излишнее упрямство связано с недостатком внимания, а нежелание помогать и слушаться – с отсутствием родительского примера. Ведь те же карманные деньги даются ребенку для того чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельнее и взрослее, а не как выражение отношения к нему.

«Кушай сам!»

Самая типичная родительская ошибка — всегда отказываться от предложенного ребенком лакомства, или других вещей, которыми он (как его и учили!), хотел поделиться. То есть родители рассуждают так: шоколадка маленькая (и самому-то мало), или фрукты первые, пусть дети отъедаются, и так далее. А взрослые что, им не расти, обойдутся. И это касается не только еды или вещей, а любых благ. Родители отдают последние деньги на дорогое модное платье дочери, или сидят в долгах, купив сыну-подростку скутер. Это в корне не верно. Вырабатывая у детей уверенность в том, что взрослые всегда уступают им любые блага, даже в ущерб себе, родители воспитывают эгоиста.

Выход: Всегда нужно принимать с благодарностью то, чем пришел поделиться маленький ребенок. Пусть маленький кусочек шоколада, отданный маме или папе, перерастет в хорошую привычку, и в дальнейшем поможет ребенку оставаться чутким к чужим желаниям и нуждам. И также необходимо дать понять подросшим детям, что маме тоже нужно хорошо одеваться, а вместо покупки скутера можно обновить семейный автомобиль.

Ошибка №1 – хвалить ребенка за все, что он делает, и преувеличение его реальных способностей

Многие родители так зацикливаются на своем ребенке, что любое его достижение, даже самое незначительное, вызывает у них гипертрофированный восторг, умиление и гордость. Они бесконечно твердят своему чаду: какой он особенный, он может стать кем захочет, какой он умный и как он справляется с чем-то лучше остальных. Такая чрезмерная похвала так же негативно сказывается на становлении личности ребенка, как и ее отсутствие.

Перехваливая ребенка, родители могут вызвать в нем отсутствие желания делать что-либо, за что он не получает награды и восхищенных возгласов. Именно поэтому, прежде чем похвалить своего сына или дочь, обязательно задумайтесь о том, а действительно ли это то достижение, за которое требуется награда. Ведь часто мы хвалим наших детей за вполне банальные поступки (например, ребенок сам убрал за собой игрушки, съел кашу или навел порядок на своем письменном столе).

В дальнейшем таким детям приходится сталкиваться с тем, что на их жизненном пути будут возникать различные неприятности, т. к. они могут оказаться неподготовленным к тому, что решение многих жизненных проблем требует усилий и реальной оценки своих способностей. Не забывайте о том, что хвалить детей нужно только заслуженно!

“Денег нет”

Не нужно говорить детям, что денег нет

Представим
ситуацию. Ребёнок в магазине просит купить ему очередную игрушку, вы
отказываете ему, аргументируя это тем, что «денег нет». Эта фраза — одна из
наиболее частых и опасных ошибок. Во-первых, как правило, это ложь: тут же вы
открываете кошелёк и расплачиваетесь за другую покупку. Во-вторых, «денег нет»
похоже на «выхода нет». Такие слова способны ввергать ребёнка в стресс, что
впоследствии может выработать так называемое «мышление бедности». Лучше
обсуждать траты заранее, планировать покупку и обязательно выполнять своё
обещание. 

6

Деньги в жизни ребёнка: финансовое воспитание

Отношение детей к деньгам часто базируется на двух крайностях: то бездумное потребление и транжирство, то полное равнодушие ребёнка к этой сфере. Монтессори-педагог АМИ 6—12 Ольга Селецкая делится практическими советами о том, как научить ребёнка обращаться с деньгами и вызвать разумный интерес к финансам.

Ситуация в классе: один мальчик попросил другого убрать за ним за денежное вознаграждение, и другой ребёнок согласился за это. Или, отец платит сыну за то, что тот выполнил какое-то поручение. Дети рисуют рисунки и продают их своим родителям. Родитель платит сыну за то, что тот помыл его машину. Шестилетний мальчик решил продать свои старые игрушки, потому что очень озабочен зарабатыванием денег (Напрашивается вопрос, а почему в таком возрасте он озабочен этим? Не лучше ли дать ему прожить его детство и научить его дарить игрушки другим детям?). Другая ситуация: на занятии по кулинарии мальчик стал продавать свой кусок теста другим детям…

Наблюдая такое, возникает предположение, что дети проецируют денежные отношения, которые практикуют их родители в семье. Молодые родители, поощряя подобную деятельность, считают, что таким образом они учат детей экономическим отношениям, какой-то финансовой грамотности, учат обращаться с деньгами.

Совершенно понятно желание любого родителя, чтобы его ребёнок стал финансово подкованным, предприимчивым и успешным. Но при этом не следует забывать о нравственных ориентирах. Что же на самом деле происходит с ребёнком, когда между родителями и детьми вводятся денежные отношения типа «помыл мою машину — получи заработанное»? А почему мальчику не может быть просто в радость помочь отцу, побыть рядом? И если отношения с отцом выстроены правильно, если отец — самый верный и близкий друг, защита и опора, — разве могут возникнуть у сына мысли взять деньги с отца?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий