Как научить ребенка падать правильно?

А нужно ли торопиться

Как то «гуляя» по просторам Интернета, я наткнулась на сообщение молодой мамы, утверждающей, что ее малыш пытается вставать чуть ли не в 6 месяцев. Она, естественно, в восторге, а вот врач, комментирующий ее слова, вовсе нет. Он утверждает, что мышцы у крохи еще не окрепшие, впрочем, как и опорно-двигательный аппарат. Следовательно, последствия раннего хождения могут быть плачевны: от неправильной постановки стоп до искривления голени.

Усугубляется ситуация, если у карапуза есть определенные проблемы со здоровьем, о которых его врачи и родители пока не знают. Правда, это не мешает последним всеми силами стараться помочь ребенку быстрее научиться ходить.

В то же время подобные страхи не должны омрачать настроение, если малыш сам пытается встать или сделать первый шаг раньше времени. Во всяком случае, в этом уверен доктор Комаровский. По его словам, ребенок сам встает, если его организм уже полностью сформирован и готов к новым свершениям.

Как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки: упражнения

Способность ходить у малыша развивается практически с рождения. Если в первые два месяца его жизни взять ребенка на руки под мышки. Он начнет двигать ножками, имитируя тем самым процесс ходьбы. Со стороны будет создаваться ощущение, что малыш ходит. Это и является первыми попытками ребенка научиться ходить. С помощью этого упражнения производится укрепление ножек.

  • Родители должны помогать ребенку ходить с раннего возраста. С пяти месяцев мама должна ставить ребенка к себе на колени для того чтобы он мог попрыгать. Сделать самостоятельно малыш этого не сможет. Поэтому маме необходимо помочь. Она должна взять его под мышки и поднимать, а потом опускать. Ставить твердо малыша на ножки при выполнении этого упражнения категорически запрещается. Это объясняется тем, что ножки еще не совсем окрепли, чтобы удерживать свой вес.
  • В 9-10 месяцев малыш будет стоять уже самостоятельно и при этом держаться за опору. С этого времени начинается обучение малыша ходьбе. Изначально он делает один-два шага, опираясь на мебель. Далее малыш делает попытки поднять игрушку или любой другой предмет из положения стоя. По истечении определенного времени малыш станет сгибать колени и доставать что-либо из пола, сидя на корточках.
  • С 11 месяцев малыш начитает сам стоять. Изначально он может удерживать равновесие доли секунды, а потом это время увеличивается. Если ребенку помогать, то он будет изначально ходить, держась за мамину ручку. По истечению нескольких недель он научиться ходить самостоятельно. С 13 месяцев три четверти детей начинают ходить самостоятельно. Они не требуют посторонней помощи, хотя во время ходьбы пошатываются. В некоторых случаях дети ходят с 16 месяцев или еще позже. Как правило, быстрее начинают ходить те дети, которые предварительно ползали, так как передвижение в вертикальном положении укрепляет их опорно-двигательный аппарат.
  • После того как малыш сделает первые самостоятельные шаги, его моторика будет постепенно развиваться. С 14 месяцев малыш научиться самостоятельно стоять. К этому времени некоторые из детей наклоняются и выпрямляются. Навыки хождения развиваются у малыша очень хорошо 15 месяцам. Начиная со следующего года малыш будет стараться подняться по ступенькам, но для этого ему нужна будет помощь взрослого человека.
  • Каким бы ни был малыш, он в обязательном порядке будет ходить. Для того чтобы ускорить этот процесс родители должны помогать своему ребенку.
  • Ребенок будет учиться ходить самостоятельно в том случае, если ему будет обеспечена мотивация. У детей в таком возрасте уже появляются любимые игрушки. Родителям необходимо заметить какой из них он больше всего играется и взять ее в руки. Отойдите от ребенка на несколько шагов и покажите ее. Малыш обязательно захочет достать любимую вещи и сделает несколько шагов к вам.
  • Во время проведения обучения этим методом необходимо произвести правильный подбор расстояния. Если оно будет большим, то малышу будет сложно его преодолеть. Это его очень сильно огорчит и может отбить желание ходить. Эта неудачная попытка его сильно огорчит. В таком случае повторить упражнение необходимо спустя некоторое время, чтобы ребенок забыл неудачу. Для обучения ребенка самостоятельной ходьбе не нужно использовать дополнительные аксессуары. Если кто-нибудь из родителей от него отойдет и протянет к нему руки, то ребенок в обязательном порядке пойдет ему навстречу.

Движения малыша должны постоянно поощряться родителями. Если он ходит с их поддержкой, то его необходимо хвалить практически за каждый проделанный шаг. Для того чтобы процедура обучения ходьбе была для ребенка не только интересной, но и приятной, родителям необходимо ходить вместе с ним. Дети будут чувствовать их поддержку, что будет их мотивировать к развитию.

ВАЖНО!В процессе обучения ребенка ходьбе не стоит торопить события. Ошибкой многих родителей является то, что они начинают интенсивно учить малыша ходить при достижении ним десятимесячного возраста. Но малышу все равно на существующие нормы развития

Он развивается индивидуально. Если он будет не готов к ходьбе, а родители его будут буквально заставлять это делать, то это может отбить у него охоту

Но малышу все равно на существующие нормы развития. Он развивается индивидуально. Если он будет не готов к ходьбе, а родители его будут буквально заставлять это делать, то это может отбить у него охоту.

Учить ребенка ходить необходимо только с мотивацией. Это будет его развивать не только физически, но и морально.

Выбор обуви и ходьба босиком

Выбирая детские сандалии и сапожки, необходимо отдавать предпочтение удобным, нежели красивым моделям. Только в комфортной, выбранной по размеру обуви можно научить ребенка ходить правильно.

Она должна отвечать следующим требованиям:

  • Быть по размеру;
  • Иметь достаточную высоту пятки, чтобы не слетала постоянно;
  • Подошва должна быть достаточно упругая, желательно с супинатором;
  • Застегиваться на липучки, такой вариант более удобен для мамы и для малыша.

Лучше всего подбирать обувь совместно с ребенком, он должен ее примерить, походить в ней, чтобы мамочка понаблюдала, как в ней малыш себя чувствует, удобно ли, хорошо ли прилегает к ножке. Если у чада выявлены ортопедические проблемы, то требуется специальный тип обуви, в этом вопросе следует проконсультироваться со специалистом.

В домашних условиях можно ходить босиком, в таком случае можно одновременно провести стопотерапию и закаливание. Можно расстелить на полу специальный коврик, который имеет выпуклости, он оказывает массажные свойства, так что это поможет малышу укрепить ножки. Если дома достаточно холодно, и без обуви ребенок может простыть, то лучше надевать носочки, но с прорезиненной подошвой, они предотвратят скольжение, а значит, он не упадет.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Помощь специалиста

Если вы понимаете, что обычные методы вам не помогают, и не переживать из-за проблем больше чем нужно вы не можете — доверьтесь психологу. Таким образом вы не только научитесь контролировать свои эмоции, но и расстанетесь с рядом серьезных проблем из прошлого, которые могут разрушить будущее.

Стоит также проверить исправность эндокринной системы и щитовидной железы в целом. Сбой в гормональном фоне негативно влияет на стрессоустойчивость организма.

Кроме того, проверить уровень защиты организма легко через ДНК-исследование. Оно покажет, как работают главные “дирижеры” нашего эмоционального состояния – серотонин, дофамин и норадреналин, и вы узнаете, насколько вам организм подвержен стрессам и уязвим перед внешними раздражителями, а главное – поймете, что вам с эти делать. 

Почему важно поползти?

Далеко не все дети обязательно проходят этот этап в течение первых месяцев жизни. Многие идут на опережение, сразу стремятся встать и сделать первые шаги. Но время, проведенное в младенчестве на четвереньках, значимо для гармоничного развития спины человека. Поэтому педиатры советуют учить детей этому навыку и всячески поддерживать его развитие. Зачастую именно родители стремятся быстро перемахнуть через этот этап — заботясь о ребенке, покупают уже в 5-6 месяцев приспособления, которые помогают передвигаться прямо (прыгунки, ходунки и т.д.). Или вовсе пытаются учить его ходить сразу на двух ножках, ведя за ручку.

Специалисты приводят целый комплекс причин, которые объясняют, почему ползать — это крайне полезно:

  • когда ребенок ползает, он укрепляет мышечную систему организма;
  • передвигаясь на четвереньках, ребенок формирует правильную осанку, тренирует позвоночник;
  • такой способ передвижения в первые месяцы жизни помогает развить баланс, укрепить вестибулярный аппарат;
  • ходьба на четвереньках координирует работу нижней и верхней частей тела;
  • именно в момент, когда малыш начинает ползать, формируется представление о его собственном теле;
  • ползая малыш помогает мозгу установить сообщение между разными полушариями: чем лучше взаимодействуют правое и левое полушария, тем ниже риск того,что в будущем ребенок столкнется со сложностями в чтении и письме;
  • ползая на четвереньках младенец учится фокусировать взгляд, ориентироваться в пространстве и изучает мир вокруг.

Обстановка и мотивация

Обстановка, в которой ребенок учится ходить, очень важна. Если малыш поскользнется и упадет, он не просто сделает себе больно

Важно то, что он потеряет уверенность в своих силах и перестанет на некоторое время стараться стоять без опоры. Поэтому очень важно выбрать обувь для ребенка. Если малыш дома ходит по голому полу, купите ему специальные носки с прорезиненной подошвой, которые не скользят

Очень важно обезопасить место, где проходят упражнения – смягчите углы мебели и косяки специальными силиконовыми накладками. Если малыш ходит в обуви, она должна быть максимально комфортной и мягкой. Возможно, на время придется убрать половики и ковры, о которые малыш может споткнуться

Если малыш дома ходит по голому полу, купите ему специальные носки с прорезиненной подошвой, которые не скользят

Очень важно обезопасить место, где проходят упражнения – смягчите углы мебели и косяки специальными силиконовыми накладками. Если малыш ходит в обуви, она должна быть максимально комфортной и мягкой

Возможно, на время придется убрать половики и ковры, о которые малыш может споткнуться.

Очень важна и мотивация ребенка. Малыш не хочет отпускать опору, просто потому, что ему это не нужно. Окружите его интересными игрушками и новыми предметами, которые могут быть для него любопытны. Но не давайте ему их сразу – держите на расстоянии одного шага от опоры. Попробуйте отпустить руки ребенка, но не отходите от него. Дайте малышу почувствовать, что вы все равно рядом и при неудачной попытке поймаете его. Не допускайте серьезных падений – ребенок может потерять веру в свои силы. Когда малыш постоит хотя бы несколько секунд – протяните ему руки, он должен знать, что мама и папа всегда придут на помощь и в следующий раз не нужно бояться стоять самостоятельно. Первое время тренировки по хождению и стоянию должны быть только на мягком – дома или на газоне, ни в коем случае не на асфальте.

Обучая ребенка стоянию без опоры, не форсируйте события. Если малыш отказывается стоять самостоятельно – не вините и, тем более, не заставляйте его. Просто его организм еще не окреп. Чтобы не навредить детскому позвоночнику, малыша нельзя сажать и ставить на ноги раньше времени. Ребенок сам почувствует силы в ногах и обязательно пойдет в скором времени. В то же время нельзя тянуть с посещением врача – лучше убедиться, что малыш здоров и терпеливо ждать первых шагов, чем упустить драгоценное время в надежде что все в порядке. Будьте терпеливы и внимательны к своему ребенку, и он непременно скоро встанет на ножки!

Как правильно одеть лыжи и держать палки

Перед тем, как начинать двигаться на лыжах, необходимо научиться их правильно одевать, а также держать палки в руках. В этом нет ничего сложного. Чтобы одеть лыжи, их надо положить перед собой на землю, а потом поочередно застегнуть каждую ногу, правильно зафиксировав механизм крепления. Чтобы не упасть, сначала крепится одна нога, с опорой на другую, стоящую на земле, далее вторая. Независимо от выбранного типа крепления (NN75, NNN, SNS) одеваются лыжи приблизительно по той же схеме.

 Держать палки еще проще – надо просто одеть крепежные ремешки на руки, они препятствуют потере палки в движении, и обхватить ручки палок ладонями. Катание на беговых лыжах требует хорошего контроля палок, чтобы они не выпадали из рук, не мешались во время движения под лыжами, держались в правильной позиции при спусках. Все это легко приходит с практикой.

Научиться кататься на беговых лыжах

Как уменьшить падения?

Количество падений можно уменьшить, например, таким образом:

  1. Когда малыш начинает делать первые шаги — оставляйте его босым. Голая нога лучше чувствует поверхность и не скользит.

Это поможет повысить мышечный тонус в ногах, и научиться равновесию и координации.

  1. Когда малыш начинает ходить, не нужно его постоянно держать за руку. Так он привыкнет, что мама, которая всегда рядом, ловит — и падений не избежать.
  2. Не страхуйте малыша специальными приспособлениями:
  • шлемы;
  • детские вожжи;
  • рюкзачки на спину, чтобы в случае падения смягчить удар.

Все это приводит к ослаблению инстинкта самосохранения и опасному падению.

К чему приводят стрессы?

Беспокойство и постоянный стресс приводят к тому, что человек становится неспособным контролировать собственную жизнь на достаточном уровне. К этому добавляются и другие неприятные последствия.

  • Склонность к употреблению веществ, способных заставить временно забыть, что у вас есть проблема. Это может быть алкоголь, особые медицинские препараты, излишнее курение.

  • Потеря жизненных целей. Страх перед неудачами заставляет отказываться от своих планов, реализации идей.

  • Развитие хронической усталости провоцирует появление различных болезней, бороться с которыми у организма нет сил.

  • Мозг, перегруженный обработкой постоянных стрессов теряет тонус и работоспособность.

Видео: как научить ребёнка ждать

Мои малыши также многократно проявляли капризы во время ожидания. В обязательном порядке беру с собой в дорогу любимые игрушки детей, чтобы они могли в любой ситуации интересно провести досуг. А также стараюсь спокойно и монотонно пояснять ситуацию, пытаюсь заинтересовать происходящим в комнате или за окном. К мотивации тоже прибегала неоднократно. В качестве «приза» обычно выступает конфета на палочке или «Киндер» (если ждать приходится долго).

Каждый ребёнок индивидуален. Те методы, которые подойдут одним малышам, могут оказаться бесполезными для других. Поэтому пробуйте и выбирайте наиболее эффективные.

Как понять, что малыш готов

Возраст, в котором карапуз сделает свой первый шаг, индивидуален. По мнению ортопедов, у большинства детей это случается в 1 год, но все равно всех подгонять под стандарты не стоит. В конце концов, на показатель влияет генетика, темперамент (сангвиники и холерики идут быстрее меланхоликов и флегматиков), климат (южане развиваются быстрее северян), наконец, болезни и стрессы.

Общеизвестный факт, что дети, растущие в благоприятной обстановке без конфликтов и ссор со стороны родителей, быстрее делают первые шаги (порой даже в 10 месяцев), нежели те, кто живет в постоянной ругани и криках. Кстати, стресс могут спровоцировать не только они, но и частые переезды, чужие люди в доме.

Болезнь – еще один неблагоприятный фактор. Даже банальная простуда способна отсрочить наступление заветного часа, поэтому если малыш ее перенес, торопиться с помощью ему в ходьбе пока не стоит.

В идеале, важно просто понаблюдать за ребенком, чтобы понять, что он способен сделать свои первые шаги. Итак, присмотритесь внимательно

Если Вы заметили, что карапуз:

  • в силах подняться, удерживаясь за что-то;
  • передвигаться вдоль опоры;
  • путешествовать из комнаты в комнату на четвереньках;
  • ходить за руку;
  • покорять небольшие горизонты и залезать на невысокие стулья…

Значит, он готов ходить. Непосредственно на это указывает и тот факт, что делается все это с огромным удовольствием.

Ежели Вы чаще всего подталкиваете его к этим действиям, а сам он радости от них не получает, остановитесь. Не стоит торопить события, чтобы не столкнуться лицом к лицу с неприятными последствиями. В конце концов, если время идет, а ребенок ходить желания не изъявляет, есть смысл показать его врачу. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом и ЦНС способны тормозить навык самостоятельного хождения. Причем в большинстве своем они поддаются коррекции. Нужны лишь своевременная диагностика и лечение.

Как научить ребенка сидеть: а надо ли учить сидеть?

Первый вопрос, на который нужно самой себе ответить, обучая чему-то своего малыша: «А зачем всё это ему  и мне нужно?» И только второй вопрос, который надо себе задать: «А как это делается?».

В этой статье я отвечу подробно на эти два вопроса по отношению к овладению ребенком умением сидеть.

А зачем всё это, или нужно ли учить ребенка сидеть?

Сидение – это действие, которому ребенок обучается после активного ползания. Очень часто взрослые стремятся, чтобы малыш как можно раньше сел. А однажды побывав на курса в одном австралийском он-лайн институте я с  удивлением услышала совет обложить малыша подушками чтобы он пораньше сел.

Правильно ли это? Нет! Так делать категорически нельзя! Хотя Интернет пестрит советами типа « усаживайте малыша в подушки» или «облокачивайте его на спинку дивана, пока не научится сидать сам!». А ведь это – прямо путь к … болезням ребенка, причем очень серьезным. И проявятся они не сейчас, а намного в более позднем возрасте. Спешить не нужно – природой всё очень точно продумано, и всему есть свой срок и своё время.

Главное движение, нужное малышу для полноценного развития –это не сидение, а ползание. Именно активное ползание готовит ребенка и к сидению, и к стоянию, и к ходьбе и способствует гармоничному физическому развитию ребенка. И тогда сидение возникает само по себе природно тогда, когда мышцы  и весь организм  ребенка будут готовы к этому. Раннее сидение (когда организм ребенка еще не готов к нему)  не способствует будущему здоровью ребенка, хотя и умиляет многих взрослых. Когда организм малыша будет готов  — ребенок сядет сам!

Очень важно научить малыша правильно ползать – то есть ползать на четвереньках, а не подтягиваться на руках. При подтягивании в ползании участвуют только руки, а ноги в результате  —  слабые

Как стимулировать ползание ребенка как основу для дальнейшего овладения сидением:

1)      Ползание за игрушкой, положенной на расстоянии от ребенка на полу.

2)      Игра «Догоню – догоню» с увеличением скорости ползания,

3)      Ползание через препятствия (валик, подушка), с огибанием препятствия, стоящего на пути к игрушке (например, низкая скамейка).

4)      Упражнение для развития ползания «Лягушка».  Ребенок лежит на животе ногами к маме. Мама держит – фиксирует стопы малыша с их тыльной стороны так, чтобы ее указательный палец был между стопами (обхват двух стоп с тыльной стороны, указательный палец между стопами малыша).

Затем мама сгибает и разгибает ножки ребенка —  движения как будто лягушка плывет – в коленных и тазобедренных суставах. Делаем несколько таких пассивных движений. После этого придерживаем ножки ребенка в положении сгибания и даем этим ему возможность самому оттолкнуться до разгибания ног и продвинуться вперед. Для стимулирования нового отталкивания кладем впереди ребенка привлекательную для него игрушку.

Как только малыш начнет сам активно ползать упражнение можно не делать а предоставить ему пол для передвижения.

Упражнение развивает мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.

Что происходит, если мы раньше времени усаживаем ребенка и стимулируем сидение?

Слабые мышцы спины ребенка легко утомляются. Ребенок сильно сутулится и начинает опираться грудной клеткой на живот чтобы распределить нагрузку. Так происходит тогда, когда мы усаживаем ребенка, а его мышцы к этому положению тела еще не готовы!

Ребенку не нужна опора для спины. Когда он будет готов, он сядет сам, причем с прямой спинкой. А если устанет — то сам изменит позу тела на более удобную. В этом плане дети гораздо более природны, чем взрослые и сидеть в неудобной позе сами не будут.

Вывод:

— Именно активное ползание помогает ребенку в дальнейшем активно садиться и вставать и готовит к этим видам движений. Поэтому нужно стимулировать не сидение, а активное ползание. И дать дома малышу простор для ползания на полу и возможность  доползти по полу до игрушки, положенной на расстоянии от него или к источнику интересного звука. Причем нужен малышу для ползания именно пол, а не манеж или диван.

— Главная задача в возрасте 6-10 месяцев – с помощью ползания укрепить все мышцы ребенка для того, чтобы в дальнейшем он мог легко сидеть, стоять, ходить.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий