Как научить ребенка сморкаться и в каком возрасте начинать обучение

Как правильно лечить насморк

Каждый из нас убежден, что умеет высмаркиваться. Но так ли это на самом деле?! Послушаем рекомендации врача-оториноларинголога высшей категории МБУЗ ГКБ №9 Дмитрия Севрюкова о типичных ошибках и о том, к каким последствиям может привести высмаркивание “без правил”.

В лечении насморка и профилактике его осложнений в виде отита и синусита,  большое значение имеет умение высмаркиваться. За много лет работы ЛОР врачом  замечены несколько типичных ошибок: 1. Высмаркивание через обе половины носа одновременно. 2. Высмаркивание с зажатой одной из половин носа и одновременным периодическим закрытием второй половины носа, что создает повышенное давление воздуха в носоглотке. 4. Высмаркивание с периодическим одновременным закрытием обеих половин носа, что создает повышенное давление воздуха в носоглотке. 5. Втягивание отделяемого через носоглотку с последующим сплевыванием его через рот. 6. Разные варианты сочетания вышеописанных способов.

Ни один из этих способов  не является желательным. Если повышается давление воздуха в носоглотке, а там присутствуют инфицированная слизь и гнойное отделяемое, то увеличивается вероятность попадания инфекции в среднее ухо через слуховую трубу с последующим развитием острого отита. Если слизь остается в пазухах, повышается вероятность развития воспаления в них (синуситов).

 Так уж устроена анатомия носа, что при медленном спокойном вдохе воздух идет через общий носовой ход. Состояние слизистой нижних носовых раковин (отек, воспаление) имеет большое значение для затруднения носового дыхания, особенно при физических нагрузках. Площадь поверхности слизистой носа достаточно велика и воздух, распределяясь  согревается, увлажняется, очищается. На выдохе «через нос» поток воздуха встречает ряд препятствий:  задние концы нижних носовых раковин, нижние, средние и верхние носовые раковины, крючковидный отросток. В решетчатые и верхнечелюстные пазухи носа (синусы) воздух попадает  через полулунную щель и далее, вместе с содержимым пазух, выходит через ту же щель и ноздри наружу. Таким образом,  воздух в пазухи попадает на выдохе, а значит и выводит их содержимое при высмаркивании.

Как же правильно высморкаться? Для этого необходимо набрать воздух через рот, закрыть одну из половин носа и достаточно интенсивно постараться выдохнуть воздух через оставшуюся открытой половину носа. Нет необходимости делать это толчками. Высмаркивание должно напоминать задувание свечи на расстоянии около 10 сантиметров. Есть замечательное упражнение для проверки интенсивности высмаркивания. При выдохе через правую или левую половину носа нужно сдвинуть с места полоску тетрадной бумаги, шириной около 1,5 см и длиной около 6-8 см, согнутой под углом в 45⁰ в соотношении 1:2.

Обычно взрослых научить высмаркиваться просто. А вот как научить делать это детей?  Чтобы научить – нужно показать. Для получения хорошего эффекта обстановка должна быть спокойной. Ребенок садится напротив обучающего.

Итак, шесть  упражнений: 1. Дышим носом «на вдох-выдох» 5-6 дыхательных движений. Лучше дышать интенсивно, чтобы звук дыхания был слышен. Играем «в ёжиков» или «в паровозик». 2 . Затем зажимаем правую половину носа и продолжаем дышать носом «на вдох-выдох» 5-6 дыхательных движений. 3. Затем отпускаем правую и зажимаем левую половину носа. Продолжаем интенсивно дышать. 5-6 дыхательных движений. Следующие 3 упражнения похожи на первые, но вдох делаем через рот.

4. Делаем вдох открытым ртом, закрываем рот и весь воздух выдыхаем через полностью открытый нос. 5. Затем вдох открытым ртом, закрываем рот, зажимаем правую половину носа, делаем выдох через левую половину носа. 6. Затем вдох открытым ртом, закрываем рот, зажимаем левую половину носа, делаем выдох через правую половину носа.

Объясняем ребенку, что это и есть высмаркивание. Для закрепления эффекта берем платок и высмаркиваем ребенка так, как научили. Когда ребенок высмаркивается мы вместе с ним производим вдох открытым ртом, а после, закрыв рот делаем выдох через нос. Если не получилось научить ребенка высмаркиваться с первого раза – не отчаивайтесь. Повторите попытку позже. Привычка формируется около 3 недель. Поэтому позанимайтесь с ребенком регулярно  хотя бы 1-2 раза в день в течение 2 недель и еще неделю посмотрите как он высмаркивается сам. Ваш ребенок приобретет стойкие навыки.

Игровые занятия

Обратите внимание! В процессе занятий от частых резких выдохов у малыша может закружиться голова. Не переусердствуйте при выполнении упражнений, обязательно давайте ребенку отдохнуть. . Сдуваем бантики

Сдуваем бантики

Из цветной бумаги или фантиков нарежьте полосочки шириной 1-1,5 см и длиной 2-3 см. Аккуратно перекрутите их по центру (по принципу закручивания конфетной обертки), чтобы получить подобие бантика

Сдуваем бантики. Из цветной бумаги или фантиков нарежьте полосочки шириной 1-1,5 см и длиной 2-3 см. Аккуратно перекрутите их по центру (по принципу закручивания конфетной обертки), чтобы получить подобие бантика.

Положите бантик на свою ладонь и сдуйте ртом, вытянув губы трубочкой, полюбуйтесь, как красиво бантик улетит на пол. Предложите малышу повторить действие за вами, положив бантик на его ладошку. Затем перейдите к сдуванию бантиков носиком – сначала обеими ноздрями, потом поочередно, каждой из них.

Играем в паровоз. Паровозиком в этой игре будет малыш. Он должен сигналить, подавая гудки через нос. Научите его гудеть с закрытым ртом, а затем поочередно закрывайте ему ноздри (в 3 года может это делать и сам), чтобы он гудел то одной, то другой.

Пена и пузыри. Во время купания, сделав ребенку ванну с пеной, можно уделить время обучающей игре. Пусть ребенок наберет на ладошку пены и сдует ее ртом. Затем повторит действие, сдувая пену носиком и поочередно ноздрями. Также весело можно дуть носом на мыльные пузыри, выдуваемые взрослым через соломинку.

Закипающий чайник. Если в доме есть чайник с носиком, вскипятите в нем воду. Покажите ребенку, как идет пар из носика и поиграйте с ним в чайник – малыш должен попыхтеть носом, зажимая то одну, то другую ноздрю.

Летучее перышко. Детишки с удовольствием играют в игру с перышком. Малыш должен лежать на диване или полу, подложив под голову подушку таким образом, чтобы ноздри были направлены немного вверх. Положите ему на носик легкое перышко – ребенок должен его сдуть носом. Чем сильнее он будет выдувать воздух, тем выше поднимется перышко. В процессе игры можно сравнивать, какая ноздря «работает» лучше.

Гасим свечку. Для таких занятий лучше всего подойдет длинная тоненькая свечка, пламя на ней задуть заметно проще для малыша. Зажгите одну или несколько свечек, дайте ребенку задуть их ртом. Затем усложните задачу – пусть задувает свечки при помощи носа.

Ежик. Для этой игры подойдет и мягкая игрушка в виде ежика, и рисунок ежа. Прекрасный вариант – поделка, которую ребенок в 2-3 года способен выполнить с помощью родителей из пластилина и сосновых иголок. Можно заранее посмотреть мультфильм с этим героем и придумать сюжет, где малыш будет исполнять роль ежика.

Важно, чтобы ребенок научился показывать, как фырчит и пыхтит еж. Пыхтеть следует двумя ноздрями и каждой поочередно

Играть «в ежика» можно между делом, к примеру, в ходе чтения книжки про лесных обитателей

Играть «в ежика» можно между делом, к примеру, в ходе чтения книжки про лесных обитателей.

Игровая форма обучения

Далее представлены игры, с помощью которых можно весело научить ребёнка высмаркиваться:

  • Вата. Кусочки чистой ваты засовываются в ноздрю, затем крохе предстоит «выдуть» вату из носа.
  • Ветерок. Это дыхательное упражнение, позволяющее ребёнку имитировать слабый или сильный ветер. Естественно, воздух выталкивается с помощью ноздрей.
  • Ёжик. Очень весело научить малютку пыхтеть как ёжик. Для этого необходимо показать картинку ежа, рассказать, как он бегает, как пыхтит. Можно взять сюжет из какого-нибудь мультфильма, где наглядно показан ёж.
  • Перо. Пёрышко от подушки идеально подойдёт для тренировки дыхания носом. Нужно попросить малыша выдохнуть так, чтобы перо взлетело.
  • Самолёты. Упражнение схоже с предыдущим, только используются разные предметы: фантики, обрывки салфетки, вата. Всё это кладётся на ладошку, после чего сдувается потоком воздуха из ноздрей.
  • Чайник. На примере обычного чайника обыгрывается ситуация. Ребёнку нужно представить, что он подобно чайнику выпускает из ноздрей пар и поиграть в такую игру.

Эти нехитрые упражнения с ребёнком проводить весело и легко, не требуется никаких специальных приспособлений. В один прекрасный момент, кроха всему научится и станет с лёгкостью высмаркиваться по маминой просьбе.

Как почистить нос ребенку в домашних условиях

Если ребенок слишком мал или ему никак не удается высморкаться, почистите ему носик сами. Не используйте никаких антибактериальных или сосудосуживающих препаратов без назначения врача!

1. С помощью жгутиков из ваты:

  • Промойте носик физраствором (2-3 капли в каждую ноздрю) или специальными солевыми каплями, чтобы размягчить сопли.
  • Скрутите несколько тоненьких жгутиков из стерильной ваты и окуните кончик жгутика в вазелиновое (оливковое или персиковое) масло.
  • Прокрутите жгутиком в носу, постепенно вытаскивая его наружу.

2. С помощью назального аспиратора или резиновой груши:

  • Если сопли достаточно густые, то нужно их размягчить с помощью физраствора или солевых капель.
  • Окуните наконечник аспиратора или спринцовки в масло, нажмите на «грушу», чтобы из нее вышел воздух.
  • Вставьте наконечник в носик малыша и отпустите «грушу», таким образом сопли отсасываются в аспиратор.
  • Электронные аспираторы еще проще в использовании: достаточно поднести трубочку к носу и нажать на кнопочку.

ВАЖНО! Нельзя использовать ватные палочки для очистки носа малыша! Они слишком твердые! Данная процедура довольна неприятная для ребенка, он скорее всего будет крутить головой или даже отталкивать вас руками, при сопротивлении ватная палочка может повредить носовой проход малыша. Это же касается и шприцов: они не предназначены для чистки носа!

Конкретные приёмы обучения маленького ребёнка высмаркиванию

Прежде всего взрослому нужно показать ребёнку личный пример — взять носовой платок и выразительно высморкаться. Затем то же самое предлагается сделать малышу. Как вариант можно громко посморкаться вместе — это весело.

Если данный метод не приносит результата, нужно превратить обучение в увлекательную игру. Вариантов здесь множество, главная цель — выработать у крохи навык выдувания воздух из носа:

«Ёжик фыркает». Младшие дошкольники очень любят воспроизводить звуки, которые издают животные. Поэтому нужно просто поиграть в сердитого ёжика — энергично пофыркать носиком, при этом вначале закрыв одну ноздрю, а потом — другую.

«Паровоз». Взрослый сообщает карапузу, что он превратился в паровозик. Нос — это дымоход, который выпускает пар. Пока одна «труба» отдыхает, в другую нужно сильно дуть и пыхтеть.
«Летающие снежинки». Салфетка или тонкая бумага нарезается на мелкие кусочки и собирается на столе в кучку. Ребёнок должен дуть на неё, чтобы «снежинки» сваливались на пол. Можно устроить соревнование с мамой — кто сдует больше.
«Аэропорт». Похожая игра. На листе картона располагается несколько разноцветных кусочков бумаги — это самолёты. На них нужно дуть, чтобы они взлетели.
«Закипающий чайник»

Вначале мама обращает внимание крохи на чайник, в котором закипает вода (из носика идёт пар). Затем малышу предлагается аналогично попыхтеть носом (конечно же, поочерёдно каждой ноздрёй).

«Задуй свечу»

Перед малышом ставится горящая свеча — он задувает её воздухом из носика.
«Футбол» Взрослый и ребёнок садятся за стол друг напротив друга, посередине помещается кусочек ваты (мяч). Выдувая воздух из носа, нужно забивать голы противнику.
«Волшебная пенка». Большинство детишек любят игры в ванной во время купания. Можно поиграть с мыльной пеной, которая будет летать, если на неё подуть из носика (пенка помещается на ладошку).
«Туман». Перед лицом малыша располагается небольшое зеркало. Мама предлагает выпустить воздух из носика, чтобы стекло запотело. Потом на зеркале ребёнок может что-нибудь нарисовать.

Помимо обучения высмаркиванию, нужно рассказать ребёнку, как обращаться с носовым платком или салфеткой. Вначале возле носика малыша её держит взрослый, затем кроха сам осваивает это умение (на первых порах дети обычно держат платок двумя руками, затем учатся делать это одной рукой).

На первых порах малыши обычно держат носовой платок двумя руками

Как научить ребенка высмаркиваться: игры

Детей обучать чему-то новому, в том числе и научить маленького ребенка высмаркиваться легче всего в процессе игры. Если же вы будете просто рассказывать малышу, что необходимо делать, без игр, то эффект будет минимален и обучение новому навыку займет больше времени. Дальше предлагаю вашему вниманию интересны игры, как научить маленького ребенка высмаркиваться:

  1. Паровоз. Предложите ребенку поиграть в паровоз. Объясните, что ваши ноздри – это дымоходы паровозиков, в которые необходимо пыхтеть. Пусть затыкает одну из ноздрей, а через вторую в это время хорошо выдыхает, имитируя гудение.
  2. Ветер. По очереди зажимайте ребенку ноздри, попросив малыша делать сильные и слабые выдохи из носа, имитируя могучий и слабый ветерок.
  3. Вата. В одну из ноздрей засовывается вата., вторая затыкаетсяю предложите малышу подуть ноздрей, которая заткнута ватка. После того, как он хорошо дунет – инородный предмет вылетит из носика.
  4. Фууу. Такой способ обучения ребенка высмаркиваться подходит для совсем маленьких детей. Громко и выразительно скажите «фууууу». Попросите повторить ребенка и тоже громко произнести эту фразу. Далее предложите ребенку сказать тоже самое, но носиков.
  5. Самолетики. В качестве самолетиков могу служить различные легкие, летающие предметы: красивые фантики от конфет, кусочек ваты, салфетка, порезанная на мелкие кусочки. Самодельные самолетики располагаем на ручке ребенка (это будет аэропорт) и предлагаем хорошо дунуть из одной ноздри, чтобы самолетики запустить в полет. Пусть наберет воздух в ротик, после чего дунет из одной ноздри. Прежде, чем ребенок будет делать – продемонстрируйте на своем примере. Можно устроить соревнование – кто дует сильнее? У кого самолетики улетят дальше? Кто сдует больше листиков? Чтобы ребенок не потерял интерес к игре, попробуйте поддаться
  6. Ежик. Предложите ребенку учиться высмаркиваться, изображая ежика. Покажите ежика, изображенного на картинке в книжке, или посадите рядышком игрушку, расскажите, что он кушает, как бегает. А потом продемонстрируйте, как ежик пыхтит, после чего предложите попыхтеть ребенку.
  7. Пена. Во время купания ребенка можно продолжить обучать ребенка новому навыку высмаркивания. В качестве обучающего предмета подойдет пена, которую можно сдувать выдыхая воздух из носика.
  8. Свечка. Зажгите свечку и поставьте ее на стол. Выбирать лучше тонкую и небольшого размера свечку, чтобы ребенку было проще ее задуть. Покажите малышу, как задувается пламя свечи, если на нее подуть ротиком. После этого предложите подуть ребенку. Затем предложите малышу задуть свечку с помощью носика.
  9. Перышко. Возьмите перышко, к примеру, от подушки. Разместите кончик перышка с самого края ноздри малыша. Далее предложите ребенку хорошо дунуть носиком, чтобы запустить птичку в полет.
  10. Чайник. Покажите ребенку, как происходит закипания чайника, как из носика ввысь поднимаются облака пара. Предложите ребенку поиграть в чайников, издавая пыхтение носом. Сперва продемонстрируйте ребенку на собственном примере, как пыхтит чайник носиком. Затем предложите в игру включиться ребенку.

Рекомендуем: Как увлажнить сухой воздух без увлажнителя?

После того, как у ребенка стало хорошо получаться выдувать воздух через нос, можно использовать навык во время простуды для удаления соплей из носика. К примеру, приложите носовой платок к носику ребенка и попросите изобразить пыхтение ежика. Возможно не сразу, через некоторое время ребенок освоит новый навык и вопрос, как научить ребенка сморкаться вас больше не будет беспокоить.

Здоровья вам и вашим малышам!Оля

Когда начать обучение

После того как родители задумались над тем, как научить детей сморкаться, следует продумать, когда нужно приступать. Но перед этим необходимо запомнить несколько простых правил:

  • Учить малыша сморкаться следует только в период, когда он абсолютно здоров, находится в хорошем расположении духа, а нос его дышит свободно. В противном случае мама получит только капризы и истерики.
  • Следует учесть тот факт, что в первое время, возможно, ничего получаться не будет. Поэтому родителям следует запастись терпением, подбадривать малыша и настраивать его на положительный результат.
  • Если во время обучения малыш внезапно заболел, обучение стоит отложить.

Родители, которые задаются вопросом о том, как научить ребёнка сморкаться в год, немного торопятся. Самый оптимальный срок начала обучения – 2 года. Годовалый ребёнок ещё может не понять, что от него требуют взрослые.

В каком возрасте начинать обучать ребенка?

Развивать ребенка (именно развивать!) необходимо как можно раньше. Пусть он много двигается, задает вопросы, пробует делать обычные вещи необычными способами, часто меняет обстановку и получает максимум новых впечатлений. Посещение театров, концертов, музеев, различных выставок обязательно внесет важный вклад в развитие малыша. Если, конечно, все мероприятия соответствуют возрасту ребенка.

В каком возрасте лучше обучать ребенка новым знаниям и навыкам? Одни родители начинают занятия с 3 лет, другие задумываются об этом ближе к 5 годам, а третьи продлевают детство ребенку лет до 7. Кто из них прав?

Все зависит от самого малыша, его активности, готовности, интересу и способности воспринимать информацию. Необходимо не поддаваться общему веянию моды, а смотреть на своего ребенка: может ли, готов ли, хочет ли?

В каждом возрасте есть сенситивные (благоприятные) периоды для развития новых навыков.

  • благоприятный период развития речи – от 0 до 6 лет;
  • готовности усваивать правила порядка – от 0 до 3 лет;
  • сенсорное развитие длится с рождения до 5,5 лет;
  • период восприятия маленьких предметов – от 1,5 до 5,5 лет;
  • период движений и действий – от 1 до 4 лет;
  • благоприятный период для развития социальных навыков – от 2,5 до 6 лет.

Обучая и развивая ребенка, следует учитывать эти периоды, а также особенности возрастной психологии.

Особенности обучения ребенка с 3 лет

Основная деятельность ребенка в этом возрасте – игра. И усваивать новые знания он может только играя.

Психические процессы нестабильны, поведение дошкольника зависит от его самочувствия и окружающей обстановки. Ребенок может отвлекаться от занятий из-за того, что ему жарко или давит резинка на колготках. А запомнит он лишь то, что его внезапно привлекло и заинтересовало. Чем богаче созданная развивающая среда, тем большим количеством предметов заинтересуется ребенок. Значит, у взрослого будет больше возможностей обучать его.

Если обучать ребенка через силу, принуждать его концентрироваться, то можно сформировать отвращение к занятиям, что негативно скажется на дальнейшем обучении.

Особенности обучения ребенка с 5 лет

Ведущей деятельностью также остается игра, только она становится сложнее, появляется сюжет, распределяются роли. Количество возможностей для обучения увеличивается, так как психические процессы развиваются: растут объем памяти, периоды концентрации внимания.

Непроизвольность внимания и памяти заменяется произвольностью – дошкольника можно попросить сосредоточиться на предмете обучения.

Если занятия проводятся без учета индивидуальных особенностей ребенка, ему станет скучно и вся польза от занятий сведется на нет

Поэтому важно при обучении с 5 лет выбирать опытного педагога и интересную для ребенка программу

Особенности обучения ребенка с 7 лет

Ближе к 7 годам сам мозг ребенка подсказывает – пора учиться. Ведущая деятельность ребенка – учение. Ему интересно узнавать новое, пробовать другие способы действий, знать сегодня больше, чем вчера. Психические процессы достаточно сформированы для того, чтобы концентрироваться на предмете обучения, выполнять задания учителя и не расстраиваться, если что-то не получается.

Младшие школьники способны решать различные задачи, устанавливать связи между объектами, обобщать и систематизировать. У них уже развивается произвольная память.

Но внимание все еще остается нестабильным, хотя и концентрироваться на одном предмете дети 7 лет могут дольше 15–20 минут. Поэтому обучение должно быть ярким, динамичным, чтобы ребенок не заскучал и не отвлекся на более интересные вещи. В каком возрасте начинать обучение ребенка, чему учить и в какой форме будут проходить занятия – решать родителям

А чтобы принять правильное, взвешенное решение, не гонитесь за модой, не следуйте за популярностью методик. Посмотрите на ребенка: готов ли он учиться? Интересно ли ему выполнять задания? И тогда, основываясь на способностях, склонностях, слабых и сильных сторонах личности сына или дочери, приступайте к занятиям. Вовремя начатое обучение раскроет возможности ребенка и будет стимулировать его дальнейшее развитие

В каком возрасте начинать обучение ребенка, чему учить и в какой форме будут проходить занятия – решать родителям. А чтобы принять правильное, взвешенное решение, не гонитесь за модой, не следуйте за популярностью методик. Посмотрите на ребенка: готов ли он учиться? Интересно ли ему выполнять задания? И тогда, основываясь на способностях, склонностях, слабых и сильных сторонах личности сына или дочери, приступайте к занятиям. Вовремя начатое обучение раскроет возможности ребенка и будет стимулировать его дальнейшее развитие.

Особенности ринита у детей

Три наиболее распространенные причины насморка — это простуда, синусит и аллергический ринит. Каждое из этих состояний вызывает отечность в носу и продуцирование дополнительной слизи, что смывает инфекцию, раздражители или аллергены.

И отек, и дополнительная слизь приводят к заложенности носа. Удаление слизи при помощи высмаркивания немного уменьшает это скопление.

Младенцы и дети до 3 лет еще не умеют координировать механику высмаркивания носа. Они, как правило, неоднократно втягивают густую слизь обратно в нос или позволяют ей стекать по верхней губе.

Считается, что сохранение этой слизи (а не высмаркивание, удаление ее) способствует возникновению цикла раздражения, которое заставляет насморк сохраняться в течение недель или дольше.

Это обусловлено тем, что неудаленная слизь действует, как хороший «дом» для роста бактерий.

Густая слизь также может переноситься из носовых ходов в горло под действием гравитации, что приводит к раздражению и появлению кашля. Этот механизм лежит в основе наиболее распространенной причины длительного кашля после вирусной инфекции или аллергического ринита.

К чему приводит насморк?

Насморк у детей может вызвать следующие негативные последствия.

  • Из-за затрудненного дыхания ребенок начинает дышать ртом, что приводит к развитию тонзиллита или аденоидита.
  • Вытекающая из носа жидкость раздражает кожу над губой, это провоцирует ее воспаление и инфицирование.
  • У детей длительная простуда часто переходит в отит, для маленького ребенка это таит большую опасность.
  • Нарушена работа дыхательной системы, из-за этого сердечно-сосудистая система тоже страдает.
  • Ребенок быстро устает, становится беспокойным и вялым.
  • Сон ребенка нарушается, происходит потеря аппетита.

Исходя из вышеизложенного, имеет смысл побудить детей высмаркиваться, чтобы удалить нежелательную слизь.

Что происходит, когда ребенок высмаркивается?

Начнем с более пристального изучения особенностей строения носовых ходов.

Внутри ноздрей есть носовые раковины, которые, когда здоровы, имеют тот же розовый цвет, что и десны рта. Слизистые носа, которые являются красными или синеватыми, могут сигнализировать об аллергиях или инфекции.

Носовые проходы выложены крошечными волосками (ворсинками), которые образуют оборонительную линию против посторонних предметов. Когда мусор, бактерии, вирусы или грибок вдыхаются, ворсинки ловят их и препятствуют попаданию в легкие.

Сверхчувствительные ворсинки предназначены для реагирования и на другие условия, такие как увеличение вязкой слизи, вызванное холодом или аллергией. Когда ворсинки сталкиваются с этим, они начинают быстрее шевелиться и продвигают этих нежелательных «гостей» к носовым выходам. Иногда от ребенка требуется помощь этим ворсинкам в виде высмаркивания.

Высмаркивание — сложная процедура, которая является второй натурой для большинства людей и которая помогает всегда реагировать на происходящее в ноздрях. Когда ребенок высмаркивается, он вытесняет воздух из своих носовых труб, вместе с мусором и слизью.

Однако если у ребенка есть сильное воспаление слизистой носа, бывает практически невозможным дышать носом. Если вы все равно попросите ребенка высморкаться, это может забросить инфицированную слизь в пазухи. Проведенное в 2000 году исследование показало, что когда дети пытались высморкаться при заложенности носа, слизь забрасывалась в пазухи, появлялось значительное повышение давление во внутренних структурах носа, которое могло отрицательно повлиять на евстахиевые трубы.

В каком возрасте рекомендуется учить детей сморкаться?

Большинство педиатров уверены, что оптимальный возраст, года ребёнок готов воспринимать обучение новым навыкам, — это 1,5-2 года. С полутора лет дети начинают понимать обращённую к ним речь и могут выполнять небольшие просьбы. Игровое обучение в этом возрасте проходит легко, и около 60 % детей осваивают навыки сморкания в течение нескольких недель. Если этого не происходит, не стоит переживать.

Все дети разные: кто-то легко обучается новому, а кому-то требуются неоднократные повторения и тренировки.

Что не стоит делать родителям, если у него не получается самостоятельно сморкаться:

  • кричать на ребёнка;
  • раздражаться и переходить на повышенный тон;
  • выхватывать из рук малыша платок или салфетку;
  • делать резких движений и взмахов руками (несмотря на относительно большой возраста, ребёнок в 1,5 года легко может испугаться и категорически откажется учиться в следующий раз).

Такой подход редко заканчивается положительными результатами. Задача родителей — обучить ребёнка технике высмаркивания и правильным движениям, чтобы, когда придёт время, кроха смог применить умения на практике.

Учить ребёнка сморкаться следует, когда он полностью здоров, сыт, и его ничто не тревожит. Рекомендуемая периодичность тренировок — каждую неделю по 30-40 минут.

Если своевременно не извлекать из носовых ходов слизь, это может спровоцировать различные негативные последствия:

  1. Ребёнку элементарно трудно дышать, организм недополучает кислород.
  2. Затяжной насморк может перейти в гайморит (воспаление придаточных пазух носа).
  3. Жидкость стекает в носоглотку, раздражая её, вызывая кашель. Микробы могут вызывать воспаление.

    Когда ребёнок не высмаркивается, слизь стекает из носа в носоглотку, вызывая кашель и воспалительный процесс

  4. Ребёнок постоянно трёт под носом, чтобы устранить стекающую слизь. В результате кожа раздражается, мокнет, становится болезненной на ощупь, краснеет.
  5. Микробы могут попасть из носовой полости в ухо, вызвав развитие отита. Это связано с тем, что слуховая труба у детей короткая и широкая.

    У детей слуховая труба шире и короче, чем у взрослых, и поэтому насморк легко может перейти в отит

Конечно, грудного малыша научить сморкаться ещё невозможно, поэтому при признаках насморка мама должна аккуратно отсасывать сопли с помощью спринцовки-аспиратора (кстати, она бывает не только механической, но и электронной).

Конечно же, грудного ребёнка научить сморкаться ещё невозможно — мама отсасывает ему слизь из носа спринцовкой-аспиратором

Двухлетка уже старается подражать родителям. Вполне возможно, что он захочет повторить за родителями и процесс очищения носа. Обучать сморканию опять-таки можно и через игру.

Двухлетние дети любят подражать действиям взрослым — вполне возможно, ребёнок захочет сам сморкаться, как мама и папа

3 года — ещё более благодатный возраст для обучения. Трёхлетний карапуз уже обладает многими необходимыми знаниями для формирования навыков самообслуживания:

  • устанавливает связи между предметами и их назначением (для чего нужен носовой платок);
  • имеет довольно развитую моторику рук;
  • любознателен, интересуется разными жизненными вопросами;
  • в норме имеет достаточный словарный запас, чтобы озвучить взрослым, что его беспокоит.

Если же до 4 лет родители ещё не научили ребёнка сморкаться, то в этом возрасте сделать это нетрудно. Достаточно объяснить дошкольнику, как это делается и показать на своём примере. Четырёхлетку следует учить и тому, где можно взять носовой платок, куда его положить, куда выбросить использованную салфетку, а также приучить сморкаться регулярно, всегда, когда он чувствует дискомформ в носу. В этом возрасте хорошо устраивать сюжетно-ролевые игры, например, в доктора, который лечит игрушки. Так быстрее запомнятся правила.

Чем старше ребёнок, тем проще объяснить ему, как нужно высмаркиваться

Обучение обращению с салфеткой

Своевременно не извлеченная из носовых проходов слизь приводит к негативным последствиям и различным осложнениям:

  1. Стекающая в носоглотку слизистая жидкость раздражает ее, вызывает кашель, и даже может попасть в дыхательное горло, особенно это опасно для грудничков.
  2. Микробы, живущие в слизи, способны вызвать воспаление горла и носоглотки, тонзиллит.
  3. Кожа под носиком постоянно мокнет, раздражается, краснеет и становится очень болезненной. Часто малыши плачут от боли при попытках родителей прикоснуться платочком к носику.
  4. Застоявшаяся слизь представляет собой угрозу серьезного осложнения — отита.
  5. Расстройство носового дыхания приводит к ухудшению общего самочувствия ребенка, в связи с тем, что организм недополучает кислород.
  6. Неправильная гигиена носа приводит к хроническому воспалению слизистой и в дальнейшем развитию у малышей аденоидита, а у детей 4-х летнего возраста и старше — гайморита.

Как правило, маленькие дети не втягивают слизь целенаправленно, им не важно, выйдет она наружу или провалится в горло. Уже в год можно поддержать ребенка похвалой, когда он делает резкий выдох, чтобы очистить нос. Некоторые детки в этом возрасте уже вполне осваивают навык сморкания

Слизь для этого должна быть достаточно жидкой (размягчить ее можно физраствором)

Некоторые детки в этом возрасте уже вполне осваивают навык сморкания. Слизь для этого должна быть достаточно жидкой (размягчить ее можно физраствором).

Если слизь застаивается в носу, провоцирует воспаление горла, а извлечь ее не удается (капли не помогают, сморкаться ребенок не умеет), следует обратиться к детскому отоларингологу. Он промоет носовые ходы специальным препаратом.

Ответ на вопрос неоднозначен. Совсем маленьким детям непросто освоить эти новые действия, поэтому можно начать пробовать примерно в 2 годика. Хотя часть детей приступает к неуверенным попыткам сморканья гораздо раньше.

Как только ребенок поймет, как контролировать поток воздуха из собственного носа, он готов попробовать сделать это с использованием салфетки.

Сначала держите салфетку вместо ребенка, чтобы показать ему, где ее разместить. Ребенок не должен защемлять ноздри или вытирать нос, пока он не начнет выдувать воздух. Опять же, это звучит просто, но может потребоваться несколько попыток, чтобы сделать это правильно.

Таким образом, вашему ребенку нужно будет практиковать размещение салфетки прямо у основания носа и держать ее кончиками пальцев.

Сначала вашему ребенку нужно научиться высмаркиваться с использованием обеих рук, впоследствии он научится обращаться с салфеткой одной рукой.

Родителям следует быть мягкими и проявлять терпение. Не стоит заставлять ребенка выполнять действия, он должен сам проявлять интерес и желание. Мыслите творчески, с учетом особенностей вашего ребенка. И у вас все получится.

Как можно научить ребенка сморкаться: игровые методы

Комфорт при сморкании

Заболевшие дети в 2-3 года обычно отказываются учиться сморкаться, капризничают

Важно понимать, что когда у малыша заложен нос, он не в состоянии освоить новые для него действия, связанные с выдуванием воздуха через ноздрю. Поэтому обучающие занятия требуется проводить со здоровым ребенком, у которого хорошо дышат обе ноздри

Если у ребенка появился насморк, используйте для сморкания носовые платки только из мягкой ткани, иначе от частого контакта с нежной кожицей малыша вокруг его носа возникнет раздражение. При попадании на раздраженную кожу жидкой слизи из носа малыш испытывает жжение и другие неприятные ощущения.

Салфетки также подойдут ребенку для сморкания, если у них мягкая структура. Преимущества салфеток перед носовыми платками в том, что их выбрасывают сразу после использования, в то время как на платке размножаются микробы.

Как научить ребенка сморкаться

Когда малыш, благодаря игровым занятиям, освоит такой прием, как резкий выдох через одну ноздрю, научить его сморкаться не составит труда.

В процессе обучения постоянно напоминайте ребенку, что сопли нельзя втягивать в себя, их нужно выталкивать наружу и обязательно пользоваться платочком или салфеткой. Научите малыша при высмаркивании немного приоткрывать рот, чтобы снизить давление на барабанную перепонку. Не стесняйтесь на собственном примере показать, как надо правильно действовать. Склонность малышей копировать взрослых поможет им быстрее освоить умение.

К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно проводить эту гигиеническую процедуру и пользоваться носовым платком. В этом случае насморк доставит самому малышу и окружающим его людям заметно меньше хлопот, снизится риск осложнений при болезнях верхних дыхательных путей.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий