Как развивать мелкую моторику у детей?

Во что можно поиграть&

В этом возрасте большое место в детских занятиях занимает творчество

Рисование красками, карандашами и мелками, лепка, конструирование — все эти занятия не только стимулируют фантазию, пространственное мышление и внимание, но и развивают моторику рук. Если ваш ребенок любит творческие занятия — прекрасно, если не очень — старайтесь увлечь его сами, придумывайте интересные задания

Например, рисование кляксами, ватными тампонами, штриховку, раскрашивание объемных игрушек, создание открыток в подарок членам семьи.
Театр теней — отличная идея для развлечения и развития детей. Вспомните свое детство и покажите ребенку, каким образом нужно сложить ладони, чтобы получились петушок, собака, заяц и т.д. Придумайте вместе про них сказку. Вот вам и прекрасное занятия по развитию речи.
Игры в песочнице — отнюдь не исключительная прерогатива малышей. В 4-5 лет дети уже могут значительно больше, чем просто сделать куличик. Организуйте во дворе возведение настоящего замка со рвом, дорогами, украшениями и прочим. Точные и слаженные действия пальцами прекрасно стимулируют моторику. Прогулка получится полезной не только для здоровья, но и развития.
Лето кончилось и на улице зима? Это не значит, что заниматься негде. Готовьтесь вместе к Новому году. Заворачивание орехов в фольгу, скатывание кусочков ваты в «снежные» комочки, упаковывание подарков — все это прекрасная возможность развить мелкую моторику и создать радостное предпраздничное настроение. Вырезайте вместе снежинки, рисуйте зубной пастой на окнах — ребенку эти занятия доставят огромную радость, а вы будете довольны развитием своего сокровища.

Обратите внимание на развитие логического и творческого мышления у детей, а также развитие фонематического слуха

Развивающие занятия для детей 2–3 лет

Моторика и сенсорика

Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног. Центры нервной системы, регулирующие моторику и речь, взаимосвязаны поэтому развитие движений пальцев рук подготавливает почву для последующего формирования речи. Помимо развития речи, мелкая моторика влияет на мышление, память, воображение.

Сенсорика — это представление об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Развитие сенсорики происходит путём узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы понять, что тот или иной объект собой представляет, ребёнку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус

Сенсорика влияет на интеллектуальное развитие, внимание, воображение, память .

Игры на форму, цвет, размер, тактильность помогут в развитии мелкой и крупной моторики и сенсорики:

  • Игры с пуговицами и бусинками. В одной ёмкости смешайте пуговицы и бусинки. Необходимо, чтобы ребёнок разложил их по разным контейнерам. (Процесс игры с мелкими предметами всегда должен проходить под строгим наблюдением взрослых!!!)
  • Игры с кубиками. Можно собрать вместе башню, домик, машинку из кубиков.
  • Рисование пальцем на манке. Можно рассыпать манку на столик или тарелку и предложить ребёнку поочередно нарисовать всеми пальчиками геометрические фигуры или любой другой рисунок, который он пожелает.

ВАЖНО:

Процесс игры с мелкими предметами всегда должен проходить под строгим наблюдением взрослых!

При этих играх не нужно добиваться непременного соответствия образцу – процесс здесь важнее результата.

Мамам и папам на заметку:

Мелкая моторика: игры для самых крохотных ручек.Развитие мелкой моторики малыша. 8 идей для игр с фрутокрышками

Занятия на развитие познания мира

Дома, на улице, в магазине, на природе нужно показывать ребёнку предметы и говорить их названия, а также объяснять их назначение простым языком. Так малыш быстрее научится говорить. Можно проводить развивающие недели, подключая все виды чувств. Например, посвятить неделю изучению птиц, посмотреть картинки, послушать их пение и сделать поделку.

Занятия на физическое развитие

В два года ребёнок совершенствует двигательные навыки, поэтому ему нравится бегать, прыгать, лазить везде, где только можно. Таким образом он учится координировать движения и лучше сохранять равновесие. Для непосед подойдут следующие игры:

  • Игра «Лесные звери». Ребёнку можно предложить попрыгать на двух ногах, как зайчик. Затем походить на наружной поверхности стопы, как медведь, попрыгать на корточках, как лягушка, или походить, высоко поднимая колени, как цапля.
  • Игра «Прыг-скок». Можно научить ребёнка преодолевать небольшие преграды. Попробовать вместе с ним перепрыгивать через палочку в парке или через подушку дома.
  • Игра «Большой-маленький». Когда родитель говорит «большой», ребёнок должен тянуться ручками вверх, а если он говорит «маленький» — опустить руки и присесть на корточки. Ещё можно покачаться влево и вправо, или немного увеличить темп, когда малыш привыкнет.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — это способность к точному выполнению мелких движений пальцами и кистями. В работу включаются мышечная, нервная, костная и зачастую зрительная системы.

Часто для понятия «мелкая моторика» используется термин «ловкость». Движения могут быть простыми (хватание игрушки) или сложными (письмо и рисование). Мелкая моторика очень важна в гармоничном развитии ребенка.

С рождения до 2 месяцев

В этом возрасте движения подчинены врожденным рефлексам. Малыш двигает пальчиками непроизвольно, то есть без причин или отвечая на внешние раздражители. Например, если надавить ему на ладошку пальцами, он довольно крепко их обхватит.

Это так называемый «хватательный рефлекс», который достался человеку от предков, когда детеныши обезьян удерживались на шерсти матери за счет хватания. В норме к концу двух месяцев малыш уже тянется ручками к вещам, может ухватить вас или себя за палец.

С 2 до 6 месяцев

В этот период начинает формироваться первичная координация — ребенок подключает к движениям рук зрение. Такое осознание — большое достижение. Малыш вполне может хватать предметы, находящиеся в его поле зрения и умело засовывает их в рот. Подолгу может рассматривать свои руки.

Ручки во рту — попытка избавиться от зуда при появлении зубов. Сидеть ребенок пока не умеет, но можно давать ему трогать разные поверхности для развития тактильных ощущений.

С 6 до 12 месяцев

Во вторые полгода жизни у ребенка улучшается зрение, мышцы становятся более крепкими. Начинается усвоение захвата — сначала пинцетного (пальцы щепоткой), затем щипкового (задействованы большой и указательный).

Ребенок пытается перекладывать предметы из рук в руки. Если он хочет получить что-то, но не может дотянуться, вытягивает ручку и показывает на вещь пальчиком.

В 8–12 месяцев малыш способен брать предметы и складывать их в коробку. Как правило, для этого он уже использует щипковый захват. Он может повторять движения за мамой, например, если она толкает машинку, он будет тоже это делать. Появляется первый интерес к рисованию, но неосознанно.

С года до двух

В этот период уровень развития уже значительно выше — ребенок берет предметы и изучает их. Он начинает различать размеры, формы и вес. Пытается дозировать свои усилия.

В 1,5 года умеет держать в руках ложку, может сам развернуть конфету. Пытается строить башню из нескольких кубиков.

Ближе к 2 годам уже не ворошит все страницы в книге сразу, а может переворачивать по одной странице. С интересом отвинчивает и завинчивает крышечку пюре «Агуша» в упаковке-непроливайке, специально разработанную для этих целей.

С двух до пяти лет

В этот период уже освоен статический захват, когда ребенок захватывает вещь и держит ее в руках. Идет изучение динамического — умение работать с предметом в руках, например, рисовать карандашом, резать бумагу.

  • В 3–5 лет мелкая моторика более развита у девочек, поэтому, если мальчик отстает, это можно считать нормой. У детей появляются навыки ухода за собой — пользование зубной щёткой, расчёской. Многие уже сами могут одеваться, застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.
  • В 2–3 года ребенок может заниматься лепкой. Свободно открывает ящики стола, достает содержимое. Рисует пальцами простейшие фигуры.
  • В 3 года малыш может нанизывать бусы на проволоку, собирать ложкой крупу и пересыпать ее в стакан. В 3,5 с удовольствием занимается лепкой, но может делать только шарики и колбаски, рисует линию без отрыва руки, знает что такое замочки и липучки.
  • В 4 года ребенок обводит контуры и может строить высокие башенки из кубиков.
  • В 4–5 лет раскрашивает картинки, рисует карандашом. При этом рисунки более осознаны — на доме труба, окна и т.д.

От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику

Рисование пальчиковыми красками, кистью, мелками, карандашами, фломастерами. Начинать стоит с пальчиковых красок: они не токсичны для детей и не требуют очень развитых движений пальцев рук и ладони. Следующим этапом могут стать мелки (в том числе восковые), фломастеры (они не требуют силы при нажатии) и уже только потом карандаши, когда малыш научится контролировать силу нажатия. Игры с бумагой. Сначала малышу будет трудно даже просто рвать бумагу, но в чем в чем, а в навыках разрушения малыш прогрессирует быстрее всего. Поэтому следующей игрой с бумагой будет вырезание ножницами. Обычно этот навык дети осваивают от 3 до 4 лет. Конечно, это должны быть легкие и эргономичные детские ножницы, с короткими лезвиями и удобными прорезиненными кольцами для пальчиков. Можно сделать аппликацию бабушке к ее дню рождения: такой достойный повод придаст малышу силы, а его деятельности — смысл. Оригами — самый сложный вариант игры с бумагой, этот навык дети начинают осваивать в возрасте 4 – 6 лет. Пальчиковый театр

Вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развиваем речь. А главное — играем и общаемся!

А главное — играем и общаемся!

Как происходит развитие крупной моторики?

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.

Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.

Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.

Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!

Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.

Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.

После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.

Как развивать мелкую моторику у детей разных возрастов?

Мелкая моторика и развитие речи детей – два качества, на которые должны обратить особое внимание родители. Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Лучше всего на раннем этапе развития работают всем известные игры-потешки (например, «Сорока-воровка», «Идёт коза рогатая»), которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Различные простые упражнения типа сжимания кулачков, а также обычный массаж ладошек и пальчиков будут способствовать началу развития мелкой моторики у малышей. Самое главное, что эти нехитрые упражнения можно делать в любое время и в любом месте.

Детям с самого рождения необходимо давать подержать крупные игрушки: погремушки, мячики, мягкие кубики, т.к. в раннем возрасте это всё помогает развитию моторики

Важно, чтобы уже с 4 месяцев младенец умел хватать и держать в кулачке различные предметы (не слишком мелкие)

До 1 года: «вкладыши», «крышечки»

Для дальнейшего развития моторики рук в ход идут различные стаканчики, баночки, коробочки, игрушечная посуда – в общем, любые предметы, которые помещаются друг в друга. Малыши любят играть, пытаясь поместить один предмет в другой.

Очень полезно всё, что подойдёт для закручивания и раскручивания, открывания и закрывания – баночки с крышками, колпачками.

В этом возрасте лучше использовать такие игрушки, которые будут способствовать развитию и познавательного процесса, и навыков пространственной ориентации, и совершенствованию мелких движений рук. В данном случае, это различные кубики, пирамидки, крупный конструктор.

От 1 года: природные материалы

Игры в песочнице с ведёрками, формочками, лопатками – это не просто «возня в грязи», а практически необходимое для развития моторики занятие на несколько сезонов. Лучше всего начинать с крупных формочек и ведёрок.

Очень помогает в развитии лепка из пластилина и глины, солёного теста. Эти занятия делают ручки более ловкими и сильными, пальчики подвижными.

Осенью можно собирать различные шишки, камешки. Это не только наглядное освоение окружающего мира, но и своеобразное ненавязчивое упражнение для развития мелкой моторики.

Можно предложить ребёнку поиграть в «Золушку» – сортировать не слишком мелкую крупу, горох, сухие макароны, фасоль.

От 2 лет: первые навыки ухода за собой, домашняя работа

Ребёнка 2 лет важно научить пользоваться зубной щёткой, расчёской. Это не только обучение базовым навыкам самообслуживания, но развитие мелкой моторики, координации движений

Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.

Можно приобщать малыша к выполнению простой домашней работы: попросите его собрать губкой воду со стола и отжать её, можно в игровой форме во время готовки пробовать ложкой вылавливать из воды мелкие предметы, переливать воду из графина в стакан и т.д.

От 3 лет: развиваем мелкую моторику с помощью творчества

Увлекательным и полезным занятием для ребёнка будет рисование. Можно начать с пальчиковых красок, перейти к мелкам и фломастерам, и, наконец, учиться рисовать карандашами, когда ребёнок будет способен уверенно держать подобные предметы в руке, а также контролировать силу нажатия.

Ещё одним творческим методом развития мелкой моторики является игра с бумагой. Для начала можно даже просто рвать её на различные кусочки, а потом перейти к вырезанию разных фигур. Можно делать аппликации и поделки в качестве различных подарков близким. Самое сложное – оригами, но и к 4-6 годам можно освоить этот навык, что будет говорить о хорошем развитии мелкой моторики.

Рисование и поделки из бумаги способствуют не только развитию умения выполнять сложные мелкие движения, но и благоприятно влияет на воображение, творческое мышление.

Развитие мелкой моторики в 5 лет

В этом возрасте родители должны внимательно наблюдать за ребёнком, потому что безобидное поворачивание листа при рисовании или раскрашивании говорит о жёсткой фиксации кисти. Это можно проверить следующим образом: попросите ребёнка нарисовать круг диаметром примерно 5 см. Если он без особых усилий нарисовал круг нужного диаметра одной линией, то можно быть спокойным: с мелкой моторикой у него все в порядке. Если ребёнок нарисовал не круг, а овал маленького размера и в несколько приёмов, передвигая при этом руку, то это уже нарушение координированных движений кисти руки.

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.

Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд

С какого возраста: с 1 года.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками

С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.

Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.

Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.

Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.

Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.

Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.

Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой

С какого возраста: как только малыш научится читать.

Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.

Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.

Сортировка

Возьми пустую коробку из-под пряников, печенья или конфет. Насыпь горкой макароны различных видов (кроме спагетти), фасоль, перловку. Перемешай все виды круп, а затем предложи ребенку отделить одно от другого и рассортировать разные виды по разным ячейкам. Заодно расскажешь, как что называется и чем друг от друга отличается. Все новые слова пойдут в копилку знаний!

Из этой же серии игра по нанизыванию бусин разного вида на веревочку, главное, они должны быть крупными и с большим отверстием, чтобы малышу было не сложно.

Помни, что во время таких игр с крупами нельзя ни на секунду оставлять малыша одного. Обязательно контролируй, чтобы ребенок не проглотил и не засунул себе в рот/нос/уши мелкие предметы.

Покорми куклу

Возьми куклу или мягкую игрушку и предложи ребенку покормить ее. «Посмотри, кукла грустит. А знаешь почему? Она проголодалась и хочет кушать. Давай покормим ее?» — говорит мама и дает ребенку ложку. Задача малыша — доставать разноцветные макароны из кастрюли и кормить куклу.

После такой игры ребенок, скорее всего, сам захочет покушать. Если ты уже завершила грудное вскармливание, то для быстрого перекуса отлично подойдет молочная смесь Similac Gold 3. В ее составе содержатся олигосахариды грудного молока для укрепления иммунитета и комфортного пищеварения, а также комплекс витаминов для развития мозга и зрения детей с 12 месяцев.

Трудности, с которыми сталкивается ребёнок с недостаточностью крупной моторики

  • проблемы с овладением навыками рисования и письма;
  • письмо или рисование в течение длительных периодов времени;
  • повседневные навыки ухода за собой (самостоятельное одевание, использование столовых приборов);
  • поддержание позы, сидя на полу или за партой;
  • неуклюжесть (часто падает, спотыкается или врезается в мебель, людей);
  • низкий уровень энергии (часто кажется усталым или апатичным, медленно реагирует на раздражители);
  • плохая артикуляция звуков;
  • трудности с манипулированием маленькими игрушками и посудой;
  • не может перенести навык в новую деятельность (например, с трудом переключается, если после большого мяча нужно поймать маленький или наоборот);
  • низкая самооценка и трудности со сверстниками.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий