Как сделать пребывание ребенка в детском саду комфортным: 7 советов мамам и папам

Знакомство с воспитателями

Точно с таким же тщательным подходом нужно подойти к людям, которые будут контактировать в течение дня с детьми. Человеческий фактор – один из самых важных в выборе детского садика. То, какой воспитатель будет проводить время с детьми, может обозначить положительный настрой и желание посещать садик. Вы как родители обладаете интуицией, чтобы почувствовать, сможет ли педагог «подобрать ключик» к вашему ребенку.

Как правило, людей, которые искренне любят детей и умеют с ними ладить, видно сразу, поэтому прислушайтесь, что вам подскажет ваше родительское сердце. Постарайтесь установить контакт с воспитателем путем человеческого общения, в ходе беседы расскажите педагогам об особенностях характера вашего ребенка, что он любит, чего не любит, что его может успокоить, а что его может расстроить. Дайте некую подсказку ваших родительских наблюдений за ребенком и способов решения разных ситуаций.

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

Успешная адаптация во многом зависит от родителей: в первую очередь нужно выяснить, что не нравится малышу или это просто желание подольше быть с мамой

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица

2 года3 года
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу.Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего.
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности.Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое.
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе.
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать.Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними.
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте.

Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.

Шаг 8. Купируйте истерику

Если ребенок – мастер устраивать истерики на входе в группу, учимся мягко приводить его в чувство. Лучше всего помогают крепкие, суперкрепкие объятия. Это ощущение очень хорошо успокаивает на бессознательном уровне. Как следует обняв плачущего малыша, полезно проговорить его страхи вслух: «Ты плачешь потому, что не хочешь оставаться и боишься, что я не приду, так?» А затем убедите его в обратном. Очень помогает при этом громко и глубоко дышать, помогая малышу подстроиться под другой, спокойный ритм.

Если ребенок совсем потерял над собой контроль, нужно сделать что-то неожиданное: сильно подуть в лицо, хлопнуть в ладоши, если есть возможность – побрызгать водой или умыть. Полезно взять его за запястья и с силой (но без боли!) потянуть вниз, заземляя таким образом (любой человек при истерике словно «улетает», и ему надо помочь вернуться обратно в тело). Можно надавить ладонями на плечи или бедра.

Когда лучше начинать?

Елена считает, что дети в три года более осмысленно понимают, куда и зачем идут. Они умеют играть со сверстниками, у них лучше сформирован иммунитет и они не так часто болеют.

Другие воспитатели говорят, что когда детей приводят в два года, то к старшей группе они более собраны и дисциплинированы.

В любом случае, по мнению педагогов, успешность адаптации зависит от настроя родителей. Так что запасайтесь терпением, пониманием и большим количеством сменной одежды.

  • Детского садика уже не хватает. Что в Грандичах достроят до 2025 года
  • «Это займёт пять минут». Родители начали проверять, как будут спасать их детей, если загорится сад или школа
  • В Беларуси вырастет пособие на детей — но родители этого не заметят

Не ругайте за слезы

Сейчас нужно поддерживать вашу кроху, всячески помогать ему. Слезы означают, что психика борется со стрессом посредством своих защитных механизмом. Ребенку может быть страшно, грустно, непонятно. Лучшее, что можно сделать, это поддерживать, говорить, советовать. Но не ругать.

Сейчас родители — самые важные люди. Если к ним нельзя прийти со своей проблемой, переживанием, то к кому можно? Проблемы в новом детском саду могут быть, так что будьте готовы выслушать, помочь, даже если проблема кажется незначительной. Тогда вы сможете построить доверительные отношения с вашим ребенком.


Мне нравится6Не нравится1

Ошибка №3: Неправильный режим дня до того, как ребенок пойдет в детский сад

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано.

Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

Также родители обычно не знакомят заранее ребёнка с садиком, группой, детской площадкой и воспитателем, или делают это неправильно.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести «первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду.

Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!

Также плохо, когда начало детского садика для ребёнка совмещается с какими-то другими серьёзными изменениями в его жизни. Например, мама сразу выходит на работу, переезд в другую квартиру или город, смена или уход няни, рождение ещё одного ребёнка, развод родителей и т.д.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.

Как помочь ребенку

Что сделать родителям

  1. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Уменьшить нагрузку на нервную систему, — на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Сократить просмотр телевизионных передач.
  2. Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы.
  3. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 2−3 часа, затем время увеличивается до 5−6 часов.
  4. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.
  5. Когда вы уходите — расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится и он долго не будет вас отпускать.
  6. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

До 2−3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. Взрослый полностью покрывает потребности ребенка в игре и общении.

Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать время ему — гулять, играть с ним, чтобы он не чувствовал, что его «бросили».

Адаптация ребенка к детскому саду: типичные ошибки родителей

Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду детского сада. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам

В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры).

Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами». Я предпочитала бы ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.

Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять»). Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.

Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки — формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома

Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован)

Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

Требования к внешнему виду детей

Опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь; умытое лицо;

чистые нос, руки, уши, подстриженные ногти;

Подстриженные и тщательно расчесанные волосы.

Чистое нижнее белье.

Наличие носовых платков (не менее 2х) или одноразовые бумажные платочки.

Для создания комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ необходимо:

Не менее 2-х комплектов сменного белья: мальчикам — шорты, трусики, колготки;

девочкам — колготки, трусики; в теплое время — носки, гольфы;

не менее 2-х комплектов сменного белья для сна (пижама, пеленка, клеенка), с учетом индивидуальных особенностей Вашего ребенка;

два пакета для хранения чистого и использованного белья.

Перед тем, как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда не была слишком велика и не сковывала его движений. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться. Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.

Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов.

Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы. (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки, жевательную резинку!

Новые друзья

В вашем первом садике все дети пришли в группу в одно и тоже время. А значит, подружиться было проще. Их объединяли общие интересы, они в одно время познакомились друг с другом. Теперь же, получается, другая ситуация: коллектив уже сформировался, а ребенок должен влиться в него. Чем младше ребенок, тем проще для него проходит адаптация в коллективе. Дети просто предлагают дружить и начинают играть вместе.

Если же в новом детском саду уже есть свои группки друзей, дети давно общаются, то часто свое место в новом коллективе приходится «завоевывать». Этот момент зависит от психического развития ребенка и готовности к социальной жизни. Первый садик должен был научить его знакомиться, общаться, строить дружеские отношения. Если первичная адаптация прошла без проблем, то и здесь трудностей быть не должно.

Исчезновение мамы — грубейшая ошибка воспитателей

Когда кроха впервые приходит в ДОУ, чаще всего он заинтересован и смело отходит от мамы, увлечённый детьми и новыми игрушками. И та, часто по совету воспитателя или нянечки, тихонечко убегает, чтобы не «спугнуть» своё чадо, даже не попрощавшись с ним, не сказав, когда придёт.

Естественно, малыш очень быстро обнаруживает мамино исчезновение, его охватывает тревога, паника, страшные предположения («А вдруг мама больше никогда не придёт, вдруг она меня бросила!»). Для крохи это равносильно тому, что потеряться в гипермаркете. После таких «хитростей» ребёнок, наоборот, надолго «прилипнет» к родному человеку, будет бояться упустить маму из виду (само слово «садик» долгое время может вызывать плач, а то и истерику).

Когда мама исчезает, не попрощавшись, малыша охватывает страх, паника — ему кажется, что его бросили здесь навсегда

Поэтому никогда не нужно уходить незаметно — это нечестно по отношению к ребёнку. Лучше всё ему объяснить и спокойно попрощаться («Мне нужно идти на работу, чтобы зарабатывать денежки тебе на игрушки, как только освобожусь, я тебе сразу заберу»).

Ошибка №3 — Нарушение распорядка дня

Наиболее распространенный источник напряжения – это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило – он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа – это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению.

А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком – к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) – то и является для него источником стихийной психотерапии.

Когда малыш начинает ходить в детский сад, важно особенно тщательно контролировать режим его дня. Теперь ребенку придется вставать рано утром, а, значит, он должен вовремя ложиться спать, чтобы высыпаться (раньше малыш мог ложиться спать в разное время).Теперь же это будет невозможно, и поэтому крайне важно заранее «перевести» ребёнка на тот режим дня, который у него будет, когда малыш пойдёт в сад

Поначалу многие родители об этом не задумываются, продолжают вместе с ребенком допоздна засиживаться в гостях, подолгу играть с малышом вечерами. В результате ребенок вечером долго не может уснуть, а утром — с трудом просыпается. От этого страдают психика и эмоциональное состояние малыша. Он становится нервным, начинает часто плакать и капризничать, перестает слушаться родителей.

Более того, у малыша может выработаться ложная связь между своим плохим самочувствием и необходимостью ходить в детский сад. Так у крохи на подсознательном уровне формируется негативное отношение к детскому саду.

И наоборот, если по утрам ребенок будет вставать бодрым, веселым, настроенным на позитив, это положительно скажется на его отношении к детскому саду

Поэтому крайне важно заранее установить правильный режим дня и дать ребенку время на то, чтобы перестроиться

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Установку ребенка легко изменить, если приучить его ложиться спать вовремя. В таком случае он будет просыпаться бодрым, в хорошем настроении, у него будет достаточно энергии — это положительно скажется на его отношении к детсаду

Поэтому крайне важно заранее установить правильный режим дня, чтобы у ребенка было время перестроиться и привыкнуть к нему. Так вы предотвратите многие трудности, которые могут возникнуть, когда настанет время вести малыша в дошкольное учреждение

Истерики, срывы и болезни: адаптация может быть разной

По словам психолога, адаптация может быть легкой, тяжелой и средней.

Легкая — когда ребенок вливается в новый коллектив безболезненно в течение месяца. Ребенку комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. «Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации „срывы“ все же возможны», — объясняет Ольга.

При среднем типе адаптации ребенок терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. «В среднем, этот период длится до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать».

Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания. Могут быть резкие перепады настроения, частые срывы и капризы, ребенок часто болеет.

«В данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад, — объясняет Ольга. — Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют».

«Чтобы этот день прошел успешнее». Советы от психолога

Не нервничайте и не показывайте свою тревогу ребенку. Помните! Тревога и беспокойство родителей передается детям.
Отправляйте только здорового ребенка в детский сад.
Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка. Что нравится/ не нравится, его/ее умения и навыки, в какой помощи нуждается. Определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
«Оптимизируйте» обстановку для ребенка: принести с собой свои игрушки

Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими.
Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими.
Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно

Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.

Первые дни — это не от звонка до звонка

Адаптация проходит постепенно. Первые дни в саду ребенок находится 1−2 часа. Второй день, в зависимости от поведения ребенка — можно на час продлить.

«Желательно оставлять ребенка до обеда около двух недель и только потом оставлять на сон», — говорит Елена Ковальчук.

Некоторые психологи советуют, чтобы первые два дня мамы находились в детском саду вместе с ребенком в группе. Но Елена из личного опыта не советовала этого делать.

«Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать „разгрузочные дни от садика“ на один-два дня в неделю оставаться с ребенком дома», — советует педагог-психолог Ольга Литавор.

Необходимые умения ребенка перед первым походом в детский сад

Обычно детей отдают в сад в возрасте двух лет. К этому времени у ребенка должны быть сформированы определенные навыки:

 Самостоятельное питание при помощи ложки и вилки

Родителям важно научить ребенка есть, чтобы суметь утолить голод. После трех лет следует прививать чувство опрятности и соблюдений других правил приема пищи (не разговаривать за столом, не набивать полный рот еды и т

п.).
Умение ходить на горшок и проситься в туалет. В ином случае потребуется приносить в детский сад необходимое количество подгузников. Детям от трех лет нужно уметь пользоваться туалетной бумагой.
Соблюдение простых правил гигиены – самостоятельного мытья рук после прогулки и перед едой.
Развитая речь. Умение малыша говорить и рассказывать обо всем, что с ним происходит, существенно облегчит ему пребывание в саду.

Детский сад – это безусловная часть жизнь большинства детей. Только родители способны повлиять на то, как их малыш пройдет нелегкий путь адаптации к новым условиям. Надеемся, что наши советы родителям помогут подготовить ребенка к детскому саду и этот новый этап  в жизни малыш преодолеет легко и безболезненно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий