12 способов избавиться от конфликтов с ребенком

Детские конфликты с применением силы

Конечно, один маленький ребенок не может нанести другому ребенку тяжелые увечья, но нередко детские конфликты заходят слишком далеко и в ход идут «подручные инструменты». Классика «он стукнул меня лопаткой». Удар и любое применение силы надо останавливать, но не ответной агрессией, а спокойствием и твердостью.

Если другой ребенок заносит кулак, чтобы стукнуть вашего, закройте его собой, осторожно сдержите удар: «нет, мы так не играем» и постарайтесь найти родителей малыша или увести своего ребенка. Показать, что вы рядом, чтобы защитить необходимо, но агрессия в отношении детей или даже воспитательные меры по отношению к чужому ребенку — недопустимы

Показать, что вы рядом, чтобы защитить необходимо, но агрессия в отношении детей или даже воспитательные меры по отношению к чужому ребенку — недопустимы.

Как еще проявляется невыраженная детская злость

Был в моей практике замечательный мальчик. Добрый, послушный, спокойный. Только вот речь отстает и с горшком проблемы. Как выяснилось позже, мальчик вовсе не злится. Он принимает любые предложения родителей и других взрослых, быстро отказывается от своих желаний, понимает и принимает любые «нельзя»… Мечта, а не ребенок! Но у ребенка двух-трех лет единственный способ контроля над родителями — его естественные отправления. Именно так он радует и расстраивает родителей. А как еще, если не через них влиять на взрослых? И начинает ребенок отказываться ходить на горшок или у него возникают запоры. У ребенка нет больше возможности злиться. У него есть только такой инструмент.

Что мы делаем, когда обижаемся? Правильно, перестаем общаться, замолкаем, перестаем разговаривать. Улавливаете связь? Отсюда и задержки в развитии речи.

Были у меня и дети с навязчивыми движениями, судорогами, поведенческими расстройствами. А причины все те же. Невыраженные и непрожитые эмоции.

«Эмоция уходит сама по себе, когда она прожита», — говорила детский психолог Ирина Млодик.

Следуя от противного, если эмоция не прожита, она остается. Она просачивается сквозь тело, поведение, мысли, действия человека. Она все равно найдет выход. Другой вопрос: какой?

Как предупредить истерики

Специалисты вкупе с профессиональной помощью рекомендуют родителям развивать коммуникационные навыки малыша, обучать его альтернативным и дополнительным способам общения, а также укреплять навыки саморегуляции, создавать развивающую среду, которая максимально бы подходила для той или иной конкретной бытовой ситуации.

Поэтому чем больше ребенок осваивает коммуникационных навыков, тем более он овладевает способностью к саморегулированию, тем разнообразнее становится его взаимодействие с окружающими, а крик постепенно уступает лидерство в системе общения. Однако в случае крика стратегии поведения самого взрослого может принципиально отличаться

В момент крика-требования важно найти в себе силы методично объяснить и обучить ребенка тому, что невозможно криком получить все, чего он хочет, а параллельно пояснить, каким именно способом (просьбой, правильным жестом) можно получить желаемое. Правда, при этом взрослому придется настроиться решительно и не уступать очередному крику

Выдержать такое эмоционально и не сорваться на ответный крик родителю бывает достаточно трудно. Поэтому к решению проблемы важно также подключать профильного специалиста.

Словом, чтобы помочь ребенку справиться с состояниями, приводящими к срывам, важно создать для него абсолютно безопасные условия (например, убрать предметы, о которые ребенок может удариться, или увести из шумного, многолюдного места), ничего категорично не требовать, а желательно перейти на дружелюбный тон в формате просьбы, при этом ограничиваться минимумом самых простых, понятных слов. Необходимо сделать все, что поможет малышу успокоиться и почувствовать себя услышанным

Совсем не помешают в этих целях различные ритуалы, направленные на создание благодушного, успокоительного фона, в котором ребенок почувствует себя комфортно и уверенно.

Стоимость консультации нейропсихолога составляет 3500 рублей 2490 рублей до конца месяца *

Как появляются границы

Окружающий мир постоянно проверяет нас на прочность: на работе всегда есть коллега, готовый свалить на других свои обязанности, в компаниях — назойливо откровенный приятель, и даже некоторые друзья склонны садиться на шею. Но труднее всего выстроить здоровые личные границы в собственной семье.

Чтобы ребенок стал полноценным взрослым, требуются не только его усилия и время, но и активное содействие родителей. Только вот они далеко не всегда играют конструктивную роль в этом процессе, а порой и энергично препятствуют здоровому взрослению.

Токсичные родители называются токсичными не потому, что они нам не нравятся. Большинство из них — контролирующих, беспомощных, пьющих и применяющих насилие — объединяет бессознательное стремление любой ценой удержать ребенка при себе в состоянии созависимости и подчинения.

Признаки того, что родители нарушали (и продолжают нарушать) ваши границы

Чек-лист от Евгении Богдановой, психолога, руководителя проекта «Токсичные родители»

Вам трудно осознать себя как отдельную личность со своими интересами

Если в отношениях с родителями ребенку постоянно приходится приспосабливаться к их потребностям, в конце концов он теряет себя и перестает понимать, чего хочет сам.

Вы постоянно стараетесь быть «хорошим» или «хорошей»

Родители приучили вас к тому, что единственный способ завоевать расположение значимых людей — это уступать им и угождать.

Вы склонны к созависимым отношениям

Девушки из абьюзивных семей часто выбирают себе в мужья жестоких и требовательных мужчин вроде отца, а мужчины — гиперопекающих и контролирующих женщин, похожих на мать.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УСТРАИВАЕТ ИСТЕРИКИ

Если ребенок понимает, что на вас действует истерика и вы не можете предпринять необходимые воспитательные меры, то рыданьем и криком можно добиться чего угодно. Родители всё равно сделают так, как хочет малыш, чтобы только он не капризничал

Таким поведением дети хотят обратить на себя внимание. Поэтому необходимо знать, как справляться с истериками ребенка.                                                                                   

  Ребенок хочет, чтобы ему постоянно уделяли внимание. Особенно это касается публичных мест.  В магазине, когда ребенок увидит какую-нибудь игрушку, будь то барби или машинка, малыша сразу одолевает желание её заполучить

Конечно, чтобы избежать крика и плача, родители купят ему игрушку. Как же правильно поступить в данном случае? Во-первых, успокойте ребенка. Будьте сами спокойны и не поддавайтесь на «уловки» ребенка. Во-вторых, поговорите с малышом, для чего нужна эта игрушка, важна ли она для него и т. д. Когда вы будете ребенка внимательно слушать и задавать сопутствующие вопросы, ситуация станет очевидной. Иногда дети просто хотят через игрушку обратиться на себя внимание.                                                                                                        

Порой ребенок хочет занимать лидирующую позицию. Дайте ему эту возможность! Предложите, например, выбрать маршрут от магазина до дома. Даже если ребенок пойдет по неверному пути не стоит на него ругаться. Предложите свою помощь!                                                                 

Часто дети устраивают «сцены» в поликлинике, особенно у врача-стоматолога. Боязнь стоматолога присутствует даже у взрослых людей, а побудили этот страх ещё в детстве. Если начинаются истерики у ребенка 3-5 лет, необходимо убедить ребенка, что это выполняется в профилактических мерах. Перед походом к стоматологу покажите ребенку фотоснимки зубов и объясните, как на внешность влияют больные зубы. Можно также предварительно договориться с врачом, чтобы после лечения он подарил игрушку.                                                                                                                     

  Главная задача родителей, которые всерьез задумываются о том, как справляться с истериками ребенка, является умение быть сдержанным и спокойным к капризному ребенку. Это вам поможет побороть частые вспышки ребенка.

                                                                                                                      материал подготовила: Скулкина Е.И.

Как справиться с непослушным малышом

Четырёхлетний возраст детей — это период  психологической ломки, когда вчерашний малыш начинает резко взрослеть.

Он меняется физически и эмоционально и не всегда ему самому по душе эти перемены. Родители постоянно говорят ему о том, что он большой, загружают его различными обязанностями, напоминают, что скоро в школу…

Детская психика не выдерживает давления и ребёнок начинает ныть, устраивать истерики и становится «неуправляемым».

Помните! Вот почему так важно в этот период как можно больше проявлять свою любовь по отношению к малышу, принимать его таким, какой он есть. Тогда вопрос, что делать, если ребёнок в 4 года не слушается, отпадёт сам собой

Внимание и совместное времяпровождение;

Если оба родителя работают и с ребёнком видятся только по вечерам, обязательно нужно проводить с ним ежедневные ритуалы, например, читать перед сном, петь колыбельную или делать массаж.

Подробнее об этом читайте в статье Ритуалы перед сном>>>

Хорошо, если в привычку войдёт доверительная беседа по душам. Малыша можно расспросить, как прошёл день, что нового он узнал, а что, быть может, его огорчило.

Во время разговора, с помощью наводящих вопросов, можно узнать о причинах его плохого поведения.

Кстати! Не следует компенсировать недостаток внимания подарками и сладостями. Свою любовь детям нужно доносить через тактильный контакт, ласковое слово, совместные игры и поездки.

Уважение к ребёнку;

Посильные поручения, участие в семейной жизни, для четырёхлетнего ребёнка также очень важны.

Чувствовать себя сопричастным, понимать, что с ним считаются, уважают его мнение, прислушиваются к потребностям – высшая награда для малыша.

Семейный свод правил;

В семье должны быть установлены правила, которые никто, включая взрослых, не должен нарушать. Если дети видят: то, что запрещено им без проблем делают другие домочадцы, конечно, это вызовет протест с их стороны.

Подробнее о правильных границах в поведении ребенка смотрите в интернет-семинаре Мама-главная!>>> Данный курс о том, как повысить свой авторитет и распрощаться с детскими капризами.

Запрет на крики;

«Ребёнку 4 года, не слушается, что делать? Ругаю его, срываюсь на крик – ещё хуже себя вести начинает» – подобные откровения часто можно встретить на материнских форумах.

Ответ содержится в самом вопросе: кричать не стоит, это бесполезно.

Помните! Повышая голос, родители должны понимать, что их сын или дочка начнут дерзить и кричать в ответ.

Общаться спокойным, ровным тоном с маленьким бунтарем, который не хочет слушаться, крайне важно. Иначе малыш закроется и отдалится от родителей и потом его доверие завоевать будет очень тяжело. Как говорить спокойно и где взять терпения маме, смотрите в интернет-курсе Мама, не кричи! Как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается>>>

Как говорить спокойно и где взять терпения маме, смотрите в интернет-курсе Мама, не кричи! Как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается>>>

Причины непослушания

Если ребёнок в 5 лет не слушается родителей, на то есть несколько причин:

Низкая самооценка;

Малыш слышит постоянные упрёки и обвинения в свой адрес. Его настолько загнобили в семье, что он абсолютно не верит в себя и свои силы. Ему очень тяжело и он начинает протестовать.

Вседозволенность;

Родители не просто балуют своего ребёнка, они не прилагают никаких усилий для его воспитания, не умеют запрещать и наказывать.

Малыш растёт в условиях отсутствия каких-либо правил и рамок и, что называется, начинает «садиться на голову» родителям.

Разные подходы в воспитании родителей;

Если мама разрешает то, что категорически запрещает отец – малыш будет справедливо возмущаться и негодовать. Согласованность родителей в воспитании должна быть обязательно.

Подробнее смотрите в интернет-семинаре Мама и папа: воспитываем вместе!>>>

Чрезмерная опека;

В пять лет полным ходом идёт сепарация от родителей. Окончательно она наступит только после совершеннолетия, но пятилетка уже осознаёт себя личностью, отдельной от мамы и папы.

Безусловно, он ещё слишком мал, чтобы быть по-настоящему самостоятельным, но родители не должны перебарщивать с опекой и заботой. Читайте по этому вопросу полезную статью: Как развить самостоятельность у ребенка?>>>

Как и полностью этого лишать, повторяя к месту и не к месту: «Ты уже большой». Всё хорошо в меру.

Месть родителям;

Непослушанием дети мстят за несправедливые наказания, за отсутствие внимания, телесного контакта и недостаток любви и за конфликты в семье.

Недаром ведь говорят: «Если ребёнок не слушается, причина в вас, а не в ребёнке».

Для налаживания взаимоотношений со своим подросшим малышом, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>

Виды и причины возникновения психотравмы у детей

В психологии детские травмы делятся на пять видов:

  1. отвержение (предательство, игнор, изгнание);

  2. разрыв отношений (конфликт, ссора, фразы родителей: «Видеть тебя больше не могу!», «Считай, что я для тебя не существую», «Ты мне больше не сын!»);

  3. утрата (потеря любимых близких людей);

  4. плохое здоровье;

  5. насилие. 

Причинами могут выступать травмирующие события, которые имеют большое значение для ребенка

Часто взрослые даже не понимают, что какими-то действиями провоцируют травмирование детской психики, поэтому так важно знать эти причины.. Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:

Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:

Болезни (постоянные простуды, которые ограничивают малыша в прогулках, движении и общении, хронические заболевания, вызывающие боль и тревогу, могут стать причиной неуверенности и беспомощности, а, повзрослев, человек становится патологически мнителен и уделяет повышенное внимание состоянию своего здоровья, постоянно выискивает у себя недомогания, злоупотребляет медикаментами).

Насилие, принуждение со стороны взрослых (когда родители оказывают давление на ребенка «из лучших побуждений», чтобы он вырос достойным и сильным человеком, применяют физическое наказание или кричат, это может дать обратный эффект, и малыш вырастет неуверенным в себе или агрессивным; дети, пережившие физическое насилие, однозначно нуждаются в помощи психотерапевта).

Факт предательства со стороны значимого взрослого (развод, несправедливое отношение) может вызвать у крохи чувство вины, низкую самооценку и стать причиной сложностей в общении со взрослыми и сверстниками.

Недостаток внимания со стороны родителей (дети, не получающие в должном количестве родительские ласку и заботу, будут и сами испытывать сложности в проявлении любви и внимания к другим людям во взрослом возрасте).

Смерть родных может перевернуть всю жизнь ребенка, все его мировоззрение, и послужить причиной его замкнутости и необщительности. В сложных случаях, когда малыша преследует чувство вины, он замыкается в себе, перестает общаться, может потребоваться помощь психотерапевта.

Если все вышеозначенные способы не подействовали

Что ещё можно попробовать:

попросить поплакать попозже, чтобы успеть погулять, зайти в магазин за новой книжкой, съездить в гости к бабушке с её вкусными пирожками и так далее;
пропустить незначительный каприз (протест против одевания или манной каши), оставив его попросту без внимания;
предложить избавиться от обиды, побив подушку;
если видно, что малыш лишь изображает обиду, то можно осторожно подыграть капризуле: начать причитать вместе с ним, какой он бедный и несчастный; главное, самой в это не поверить и не разреветься слаженным дуэтом.

Дети плачут и капризничают — это нормально. Это один из способов общения с миром. Задача любящих родителей — научить малыша не только выплёскивать свои эмоции, но и понимать и конструктивно переживать их. Тем более что плакать полезно для нервной системы, но только если плачешь по делу.

Взрослые выступают в качестве эмоционального ориентира, через который малыш учится понимать себя. Задача родителя ​​стать для ребёнка переводчиком, который разберётся в его эмоциях и вернёт их в уже понятной малышу форме. Этот навык помогает принимать во взрослой жизни верные решения.

Автор статьи
Кравцова
Елена
Михайловна

Психолог, детский и подростковый

Все статьи эксперта

Принимайте объективные решения, а не эмоциональные

Сразу же признаем, что во время сильной истерики, особенно в общественном месте, сохранять полную объективность попросту невозможно. Но постарайтесь насколько это возможно не принимать истерику на свой счет и не идти на поводу эмоций. У истерики ребенка есть какая-то причина, но эта причина не в том, что он хочет задеть ваши чувства. Так что найдите пару секунд, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, как объективный наблюдатель

Помните, что вам важно понять, почему что-то происходит, а излишние эмоции могут вам помешать. Пусть ваши решения и реакции будут основаны на фактах, а не на чувствах

Если у ребенка 3 лет истерика: что делать в критической ситуации

Сам не осознавая, что им управляет, ребенок в момент истерики жаждет вызвать у вас эмоциональный отклик. Если этот опыт удался (вы возмутились, занервничали, расстроились) — малыш будет повторять это снова и снова. Даже если сознательно он не хочет ссориться с мамой, его бессознательное желание проживать сильные эмоции намного сильнее соображений ума.

Правильная реакция — в момент истерики не давать ребенку эмоциональной «подпитки». Но нельзя и перестараться: полное игнорирование тоже вредит малышу и никуда не годится. Лучше всего спокойно и кратко объяснить, почему его требование невыполнимо. При этом сохранять доброжелательный и теплый контакт с малышом.

Главное — ваше собственное отношение к происходящему. Ведь истерика не признак того, что ребенок плох или дурно воспитан. Он пока еще слишком мал, его психика только формируется. Истерика всего лишь промежуточная веха в развитии маленького зрительника. Его потребность в чувственных переживаниях выросла, а наполнить ее в достаточной мере он пока не способен.

На длинной дистанции нужно помочь малышу научиться наполнять свое желание к сильным переживаниям иначе. Так, чтобы это способствовало его гармоничному развитию и помогло в будущем строить счастливые отношения с людьми. Что для этого нужно?

Классификация криков — аффективный срыв или крик-требование?

Родителям важно уметь различать два разновидности крика, поскольку каждая из них требует от них разных моделей поведения со своим ребенком. К первой относится аффективный срыв, относящийся к группе психических нарушений, ко второй — так называемый крик-требование, цель которого состоит в удовлетворении того или иного желания

Виды различаются физиологически, обусловлены разными причинами, но нередко и тот, и другой выглядят одинаково.

При аффективном срыве ребенок перестает контролировать свое поведение, впадает в состояние, схожее с беспричинным страхом, панической атакой. Объясняется это тем, что у него исчерпались «запасы» саморегулирования

Срыв зачастую становится следствием эмоциональной или сенсорной перегрузки, а также может случиться из-за обманутых ожиданий (так, для детей с РАС чрезвычайно важно ощущение предвидения любой ситуации, ее предсказуемость, и в том случае, если привычный порядок поведенческой или коммуникативной ситуации нарушается, то это воспринимается ими не иначе как угроза своей безопасности)

Крик-требование обеспечивает ребенку безапелляционную победу в коммуникации, и если контроль за собственным поведением не утерян окончательно, то такой крик может сигнализировать о том, что малыш хочет что-то получить или пытается чего-то избежать.

Как правило у требовательного крика имеется конкретный адресат, на котором ребенок внимательно отслеживает, как взрослый реагирует на его поведение. Он может сначала разразиться криком, а затем затихнуть, оставляя таким образом «коридоры» для «переговоров» (если ему доступна развитая речь). Если же взамен получает то, чего хотел, то вскоре останавливается и успокаивается. Однако в состоянии срыва, он не может сразу перестать кричать и успокаиваться ему приходится долго. В такой период ему безразлична реакция взрослого, и он всячески избегает любого с ним контакта. Между тем случается, что сначала он кричит, чего-то требуя, а затем ресурсы его истощаются и «нетвердость» требования вконец оборачивается аффективным срывом.

4 правила примерного родителя

Чтобы спокойно увести сына или дочь с прогулки придется проявить изобретательность.  Однако существует четыре базовых и простых правила из детской психологии, которые помогут договориться с ребенком:

  1. Дайте доиграть.

Вспомните себя на рабочем месте. Вы не пойдете пить кофе с коллегой или не уйдете домой, пока не закончите то, что нужно сделать. Вот и ребенок не хочет уходить, потому что ему нужно достроить башенку или доиграть в прятки, это — его потребность.

Необходимо тактично предупредить малыша, что пора уходить, вовремя взять его за руку и увести домой. Обязательно сделайте комплимент о том, какая красивая башня получилась, как ловко ребенок убегал, прятался.

  1. Договоритесь на последние пять минут или последние пять раз.

Не все дети раннего возраста хорошо ориентируются во времени. Потому нужно выбрать тот вариант, который понятнее вашему малышу.

Как это можно сказать: «Маша, нам пора уходить. Еще пять минуток и домой. Иди пробегись еще кружок», «Петя, нам нужно идти домой, давай ты еще пять раз съедешь с горки, и пойдем».

  1. Уходите играючи.

Важно! Уход с детской площадки не должен быть резким. Переведите одну игру в другую. Предложите ребенку попрощаться с песочницей, игрушками, фигурками, другими детками

Предложите ребенку попрощаться с песочницей, игрушками, фигурками, другими детками.

Пообещайте живым и неживым обитателям детского городка, что вы сюда еще вернетесь. И играючи идите домой: играйте в догонялки, в прятки. Но заранее договоритесь, что после того, как вы найдете или догоните непоседу, то пойдете прямиком домой.

  1. Держите свое слово.

Сказали, что ребенок получит сладость — купили. Сказали, что осталось пять минут или пять прыжков на батуте — никаких уступок, несмотря на торги или капризы маленького оппонента.

Это поможет приучить ребенка к дисциплине, укрепит родительский авторитет, упростит уходы с прогулок. В противном случае истерики не прекратятся, а ребенок научится манипулировать родителями.

Как поддерживать свой авторитет, и быть лидером для ребенка в важных вопросах, смотрите в интернет-семинаре Мама — главная>>>

Семейные ритуалы важны для психологического здоровья ребенка, сплочения мамы и малыша. Почему бы не превратить уход с улицы в веселый ритуал из игр?

Вот вы прощаетесь с песочницей, а вот бежите по тротуару, а вот ребенок, как обычно, сам открывает домофон, вызывает лифт, открывает квартиру.

Важно! Не забываем до этого напоминать, что лифт, ключ, домашний питомец, игрушки соскучились по своему маленькому другу

Никогда не ругайте ребенка в присутствии других

Достаточно часто родители начинают воспитывать ребенка в присутствии других, думая, что ему станет стыдно, и он поймет свою ошибку. Уважаемые родители, не делайте этого никогда. Дети, особенно маленькие, не чувствуют сопереживания. Оно развивается постепенно, с ощущением родительского сопереживания. Поэтому если ребенок отказывается выполнить указание или просьбу, это не значит, что он безразличен. Просто ребенок не понимает, почему он должен это выполнять. И если родители будут пытаться вызвать у ребенка чувство вины, ругая его перед однолетками, это спровоцирует лишь обиду школьника, но никоим образом не стыд за совершенное.

Ругать чужого ребенка без его родителей – категорически запрещено. Нельзя позволять, чтобы детей унижали родители одноклассников

При решении конфликтных ситуаций в школе очень важно, чтобы присутствовали родители обоих детей. Родителям нужно объяснить своим детям, что никакой вражды не должно быть, им предстоит еще долго учиться в одном классе, завтракать за одним столом и сидеть за одной партой.

Правила поведения во время конфликта с ребенком

Дайте ребенку высказаться. Если он агрессивен или раздражителен, то договориться с ним, чаще всего, невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снять напряжение. Во время такого “взрыва” лучше всего вести себя спокойно и уверенно, но постарайтесь не переусердствовать со спокойствием, которое ребенок может принять за равнодушие.
Нейтрализуйте агрессию неожиданными методами

Например, задайте вопрос о том, что не касается конфликта.
Попросите описать желаемый конечный результат, не давайте своим эмоциям управлять вами.
Не нужно отвечать агрессией на агрессию.
Используйте фразу «правильно ли я тебя понял?», что демонстрирует внимание к ребенку и уменьшает агрессию.
Ничего не нужно доказывать, ведь это в конфликте – пустая трата времени. Негативные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться, особенно у детей.

Нельзя потакать капризам и истерикам ребенка!

А что же можно? Важно помочь ребенку преодолеть это негативное эмоциональное состояние. Сначала определимся, что нужно ребенку

Да, ребенку нужно внимание и еще ему нужны достаточно сильные эмоции, а также телесный контакт. Обратили внимание на то, что стандартная схема это “проблема – поведенческая реакция (крики, возмущение, агрессия) – эмоциональная реакция (слезы) – примирение (ребенок просит прощения, вы обнимаетесь и т.д.)?

Что можно сделать? Наша задача обойтись без бурных поведенческих проявлений. Но при этом мы должны понимать, что ребенок должен испытать достаточно сильные эмоции, настолько необходимые ему на данном этапе.

Так что делать, если ребёнок кричит и ничего не слышит?

Способ первый, проверенный: объятия

Если ребёнок плачет, значит, ему это нужно

И не важно, требует ли он новую игрушку, обиделся ли он на что-то. Ему важна родительская любовь

Крепкое объятие помогает решить проблемы. Причём польза обнимашек доказана научно. При крепких объятиях расслабляется симпатическая нервная система, замедляются пульс и сердцебиение, плач тоже сходит на нет.

Способ второй, действенный: отвлекающий маневр

Известно, что эта хитрость действует и на малышей, и на ребят постарше. Всё зависит лишь от выдумки родителя. И если карапуза лет до полутора можно отвлечь фразой а-ля «смотри, птичка пролетела, бегемот пробежал», то с теми, кто постарше, нужно включать смекалку: придумывать необычные шорохи на кухне, несуществующую ресничку на глазу, которая мешает плакать во всю мощь, и так далее. Единственный минус: подобные вещи не действуют на детей, которые «завелись» не на шутку. Кроме того, если родители полностью игнорируют огорчение ребёнка, частое использование отвлекающих манёвров может научить подавлять свои чувства.

Способ третий, психологический: сочувствие

Иногда дети плачут вовсе не потому, что им что-то нужно, а потому, что им действительно обидно и грустно. В таком случае нужно озвучить эмоции ребёнка. Например, сказать вслух, что понимают его обиду, страх или грусть. Возможно, малыш, услышав, что его понимают, быстрее успокоится и даже расскажет, в чём была проблема, если уже умеет говорить. Самым маленьким можно просто объяснить, почему они плачут. Главное — постараться встать на место ребёнка, иначе есть опасность подменить его чувства своими.

Способ четвёртый, «щекотливый»: «Где живёт щекотка?»

Если объятия не помогают, можно ребёнка потискать и пощекотать. Найти, где живёт щекотка, прогнать вредную болотную кикимору, фею Капризку и всех остальных персонажей, которые так и норовят превратить сладкого и милого карапуза в ревущего монстра. Такие игры детей отвлекают, и про плач они, как правило, забывают.

Способ пятый, осознанный: «Давай потише»

Этот способ работает с большинством малышей. Можно разрешить плакать ребёнку, но попросить делать это чуть-чуть потише, чтобы не разбудить любимого папу или кошку. Ещё можно попросить поплакать побыстрее или другим голосом — вокальные упражнения не оставят от настоящего плача и следа, однако звуковое сопровождение не исключается.

Способ шестой, непростой для мам: выход из пространства

Признанный факт: нет зрителей — нет капризов. И если никакой другой способ не останавливает бурю или даже наоборот, увеличивает её, то остаётся только этот. С его помощью можно остановить слёзы «на публику». Для этого нужно выйти из комнаты и заняться своими делами. Мама или папа могут уйти помыть посуду, ответить на звонок или просто почитать книгу. Если уйти невозможно, например, в торговом центре, можно просто безучастно находиться рядом, не контактируя с малышом и не позволяя посторонним людям к нему обращаться с утешением и т.п. Нужно, чтобы ребёнок понимал, что родитель не желает быть зрителем и участником разыгранного им спектакля и не будет выполнять его требования. Когда малыш успокоится, нужно обнять его и посочувствовать.

Почему мы не умеем грамотно злиться

Нас этому не учили. А наших родителей не учили их родители. Что делают взрослые, когда проявляется злость у ребенка, когда он начинает топотать ножками, кричать и плакать? Как правило, стараются скорее его успокоить, заткнуть, переключить… Что угодно, только бы не столкнуться с этим страшным чувством. Ведь если ребенок его проявит, даст право на существование, придется что-то с ним делать, как-то справляться. Нет уж! Лучше подавить, зажать, спрятать.

Чаще всего дети слышат: «Прекрати немедленно!». И ребенок прекращает. Замирает. Затихает. Ура! Цель родителя достигнута, ребенок спокоен. Но что с ним происходит в это время? Куда делся этот страшный зверь, который только что был готов растерзать не только малыша, но и все вокруг? Он замер… Спрятался внутри маленького тела. Замолчал, но продолжает пожирать ребенка изнутри. Все бы ничего, только ребенок стал часто болеть. У него появился хронический кашель, бронхит, а может и вовсе астма. Невыраженные эмоции очень любят показаться на поверхности кожи. А мама уже несколько месяцев таскает ребенка по поликлиникам и безуспешно пытается узнать причину непонятной сыпи. Да, это так. Если эмоция не находит выход, если психика не справляется, подключается тело. Психосоматика называется.

Второй излюбленный вариант взрослых отгородиться от чувств ребенка — прогнать его. Вместе с его злостью. «Иди в свою комнату и успокойся», — слышит ребенок. И он уходит. От родителей, от чувств, от себя самого… Самые близкие люди его не поняли, не приняли. А значит он плохой, с ним что-то не так. Никто не может с ним справиться. И ничто ему не может помочь.

Такой ребенок будет «уходить» из любой ситуации, стараться быть максимально удобным, правильным, будет угождать всем даже во вред себе. Только бы не столкнуться с этим ужасным чувством, которое не выносила даже мама. Он никогда не сможет сказать «нет», отстоять позиции, выразить мнение, настоять на своем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий