Что должен уметь ребенок в возрасте 9 месяцев и как распознать отставание в развитии

Режим для ребенка в 9 месяцев

Маленький человек нуждается в режиме даже больше, чем взрослый. Когда понятно, что, куда, когда и как, оно и жить легче.

Постарайтесь выработать четкий распорядок дня, в который обязательно будут входить:

  • сон;
  • кормление;
  • игры;
  • прогулки;
  • купания.

Чем разнообразней будет день карапуза, тем легче он будет засыпать. Вот если вас выгулять хорошо на свежем воздухе, а потом покупать да накормить, вы ведь заснете мгновенно. И детвора так же. Кроме того, перед ночным сном было бы неплохо соблюдать вечерний ритуал – так непоседа поймет, что день подошел к концу и играть уже никто не будет, надо успокаиваться и засыпать.

Чаще всего такой ритуал примерно одинаков:

  • погуляли;
  • покупались;
  • поели;
  • песенка или сказка;
  • уснули.

Соблюдение такой вечерней традиции облегчит вам жизнь не только сейчас, но и в будущем.

Режим дня в 9 месяцев

Для полноценного развития девятимесячного ребёнка огромное значение имеет режим дня, правильное питание, общение, развивающие игры.
Несоблюдение распорядка негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии ребёнка, он становится капризным. Кроме того, следование ряду определенных правил помогает малышу ориентироваться во времени.
Ниже приведен примерный распорядок дня, способствующий гармоничному развитию ребёнка в 9 месяцев.

Время

Действие

7.30-8.00

Подъём, первое принятие пищи. При первом кормлении малыша лучше давать грудное молоко или адаптированную детскую смесь

8. 00-8.30

Водные процедуры

8.30-9.30

Развивающие игры с ребенком

9.30-10.30

Гимнастика, массаж

10.30-11.30

Второй прием пищи

11.30-14.30

Прогулка на свежем воздухе, дневной сон

14.30-15.30

Кормление

15.30-16.30

Развивающие игры

16.30-19.00

Прогулка, сон

19.00-19.30

Кормление

19.30-21.30

Развивающие игры

21.30-22.00

Водные процедуры, подготовка ко сну

22.00-22.30

Кормление, укладывание спать

Режим сна

Для полноценного развития ребенка в 9 месяцев необходим полноценный отдых. В этом возрасте малыш спит примерно 12- 15 часов. На сон ночью приходится 9 -11 часов, время же дневного сна уменьшается до трех – четырех часов.
Чтобы у ребёнка не возникало проблем с засыпанием, следуйте следующим рекомендациям:

  • Соблюдайте режим дня;
  • Избегайте активных игр перед сном;
  • Создавайте подходящие условия для сна (тишина, отсутствие яркого света, прохладное, проветренное помещение, увлажненный воздух);
  • Обеспечьте ребёнку достаточную активность в период бодрствования.

Питание

Для нормального развития ребёнку 9 месяцев необходимо правильно питаться. К этому возрасту львиную долю питательных веществ малыш получает из продуктов прикорма. Грудное молоко или молочную смесь рекомендуется давать после пробуждения и перед сном.
Для полноценного развития в рационе малыша должны присутствовать следующие продукты:

  • Творог до 50 г;
  • Овощи (брокколи, кабачок, тыква, морковь, картофель, свекла, капуста) до 200г;
  • Каши (гречневая, рисовая, пшеничная, кукурузная, ячневая) до 200г;
  • Сок до 90г;
  • Яичный желток 0,5 шт.

В этом возрасте можно вводить нежирные сорта белой рыбы (до 30 грамм в день). Рыбу дают не более двух-трех раз в неделю. При введении ее в прикорм нужно контролировать  реакцию организма, так как она может вызвать аллергию.

Мясо нужно давать мелкоизмельченным, в виде фрикаделек или в составе супов. Специалисты рекомендуют составлять рацион ребёнка так, чтобы одна порция составляла около 200 мл (питьё не учитывается).

Как играть с ребенком в 9 месяцев

С помощью развивающих игр можно подготовить карапуза к будущим познаниям, заставить мозг активнее работать, запустить воображение и логическое мышление. Для этого у крохи должны быть музыкальные игрушки, мягкие кубики, мячики куклы и машинки

Нужно обращать внимание на их свойства – они должны быть простыми. Например, мячик катится, значит его надо катить, пианино издает какой-то звук только при нажатии на клавиши

Концентрировать внимание необходимо на чистоте куклы, доброте зайчика, мягкости мячика и других положительных свойствах предметов.

Игры на свежем воздухе

На прогулке стоит показывать ребенку окружающие предметы, говорить, как они называются и для чего необходимы. Повторяйте услышанные на прогулке звуки – после таких речевых игр кроха начнет подражать вам. Карусели и качели вызывают у деток реакцию восторга. Не лишайте ребенка возможности запустить пальцы в песок или потрогать травку. Так младенец познает окружающий мир и вместе с тем развивается.

Игры без игрушек

Ребенку могут надоесть игрушки, поэтому придется предложить ему что-то новое и интересное. Кроме обычных пряток вы можете сделать следующее:

  1. Нарисовать на своих пальцах ручкой смешные рожицы и разыграйте перед карапузом придуманный кукольный спектакль.
  2. Возьмите кастрюли, контейнеры, коробки, дайте малышу в руки карандаши или ложки. Покажите, что ими можно стучать по предметам, создавая определенные мелодии.
  3. Если нет возможности пойти в песочницу на улицу, то просто насыпьте в тазик любую крупу, дайте ребенку ложку или кружку – он с удовольствием будет копаться миске.

Особенности физического развития мальчиков и девочек

К году малыш делает большой скачок в физическом развитии. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, другие с опаской осваивают первые шаги. В тоже время малыши продолжают активно ползать, для них этот способ передвижения привычнее и быстрее. Именно на четвереньках ребёнок полностью чувствует своё тело и может его контролировать.

К году малыши очень любознательные, они умеют садиться и вставать, могут забраться на диван или кровать и слезть с неё. Многие родители замечают, что к году дети очень интересуются музыкой, у них отличное чувство ритма и под звуки песен они начинают раскачиваться из стороны в сторону. Несмотря на то что каждый малыш индивидуален и сроки, когда он осваивает новые умения и навыки, могут отличаться, есть общепризнанные нормы физического развития детей. Ребёнок развивается согласно возрасту, если к двенадцати месяцам он умеет:

  • сидеть самостоятельно, уверенно удерживая спину;
  • активно ползать: врачи предупреждают, что некоторые дети минуют этап ползания и сразу начинают садиться, а затем вставать. Это также считается вариантом нормы. Такие малыши могут освоить ползание уже после того, как сделают свои первые шаги;
  • взбираться на кровать, лазить по ступенькам лестницы;
  • самостоятельно вставать на ноги, стоять с опорой и без;
  • ходить с опорой или за руку со взрослым;
  • пить из чашки с помощью родителей и делать попытки выполнить это действие самостоятельно, есть из ложки с маминой помощью;
  • перекладывать предметы с места на место, собирать свои игрушки, показывать на интересующий ребёнка объект.

Некоторые дети к году уже ходят самостоятельно

Но специалисты обращают внимание, что если ребёнок не пошёл сам в двенадцать месяцев, это не повод паниковать. В норме малыши начинают делать первые шаги сами к 1,2 года. К первому юбилею у малыша есть в среднем 8 зубов

Но эта цифра приблизительная: у некоторых детей прорезывается 4–6 молочных зубов, а другие могут похвастаться наличием целых 12 помощников пережёвывать пищу

К первому юбилею у малыша есть в среднем 8 зубов. Но эта цифра приблизительная: у некоторых детей прорезывается 4–6 молочных зубов, а другие могут похвастаться наличием целых 12 помощников пережёвывать пищу.

Нормы прорезывания молочных зубов приблизительные. Но если в год у малыша нет ни одного зуба, это повод показать ребёнка стоматологу-ортодонту

Время сна и отдыха в двенадцать месяцев

Меняется и режим дня ребёнка: малыш больше бодрствует, чем спит. Ночной сон занимает 11 часов, а днём кроха отдыхает всего 3 часа, которые распределяются на два дневных сна. Некоторые дети уже в этом возрасте переходят на один дневной сон. Доктор Комаровский объясняет, что это не отклонение от нормы, а индивидуальные потребности организма. Дело в том, что малыши, которые укладываются на ночной сон позже, утром позже просыпаются, поэтому отдых в первой половине дня им не нужен. Организму достаточно дневного сна в послеобеденное время.

Рост и вес малыша в зависимости от пола — таблица

ПоказательМальчикиДевочки
Вес, кг8,8 — 11,78,5 — 10,8
Рост, см72,2 — 79,771,5 — 78,5

Рост и вес — это главные показатели, которые подтверждают, что ребёнок развивается согласно нормам. С самого рождения каждый месяц врач и медсестра оценивают прибавку малыша в сантиметрах и граммах. Дефицит массы тела у детей до года может сигнализировать об анемии, проблемах в работе пищеварительной и эндокринной систем, а также о нарушениях центральной нервной системы.

Как развивать малыша

  • Сенсорные игры. На 10-м месяце все большую роль в формировании основных навыков играет развитие мелкой моторики, поэтому хорошо предложить карапузу развивать эти навыки. Предложите крохе сенсорные мешочки, бизиборд, игры с крупами и мозаиками. Для первого знакомства достаточно просто дать крохе потрогать и ощутить текстуру и структуру игрушки. В последствии предложите разные варианты занятий с новыми игрушками. Предлагая игры с мелкими предметами, обязательно находитесь рядом и следите, чтобы кроха не тянул игрушки в рот;
  • Первые пальчиковые краски. Познакомьте малыша с возможностями рисования. Для таких занятий приобретите специальные краски для малышей. Рисовать можно в альбомах для младенцев или на обычной бумаге. Промокните пальчик в краску и покажите, как с его помощью на бумаге могут появляться новые точки, линии;
  • Лепка. На 10-м месяце жизни можно показать малышу, как лепить из теста. Материал для занятий можно купить или сделать самостоятельно, смешав в равных пропорциях муку и соль, смочив полученную смесь небольшим количеством воды;
  • Игры с мячом. Предложите крохе катать, кидать, пинать разные по размеру мячики и шарики. Такие занятия хорошо развивают координацию, пространственное мышление;
  • Кубики и конструкторы. Занятия с блоками для строительства полезны для развития мелкой моторики, умственных способностей, зрения. Научите строить башенки, стенки. Чтобы кроху увлекло это занятие, покажите ему, как из обычного конструктора или кубиков можно построить дом или мост;
  • Прятки. Можно играть в прятки с ребенком или предлагать ему найти спрятанную вещь. Сопровождайте поиски активной речью, подсказывайте и радуйтесь вместе с карапузом, обнаружившим пропажу;
  • Волшебный мешочек. Положите в плотный непрозрачный пакет или мешок несколько игрушке. Предложите карапузу пощупать мешок, попытаться отгадать что внутри. После этого дайте ему достать все, что спрятано внутри, сложить обратно.

Как развивать ребенка на девятом месяце жизни?

Чтобы малыш в 9 месяцев продолжал развиваться, нужно проводить обучающие занятия. Акцент следует делать на совершенствование моторики и ловкости рук, речи, логического мышления, фантазии, укрепление мускулатуры.

У ребенка должны быть такие игрушки:

  • мягкие кубики;
  • машинки;
  • музыкальные детские инструменты (барабан, пианино);
  • куклы;
  • красочные книжки;
  • конструктор с массивными элементами;
  • неваляшка;
  • сортеры;
  • пирамидка.

Важно обращать внимание на свойства игровых предметов: они должны быть простыми в использовании и уходе

Мелкая моторика

Важно тренировать мелкую моторику девятимесячного ребенка. Учеными доказана связь между развитием ловкости рук и становлением речи

Рекомендуется познакомить малыша с туалетной бумагой: показать, как она разматывается.

Грудничок с удовольствием будет рвать и раскидывать части рулона. Также можно прилепить к ладони кусочек скотча. Ребенок начнет изучать лоскуток, пытаться его оторвать.

Еще одним вариантом развития мелкой моторики является поиск игрушек в миске с крупой. Для улучшения тактильного восприятия стоит давать малышу трогать предметы различной фактуры: шершавые, гладкие, твердые, мягкие.

Полезно для мелкой моторики и рисование. Малыши в 9 месяцев еще не умеют держать в руке карандаши и кисточки, пользоваться акварелью. Можно познакомить ребенка с пальчиковыми красками. Рисование способствует развитию воображения, творческих навыков.

Двигательная активность

Если ребенок в 9 месяцев не умеет ползать, то нужно приложить все усилия для формирования такой способности. Для этого следует создавать опору для двух ног поочередно.

Детский домик с тоннелем

Если грудничок хорошо ползает, то стоит купить ему домик с тоннелем. Малыш будет активно передвигаться в нем, закрепляя освоенный навык. Нередко причиной того, что ребенок не начинает ходить или ползать является слабость мышц.

Для укрепления мускулатуры рекомендуется выполнять массаж и различные физические упражнения (особенно на фитболе). Желательно, чтобы мануальное воздействие проводил массажист. Дома можно применять простые техники массажа. Комплекс физических упражнений легко найти в интернете или разработать со специалистом.

Пример гимнастики для грудничка:

  • поставить ребенка перед коляской таким образом, чтобы ему было удобно держаться за нее руками;
  • начать аккуратно и медленно двигать детское транспортное средство вперед. Малыш будет тянуться за коляской, делать первые шаги;
  • посадить ребенка на гимнастический мяч спиной к себе. Придерживая его за бедра, начать наклонять фитбол в разные стороны. Это упражнение хорошо развивает координацию;
  • между мебелью натянуть длинный шнурок на уровне колен крохи. Держа малыша за руки, заставить его переступить через преграду.

Девятимесячные дети очень любят помогать маме или папе по дому. Нельзя игнорировать такое стремление. Мальчикам можно давать игрушки строительной тематики, а девочкам – пластиковую посуду, вовлекая в процесс применения таких предметов. Благотворно влияют на физическое развитие занятие плаванием.

Оно способствует не только укреплению мышц, но и совершенствованию умственных способностей. Если родители практиковали методику раннего обучения плаванию, то малыш в 9 месяцев должен уже хорошо держаться на воде

Важно, чтобы занятия были грамотно организованными и регулярными

Речевые навыки

Для правильного становления речи необходимо много общаться с малышом. Ребенок еще лишь выговаривает слоги, но его пассивный лексикон активно формируется. В разговоре взрослым рекомендуется употреблять простые слова.

Важно, чтобы все члены семьи общались на одном языке. Билингвальность часто становится причиной задержек в развитии речи крохи

Стоит вовлекать ребенка в разговор, задавать ему простые вопросы.

Малыш еще не может ответить, но он будет пытаться издавать различные звуки. Родителям рекомендуется повторять за ребенком произнесенные слоги. Также стимулирует развитие речи чтение вслух детских книг, стихов, пение. Некоторые родители практикуют включение малышу мультфильмов по компьютеру либо телевизору.

Но это ошибочный подход к обучению

Ребенку важно живое общение. Полезно проводить занятия с карточками Домана

На них изображены различные объекты, а внизу указано их наименование. Рекомендуется использовать карточки разной тематики.

Обучение малыша должно проходить в игровой форме. Не рекомендуется заниматься с ребенком, если он болен или в плохом настроении. Развивать грудничка нужно всесторонне и поэтапно.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Наши врачи

Тюкалова Наталья Рудольфовна
Врач-гематолог, педиатр, кандидат медицинских наук
Стаж 31 год
Записаться на прием

Максин Дмитрий Александрович
Врач-невролог детский, врач высшей категории
Стаж
30 лет
Записаться на прием

Столярова Светлана Анатольевна
Врач – детский эндокринолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 34 года
Записаться на прием

Третьяков Антон Александрович
Врач травматолог-ортопед
Стаж 10 лет
Записаться на прием

Задержка развития речи у детей

Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:

  • патологию развития во внутриутробном периоде;
  • травмы головы в раннем возрасте;
  • травмы психологического характера;
  • задержку нервно-психического развития;
  • проблемы со слухом;
  • недостаток общения со взрослыми.

Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:

  • в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
  • в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
  • в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
  • в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
  • к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
  • в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
  • в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
  • в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
  • в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Лечение задержки развития речи

Лечение задержки развития речи проводится разными способами и зависит от причины, из-за которой возникла данная проблема. Оно может заключаться в приёме соответствующих медикаментов или же путём проведения занятий со специалистами: логопедом, детским психологом, массажистом.

  • Ротавирусная инфекция
  • Физическое развитие ребёнка

Как играть с ребенком в этом возрасте

Игра в жизни малыша имеет первоочередное значение

И на первом году жизни, очень важно, чтобы родители играли с детьми. Попробуем разобраться, в какие развивающие игры лучше всего играть, а также, какие игрушки будут наиболее полезными для вашего малютки в этом возрасте

Развивающие игры для детей 9 месяцев:

  1. Игры в одежду. Учите его одевать и снимать с себя простейшие вещи из его гардероба — шапки, носки и так далее.
  2. Игры, развивающие моторику. Учитесь с малышом рвать бумагу. Предложите ему складывать желуди, тыквенные семечки и прочие небольшие предметы, в бутылку (в том числе, с помощью ложки). Предложите ему лепить соленое тесто. Попробуйте порисовать с ним пальчиковыми красками.
  3. Игры с водой. Во время купания, дайте малышу емкости разной формы и объема. Покажите ему, как можно переливать воду. Научите малютку умывать лицо, мыть ручки.
  4. Игры в прятки. Дети любят прятаться сами, а также прятать других. Придумывайте разные формы игры в прятки. Можно прятать игрушки. Засуньте любимую игрушку в коробку и спросите малыша, где она? Малютка сделает все, чтобы попытаться открыть коробку.

Игрушки для детей 9 месяцев:

  1. Игрушки на колесиках. Это могут быть каталка — ходунки, игрушечная коляска, большая машинка или лошадка, на которую можно садиться.
  2. Музыкальные игрушки. Любые игрушки, нажав на кнопки которой, малыш может услышать разного рода музыку или звуки.
  3. Пирамидки, матрешки, сортеры, большие пазлы.
  4. В летний период, игрушки для песочницы (формочки, лопатки, ведерки).
  5. Разнообразные канцелярские товары (пальчиковые краски, мелки, восковые карандаши).
  6. Крупные конструкторы, кубики. Из них малыш будет учиться строить башни и другие конструкции.
  7. Куклы с крупными чертами лица. Такие куклы помогут вам рассказать малышу о частях тела человека.
  8. Мягкие игрушки для сна.
  9. Одинаковые по функциям игрушки, но разных размеров, цветов. Машинки, мячики, кубики. Сравнение этих игрушек, поможет вам разучить с малюткой цвета, а также понятие больше — меньше.

Если вы не знаете, как развивать ребенка или вы чувствуете себя недостаточно уверенными в этом вопросе, то вы можете попробовать найти поблизости развивающий клуб. В таких клубах занятия с детьми проводятся как раз с этого возраста. Под руководством опытных педагогов, занятия с малышом станут для вас настоящим удовольствием.

Читайте о методиках раннего развития

Возможные проблемы в этом возрасте

Родители, которые растят первенца, сталкиваются со всеми проблемами впервые. Поэтому любой вопрос по вопросу здоровья, кажется очень серьезным и требующим немедленного решения.

Разберем основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители:

Ребенок не сидит в 9 месяцев.

Не забывайте, что каждый малыш имеет индивидуальную траекторию развития. И если ребенок в 9 месяцев не садится сам, то это не всегда может быть тревожным сигналом. Однако учитывать возрастные нормы все же стоит.

Тревожные признаки:

  1. Малыш слабо держит равновесие.
  2. Не умеет захватывать предметы.
  3. Имеет недовес.
  4. Имеет слабый тонус мышц.
  5. Беспокоится без видимых причин.

Присмотритесь к малышу, и если заметите эти беспокоящие признаки, обратитесь к грамотному специалисту.

Ребенок не ползает.

Родителям стоит знать, что далеко не все дети ползают. Если ваш малыш пропустил этот этап, и сразу встал на ножки, то это нормально. Но вы можете попробовать развить данный навык у малыша. Ведь благодаря ползанию укрепляется мышечный корсет малютки.

Ребенок стоит на носочках.

Чаще всего в этом возрасте малышу просто нравится ходить на носочках. Это его веселит, ведь он становится выше. Кроме того, ему хочется пробовать все новое, в том числе, необычное состояние своего тела в пространстве. Однако, на всякий случай, необходимо обратиться к грамотному специалисту, чтобы исключить мышечный тонус.

Нужно ли делать массаж.

Массаж нужен для укрепления мышечного корсета, и подготовки малыша к самостоятельной ходьбе. Вы можете обратиться для этого к профессиональному массажисту. Однако если у вас нет возможности сделать это, не переживайте. Ведь массаж — это просто вспомогательный механизм в развитии малютки. Кроме того, умелые руки матери также способны на многое. В интернете сейчас существует множество инструкций на эту тему. Совершайте небольшие поглаживания малыша, не забывайте про ежедневную зарядку — и профессиональный массаж окажется вам ненужным.

Очень плохо спит ночью.

Дети в этом возрасте плохо спят ночью по следующим причинам: перевозбуждение нервной системы, страх потерять маму, беспокойство от зубов. В любом случае, это варианты нормы. Если вам кажется, что ребенок плохо спит по какой-то другой причине, обратитесь к своему педиатру.

У ребенка нет зубов.

Это является вариантом нормы. Вы не должны переживать по этому поводу.

Что делать, если ребенок скрипит зубами.

В основном дети в этом возрасте скрипят зубами из-за беспокойства от прорезывания зубов. Вместе с прорезыванием, исчезает и сама проблема. Однако на скрежет зубов могут влиять также: нервное перенапряжение, нехватка необходимых витаминов, неправильный прикус. Скрежет зубами может негативно сказаться на их состоянии (разрушение эмали, появление сколов, кариеса). Поэтому стоит всячески отвлекать малыша от этого занятия.

Температура у ребенка.

Если у вашего малыша поднялась температура, прежде всего, вызовите врача. Он установит причины и назначит соответствующее лечение. Учитывайте, что каждый малыш переносит температуру по-разному. Если у малютки поднялась температура выше 38,5 — 39 градусов в подмышке, то стоит применить жаропонижающее. Это же следует сделать, если вы видите, что у малыша начинается сильная лихорадка (даже если температура меньше 38,5).

Чем лечить кашель.

О том, как лечить от кашля малыша этого возраста вы можете узнать только от своего лечащего врача, ведь причины кашля могут быть абсолютно разными.

Подробнее Виды кашля у детей

Что может помочь в любом случае, так это обильное питье и частое проветривание помещения.

Понос.

Данный симптом должен сильно обеспокоить родителей. Понос опасен сильным обезвоживанием. После того, как вы вызовите врача, начинайте выпаивать малыша водой. Поить лучше маленькими глоточками. Также, возможно, применение адсорбирующих средств. Все остальное требует обязательной консультации со специалистом.

Малыш в этом возрасте стремительно меняется. Он уже не тот младенец, что беспомощно лежал целыми днями и звал маму. Малютка начинает проявлять активность. Поэтому родителям надо запастись терпением, а также обезопасить пространство для малыша. Именно любовь и забота родителей больше всего поможет малышу в освоении этого мира.

Рацион питания 9-месячного крохи

В первый год жизни дети активно развиваются, тратят большое количество энергии. Для восполнения сил им нужно правильное питание. Детей девяти месяцев еще кормят грудью. В материнском молоке содержатся полезные витамины и минералы.

Но данных веществ для ребенка этого возраста недостаточно. Основным источником энергии и необходимых элементов являются продукты общего потребления

Родителям важно понимать, что пищеварительная система малыша еще не функционирует должным образом

Поэтому усвоить грубую пищу организм не способен

Важно грамотно подходить к разработке меню, приготовлению блюд

Рацион детей 9 месяцев обычно включает такие продукты:

  • фруктовые и овощные пюре (из свеклы, яблок, зеленого горошка, капусты, моркови, брюквы, тыквы, слив);
  • натуральные соки;
  • листья салата, зеленый лук, укроп, петрушка;
  • каши (гречневая, рисовая, овсяная, перловая, ячневая);
  • сливочное и растительное масло (в небольшом количестве улучшают пищеварение и укрепляют иммунитет);
  • кисломолочные продукты (кефир, творог);
  • мясные блюда из курицы, индейки, телятины;
  • рыба (морские сорта полезны для умственного развития за счет содержания йода);
  • яйца.

Фруктовое пюре

Готовить еду ребенку 9 месяцев стоит на пару, путем тушения, варки. Магазинные полуфабрикаты и сладкие напитки давать малышу строго запрещено. Груднички в этом возрасте питаются пять раз в сутки. Интервал между приемами пищи составляет 4 часа.

Кормление по графику обеспечивает максимальное усвоение полезных веществ, исключает переедание или недоедание, предупреждает проблемы с пищеварительной системой. Примерный режим питания для детей 9 месяцев приведен ниже в таблице.

ВремяОсобенности приема пищи
6:00Употребление материнского молока либо адаптированной смеси после пробуждения
10:00Полноценный завтрак. Включает в себя плотные и сытные блюда в виде каш. Особенно полезен завтрак, приготовленный из гречневой крупы
14:00Обед. Отличается разнообразием. В это время рекомендовано давать овощные и мясные блюда (рагу, фрикадельки)
18:00Легкий ужин. Тяжелая пища может спровоцировать боли в животе, нарушение сна. Разрешается давать малышу небольшое количество творога, кефир, фруктовое пюре
22:00Поздний ужин. Представлен грудным молоком либо адаптированной смесью

Также специалисты дают следующие рекомендации:

для развития жевательных рефлексов стоит меньше давать пюреобразных блюд

Продукты лучше отваривать, а потом разминать вилкой;
важно давать ребенку только свежие блюда;
при введении в рацион нового продукта нужно проводить тест на аллергию;
если малыш отказывается есть какое-то блюдо, то заставлять его не стоит. Можно предложить этот продукт через 1-2 недели;
не стоит злоупотреблять сахаром;
полезно приобщать ребенка к семейной трапезе

Это поспособствует хорошему аппетиту.

Особенности развития ребенка в 9 месяцев

Самое важное изменение в 9-месячном возрасте – укрепление мускулатуры плеч и бедер, связочного аппарата, развитие нервно-мышечной координации. Это связано с подготовкой тела к ходьбе

У малыша на девятом месяце наблюдаются и другие физиологические изменения:

  1. Развитие органов чувств. Сюда относится улучшение слухового восприятия карапуза и умение произносить звуки и сопоставлять их с определенными событиями, например, звон кастрюль с обедом.
  2. Прорезывание резцов. Эти зубы появляются сначала на верхней челюсти, а на нижней чуть позже.
  3. Движения. Практически любой малыш к 9 месяцам активно развивается – умеет ползать, уверенно стоит, самостоятельно встает из положения лежа. Мелкие мышцы рук уже дают возможность держать ложку и научить малыша кушать ею, брать мелкие объекты. Карапузы двигают и показывают пальчиками, тянутся за интересными предметами.

Физиологическое развитие

Определить, на должном ли уровне находится развитие 9-месячного ребенка можно по некоторым параметрам. Они немного отличаются для мальчиков и девочек:

  1. Рост ребенка в 9 месяцев. Для мальчика этот показатель составляет 71,2-72,3 см, а для девочек – 68,5-70 см.
  2. Вес ребенка в 9 месяцев. Малыши набирают вес уже не так активно из-за движений. Масса тела мальчиков этого возраста считается нормальной, если изменяется от 9 до 9,5 кг. У девочек этот же показатель составляет 8,2-8,7 кг.
  3. Размер головы. Средняя ее окружность для мальчиков и девочек может быть 43,8-45 см.
  4. Окружность грудной клетки. Нормальными считаются значения 46,6-47,2 см.

Психоэмоциональное поведение

Активно изменяется не только тело малыша. По календарю психического развития ребенок в 9 месяцев тоже многое умеет. Это можно заметить по следующим моментам:

  1. Речь крохи. Младенец начинает произносить слоги, составляя из них короткие слова.
  2. Слух. Малыш уже знает свое имя и оживленно реагирует, поворачивая голову или улыбаясь. Кроха понимает, когда о чем-то просят, например, достать или взять даже мелкий предмет.
  3. Эмоции. Малыш на 9 месяце развития уже способен выразить негодование, обиду, гнев, радость или удивление.
  4. Жесты. Младенец выполняет кивки головой, отвечая «да» или «нет».
  5. Игры. Если вы спрячетесь от малыша, он сможет найти, даже если вас не видно, по шороху или голосу.
  6. Одежда. Малыш старается помогать натягивать на себя штаны или маечку, просовывая ручки или ножки.

Что должен уметь делать девятимесячный малыш

  1. Движение. Период девятого месяца жизни характеризуется повышенной физической активностью и неутомимостью ребенка. Он быстро ползает на четвереньках в любом направлении, достаточно легко встает на ноги, ухватившись за опору, может делать короткие приставные шаги. Самостоятельно переходит из лежачего положения в сидячее и наоборот, садится из положения стоя. Может сидеть до 15 минут (более подробно о том, когда ребенок начинает сидеть). Иногда малыш пробует делать шаги без опоры, начинает пританцовывать, хлопать в ладоши и топтать ногами (более подробно о том, когда ребенок начинает ползать).
  2. Моторика. Для девятимесячного ребенка характерны ловкие и уверенные манипуляции руками. Совершая активные движения, он повторяет за родителями и другими детьми, уже может отпираться и отталкивать то, что ему не нравится, перекладывать вещи, прятать их, отбирать у других детей, уверенно тянуть игрушку на себя из чужих рук. Ребенок может порвать лист бумаги, бросить игрушку на небольшое расстояние, а также брать вещь отдельными пальцами.
  3. Коммуникативные навыки. В девять месяцев ребенок легко оборачивается, услышав свое имя, или оглядывается в поисках матери, часто самостоятельно подползает к родителям, умеет выполнять простые просьбы — садиться, вставать, брать вещи. Малыш очень внимателен и легко идет на контакт, но только с теми, кого уже видел ранее, понимает смех, слезы, улыбку, осознает свое отражение в зеркале.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Развитие ребенка в 9 месяцев отличается тем, что он понимает большинство фраз обращенных к нему, Он может выполнить легкие действия и просьбы. Малыш ищет и находит спрятанные предметы, указывает на называемые вещи и так далее.

Ребенок понимает и выполняет просьбы «возьми», «дай». Он узнает и реагирует на знакомые звуки или мелодии, любит танцевать и может пританцовывать или кивать в такт музыки.

Детки в данном возрасте уверенно ползают на четвереньках, могут легко встать на ножки без опоры, а при помощи поддержки может самостоятельно стоять, даже пробует делать первые шаги и переступать ножками.

Малыш садится из положения лежа и ложиться из положения сидя, слезать с дивана, кресла или кровати и забираться обратно. Он может вставать и ходить внутри кроватки или манежа, держась за бортики. А непоседы пытаются даже приседать.

Развиваются чувства и эмоции. Малыш расстраивается, когда не получается что-либо сделать самостоятельно. Он понимает похвалу и запреты, злится и реагирует на слова «нет» и  «нельзя». Кроха активно лепечет, говорит несложные слоги и короткие слова, при этом детская речь эмоционально окрашена.

Хорошо развита моторика. Кроха может брать и удерживать вещи в обеих руках, хватать предметы щипками двумя-тремя пальцами. Одной рукой он уже умеет держать ложку, а двумя — кружку, пытается самостоятельно пить из чашки. Он способен открыть и закрыть дверцы шкафа, выдвинуть и задвинуть ящик в столе.

Детки в этом возрасте играют с игрушками по назначению. Катают машинки, строят пирамидку, бросают мяч и так далее. Малыш может самостоятельно играть без взрослых и занять сам себя минут на двадцать. Учитывайте, что кто-то развивается быстрее, у кого-то способности и умения появляются позже. Для каждого ребенка характерно индивидуальное развитие.

Но каждый девятимесячный малыш обязательно должен уметь сидеть и удерживать равновесие в сидячем положении, переворачиваться и ползать в разные стороны на четвереньках. Он должен повторять слоги за взрослым и пытаться пить из детской кружки. Если малыш этого не умеет, не проявляет никаких эмоций, следует обратиться к специалисту.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий