Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Коллективизм

Одной из основных особенностей советского воспитания была пропаганда и поощрение коллективизма. Этот принцип предполагал, что интересы коллектива всегда ставятся выше интересов отдельного человека.

Советское общество стремилось к созданию коллективных форм организации и сотрудничества, как на уровне малых групп, так и на уровне всего общества. Такой подход предусматривал включение каждого члена общества в процесс общественно значимой деятельности и разделение общественных добр всеми членами коллектива.

Уже с раннего детства детей воспитывали в духе коллективизма, поддерживая их участие в коллективных играх, групповых занятиях и общественной жизни. В школе также активно развивалась система коллективной работы: дети учились работать в команде, доверять и поддерживать друг друга.

Коллективизм отразился во многих сферах жизни советского общества, начиная от семьи и заканчивая производством. В повседневной жизни люди старались действовать с учетом интересов других и добиваться общей пользы. Примером этого может служить коллективное сельское хозяйство — колхозы и совхозы, где работа велись совместно, а ресурсы и результаты работы распределялись на основе общего блага.

Моральные ценности

Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса. Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы

Так как религию в СССР не жаловали, то моральные ценности объясняли не на примере заповедей, а посредством особой системы ценностей советского человека и строителя коммунизма.

Детей учили жить не для себя, а для пользы всего общества, соблюдать чистоту, быть вежливыми, уважать старших и не стремиться к материальным благам

Большую роль всегда отводили семье, как важной ячейке советского общества. Можно сказать, что все эти ценности не слишком отличались от христианских, но были иначе сформулированы

Разные аттестаты об окончании школы

В общем, школы 70-х обучали труду так, как могли с помощью своих шефов

То было важное сотрудничество между школой и промышленностью, которое, к сожалению, в то время не всегда позитивно воспринималось шефами. Часто руководители предприятий относились к запросам школ, как к чему-то второстепенному

Но правда была на стороне школ, и пробивные директора школ могли добиться от своих шефов отчетливого понимания того, что школе надо помочь с трудовым обучением школьников.

У школ была градация по тому, насколько они могли обеспечить трудовое обучение школьников.

Аттестат со статусом «Средняя общеобразовательная школа»

Там, где с шефами было плохо, ну не было их «в ближайшей округе», там в школьных аттестатах писали «Средняя общеобразовательная школа», и больше ничего.

Аттестат «Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа»

Там же где шефы были, и они реально помогали, там могли написать в аттестатах об окончании школы: «Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа». Почувствовали разницу?!

Объединение обучения с трудом

Партия, последовательно руководствуясь идеями В. И. Ленина о воспитании молодежи, обнаружила этот недостаток учебно-воспитательной работы и выдвинула задачу перестройки школы. Новый Закон о школе должен был положить ленинскую идею об объединении обучения с трудом в основу изменения учебно-воспитательного процесса.

Тысячи школ страны искали новые пути, методы и формы педагогической работы, обеспечивающие воспитание многогранно развитых людей. Владимир Ильич Ленин говорил про таких людей, что они умеют все делать.

Первые результаты

Не успело минуть еще и двух лет с того дня, как был принят новый закон, а первые результаты перестройки школ были уже налицо. Об этом подробно говорилось на городских, районных, областных и республиканских съездах учителей, прошедших по всей стране с участием представителей широкой общественности.

Во многих школах страны новый закон всколыхнул учительский и ученический коллективы. Не везде, правда, дела шли одинаково хорошо. В одной школе было сделано больше, в другой – меньше. Одни педагоги относились к перестройке обучения с налетом формализма, другие – горячо, творчески. Считалось, что последних учителей – подавляющее большинство.

Вот как выглядели первые результаты работы по-новому в одной из ленинградских школ Невского района. Более 10 тысяч часов проработали старшеклассники на строительстве крупнопанельных жилых домов. Школьники собрали и сдали государству 10 тонн металлолома, посадили в парках района сотни деревьев и кустарников. На фабрике имени Ногина, где учащиеся овладевали производственными специальностями, они создали бригады комсомольского и пионерского труда.

Настоящее производство

В средней школе Рязанской области производительный труд школьников был организован на базе учебно-опытного хозяйства. Крупный земельный массив, животноводческая ферма, машинный парк, мастерские. Это были уже не прежние игрушечные делянки пришкольного участка, где урожай стыдливо определялся «в пересчете на гектар».

Было настоящее производство, позволяющее в широком масштабе проявить силу знаний, приложенных на практике. На выпускном вечере молодые люди вместе с аттестатами зрелости получали удостоверения механизаторов, животноводов, полеводов.

Некоторые выпускники средней школы получали сразу по 2-3 квалификационных удостоверения. Каждый из них сразу после школы имел право водить автомашину, трактор, выполнять работу слесаря четвертого разряда.

Например, в Альметьевске, молодом городе татарских нефтяников, самые почетные профессии – нефтяник и строитель. Городские школы выпускали ежегодно по нескольку сотен квалифицированных молодых рабочих этих профессий.

Приучение к труду и самостоятельности

С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям.

Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых.

Соблюдение режима

При воспитании советских детей с самых малых лет большое внимание уделялось режиму дня. Считалось, что все процессы в детской жизни должны были проходить строго по часам — кормление, сон, учеба и досуг

В СССР медработники ходили по домам и проверяли, как набирают вес грудные дети. В стране, где все строго подчинялось стандартам, регламент был даже в этой сфере жизни граждан.

Режим поддерживался в яслях, детских садах и школах, а кроме этого дома родителям настоятельно рекомендовали организовывать жизнь ребенка в соответствии с одобренным светилами медицины и педагогики распорядком. В частности, давать детям лакомства в перерывах между приемами пищи, считалось грубым нарушением.

Школа

Школа в советское время была призвана:

  • решать образовательные задачи;
  • формировать любовь к труду;
  • развивать у подрастающего поколения коммунистические взгляды и убеждения;
  • воспитывать в соответствии с законами высокой нравственности, патриотизма и интернационализма.

В конституции СССР от 1977 года было зафиксировано право граждан на бесплатное образование всех уровней: от начального до высшего. Лучшие ученики и студенты имели возможность получать льготы и стипендии от государства. Кроме того, после окончания профессионально-технического или высшего учебного заведения выпускникам гарантировалось рабочее место через систему распределения.

В 1980 годы общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней и подразделяется на основные ступени:

  • начальная школа с 1 по 4 класс;
  • неполная средняя с 5 по 9 класс;
  • полная средняя 10–11 классы.

Значительными изменениями школы советского периода стали такие моменты как:

  • совместное обучение мальчиков и девочек;
  • отмена физических наказаний (хотя в семьях побои практиковались регулярно);
  • вытеснение религии из процесса обучения.

Цели и задачи образования и воспитания распространялись и на внешкольную деятельность. Каждый школьник обязан был посещать кружок или секцию.

Дополнительное образование дети получали в таких учреждениях, как:

  • дома пионеров;
  • станции юных техников;
  • дома культуры;
  • школы искусств;
  • лагеря труда и отдыха.

Несмотря на жесткую идеологию, у школьников была возможность развития инициативы, творческих способностей, самодеятельности.

Воспитание и образование детей в Советском Союзе носило идеологический характер. Государство жестко контролировало выполнение базовых требований не только детскими садами, школами, внешкольными учреждениями, но и с родителями. Быт стандартной семьи в СССР был скромен, потому что страна жила в условиях дефицита товаров и услуг. Отсутствие гаджетов давало возможность детям много читать, заниматься спортом и творчеством.

Ранняя социализация

Ясли, детсад, школа — ребенок с младенчества находился в коллективе под присмотром взрослых. Ранняя социализация детей, принятая в СССР, в 90-х рассматривалась как настоящая зло, считалось, что ребенок лишался собственного «я» в коллективе, его личность была подавлена. Но риторика изменилось, когда поколение «недетсадовских» детей отправилось в школу. Многие из них были просто не готовы принимать правила поведения, усваивать информацию, общаться.

Психологи и педагоги в Советском Союзе (да и сейчас) считали семью институтом первичной социализации, а следующим этапом — детское учреждение. Благодаря детсадам ребенок учился продолжительное время находиться в коллективе, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми людьми. Дети находили свое место в обществе, впитывали социальные нормы, вырабатывали позитивные поведенческие привычки. А главное, общались, развивая разговорный навык.

Сейчас педагоги бьют тревогу — дети не говорят, и занятия с логопедами помогают далеко не всем. Ребенок учится контактировать с гаджетами раньше, чем с живыми людьми, и у него просто нет стимулов общаться и взаимодействовать. Отсутствие контакта и совместных игр со сверстниками в раннем возрасте может привести к задержке интеллектуального и психического развития. «Низкий уровень коммуникации и слабо развитая игровая деятельность являются причиной низкого уровня интеграции человека в социум в более зрелом возрасте», — утверждает научное исследование, проведенное Кемеровский госуниверситетом в 2016 году.

Воспитание сострадания

Помните анекдот про русскую литературу, когда страдает либо автор, либо читатель? Первый травматический опыт знакомства с нетленной классикой выпадает на «Муму». «Зачем!?» — восклицают родители, когда видят произведение в списке для чтения своих чад, ведь сами в детстве рыдали над судьбой бедной собаки. Но школа твердит: надо. В советских детских книжках тоже много примеров жестокости людей друг к другу, животным и природе. 

Психологи заметили закономерность между чтением художественных произведений и развитием эмпатии, то есть сопереживания. Чем больше человек читал душещипательных историй, тем более он сочувствовал другим, причем проявлял деятельное сочувствие. Уже одно то, что выросло целое поколение, буквально помешанное на судьбе брошенных животных и основывающее приюты для них, говорит о том, что «Муму» читали не зря. А советские педагоги это знали и включали такие, на первый взгляд «жестокие» произведения, чтобы дети смогли почувствовать боль другого существа и не навредить ближнему, будь это друг, посторонний человек или, например, щенок.

«Некоторые истории помогают понять других людей во времени и пространстве, что не всегда доступно в повседневной жизни. Сочувствие, которое читатель испытывает к персонажам, затем интегрируется в самооценку читателя, благодаря чему он накапливает свою способность принимать точку зрения других и чувствовать сочувствие к ним. Более того, улучшение эмпатических навыков посредством чтения художественной литературы может способствовать достижению целей людей в отношении того, кем они хотят быть в своей жизни, например, стать человеком, который заботится о благополучии других людей», — сообщает исследование нидерландских ученых «Как чтение художественной литературы влияет на эмпатию?».

Особенности советского воспитания

Важной особенностью советского воспитания была его централизованность и государственное управление им. Все сферы жизни, включая семью, школу, производство и культуру, подчинялись идеологии и целям КПСС

Государство контролировало и регулировало процесс воспитания, создавая специальные институты, такие как пионерские и комсомольские организации, для формирования идеологической базы.

Советское воспитание также отличалось акцентированием на коллективизме и коллективной ответственности. Дети и молодежь были вовлечены в коллективную деятельность, такую как участие в общественных работах, спортивных соревнованиях и культурных мероприятиях. Принципом солидарности и взаимопомощи, а также признания и поощрения коллективных достижений, формировались ценности коллективизма.

В целях создания коммунистического общества советское воспитание ставило перед собой задачу преодоления классовых различий и неравенства. Воспитание направлялось на формирование у детей и молодежи равноправного отношения друг к другу, отсутствия конкуренции и эксплуатации. Важными принципами советского воспитания были справедливость, равенство и честность.

Советское воспитание также подчеркивало значение образования и самосовершенствования

Детям и молодежи уделялось особое внимание в области образования и развития, чтобы они могли стать полноценными членами общества. Они должны были развивать свои способности и таланты, быть самостоятельными, ответственными и активными участниками общественной жизни

Таким образом, особенности советского воспитания включали нацеленность на создание нового типа человека, централизованность и государственное управление, акцентирование на коллективизме и коллективной ответственности, преодоление классовых различий и неравенства, а также значение образования и самосовершенствования.

Коллективная ответственность

Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами.

В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах прошлого века. В изданной им книге «Два мира детства: Дети в США и СССР» есть рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе.

Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое

Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена

Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена.

Система образования и воспитания

В советскую систему образования и воспитания входили ясли, детский сад и школа. Каждое из учреждений претерпевало немало изменений. Что-то осталось неизменным и в сегодняшней России. Советская система образования и воспитания имеет свои плюсы и минусы. Чтобы сделать правильные выводы на будущее, нужно знать, как воспитывали детей в СССР. Кто-то ругает советскую систему, другие — вспоминают с умилением, но равнодушных нет.

Ясли и детский сад

Ясли существовали еще в дореволюционной России, но их было всего 19. Крупный расцвет ясельных групп пришелся на эпоху Советского Союза. Подобные дошкольные учреждения принимали детей от 2 месяцев до 3 лет, поскольку женщина должна была работать. Ясли входили в государственную систему здравоохранения.

Там осуществлялись:

  • присмотр за детьми;
  • работа по охране здоровья;
  • мероприятия по физическому и психическому развитию детей;
  • учебная деятельность.

Ясли имели 4 возрастные группы:

  • груднички до 9 месяцев;
  • ползунки от 9 до 14 месяцев;
  • средняя от 14 до 24 месяцев;
  • старшая от 2 до 3 лет.

С 1959 года в СССР формируются единые дошкольные учреждения — ясли-сады. Перед поступлением в детский сад ребенок проходил врачей и медицинское обследование. В учреждении находился медицинский работник, следящий за здоровьем детей. Детский сад классически подразделялся на семь групп: три ясельные и четыре детсадовские.

Последние делились по возрастному принципу:

  • младшая 3–4 года;
  • средняя 4–5 лет;
  • старшая 5–6 лет;
  • подготовительная 6–7 лет.

Режим и учебная деятельность зависели от возраста. Министерством образования была разработана программа занятий:

  • музыка;
  • рисование;
  • лепка;
  • математика;
  • конструирование;
  • аппликация;
  • знакомство с окружающим миром;
  • физическая подготовка.

Особенностью работы детских садов было то, что все они существовали за счет государства. Мебель, игрушки, книги закупались и обновлялись регулярно. Родители лишь частично компенсировали оплату питания в зависимости от доходов семьи. Малообеспеченные и многодетные семьи освобождались от оплаты.

Закалка и сон на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе в СССР небезосновательно считалось одним из непременных условий крепкого иммунитета и здоровья ребенка. Поэтому многие мамы даже в трескучие морозы изыскивали способы хоть недолго, но гулять с коляской по улице. Старались организовать на свежем воздухе и дневной сон, причем в любое время года.

В детских садах кровати выставляли на улицы и в них укладывали тепло одетых малышей. Кроме этого, организовывались закаливающие процедуры, такие как обливания и обтирания холодной водой на улице. Это считалось полезным для сердечно-сосудистой системы. Советский лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» был одним из основных в воспитании подрастающего поколения.

Особенности воспитания

Главной целью советской школы было воспитать полезного члена общества. В итоге человек должен стать жизнерадостным, здоровым, работоспособным, борцом за общественные идеалы, умелым строителем коммунистического общества. Государство берет на себя обязательство не только обучать подрастающее поколение, но и воспитать.

По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким гонениям.

В целом особенности воспитательного процесса сводились к следующему:

  • социализация или воспитание в коллективе;
  • физическая выносливость и забота о здоровье;
  • развитие таких качеств, как гуманность, дружелюбие, помощь пожилым и младшим, жертвенность;
  • научение трудовым умениям и навыкам.

Человек воспринимался как часть единой системы. Понятия о развитии личности, гибкости мышления, раскрытии творческого потенциала практически отсутствовало. Любое отступление от идеологии или нравственных норм строго порицалось со стороны общества.

Несмотря на сложные времена государство отличалось стабильностью. С раннего детства ребенок знал, кем хочет стать. Получив профессиональное или высшее образование, человек мог всю жизнь отработать на одном месте.

Идеологическая пропаганда

Одной из основных особенностей советского воспитания была идеологическая пропаганда. Целью пропаганды было формирование определенных политических и мировоззренческих убеждений среди населения. Идеологическая пропаганда была широко распространена во всех сферах общества: в школах, университетах, СМИ, культуре и искусстве, военных и трудовых коллективах.

Главной целью идеологической пропаганды было создание единого идеологического фронта и формирование лояльности к коммунистической партии и советскому государству. Идеологическая пропаганда осуществлялась путем массовых мероприятий, публикаций в газетах и журналах, трансляций по радио и телевидению, а также через работы искусства, литературы и кино.

Пропаганда включала в себя утверждение культуры коммунизма и осуждение буржуазных ценностей и идеологий. Пропаганда также ставила задачу создания героического образа советского человека, который был представлен как пример для подражания и символ советской силы и мощи. Все это способствовало формированию единого сознания и идентичности, а также служило средством контроля и поддержки державного режима.

Идеологическая пропаганда в советском воспитании была неразрывно связана с понятием «классового противостояния». Основной упор делался на пропаганде идеи борьбы рабочего класса против эксплуатации и неравенства. Были пропагандированы идеалы коллективизма, солидарности и равенства. Таким образом советское воспитание стремилось формировать покорных и преданных граждан, которые будут готовы бороться за интересы социалистического государства.

Особенности идеологической пропаганды:Принципы идеологической пропаганды:
1. Массовый и всеобъемлющий характер1. Единство идей и оценок
2. Широкая медийная поддержка2. Всепоглощающая установка на воспитание «нового человека»
3. Использование символов и образов3. Отказ от критического мышления и индивидуальности
4. Приверженность социализму и коммунизму4. Активное воздействие на массовое сознание

Патриотизм

Советское воспитание сильно акцентировало внимание на развитии патриотизма у детей и молодежи. Было считается важным формирование сильной привязанности к Родине и готовности отстаивать ее интересы

Основными принципами развития патриотизма в советском воспитании были:

  1. Любовь к Родине. В детях и молодежи старались воспитать чувство глубокого уважения и привязанности к своей стране. Они знакомились с историей России, культурным наследием предков, достижениями отечественных ученых и героев.
  2. Готовность к служению Родине. Детей готовили к активному участию в жизни общества, призывая поддерживать родные земли, участвовать в трудах на благо страны и защищать ее интересы.
  3. Социальное самосознание. Советское воспитание ставило задачу развития у детей осознанности по отношению к своей роли в коллективе и значимости своего вклада в общественные процессы. Это помогало формировать чувство ответственности и гордости за свою страну.
  4. Патриотический долг. Детей и молодежь учили считать своим долгом помогать своей Родине, ставить интересы общества выше собственных, думать о будущем страны.

Развитие патриотизма в советском воспитании имело общий целью создание активных и социально-ответственных граждан и созидательного отношения к своей Родине.

Красивый почерк

Еще одна строчка знаменитой песни: «Буквы разные писать, тонким перышком в тетрадь», — отсылает нас к ненавидимой многими каллиграфии. Те, кто застал времена, когда первоклашки писали перьями, пользуясь промокашками, а левшей обязательно переучивали, недоумевают: зачем было издеваться над детьми? Но сегодня забытое искусство каллиграфии возвращается, и многие родители готовы платить репетиторам, чтобы те обучили ребенка азам этого искусства. 

В СССР до 1960 годов писали перьевыми ручками, а первое производство шариковых ручек пробовали запустить в нашей стране только в начале 50-х годов. Писать чернилами левой рукой было невозможно — написанное просто размазывалось, поэтому всех переучивали. Исследований на тему, как почерк влияет на психику, тогда просто не было, но сегодня ученые доказали: красивый почерк может развивать мозг.

«Занятия каллиграфией не только научат ребенка писать красиво, но и будут способствовать развитию его творческих способностей. Они научат дисциплинировать мысль, а вместе с этим вырастет и общая усидчивость, дисциплинированность ребенка», — утверждает каллиграф и педагог Артем Лебедев.

Опрятность и аккуратность

Психологи считают, что для ребенка естественна та среда, в которой он живет. Если вокруг малыша грязно, вещи разбросаны, а в раковине гора немытой посуды, то научить его, например, аккуратно складывать одежду, практически не возможно. Малыш просто будет воспринимать это как нечто чужеродное. «Аккуратность — качество личности, включающее любовь к чистоте и порядку, тщательность, точность в делах, внешнюю опрятность, исполнительность и организованность. Аккуратность чаще прививается с детства: когда родители сами следят за порядком, то и дети чаще к порядку привыкают», — поясняет доктор психологических наук Николай Козлов.

В СССР всех детей приучали к порядку с детсада: складывать вещи аккуратно, хранить их в шкафчике, заправлять постель, убирать игрушки. Воспитатели призывали ребенка и его родителей следить за внешним видом, приходить в чистой одежде, выглядеть опрятно. Считается, что оптимальный возраст, когда малыша можно приучать к опрятности и аккуратности — три года.

Психологи заметили, что опрятные люди чаще добиваются успеха, умеют грамотно организовать свой день и в целом более довольны жизнью. Аккуратность, усвоенная с детства, помогает добиться значительных успехов в учебе, а главное, развивает позитивные личностные качества. Поэтому к обучению детей убирать игрушки и складывать вещи взрослым стоит относиться серьезнее — это может повлиять на характер ребенка и его будущее.

Особенности семейного быта

Советская семья рассматривалась как ячейка социалистического общества. Общественные организации могли бесцеремонно вмешиваться в личную жизнь. Женщина работала наравне с мужчиной. Едва родившись, ребенок попадал в ясли. Именно в тот период были организованы общественные столовые, прачечные — только бы не отвлекать женщину от строительства коммунизма.

Только после смерти Сталина значительно изменилось отношение к семье в лучшую сторону:

  • матерям разрешалось уходить в декретный отпуск с 8 месяцев;
  • разрешалось находиться с малышом до 1 года;
  • стали выплачивать пособия по беременности и родам;
  • строили новые детские сады и школы.

В Советском союзе царила эпоха дефицита товаров. Приобрести необходимые предметы быта было неслыханным счастьем. Мебель, бытовая техника, посуда, игрушки, продукты питания — все доставалось великим трудом. Но все товары отличались отменным качеством.

Автомобиль считался роскошью. Очереди на получение транспортного средства отстаивали годами. Зато большинство предприятий выдавало своим сотрудникам бесплатное жилье.

Как правило, советские дети очень много читали, выполняя завет Ленина «учиться, учиться и еще раз учиться». Детская литература находилась на высочайшем уровне — Носов, Чуковский, Драгунский, Успенский, Маршак, Барто — список можно продолжать до бесконечности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий