Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка, ошибки и советы

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Основные симптомы

Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, очень плохо учатся. Им сложно концентрироваться на объяснении учителя и выполнении задания. Это связано не с прихотью или капризами. Усваивать информацию и концентрироваться на учебе они не могут вследствие недостатка биологически активных веществ в определенных отделах головного мозга.

СДВГ симптомы проявляются в поведении детей, оно заметно отличается от действий и поступков их здоровых сверстников:

  1. Невнимательность. Ребенок очень легко отвлекается, страдает забывчивостью. При выполнении заданий возникают сложности, он не организован, не выполняет инструкции. Во время объяснения нового материала или задания может сложиться впечатление, что ребенок не слушает взрослого. Большое количество ошибок обусловлено повышенной невнимательностью. Такие детки часто теряют свои вещи и школьные принадлежности.
  2. Гиперактивность. Для расстройства характерно постоянное нахождение в движении. Ребенок попросту не может усидеть на месте. Во время занятий в классе он может вставать с места в самое неподходящее для этого время. Ребенок кажется суетливым, нетерпеливым, чрезмерно общительным.
  3. Импульсивность. Желание достичь удовольствие у таких детей намного выше, они не в состоянии ждать своей очереди. Часто они выкрикивают с места, перебивают собеседника или учителя. Если такой ребенок чего-то хочет, то он будет требовать это сейчас же, уговорить его не получится.

Такие симптомы расстройства являются основными, но даже здоровые дети иногда могут быть невнимательны или слишком активны. Чтобы иметь возможность говорить о наличии данной патологии, необходимо провести тщательное исследование. Врач наблюдает маленького пациента в течение длительного времени, не меньше шести месяцев. Чтобы анализ поведения ребенка был полным и всесторонним, потребуется дать оценку его поведения в разных условиях.

Проявления синдрома

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. Гиперактивность и импульсивность приводит к тому, что ребенок испытывает постоянную потребность в движении.

Кроме этого, у ребенка появляется:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство, не способность ждать
  • невнимательность, не способность выполнить домашнюю работу
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость
  • игнорирование правил и норм поведения; эти дети постоянно вмешивается в деятельность других людей
  • наличие проблем со сном
  • задержка речевого развития и т.д

Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость

Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой

На уроке в школе ему не сосредоточиться. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.

Такой ребенок при умственной нагрузке быстро утомляется, испытывает затруднения с выполнением и завершением заданий, уделяет избыточное внимание деталям, или наоборот, не обращает на них никакого внимания.  

Как сделать учёбу ребёнка с СДВГ эффективной:

Хвалите его даже за небольшие достижения

Гиперактивные дети часто привыкают к тому, что им всё даётся труднее, чем другим. Они ругают себя, когда что-то не получается, и разочаровываются в своих способностях ещё сильнее. Вам под силу сделать так, чтобы ученик в себя поверил, главное – замечать, когда он действительно с чем-то справился и подчеркивать его достижения. Большие задания, вызывающие у ребёнка страх, делите на части, и хвалите за каждое выполненное упражнение. Давайте ему задания, с которыми он может справиться, заменяйте сложные для него задачи на более простые, сокращайте объём текста для пересказа. 

Обращайте внимание на моменты, когда он высказывает ценные мысли, чтобы и ему, и всему классу было понятно, что он может внести важный вклад в общее обсуждение. Игнорируйте мелкие нарушения и пустяковые реплики с его стороны, если они не слишком мешают общей работе, не делайте ему замечаний каждый раз

Поддерживайте его работоспособность

У детей с СДВГ работоспособность колеблется: гиперактивное поведение сменяется усталостью, они могут на уроке лечь в изнеможении на стол, даже заснуть

Чтобы поддерживать внимание учеников, чередуйте виды деятельности. Показывайте видео, читайте тексты, решайте задачи, проводите физкультминутки, добавляйте работу в группах. 

Помогайте организовывать рабочий процесс

Если ребёнку тяжело отвечать устно или письменно, можно договориться с ним о приемлемой форме сдачи работ. Например, вместо письменного задания, он может ответить устно, а вместо пересказа может сдать сочинение (или наоборот). Некоторым легче печатать на компьютере, чем писать от руки. 

Возможные ошибки при воспитании

Самой главной ошибкой родителей при воспитании гиперактивного малыша является игнорирование ими такого отклонения. К основным ошибкам, совершаемыми мамами и папами, можно отнести:

  • завышенные ожидания от ребенка;
  • слишком жесткие требования в отношении развития и обучения;
  • повышенная опека над малышом.

Гиперактивные детки непослушные. Дисциплина – точно не для них. Они равнодушно относятся как к похвале, так и к наказаниям. Они легко отвлекаются на сторонние вещи, не заканчивая начатое дело.

Если родители слишком строги и требовательны к собственному чаду либо, наоборот, чрезмерно его опекают, то малыш растет тревожным и гиперактивным ребенком. Бывает и так, что недавно мама с папой все разрешали, а потом вдруг стали запрещать баловаться. Тогда он может болезненно воспринять такие резкие переходы в воспитательной методике.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Нужно понимать, что СГДВ обусловлен особенным строением мозга и нервной системы. Потому малышей с гиперактивностью бессмысленно наказывать и упрекать. Да, с ним тяжело. Он плохо учится, доставляет много проблем окружающим своим поведением. Но по-другому он просто не может.

Диагноз гиперактивности и дефицита внимания ставит врач. Затем, он же назначает лечение и дает рекомендации родителям. В большинстве случаев они заключаются в следующем:

  1. Обязательное соблюдение режима дня всеми членами семьи ежедневно, независимо от будней, праздников и особых обстоятельств. Любые послабления режима приводят к новым выплескам энергии.
  2. Отказ от наказаний и упреков гиперактивного ребенка. Он особенный, и с этим нужно смириться, принимать его таким, какой он есть. Разговаривать с ним нужно спокойным тоном, иногда по нескольку раз объяснять, что от него требуется.
  3. Отвести его в спортивную секцию, где он может расходовать избыток энергии. Подойдут плаванье, прыжки в воду, легкая атлетика. Не подойдут командные виды спорта, так как ребенку противопоказаны негативные эмоции. А они неизбежны, если команда проиграет.
  4. Если решено отдать малыша в сад, лучше выбирать частный или специализированный. В группе, где мало детей, он получит больше внимания, и не будет доставлять проблем другим детям. Если в дошкольный период будет правильно проводиться коррекция поведения, то в школьном возрасте гиперактивность контролировать будет легче. Разумеется, учитель должен быть в курсе проблемы и знать о рекомендациях врача в отношении такого ребенка.
  5. Каждый положительный момент в жизни гиперактивных детей должен поощряться. Это может быть похвала, маленький приз в виде открытки или наклейки. Наказания строго запрещены, но недовольство поведением ребенка выражать все же необходимо. Например, не давать ему приз, если он во время урока баловался, но поощрить, если на перемене помог учителю.
  6. Не рекомендуется давать детям с СГДВ долгосрочные поручения и задания. Они попросту забудут их выполнять.

Поскольку синдром гиперактивности связан с нарушением нервной деятельности, врач может назначить медикаментозное лечение. Родителям необходимо проконтролировать, чтобы назначенные лекарства прошли апробацию на людях. Если все в порядке, они пойдут на пользу и помогут корректировать поведение непоседы.

В чем отличие от поведения обычных сверстников

Дома родители точно установить диагноз, классифицируя повышенную активность у малыша, неспособны. Только с 3–5 лет можно увидеть проявления отклонений. Характерные симптомы чрезмерной подвижности:

  • дошкольник постоянно бегает, играет;

  • теряется на улице;

  • не любит складывать одежду;

  • перебивает в разговоре;

  • хватается за работу, но не доводит ничего до конца;

  • все забывает и теряет;

  • часто наблюдается истерика;

  • не может долго сидеть на одном месте и убегает от занятий за столом;

  • неполноценный сон — меньше семи часов;

  • барабанит пальцами по любой поверхности;

  • присутствуют нарушения речи, малыш поздно начинает говорить.

Профессиональное обследование осуществляется посредством таких методик:

  • сбор информации;

  • тестирование;

  • выполнение аппаратных процедур.

В ходе беседы доктор получает сведения о маме (течении беременности, родовой деятельности, патологии, а также болезнях малыша) С помощью специальных тестов определяется степень концентрирования дошкольника. На основании проведенных диагностических мероприятий устанавливается точный вывод.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Как себя вести с гиперактивным школьником

Все понимают, как сложно обучать ребенка с СДВГ, ведь он просто не может усидеть на месте длительно время,  мало воспринимает правила и нормы поведения. Но нет ничего невозможного

 Важно подойти к решению проблемы основательно

  1. Регулярно посещайте психолога или психотерапевта.
  2. Всегда проверяйте выполнение домашнего задания.
  3. Придерживайтесь распорядка дня.
  4. Давайте время на отдых. Для гиперактивных детей это неотъемлемая часть лечения, ведь необходимо убрать нервное напряжение и не вызвать ощущения, что учеба приносит только дискомфорт.

Статья в тему: Ребенок с СДВГв школе — советы учителям

Памятка для родителей:

Важность семейного микроклимата

Отношения родителей и детей — главная задача воспитания. Помните, что плохое поведение связано с физикой незрелости мозга. Малыш не осознает, что делать, все происходит непроизвольно. Лучше ему помочь. Для начала мама и папа должны успокоиться сами, не кричать и не оскорблять малыша.

Желательно его увести от посторонних, обнять и расслабить. Не забывайте — теплота, доброжелательность отношений помогут детскому мозгу успокоиться.

Наберитесь терпения, будьте добрее и умнее, попытайтесь найти необходимые слова, чтобы донести их малышу. Не считайте его больным — просто он другой. К подростковому возрасту синдром исчезнет. Помните, что иногда из гиперактивных детей вырастают успешные люди.

Устранение гиперактивности у взрослых

В отдельных случаях родители пускают проблему на самотёк. Если не относиться к гиперактивности ребёнка всерьёз, во взрослой жизни у него могут возникнуть трудности в общении. Кроме того, нередко наблюдается повышенная утомляемость.

Гиперактивный взрослый может предъявлять жалобы на головные боли, бессонницу. В тяжёлых случаях он страдает от тиков. У гиперактивного взрослого наблюдается повышенная импульсивность. Из-за сложного характера такие люди зачастую не умеют выстраивать дружеские, доверительные отношения. На данной стадии поведение человека корректируется под влиянием социума, ближайшего окружения. При наличии серьёзных расстройств прибегают к помощи психологов, медикаментозному лечению. Это можно сделать и онлайн. В настоящее время довольно распространены скайп-консультации со специалистами.

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

– Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
– Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
– Ведите список важных дел.
– Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

– Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
– Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
– Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
– При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
– Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

– Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
– Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
– Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
– Не вступайте в споры с ребенком.
– Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

Материал предоставлен команией Eli Lilly.

Какие условия среды можно создать, чтобы помочь такому ребенку?

Создайте ребенку уголок уединения

Для ребенка с СДВГ очень свойственна полярность поведения, что вызвано низким уровнем самоконтроля. Чтобы успокоить таких детей — им нужен уголок уединения пусть даже во время урока. Если вы видите, что ребенок перевозбужден, предложите ему выйти, где-то посидеть.

Создайте уголок двигательной активности

Понятно, что есть определенные правила и в школе бегать нельзя, но из-за этого нервная система ребенка еще больше перенапрягается. Таким детям нужно сбрасывать энергию, бегать, кричать. Потому можно использовать перемены для организации двигательной активности, проводить физкультминутки.

Введите правила

Такому ребенку нужно четко ставить границы, правила и расписания

Если вы едете с ребенком на экскурсию, важно проговорить что и когда вы делаете. Этому очень важно следовать, ведь если будут какие-то сбои в графике, ребенку будет сложно перестраиваться, это дополнительный стресс.

Обезопасьте ребенка

Место ребенка должно быть максимально безопасным, где нет острых углов и острых предметов. Такие дети могут пораниться как случайно, так и неслучайно. 

Случай из практики:

Как помочь ребенку в саду и школе

Ребенок должен иметь возможность легально сбрасывать лишнюю энергию; 
Правил не должно быть слишком много, но они должны четко соблюдаться;
Для помощи в концентрации внимания нужно использовать различные упражнения на самоконтроль;
Важно визуально подкреплять свою речь при обучении ребенка;
На определенный отрезок времени необходимо давать только одно задание ребенку;
Дети с СДВГ очень хорошо реагируют на успокаивающей массаж, который можно делать, не обладая специальным образованием;
Необходимо поддерживать любые, даже самые незначительные успехи ребенка;
Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

Как помочь ребенку дома?

Поддерживайте дома четкий распорядок дня; 

Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие; 

Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности; 

Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию

Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры; 

Для детей с СДВГ особенно полезны занятия в бассейне и любые занятия, связанные с водой; 

Таким детям и родителям очень полезно и важно посещать занятия, направленные на работу с телом; 

Выберите только одно направлении в коррекции поведение; 

Будьте последовательны. Последовательность — это ключ.

Напоследок приведем «посыл» от ребенка с СДВГ, который поможет вам взглянуть на мир его глазами:

Лечение гиперактивного малыша – нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка – она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: зачем делается электроэнцефалограмма головного мозга для детей?). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если у ребенка в 5 лет истерики?

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Рекомендации по коррекции поведения

Существуют такие правила общения с гиперактивным ребёнком:

  • таким детям сложно даётся запоминание большого количества новых сведений. Поэтому задание лучше разделять на маленькие блоки. Гиперактивного ребёнка стоит хвалить за каждое маленькое достижение;
  • у гиперактивного ребёнка нет чёткого восприятия времени. Планирование – явно не их сильная сторона. Поэтому гиперактивному ребёнку стоит давать срочные задания с применением песочных часов. Деткам постарше можно побудить к выполнению каких-то заданий при помощи таймера;
  • хороших результатов помогает добиться и специальная система поощрений в виде небольших жетончиков. За каждое отлично выполненное задание можно давать малышу фишку, монетку или жетон. При этом родители чётко озвучивают количество поощрительных мелочей, которые нужно скопить. В дальнейшем жетон, монетку или фишку можно обменять на поход в кукольный театр, цирк или какую-то важную для ребёнка вещь;
  • нужно реже бывать в тех местах, где наблюдается большое скопление людей. Вместо визитов в гипермаркет, стоит немного прогуляться с гиперактивным ребёнком по парку;
  • малыш не должен переутомляться;
  • занятия в спортивной секции станет отличным способом выплеснуть лишнюю энергию;
  • дома стоит создать уютный уголок, в котором гиперактивный ребёнок может уединиться.

Как поддержать своего ребенка

Поскольку СДВГ — проблема сложная, а каждый ребенок уникален, трудно дать универсальные рекомендации. Однако следующие советы помогут вам поддержать своего ребенка :

Проявляйте свою любовь и привязанность

Ребенку важно чувствовать, что его любят и ценят. Не стоит фокусироваться только на негативных аспектах поведения, ведь это очень вредит отношениям и снижает самооценку

Найдите что-то, чем вы можете гордиться, и чаще делайте комплименты. Это может быть словесная похвала, улыбка, похлопывание по плечу или объятия. Вознаграждайте за достижения и победы в учебе.

Найдите способы повышения самооценки. Выберите занятие, где ваш ребенок может проявить свои лучшие стороны, и развивайте их. Это может быть рисование, уроки музыки, танцев или занятия единоборствами. Небольшие успехи помогают ребенку поверить в себя и повышают самооценку.

Говорите понятно. Когда просите ребенка что-то сделать, говорите четко, спокойно и медленно. Будьте конкретными. Вместо фразы «Может, ты пособираешь уже наконец книжки?», конкретизируйте просьбу: «Убери сейчас книжки на полку». Давайте только одно короткое задание. Не забывайте о зрительном и тактильном контакте. Для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности это очень важно.

Избегайте «соблазнов». Избегайте ситуаций, в которых вашему ребенку трудно себя контролировать. Это могут быть дальние поездки в городском транспорте, посещение торговых центров или переполненных супермаркетов.

Устанавливайте четкие правила. Будьте последовательными в своих действиях. Дети с СДВГ нуждаются в четких и предсказуемых правилах. Вознаграждайте за хорошее поведение и демонстрируйте последствия негативного.

Придерживайтесь четкого расписания еды, отдыха и сна. Сделайте расписание с четко определенным временем подъема, завтрака, сборов в сад или школу, купания и сна. Оно будет напоминать ребенку о его активностях в течение дня и поможет сосредотачиваться на задачах. Для этого подойдет школьный дневник или распечатанная электронная таблица, закрепленная магнитом на дверце холодильника.

Организуйте пространство. Создайте в своем доме уютное место для занятий и помогайте ребенку поддерживать там чистоту и порядок. Пусть каждый предмет в комнате имеет свое место.

Помогайте ребенку адаптироваться. Избегайте резких изменений, таких как переезд или переход в другую школу. Дети с СДВГ трудно приспосабливаются к чему-то новому. Отметьте важные мероприятия в календаре и готовьтесь к ним заранее.

Поощряйте социальное взаимодействие. Помогите ребенку усвоить социальные навыки в отношениях со сверстниками
Обратите особое внимание на навыки решения проблем, самоконтроля, умение слушать и выражать чувства.

Следите за отдыхом. Убедитесь, что ваш ребенок отдохнул и выспался, особенно перед важными событиями
Усталость часто обостряет симптомы СДВГ.

Формируйте привычки здорового образа жизни. Несмотря на то что исследования диет пока дают неоднозначные результаты , некоторые эксперты все же считают, что полезная для мозга еда может быть полезной при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Это могут быть продукты с высоким содержанием белка, например: яйца, мясо, бобовые и орехи. Простые углеводы, вроде конфет и белого хлеба, замените сложными, такими как груши и цельнозерновой хлеб. Добавьте регулярные физические упражнения.

Ограничьте время просмотра телевизора и игры с гаджетами. Время за гаджетами не должно превышать 2 часа в день. А чтобы помочь ребенку развить навыки внимания, поощряйте его к играм, складыванию пазлов, решению головоломок и чтению.

Как обуздать «бурю»?

СДВГ поддается коррекции, требует помощи со стороны родителей, педагогов, психологов и врачей. Включает ряд методов, которые в совокупности дают прекрасные результаты:

Питание является неотъемлемым компонентом в коррекции поведения. Многие продукты могут спровоцировать активность головного мозга, тем самым усугубляя и без того непростую ситуацию. Так, например, фастфуды, газировка, сладкое и т.д. не только наносят урон весу, но и увеличивают возбудимость головного мозга. Наличие в продуктах различных консервантов, красителей также негативно сказывается на состоянии здоровья. Правильный рацион поможет улучшить не только физическое, но и психологическое состояние ребенка.
Говорим нет запретам. Чем больше запретов, тем больше нарастание импульсивности и негатива. Старайтесь отвлечь малыша, предлагая ему совершить другие действия. Например, если он прыгает на диване, не следует говорить – не прыгай. А предложите ему другие действие, к примеру – а сколько ты сможешь сложить кубиков вверх? или, а давай-ка поиграем в города и т.д. Тем самым вы отвлечете его от неправильного действия без применения запретных слов или наказаний.
Физические упражнения и спорт. Занятие спортом позволяет ребенку дисциплинировать себя, помогая стать более организованным. Повышает самооценку, исключает развитие комплексов.
Ограничение нахождения у компьютера, телефона, планшета, телевизора. Учеными давно доказано пагубное влияние на здоровье при длительном использовании гаджетов. Родители должны ограничивать это времяпровождение и увлекать малыша другими занятиями, например, чтение, рисование, лепка и т.д.
Прививаем дисциплину. Многие родители пытаются навязать дисциплину в армейском режиме, тем самым больше отдаляя ребенка от себя, особенно если он гиперактивен. В таком деле нужна мудрость и гибкость требований. Необходимо спокойно объяснить своему чаду, если он не выполнит вашу просьбу, тогда он лишится некоторых своих увлечений (катание на велосипеде, игр на компьютере, похода в кино и т.д.).
Создаем условия

Чтобы выполнить домашнее задание, ребенку необходима обстановка, не отвлекающая его внимание. Найдите в квартире уютное место без раздражающих факторов

Во время выполнения заданий, старайтесь делать перерывы, разрешайте ему подвигаться через каждые 20-25 минут.
Приучаем к порядку. Ребенок обязан понимать, что после игры все игрушки должны быть собраны. Те же требования и к одежде. Очень помогают в развитии навыков самоорганизация – цветовые маркировки, например, цветные стикеры позволят сориентироваться малышу, что должно находиться на каком месте. Можно обозначить цветовыми маркировками шкафы для тетрадей и книжек, для вещей, для игрушек и т.д. Детям старшего возраста не давайте более двух инструкций в день для выполнения. Лучше если они будут записаны на бумаге или доске. Например: полей цветы, вынеси мусор и т.д.
Атмосфера в семье. Конфликты и ссоры усугубляют состояние ребенка, поэтому взрослые должны понимать и учитывать этот факт. Поймите все семейные неприятности, он связывает с собой и порой делает ошибочные выводы. Задача взрослых оградить свое чадо от негативного воздействия выяснения отношений. Чаще проводите вместе время, устраивайте походы на природу, театр, кино и т.д. Совместное проведение свободного времени является лучшей терапией синдрома гиперактивности.
Сотрудничество со специалистами. Порой взрослые не могут самостоятельно справиться с ребенком, поэтому помощь со стороны, способствует лучшей психологической коррекции. Совместный тандем со специалистами дает прекрасные результаты. Педагоги и психологи играют важную роль в жизни чрезмерно активных детей.

Если гиперактивность связана, с какими-либо заболеваниями, врач подберет необходимое лечение, тем самым улучшит состояние здоровья ребенка. Лечебный массаж и гимнастика укрепят не только физический дух, но психологическое состояние.

В заключение хочется еще раз отметить, коррекция синдрома гиперактивности возможна, но только при правильном подходе и с помощью специалистов. Чем раньше отмечено отклонение, тем лучше результаты. Помните, самостоятельная терапия может привести к усугублению ситуации.

Симптомы гиперактивности

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего – в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил – говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.

Как устроен мозг при СДВГ

Есть мнение, что развитие синдрома у детей никак не связано с воспитанием. Согласно такой точке зрения, СДВГ – это врожденное состояние, обусловленное физиологическими особенностями функционирования мозга, требующими коррекции.

Говоря о приведенном мнении, следует понимать, что синдром не носит характера органической патологии. Дело не касается повреждения или гибели нейронов. Речь идет лишь об изменениях работы мозга, носящих функциональный характер. Пример – усиленная выработка нейромедиаторов дофамина и норадреналина. Нейромедиаторы – это биологически активные вещества, обеспечивающие передачу импульсов от нервных клеток к нейронам, к мышечной ткани.

Следует отметить, что любые проявления синдрома связаны с четырьмя областями мозга. Это:

  1. Префронтальная кора.
  2. Базальные ганглии.
  3. Лимбическая система.
  4. Ретикулярная формация.

При расстройстве в этих областях начинают «доминировать» нейроны, усиливающие выработку указанных веществ. Следствие – активация перечисленных областей и возникновение неспособности адекватно действительности реагировать на вещи, невозможности в полной мере контролировать двигательную активность и других характерных для синдрома признаков.

Как вы считаете, действительно ли рассматриваемое расстройство является следствием нарушений в работе мозга?
Да, мне кажется, что все именно так. 0%

Нет, не считаю. Мне кажется, что все дело исключительно в том, как родители воспитывают детей. 0%

Не могу говорить однозначно. Кажется, все имеет место. 100%
Проголосовало: 2

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий