Предоставить выбор
Каждый малыш, особенно в раннем возрасте, немного эгоцентричен, что абсолютно нормально. Он только учится контактировать с окружающим миром и выражать свою точку зрения. Поэтому детские утверждения так часто носят ультимативный характер: «не буду суп!», «не пойду домой!». Пожалуй, каждому родителю знакомы подобные требования своих чад. Существует замечательный способ борьбы с маленькими привередами: выбор без выбора. Спросите ребенка: «ты будешь суп или кашу?», «пойдем сразу домой или сначала понаблюдаем за птичками?». Многие дети переключаются на необходимость выбрать что-то одно, забывая о том, чего требовали минуту назад.
Помните, что дети – это будущие взрослые. Нельзя полностью игнорировать их мнение и потребности. Разговаривайте, выслушивайте, объясняйте, применяйте, в зависимости от ситуации, то строгость, то смекалку. Так вы найдете такой подход к своему ребенку, который позволит вам понять друг друга.
Как заставить ребенка слушаться
В последнее время наблюдаются большие проблемы с послушанием у детей. В современных реалиях, когда их сильно балуют, достаточно сложно удержать ребенка в рамках дозволенного. Почему же это происходит?
Сейчас активно продвигается идея вседозволенности детей. Малышам примерно до 2 лет ничего не запрещают, не дают заданий и в целом почти никак не воспитывают. Поэтому к 3-4 годам неудивительно, что ребенок не слушается взрослых. Хотя существуют и другие причины: противоречивые указания, несоответствие требований возрасту ребенку и др.
Как же заставить ребенка слушаться?
Первым делом стоит понять, что ни в коем случае не стоит прибегать к физическому наказанию. После нескольких шлепков ребенок действительно выполнит вашу просьбу. Когда в дальнейшем будет капризничать, одно упоминание о физической расправе заставит его успокоиться. И с виду все отлично — система работает.
Но на самом деле ребенок не становится «послушным», он просто боится вас. Уверена что вы бы не хотели вызывать ужас и страх у ребенка. Помимо ваших отношений сейчас, вся эта ситуация отразится на будущем ребенка. Физические наказания, затаенная обида и злость на вас обязательно всплывут в подростковом возрасте в виде бунта. Или наоборот ребенок полностью погрузится в себя, станет инертным, забитым и неуверенным в себе.
Научитесь разговаривать с ребенком, договариваться, и тогда не придется прибегать к ремню.
Как наказывать
Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других
Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее
Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.
Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.
Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения
Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.
Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы. Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении. А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности. Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.
Что такое уважение?
Уважение – это отношение одного человека к другому. И его (уважение) нужно заслужить. Поэтому задача родителей — построить отношения в семье, где царят любовь и взаимоуважение.
Я иногда смотрю один проект на ТВ «Дорогая, мы убиваем наших детей». На мой взгляд, программа хорошая, хоть многие считают, что все играют подставные люди. Подставные это герои или нет — суть не в этом. Главное то, что ведущий психолог Дмитрий Карпачов дает дельные советы и открывает глаза взрослым на многие вопросы воспитания и взаимоотношений в семье. В том числе он рассказывает о причинах, почему дети не уважают родителей.
Так вот, ведущий часто повторяет слова о том, что если в семье возникают какие-то проблемы, значит, нужно менять не детей, а родителей.
В одной из передач мать жалуется ведущему на то, что ее взрослая дочь совсем ее не уважает. На что ведущей ей отвечает: «А за что она должна Вас уважать?» Давайте мы с вами задумаемся, может ли дочь уважать мать с ее вечными пьянками, скандалами, орами и матюками? Ведь многие взрослые считают, что их уважать нужно только за то, что они родили детей, затем одевали их и кормили. Но разве это не обязанность родителей – заботиться о своих детях?
Как говорят в народе: «Что посеешь, то пожнешь». Думаю, что эта пословица имеет прямое отношение к нашей теме. Хотите, соглашайтесь, хотите – нет, но дети как зеркало.
То есть, если дети относятся к взрослым неуважительно, значит, родители к ним относились неуважительно.
Почему дети, когда вырастают, не уважают родителей? Потому что их этому не научили! Потому что они не знают, что такое уважение!
Правильный тон
Чтобы заставить ребенка слушаться родителей, необходимо выбрать правильный тон при разговоре со своим чадом. Спокойная, дружелюбная просьба будет гораздо более эффективна, нежели крики и угрозы. Стоит понимать разницу между тем, когда ребенок действительно слушается родителя, а когда просто слепо подчиняется из страха быть наказанным.
Психологи проводили еще один эксперимент, в котором заводили детей в комнату с игрушками, самым привлекательным из которых был робот. Малышам запрещали его трогать, однако, первой группе детей это было сказано строгим тоном, угрожая наказанием, а второй – мягко, без повышения голоса.
Процент детей, которые нарушили запрет, оказался одинаков, однако, спустя две недели тех же детей пригласили в эту комнату повторно. В этот раз трогать робота им никто не запрещал, и четырнадцать из восемнадцати детей, к которым в тот раз экспериментаторы проявляли строгость, сразу же брали робота, стоило двери закрыться. При этом большинство детей второй группы по-прежнему не прикасались к нему до прихода взрослых. В этом и заключается разница между подчинением и послушанием.
Ребенок не слушается, истерит
Детская истерика дома или в общественном месте – страшный сон любого родителя. Как справиться с такими проявлениями непослушания с минимальными обидами, стрессами, ссорами?
Во-первых, родителям следует быть последовательными в отношении того, что можно делать ребенку, а что запрещено. Допустим, в один из дней у мамы хорошее настроение, и она позволяет смотреть мультики и не ложиться спать. На следующий день ребенок просит о повторении ситуации и устраивает скандал, получив отказ. Ему непонятно почему иногда можно не спать, а иногда нельзя
Поэтому важно придерживаться одних и тех же правил, принципов в воспитании изо дня в день
Во-вторых, мнение мамы и папы относительно запретов всегда должно быть едино. Предположим, в один из дней папа изрядно устал на работе и позволил ребенку тихо поиграть с телефоном. Пришла мама и руководствуясь установленными в семье принципами запретила играть дольше 15 минут. Ребенок устроил истерику, не поняв почему взрослые сначала сами разрешают, а потом запрещают.
В-третьих, истерика не должна поощряться даже в самой трудной ситуации. Уступив только однажды, вы навсегда преподнесете ребенку шанс для новых манипуляций
поэтому важно провести профилактическую беседу с бабушками, дедушками, другими членами семьи о правилах поведения в случаях истерики
В-четвертых, если истерика все же случилась, необходимо обсудить с ребенком ситуацию, после того как он успокоиться. Спросите почему он себя так повел, расскажите почему вы себя так повели. Диалог – лучшая профилактика детских скандалов.
Вранье
Бывает так, что главной проблемой в отношениях между родителями и их чадом оказывается вранье. Детские обманы на постоянной основе могут серьезно озадачить мам и пап. А если ребенок идет на ложь даже без особой причины, то это и вовсе выведет из себя даже самых уравновешенных взрослых.
Что делать? Детей нельзя ругать и наказывать за ложь, уверена ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО Анна Бояринцева. «Разберитесь в проблеме, проявите понимание, – советует эксперт. – Он не врет назло вам или «чтобы довести» вас – у него есть на это более весомые причины. Дети фантазируют до 3-5 лет (это даже не считается враньем), а в более позднем возрасте обман имеет другие причины: страх наказания, привлечение внимания, защита родителя».
Повышенная тревожность
Тревожность — это чувство неблагополучия, напряжения, озабоченности, неопределённости, а порой и беспомощности. Если ребёнок не хочет делать уроки вообще, возможно, у него повышенная тревожность. Психологи Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко выделяют такие признаки тревожного ребёнка:
- любое задание вызывает излишнее беспокойство;
- во время выполнения заданий школьник напряжён;
- ребёнок легко расстраивается и не может сдержать слёзы;
- ребёнок не уверен в своих силах;
- у него многое, в том числе домашние задания, вызывает страх.
Что делать?
Для уменьшения уровня тревожности нужно чаще обращаться к ребёнку по имени, чаще обнимать и отмечать его успехи. Нельзя кричать, угрожать и унижать ребёнка, сравнивая его с «сыном подруги».
Ребенок никого не слушается: 4 причины плохого поведения ребенка
Ребенок болеет хроническими заболеваниями. Его организм ослаблен, он обеспокоен и раздражен. Это непременно сказывается на поведении ребенка.
Постоянно простужается. Опять же ослабленный организм, который подвергается различным вирусам и инфекциям. Неокрепшая детская нервная система тоже страдает. Хорошее настроение у ребенка отсутствует, а вот раздражительности и постоянного недовольства – это с горкой.
Без режимность
Важность последовательности и режима для растущего детского организма – это залог его чувства безопасности. Когда режим отсутствует, ребенок не организован, он не понимает ему сейчас спать пора или играть? А сейчас кушать или идти купаться? У него отсутствуют правила распорядка дня и, соответственно, его раздражает непонимание и неуверенности в следующем шаге.
Причина – следствие
Только после 7 лет дети в состоянии проводить параллель между тем, что они сделают, и тем, что из этого получится. А до этого возраста, ребенок учится исключительно на своих ошибках, на своих попытках попробовать, узнать и понять. Никакие родительские попытки объяснить и уберечь просто не находят в детском понимании своего места.
Если ребенок с малку неукоснительно слушается родителей во всем, не перечит и не истерит, рано радоваться. Такие дети вряд ли вырастут в самостоятельных, инициативных и целеустремленных личностей.
Переходим в режим «офф»
Иногда ситуация накаляется настолько, что до эмоционального взрыва остаются какие-то мгновения. В такие моменты полезным будет выключиться: перестать на все реагировать. Очередные ссоры, конфликты и ругань с подростком – это не выход. Сделайте вид, что вам все равно
Пусть подросток почувствует себя победителем, если для него это так важно. Вы же посмотрите сериал, заварите кружку горячего чая
В это время вас не должно интересовать, что он сделал или что его ждет в будущем. У вас еще будет время об этом подумать. Это хорошая профилактика для ребенка, пусть почувствует свою зависимость от родителей. Важно будет показать при этом, что вы правы, но вам уже ничего не нужно. Победить в этом конфликте поможет время, которое будет работать на вас. К тому же лишний час отдыха днем пойдет только на пользу.
Домашка воспринимается как повинность
Учёба — такая же обязанность ребёнка, как работа у мамы с папой. Разница лишь в том, что взрослые умеют заставлять себя выполнять обязательства, даже когда не очень хочется, а дети пока что не обладают достаточно развитым самоконтролем и не всегда грамотно расставляют приоритеты. Зато им свойственна природная любознательность, за счёт которой любой ребёнок может хорошо учиться.
Если же постоянно апеллировать к слову «надо», школьник может начать воспринимать домашку как неприятное обязательство. Одна из частых ошибок родителей — не разрешать ребёнку что-то хорошее, пока не сделаны уроки. «Никаких игр, пока не сделаешь домашку!» — так домашнее задание превращается в повинность, которая мешает быть счастливым.
ПРОЙДИТЕ С РЕБЁНКОМ БЕСПЛАТНУЮ ДИАГНОСТИКУ: НАЙДИТЕ ЕГО СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Что делать?
Если ребёнок не хочет заниматься уроками, попробуйте сначала проанализировать, кто заложил в него такое отношение. Понаблюдайте за собой: как вы отзываетесь о своей обязанности ходить на работу? Как часто вы делаете что-либо плохо просто потому, что вам не хочется сейчас этим заниматься? Дети считывают поведенческие паттерны родителей, поэтому решение проблемы с домашкой, возможно, стоит начинать с изменения поведения у взрослых.
Формирование правильной позиции
По мере взросления инстинкта нам уже не достаточно, и фактически весь первый год жизни ребёнка мы нарабатываем свой материнский авторитет.
Авторитет – это отношение к нам ребёнка как к человеку, которому ребёнок доверяет и НЕ СОМНЕВАЕТСЯ в наших словах. Это отличная основа для послушания ребёнка!
Например, выходя на улицу вы говорите своему ребёнку: «На улице много машин и собак, поэтому на улице мы всегда ходим с мамой за ручку» и ребёнок спокойно даёт вам руку и идёт куда вы скажете.
Либо в магазине, когда ребёнок захотел, чтобы вы купили ему «химический» чупсик, а Вы говорите, что лучше давай я тебе куплю что-то более полезное, потому что “чупсик – кака” – ребёнок соглашается на обмен. Может быть не сразу, но Ваши уговоры всё равно действуют!
А если ребёнок капризничает? Истерит? Не выполняет, а иногда и открыто игнорирует мамины просьбы?
Ребенок в 6 лет не слушается: причины
Почему ребенок не слушается в 6 лет? Не может быть так, чтобы ребенок не слушался сам по себе. Как говорится, дыма без огня не бывает, и в таких ситуациях, родительские ошибки в процессе воспитания приводят к таким негативным последствиям. Поэтому прежде чем искать причины непослушания в детях, мамам и папам, необходимо, оценить свое поведения и отношения к чаду.
Обычно, когда ребенку 6 лет,не слушается, огрызаетсяон из-за следующих причин:
Непонимания взрослых.
Стандартная ситуация, после тяжелого рабочего дня мама пришла домой и видит в детской бардак и начинает срываться на кроху. Даже после того, как детская была приведена в порядок, родитель, под воздействиям негативных эмоций начинает придираться к чаду. Малыш не в понимании о том, что происходит, что же он сделал не так, вследствие чего, онпсихует и не слушается.
Притеснение свободы.
Если родители слишком ограничивают детскую свободу запретами, не ждите послушания. Ребенок будет бороться за свои права и желания, и это абсолютно нормально.
Недолюбленный ребенок.
Данная проблема очень знакома неполным и многодетным семьям. В первом случае, малыш не понимает отчего папа и мама больше не живут вместе и почему все занимаются выяснениям своих отношений и не обращают на его внимания. Во втором варианте, когда появляется новый член семьи,ребенок не слушается родителей в 6 лет из-за ревности к новорожденному
Мама постоянно находится с младенцем, уделяет ему все свое внимание, целует, обнимает, а старшему достаются только родительские задания и указания (принеси то, сделай это, помоги)
Психологическое давление на детей.
Данная возрастная категория характеризуется большими требованиями к ребенку со стороны родителей. Ведь малыш обязан быть лучше, быстрее, умнее своих сверстников, должен справляться со всеми своими обязанностями, быть активным воспитанником подготовительной группы детского сада, помогать маме и папе, чтобы все окружающие говорили «ах какой ребенок, какие же молодцы родители, что сумели воспитать такого маленького гения». Вот только мамы и папы не понимают, что полное послушание — это не нормально для малыша. Постоянное давление на кроху может привести к непониманию в будущем.
Избегаем ярлыки
Называя ребёнка «неряха», «глупый», «лентяй» и т.д., мы только укрепляем в его сознании, что он такой
Важно говорить лучшие качества и ИЗБЕГАТЬ ЯРЛЫКОВ
Например, ребёнок плохо обращался с домашним животным. Бабушки и дедушки называли его «живодёром», жестоким, родители это подхватывали и тоже ругали. В итоге ничего не помогало. Любые наказания и ругань не работали.
Тогда психолог предложила семье в течение какого-то времени говорить ребёнку о том, как он любит животных, какой он заботливый по отношению к животному, как у него хорошо получается заботиться и ухаживать за ним. В итоге ребёнок не только кардинально изменил своё отношения к животным, но теперь мечтает стать ветеринаром.
Этот метод работает и в простых ситуациях, чтобы мотивировать ребёнка. Озвучивая хорошие качества или поступки (например – «о, как ты хорошо прибрала стол», пусть даже остальное в полном бардаке или «о, как ты хорошо помыла тарелочку», «как ты старательно помогаешь»), у детей расправляют крылышки, и они стараются больше.
Ребенок 6 лет не слушается
Возраст 6-ти лет характеризуется для ребенка серьезными нервно-психическими нагрузками: он или начинает ходить в школу, или интенсивно готовится к ней. Именно постоянное состояние стресса приводит к непослушанию. Ребенок устает и просто не может действовать так, как требуют родители.
Лучшее, что может сделать родитель, оказать ему помощь в преодолении нервно-психического напряжения. Создайте в семье атмосферу дружелюбия и хорошего настроения. Постарайтесь избегать требовательного тона, гнева, других отрицательных эмоций. Сейчас ребенок с избытком получает их вне семьи, поэтому дома должны господствовать позитивные эмоции. Чаще хвалите ребенка, а если возникает необходимость пресечь какое-то поведение, сделайте это спокойно и рационально, внятно объясняя свое мнение.
Что делать родителям
На видео семейный психолог Ирина Ковалева говорит, что ребенок никогда не будет не слушаться и делать назло родителям, которые создают в семье атмосферу принятия и любви, приучая его к обязанностям, но, не забывая его прав.
- Родителям изначально следует выражать свои мысли в правильной, понятной ребенку форме. Часто просьбы родителей детям непонятны, т. к. они не считают нужным объяснять, как и почему. Как может ребенок повиноваться, если не понимает зачем.
- Малышам до шести лет необходимо буквально на пальцах показывать, что и как надо делать. Какой смысл добиваться криком выполнения просьбы? Часто, кажется, что малыш делает назло, на самом деле его просто не научили делать правильно.
- Для детей весь мир заключается в игре. Они на самом деле не воспринимают, что им говорят родители, когда чем-то увлечены. Лучше всего отвлечь ребенка от любимого занятия, спокойно высказать свою просьбу и предложить вариант ее выполнения (немедленно или спустя какое-то время). Он должен услышать это четко и ясно.
- Родители могут жаловаться, что их ребенок ничего не успевает, игнорирует просьбы, будто все делает назло. Нет, его просто надо обучить планированию. Для этого можно завести блокнот, чтобы каждый вечер вместе записывать дела завтрашнего дня. В течение дня, выполняя их, он отмечает это в блокноте. Вечером ребенку самому будет интересно похвастаться родителям своими достижениями. Конечно, предварительно сына или дочь обучают, как пользоваться часами.
- Каждый человек нуждается в праве на «ошибку». Хорошо если с первого раза у ребенка получится сделать что-то правильно. Если нет, пусть сам попробует, затем надо объяснить и помочь сделать что-то, что он сам не может. Если ребенку не дают ошибаться, ругают, по любому поводу, у него отпадает желание познавать этот мир и стремиться к лучшему.
- Игровая форма общения и наставления со стороны родителей дает хороший результат. Дети любят соревноваться. Общение с ребенком в форме «кто быстрее соберет игрушки, кто быстрее сложит свои вещи, кто быстрее помоет свою чашку, кто быстрее протрет свою обувь» — научит его быстрее реагировать на просьбы родителей, чем крик и нотации.
Алина Нафикова
Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).
Если обманывает ребенок, что делать родителям
Что делать, если ребенок врет?
Как общаться с трудным подростком: совет психолога
Мне нравится3Не нравится
Разберемся с причинами детских капризов и истерик
Прежде всего, родителей нужно поздравить. Если ребенок громко заявляет о своем негодовании — прекрасно: вам достался умный, активный младенец с собственной жизненной позицией, которую готов отстаивать. Став взрослым, он будет обладать развитым чувством собственного достоинства, будет уважать чужое мнение, будет уверен в себе. Не правда ли — очень полезные качества для будущей жизни?
Правда в том, что не всем родителям они по вкусу. Поскольку им приходится считаться с интересами подрастающей личности: на это нужно время и желание, необходимо умение договариваться, нужно уважать чужую позицию.
Основными ошибками в поведении родителей, которые провоцируют детские бунты являются:
Отсутствие взаимопонимания с родителями. Скорее всего, из-за того, что его мама и папа копируют систему воспитания, которую получили сами. Их унижали в детстве? Что делать… они неосознанно будут поступать так же.
Родители выработали у малыша установку «хочешь что-то получить — покричи!» К такой мысли неизбежно приходит младенец, которому отказали в чем-то, а потом отступили под напором его криков. Если чадо пытается манипулировать поведением родителей, следует проявить твердость: «нет — значит, нет». И если вдруг ситуация меняется, и «уже можно то, что было запрещено», следует объяснить малышу, что это не из-за его криков, а из-за других обстоятельств.
В семье не соблюдаются правила общения: «родитель дает — ребенок берет». Это касается обеспечения, внимания, движения потока любви. Дети ничего не должны своим родителям, они вернут «долги», воспитывая своих детей
Но если ребенку недостаточно любви, заботы (он голоден, но его не слышат), он будет пытаться получить это, привлекая внимание самым доступным способом — криком.
Взрослые сами не имеют взаимопонимания друг с другом. Им самим приходится кричать, чтобы договориться друг с другом
Все, что делает малыш — копирует их поведение. Бесполезно говорить чаду, чтобы он не грубил и не дрался, и при этом устраивать семейные скандалы у него на глазах. В такой среде истерики будут нормой поведения.
В семье слишком велико напряжение. Если что-то недоговаривается, кто-то боится, сильно переживает о чем-то, просто несчастлив — это беспокоит малыша. Он невольно участвует в переживаниях взрослых, но у него нет сил и энергии справиться с этим. Чтобы освободиться от гнета, дать знать родителям, что что-то не в порядке, ребенок будет кричать. Точно так же кроха будет выплескивать напряжение, накопившееся после посещения детского сада.
Еще одна распространенная причина — ребенок проверяет установленные границы поведения. В возрасте 4—5 лет малыш начинает активно участвовать в жизни своей семьи, он уже меньше ориентирован на игры, хочет освоить новый вид деятельности (мыть посуду, сажать цветы и т.д.) Установленные для младенца границы «безопасности» для него уже тесны. Следует разрешать ему пробовать новое, помогать родителям. Иногда «с громким криком» ребенок пытается пробиться из поля гиперопеки своих родителей.
В этом же возрасте кроха начинает формировать собственные границы — «территорию неприкосновенности», где управляет только он. Это его личное пространство, вещи, игрушки, секреты, его правила игры и т.д. Родители должны с пониманием и уважением относиться к «собственности» ребенка, поскольку нарушение таких границ ранит его чувство справедливости. Так же, как и невыполненное обещание или ложь.
Еще одна причина — ребенок в 4 года не слушается из-за скверного самочувствия. Капризы во время болезни — это нормально, задача родителей — поддержать малыша и успокоить.
Советы опытных!
Чтобы заставить ребенка слушаться нужно дать ему право выбора, не нужно давить и принуждать. Вместо криков – давай кушать, спросите у него ласково – какую кашу ты будешь, овсяную или гречневую.
Если не хочет чистить зубы – нужно вместе пойти в магазин и выбрать ту щетку и зубную пасту, которая понравится малышу и он будет проводить это занятие в удовольствие.
В каждом случае родители должны объяснять смысл требования, почему так, а не иначе. Наивно полагая, что вырастет и поймет – это ошибочное мнение. Нужно подобрать те слова, которые помогут малышу осознать смысл запрета.
Идти на компромиссы с детьми можно, но только не строить рыночные отношения. Лучше всего уделить ребенку больше времени и заботы, чем откупиться от него пару грошами, которые он потратить на бесполезную безделушку, а ситуация так и не решится.
Похвала – лучший стимул во всех делах, говорите похвальные слова всегда и везде, стимулируйте ребенка на хорошие поступки, но только делайте это искренно и без фальши.
Важно обозначить красную черту, и если малыш будет ее пересекать, то, например, хлопнуть в ладоши, посчитать до трех, дабы ребенок успел отойти от опасности и быть возле родителей
Боится — значит уважает
Очень сложно заставить подростка, который не уважает родителей, мыслить иначе. Ведь он не знает, что такое уважительное отношение. Некоторые считают, что можно научить уважению страхом: мол, боится, значит, уважает. Действительно, страх легко навязывать. И это самый короткий путь добиться послушания.
Но воспитывать страхом — значит, воспитывать повиновение, а не уважение.
Людям выгодно идти короткими путями. Мы не будем сокращать путь, мы выведем правила, которые помогут воспитать уважение, а не повиновение через страх.
Правило №1. Не бойтесь показывать свою любовь
Показывать свою любовь нужно не словами, а поступками. Маленькие дети не читают ваши мысли, они лишь могут увидеть вашу любовь.
- Во-первых, через физический контакт: обнимаем, жалеем, целуем, ласкаем. Это самый ощутимый признак вашей любви для малыша.
- Во-вторых, не забываем чаще повторять своему малышу, как вы его любите.
Каждый из нас после наказания слышал фразу: «Почему ты меня не любишь?» То есть, наказание у детей ассоциируется с нелюбовью
Поэтому, если сын или дочь провинились, и вам нужно их наказать за это, обязательно акцентируйте их внимание на то, что это не он плохой, а его поступок
Правило № 2. Нормы этикета никто не отменял
Нельзя заставить уважать взрослых и забыть при этом о вежливости. Конечно же, мы своим примером должны показывать, как нужно общаться.
- Учите, что к чужим людям нужно обращаться только на «вы».
- Говорите о том, что нельзя перебивать разговор взрослых.
- Не забывайте о вежливых словах. Причем благодарить и вежливо обращаться нужно и с кассирами в магазине, и с водителями маршрутного такси.
- Учите детей здороваться с взрослыми.
- Самое лучшее угощение предлагается родителям, а не детям, как часто заведено в современных семьях.
- В общественном транспорте садимся только тогда, когда есть свободные места.
Эти и многие другие элементарные правила направлены на то, чтобы ребенок смог понять, что мир крутится не вокруг него, а вокруг взрослых людей, которых нужно уважать.
Правило № 3. Иерархия
Почему раньше дети всегда уважали родителей? Потому что так велось в семье. Отец – глава семейства. Он авторитет. Сейчас же все перевернулось с ног на голову. Весь мир во многих семьях крутится вокруг младших членов семьи. Искоренить это очень сложно. Так сложилось с годами.
Ситуация 1
Вы знаете многие молодые семьи, где дети обращаются к своим родителям на «вы»? Я – только одну. И, поверьте, сын-подросток в этой семье – замечательный. Отношения между членами семьи – отличные.
Многие возразят, что можно обращаться на «вы», но при этом не уважать взрослых. Можно, конечно. Но речь сейчас идет о том, что в современном мире нарушена истина: «Почитай отца своего, и мать свою». Нарушена семейная иерархия. Ни в коем случае интересы младших членов семьи не должны стоять на первом месте. Интересы взрослых должны быть в приоритете. Только при таком раскладе рождается благодарность и уважение в сознании младших членов семьи.
Какие две самые важные потребности ребенка
Это потребность во ВНИМАНИИ и в ЛИЧНОЙ СИЛЕ. Представьте, как ваш ребенок ходит с двумя корзинами – в одной руке у него «корзина внимания», а в другой – «корзина личной силы»
И ему важно, чтобы каждый день вы их понемножку наполняли
Потребность ребенка во Внимании
– это его потребность чувствовать эмоциональную связь с близким взрослым
Детям важно чувствовать позитивное внимание родителей. Но часто мы не уделяем адресного внимания ребенку. Мы заняты своими мыслями, находимся в своих делах, в звонках, смотрим новости в соцсетях, мы не включаемся в процесс общения с ребенком на его уровне, не подключаемся на его волну
Мы заняты своими мыслями, находимся в своих делах, в звонках, смотрим новости в соцсетях, мы не включаемся в процесс общения с ребенком на его уровне, не подключаемся на его волну.
Поэтому, когда детям нужно внимание родителя, они понимают, что есть быстрый и гарантированный способ получить его – это когда они делают что-то, что им делать запрещено. Путем проб и ошибок они узнают, что мама и папа точно обратят внимание, когда они сделают что-то, что делать нельзя
Вы можете быть заняты своими делами и не обращать на него внимания, но стоит ему залезть с ногами на стол, вы все бросите, подойдете и спустите его со стола.
Для ребенка внимание настолько важно, что он готов получать даже негативное внимание в свой адрес: крики, шлепки, угрозы. Лишь бы получить его. Поэтому, когда ему не хватает позитивного внимания, он начинает всеми силами требовать и запрашивать это внимание, даже через плохое поведение
Поэтому, когда ему не хватает позитивного внимания, он начинает всеми силами требовать и запрашивать это внимание, даже через плохое поведение.
Он будет снова лезть с ногами на стол, перебивать, греметь, капризничать и ныть, нарушать все правила и использовать все способы, чтобы получить ваше внимание, пусть и негативное – когда мама ругается, куда-то тащит, шлепает – ребенок получает очень сильные эмоции в свой адрес. Как это не парадоксально, в эти моменты он чувствует эмоциональную связь с вами
Как наполнять «Корзину Внимания» ребенка
Чтобы наполнять эту корзину – важно давать ребенку достаточно вашего позитивного внимания, качественного включения в его мир
Вы можете помочь ребенку почувствовать, что вы его видите, слышите, что вы обращаете на него внимание. Подойти обнять, поцеловать, сказать: «я тебя люблю»
Самые простые вещи.
А мы часто устаем, испытываем недосып и погрязаем в бытовых и финансовых проблемах, что совершенно упускаем из виду и забываем про эти самые простые вещи. И наоборот – часто делаем негативные замечания: «ты это не собрал, плохо себя ведешь, хватить капризничать, почему ты меня не слушаешь». Мы забываем балансировать весы, и уравновешивать наш негатив и критику, которую ребенок слышит в течение дня.
Итак, как можно уравновешивать критику ребенка:
- Поиграть с ребенком ни на что не отвлекаясь
- Спросить его, как он себя чувствует и о чем думает
- Сесть напротив ребенка, посмотреть ему в глаза и послушать
- Отвлечься от всех своих дел и выслушать
- Поцеловать его хоть на расстоянии
- Телесный контакт, обнять.
- Просто посидеть рядом
- Любая совместная деятельность
- Сказать «Как я тебя люблю», «Я по тебе скучала»
Эти несколько минут немного наполнят корзинку внимания ребенку и дадут ему ощущение «я любим», «мама любит меня».
Вот поцелуй, вот присела к тебе на коврик, говорить просто ласковые слова, много прилагательный, какой ты у мен заботливы, творческий, благодарить за то, что ребенок что-то делает. Физические действия: погладить по спинке, по плечику, просто так без причины.
Рекомендации родителям
Результат решения проблемы непослушания зависит от правильного определения ее причин и воспитательной стратегии родителей. От авторитарных способов воспитания нужно отказаться: ребенок – это личность со своей индивидуальностью, восприятием мира, ценностями, с которым нужно считаться. Пытаясь склонить его к нужной модели поведения насильно, вы рискуете сломить его волю либо вызвать в нем отторжение.
Обращаясь к ребенку, проявляйте терпение. Вполне вероятно, он игнорирует ваши требования не по причине скверного характера. Дети до 12-14 лет могут не слышать обратившегося к ним взрослого, будучи чем-то увлечены или озабочены. Такая «психологическая глухота» может возникать даже в ситуациях, когда взрослый и ребенок находятся рядом друг с другом, не говоря уже о попытках общения в виде криков через несколько комнат.
При обращении к детям до 3-4 лет обязательно устанавливайте зрительный контакт, присаживаясь рядом с ними на корточки. С детьми старшего возраста можно дополнить свое обращение тактильным контактом: прикосновением, похлопыванием или поглаживанием плеча или руки.
Объясняйте ребенку, в чем важность вашего запрета, какие негативные последствия может повлечь его нарушение. Предупреждайте о том, что непослушание сейчас может иметь негативные последствия в будущем (например, если до вечера уроки сделаны не будут, то завтра никаких развлечений до выполнения домашнего задания)
Так ребенок может выбрать, следовать правилам или игнорировать их, но при этом нести бремя ответственности.
В некоторых случаях детям можно позволить настоять на своем, действуя методом «от противного». Например, на улице лужи, а ребенок хочет выйти на прогулку в сандалиях и никакие доводы на него не действуют. Позвольте ему обуться так, как он хочет, но едва ноги окажутся мокрыми, сразу заходите домой. Это даст возможность увидеть обоснованность запрета и связь между его нарушением и негативными последствиями для самого себя.
Старайтесь больше общаться с ребенком, рассказывая, что хорошо, а что неприемлемо, обосновывайте и разъясняйте свои требования. Конечно, моментальных результатов ждать не стоит, но со временем проблема непослушания потеряет свою остроту.