Когда новорожденные дети начинают улыбаться?

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАЦИИ (СИНКИНЕЗИИ)

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ (СИНКИНЕЗИИ). Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (то есть выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и другие). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемиплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникновение содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При детском церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот).

При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Если мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенденции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП. При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.

Темпы развития детей

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Список использованной литературы

  1. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
  4. Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.

Во сколько дети начинают улыбаться осознанно?

И все же, во сколько месяцев у новорожденных появится осознанная улыбка? Обычно в 6-8 недель, когда кроха научается фокусировать внимание. Врачи считают нормой и интервал от 5 до 12 недель, когда малыш эмоционально реагирует на человеческое лицо. «Настоящая» улыбка подразумевает, что ребенок начинает разграничивать неодушевленные предметы, вещи и людей

Это умение показывает, что он развивается правильно. Когда малыш улыбается, идет сложнейшая психическая деятельность, состоящая из:

«Настоящая» улыбка подразумевает, что ребенок начинает разграничивать неодушевленные предметы, вещи и людей. Это умение показывает, что он развивается правильно. Когда малыш улыбается, идет сложнейшая психическая деятельность, состоящая из:

  • распознавания чувств, настроения и эмоций родных и близких; ​
  • передачи сигналов в определенные зоны головного мозга; ​
  • работы мышц лица.

Мир глазами новорожденного

Младенец, который только появился на свет, близорук и может различить только оттенки черного и белого. Это связано с тем, что чувствительные клетки на сетчатке, передающие импульсы в зрительный нерв, который несет информацию к мозгу, сформированы еще не полностью. Под воздействием многочисленных поступающих импульсов эти клетки быстро созревают. Из-за того, что в утробе мамы малыш ничего не видел в темноте, ему не нужна была способность фокусироваться на предметах. Поэтому в течение первых нескольких месяцев жизни развиваются, совершенствуются аккомодация и конвергенция: способности двигать обоими глазами синхронно, фокусируя взгляд на предметах. Пока эти функции полностью не сформируются, может возникать ощущение, что глазки слегка косят, двигаются несинхронно, малыш смотрит как будто сквозь предметы или лица1.

На протяжении первых недель малыш запоминает лицо мамы. Он может отличить ее от любых других лиц. Есть предположение, что ребенок различает контраст кожи и волос, ориентируясь на границу их роста в области лба. Если мама наденет платок или шапочку, младенец может ее не узнать. Поэтому, чтобы малышу было проще, не стоит менять прическу в первые 1–2 месяца его жизни.

Врачи-офтальмологи также предполагают, что новорожденные лучше различают движущиеся предметы, нежели неподвижные. Поэтому даже в первые недели жизни дети активно реагируют на изменение выражения лица мамы

Но важно, чтобы лицо находилось на расстоянии не дальше, чем 20–30 см от глаз младенца.

Таким образом, ко второму месяцу жизни:

  • Интерес вызывают черно-белые и яркие однотонные образы.
  • Малыш различает лица, разглядывает их, если они расположены близко к нему.
  • Ребенок фиксирует взгляд на тех предметах, которые расположены примерно в 30 см от лица.

Когда у малыша получается смеяться и смотреть на предмет?

Очень важно, чтобы малыш мог рассмотреть предмет, который может спровоцировать его улыбку или смех. Сразу после рождения он не видит объекты так, как их видят дети постарше и взрослые. Его зрение обладает дальнозоркостью, то есть четче он видит на расстоянии

Вещи или лица, которые приближены к его глазам, кажутся крохе размытыми и нечеткими

Его зрение обладает дальнозоркостью, то есть четче он видит на расстоянии. Вещи или лица, которые приближены к его глазам, кажутся крохе размытыми и нечеткими.

Уже через 2-3 недели его зрительная активность приходит в норму. Но ребенок еще не может долго удерживать взгляд на конкретном предмете. Долго и внимательно смотреть на объект он начинает после того, как созревают его зрительные органы. Это происходит к 5- 6 месяцу.

Именно в этот период можно услышать громкий заразительный смех крохи.

Появление смеха – показатель нормального психического и эмоционального развития ребенка. Но не стоит отчаиваться, если малыш не смеется. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей и характера крохи – некоторые слишком серьезные, чтобы смеяться, другие скромные, поэтому лишь еле слышно хохочут.

Важное условие для появления смеха – наличие примера для подражания. Если мама или папа крохи часто и громко смеются, то скорей всего он тоже будет их копировать. При этом ребенок часто подражает тональности и особенностям смеха взрослых

При этом ребенок часто подражает тональности и особенностям смеха взрослых.

Первая осознанная улыбка – что может выражать?

Многочисленные исследования позволили специалистам выделить несколько типов значения детской улыбки. Когда новорожденный достигнет возраста 2-3 месяцев, он будет использовать недавно обретенный навык со следующими целями:

  • Выражение настроения. В этом случае карапуз улыбается в ответ на что-то приятное. Это может быть подошедшая мама, веселая песенка, знак внимания со стороны прохожего.
  • Копирование мимики. Нередко дети улыбаются только из-за того, что кто-то улыбается им. Примечательно, что это не обязательно должен быть человек. Иногда достаточно фотографии, картинки, игрушки или собаки с открытой пастью.

Практика показывает, что активный и жизнерадостный малыш будет с завидной регулярностью использовать свою улыбку при общении со всеми окружающими, пока ему не исполнится 7 месяцев. После чего наступит кризисный период, характеризующийся возникновением чувства подозрительности по отношению к незнакомцам. Это является психологической особенностью и указывает на нормальное развитие грудничка.

Мигрень

Это состояние сопровождается приступами нестерпимой головной боли. Оно также связано с нарушением работы тройничного нерва, а, точнее, с его раздражением в одной части головы. Здесь впоследствии и локализуется боль.

Возникновение мигрени включает в себя несколько стадий:

  • начальную;
  • ауру;
  • болевую;
  • заключительную.

Парестезии головы и лица появляются при развитии стадии ауры. При этом пациента беспокоит чувство покалывания и ползания мурашек, которое возникает в руке и постепенно переходит в область шеи и головы. У человека немеет лицо, ему становится сложно говорить. Беспокоит головокружение и зрительные нарушения в виде световых вспышек, мушек и уменьшения поля зрения.

Лицевые парестезии являются предвестниками мигрени, но часто приступ возникает, минуя стадию ауры.

Индивидуальные особенности

Считается, что улыбка и комплекс оживления должны тандемом проявиться в 3-4 месяца, и после этого периода ежедневно у малыша должно совершенствоваться его психологическое и физическое поведение. Но некоторые дети начинают дарить свою осознанную улыбку гораздо позже. И то, что ваш кроха к 3 месяцам не научился этому, не должно сразу становиться поводом для паники. Возможно, это просто является индивидуальной особенностью вашего чада. Помните, что дети развиваются по-разному, и не могут соблюдать общепринятые правила развития.

Однако ученые сумели доказать и тот факт, что на развитии ребенка непосредственно сказывается и недостаток телесного и эмоционального контакта со взрослыми, особенно с мамой. В таких случаях у детей слабо выражается комплекс оживления, могут исчезнуть такие проявления, как агуканье, реакция улыбкой на звуковые раздражители и пр. Поэтому мамы должны приложить максимум усилий, чтобы их новорожденный малыш правильно развивался уже с первых дней жизни. Для этого не нужно выполнять сложные задачи, нужно просто больше времени уделять общению с младенцем. Если вы сможете ежедневно и как можно чаще брать кроху на ручки, петь ему песенки и рассказывать сказки и стишки, нежно обнимать и поглаживать его, то вы обязательно увидите ответную реакцию малыша – его первую осознанную улыбку. Поверьте, когда ребенок начинает улыбаться, все ваши мучения и страдания отходят на задний план. Это дорого стоит!

Когда обращаться к врачу

Важно понимать, что в некоторых случаях у родителей есть все основания для беспокойства. Срыгивание может оказаться ничем иным, как рвотой

Если функциональные срыгивания происходят по причине, например, переедания или неправильного прикладывания к груди, то патологические или органические могут возникать даже при соблюдении всех рекомендаций, ношении “столбиком”.

Срыгивание Рвота
Срыгивание происходит чаще в течение нескольких минут после приема пищи, как правило, оно единичное, содержит только съеденную пищу без примесей Повторяется неоднократно, “серией”, может быть не связана с приемом пищи, содержать примеси слизи, пена и др.
Не влияет на самочувствие, настроение малыша  —  он продолжает быть активным, не беспокоится, играет, гулит после эпизода срыгивания Ухудшается самочувствие, кроха проявляет беспокойство, становится капризным, плачет, кричит или становится вялым
Происходит внезапно Перед эпизодом рвоты может снижаться активность, настроение
Наблюдается самостоятельно, без других симптомов болезни Может сопровождаться повышением температуры, разжижением стула, кожной сыпью и др.
Объем при срыгивании не больше ⅔ столовой ложки При рвоте объем содержимого может быть больше 2-3 столовых ложек

Насторожиться родителям стоит и при характерном выгибании спины при срыгивании, это может быть симптомом раздражения пищевода. При этом малыш выгибается назад, прогибая спинку, проявляет двигательное беспокойство, кричит и плачет. Выгибаться он может как непосредственно при срыгивании, так и во время кормления.

Ниже мы перечислим самые тревожные признаки, которые требуют немедленного обращения за медицинской помощью:

  • вы заметили снижение веса малыша
  • есть признаки обезвоживания  —  сухость кожи, слизистых, отсутствие слез при плаче, редкое мочеиспускание
  • содержимое желудка зеленого, коричневого цвета  —  это может говорить о кишечной непроходимости, желудочном кровотечении
  • синюшность кожи, носогубного треугольника

Первая настоящая улыбка

Вы уже знаете, во сколько месяцев ваша кроха должна начать проявлять радость. Поэтому очень часто с 4 недель молодые родители стараются присматриваться, чтобы не пропустить первую улыбку. Сначала ребёнок даёт реакцию в виде искривления губок, такая неумелая улыбка пока что никому не адресована. В этот момент у малыша может быть озадаченный вид, и о чём он думает, угадать тяжело. Но это и есть самое начало проявления эмоций вашей крохи.

Можно сравнить те состояния, когда малыш начинает плакать, если его вдруг что-то не устроило, и то блаженное состояние, когда ему комфортно, малыш растягивается хоть и в неуверенной ещё, но улыбке.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Причины того, что грудничок не улыбается

Улыбка – признак нормального физиологического и психоэмоционального развития крохи. Если в положенное время он не улыбается, то причин может быть несколько:

  1. Недоношенность. Детям, родившимся раньше срока, требуется больше времени для физического и психоэмоционального развития. Поэтому они начинают улыбаться несколько позже, чем доношенные малыши.
  2. Тяжелое течение беременности. Иногда различные факторы, действующие на плод во время вынашивания, могут спровоцировать задержку развития. Такими факторами часто бывает гипоксия, резус-конфликт крови матери и ребенка.
  3. Тяжелые роды. Вследствие тяжелых родов у младенца могут возникнуть родовые травмы, мозговые кровоизлияния, ишемические поражения и другие патологии, что приводят к задержке развития.
  4. Неврологические патологии (парезы, ДЦП).
  5. Психические заболевания (аутизм, слабоумие).

Не обязательно отсутствие улыбки младенца связано с наличием патологии или задержки развития. Иногда причины могут быть вполне банальными:

  1. Ребенок не имеет примера для подражания. В семье малыша все взрослые серьезные. Они не улыбаются, говорят монотонным голосом, ведут тихие и сдержанные беседы. Поэтому малышу просто не с кого брать пример. Он растет таким же серьезным и замкнутым, как и его родители.
  2. Малыш имеет сдержанный спокойный характер. Многие малыши являются наблюдателями. Они с интересом смотрят на взрослых и детей, но не желают участвовать в их играх или беседах. Таких детей еще называют «буками».

Отсутствие позитивных эмоций и смеха может быть спровоцировано проблемами в семье:

  1. Негативная психологическая обстановка в семье. Если родители младенца часто ссорятся, кричат друг на друга и на него, ребенок может замыкаться в себе и не проявлять своих эмоций.
  2. Неблагонадежная семья. Также отсутствие смеха и радости у крохи возникает на фоне неправильного образа жизни родителей – пьянки, драки, громкие крики, физические расправы. Это создает неблагоприятную атмосферу, и малыш боится.

В каком возрасте малыш начинает улыбаться и смеяться осознанно?

Осознанная эмоция – дело времени и кропотливой работы организма. Ежедневно выражая свои эмоции таким способом, мы не задумываемся, сколько десятков мышц включаются в работу и мозговых импульсов совершаются, прежде чем рот растягивается в искренней улыбке. Такие сложные операции становятся под силу малышу с 4 недели после рождения. В силу индивидуальных особенностей этот срок может растянуться до 8 недель, это вариант нормы.

Не стоит волноваться, если новорожденный не спешит радовать родителей улыбкой или делает это редко. Вспомните, ведь среди взрослых тоже встречаются люди с разным характером и темпераментом. Возможно, ваш малыш растет серьезным человеком и не собирается улыбаться по мелочам

Обратите внимание на свой эмоциональный фон и на супруга. Угрюмость младенца может быть отражением примера, который вы подаете каждый день


В то же время, отсутствие улыбки более 8 недель свидетельствует о нарушении ментального и физического здоровья ребенка. Она связана не только с эмоциями, но и с началом развития речи. Чтобы малыш не оставался угрюмым, уделяйте ему много внимания. Показывайте яркие картинки, рассказывайте истории, постоянно находитесь рядом. Важен невербальный контакт — использование жестов и мимики.

Появление смеха стимулируют разнообразные игрушки — отдавайте предпочтение ярким и шумным. Используйте красочные карточки, проговаривая, что на них изображено. Начиная с полугода, учите малыша звуками, которые издают животные. Он хорошо запоминает слоги, и это способствует развитию, в том числе эмоциональному. Чтобы малыш смеялся и улыбался, делайте это сами.

Как ведут себя новорожденные в первый месяц — рефлексы малыша

Рефлексы — это ответная реакция организма на разнообразные раздражители. На первом месяце жизни у ребенка еще присутствуют безусловные рефлексы, которые помогают ему приспособиться к жизни вне утробы матери. Со временем рефлексы утрачиваются.

Родителям следует внимательно наблюдать за каждым рефлексом своего чада, ведь на данный момент – это единственное средство коммуникации малыша с этим миром.

Как узнать, что у ребенка болит:

  • Если ребенок ощущает дискомфорт или испытывает боль, он сообщит об этом криками и интенсивными движениями конечностей.
  • Многочисленные исследования сумели доказать, что при болевых ощущениях ребенок сгибает пальчики на ногах, а на руках разгибает большие пальцы.
  • Когда начинается колика, малыш будет делать активные манипуляции нижними конечностями.
  • Если вдруг малыш испытывает неудобства, связанные с ушами, он начнет усиленно вертеть головой.

Если родители внимательно относятся к своему ребенку и учатся понимать каждое его движение, это существенно упрощает жизнь всей семье.

Как проверить рефлексы ребенка

Подготовка:

  • Проверка рефлексов проводится в благоприятных для новорожденного условиях: в комнате должно быть тепло и ребенок лежать на ровной поверхности.
  • Малыш должен быть накормлен, спокоен, в чистых подгузниках, чтобы его ничто не отвлекало.
  • Руки мамы должны быть гладкими и теплыми, не должны мешать исследованию украшения на пальцах и длинные ногти.

Если все условия соблюдены, оценка рефлексов будет адекватной.

Проверка рефлексов ребенка

У физически здоровых месячных грудничков должны быть все основные  рефлексы:

  1. Сосательный. Коснитесь ротика малыша пустышкой или кончиком чистого пальца. Малыш постарается захватить предмет и начнет делать движения ртом, имитирующие сосание. Данный рефлекс получил название «сосательного рефлекса», он начинает проявляться практически сразу после рождения. Как только малыш появляется на свет, его прикладывают к груди матери и неосознанно новорожденный начинает сосать грудь.

  2. Хватательный. Если вложить в ладонь ребенка свой палец или легкую погремушку, то можно увидеть, как он крепко захватывает и какое-то время держит предмет в своей крошечной ладошке.
  3. Защитный. Положите ребенка на животик и наблюдайте за движением его головы. Здоровый ребенок тут же повернет головку в сторону, чтобы нормально дышать. Педиатры называют такой рефлекс «защитным». Если у малыша имеются неврологические расстройства, то он не сможет поворачивать голову в сторону. Состояние опасно тем, что малыш может уткнуться носом в поверхность, на которой лежит и задохнуться.
  4. Рефлекс ползания. В положении на животике приложите свои ладони к стопам ребенка. Почувствовав опору, он попытается оттолкнуться и сделать движение, как будто хочет поползти.
  5. Рефлекс автоматической ходьбы. Придерживая ребенка в области подмышек, поставьте его ножками на ровную твердую поверхность и немного наклоните вперед. Малыш начнет делать самостоятельно шаги ножками.
  6. Поисковый. Если погладить малыша по щёчке,  он поворачивает головку, так выражается у него инстинкт поиска пищи или «поисковый рефлекс».
  7. Рефлекс Бабинского. Легко проводим пальцем по внешнему краю стопы,  пальчики на ногах малыша растопыриваются  в разные стороны, стопы поворачиваются.
  8. Рефлекс Мора. Услышав внезапный громкий звук, ребенок разводит и сводит ручки и ножки.
  9. Рефлекс Бабкина. При легком надавливании  на ладонь ребенок  открывает рот и поворачивает голову.
  10. Плавательный. Если положить малютку на живот,  он начинает совершать плавательные движения.

Если вы заметили, что некоторые рефлексы у вашего ребенка отсутствуют, немедленно обратитесь к врачу! Это может свидетельствовать о наличии заболеваний со стороны нервной системы.

Видео доктора Комаровского по данной теме:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий