Чего ждать от кризиса трех лет
«Кризис трех лет» — довольно условное название: временной промежуток у него — год. Некоторые дети с 2,5 лет, другие позже вдруг начинают демонстрировать самостоятельность, независимость, желание настоять на своем, доказать свою правоту. Мы рассказываем об этом подробно здесь.
Сейчас малыш вас удивляет: он проявляет упрямство, строптивость и своеволие, прекословит вам во всем и отказывается что-то выполнять уже по той причине, что именно вы потребовали от него это. Подобный негативизм не направлен непосредственно против вас: сейчас малыш воюет со всем миром, срываясь на всем (и всех), что оказывается у него на пути. Это тоже признак нормального развития и является показателем того, что в психоэмоциональном плане у ребенка скорее все хорошо, чем наоборот.
Кризис 7 лет
Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.
Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.
Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.
Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.
Проявления кризиса
Истерики у ребенка в кризис 2 лет – это частое явление. Нервно сбросить тарелку со стола, кинуть машинку в кота или телевизор, порвать книжку, которую читала мама…
С любым проявлением истерики необходимо бороться спокойствием. Попробуйте понять, что стоит за слезами и криками: возможно, малышу надо чуть больше самостоятельности или внимания? Или это просто попытка манипулировать вами? Если первое, то стоит дать время успокоиться, а потом объяснить ребенку, почему его поведение не устраивает вас. Не запрещайте делать что-либо без объяснений. Даже фраза: «нельзя кидать игрушки в кота» требует продолжения: «потому что ему будет больно». Любое «нет» или «нельзя» сопровождайте доходчивым объяснением. А в чем-то разрешите ему принимать решения самому: ребенку нужно почувствовать некое равноправие в семье.
С манипуляциями ребенка в кризис 2 лет справиться можно, только если вы будете последовательны в своих поступках. В ситуации, когда ребенок криком вынуждает вас купить ему игрушку или дать посмотреть еще один мультфильм, научитесь дистанцироваться от него во время капризов, не замечать плач и крики. Позже, когда малыш успокоится, обязательно поговорите с ним, почему вы не выполнили то, что он хотел.
Кризис 7 лет
В семь тело человека начинает меняться. Подросший малыш это замечает и порой не может поверить, что когда-то был абсолютно беспомощен.
Ранее любимые игрушки выбрасываются, появляется интерес ко всему новому. Рождается ревность к уединённым разговорам родителей и подозрение, что самая важная информация от маленьких скрывается.
Семилетний ребёнок теряет непосредственность.
Зато замечает свои чувства, учится самоконтролю и старается правильно выражать мысли. Со стороны, это выглядит как кривляние. С другой, не стоит иронизировать над ребёнком, стремящегося копировать взрослых.
В повседневность семилетки входит учебная деятельность, где важную роль играет педагог. Это новый значимый взрослый в жизни ребёнка. Отношения между младшим школьником и преподавателем должны строиться на взаимном уважении.
В семь лет дети по-прежнему много времени уделяют игре. Но игры приобретают иной смысл, в них развивается сотрудничество, а чуть позже появляются социальные мотивы.
<<Форма демодоступа>>
Советы родителям
Семилетний ребёнок ещё только учится подчинять свои желания правилам, и это самое время, чтобы развивать в нём дисциплину и трудолюбие.
Позвольте ему делать что-то самостоятельно, давайте важные поручения. Например, семилетке вполне можно доверить пожарить яичницу или погладить рубашку, разумеется, объяснив технику безопасности. Можно отправлять ребёнка в магазин: сначала с определённой суммой и за одним товаром, а когда освоит азы математики — со списком покупок.
Постепенно ребёнок научится выстраивать план действий и размышлять над ними. У него сформируется иерархия мотивов и появится самооценка.
Что касается учёбы, процесс должен строится так, чтобы у ребёнка был внутренний мотив к освоению предмета. Сформировать познавательную мотивацию проще всего в игре. Чем оригинальнее подача материала, тем выше интерес.
Подавите в себе голос родителя-перфекциониста. Первоклассник должен делать уроки сам, даже если получается неидеально. Это поможет ему перейти на новую ведущую деятельность, а вам сбережёт нервы в будущем.
Общение без истерик
Напоследок приведем несколько правил от нашего эксперта.
Для того, чтобы истерики не стали формой манипулирования взрослыми, нужно:
- Обучать малыша социально приемлемым способам выражения гнева, которые не будут приносить вреда окружающим (порычать, потопать ногами, поколотить подушку). Давать возможность иногда просто «побеситься» (прекрасная разрядка накопившегося раздражения);
- Учить понимать свои чувства и говорить о них;
- Говорить с ребёнком о чувствах и интересах других людей, учить относиться к ним с уважением;
- Регулярно устраивать активные игры, в которых дети тренируются управлять эмоциями (подушечные бои, “снежки”, салки и т.п.);
- Полностью отказаться от физических наказаний, никогда не отвечать агрессией на злобное поведение малыша;
- Быть примером доброжелательного отношения к людям.
Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
С восьми месяцев до года
Начиная с возраста 8 месяцев, ребенок начинает отличать себя от остального мира
Многие мамы обращают внимание, что примерно с этого возраста у ребенка появляется желание лучше разглядеть свою маму. Ребенок начинает активно изучать её, пытается намеренно подергать за волосы, оторвать пуговицу, засунуть палец или даже целую руку во все места, в которые может дотянуться
Таким образом, он пытается прочувствовать границы своего тела и тела мамы, понять, где заканчивается его физическое “Я” и начинается мамино.
С возраста 8 месяцев до 1 года начинается период раннего практикования, когда у ребенка начинает формироваться внимание на других нежизненно важных предметах. В этот момент ребенок совершает первые шаги отделения (сепарации) от мамы
Ведь теперь, чтобы подползти к определенному предмету, ему необходимо слезть с маминых рук.
Мама все еще является центром мира для малыша, и он готов совершать только кратковременные вылазки в окружающий мир. Ребенок все еще эмоционально зависим от своей мамы.
1. Боясь за благополучие ребенка, не дает ребенку изучать окружающий мир. Всячески отгораживает от познания, убеждая себя и окружающих в том, что на руках у мамы ребенку гораздо лучше. Такое поведение мамы формирует у ребенка зависимости. Да,да, именно сейчас, когда ребенок пытается познать мир, а мама не позволяет ему это делать, психика ребенка идет по “зависимому” пути развития. Такие детки становятся несамостоятельными, тревожными, зависимыми от чужого мнения, неприспособленными к взрослой жизни.
2. Противоположная ошибка, когда мама, при виде первых признаков самостоятельности, “бросает” своего малыша на попечение бабушек, и, выходит в свет. Оставляя ребенка один на один с неизведанным. Так как на данном этапе ребенок еще слишком привязан к маме, то, оказавшись без опоры, в виде мамы, ребенку приходится преждевременно овладевать теми моторными навыками и навыками контроля над окружающим миром, которыми он еще не в состоянии овладеть.
Почему меняется поведение ребенка
Все перечисленные выше признаки свидетельствуют о том, что нашим детям действительно нужна помощь. Кризис – это явление, не зависящие от генов и воспитания, и развивается он не на пустом месте. Этому способствуют, в первую очередь, физиологические особенности подрастающего организма, а также развитие нервной системы и психическое состояние. О несовместимости желаемого и действительного уже было упомянуто выше. Но кроме этого, на внутренний психологический конфликт накладываются и другие факторы:
- интенсивное развитие коры головного мозга, а точнее – той его части, которая отвечает за процессы мышления и связь с внешним миром;
- возникает желание общения со сверстниками, но не всегда такие контакты происходят в радость для малыша – зачастую они не оправдывают себя и разочаровывают маленького человечка;
- ребенок еще не обладает достаточным лексическим багажом, не может точно и правильно сформулировать свою мысль, и это содействует его замкнутости и отчуждению.
Еще одним важным аспектом данного периода является некая утрата родительского авторитета. детки подрастают, хотят быть более самостоятельными, и теперь уже многие советы взрослых воспринимаются ими как ненужные и неподходящие.
Когда начинается кризис и сколько длится
Каждый малыш индивидуален, поэтому и наступление кризиса 2 лет может происходить в разное время. Некоторые дети активно проявляют непослушание родителям уже в 1,5 года, а некоторые – начиная с двух и старше. Продолжительность такого состояния зависит от:
- физического здоровья;
- семейной атмосферы, которая царит дома;
- общения с родителями, приобретенного за все время.
Есть дети, у которых переходный период проходит достаточно спокойно, а у некоторых не обходится без бурных проявлений эмоций. Как правило, кризы проходят достаточно быстро, особенно, если родители правильно поступают с крохой. Однако если в общении допускается множество ошибок, этот период может значительно затянуться.
Рекомендации для родителей и родственников
Мамам и папам в период кризиса у ребенка могут быть очень полезны следующие советы, сделанные из каждодневных наблюдений:
Не стоит относиться к кризису, как к чему-то негативному. Он является важным и невероятно полезным этапом в развитии и становлении крохи с психической точки зрения, а все его проявления в соответствующем возрасте нормальное явление. Результатом подавления их насильственным путем приведет к множеству проблем в будущем.
Нужно всегда делать оценку поступка малыша, а не его самого
Важно, чтобы у ребенка было понимание того, что родители могут не одобрять и быть недовольны тем, как он поступил, но потерять любовь и доверие с их стороны невозможно. Именно из такой уверенности и должно исходить наказание.
В ситуациях, когда кроха проявляет агрессию, например, дерется, кричит, кусается или щипается, разбрасывает игрушки, не надо отвечать агрессией со своей стороны (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок в 2 года дерется с родителями?)
Гнев и злость – не самые лучшие союзники в решении проблем. Ребенку предстоит совершить важное открытие, заключающееся в том, что в мире существуют незыблемые постоянные вещи, которые не зависят от его чувств, например, материнская любовь. С этим знанием он станет намного меньше прибегать к крикам и истерическим приступам в будущем, чтобы отстоять свою точку зрения.
Важную роль в установлении границ психического пространства малыша играют те запреты, с которыми он сталкивается. Любой запрет должен иметь под собой обоснование и в большинстве случаев быть связанными с безопасностью и здоровьем ребенка. Желательно, чтобы все взрослые, с которыми близко общается кроха, соблюдали выполнение этих запретов, несмотря на его капризы.
То, какими будут последствия пережитого кризиса, зависит и от ребенка и от отношения родителей к происходящему.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно отучить ребенка кусаться в детском саду?
Достаточно полезным будет, если:
- периодически позволять ребенку говорить «нет». Это является частью полноценного развития;
- не кричать и не ругаться в присутствии малыша. Именно со своих родных кроха перенимает модель поведения;
- стараться обходиться без частицы «не» при общении или сократить ее употребление к минимуму;
- придерживаться умеренности в запретах и слове «нет».
Почему у детей наступает кризис 5 лет?
В условиях нормального развития к пятилетнему возрасту наши детки уже хорошо разговаривают, и могут рассказать о своих чувствах и потребностях. Они во всем стараются копировать взрослых, подслушивая или подглядывая за их разговорами. Дети уже обладают способностями управлять своими эмоциями, понимают, что мальчики отличаются от девочек, и могут выразить свое отношение к окружающему миру.
В этот период для него чрезвычайно важно общение – как со сверстниками, так и со взрослыми. К сожалению, не всегда и не у всех получается избежать одиночества, и из-за этого у них может возникнуть кризис
Наиболее ярко начинает проявлять себя набор индивидуальных черт характера. Малыш становится капризным и почти неуправляемым, и задача родных на данном этапе – создать для своего чада максимально комфортные условия. Это поможет преодолеть кризис 5 лет у ребенка с минимальными потерями для его психики и общего развития.
Разрешать или запрещать?
Слезы и крики малыш начинает использовать для того, чтобы добиться желаемого результата. В психологии это называется манипуляторным плачем. Конечно, родителей это выводит из душевного равновесия, они готовы на все, лишь бы прекратить эти душераздирающие вопли.
Однако манипуляторный плач – необходимый и закономерный этап в развитии маленького человека. Таким образом он проверяет, насколько прочны социальные рамки и чего можно добиться плачем. У малыша обязательно должны быть некоторые запреты и рамки желаний. Вседозволенность тяжела не только для родителей, но и для самого ребенка. Однако для любых запретов должны быть четкие логические основания. Запреты могут касаться того, что представляет опасность для жизни и здоровья, они могут быть связаны с вашей работой или тем, что вам очень дорого.
Если запретов слишком много, часть из них перестает соблюдаться. В таком случае, вполне возможно, ребенок решит нарушить именно тот запрет, который для вас окажется наиболее важным. Значительно легче регулировать поведение ребенка, просто убрав запрещенные вещи из его поля зрения.
Известный английский психоаналитик Винникотт заметил, что если мама оставила на полу пакет с гречкой, и его тут же рассыпал восьмимесячный ребенок, винить в этом стоит скорее маму, а не ребенка. Винникотт советует, чтобы в доступных для малыша ящиках лежали только те вещи, которые ему позволено трогать. Можно даже некоторые «безопасные» ящики оставлять открытыми. В таком случае у ребенка вряд ли возникнет необходимость лезть в сервант с вашим парадным сервизом.
Гипогликемия и сердечно-сосудистый риск
Многие рандомизированные исследования и мета-анализы продемонстрировали положительное влияние интенсивного метаболического контроля диабета на снижение риска микроангиопатии. Однако снижение риска возникновения макроангиопатических осложнений у пациентов с интенсивным лечением не столь очевидно, в основном из-за более высокой частоты гипогликемии.
В исследованиях ACCORD и ADVANCE более высокая частота сердечно-сосудистых событий была отмечена в группе пациентов, которых интенсивно лечили. Более поздние анализы показали прямую связь между гипогликемией и более высокой частотой сердечно-сосудистых приступов, также в группе пациентов, получавших традиционное лечение.
- Исследование ADVANCE, в котором участвовало 11140 пациентов с диабетом 2 типа, показало на 14% меньше микроангиопатических осложнений в группе интенсивного лечения по сравнению с обычными пациентами. Однако интенсификация лечения была связана с вдвое более частыми эпизодами тяжелой гипогликемии, что привело к трехкратному увеличению числа случаев смерти от сердечно-сосудистых причин.
- Исследование ACCORD охватывало 10251 пациента с диабетом типа 2. В связи с более высокой на 22% частотой случаев смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в группе интенсивной терапии исследование не было продолжено. Было показано, что более высокая смертность у этих пациентов коррелировала с более высокой частотой эпизодов гипогликемии.
С патофизиологической точки зрения, гипогликемия:
- оказывает многоплановое негативное влияние на сердечно-сосудистую систему через активацию симпатической системы и выброс катехоламинов;
- вызывает тахикардию;
- стимулирует повышение систолического артериального давления;
- запускает систему свертывания путем активации тромбоцитов;
- увеличивает количество факторов свертывания крови (VII и vWF).
Повышение артериального давления
Во время гипогликемии активируются воспалительные процессы путем увеличения концентрации СРБ, TNF-α, IL-6, IL-8. Все эти изменения могут привести к повреждению эндотелия. В дополнение к отрицательному влиянию на эндотелий, гипогликемия также оказывает проаритмический эффект, выражающийся на электрокардиограмме в удлинении интервала QT, сокращении интервала PR, а также изменениях, свидетельствующих о ишемии — депрессии сегмента ST, выравнивании зубца T.
Учитывая, что у пациентов с длительным диабетом сосуды являются более атеросклеротическими, чем у здоровых людей, результаты исследований ACCORD и ADVANCE — патофизиологически обоснованы.
Многие авторы поднимают вопрос о связи между внезапной сердечной смертью и тяжелой гипогликемией. В исследовании EURODIAB, у людей с диабетом 1 типа была продемонстрирована связь между эпизодами тяжелой гипогликемии и пролонгацией QTc (9). Независимо от возникновения гипогликемии, достижение целей нормализации артериального давления, липидного профиля и поддержание здоровой массы тела снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний у всех пациентов с диабетом.
Тело малыша: новые этапы развития
В 2 года ребенок становится взрослее, он меньше спит, умеет сосредотачиваться на одном занятии, палитра его эмоций становится богаче.
- Работа его сердца и сосудов стабилизируется, сердце бьется медленнее — до 115 – 120 ударов в минуту, снижается давление. В отличие от первого года жизни, сейчас мозг лучше снабжается кровью за счет вертикального положения тела, что дает мощный толчок для развития познавательных способностей.
- Кишечник работает эффективнее, увеличивается объем желудка. К 2 годам у ребенка обычно вырастают все 20 молочных зубов.
- Кости становятся крепче, движения — более скоординированными, точными, уверенными. Однако малыш еще быстро утомляется, ему нужна смена видов активности. Но от отсутствия движений он устает не меньше, чем от самих движений.
- Кора головного мозга совершенствуется, память развивается, повышается выносливость нервной системы. Ребенок дольше обходится без сна, улучшается способность концентрироваться на одном занятии (до 10 – 15 минут в 2 года и 20 – 30 минут в 3 года); малыш постепенно учится регулировать свои импульсы и желания, а эмоции становятся более разнообразными.
- Увеличивается объем мочевого пузыря (к концу 3-го года жизни — почти в 4 раза), и поэтому ребенок реже ходит в туалет. К 2 годам навык ходить на горшок обычно уже хорошо отработан, хотя могут случаться сбои, особенно при стрессе. К 3 годам малыши уже сами могут своевременно отреагировать на переполнение мочевого пузыря.
Как бороться с истериками?
Истерики лучше научиться предотвращать, тем более сделать это намного проще, чем прекратить их. Ниже приведено несколько дельных советов:
- Можно прибегнуть к уговорам, и постараться доступно объяснить причины, по которым нельзя выполнить его требования.
- Переключение внимания. Отвлечь малыша или занять чем-то другим очень часто помогает выйти из трудной ситуации.
- Согласие. Если то, что требует ребенок безопасно для него и его здоровья, и не способно нанести вред окружающим, то родители могут согласиться исполнить желание крохи.
Однако стремиться к абсолютному послушанию, только для того, чтобы ребенок был послушным, вряд ли стоит. В тех случаях, когда предупредить истерику не удалось, и она все же началась, необходимо дать ребенку успокоится, при этом самим оставаться спокойными. Лучше всего не трогать кроху и на время оставить его в одиночестве. Таким образом, можно показать своему чаду, что такой метод не будет иметь успеха и ни к чему не приведет. Оставшись один, малыш быстрее прекратит крики и займется чем-то более увлекательным, а может сам выйдет на контакт с родителями.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как реагировать на ночные истерики у ребенка 2-х лет по мнению Комаровского?
Если ребенок продолжает истерить достаточно долго, стоит снова попробовать успокоить и пожалеть его или отвлечь внимание
Важно из-за припадка не уступить малышу и не сделать так, как он хочет. Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений – это верный способ справиться с истерическим крохой
Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений – это верный способ справиться с истерическим крохой.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что делать, если у ребенка приступ истерики?
Когда начинается кризис и сколько длится
Каждый малыш индивидуален, поэтому и наступление кризиса 2 лет может происходить в разное время. Некоторые дети активно проявляют непослушание родителям уже в 1,5 года, а некоторые – начиная с двух и старше. Продолжительность такого состояния зависит от:
- физического здоровья;
- семейной атмосферы, которая царит дома;
- общения с родителями, приобретенного за все время.
Есть дети, у которых переходный период проходит достаточно спокойно, а у некоторых не обходится без бурных проявлений эмоций. Как правило, кризы проходят достаточно быстро, особенно, если родители правильно поступают с крохой. Однако если в общении допускается множество ошибок, этот период может значительно затянуться.
Полезная информация
В жизни крохи бывает несколько кризисов: впервые родители сталкиваются с таким явлением, когда малышу исполняется 1 год
Еще наиболее распространенным считается кризис 3 лет, поэтому родителям крайне важно знать, как помочь своему сыну или дочке пройти этот период. Многие родители также задаются вопросом о том, —как научить ребенка писать—. Творческие мамы и папы пытаются выяснить, —как научить ребенка рисовать—, и это хорошие желания, которые активно развивают детей
Если и у вас возникали эти вопросы, можете ознакомиться со статьями на данную тематику и найти в них все ответы
Творческие мамы и папы пытаются выяснить, —как научить ребенка рисовать—, и это хорошие желания, которые активно развивают детей. Если и у вас возникали эти вопросы, можете ознакомиться со статьями на данную тематику и найти в них все ответы.
Приходилось ли вашему малышу переживать кризис 2 лет? Как он или она вели себя в этот период, и что вы делали, чтобы помочь своему крохе? Поделитесь своими историями и полезными советами, а также оставляйте ваши отзывы о данной статье.
Признаки кризиса 2-х лет
Достаточно сложно понять начальные проявления этого явления, однако существуют несколько признаков, наличие которых ясно свидетельствует, что у крохи активно начался переходный период.
- Основным признаком считается периодическая или постоянная истерика, во время которой могут быть слезы, крики и даже проявление агрессии. Поводом для истерики могут послужить самые банальные вещи: ребенку не нравится одежда, которую мама предлагает одеть на прогулку, молоко или чай налиты не в ту посуду, или вместо яблока ему предложили съесть банан или какой-то другой фрукт.
- Еще одно проявление кризиса 2 лет – это чрезмерные эмоции в виде громкого крика, плача, агрессии и упрямства.
У каждого эти проявления выражаются по-разному: у кого-то более эмоционально, а у кого-то менее.
Выводы
Кризис 2 лет у ребенка нужно просто переждать. Он закончится и начнется новый период в развитии ребенка. Все дети разные: с одним ребенком можно пережить кризисное время, с другим – неизвестно, что такое кризис 2-х лет. Необходимо родителям быть терпеливыми. В родительских силах делать так, чтобы этот период закончился как можно быстрее. Проявляйте любовь к своему ребенку, умейте разговаривать и договариваться.
Ярослава, 25 лет, г. Нижний Новгород
Не прошло и недели, когда дочери исполнилось 2 года, как у нее в полной мере начался кризис 2-х лет. Был такой случай, когда на перекрестке нужно было идти направо, а она хочет идти налево. Отказывалась наотрез, присаживалась на корточки и ни шагу с места.
Папа решил проверить однажды в пешеходной зоне, в безопасном месте как себя поведет дочь. Муж оставил дочь стоять на месте и сказал, если она не пойдет с ним сейчас, то он уйдет без нее. Папа спрятался в кустах и наблюдал, как в течении 10 минут она стояла на месте и не сдвинулась ни шагу. И когда папа вернулся к ней, то вместе продолжили движение в требуемом направлении.
Светлана, 30 лет, г. Барнаул
С первенцем я не ощутила никакого изменения. Когда сыну исполнилось 2 года и родилась моя дочь, тогда он сразу повзрослел. Сейчас дочь в таком же возрасте, сколько было сыну, когда она родилась, но ей позволялось многое и поэтому мы сейчас переживаем тот самый кризис 2-х лет.
Стараемся воспитывать детей на равных, так как тогда в 2 года сын был уже взрослый мужчина, то и дочери пора взрослеть.
Мои дети переживают сложный этап в их жизни. У меня погодки, и они вечно не могут поделить игрушки, мамину любовь. Выясняют кто из них прав, кто виноват.
Конечно проделывают это своими доступными им способами: драки кулаками, щипания, плач и крики. Пытаюсь разнимать, надеюсь, что скоро это закончится.
Доктор Комаровский объяснит в доступной форме, как отучить ребенка от истерик в этом видео, которое мы предлагаем вам посмотреть: