Опасный прикорм: ТОП-5 ошибок родителей

3: Бессистемное введение прикорма

Прежде чем вводить прикорм необходимо проконсультироваться с педиатром, посоветоваться с другими мамами, почитать о прикорме, об основных правилах и стараться четко их придерживаться. Нельзя махать на это рукой и говорить так сойдет! Если вы забыли дать ложечку кабачка своему ребенку с утра, лучше вообще не давать, чем потом не спать ночь и ждать реакции. А аллергическая реакция у всех разная, у одних в первые сутки, у других на четвертые. Существуют таблицы, которые помогут сориентироваться в первом прикорме, когда, в каком количестве и какие продукты вводить.

Первый продукт прикорма чаще всего определяет врач, ориентируясь на состояние здоровья малыша, так что необходимо проконсультироваться с педиатром

Важно давать первый прикорм в одно и то же время после первого кормления грудью, по утрам, в течение 7-10 дней, постепенно увеличивая порцию малыша, начиная с самой маленькой и заканчивая необходимым объемом, который подскажет врач либо таблица, на которую мама ориентируется. Следующий продукт вводится через 5-7 дней

Т.е. на введение нового продукта уходит около 15-17 дней. Сокращать срок привыкание организма ребенка к новому продукту нежелательно, ведь он только учится его переваривать, зачем нагружать его сверх меры.

Можно заранее обговорить с педиатром порядок введение продуктов, составить список, наметить план и примерно его придерживаться.

Слишком позднее введение прикорма

Часто мамы считают, что можно кормить одним только грудным молоком достаточно долго, до 10-12 месяцев. Введение новых продуктов они рассматривают в качестве знакомства ребёнка с новой пищей, а не как полноценное кормление. Ориентируются мамы в таком случае на пищевой интерес малыша. Они считают, что если ребёнок не интересуется продуктами на столе и в родительской тарелке, значит он ещё не готов к прикорму. Почему это ошибка?

Здесь хочу выделить три основных фактора:

1) Пищевой интерес нужно развивать. Например, есть вместе с ребёнком, проговаривать при нём, что вы едите и как это вкусно. Если мама ест на ходу, когда малыш спит, и он никогда этого не видит, откуда ему узнать о пище и как начать ею интересоваться.2) Введение прикорма после 6 месяцев может вызвать выраженный дефицит микронутриентов (железа, цинка и др.) и привести к задержке формирования навыков жевания густой пищи. У детей после полугода часто не хватает клетчатки в рационе, из-за этого может появиться склонность к запору. Вот почему рекомендуется вовремя вводить овощи и фрукты. Грудное молоко при этом по-прежнему остаётся основной пищей для малыша.3) Третий фактор, который тоже относится к недостаточности микроэлементов в грудном молоке, ‒ это дефицит железа. Он приводит к снижению аппетита и отсутствию пищевого интереса. Круг из трёх факторов замкнулся.

Ошибка 1. Ребенку уже 4 месяца — пора все пробовать

Готовность к прикорму определяется не возрастом малыша. Более того, примерно до 6 месяцев организм ребенка не готов к употреблению другой еды, кроме грудного молока или смеси. Если начать прикорм до появления главного признака готовности — пищевого интереса, то это плохо скажется на аппетите ребенка. Пищевой интерес не сформируется должным образом, и хорошие отношения с едой потом будет построить сложно.

Ранний прикорм может привести к:

  • заболеваниям желудочно-кишечного тракта,

  • аллергии,

  • затормаживанию моторного развития,

  • отказу от еды.

Грудное вскармливание также может закончиться раньше желаемого срока, так как часть питания на себя будет перетягивать прикорм

До года очень важно сохранить молочное питание (ГВ или смесь), так как оно является основным питанием, а прикорм — дополнением

Польза киви для здоровья младенцев

  • Киви богаты витамином С, витамином А, калием, клетчаткой, фолиевой кислотой и антиоксидантами.
  • Одна порция киви для младенцев содержит 230% рекомендуемого количества витамина С в день, что помогает укрепить иммунную систему, увеличивает абсорбцию железа из других продуктов и заживление ран.
  • Киви избавляет от запоров и богат антиоксидантами, борющимися с болезнями. Он предлагает 16% от рекомендуемой суточной нормы для волокна.
  • Фрукт богат фитонутриентами, которые восстанавливают ДНК и защищают от некоторых видов рака.
  • Считается, что киви предотвращает астму, снижает жир в крови и снижает риск образования тромбов на более поздних этапах жизни.
  • Киви обеспечивает 10% дневной нормы фолиевой кислоты и 10% дневной нормы витамина Е.
  • Фрукты также являются источником кальция, железа, хрома, меди, калия, магния и цинка (2).

Какие продукты не подходят для первого прикорма

«Дай ему в руку морковку или очищенное яблочко», — советует любимая бабушка маме шестимесячного малыша и сама не догадывается, что в ее словах таится страшная угроза.

Почему? Дело в том, что морковка и яблоко возглавляют список продуктов, которыми могут подавиться дети. Конечно же, речь не идет о протертых пюрешках или покупном детском питании. Ребенок в первую очередь подвергается опасности поперхнуться, если ему позволяют самому откусывать от целого плода или же дают кусочки, которые по размеру больше горошины. Виной тому недостаточно развитые жевательные зубы (даже если они уже проклюнулись с обеих сторон, малыш еще не умеет ими пользоваться). 

Опасно давать ребенку виноград, оливки, томаты черри и горох. Поэтому бобовые лучше приготовить в виде пюре. А ягоды — разрезать на четвертинки, измельчить в блендере или же позволить малышу самому раздавить их в пальцах прежде, чем съесть (наверняка после этой процедуры интерес к еде с его стороны возрастет).

  • Любые неизмельченные орехи стоит исключить из рациона малыша по той же самой причине (но еще и потому, что они довольно тяжело усваиваются организмом и могут вызвать аллергию). Арахисовое масло также попадает под запрет: оно не только является аллергеном и потенциальным канцерогеном, но вдобавок скатывается во рту ребенка в шарики, которыми легко поперхнуться. Ребенок может подавиться и мягким сыром, если его предварительно не нарезать на маленькие кусочки.
  • Конфеты являются одной из самых распространенных причин детского удушья (в 19 % случаев давятся конфетами, в 65 % из них — леденцами). Причем опасны не только леденцы и драже, но даже «безобидные» на первый взгляд мармелад, зефир и суфле.
  • Ну и, наконец, еще одно блюдо, которое нельзя давать ребенку под любым предлогом, — это попкорн. Воздушная кукуруза легко попадает в дыхательное горло малыша. Кроме того, большинство производителей попкорна покрывает зерна специальными химическими веществами, которые имеют особенность накапливаться в организме и становятся причиной серьезных заболеваний.

Все перечисленные продукты представляют потенциальную опасность не только для начинающих «едоков». Лучше не давать их в неизмельченном виде ребенку младше 5 лет.

Приятного аппетита вашему малышу!

Вредный совет 1: «Ваш ребёнок плохо набирает вес, начинайте прикорм с 4 месяцев с каш»

Как правило, это совет педиатра для мамы маловесного ребёнка. Его дали и мне, и моей сестре. Причём нам, например, педиатр же озвучила сама и вредность своего совета. Это звучало так: «Будьте готовы, что проблемы с животом усилятся, т.к. ЖКТ ещё недостаточно сформирован». А обоснование, помимо малого веса было ещё такое, что «В 4 не введете — ребёнок останется без витаминов, т.к. к 6 мес. уже всё из мамы высосет». Так, вместо того, чтобы расширить и обогатить рацион мамы, поднажать на ГВ, была рекомендация ввести каши и тем самым расстроить только формирующуюся микрофлору и работу ЖКТ.

Микрофлору, которая так важна для формирования иммунитета, заменить полезные иммунные бактерии грудного молока на кашу. Да, каша богата клетчаткой и более калорийна, но давать её нужно в большом объеме, чтобы это оказало влияние на прибавку в весе. Большие объёмы опять же в 4 месяца к хорошему не приведут, а в дозе прикорма это будет просто бесполезно. На вес это влияния не окажет. Помимо всего прочего, в 4 месяца говорить о появлении пищевого интереса — очень рано. О нем не было сказано вообще. Т.е. мы получили совет, в котором не учтены 2 главных критерия ввода прикорма: готовность ЖКТ и готовность нервной системы (в т.ч. пищевой интерес).

Особо отмечу! Слишком раннее введение прикорма чревато последствиями со стороны ЖКТ ребенка: понос/запор, боли в животе, аллергия в виду незрелости ферментов. В 4 мес. пищеварительная система может не справиться с перевариванием иной пищи, кроме привычной жидкой (гм / смесь), т.к. ферменты ещё недостаточно созрели, плюс кислотность желудка гораздо ниже кислотности взрослого организма, что также может вызвать негативные последствия в связи с ранним вводом взрослой пищи.

Плюс в 4 месяца лактация еще недостаточно хорошо установлена, есть реальный риск вытеснить грудное вскармливание, которое до 6 месяцев крайне необходимо ребёнку и с точки зрения формирования ЖКТ и для становления иммунной системы малыша. В обычной пище нет ни грамма тех нутриентов, что содержатся в грудном молоке помимо иммуноглобулинов.

Альтернативный вариант решения проблемы

Итак, исходная ситуация: ребенок набирает по нижней границе первые 3 мес. по 550 граммов. Это ниже педиатрических таблиц, однако, соответствует современным нормам — минимум 125 гр./неделю. Прикладывать чаще к груди, не только по требованию ребенка, но и по инициативе мамы. Наладить ГВ, если нужно с консультантом. Самой маме сохранять спокойствие и наблюдать. Перестать взвешивания каждый день, и даже каждую неделю. Кормить.

Забыть про граммы и весы. Больше гулять и улучшить собственное питание. Обсудить с педиатром и гинекологом возможность ввода поливитаминов (консультация специалиста важна). Обогатить свой рацион: овощи, фрукты, злаки, мясо. Обсудить ввод пробиотиков себе и ребенку (наверное, это с гастроэнтерологом, раз такой педиатр, или другим педиатром, если есть возможность). Наблюдать. Мой ребёнок добрал вес за 4 и 5 меся по 1 кг только на ГМ.

Что касается ввода прикорма. Наблюдать за развитием малыша. Для ввода прикорма необходимы 2 условия: готовность ЖКТ и готовность нервной системы (в т.ч. пищевой интерес). Ориентироваться необходимо в первую очередь на эти факторы. А проблемы с весом решать иным способом. Т.к. цель ЕП, не увеличение веса, а плавный переход от жидкой пищи к твердой. ЕП знакомит малыша с новыми вкусами и рационом семьи, и не применяется с целью набора веса.

Вредный совет 5: «Пусть ребенок участвует в приготовлении своей любимой еды»

Цель: заинтересовать ребенка пищей, пусть таким методом, чтобы потом накормить.

Цель прикорма — знакомство с разными вкусами. В том, что ребенок участвует в приготовлении пищи нет ничего плохого, однако это несет в себе иную цель: развитие навыков, социализация. Для этого можно просто готовить и совсем не обязательно есть.

Сейчас ребенка будет легко накормить любимой едой, но когда он наиграется, есть риск в отказе от прикорма. Т.е вредность в том, что совет дан на сиюминутный момент, а в перспективе может навредить итоговой цели прикорма — переход на общий стол. Также вредность в том, что ребенка могут заставлять кушать то, что он приготовил.

Альтернативный вариант решения проблемы

Лучше сделать акцент именно на знакомство с новыми вкусами и развитие пищевого интереса (ПИ). Возможно, потребуется больше времени, однако в долгосрочной перспективе принесёт свои плоды. Необходимо брать ребенка с собой во время трапез, кушать самой маме, желательно, чтобы другие члены семьи кушали разные блюда, в т.ч новые. Показывали пример. Так ребенок увидит, что кушать новое интересно и не менее вкусно, чем то, что он уже успел полюбить.

Вредный совет 4: «Прикрывайте новую пищу кусочком лакомства»

Цель: Ввести новый продукт любой ценой, повысить питательную ценность прикорма, быстрее ввести новое, скрыть новое, чтобы не заморачиваться. Т.е. накормить новым продуктом, от которого отказывается.

В целом я ответила на этот вопрос в ситуации 3. Маскировка пищи не соответствует задачам естественного прикорма: знакомство со вкусами, постепенный переход от жидкой пищи к обычной, поддержание пищевого интереса и формирование пищевого поведения. В этом совете явно формирование извращенного вкуса и пищевого поведения: сейчас я съем эту бяку и получу «вкусняшку».

Это не способствует понимаю ребенка: нравится мне этот продукт или нет, и есть ли у него в принципе шансы мне понравиться. Мозг не может получить эту информацию при маскировке. Плюс является угрозой: раскрытие обмана сформирует недоверие к поступкам родителей. И далее недоверие в целом, что в свою очередь подорвет здоровую привязанность ребенка и веру. Если брать по нарастающей (если ситуации будут дублироваться и/или применяться и в других областях жизни ребенка).

Альтернативный вариант решения проблемы

Дайте ребенку самому решить, будет он кушать этот продукт или нет, понять, какой это вкус, какой запах, что он чувствует. Сформировать собственное мнение, нравится ему новинка или нет. Если не нравится сейчас, настаивать на употреблении не нужно, пройдет время, всё изменится. Если считаете этот продукт исключительно важным — продолжайте сами его кушать с аппетитом.

Однако, в любом случае всегда можно найти замену по аналогичному составу витаминов и микронутриентов. Если в дальнейшем ребенок не захочет кушать этот продукт, ничего страшного. Часто дети первых лет жизни едят 8-10 продуктов и вполне себе счастливы. Вам же лучше — меньше заморачиваться с готовкой. Просто покупайте периодически что-то новое, иногда даже не свойственное вашей местности, культуре.

Пускай ребенок видит, что разнообразие — это нормально. Что вот этот забавный розовый фрукт с белой мякотью в крапинку (драконий глаз) действительно можно кушать и даже приятно кушать. Если ребенок боится нового, в принципе робкий в т.ч. и в еде, со временем будет смелее. Главное, поддерживайте его в его любопытстве, не отказывайте в кусочке, если просит, и не настаивайте, если отказывается.

Вредный совет 7: «Необходимую питательную пищу можно выпить»

Цель: Ну, пускай ест хоть так. Или накормить более привычным, удобным, быстрым, аккуратным способом.

Извращение понятия «прикорм» и в конечном счете 0 результата. Такие советы формируют «малоежек», для которых «Педиа шу» придумал целый чудо-напиток. Спрос рождает предложение. Такие советы красиво вещают с экранов телевизоров для поднятия продаж. А зачем напрягаться — дайте соломинку. Сначала смесь, потом соломинку. Что вы мучаетесь, материнство — это вам не каторга.

Цель прикорма — научить ребёнка кушать самому

Давая пищу привычным способом, у него не только не будет стимула научиться, можно также в принципе пропустить период появления самого важного: пищевого интереса. А после его угасания научить ребенка кушать будет сложнее

Данный совет помогает накормить сейчас, но не помогает на долгосрочную перспективу. Плюс, ребенок не учится жевать и глотать, не учится пользоваться столовыми приборами. Одним словом, зачем, вы это делаете?!

Альтернативный вариант решения проблемы

Если ребенок по каким-то причинам не кушает прикорм в нормальном его виде, возможно, его ЖКТ еще не готов, рефлекс выталкивания не угас, ферменты не развиты, нервная система не сформирована. Прежде всего, ответьте себе на вопрос «зачем вы это делаете и по какой причине?». Хотите завершения ГВ досрочно? — вы на верном пути. Жидкий прикорм, в конечном счете, вытолкнет грудное молоко (особенно если возраст до 6-7 мес.) И вам придется вводить смесь. Однако в ней нет и доли тех ценных иммуноглобулинов, которые есть в вашем молоке.

Грудное молоко — это прививка от всех болезней, так говорят мировые педиатры. Давая кашу в бутылке, вы не решаете проблем с питанием и не добавляете ценности пище. Каша нужна для знакомства со вкусом крупы, сегодня гречневая, завтра рисовая и т.д. Для развития навыков жевания (через соску её жевать не надо). Более того, например, углеводы ферментируются слюной. Нет смысла пить кабачки, их надо жевать. Совет один — отложите важные домашние дела, взрослые члены семьи вполне в состоянии поесть сами.

Если они против несоленых каш и овощей — пускай режут себе колбасу. И присаживаются к столу. Сварите 2-3 блюда без соли и сахара, приготовьте приборы, усадите малыша на колено. И день за днем терпеливо, малыш будет учиться у вас, а вы помогать. Через 20 лет вы вообще не будете знать, каким «картоном»: «ролтоном» или «дошираком» он сегодня обедал. И это зависит от вас. От того, насколько сейчас вы научите его своим терпением перетирать деснами кабачки и крупы. Будет ли он кушать здоровую пищу или мезим после еды зависит от вас, с этих самых первых минут.

Начинайте прикорм сначала вне зависимости от возраста, чтобы он ел сам. Всё, что вы дали до этого из бутылки, — это не прикорм. Это решение ваших проблем с насыщением

Важно поощрять в ребенке самостоятельность, хвалить за аккуратность и игнорировать, если что-то наоборот пролилось или упало. Между приемами пищи — еда недоступна

Только фрукты и вода находятся на видном месте. Воду пьют все, в любое время. А фрукты можно попросить. Это будет стимулировать ребёнка кушать самостоятельно, а не как он делал раньше через соску или грудь, — только открывал рот.

5: Сок — не прикорм

Он не годится ни для второго, ни для третьего прикорма. Малышу нужно много энергии, а физически его крохотный животик способен употребить мало еды. Поэтому первые продукты должны обладать определенной энергетической плотностью, иначе возникнет риск недоедания.

На сегодняшний момент раннее введение соков в рацион питания малыша не имеет смысла, потому, что они могут вытеснить гораздо более полезную пищу. Еще следует учитывать, что содержащиеся в соках фруктовые кислоты без клетчатки достаточно агрессивно ведут себя в желудке. Введение соков ранее 9 месяцев может способствовать появлению аллергических реакций и расстройств пищеварения. Также сочетание высокой кислотности и фруктозы при частом употреблении может привести к развитию раннего детского кариеса. Так что с соками лучше подождать.

Ошибка №4. Опять кабачок?! Да!

Слишком однообразная еда ведет к стремительной потере пищевого интереса. Да, конечно, новые продукты нужно вводить постепенно, но это не значит, что нельзя разнообразить рацион хотя бы раз в месяц. Одна и та же каша на завтрак каждый день, приготовленная одинаковым способом, надоест даже взрослому.

Если вы будете кормить малыша очень ограниченным перечнем продуктов, то очень скоро вам придется изобретать хитрые способы, чтобы накормить кроху. Даже когда ребенок с удовольствием ест какое-то блюдо, не стоит фокусироваться на нем надолго, потому что оно все равно рано или поздно надоест малышу.

Как избежать ошибки

Предлагайте продукты различных консистенций и цветов. Используйте необычные варианты приготовления и подачи. Например, фрукты можно натереть на терке и даже сделать из них оладушки. Также можно резать их разными способами: полосочками, дольками, добавлять в каши и творожки. Фрукты и овощи разных цветов и структур, порезанные разными способами, могут увлечь малыша надолго.

Мало белка

Довольно часто встречаю заблуждение, что белковая пища тяжела для малышей и это вредно для почек. На самом деле белок — это основной структурный элемент, «кирпичик», из которого строятся органы и системы, в частности иммунные клетки, гормоны.

Белок не образуется сам по себе — мы получаем его с пищей. В детском возрасте дефицит белковой пищи особенно опасен и приводит к снижению иммунного ответа, интеллектуальных функций, низким показателям роста и веса.

Обязательно включайте белки в каждый основной прием пищи (завтрак, обед и ужин). В завтрак это может быть омлет или натуральные сосиски. В обед — курица, мясо, субпродукты. В ужин — курица, рыба, морепродукты.

Ошибка №2. Никакого общего стола

Если ребенок не видит, как едят взрослые, то вряд ли у него появится пищевой интерес, а вы не поймете, когда придет время вводить прикорм. Малышу, который только знакомится с процессом приема пищи, нужно видеть пример взрослых, которые с аппетитом едят разную еду, чтобы понимать, что они вообще от него хотят.

Предлагать ребенку кролика, когда вся семья его не ест, — это ошибка. Да, мы хотим дать ему все самое лучшее, но какой в этом толк, если спустя пару месяцев он этого кролика никогда больше не будет есть. На самом деле малышам можно давать практически любую еду

Достаточно просто соблюдать осторожность при введении нового продукта — давать сначала кусочек и смотреть реакцию. Например, считается, что мандарины нельзя, но на самом деле это миф: аллергия у детей возникает редко

Можно давать любые, даже экзотические фрукты, любые овощи, ягоды.

Как не допустить ошибку

Есть нужно всем вместе за одним столом. Только так ребенок научится понимать, что употребление еды — это нормальный повседневный процесс, в котором ему обязательно нужно поучаствовать. Ребенку будет ценна только та еда, которую едят взрослые. Практически все блюда малыш может есть вместе с вами, даже салат оливье — для крохи можно отложить отдельную порцию овощей без соли и майонеза

Тогда вся семья будет есть одинаковую еду, и это тоже важно

Кстати, кусочки можно давать с самого начала прикорма. Малыши вполне способны «пережевывать» пищу, даже когда у них еще нет ни одного зубика, перетирая мягкие кусочки деснами.

Ошибка №3. Не хочешь — заставим

Любые попытки положить еду в рот ребенка без его согласия — это пищевое насилие. Отвлечения, песенки, мультики, игрушки, самолетики, залетающие в ротик, тоже относятся к насилию.

Проблема многих мам — они боятся, что малыш останется голодным. И этот страх приводит к тому, что потребности ребенка просто перестают учитывать. А ведь ключевой момент при знакомстве с новой пищей — понимание процесса еды. Малыш должен быть полностью сфокусирован на процессе приема пищи, понимать, что за продукт он ест, научиться определять, когда он наелся и когда голоден, регулировать самостоятельно количество съеденной пищи.

Когда?

Специалисты в области детского питания и педиатры считают, что прикорм нужно вводить в возрасте 4-6 месяцев. Многие научные исследования, а также большой практический опыт,накопленный к настоящему времени по вопросам детского питания, позволили достаточно четко обосновать эти рекомендации. Именно в этом возрасте питание только грудным молоком уже перестает полностью удовлетворять потребности ребенка, и, примерно, к этому возрасту начинают созревать многие функции организма, участвующие в усвоении новых продуктов питания. Так к 3-4 месяцам повышается выработка соляной кислоты в желудке, активизируются пищеварительные ферменты. В этом же возрасте уменьшается проницаемость слизистой кишечника для крупных молекул, которые могут вызывать аллергические реакции, увеличивается выработка местных иммунных факторов защиты. К 4-5 месяцам у ребенка появляется готовность к жевательным движениям и приему пищи с ложки, постепенно угасает рефлекс “выталкивания” густой пищи языком, созревают механизмы, обеспечивающие глотание густой пищи. В связи с этим ясно, что до 4-х месяцев организм ребенка просто не готов для усвоения другой пищи кроме грудного молока (или молочной смеси), да она ему, в большинстве случаев, и не нужна.
Достаточно часто раннее введение прикорма (в 3-4 месяца) вызывает неблагоприятные реакции со стороны физиологически неготового организма ребенка. Наиболее часто наблюдаются дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде болей в животе, кишечных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула. Хорошо, если эти реакции будут кратковременными и нетяжелыми. Но бывают ситуации, когда ранний прикорм (особенно при несоблюдении правил его введения) провоцирует серьезный срыв пищеварительной системы, и тогда ребенку потребуется довольно длительное время для восстановления нарушенных функций, и необходимо будет лечение. Другим частым осложнением раннего введения прикорма является возникновение аллергии. Ее развитию способствуют высокая проницаемость кишечной стенки для крупных молекул, незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы. В ряде случаев аллергическая реакция бывает нетяжелая и кратковременная в виде кожной сыпи. Но иногда раннее введение нового продукта провоцирует развитие длительно текущих и трудно поддающихся лечению аллергических заболеваний, например, атопического дерматита – хронического воспаления кожи аллергической природы, бронхиальной астмы и др. Аллергия вызывает целый комплекс текущих неблагоприятных процессов в организме ребенка. Особенно страдает незрелая иммунная система, имеющая очень важные функции в организме: она отличает свои клетки от чужих, формирует приспособление организма к пище и среде обитания, защищает организм от поврежденных и опухолевых клеток и от инфекций. При ранних аллергических реакциях нарушается правильное созревание иммунной системы, и в последствии возможны склонность к аллергическим заболеваниям и частые инфекции. Если у ребенка еще не созрели механизмы глотания густой пищи, то он можетей подавиться, могут возникнуть срыгивания, рвота, отрицательное отношение малыша к кормлению, а также есть опасность вдыхания такой пищи. Раннее введение прикорма при грудном вскармливании уменьшает частоту грудных кормлений, что приводит к уменьшению лактации у матери и может вызвать прекращение грудного вскармливания. Есть и отдаленные последствия раннего введения прикорма. Ранний прикорм создает повышенную нагрузку на незрелые органы ребенка, особенно желудочно-кишечный тракт, печень и почки. И в будущем, когда малыш уже подрастет, эти органы оказываются более слабыми и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям. Например, слабость желудочно-кишечного тракта может проявляться в дошкольном возрасте болями в животе, рвотами и расстройствами стула, а в школьном возрасте уже возможно развитие воспалительных процессов в желудке и кишечнике (гастродуодениты, колиты). Таким образом, первый прикорм нужно вводить в благоприятные для этого сроки.

Развлечения во время еды

Это больше психологический вопрос, но от этого он не перестаёт быть ошибкой.

Это чревато проблемами с питанием в дальнейшем, так как страдает пищевое поведение: малыш перестаёт чувствовать насыщение или переедает по привычке.

Устраивать игры во время еды или бегать за ребёнком с ложкой по всей квартире ‒ тоже не самая лучшая идея. У малыша закрепляется установка, что еда сама по себе – малоприятная и неинтересная, что есть можно только с развлечениями. Научитесь прислушиваться к детям. Если ребёнок отворачивается от еды, скорее всего, он наелся.

Дети ‒ существа коллективные. Им нравится повторять за взрослыми. Хотите научить ребёнка есть правильно? Подавайте ему пример, сидя с ним за одним столом, а лучше всей семьёй. Можно посадить малыша себе на колени, можно в отдельный стульчик, но обязательно быть вместе. Не ругайте ребёнка во время еды, разрешите ему взять и попробовать что-то из своей тарелки, будьте для него примером. Когда ребёнок увидит, что папа и мама едят с аппетитом, он тоже будет хотеть есть эту еду.

Индивидуальный подход

И, конечно, очень важно для решения вопроса о сроках введения первого прикорма учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети рождаются разными (доношенные, недоношенные, с разной массой и ростом и т.д.), они очень по-разному растут и развиваются, имеют разное питание(грудное, искусственное, смешанное), также и состав грудного молока у женщин различается

Одному ребенку целесообразно вводить прикорм с 4-хмесяцев, а другому лучше подождать до 6-и. Например, если мама полноценно питается, а ребенок находится на грудном вскармливании и хорошо развивается, то прикорм можно ввести с 6-и месяцев. Также детям, имеющим наследственную отягощенность по аллергии, с введением прикорма торопиться не следует. В другом случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании и плохо прибавляет в массе, то прикорм можно ввести раньше -с 4-х месяцев. Конечно, всех индивидуальных случаев не перечислить, поэтому в каждой конкретной ситуации мама должна посоветоваться с врачом.

«Кусочничество»

Иногда причиной плохого аппетита у ребенка является банальное несоблюдение интервалов между приемами пищи. Ребенок постоянно что-то «тащит» в рот со стола. А это, как правило, печеньки, конфеты, мармелад, орешки, фрукты, то есть то, что находится в свободном доступе.

Конечно, к моменту основного приема пищи ребенок просто не успевает проголодаться и недополучает, таким образом, основные нутриенты, так как полноценные приемы пищи отсутствуют.

После такого обеда ребенок быстро проголодается и через полчаса-час снова побежит к столу, за очередным кусочком, а к ужину снова не будет голоден. Нужно разорвать этот порочный круг! У ребенка должно быть 5–6 приемов пищи и интервалы 2,5–3 часа между ними.

Ошибки при первом прикорме

Кормить насильно — это вызовет протест или подавленность, закрепит негативную связь между кормлением и страданием. Если ребенок не хочет, он не должен есть. В свою очередь, взрослый может быть внимательным и создавать для приема пищи подходящие условия — не кормить, когда малыш сыт (сразу после кормления грудью), сонный или уставший.
Наказывать отсутствием еды или едой определенного качества. «Если будешь баловаться, не буду готовить тебе макароны, дам только рис», «сломал игрушку — остался без полдника», «не хочешь есть сейчас — не получишь ничего до ужина». Еда — это ценность, но не сверхценность. Если малыша лишают еды, он остро это переживает и страдает; такие меры формируют у него зависимость от взрослых, которые могут по своему желанию морить его голодом или кормить.
Поощрять едой, то есть предлагать малышу что-то вкусное для него в обмен на хорошее поведение и послушание. Лучше не закреплять за едой функцию «награды»: вырастая, мы продолжаем «награждать» себя шоколадом, тортиками, походами в ресторан за каждую победу или преодоленную трудность, «забывая» про другие способы пережить триумф и удовлетворение.
Кормить в изоляции от других. Чтобы малыш впитывал семейные привычки и принципы здорового питания, нужно, чтобы у него была возможность есть то же самое, что едят остальные. Наблюдать за общей трапезой, участвовать в общем процессе. Конечно, речь идет лишь о здоровых продуктах, которые соответствуют возрасту ребенка. Это отличный повод изменить пищевые привычки семьи в лучшую сторону в то время, пока малыш осваивается в мире большой кулинарии.
Кормить нерегулярно, в непредсказуемых условиях. Ребенку очень нужна предсказуемость: любимая тарелочка и ложка, знакомая обстановка, режимная безопасность. Можно поесть и в гостях, и на прогулке, и в кафе, но только иногда. Простые и понятные ритуалы сна, игр и кормления, в которых малышу легко разобраться, — это основа его спокойствия и уверенности.
Запрещать исследование еды

Малышу важно понять, что еда может быть жидкой, пюреобразной, твердой, — погружая в нее пальчики, он развивается и исследует мир. Но как только взрослый замечает, что малыш начинает играть с едой, например бросать ее и смеяться, важно это прекратить

В свободное время предложите малышу безопасные массы для лепки и игрушки с поверхностью разной текстуры, чтобы он утолил сенсорный голод не за счет еды, а с помощью специальных средств.

Первый прикорм — это больше, чем просто еда

Для малыша очень важно, чтобы взрослый был внимательным, любопытным и терпеливым. Впрочем, эти качества присущи всем любящим мамам, и мы не сомневаемся, что вы справитесь!

Вредный совет 3: «Если ребенок не хочет есть какой-то продукт, подмешайте его в любимый»

Этот совет вреден сразу по двум аспектам:

  1. Суть прикорма — познакомить ребёнка с новыми вкусами, развить пищевой интерес, а не во что бы то ни стало накормить всем и познакомить ребенка со всем рацион семьи. Тут есть риск не только отбить охоту от нового, но и от любимого, вкус которого изменится.
  2. Ребёнок раскроет обман, и есть риск, что откажется от прикорма вовсе. Плюс у него может сформироваться недоверие в принципе к поступкам мамы, а это уже более сложный вопрос. И касается формирования привязанности, которое будет подорвано таким, казалось бы, безобидным шагом и желанием мамы накормить «из любви» же.

Альтернативный вариант решения проблемы

Если ребенок отказывается от какого-то продукта, в этом нет ничего критичного. Бывает, дети интуитивно чувствуют, что этот продукт по какой-то причине не подходит именно в данный момент. А возможно, ребенок просто консервативен в еде. Настаивать на употреблении продукта не нужно, сделайте перерыв. Потом выставьте его ещё раз. Возможно, с 3-5 раза ребенку станет интересно узнать новый вкус. Опять же таких попыток может быть до 10 −15. В любом случае, нужно наблюдать за ребенком, показывать позитивный пример, кушать его самой и даже театрально нахваливать как бы самой себе.

Не настаивать на том, чтоб ребенок пробовал, этот продукт вкусный, с чего бы вам им делиться. Задача ребенка кормить себя самого, когда-то, с большой вероятностью, он сам проявит интерес, если вы будете с аппетитом кушать и создавать «дефицит» как в мультике про Винни-Пуха: «мед вроде бы есть и вот уже нет». Хорошо если этот продукт будут кушать и другие члены семьи также с аппетитом, спрашивать добавку. Если же интерес к какому-то продукту не придёт, ищите, чем можно заменить. Возможно, ребенку просто не нравится что-то в этом продукте (запах, вкус, цвет). И это тоже нормально.

Полезный совет! Вводите прикорм «с умом»!

  • Малышу скоро 4-5-6 месяцев, и Вас ждёт прикорм?
  • Вам уже становится не по себе от нового неизвестного опыта?
  • Вы хотите, чтобы малыш получал всё самое полезное с первой ложки, но не знаете, как выстроить правильно процесс без отказов и истерик?

Мой профессиональный путь — это более шести лет работы рука об руку с семьями, обмен опытом с сотнями мам, чтобы сейчас предложить вам готовую карту Прикорма, где бережно и кропотливо я проложила прямой маршрут и отметила все «лавиноопасные места» и варианты их объезда.

В моих постах и статьях заложены не только знания, но и искренняя забота о том, чтобы путь прикорма каждой семьи был гладким и радостным. Мой собственный путь обучения начался в 2018 году, когда я как мама поняла, что обычных рекомендаций для гармоничного развития ребенка недостаточно. Так началось моё первое обучение как консультанта по прикорму. Дальше – больше: не было ни одного месяца за все 6 лет, чтобы я не открывала для себя новые программы обучения и развития в профессии, логично они привели меня в Детскую нутрициологию. Сейчас я не просто дипломированный специалист, за моими плечами более 20 программ обучения в сфере здорового питания и поддержки качества жизни и здоровья через еду. Всё это «комбо» вылилось в создание уникального обучающего курса для вас «Прикорм с умом».

Если тема прикорма кажется вам лабиринтом, мой курс станет вашим проводником. Я постаралась разложить все аспекты и принципы здорового питания ребенка доступно и системно, чтобы каждая мама чувствовала себя уверенно и вдохновлённо на этом пути. Ведь перед вами уже более 1000 счастливых мам и семей уверенно ведут деток дальше благодаря основам здорового рациона, заложенного с первой ложки.

Мало воды

Многие родители считают, а консультанты часто в этом убеждают, что новорожденного ребенка поить не стоит, так как это снизит аппетит малыша. Это заблуждение.

Рекомендации не давать детям до 6 месяцев ничего, кроме грудного молока, связаны в основном с низким качеством питьевой воды в ряде стран. Ребенку необходимо пить свою норму воды по возрасту, это нужно в первую очередь для нормальной работы почек.

Кроме того, необходимо, чтобы ребенок сформировал привычку на нейтральный вкус воды, иначе после года сделать это будет гораздо сложнее

Детям с атопичной кожей это особенно важно! Обезвоженная кожа всегда сухая!. Суточная норма воды:

Суточная норма воды:

  • 1 месяц — 30 мл;
  • 2 месяца — 60 мл;
  • 3 месяца — 90 мл;
  • 4–12 месяцев — до 200 мл;
  • 1–3 года — 700–1000 мл в сутки и по потребности;
  • 3–7 лет — 1 л;
  • старше 7 лет — 1,5 л.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий