Игрушки
- Мячики и шарики. Разных размеров, цвета, формы, святящиеся и пищащие – эти игрушки еще долго будут интересовать малыша, способствуя развитию двигательных навыков. При помощи этих простых элементов можно начинать учить карапуза отличать большое и маленькое, сортировать по цвету. Добавив к мячикам кубики и другие предметы, можно понемногу рассказывать о формах предметов;
- Пирамидки, вкладыши, сортеры. Разных размеров и цвета, изображающие животных и предметы быта, мягкие и твердые – игрушки, хорошо развивающие мелкую моторику и знания об окружающем мире. Покажите малышу как правильно с ними играть, расскажите об изображенных на них предметах и животных;
- Погремушки, пищалки, молоток. Любые предметы, легко помещающиеся в ручку, издающие звуки, понравятся ребенку, способствуют формированию умения правильно оперировать предметами, развивать двигательные навыки;
- Кубики, конструктор. Ближе к году у малыша активно начинает формироваться мышление. Умение играть с простыми формами, из которых можно построить или собрать башни, замки, домики, способствуя умственному развитию, тренируют двигательные умения;
- Музыкальные игрушки, игровые центры. Слух ребенка по-прежнему нуждается в развитии. Позвольте крохе совершенствовать восприятие разнообразных звуков во время игры. Игровые центры с большим количеством элементов, кроме развития слуха, тренируют моторные навыки, развивают причинно-следственные связи;
- Игрушки для ванной. Малыш хорошо сидит и во время купания хорошо предлагать ему активные игры. Предложите покупать резиновых зверей, запустить заводную рыбку или уточку, поиграть с ковшиком и стаканчиками – хорошо развивает двигательные навыки, зрение, слух, сенсорику;
- Куклы, звери. Сюжетные игры не могут быть без героев. Хорошо, если у карапуза будут различные по величине и виду куклы, игрушки, изображающие реальных животных и птиц. На таких игрушках можно учить названия частей тела, глаголы движения, виды живых существ;
- Заводные, динамические игрушки. Такие предметы хорошо развивают зрение и координацию, моторику и фантазию;
- Мозаика. На 12-м месяце жизни хорошо предложить ребенку первую мозаику. Размер деталей лучше выбирать около 3 см;
- Посудка, игрушечная мебель, предметы, изображающие бытовые предметы для сюжетных игр;
- Машинки, каталки, ходилки – предметы, позволяющие тренировать моторные навыки в игровой форме.
Что должен уметь делать одиннадцатимесячный малыш?
- Манипулировать игрушками и мелкими предметами – желая схватить игрушку, ребёнок раскрывает ладонь в соответствии с её размером. И также он умеет брать мелкие предметы двумя пальчиками.
- Двигаться в ритм музыки – дети в этом возрасте испытывают повышенный интерес к музыке и музыкальным игрушкам. Услышав ритмичную и весёлую мелодию, малыш начинает покачиваться и притоптывать в такт песне.
- Повторять заученные действия – помахать на прощание, послать воздушный поцелуй, расстегнуть или застегнуть на себе курточку, снять с себя ботинки или носочки, показать «где носик, где животик», указать на членов семьи и т. д. Чем больше родители занимаются с ребёнком, тем шире этот спектр заученных навыков.
- Произносить простые слова, состоящие из 1-2 слогов – при этом малыш учится передавать свои эмоции через тон голоса. Также ребёнок начинает понимать, как к нему обращаются по интонации – хвалят его, ругают, восторгаются и т. д.
- Проявлять первую самостоятельность и указывать на нужды – кроха уже пытается самостоятельно умываться, одеваться – путь и в игровой форме. Если ему что-то нужно – он указывает на предмет пальцем и качает головой, либо произносит «дай».
Изменения физиологии
Физиологические особенности 11-месячных мальчишек и девчонок выражаются следующими основными моментами:
Становление мышечной системы обуславливает возможность вставать, держаться прямо и перемещаться, самостоятельно или с опорой.
- Большинство детей уже обзавелись зубками – верхними и нижними единичками. Вариант нормы – прорезывание вторых резцов или полное отсутствие зубов.
- Увеличивается на 5 мм окружность головы и груди, происходит прибавка веса и роста. Участковые педиатры до сих пор ориентируются на устаревшие нормативы привесов советского времени. Современные центильные таблицы, разработанные по итогам результатов исследований ВОЗ, более адекватно подходят к определению показателей роста и веса.
Разница между полами
К концу одиннадцатого месяца видна сильная разница между мальчиками и девочками. Она проявляется, как в физическом развитии, так и в поведении привычках детей. Очень заметными становятся изменения, когда ребенок выбирает себе игрушки и игры. Малышкам больше нравятся мягкие игрушки, куклы, коляски. Они кормят кукол, качают их, очень любят девочки цеплять на себя яркие бусы, браслеты, просят, чтобы мама накрасила им тоже губы.
Для мальчиков актуальными становятся подвижные шумные игры. Они предпочитают машинки, мячики. В их играх не наблюдается характерного сюжета, они более подражают, действуют, шумят. Заметными становятся отличия и при контакте с другими детьми такого же возраста, для мальчиков предпочтительнее играть со своими ровесниками, они могут подходить к ним, трогать, иногда даже подраться. А девочки больше любят играть со старшими детьми, нередко девочке труднее завести общение с другим ребенком. Но все эти проявления являются условными и общепринятыми. Каждый ребенок индивидуален, и его развитие зависит только от индивидуальных особенностей.
Вполне возможно, что в этом месяце малыш порадует тебя первыми словами. Обычно они отдаленно похожи на взрослый язык, но мама безошибочно угадывает их значение. Особенностью первой речи ребенка является еще и многозначность слов – в зависимости от интонации одно и то же слово, например обозначающее руку, может означать как просьбу взять его на ручки, так и просто комментарий при разглядывании собственных рук.
Как правило, мама служит «переводчиком» при своем крохе – остальные взрослые могут не понимать его, пока речь не станет правильной (а на это уйдет еще много времени – от полугода до нескольких лет).
Помоги своему юному «оратору» развивать свой речевой аппарат. Для этого часто показывай картинки с изображением животных и «озвучивай» их. Очень быстро малыш выучит все эти «мяу-мяу», «ав-ав», «пи-пи» и т. п. Первое время зверей ребенок будет называть именно этими звукоподражательными междометиями
Образ жизни
Для нормального развития родители обязаны поддерживать правильный образ жизни и распорядок дня 11-месячного малыша.
Режим
Для 11-месячного ребенка характерно изменение распорядка дня. Он меньше спит, больше бодрствует. Ребенок переходит на разовый дневной сон, однако некоторым детям такого отдыха бывает недостаточно, поэтому они ложатся спать дважды.
Насильно укладывать спать нельзя, но и затягивать со сном тоже. Перевозбуждение чревато капризами и плохим ночным отдыхом.
Кормление
У ребенка в 11 месяцев есть 6 зубов, поэтому он может жевать. Необходимо уменьшить количество перетертой пищи. Можно не измельчать продукты в блендере, а переминать вилкой.
Пищу ребенку все же стоит готовить отдельно, переходить на взрослый стол еще рано. Кормить грудничка следует 5-6 раз в день, 2 кормления должны быть грудным молоком или молочной смесью.
В рационе грудничка в 11 месяцев должны присутствовать каши, овощи, фрукты, мясо, рыба, кисломолочные продукты, а также сдоба, печенье, хлеб. Что касается молока и яичного желтка, то их присутствие также желательно, если у ребенка нет аллергии.
Сон
Режим сна может отличаться. Если ребенок в 11 месяцев спит один раз, то продолжительность отдыха до 3-4 ч. Двухразовый дневной сон длится по 1,5-2 ч. Ночью кроха спит около 10 ч., может проснуться, чтобы перекусить.
Уход
Уход за ребенком в 11 месяцев остается прежним. Это водные процедуры, зарядка, стирка одежды
Особое внимание стоит уделять выбору обуви. Лучше приобрести ортопедическую
Она не только удобная, но и поддерживает стопу в анатомически правильном положении.
Немаловажна интимная гигиена. Количество мочеиспусканий уменьшается, однако объем выделяемой мочи увеличивается. Необходимо следить за наполненностью памперса, чтобы ребенок длительное время не был мокрым. Лучше, если он 3-4 ч. в день побудет без подгузника. В 11 месяцев можно высаживать его на горшок.
Купание
Ребенок в 11 месяцев уверенно сидит. Чтобы сделать купание интересным, можно добавлять в ванну игрушки. Родителям нужно поддерживать ребенка за грудную клетку. После такого интенсивного купания ему будет легче уснуть.
Прогулки
Грудничок готов к продолжительным прогулкам. Ему интересно рассматривать все вокруг. Дети в 11 месяцев могут проситься ходить. Им хочется бегать, а не сидеть в коляске.
Гулять с ребенком нужно 2 раза в день по 1,5-2 ч.
Массаж, гимнастика
Массаж и гимнастика являются неотъемлемой частью развития ребенка в 11 месяцев. Они помогают развиваться физически, избавиться от лишнего напряжения и перевозбуждения.
Во время купания можно делать водный массаж, после разминать ноги, руки, стопы, пальчики. В утреннее время желательно делать зарядку. Необходимо тренироваться сидеть, шагать, наклоняться вперед, тянуться к игрушке.
Игры
Для девочек и мальчиков в возрасте 11 месяцев интересны сюжетно-ролевые игры. Дети в этом возрасте также охотно занимаются с карточками Домана. С их помощью можно развить речь. Хорошо на развитии сказываются сказки, песенки.
С ребенком можно поиграть в такие игры:
- «Кто это?». Можно показывать картинки в книге или доставать предметы из коробки, проговаривая их названия.
- «Угадай, что спрятано». Нужно показать закрытую коробку, потрясти ее, достать предмет и сказать, что это.
- «Как говорит животное?». Можно заниматься как с карточками Домана, так и по картинкам в книге. Показывать животное и произносить, как оно говорит.
Девочке в 11 месяцев будет интересно рисовать пальчиками или карандашами, делать пирожные в песочнице с помощью формочек.
Питание
Кушать малыш должен 4 раза в день. При этом в его рационе должно быть разнообразие каш, супов, овощей, фруктов, рыбы, мяса и кисломолочной продукции. Можно давать крохе сладости. Но не много. А вот жареные блюда в рацион ребенка включать нельзя.
Инфографика питательных продуктов
Перетирание супов и овощей уже не требуется. Благодаря новым зубам малыш с легкостью управится с тушеной и вареной пищей. И салат можно натирать на крупной терке, а не на мелкой, как раньше.
Примерное меню
Рацион лучше формировать исходя из того, что любит и не любит ваше чадо. Но можно воспользоваться примерным меню для малыша в год и семь месяцев.
Завтрак: каша, творог, хлеб с маслом и чай.
Обед: салат из свежих овощей, овощной или мясной суп, второе с гарниром, хлеб и морс.
Полдник: кефир, немного фруктов и печенье.
Ужин: мясное блюдо, гарнир, фруктовое пюре, хлеб и молоко.
Что делать, если у ребенка плохой аппетит
Если малыш плохо кушает, измените его рацион. Может, ему не нравятся продукты, которые вы ему предлагаете. Ведь у детей в этом возрасте уже имеются свои предпочтения в еде: некоторые блюда он любит, а к другим отказывается даже притрагиваться.
Чем кормить
Ежедневное меню ребёнка в 11 месяцев в идеале включает продукты всех основных групп пищевой пирамиды. А именно:
- Крупы. Малышу уже можно гречневую, рисовую, кукурузную, овсяную, пшеничную и пшённую каши. Примерная дневная норма для одиннадцатимесячного младенца — 200 грамм.
- Овощи. Кабачок, брокколи, цветная и белокочанная капуста, морковь, тыква, картофель, свёкла, помидоры, лук. В день ребёнок может съедать около 150 грамм блюд из овощей.
- Мясо и рыба. Для малыша лучше готовить крольчатину, индюшатину, курятину и говядину. Норма на день — 40-50 грамм мясного пюре из отварного продукта или 80-100 грамм мяса «в баночке». В качестве мясной порции иногда можно давать блюда из субпродуктов: языка, печени или сердца. Пару раз в неделю хорошо устраивать «рыбный день». Порция рыбы сейчас может составлять 30-60 грамм. Среди разрешённых для детского питания: морские — камбала, треска и минтай; речные — хек, карп и речной окунь.
- Кисломолочные продукты. Творога в этом возрасте ребёнку советуют давать не более 50 грамм. Кисломолочного напитка — кефира, биокефира, биолакта, йогурта — около 200 грамм.
- Фрукты. В числе самых дружелюбных пищеварительной системе малыша — яблоки, груши, бананы, персики, абрикосы, слива, смородина (белая, черная и красная). Норма фруктового пюре — около 90-100 грамм.
- Яйцо. Пару раз в неделю полезно давать малышу половину куриного желтка, или целое перепелиное. Яйца для этого следует варить «вкрутую». Короткая термическая обработка при вариантах «всмятку» или «в мешочек» не уничтожает возбудителей сальмонеллёза.
- Масло. Растительное масло хорошо сочетается с овощными блюдами. Суточная норма для малыша в 11 месяцев — 6 грамм. Сливочное делает вкуснее каши, в день ребёнку достаточно 5 грамм.
- Печенье. Одиннадцатимесячного малыша можно побаловать специальным детским печеньем. Но увлекаться не стоит — двух штучек в день достаточно.
Причины низкого веса
Вес регулируется в первую очередь гормонами, во вторую – образом жизни ребенка. Если он много двигается, то будет сжигать больше калорий и набирать вес медленнее. В качественном плане такой набор будет лучше. Просто проще оценивать количественную составляющую.
Важно! Если у ребенка небольшая масса тела, это может быть нормой, признаком быстрого метаболизма, причина может быть значительно серьезнее. Поэтому все нужно выяснять в индивидуальном порядке и регулярно водить малыша на осмотр к врачу
Причины болезненного снижения
Болезненное снижение веса, при котором нужно бить тревогу, может происходить по следующим причинам:
- Частые срыгивания из-за аномалий развития или травм.
- Инфекционные заболевания.
- Онкология.
- Туберкулез.
- Врожденные пороки сердца.
- Эндокринные нарушения, начиная гипертиреозом (гиперфункцией щитовидной железы) и заканчивая сахарным диабетом.
- Болезни почек.
- Небольшое количество пищеварительных ферментов.
Такие проблемы бывают довольно редко. Чаще всего небольшая масса у ребенка может быть из-за неправильного питания, недоношенности, прорастания зубов и других причин, на которые родители могут непосредственно влиять.
Техника безопасности
Малыш уже активно передвигается по дому и улице, учится отрывать руки от опоры и залазить в самые укромные уголки, рекомендуется предпринять меры по обеспечению безопасного времяпровождения:
- На полу, в шкафчиках, полках и коробках доступных для карапуза не должно быть мелких, хрупких, бьющихся предметов. Монеты, лекарства, химия должны быть спрятаны в недоступное место. Порошок и моющие средства нельзя оставлять на виду, даже в закрытом виде, кроха уже достаточно быстро может понять, как открыть или открутить крышку;
- Розетки нужно закрыть заглушками, провода спрятать за мебель или под напольное покрытие, ковер;
- Острые, колющие, режущие предметы поднимите выше роста малыша, проследите, чтобы он не мог достать их, находясь на стуле или диване;
- Развивайте понимание у малыша слов «нельзя», «опасно», «горячо», «нет»;
- Не оставляйте ни на минуту без присмотра горячую чашку, кружку, кастрюлю на краю стола или плиты;
- Электроприборы после использования выключайте из розетки, по возможности убирайте в недоступное место;
- В домах с газовым оборудованием, следите за перекрытием газового вентиля, не позволяйте играть с ручками и кнопками на плите;
- Установите на двери ограничители, по возможности уберите доводчики;
- Острые, твердые углы мебели прикройте плотной тканью.
Основой безопасности ребенка на 12-м месяце жизни является умение родителей предусмотреть опасные ситуации и принять меры по минимизации получения травмы. Малыш еще не понимает, где для него опасно, что лучше не трогать, будьте бдительны.
Развитие речи и разговорных навыков
Развивающие занятия для детей 11 месяцев обязательно должны включать в себя игры и упражнения на развитие речи. Это возраст активного становления разговорных навыков, поэтому нужно помочь ребенку в этом.
Расширение словарного запаса зависит от того, сколько родители разговаривают с малышом и читают ему книги
Важно объяснять каждое свое действие, называя предметы вокруг, и особенно те, на которые указывает ребенок.. Иногда к 11 месяцам малыш уже может произносить некоторые слова или слоги, например, «ма-ма», «ам-ам», «дай» и другие простые звуки
Услышав это от ребенка, нужно узнать, куда он смотрит и попытаться понять, что именно он хочет сказать. А когда взрослый проговорит всю фразу, а по реакции малыша будет понятно, угадал он или нет.
Иногда к 11 месяцам малыш уже может произносить некоторые слова или слоги, например, «ма-ма», «ам-ам», «дай» и другие простые звуки. Услышав это от ребенка, нужно узнать, куда он смотрит и попытаться понять, что именно он хочет сказать. А когда взрослый проговорит всю фразу, а по реакции малыша будет понятно, угадал он или нет.
Как играть с ребенком в 11 месяцев:
Ролевые игры
Это прекрасная возможность поиграть и научить малыша. Можно купить специальные игрушки, которые надеваются на руки или пальцы, а можно сделать самим. Для этого возьмите старые перчатки и отрежьте от них 2 пальчика. Из них сделайте куклу для малыша, вышив глазки и ротик и пришив волосы из ниток. Из оставшейся перчатки сделайте кукол для себя. Наденьте на указательный палец ребенка его куколку. Покажите как куколка может ходить, танцевать, прятаться в кулачок и опять появляться. Составляйте простые диалоги между персонажами, обращаясь непосредственно к малышу, рассказывайте ему стишки и напевая песенки, стимулируя желание отвечать и повторять за взрослыми.
Чтение книг
Еще один эффективный способ стимулировать развитие речи ребенка 11 месяцев. Выбирайте книжки с большими яркими картинками, в которых текст совпадает с нарисованным сюжетом. Малыш будет слышать, о чем идет речь, видеть проговоренные фразы на картинке, и учиться сопоставлять это.
Пение
Пойте малышу простые песенки с повторяющимися слогами, чтобы пополнять его словарь. Купите детскую дудочку (лучше пластиковую), покажите ее малышу. Спойте песенку:
Ду-ду-ду-ду дудочка!Ду-ду-ду-ду-ду!Заиграла дудочкаВ нашем во саду.Услыхала уточка,Плавая в пруду,Как играет дудочка:Ду-ду-ду-ду-ду!
«Покажи предмет»
Развивая слуховое восприятие и речь ребенка, можно играть с разными предметами. Разложите перед малышом несколько игрушек, назовите их: «Это зайчик, а это мишка». Попросите малыша показать: «Покажи, где зайчик?». Потом игра происходит в обратном порядке: кроха показывает пальчиком на одну из них, а взрослый называет их вслух.
«Наша семья»
Дети любят рассматривать фотоальбомы, а особенно, узнавать кого-то на фото. Если взрослый будет комментировать снимки и рассказывать, кто где на фотографии, ребенок с восторгом включится в эту игру. А со временем и сам начнет показывать, на каком фото мама, а на каком – бабушка.
Некоторые игры можно придумать на ходу с теми игрушками, которые лежат рядом. Малыши любят все новое и интересное, с удовольствием занимаются тем, что раньше еще не делали. Поэтому взрослым стоит подключить свою фантазию и погрузиться в увлекательный процесс игры.
Как заметил в далекой древности Марк Туллий Цицерон: «Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают».
Родители могут многому научиться, проводя время со своим ребенком и наблюдая за его активностью.
Общение и игра с 11-месячным малышом
Теперь не только ему интересно с тобой как с собеседником – кроха уже сам может развлечь тебя. Он с удовольствием демонстрирует широкий арсенал пантомим, которые вы с ним разучили (махание ручкой на прощанье, изображение летающих птичек или самолетов, показ частей лица и тела на себе, на маме, на кукле и т. п.). Он стремится вызвать радость на твоем лице. Поэтому щедро вознаграждай все его выступления, да и вообще хвали почаще – это, пожалуй, самый важный совет для мамы 11-месячного малыша.
Получив одобрение, кроха готов бесконечно повторять действие, вызвавшее его. Так ты мотивируешь ребенка учиться у тебя бытовым навыкам и перенимать жизненный опыт. Поэтому после первой самостоятельной попытки игрушечной ложкой накормить куклу и после одобрения со стороны мамы, малыш с удвоенным усердием будет стараться освоить ложку, когда будет есть сам. Аналогично происходит приучение к зубной щетке, снятию тапочек при влезании на диваны, выбрасыванию яблочных огрызков в мусорное ведро и т. п. То есть достаточно хвалить, и малыш будет сам упорно учиться все делать правильно – ведь так приятно получить признание от самого близкого человека.
Таким способом лучше всего постигать необходимые жизненные премудрости – с удовольствием, а не через принуждение. Поэтому еще раз повторимся: хвали почаще, не бойся, в таком возрасте «перехвалить», равно как и «переласкать» ребенка невозможно.
Ребенок в 1 год и 11 месяцев не отличается особой приветливостью к сверстникам – в этом возрасте все дети эгоцентричны, поэтому не способны к крепкой дружбе. Само понятие «дружба» для детей сводится к простому общению и ненавязчивой игре. В это время может развиться чувство симпатии к кому-либо из товарищей. Как правило, у объекта симпатии схожий темперамент и интересы. Настоящая дружба придет только через несколько лет, когда ребенок будет способен к более осмысленному интерактивному общению.
Еще пару недель назад ваш карапуз демонстрировал самостоятельность и отказывался даже пару минут посидеть на руках, а сейчас начинает требовать, чтобы вы его обнимали. Не мог же ребенок в 1 год и 11 месяцев отказаться от самостоятельности? На самом деле, передвижение по квартире, выполнение гигиенических процедур, одевание стало для малыша рутинной обязанностью, а не познанием мира. А ведь ребенку не хочется постоянства, он протестует против принуждения. В таком возрасте карапуз не готов к свалившейся на него самостоятельности, поэтому ожидает от вас защиты и поддержки. Конечно, он в состоянии дойти до своей кроватки и лечь спать, но перед этим ему хочется почувствовать тепло маминых объятий.
Как действовать в таких ситуациях родителям? – найти разумный компромисс. Не переставайте подталкивать чадо к самостоятельным действиям, выделите ему пространство для игр, давайте поручения, а только после этого поощряйте его поцелуями и объятиями. Ребенок поймет, что он является частью вашей жизни и по-прежнему вам близок. Очень скоро он станет физически сильным и выносливым, будет бегать и резвиться, вам еще будет не хватать его просьб посидеть на руках.
Что касается интеллектуального развития ребенка в 1 год и 11 месяцев, чадо начинает общаться с окружающими людьми несложными конструкциями, которые состоят из нескольких слов. Это могут быть просьбы вроде «дай пить» или «хочу гулять». Малыши могут назвать части человеческого тела, имена знакомых людей. В этом возрасте они подобно маленьким попугайчикам будут копировать все услышанное. Вот почему взрослым стоит контролировать речь, которую они произносят, иначе в будущем смогут услышать от карапуза что-то неприятное. Ребенок в 1 год и 11 месяцев вполне может допускать грамматические ошибки: он вполне может сказать вместо «идти гулять» «ходи гулять», но главное, что вы поймете его просьбу. В это время ребенок говорит о себе в третьем лице: к примеру «Катя хочет кушать». Постепенно речь будет более совершенной и выразительной. Малыш сможет произносить более длинные и эмоциональные предложения. В возрасте около трех лет в словарном запасе ребенка будет уже более 300 слов. Пройдет время – и ваша кроха сможет выражать свои мысли и чувства не только набором жестов и несколькими словами, а вполне связным текстом.
Время однокомпонентных пюрешек закончилось. Теперь мама вольна экспериментировать: в списке разрешённых много продуктов, которые теперь можно миксовать, к тому же малыш уже привык к более плотной консистенции блюд. Итак, чем же кормить ребенка в 11 месяцев?
Интеллект
Дети в этом возрасте много говорят, смеются и радуются, когда с ними общаются близкие люди. Улучшаются моторная ловкость, координация.
Основным видом деятельности для ребенка 1 года и 11 месяцев является предметная деятельность – он знакомится со свойствами предметов, развивается сенсорное развитие. Малыш учится перемещать предметы в пространстве, а также действовать предметами относительно друг друга.
Память тоже претерпевает изменения – у ребенка формируются воспоминания. Сначала они возникают на наглядной ситуации, малыш может увидеть чашку с отбитой ручкой, и сказать, что это он уронил чашку и она разбилась, или если ребенку предложить пойти гулять, он будет искать одежду и обувь для прогулки.
Что касается речевых навыков, до полутора лет ребенок учится понимать речь, к двум годам его словарный запас увеличивается, а также обогащается мимика и жестовая речь. Формируется речевое мышление – ребенок производит действия и обозначает их словами.
Ребенок начинает подражать взрослым – «читать газету», «разговаривать по телефону», «наряжаться» и так далее.
Однако потребность малыша в общении со взрослыми остается большой. То есть его эмоциональное состояние, активность и интеллектуальное развитие напрямую зависит от того часто ли играют и разговаривают с ним взрослые.