Развитие ребенка в 2-3 года: что делать, если малыш нервный и непослушный

Ночные истерики

Причинами ночных истерик у ребенка 2-3 лет могут быть плохие сны и кошмары, которые впервые возникают в этом возрасте. Именно в 2-3 года кошмары приобретают конкретные очертания, сновидения становятся сюжетными и реалистичными.

Ребенок просыпается ночью в холодном поту, не различая сон иявь, истерит, плачет, кричит. Часто это происходит после насыщенного дня, активных вечерних игр или сытного ужина.

Если кошмары повторяются очень часто, ребенок в 2 года может бояться засыпать и закатывать истерики перед сном, а то и вовсе отказываться спать у себя.

Постарайтесь не перегружать ребенка в течение дня и сделайте вечера спокойными. Если ночные истерики продолжатся – это ненормально, вам нужно обратиться к квалифицированному специалисту.

Чрезмерная любознательность

Такое поведение свойственно для детей в два года, однако периодически встречается и у малышей постарше. В этом возрасте только формируется “внутренний барьер”, ребенок только накапливает опыт. Конечно, после года малыш уже понимает слово “нельзя”, но прислушивается к нему далеко не каждый раз.

Чем больше слов знает малыш, тем легче объяснить ему, что можно делать, а что нельзя. Но будьте готовы, что беседа с малышом в два года будет не столь эффективна, как хотелось бы. Так как ребенок в этом возрасте не всегда понимает, что от него требуют.

При разговоре старайтесь не кричать и не срываться на малыша. Нужно запастись терпением и несколько раз объяснять одно и тоже. Крик только напугает младенца и не приведет к нужному результату. Включайте в объяснения действия, превратите это в игру. Если малыш разбросал вещи и игрушки, собирайте предметы вместе наперегонки.

Причины непослушания и методы воздействия

Почему ребенок не слушается, и что делать родителям?

В 2-3 года

Возраст 2-3 лет считается протестным.

Словарный запас малыша расширяется и часто любимым словом становится «нет».

Это естественное течение событий для этого периода.

Однако, причинами непослушания могут быть не только возрастные особенности, но и другие факторы:

  • потакание всем капризам ребенка подталкивает его к мысли и дальше «прогибать» родителей;
  • излишняя строгость и завышенные требования вызывают желание сделать все наоборот;
  • отсутствие у родителей и других значимых родственников единой линии поведения, например, малыш уверен, что если мама что-то не разрешила, то можно выпросить то же самое у бабушки.

Как вести себя взрослому, когда ребенок не слушается:

  1. Постоянно разговаривать, пояснять как вести себя принято, а как — нет, включая и очевидные вещи (для маленького человека они таковыми не являются).
  2. Снизить требования, если они явно не соответствуют возрасту сына или дочери (например, не ожидать, что ребенок в 3 года будет бойко читать).
  3. Просто закрыть на некоторые промахи глаза в силу того, что речь идет о малыше, а не о подростке.
  4. Продумать разумное наказание, обязательно объяснять его (например, не давать некоторые игрушки, пока не начнет убирать их на место).

В 4-5 лет

С точки зрения психологов, кризиса 4-5 лет не существует, поэтому предпосылок для капризов чада не так много.

Главной причиной непослушания часто становится нехватка внимания.

Случается, что мама и папа — очень занятые люди и им сложно уделить маленькому человеку достаточно времени.

Тогда ребенок привлекает внимание плохим поведением, тогда его хотя бы начинают воспитывать. Другие причины плохого поведения:

Другие причины плохого поведения:

Другие причины плохого поведения:

  • избалованность малыша и желание, чтобы все было «по его»;
  • обида на родителей из-за невыполненных обещаний, частых наказаний или нелестных комментариев («пустая голова»);
  • плохое самочувствие.

Как решить проблему:

  1. Обязательно разобраться в причинах и ориентироваться на них.
  2. Выделять для малыша хотя бы немного времени, которое будет только его, например, вечерние совместные игры.
  3. Не употреблять обидные прозвища и высказывания, если подобное уже случалось — извиниться.
  4. Всегда выполнять свои обещания, детки запоминают обманутые надежды надолго.

В 6-7

Наступающий кризис 7-летнего возраста обусловлен тем, что ребенок начинает ярко осознавать себя как отдельную личность.

К тому же, основной вид деятельности меняется с игры на учебу, а это полное изменение образа жизни.

Другие причины того, что ребенок перестал слушаться:

  • желание подражать взрослым выливается в манерное поведение;
  • теряется детская непосредственность, ребенок бывает отстраненным, до него тяжело «достучаться»;
  • появляется необходимость в похвале не только от близких, но и от других людей: если этого недостает, мальчик или девочка могут стать раздражительными.

Как справиться:

  1. Дать больше свободы действий, назначить несложные обязанности — так ребенок почувствует свою значимость.
  2. Признать сына или дочь достаточно взрослыми для того, чтобы они имели право на свое настроение: грусть, желание уединиться.
  3. Дать возможность выпустить агрессию: купить домой боксерскую грушу, записать ребенка в спортивную секцию.

В 8-10

В этом возрасте ребенок становится особенно внимателен к поведению взрослых.

Он прекрасно замечает, когда декларируется одно, а делается другое и берет этот прием на вооружение.

Прочие причины непослушания:

  • нерешенные проблемы в школе, о которых ребенок стесняется или боится рассказать родителям;
  • авторитарное воспитание отца (реже — матери), если речь идет о мальчике — так он выражает свой протест;
  • слишком демократичные отношения в семье, из-за чего подрастающий человек воспринимает родителей как ровесников.

Решение проблемы:

  1. Спрашивать сына или дочь о том, как дела в школе, проявлять искреннюю заинтересованность.
  2. Смягчить требования к ребенку или, наоборот, внести элемент строгости, если отношение к нему мягкое, на грани с попустительством.
  3. Следить, чтобы слова самого родителя никогда не расходились с делом.

Истерики у ребенка 2-3 года – видео от детского доктора Комаровского

На этих видео – записи программ известного доктора, в которых он рассказывает, что такое истерика, и как с этим бороться.

В истерику впадают все дети – и хорошие, и плохие. Если у родителей достаточно силы воли и терпения, малыш после 2-3 концерта прекращает безуспешные попытки манипулировать взрослыми. Ну, как минимум теми, кто на это «не ведется».

Иногда истерика – это просто капризы, иногда – серьезная патология. Задача мам и пап, в первую очередь, выяснить причину такого поведения и либо идти к врачу, либо пересмотреть свои методы воспитания.

Причины непослушания в возрасте 2 — 3 лет

Дело в том, что малыши становятся с каждым днем самостоятельнее, а родители это не всегда принимают во внимание. Вчера еще ребенок не умел, а сегодня научился расстегивать пуговицы, вчера не умел, а сегодня уже закрывает сам дверь

Пустяки? Нет. Рост самостоятельности толкает детей на новые «подвиги», хочется своими руками повертеть, подергать, выключить, бросить. Это нередко раздражает взрослых—те запрещают дергать, выключать, бросать и т. д. А ребенок просто не может перестать — вот вам и непослушание. Взрослый сердится, наказывает малыша, а тот становится только еще непоседливее, еще непослушнее. Он настаивает на своем. Такая «борьба» может завести далеко…

Чего делать нельзя

К сожалению, многие остро реагируют на конфликт с дочкой или сыном и стараются либо показаться обиженными, либо стать авторитарными диктаторами. Рассмотрим, какие ситуации не стоит допускать в общении с младшим поколением.

Повышать голос

Крик – только в случае повышенной опасности, то есть крайне редко (в случае, если непоседа бежит на проезжую часть или близко подошел к обрыву). Крик должен стать своеобразным стоп-сигналом, на который чадо будет молниеносно реагировать.

Когда тоддлер начинает истерить, крик на него не подействует. Находясь в стрессе, сын или дочка не воспримут громкие воспитательные слова, а только еще больше разнервничаются.

Запугивать

Пугать страшным Бабайкой во время конфликта тоже не стоит. Говорить, что за непослушание двухлетка отправится в детский дом или будет отдан случайному прохожему – значит, нарушить отношения.

Дитя верит всему, что говорит родитель, т.е. поверит и этому, а значит – на всю жизнь получит подсознательный страх, что не нужен своим близким и может быть отвергнут в трудную минуту.

Использовать физические наказания

Если человек, от которого кроха привык получать заботу и ласку, сделает больно, то двухлетка потеряет доверие к миру. Бить ребенка, в том числе шлепать по попе, недопустимо.

Позволять абсолютно все

Во избежание очередного каприза потакать любым капризам тоддлера тоже неразумно.

  1. Во-первых, тот должен научиться осознавать, что в жизни не любые желания могут быть осуществимы.
  2. Во-вторых, позиция, когда отец и мать готовы на многое, потому что боятся ссоры или хотят, чтобы от них отстали, ставит под сомнение способность защитить в случае опасности.

Обижаться и требовать невозможного

Наивно ждать, что тоддлер после ссоры подойдет попросить прощения. Двухлетка не понимает, в чем вина, но боится нахлынувших эмоций. Усугублять стресс тем, что мать или отец отказывают в общении – неверная стратегия. Не стоит поддаваться капризам и продолжать конфликт, отказавшись от общения.

Описанное выше – примеры нарушения привязанности между ребенком и мамой или папой. Страх крохи вытеснит образ заботливого родителя. Если полностью довериться своим маме или папе не получается, то появляется чувство незащищенности.

Из-за чего у трёхлетнего ребенка вдруг портиться характер?
Не хочу и не буду!

Разбираемся, каких целей можно добиться, если использовать наказания.
Нужны ли наказания?

Почему он так себя ведет и что с этим можно сделать
Малыш нервный и непослушный

Всем отчаявшимся взрослым 4-х летних разбойников посвящается…
“Он стал просто неуправляемый!”

Что же делать, если ребенок в 2 — 3 года вдруг стал непослушным?

Прежде всего, попробовать пересмотреть свои собственные действия. Всегда ли вы правы и даже логичны? Ведь невозможно же ничего не разрешать малышу делать самому. Нельзя все время говорить только «нельзя»! Вот забивают гвозди, мальчик кричит: «Дай я!» Проще, конечно, отказаться: ты, мол, маленький, тебе рано. Но лучше сказать: «И ты будешь. Бери по одному гвоздику и подавай мне. Вот вместе и забили».

Ну а в тех случаях, когда запретить необходимо, следует проявить твердость. Увидели, что сын влез в ботинках на диван — скажите, что так делать нельзя. Если, несмотря на запрещение, ребенок продолжает упорствовать, можно применить разные меры воздействия.

Сначала попробовать отвлечь. Допустим, несмотря на предупреждение, мальчик шумит, кричит. Подойдите и шепотом скажите на ухо: «Вон там в углу спрятались мышки. Давай тихо-тихо, на цыпочках пройдем мимо так, чтобы они нас не услышали». Или предложите какое-то привлекательное дело: «Иди скорее сюда! Помоги собрать спички — я их нечаянно рассыпала». Малыш отвлечется, забудет о капризах.

Если эти уловки не помогают, попробуйте сделать сердитое лицо, сказать: «Не хочу на тебя смотреть!» И уйдите в другую комнату, в кухню. Малыш, оставшись без «зрителя», довольно часто быстро входит «в норму».

Если маленький упрямец продолжает делать по-своему и это уже неприятное, серьезное прегрешение, можно отказать в том, что малыш очень любит: сегодня не будешь смотреть передачу «Спокойной ночи, малыши!» И, несмотря на слезы, просьбы, сдержать слово. Ребенок должен усвоить, что мама ничего просто так не говорит.

Книга «Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка» (30 страниц конкретных действий и рекомендаций)

Всю 4-х шаговую систему приучения ребёнка к дисциплине и послушанию без слёз автор уместила для Вас в короткую 30-страничную книгу под названием Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка».

Дополнительно к книге Вы получите от автора два ценных подарка:

1. Запись семинара «3 шага к самостоятельности Вашего ребенка».

2. Буклет в формате PDF «Фразы, вдохновляющие и поддерживающие Вашего ребенка».

Только представьте себе:

  • Вам больше не нужно по 10 раз повторять одно и то же.
  • Ребёнок с лёгкость перестаёт делать то, что Вы ему запрещаете и переключается на другое действие.
  • Ребёнок быстро обучается правильному поведению.
  • Даже если Вас рядом нет, ребёнок знает, что можно и что нельзя.
  • Ребёнок серьёзно относится и прислушивается к Вашим словам.
  • Вместо того, чтобы ругать, Вы обучаете вашего ребёнка на будущее.
  • Если Вам нужно что-то запретить, Вы точно знаете, как правильно это сделать.

Классификация

Предусмотрена классификация патологии по разнообразным признакам:

  • локализации;
  • причине возникновения болезни;
  • механизму развития (патогенезу);
  • объёму тканей, которые оказались вовлечены в патологический процесс.

По причине возникновения болезни выделяют разные виды пневмонии:

  • типичную;
  • аспирационную;
  • болезнь, возникшую на фоне ослабления иммунитета.

Типичная пневмония возникает у пациентов без выраженных нарушений иммунитета. Она может быть:

  • грибковой;
  • вирусной;
  • бактериальной;
  • паразитарной;
  • микобактериальной. Микобактерии способны, подобно грибкам, образовывать мицелий на одной из стадий своего развития.

Пневмония, возникающая на фоне снижения иммунитета, диагностируется у больных СПИДОМ, пациентов, страдающих другими заболеваниями. Аспирационный тип болезни выступает следствием проникновения (пассивное попадание или вдыхание) чужеродного агента в лёгкие.

По механизму развития выделяют пневмонию:

  • первичную. Она возникает в качестве самостоятельной патологии;
  • вторичную. Подобная пневмония является следствием других болезней;
  • посттравматическую. Воспалительный процесс возникает из-за задержки мокроты. Посттравматическая пневмония чаще всего обусловлена травмами грудной клетки;
  • радиационную. Она возникает после лучевого лучения онкологических болезней.

По локализации различают пневмонию:

  • двустороннюю;
  • одностороннюю.

По вовлечённости тканей следует выделить пневмонию:

  • тотальную, приводящую к полному поражению лёгких;
  • очаговую. При таком виде пневмонии формируется очаг инфекции небольшого объёма. Пример данной патологии – бронхопневмония. Она затрагивает бронхи, респираторные отделы;
  • сливную (предусматривающую образование нескольких патологических очагов);
  • сегментарную. В таком случае оказываются поражены один или несколько сегментов лёгкого;
  • долевую. Она сопровождается поражение болей лёгкого. Наиболее распространённая её разновидность – крупозная пневмония. При наличии этого заболевания наблюдается распространение патологического процесса на альвеолы, частичное поражение плевры.

Пневмония без температуры представляет собой особую опасность. Она предусматривает бессимптомное течение. Организм не сигнализирует о наличии болезни даже кашлем. Бессимптомная терапия зачастую является следствием слабого иммунного ответа.

Крупозная пневмония характеризуется острым началом с повышением температуры тела (более 39°С),одышкой, болями в районе грудной клетки, слабостью. Пациента беспокоит кашель. Сначала он непродуктивный, сухой. Затем на 3-4 день после начала болезни возникает кашель с «ржавой» мокротой. У больного постоянно держится высокая температура тела. Отличительные черты этой формы пневмонии – кашель, лихорадка, отхождение мокроты. Подобные симптомы сохраняются на срок до 10 дней.

При тяжёлом течении крупозной пневмонии наблюдается цианоз носогубного треугольника, возникает гиперемия кожных покровов. В области щёк, губ, крыльев носа, подбородка появляются герпетические высыпания. Состояние пациента длительное время остаётся тяжёлым. Его дыхание учащённое, поверхностное. Пульс больного зачастую аритмичный, частый. Сердечные тона глухие, артериальное давление остаётся сниженным.

Очаговой пневмонии свойственно малозаметное, постепенное начало. Болезнь нередко развивается после недавно перенесённого острого трахеобронхита, острой респираторно-вирусной инфекции. Очаговая пневмония симптомы предусматривает разнообразные. Температура тела держится на отметке 38-38,5°С. Кашель при очаговой пневмонии сопровождается отхождением слизисто-гнойной мокроты, отмечаются слабость, потливость. При дыхании возникают болевые ощущения в грудной клетке при кашле, на вдохе.

При очаговой сливной пневмонии состояние больного стремительно ухудшается. Возникают такие симптомы, как цианоз, выраженная одышка.

Лекарственная терапия невроза у ребенка 2 года

Невроз у двухлетнего ребенка может вызвать большие тревоги у родителей, однако, с помощью лекарственной терапии, можно уменьшить проявление симптомов невроза и улучшить психическое состояние ребенка.

Для детей этого возраста, обычно, не назначаются сильные психотропные препараты, так как это может привести к серьезным побочным эффектам. Вместо этого, врачи предпочитают использовать более мягкие препараты, которые помогут избавить ребенка от главных симптомов невроза.

Основными препаратами, которые могут назначаться для лечения невроза у ребенка 2 лет, являются:

  • Седативы — помогают уменьшить тревогу и возбуждение, способствуя сну;
  • Анксиолитики — успокаивают и понижают уровень тревожности;
  • Ноотропные препараты — повышают уровень концентрации и улучшают память.

Важно понимать, что каждый ребенок является индивидуальным случаем и необходимо определить какой препарат будет наиболее эффективным для него. Поэтому перед назначением лекарственной терапии необходима консультация специалиста и строгое соблюдение его рекомендаций

Интеллектуальная сфера

Ребенок «схватывает на лету» то, что ему интересно

Двухлетний малыш активно изучает окружающий мир. Его интересует самая разнообразная информация, ему хочется освоить новые умения. Причем ребенок буквально “схватывает на лету” то, что ему интересно.

Развитие психических процессов ( в частности, воображения и памяти) играет большую роль в освоении новых навыков. Например, в лепке, конструировании, сюжетной игре.

Также в этом возрасте развивается самосознание. Оно проявляется не только в назывании себя по имени и узнавании себя в зеркале. К 3 годам малыш говорит о себе в первом лице и стремится подчеркнуть свою значимость и самостоятельность.

Внимание

Ребенок может сосредоточиться на предмете только до тех пор, пока его интерес не угаснет

Затем его внимание отвлекается на новый предмет. . Детей может привлечь только, что им действительно интересно

Детей может привлечь только, что им действительно интересно.

Ребята в 2-3 года могут долгое время оставаться внимательными в процессе игры. Например, они рассматривают картинки 6-8 секунд, а в одну и ту же игру могут играть все 15-30 минут. 

Память

После 2 лет ребята уже могут запоминать значимые события в их жизни. 

Например, они могут вспомнить поездку в гости или поход в цирк, которые были неделю или месяц назад. 

Память в этом возрасте остается зрительно-эмоциональной. Она зависит от интереса и мотивации.

Мышление

В 2 года основной вид мышления — наглядно-действенное. Это значит, что детям нужно иметь перед собой наглядный предмет, чтобы совершать мыслительные действия с ним. 

Ближе к 3 годам появляется наглядно-образное мышление. Этому способствует развитие воображения. Они начинают играть в такие игрушки, которые по своим свойствам могут заменить нужный предмет. Например, коробок спичек может “послужить” машинкой. 

В ходе игры ребенок ставит перед собой цель, намечает план действий и играет в воображаемой ситуации.

Восприятие

В 2-3 года восприятие все еще непроизвольное. 

Ребенок может обратить внимание  не на основной признак предмета, а на какой-то отдельный, незначительный. Например, двухлетнего ребенка вполне может увлечь не сам самокат, а яркая картинка на нем

Малыш уже умеет различать и сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Этому умению способствуют игры с матрешками, вкладышами, пирамидками, сортерами.

Основной способ познания мира в 2-3 года — разбирать игрушки и предметы на составные части.

Воображение

Воображение начинает зарождаться примерно в 2 года. 

К 3 годам оно совершенствуется настолько, что малыш без труда может изобразить, как топает в лесу медведь, как скачет зайка и т.д. Это происходит оттого, что он уже умеет управлять образами в своей голове и изменять их в зависимости от ситуации..

От сформированности воображения зависит, насколько хорошо развито будет наглядно-образное мышление.

Изменение поведения

Разница в том, что психология ребенка в 2-3 года кардинально отличается, вернее, наступает тот возраст, когда вообще становится возможным говорить об этом понятии. Из просто пупсика, радующего окружающих одним своим существованием, ребенок превращается в личность с собственным пониманием мира. Этот процесс обычно сопровождается множеством непонятных и подчас пугающих особенностей в поведении и общении детей. Нельзя сказать, каким вырастет малыш по его поведению в 2-3 года. Его предпочтения и мировоззрение очень неустойчивы, они меняются по нескольку раз день. Даже если ребенок ведет себя крайне плохо, не спешите думать, что у вас растет монстр.

Психологи полагают, что до 3 лет дети демонстрируют свой темперамент. Речь идет вовсе не о том, что будто бы бесполезно воспитывать ребенка в эти годы. Но вы должны осознать, что малыш может иногда разочаровывать вас.

У некоторых родителей странное и неуправляемое поведение чада вызывает беспомощность и чувство несостоятельности. Поэтому стоит изучить особенности психологии детей 2-3 лет. Это поможет узнать, чего ожидать, что является нормальным, а что нет, с какими изменениями стоит бороться, а что нужно просто пережить. Рассмотрим несколько областей в жизни ребенка 2-3 лет, в которых многое становится не так, как это, возможно, происходило раньше.

Методы воспитания непослушных детей: советы психолога

Опасность плохого аппетита

Если ребенок плохо кушает, но при этом остается активным и гармонично развивается, такие поведенческие особенности считаются одним из вариантов нормы. О проблеме свидетельствует притупление или отсутствие чувства голода на фоне продолжительного отказа от еды. Последствия подобного поведения могут быть самыми плачевными.

  • нарушение сна;
  • ухудшение состояния кожи;
  • дисфункции внутренних органов;
  • проблемы с психикой;
  • снижение памяти и умственных способностей;
  • гормональные сбои (у подростков).

При очень длительном отказе от еды могут последовать катастрофические последствия вплоть до дистрофии в тяжелой степени. Нередко анорексия заканчивается трагедией, то есть гибелью ребенка. В последние годы такие случаи не редкость среди девочек подростков. Поэтому любое нарушение аппетита требует грамотной коррекции.

Симптомы невропатии у детей, нервный ребенок

Клиника (симптомы) невропатии характеризуется выраженной вегетативной дисфункцией, повышенной возбудимостью и нередко быстрой истощаемостью нервной системы. Эти нарушения выражено проявляются в первые два года жизни, а затем нивелируются или переходят в другие пограничные нервно-психические расстройства. Особенно характерны общее беспокойство и нарушение сна. Дети часто кричат, плачут, не хотят оставаться одни, постоянным криком требуют повышенного внимания. Извращается формула сна: сонливость днем, частые пробуждения или бессонница ночью. При малейшем шорохе кратковременный сон внезапно обрывается. Наблюдаются пробуждения с внезапным криком. В дальнейшем это может переходить в ночные кошмары и ночные страхи. Про таких детей говорят: “Нервный ребенок, ребенок стал нервным”. 

Недостаток внимания

Дети часто плачут, капризничают и плохо себя ведут, когда хотят привлечь внимание родителей

Для каждого малыша в любом возрасте важно внимание мамы и папы. Старайтесь больше проводить времени с детьми

Ведь многие дела можно делать вместе

Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом

Ведь многие дела можно делать вместе. Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом

Старайтесь больше проводить времени с детьми. Ведь многие дела можно делать вместе. Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом.

Дети нуждаются во внимании и общении. Общение с родителями — основа эмоционального и психологического развития детей

Важно понимать и то, что упустив воспитание малыша в 2-3 года, наладить связь между родителями и детьми в последующем будет тяжело

Когда все проблемы идут из семьи

Если мама видит, что вспышки агрессии у двухлетки сложно назвать эпизодическими, то основная причина такого поведения – влияние извне. Главный путь усвоения социального опыта для ребенка – это подражание. Он учится держать ложку, повторяя движения за взрослыми, учится прыгать, копируя поведение других детей, и т. д. Разумеется, подражание может давать не только положительный эффект. Дети с удовольствием копируют и все плохое: крики, замахивания руками и ругательства. Вполне возможно, что причина агрессивного поведения – это подражание другому малышу на детской площадке, но все-таки основное влияние на ребенка оказывает домашнее окружение.

При этом в семье вполне может и не быть внешних проявлений агрессии: никто ни на кого не кричит и никого не бьет. Однако это вовсе не означает, что конфликтов нет в принципе. Ребенок может считывать нарастающее непонимание и молчаливую конфронтацию между членами семьи и давать тот эмоциональный ответ, который ему по силам.

Агрессия – типичная реакция на недостаток внимания со стороны взрослых. Работает это как при краткосрочном решении задачи (например, когда мама заговорилась по телефону, а малыш заскучал и стукнул ее по коленке), так и глобально (когда все поведение ребенка направлено на привлечение внимания взрослых).

Также бывает, что происходит инверсия ролей: если мама начинает отыгрывать роль ребенка, то самому ребенку не остается ничего другого, как стать «взрослым». Опять же, так, как он понимает эту функцию и в пределах его возможностей. Типичное поведение инфантильной мамы: манипуляции из разряда «Если ты не доешь кашу, я заплачу/обижусь/уйду», частые слезы, демонстративные обиды на ребенка.

Дети не анализируют подражаемые сценарии. Например, если ребенок видит шуточные потасовки между родителями или заигрывания в виде легких шлепков, он может перенести эту манеру в свое поведение, раздавая уже более осязаемые шлепки своим сверстникам или членам семьи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий