Что для ребенка лучше – читать сказки или слушать их в аудио-исполнении?

Как выбирать аудиосказки для детей?

Кажется, все мы хорошо знакомы со сказками, и не составит никакого труда подобрать несколько любимых для своего ребенка. Однако и здесь, как и во всех сферах, касающихся воспитания детей, следует учесть некоторые нюансы.

Не все сказки хороши

Многие привычные для нас сказки могут восприниматься детьми совершенно неожиданным образом

Поэтому при выборе аудиосказки для детей важно учитывать их предпочтения, уровень эмоционального развития, состояние психики и страхи. То, что является смешным или просто таинственным для взрослого, может сильно испугать ребенка и запечатлеться в его сознании самым прочным образом

Также не стоит выбирать сказки, в которых побеждает насилие или требуется вмешательство чего-то сверхъестественного для разрешения ситуации.

Прослушайте сказку заранее и убедитесь, что в ней нет откровенно пугающих моментов, что голос или музыка не смутят ребенка. Это не займет много времени, но позволит избежать ряда неприятных последствий.

Учитываем возраст

Разнообразие аудиосказок позволяет подобрать лучшие варианты для вашего ребенка, учитывая его возраст и предпочтения. Сказки для ребенка возрастом 1 – 3 лет должны быть с простым сюжетом и небольшим количеством героев

Важно, чтобы аудиосказки для детей такого возраста были записаны в подходящем темпе и с соответствующей интонацией, что поможет ребенку понять смысл и вынести для себя что-то поучительное из прослушанного

Становясь старше (в возрасте 3 – 6 лет) дети понимают гораздо больше, поэтому и сказки, которые они слушают, можно несколько усложнить. Теперь сказки могут иметь более сложный, но по-прежнему конкретный сюжет, а герои должны быть хорошо знакомы малышу. Замечательно, если такие сказки записаны в стихах. Они хорошо воспринимаются ребенком и, кроме того, быстро откладываются в памяти.

Детки младшего школьного возраста – большие фантазеры. Им нравится слушать сказки, герои которых чем-то похожи на них. Они любят «примерять» сюжеты на себя. Идеально подойдут сказки о детях примерно такого же возраста.

Занятость родителей не должна лишать их малышей такой важной части детства, как сказки. Это важно для его развития, умственного и духовного, для стабильности его теперешнего эмоционального состояния

Аудиосказки для детей – одно из средств, которые помогут вам качественно заботиться о благополучии вашего ребенка.

Какие сказки читать детям

Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать, что детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки. Что это означает?

Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие несомненно заслуживают внимания.

  • Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл. Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.
  • Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять.

Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:

  1. Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.
  2. Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.
  3. Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.

При умелом использовании сказка действительно становится мощным инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра, которая должна быть приносить удовольствие.

Читаем далее: 

  • Сказки на ночь — приятный ритуал перед сном
  • Что для ребенка лучше – читать сказки или слушать их в аудио-исполнении?
  • Влияние музыки на развитие ребенка
  • Влияние современных гаджетов на детей
  • Значение игры в жизни ребенка

Влияние западных мультиков на детей

Разные сказки — разное влияние

Нельзя скидывать все сказки в один котёл, думая, что все они одинаково полезны для развития личности ребенка. У сказок также есть свои направления, виды, одни из которых лучше развивают восприятие добра и зла, другие учат любить природу, третьи воспитывают доброту и сострадание. В жизни ребенка всех сказок должно быть по чуть — чуть, чтобы воображение малыша развивалось многосторонне, а для этого ему нужен «фундамент» в виде различных волшебных повествований.

Об ожившем мире вокруг

Когда ребёнок начнет говорить, он кроме слов «мама», «папа» начнет говорить «кися», потому что животное его привлекает больше всего. Пушистое, интересное, двигающееся — это положительный образ живого существа, который с помощью сказок еще и оживает, становясь на один уровень с людьми.

Пока ребёнок совсем мал, у него еще нет явных друзей, поэтому сказочные животные становятся для него лучшими товарищами, которые еще и наделены сказочными способностями. К тому же в некоторых сказках животные являются помощниками людей, всегда идущих с ними под руку.

Сказки об оживших предметах и умных животных очень важны для формирования личности ребёнка, поскольку с их помощью он учится быть добрым и внимательным к природе, к растениям, особенно к животным, быть отзывчивым, соучастливым и сопережевательным. Когда для ребёнка каждый жучок является другом, в маленьком сердечке будет меньше злости, коварства, больше любви.

Ребёнку не помешает услышать такие сказки, как «Иван-Царевич и Серый Волк», «Журавль и Цапля», «Коза-дереза», «Колобок», «Петушок-золотой гребешок» и т. д.

Конечно, идеал семейных отношений должны показывать ребёнку его родители, но если вы будете читать ему бытовые сказки о том, какие ситуации бывают в настоящей жизни, он станет больше понимать.

В бытовых сказках главные герои — это люди, попадающие в те или иные ситуации. С юмором, прибаутками и поучениями герои проходят через все преграды и наконец-таки добиваются своей цели. А поскольку главный герой — человек, ребёнок воспринимает его уже не столько как вымышленного персонажа, сколько как действительно существующего героя. А раз он такое смог — значит, и я смогу добиваться своих целей! Бытовые сказки воспитывают в ребенке целеустремленность и рвение, желание поступать правильно.

Яркими примерами станут для ребёнка такие развивающие сказки, как «Сказка о Царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Горшочек-Вари!» и многие другие.

О добре и зле

Практически в любой сказке есть противостояние героя, олицетворяющего зло с героем, полным добра. Но они бывают завуалированы за героями-животными или плохими и хорошими людьми. А есть такие сказки, где добро и зло не имеет реальной оболочки — они являются некими образами, у которых нет ни имен, ни характера — они просто олицетворяют плохую и хорошую сторону нашей жизни. Но практически во всех сказках добро верными способами побеждает зло.

Аудиокниги для детей: за и против

Приводя аргументы в пользу детских аудиокниг, полагаем, нет смысла говорить о том, что они развивают воображение, ведь такой же эффект дает и обычное чтение. Так что мы остановимся на отличительных особенностях аудиокниг перед их «бумажными братьями».

  1. Аудиокнига – это интересное времяпрепровождение для детей и настоящее спасение для родителей, ведь такую книгу очень удобно взять с собой в дорогу. Во-первых, аудиокниги займут меньше места, чем обычные книжки или совсем не займут (ведь их можно скачать даже на ваш мобильный). Во-вторых, в трясущемся транспорте не всегда удобно читать, зато аудиокнигу можно слушать всей семьей в машине или предложить ребенку слушать ее через наушники, если вы едете в общественном транспорте.
  2. Аудиокниги берегут зрение детей. Современные дети и так много времени проводят за компьютером, телевизором, уроками, так что прослушивание книг хоть как-то снизит нагрузки на зрение.

  3. Все детские сказки озвучиваются профессиональными актерами. А, значит, можете быть уверены в том, что ребенок слушает грамотную, четкую и хорошо поставленную речь, что, в свою очередь, положительно скажется на развитии речи и вашего чада. Во-первых, малыш слышит и запоминает сразу правильное произношение слов, во-вторых, учится говорить, подражая диктору.
  4. Прослушивая книги, ребенок учится воспринимать информацию на слух, а это очень важный навык, необходимый, в том числе, в процессе обучения.

Теперь о вреде аудиокниг:

  1. Конечно, самый большой и очевидный минус – отсутствие у ребенка желания читать. У ребенка, привыкшего слушать книги, может пропасть желание и необходимость брать их в руки. Как следствие, визуальная память будет развита слабее, чем слуховая.
  2. Если ребенок постоянно слушает книги через наушники, это  может привести к ухудшению слуха. Нужно быть внимательным в выборе аппаратуры (не пожалейте денег на качественные наушники, даже, если ваш ребенок не так часто ими пользуется), а также следить за громкостью.
  3. Ошибочное мнение, что аудиокниги компенсируют недостаток родительского внимания. Конечно, это не так. Полагая, что раз ребенок с удовольствие слушает аудиокниги, можно уже ему не читать – большое заблуждение. Никакой красивый голос диктора не заменит родительское чтение. Ведь для ребенка это не только способ интересно провести время, прослушав сказку, но и общение с родителями!

В любом случае, помните о том, что аудиокнига – не замена чтению. Это лишь удобное дополнение, которое не должно отбить у ребенка  желание и охоту читать! Помните, что все хорошо в меру! И, чтобы получить максимум пользы от аудиокниги, давайте их слушать ребенку не очень часто.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Как правильно обсуждать прочитанное?

Здесь все будет зависит от возраста и тех целей, которые вы ставите перед собой, обсуждая книгу.

Если говорить про малышей, то обсуждение книги — это по сути обучение речи. Когда мы просим годовалого ребенка: «Покажи, где у лошадки уши», «Найди трактор» — то, по сути, и обсуждаем с ним книгу, вступаем в самую простую коммуникацию. Читая «Колобка» или «Репку», мы можем тренировать память: спрашиваем, кого колобок встретил перед лисой, или за кого схватилась внучка, вытягивая репку.

В 2,5-3 года можно делать упор на понимание образных выражений: «золотая осень», «побежали ручейки» и прочее.

Не бойтесь прерываться прямо в процессе чтения и уточнять, понимает ли ребенок, о чем речь.

С 4 лет готовим малыша к пересказу, к более сложному пониманию текста

Здесь важно задавать такие вопросы, которые научат ребенка структуре изложения: кто главный герой? что он сделал? зачем он это сделал? почему так получилось? Чтобы к 5 годам ребенок, ориентируясь на это, мог сам рассказывать простые истории

Обсуждение смысла прочитанного, вопросы о том, что такое хорошо, а что такое плохо, можно включать примерно с 3,5 лет

Здесь важно делать акцент не только на плохом (почему папа поругал малыша? что он мог бы сделать по-другому?), но и на хорошем — например, обратить внимание на то, как ежик подарил зайчику кусочек Луны, спросить, что ребенок мог бы подарить своему другу

С 3 лет также можно изучать эмоции. Спрашивать, что почувствовал зайчик, когда лиса выгнала его из дома, и прочее.

P.S. Каждые две недели присылаем подборку из 5 лучших статей для детей и родителей. Подпишитесь→

Сказки для детей — читать и слушать онлайн

Весёлые сказки / 4 минут чтения

Шутливая сказка «Бывает!» — о ребятах, которые спорили о том, что может быть, а чего нет. Оказалось, что в мире всё бывает! — Я тебе …

Шутливая сказка «Бывает!» Читать/слушать»

Волшебные сказки / 5 минут чтения

Похититель игрушек — волшебная сказка о том, как однажды злобный гном решил украсть у детей их любимые игрушки и у него это почти получилось… Жил-был …

Похититель игрушек Читать/слушать»

Сказки для малышей / 2 минут чтения

Сказка про девочку однажды заблудившуюся в темноте. Неизвестно, что с ней стало бы, но тут на помощь пришли огоньки парившие в воздухе! Однажды маленькая девочка …

Сказка про девочку и светлячка Читать/слушать»

Сказки о животных / 3 минут чтения

Сказка про кролика и мышку, в которой повествуется о том, как простая жадность может повернуться боком в совершенно неподходящий момент.

Сказка про кролика и мышку Читать/слушать»

Волшебные сказки / 5 минут чтения

Волшебство случается, любила говорить наставница Маюшке. Она верила, что её ученица когда-нибудь сделает нечто бесподобное, и не ошиблась… — Волшебство, Маюшка, это материя, которую невозможно …

Волшебство случается Читать/слушать»

Познавательные сказки / 3 минут чтения

Сортировка мусора для детей — интересный образовательный рассказ, помогающий понять для чего так важно разбираться в сортировке мусора. Сейчас всё больше говорят о сортировке мусора

Сортировка мусора для детей Читать/слушать»

Короткие сказки / 2 минут чтения

Небольшая сказка о малыше обезьяны любящего задавать перевёрнутые вопросы, до тех пор, пока ему не повстречался слон и научил, как правильно. — Мама обезьяна, почему …

Небольшая сказка: перевертышка Читать/слушать»

Сказки для малышей / 2 минут чтения

Сказка для малышей 1-4 года о том, как солнышко приласкало и вырастило маленький, слабый зелёный росток в целое поле цветов! Круглое, яркое солнышко выглянуло из-за …

Сказка для малышей: Солнышко Читать/слушать»

Рассказы / 11 минут чтения

Рассказ «Сезон со звездой КХЛ» — невероятная история, которая приключилась в жизни простого мальчика Никиты, вмиг сделав его знаменитым.

Рассказ: Сезон со звездой КХЛ Читать/слушать»

Весёлые сказки / 4 минут чтения

Весёлая сказка о завтраке у бабушки, который закончился весьма необычно для пса Горыныча, мальчика Гоши и … гречневой каши. Я люблю свою бабушку! Но не …

Весёлая сказка: обычный необычный завтрак Читать/слушать»

Короткие сказки / 2 минут чтения

Кошки-мышки — короткая детская сказка о кошке, которой подарили игрушку, но она ей сначала не понравилась, зато потом принесла массу радости! — Смотри, Зефирка, что …

Кошки-мышки Читать/слушать»

Сказки о животных / 3 минут чтения

Мужик и волк — сказка о том, как однажды мужик обхитрил прожорливого волка, который постоянно воровал у него еду. Повадился как-то серый волк у мужика …

Мужик и волк Читать/слушать»

Аудиокниги для детей: польза или вред?

Огромное огорчение родителям доставляет то, что ребенок отказывается читать книги самостоятельно, воспринимая чтение как неприятную обязанность. Тем не менее, ваше чтение он готов слушать часами, каждый раз выпрашивая дочитать историю до конца. К сожалению, большая загруженность и утомляемость родителей не позволяет посвящать много времени прочтению интереснейших сказок и классических произведений. Возможная альтернатива такому чтению это аудиосказки для детей.

Аудиосказки для детей это совсем не ноу-хау, они существуют уже давно, только в несколько иной форме. Вспомните, как ваши родители включали виниловые пластинки, которые воспроизводились на музыкальном проигрывателе. На самом деле, те сказки практически ничем не отличаются от современных аудиосказок, изменился лишь способ воспроизведения и качество носителей. На смену громоздких проигрывателей пришли аудиофайлы для компьютеров и МP3 плееры. Появилась возможность слушать детские сказки онлайн в интернет.

Преимущества прослушивания детских аудиокниг

Аудиокниги очень удобны не только для детей, но и для родителей. Пока малыш слушает сказку онлайн можно успеть сделать необходимые дела, а ребенок с пользой проведет данное время.

1

Аудиокниги помогают концентрировать внимание и воспринимать большое количество информации на слух, способствуя развитию памяти. После того, как ребенок прослушает сказку онлайн, ему очень захочется поделиться ее содержанием с родителями

Пересказывая услышанное, малыш тренирует память. Такие навыки пригодятся ребенку не только во время учебы, но и во взрослой жизни.

2. Детские сказки озвучиваются профессиональными актерами, поэтому способствуют развитию речи и увеличению словарного запаса. Подражая грамотной речи, хорошо поставленной дикции и актерской игре, ребенок начинает правильно говорить и проявлять артистические способности. Некоторые аудиосказки содержат отрывки из классических музыкальных произведений, что развивает в ребенке музыкальность, хороший вкус и любовь к музыке.

3. Детские аудиокниги берегут глаза ребенка. С каждым годом учебная нагрузка в школе возрастает, и ребенку зачастую становится некогда читать художественную литературу для общего развития. Помимо этого, в современном мире, дети много времени проводят за компьютером и телевизором, что пагубно отражается на здоровье глаз. Благодаря аудиокнигам ребенок знакомится с классической литературой, при этом сохраняет ясное и четкое зрение.

4. Всегда можно скачать сказки на ночь, кроме того, детские аудиосказки помогают занять ребенка в дороге или очереди. Держать книгу в транспорте крайне неудобно и даже вредно, а вот слушать плеер доступно каждому при различных обстоятельствах. Стоит только приобрести наушники, чтобы не мешать окружающим, и Ваш малыш проведет положенное время с пользой, без слез и криков.

Недостатки прослушивания детских аудиокниг

1. Детские аудиокниги могут отбить охоту к чтению книг — привыкнув слушать, ребенок практически совсем перестанет читать. Умение воспринимать информацию на слух будет развито хорошо, а с визуальным восприятием могут возникнуть проблемы.

2. Некоторые родители ошибочно считают, что аудиокниги для детей способны компенсировать недостаток внимания со стороны родителей, отвлечь и занять ребенка. Конечно, работа отнимает много сил и времени, но неужели сложно выкроить полчаса в день и почитать ребенку вслух перед сном? Если ребенку придется выбирать между голосом диктора и голосом матери — можете быть уверены, он выберет мать.

3. Злоупотребление прослушивание через наушники может привести к ухудшению слуха. Оптимальный вариант — выводить звук на колонки, но тогда окружающим придется слушать аудиокнигу вместе с ребенком. При этом при умеренном использовании наушников никакого вреда от них нет, но если слишком часто пользоваться наушниками на большой громкости, визита к отоларингологу не миновать.

Можно совместить прослушивание аудиокниги с чтением обычной книги. Так ребенок будет воспринимать информацию и на слух, и визуально. Особенно это полезно, если ребенок испытывает трудности с одним из видов восприятия информации — второй вид будет как бы «на подхвате».

Детская аудиокнига должна не заменять чтение (как родителями вслух, так и самим ребенком про себя), а дополнять его. Не стоит использовать аудиокниги как способ отделаться от ребенка. И по возможности давайте ребенку слушать аудиокниги не через наушники, а через колонки; если вы все-таки используете наушники, они должны быть качественным.

Зачем нужны аудиосказки?

Время течет быстро, и важно идти с ним в ногу. Консервативность некоторых родителей создает проблемы как им самим, так и ограничивает возможности для развития их детей

Использование современных технологий в воспитании и заботе о ваших малышах сегодня так же естественно, как прогулки на свежем воздухе или дневной сон.

Роль сказок в развитии ребенка

Сказки помогают развить фантазию ребенка, показать малышу отличия между добром и злом. Таким образом, формируется внутренний мир детей: они раньше начинают говорить, их речь лучше поставлена, их словарный запас гораздо более разнообразен. Дети понимают, как правильно поступать в различных ситуациях, как легко принимать неудачи, радоваться чужим успехам. В сказках ясно видно, какие качества характера присущи хорошим людям, а какие – плохим.

С помощью сказок можно корректировать поведение и реакции ребенка. Если сказка правильно подобрана, она научит малыша именно тому, что вы бы хотели в него вложить.

Нормально и даже правильно, если ребенок слушает одну и ту же сказку несколько раз. Так он лучше воспринимает смысл повествования и большему учится. Вероятно, если ребенок услышит сказку, когда будет чуть взрослее, он воспримет ее по-новому.

Мама или колонки?

Кто-то скажет, что, несмотря ни на что, основная суть чтения сказок – личный контакт родителя и ребенка, и предпочтет сказки для детей на ночь читать самостоятельно. Безусловно, личный контакт всегда играет ключевую роль в отношениях, однако использование аудиосказок никоем образом не отдалит малыша от вас. Напротив, именно так вы проявите свою заботу о нем, потому как высвободите время для других важных дел без ущерба ребенку.

Занятые люди, которые при этом все же являются приверженцами самостоятельного чтения, также могут использовать аудиосказки для детей на пользу своей семьи. Например, они могут заранее в течение дня, например, в дороге, прослушать сказку, и тогда вечером у родителя уйдет не так много времени и сил на рассказ.

Возраст, с которого дети начинают слушать сказки

С момента рождения родители могут начинать читать сказки своим детям. Даже новорожденным малышам нравятся мелодичный звук речи и мягкие звуки, которые могут успокаивать и увлекать их в мир фантазий.

Однако, активное слушание и понимание сказок начинаются примерно в возрасте двух лет. Этот возраст считается оптимальным для ознакомления детей с разнообразными и интересными сказками. В этом возрасте дети начинают активно осваивать язык и легко запоминают слова и выражения из сказок.

Важно отметить, что выбор сказок должен быть соответствующим возрасту ребенка. Для самых маленьких детей подойдут простые и короткие сказки с большим количеством картинок

Постепенно, с ростом ребенка, можно увеличивать сложность и длительность сказок, добавлять интересные персонажи и развивать сюжетные линии.

Чтение сказок развивает воображение, внимание и память у детей. Они учатся слушать и понимать текст, узнают разные жанры и сюжеты, а также развивают свой словарный запас

Благодаря сказкам, дети учатся эмоционально откликаться на происходящее в истории и воспринимать мир вокруг себя.

ВозрастРекомендации
2-3 годаЧитайте короткие и простые сказки с большим количеством картинок.
3-4 годаВыбирайте сказки с более сложным сюжетом и персонажами.
4-5 летИстории уже могут быть длиннее, с более сложным языком.
6-7 летРассказывайте интересные и занимательные сказки с моралью.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и некоторым детям может быть интересно слушать сказки на более раннем или позднем возрасте. Важно следить за эмоциональным состоянием ребенка и его реакцией на сказки, чтобы подобрать наиболее подходящие и интересные истории

Чтение вслух приучает… читать!

Мы говорим сейчас не только о любви к чтению, как таковому. Даже если ребенок не полюбит чтение как развлечение, он сформирует навык получение информации из книг.

Даже не зная ни одной буквы, ребенок, перед глазами которого периодически раскрыта книга, привыкает неторопливо пробегать строчки глазами, сопоставлять текст с иллюстрацией, охватывать страницу взглядом целиком, а затем постепенно выхватывать детали…

Поколению мам, у которых было вполне «ламповое» детство, это кажется даже не навыком, а какой-то несущественной ерундой. Между тем у ребенка, который с младенчества видит перед собой экран телевизора или компьютера эта способность формируется либо гораздо позже, либо не формируется вообще!

Каким бы ярким и красочным не был мультфильм, внимание сосредоточено на главных героях: действие постоянно меняется, незачем, да и некогда сосредотачиваться на фоне, оценивать картинку в целом, изучать ее последовательно…

Детское чтение – интерактивное

Многие родители даже не придают значения тому, насколько активно дети слушают их чтение. Они реагируют на действия ребенка неосознанно: делают паузы, если малыш смеется, хочет что-то переспросить, повторяет понравившуюся ему реплику героя и так далее. Они могут объяснить незнакомое слово, дополнительно комментируют действия героев, дают характеристики им и их действиям.

Такое чтение не только развлекает, но развивает ребенка и в интеллектуальном, и в эмоциональном плане. Аудиокнигу и чтеца-родителя можно сравнить с обучением по учебнику и в классе с учителем: конечно, информацию можно получить и из учебника, но живой педагог сумеет чутко подстроиться под потребности воспитанника.

Плюсы прослушивания детских аудиокниг

Уже понятно, что аудиокниги удобны не только детям, но и их родителям. Пока ребёнок слушает запись сказки, то есть с пользой проводит время, взрослые успевают сделать кучу важных дел. Классические сказки способствуют развитию детской фантазии и мышления, по ним дети учатся отличать добро от зла, начинают усваивать ценности окружающего мира.

С помощью аудиокниг ребёнок учится концентрировать внимание, они способствуют развитию его памяти, поскольку ему приходится воспринимать на слух большой объём информации. После прослушивания аудиосказки ребёнок наверняка захочет обсудить её с родителями, а пересказ услышанного также тренирует его память

Подобные навыки окажутся востребованными не только в школе, но и в последующей жизни.

Прослушивание детских сказок пополняет словарный запас малышей. К тому же, их читают профессиональные актёры, помогая развитию речи ребёнка. Он начинает подражать грамотной речи, актёрской игре и внятной дикции, поэтому и сам проявляет больше артистических способностей и начинает говорить правильно. В некоторых аудиосказках присутствуют отрывки классической музыки, что способствует развитию у ребёнка любви к музыке, хорошего вкуса и музыкальности.

Глаза ребёнка не устают от аудиокниг. Школьная учебная нагрузка каждый год возрастает, и ребёнку становится элементарно некогда читать для развития художественную литературу. К тому же, современные дети слишком много времени тратят за телевизором и компьютером, которые отрицательно сказываются на их зрении. Аудиокниги позволяют ознакомиться с классической литературой, сохраняя при этом чёткое и ясное зрение.

Есть аудиозаписи сказок для отхода ко сну, а также такие, которые могут развлечь ребёнка в очереди или дороге. В тесном транспорте очень неудобно держать раскрытую книгу, а читать там особенно вредно для зрения, зато ничто не мешает прослушивать аудиоплеер. Конечно же, следует использовать наушники, чтобы не мешать окружающим.

Любые сказки, в том числе и их аудиовариант, вносят существенный вклад в воспитание ребёнка, развивают его творческий потенциал, учат хорошим манерам. Они успокаивают нервную систему, позволяют ребёнку избавиться от страхов и необоснованных капризов, активизируют работу мозга, способны даже нейтрализовать детскую гиперактивность.

Зачем слушать аудиосказки

Рассказываем, какие возможности открывают аудиокниги для детей и родителей

Проблема нечитающих детей волнует родителей уже не один десяток лет. Даже малыши быстро обрастают гаджетами и перестают интересоваться книгами, но может все дело в том, что они еще не почувствовали вкус к хорошей литературе?

Рассказываем, как аудиозаписи «Щелкунчика» и «Кота в сапогах» помогают справиться с этой и многими другими проблемами, касающимися развития ребенка.

Формируют грамотную артистическую речь

Одно из главных достоинств аудиокниг для детей в том, что их, как правило, озвучивают профессиональные актеры. Первые радиоспектакли в записи появились уже в 30-х годах, позже они выпускались на пластинках, так что преимущество аудиосказок родители и психологи оценили еще в XX веке. Слушая хорошую аудиокнигу, ребенок копирует произношение и интонацию чтеца, приучаясь таким образом говорить правильно.

Алексей Алексеевич Косенко, педагог-психолог, специалист КРО (коррекционно-развивающего обучения)

Концентрируют внимание на устной информации

Мнение о том, что аудиокниги воспринимать проще — ошибочно

Слушатель не может вернуться на несколько страниц назад, чтобы освежить в памяти сюжетную линию, и ему приходится концентрировать внимание на мельчайших деталях, чтобы не запутаться в истории. Так ребенок учится воспринимать информацию на слух, и в будущем этот навык очень пригодится ему на школьных уроках и университетских лекциях

Слушайте Кот в сапогах — Сказки на Яндекс.Музыке

Помогают занять ребенка в пробке или метро

Аудиокнига — хороший способ оторвать малыша от планшета в тот момент, когда вы физически не можете его занять. Читать в дороге или поезде метро не всегда удобно, а вот включить запись можно и там. Возможно, у вас даже останется время обсудить услышанное.

Помимо классических всеми любимых сказок, для совместного чтения детей и родителей отлично подойдут книги Гарриет Манкастер об удивительной Изадоре Мун. Небольшие главы и динамичный сюжет не дадут маленькому слушателю заскучать. Эти истории легко читать вслух: у Гарриет очень легкий, увлекательный слог. Кроме того, можно рассматривать красивые картинки, которые есть почти на каждой странице. После прочтения (или прослушивания) будет здорово обсудить с ребенком главную мысль всей серии: быть собой и отличаться чем-то от других — это не страшно, а, наоборот, хорошо. Каждый из нас уникален — и в этом наша главная ценность!

Надежда Сергеева, редактор Отдела подростковой литературы

Кроме того, если вы сами слушаете аудиокниги в пробке, возникает семейная традиция увлечения литературой.

Разгружают детей и родителей

Будем честны, в современном мире много работают все. Школьники прогибаются под грузом домашних заданий и дополнительных занятий, а родителям нередко приходится подрабатывать, чтобы эти занятия оплатить. В таких условиях сказка на ночь — не традиция, а роскошь. И здесь аудиокнига может оказаться незаменимым помощником. Уставшим взрослым она экономит время, а детям, которым приходится целыми днями смотреть в учебник или на экран компьютера, бережет зрение. Однако не стоит этим злоупотреблять.

Виктория Кожедуб, шеф-редактор Отдела детской литературы

Прививают вкус к хорошим историям

И все-таки для увлечения чтением аудиокниги могут быть очень полезны. Поскольку записи прослушать быстрее, чем прочесть настоящую книгу, с их помощью ребенок может познакомиться с большим количеством историй, что поможет ему найти ту-самую-книгу, после которой он раз и навсегда полюбит чтение.

Екатерина Юрьевна Матвеева, ст. науч. сотр. лаборатории нейропсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий